Нравственное развитие дошкольников через экологическое образование
Татьяна .Козекаева
Нравственное развитие дошкольников через экологическое образование
Аннотация: В статье раскрывается необходимость использования экскурсий, прогулок, различных игр, художественной литературы, конкурсов, экологических акций в работе с детьми и родителями для повышения эффективности нравственно — экологического образования детей дошкольного возраста.
«Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».
В. А. Сухомлинский
Важным направлением развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении является его нравственное воспитание и развитие.
Цель нравственного воспитания дошкольников — формирование нравственных качеств: гуманности, трудолюбия, гражданственности, коллективизма. Особая роль в нравственном воспитании, особенно в воспитании патриотизма, отводится природе, так как родная природа постоянно окружает ребёнка и понятна ему.
В дошкольном возрасте идёт активное накопление нравственного опыта.
Дети учатся сопереживать природе, олицетворять её.
Поэтому экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.
Азы нравственно — экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений об окружающем мире, способностью осознанного поведения в природной среде.
Чтобы повысить эффективность нравственно — экологического образования,в нашем детском саду используются различные формы и методы работы: нод, экскурсии, целевые прогулки, использование художественной литературы, дидактические игры, проведение различных опытов и экспериментов, составление проектов с детьми и родителями.
Экскурсии мы проводим в лес, в парк, на луг в различное время года, потому что они содержат большой материал для познания окружающего мира и воспитания доброты, милосердия и внимательности.
Именно экскурсии способствуют развитию нравственных качеств ребенка, познавательного интереса, логического мышления, расширению кругозора, активизации внимания.
На ежедневных прогулках, во время которых используется один из основных методов – метод наблюдения, ведём наблюдения за живой и неживой природой. Особенно нам помогает в этом экологическая тропа, созданная на территории детского сада.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, и стремится к активной деятельности. Поэтому в группе имеется «Центр экспериментирования»где с детьми ставим различные опыты: «Что нужно для питания растениям?», «Для чего корешки?», «Как увидеть движение воды через корешки?», «Есть ли воздух в почве?», «Где лучше растёт лук?» и другие.
В работе с детьми сейчас актуален метод проектов.Дети участвовали в проектах: «Белоствольная берёза», «Зимующие птицы», «Огород на окне».
Интересно прошли экологические занятия на темы: «Покормим птиц», «Берегите животных», «Экологическая тропа осенью», «Во саду ли, в огороде», «Луга и леса нашей Родины»; «Уроки доброты», экологические конкурсы, обсуждение и проигрывание ситуаций.
Большое значение имеют экологические игры: дидактические, игры – моделирование экосистем.
Воспитание экологической культуры: доброты, заботы, милосердия невозможно без использования произведений художественной литературы, которая глубоко воздействует на чувства детей. В группе имеется «полочка умных книг», где находятся различные книги о природе, энциклопедии «Как живут животные?», «Маленькому почемучке о птицах, о море» и другие.
Следуя теории А. Н. Леонтьева, можно сказать, что в деятельности проявляется отношение личности к окружающей среде, необходимо формировать у дошкольников нравственную позицию по отношению к природе, деятельную любовь к ней, которая выражается «не только в любовании., но и в доступной детям деятельности по охране природы», т. е. в осознанном поведении.
Основой экологически направленной деятельности является детская трудовая деятельность.
Практическая деятельность детей проявляется в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке цветов и в уходе за ними, в посадке овощей на огороде, в посадке огорода на окне, участие в подкормке зимующих птиц, в уходе за комнатными растениями.
Работая с детьми по нравственно – экологическому воспитанию, мы создаём условия для каждого ребёнка любить и беречь окружающий мир и считаем, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи.
Семья является фундаментом нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим развитием.
Вопросы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников посредством экологическоговоспитания у детей выносились на обсуждение родителей в разной форме: консультации в папках-передвижках, родительские собрания, круглые столы.
Родители участвуют в конкурсах, изготавливают совместно с детьми поделки из природного материала.Проведены выставки: «Дары осени», «Осенняя фантазия». Прошла экологическия акция «Поможем птицам» (изготовление родителями кормушек).
Экологическая, а так же нравственная проблема — одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении.
Формируя гуманное отношение к природе,мы исходим из следующего: главное чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников по программе «Социокультурные истоки» через проектную деятельность «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников по программе «Социокультурные истоки» через проектную деятельность». Котельникова.
Экологическое воспитание и развитие дошкольников Проблема экологического воспитания и развития дошкольников является одной из самых актуальных в современном образовании. Дошкольный возраст.
Конспект НОД по ФКЦМ «Волшебница вода» НОД Познание (Формирование целостной картины мира): «Волшебница вода». ЦЕЛЬ: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их.
Экологическое образование детей дошкольного возраста Экологическое образование для детей дошкольного возраста. Планирование воспитательной работы: 1) Почему эта проблема актуальна. 2) Метод.
Духовно-нравственное развитие дошкольников через реализацию проекта «Страна берёзового детства» В нашей стране после перехода к новым социально-экономическим и политическим условиям в значительной степени разрушилась не только прежняя.
Духовно — нравственное развитие личности ребёнка через сохранение народных традиций на музыкальных занятиях в детском саду. «Высокое назначение духовного и практического опыта народа, национального искусства заключается, прежде всего, в его многофункциональной.
Влияние сюжетно-ролевой игры на социально-нравственное развитие дошкольников Согласно теории видного отечественного психолога Д. Б. Эльконина, именно внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной.
Выступление на районном семинаре «Духовно-нравственное становление детей через экологическое воспитание» «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были.
Экологическое образование в дошкольном возрасте Паспорт экологической тропы МКДОУ ЦРР д\с № 9 1 Пояснительная записка В наши дни экологическое образование является одной из актуальнейших.
Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни через наблюдения. Ж. Р. Думанишева, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида№21» ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ.
Источник
Воспитание нравственных чувств у дошкольников через экологическое развитие
Дата публикации: 15.11.2017 2017-11-15
Статья просмотрена: 681 раз
Библиографическое описание:
Замятина, В. В. Воспитание нравственных чувств у дошкольников через экологическое развитие / В. В. Замятина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 287-288. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46430/ (дата обращения: 13.10.2021).
Следует отметить, что красота живой природы — это экологический феномен: красивыми являются объекты, находящиеся в экологически полноценных условиях жизни, в которых они себя хорошо чувствуют, проявляют свою приспособленность, жизненную силу. Поэтому очень важно художественно-эстетическое развитие дошкольников.
В последнее время очень остро стоит вопрос экологии. На протяжении веков люди брали у природы всё, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях.
Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. А формирование экологической культуры легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения.
В работе с дошкольниками особое внимание уделяется созданию условий для формирования нравственных качеств личности, таких, как доброта, милосердие и внимательность у детей дошкольного возраста, создание условий для активной познавательной деятельности дошкольников (предметно-развивающей среды) и формирование бережного отношения к природе, а также экологическое просвещение родителей. Опыт показывает, что большинство детей с большим интересом относятся к знаниям о природе, но зачастую, знания черпают из рекламы, мультфильмов, а они бывают неверными. Неверная информация приводит к формированию у ребенка искаженных представлений об окружающем мире.
Следует отметить, что одним из важных элементов при создании предметно-развивающей среды в детском саду является ее правильная организация и экологизация с учетом возрастных особенностей детей. Эколого — развивающая среда должна быть обогащенной:
1) цветники (находятся на территории всего детского сада, где посажены разнообразные виды растений и цветов);
2) минилаборатория (база для исследовательской деятельности: оборудование и материалы для проведения опытов и экспериментов);
3) уголок природы, где сосредоточен видовой состав комнатных растений с учетом целей обучения и воспитания;
4) мини-огород (используется с целью выработки у детей навыков ухода за растениями; знакомства с культурными и дикими растениями; для наблюдений за условиями произрастания и ухаживают за посаженными цветами на клумбах);
5) уголок нетронутой природы (должен находиться за пределами детского участка, там произрастают различные дикорастущие травы и кустарники);
6) фруктовый сад;
7) птичий дом (скворечники);
8) экологическая тропа: это маршрут по территории детского сада, хорошо озелененного и имеющего интересные природные объекты и другое.
Каждое созданное в саду экологическое пространство имеет широкое значение для экологического образования воспитанников.
Работу по экологическому воспитанию дошкольников необходимо проводить, начиная с младшего возраста. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослыми практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия. Задача младшего дошкольного возраста — заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного — двух условий для их жизни. Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:
‒ разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами;
‒ участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними;
‒ проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4–5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
‒ совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями — дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
‒ рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
‒ проведение экологических занятий один раз в две недели;
‒ проведение экологических досугов.
Таким образом, формирование нравственных чувств осуществляется через экологическое воспитание, которое интегрируется во все образовательные области.
Для формирования внимательности у детей старшего дошкольного возраста немалое значение имеет исследовательская или поисковая деятельность. Чтобы познать ребенку окружающий мир, ему необходимо его исследовать. В ходе поиска он уточняет, проясняет свои представления о нём.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Еще одна важная, форма работы — проектная поисковая деятельность, которая подводит детей к самостоятельным выводам о хозяйственной деятельности человека, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.
При организации познавательная и практическая деятельности используются наглядные методы, которые способствовали развитию внимательности, сосредоточенности. Одним из наглядных методов, который, используется чаще всего, являются сравнительные наблюдения, представляющие особую ценность для развития мыслительной деятельности детей. Такие наблюдения дают ребенку возможность найти в объекте отличия, сходства, сделать соответствующие выводы, установить причинно-следственные связи.
Воспитание доброты, заботы, милосердия помогает чтение художественной литературы, например: произведения таких популярных писателей, как В. Снегирев, И. Сладков, В. Бианки и экологических сказок Н. Рыжовой.
Таким образом, осуществляя экологизацию различных видов деятельности ребенка, развивающей предметной среды, интегрированной организованной образовательной деятельности, экологического просвещения родителей проходит работа, направленная на становление осознанно-правильного отношения детей к природе, развитие речи, а также их индивидуальных качеств: доброты, милосердия и заботы; умение видеть неблагополучие в природе, сопереживать слабым существам.
- А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Пособие для работников дошкольных учреждений-М; ТЦ СФЕРА,2004-с.5–8.
- С. Н. Николаева «Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта», Дошкольное воспитание № 5; 2014г.
- С.Н. Николаева «Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» \\Дошкольное воспитание, № 6, 2014г.
Источник