Воспитание нравственных чувств убеждений этического сознания нравственное воспитание

Консультация к педсовету «Формирование нравственных чувств и этического сознания у детей дошкольного возраста»

Ангелина Полеева
Консультация к педсовету «Формирование нравственных чувств и этического сознания у детей дошкольного возраста»

Нравственность – личная форма этического сознания, область свободных и ответственных поступков личности, её внутренних мотивов и побуждений творить добро.

Нравственные чувства – переживание человеком своего отношения к поступкам и действиям, регулируемыми нормами нравственности. Нравственные чувства наряду с интеллектуальными и эстетическими относятся к высшим чувствам, наиболее богатым по содержанию и сложным по структуре. К сфере нравственных чувств относятся: сопереживание, сочувствие, эмпатия, чувства долга, ответственности за результаты своей деятельности, честь, ответственность за свое поведение и т. д.

Нравственное (этическое) сознание — отражение в сознании человека принципов нравственности, т. е. норм поведения, регулирующих отношение людей друг к другу и к обществу. Нравственное сознание выражается в форме нравственных понятий и убеждений. Важнейшими нравственными понятиями являются добро, долг, справедливость, совесть, честь, счастье. Содержание нравственного понятия связано с оценкой и поступка, и его мотива.

Поведение, обусловленное нравственными нормами и принципами, регулирующими отношения людей в обществе, принято считать нравственным поведением. Важнейшим условием воспитания нравственного поведения является формирование нравственного сознания, нравственных понятий, нравственных чувств. Из определений нравственных понятий вытекает взаимосвязь и взаимозависимость задач нравственного воспитания.

Нравственноеповедение личности имеет следующую последовательность:

жизненная ситуация ® переживание ® осмысление ситуации и мотивов ® выбор и принятие решения ® стимул ® поступок.

В сфере нравственного развития в дошкольном возрасте 3 составляющие:

1. нравственное сознание (оценка, суждение);

2. нравственное поведение (добровольное следование нормам в отсутствии внешнего контроля);

3. нравственное переживание (стыд, сопереживание).

В дошкольном возрасте развитие нравственных оценок по-прежнему неразрывно связано с оценками взрослого.

Таким образом, для формирования привычек нравственного поведения у детей дошкольного возраста в детском саду,используются следующие методы:

1. Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта

Этическая беседа — это беседа на моральные темы. Функция её — моральное воздействие на сознание и поведение детей с целью формирования и развития обобщенных нравственных представлений и понятий,на основе которых воспитывается убежденность. Большое значение имеет этическая беседа и для развития у детей умений правильно оценивать свое отношение к поступкам сверстников и своим собственным. Источником бесед является взаимоотношение детей, поступки героев художественных произведений, мультфильмов, спектаклей. Этические беседы могут быть коллективные и индивидуальные.Назначение индивидуальной беседы: опираясь на особенности и возможности отдельных детей, на специфику их поступков, «поговорить по душам», оказать воздействие на сознание, на поведение ребенка.

С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т. д.

2. Чтение и анализ художественных произведений, например, В. А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К. Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница». Эстетический фон занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности воспитатель включает детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, воспитатель организует выставки работ.

Читайте также:  Как снизить стресс у подростков

3. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми воспитатель использует коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры.При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего – школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.

Можно порекомендовать использование таких игр и упражнений:

• направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»);

• направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты»);

• направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай кто я», «Зоопарк», «Скульптор», «Где мы были – вам не скажем, а что делали — покажем»);

• направленные на овладение детьми вербальными средствами общения («Подари цветок», «Молчанка», «Большой разговор», игра интонациями);

• направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают») и др.

4. Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т. п., выслушивание, смех над шутками ребенка — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.

Воспитание культуры поведения, нравственных привычек осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.Здесь необходимо помнить про единство следующих принципов обучения и этикета:

принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.

принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.

Основные способы педагогического воздействия на детей:

1.Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

2.Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

З.Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором.

4.Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5.Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.

6.Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

Условия необходимые для успешного осуществления формирования у детейпредставлений о дружеских взаимоотношениях:

• Создание в детском учреждении правильного стиля взаимоотношения между взрослыми;

• Правильный стиль общения между педагогами и родителями;

• Высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми.

• Создание психологического комфорта в группе.

«Добрые дела» задачи: формирование мотивации на совершение добрых поступков. формировать умение оценивать поступки людей (плохие и хорошие дела) ход игры:.

Консультации для воспитателей по духовно-нравственному воспитанию детей Консультации для воспитателей по духовно-нравственному воспитанию детей. Мы, педагоги, воспитатели пример и образец поведения для своих.

Источник

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у детей

Детство – начало всех начал. Это незабываемое и неповторимое время, когда ребенок учится не только ходить и говорить, но и воспринимать окружающую действительность. От того, какие отношения у него сложатся с окружающим миром, зависит его характер и поведение в будущем. Воспитание нравственных чувств и этического сознания – главная задача воспитания, основы которого закладываются в семье.

Читайте также:  Как мужу поднять настроение смс

Душа маленького человека подобна цветку, который расцветает под мудрым и чутким руководством хорошего садовника. Духовное воспитание, нравственность, четкие разграничения понятий добра и зла помогут маленькому зернышку превратиться в прекрасный бутон, который своим цветением будет приносить радость окружающим.

Семья и нравственность

Проблема нравственного воспитания волновала умы великих ученых, педагогов и исследователей с самых давних времен. И это неудивительно. Ведь нравственная личность служит оплотом любой государственной системы.

Главная роль в воспитании нравственных чувств принадлежит, безусловно, семье. Уклад жизни, семейные традиции и личный пример способствуют развитию или отрицанию норм морали, нравственности и добра.

Последнее время участились случаи детской преступности, подростковой наркомании и алкоголизма. Все эти случаи связаны с недостатком родительской опеки и внимания. Ведь взрослые так заняты вопросом материальных благ, что часто забывают о том, что у них есть дети.

Ребенку мало дать еду, одежду и обеспечить достойные условия проживания. Только привитие чувства прекрасного, приобщение к искусству и постоянная демонстрация нравственного поведения могут воспитывать всесторонне развитую, гармоничную личность, которая сможет добиться успеха на любом поприще.

Следовательно, воспитание нравственных чувств позволяет достигать целей, поставленных перед личностью, исключительно нравственными способами.

Как ребенок будет вести себя в сложных жизненных ситуациях, сможет ли он достойно перенести возрастные кризисы и сложности взаимоотношений с ровесниками и взрослыми зависит от семейного воспитания. Только родители, демонстрируя определенный стиль поведения, смогут донести до развивающейся личности правильность нравственных убеждений.

Влияние педагогического процесса на воспитание нравственности

Так как в семье закладываются основы этического и нравственного воспитания, школа, как основной источник образования, обязана продолжить и углубить те понятия, которые ребенок получил дома.

Переоценить роль учебного процесса в данном вопросе сложно. Развиваясь и обучаясь в социуме (а школа является той социальной средой, которая на протяжении многих лет окружает личность по мере ее взросления и развития), ребенок совершенствует свои познания в области нравственности и морали. И здесь очень важна роль учителя, который на своих занятиях решает комплекс задач, направленных на формирование личности младшего школьника или подростка, следит за их нравственным развитием.

Весьма эффективно нравственное воспитание будет в тесном взаимодействии педагогической системы и семьи. Такое сотрудничество будет плодотворным и действенным, если воспитательные действия, направленные на ребенка, будут согласованными и едиными.

Что же включает в себя нравственное воспитание? Рассмотрим основные нравственные критерии, которые должны привить педагоги совместно с родителями:

  • Выбор нравственного пути;
  • Обретение смысла жизни, основанного на этических нормах;
  • Чувства справедливости и милосердия;
  • Разъяснение понятия чести и достоинства;
  • Привитие уважения и любви к родителям и предкам;
  • Развитие чувства ответственности и долга;
  • Умение уважать чувства и достоинство других людей;
  • Забота о ближнем;
  • Помощь слабым;
  • Честность по отношению к себе и другим людям;
  • Воспитание чувства толерантности и духовной культуры;
  • Представление о вере.

Безусловно, невозможно осветить все качества духовно богатой личности, которую стремятся воспитать педагоги и семья. Однако главная задача, которую предстоит решить педагогическому коллективу, состоит в том, чтобы научить ребенка радоваться жизни во всех ее проявлениях, а также преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.

Умение признавать и исправлять собственные ошибки – важная черта духовной личности.

Весьма интересны с точки зрения нравственного воспитания авторские программы по различным учебным дисциплинам:

  1. Русскому языку и литературному чтению;
  2. Православной культуре;
  3. Светской этике;
  4. Окружающему миру.

Маленькие дети восприимчивы к тому, что видят и слышат. Они чисты душой, и нравственные позиции добра им очень близки. Задача родителей и педагогов не только сохранить эту нравственную чистоту, но и развить ее во всех проявлениях. А это невозможно без воспитания любви к своей семье, городу, стране.

Читайте также:  Плакаты для психолога эмоции

Патриотизм и воспитание

Воспитание чувства патриотизма начинается с самого раннего возраста.

Родина для малыша – это дом, улица, родной город, который представляется ему большой страной. Ребенок не понимает всех масштабов патриотизма, да ему этого и не нужно. Задача родителей развивать привязанность к близким людям и родному дому, постепенно расширяя ее границы. Ведь именно в семье начинается становление гражданина.

Патриотическое воспитание начинается через повседневные отношения в быту и основывается на привязанности к родным и близким людям. Семья должна показать основы крепких отношений, которые базируются на истории своего рода.

Педагогическая система продолжит развитие патриотического воспитания, заложенного в семье. Ведь образование обязано воспитывать патриотов своей страны, которые станут достойными гражданами правового и демократического государства.

Воспитание патриотизма должно основываться не только на привитии любви к родному краю, своей родины, но и на чувстве уважения к другим национальностям и религиям.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основные задачи педагогического процесса патриотического воспитания:

  • Привитие уважения к малой Родине;
  • Развитие качеств трудолюбия;
  • Воспитание интереса к традициям родины, ее истории;
  • Формирование и постоянное углубление правовых знаний;
  • Знакомство с главными символами страны;
  • Развитие чувства толерантности.

Все эти задачи решаются педагогами на различных этапах деятельности детей:

  • На учебных занятиях;
  • Во внеурочной деятельности;
  • В трудовой практике;
  • Через социальные отношения.

Учитывая то, что для детей характерна неустойчивость внимания и быстрая утомляемость, необходимо постоянно менять виды деятельности. При этом работа по нравственному и патриотическому воспитанию должна проводиться систематически, дополняя и расширяя уже полученные знания.

Советы родителям

Вы прилагаете все усилия, чтобы ребенок вырос высоконравственной личностью, а он, придя из школы, с удовольствием демонстрирует познание в области матерных слов или замахивается на бабушку, когда она делает замечание. Почему так происходит?

Невозможно оградить детей от влияния внешних факторов. Можно бесконечно долго запрещать дружить «с этим мальчиком», который научит плохому, считая, что таким образом можно изолировать ребенка от дурного влияния. Но на смену одному плохому мальчику может прийти другой, а ваш ребенок так и не поймет как, да и зачем нужно сопротивляться этому влиянию.

Почему одни дети старательно избегают неприятностей, а к другим они просто «прилипают»? Скорее всего, потому, что у одних детей выработался своеобразный иммунитет против дурного влияния, а других малышей родители тщательно оберегали от его проявлений. Такие малыши чаще всего и становятся жертвами отрицательных привычек и плохого влияния.

Нравственное воспитание мало привить, им нужно руководить! Неверно считать, что если вы оградили дитя от худших проявлений жизни, то, повзрослев, он научится справляться с ними сам. Как-нибудь. Ведь вы же честно рассказывали ему о том, как нужно правильно поступать! Не научится. Потому что нравственность – это не теоретические познания, а стиль жизни, которому учатся только на практике. Вот почему ребенок с удовольствием произносит матерные слова, не подозревая, что это слова, которые воспитанный человек произносить не должен.

Не стоит чрезмерно оберегать ребенка, его нужно знакомить и с отрицательными проявлениями жизни. При этом грамотно руководить его поступками, вырабатывая нравственное восприятие происходящего.

Малыши легко поддаются влиянию. И взрослые должны постараться, чтобы это влияние оказывали они. Для того чтобы вырастить нравственного человека, важно в самом начале жизни заложить в его сознании важные нравственные критерии. А также научить применять их в повседневной жизни.

Успешное воспитание нравственных качеств в детстве – уверенность в зарождении нравственной силы, которая позволит не поддаться ни на какие отрицательные влияния.

Источник

Оцените статью