Воспитание нравственных чувств искусства

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства

Юлия Пономаренко
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства

Актуальность темы. Вопросы нравственного развития человека волновали общество во все времена. Особенно сейчас, когда чаще можно встретить насилие и жестокость, проблема нравственного воспитания становится более актуальной. Просчеты нравственного воспитания связаны с жизненными противоречиями.

Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности своего народа.Как часто звучат в наше время слова: «падение нравственности», «деградация общества». Сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственно-патриотического воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам своей страны, он должен научиться сопереживанию вообще как человеческому чувству. Любование просторами края, его красотой и природными богатствами возникает тогда, когда ребенка научили видеть красоту непосредственно вокруг себя.

Одно из наиболее сильных средств воздействия на эмоции и чувства – искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста.

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. Следует научить ребенка видеть окружающий мир через искусство.

Искусство помогает дошкольникам воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Оно создает тот эмоциональным фон, на котором легче усваиваются знания.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — понятие широкое. В его основе лежит формирование нравственных чувств. Это сложный педагогический процесс, который является одной из основных задач ДОУ. Многие впечатления ребенком глубоко не осознаны, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Необходимо расширять знания ребенка, опыт, уважение к прошлому не только на обычном занятии по нравственно — патриотическому воспитанию, но и через изобразительно-художественную деятельность. От взрослого во многом зависят интересы ребенка, поэтому особенно важны активная позиция педагога, его желание и умение сформировать у детей ощущение, осознание себя частью своей Родины. Если провести обычное занятие по изобразительно-художественной деятельности, оно даст мало знаний ребенку по данной теме. Знания необходимо расширять и углублять. В этом помогут комплексные, интегрированные занятия, совместная образовательная деятельность в центре изобразительного искусства. Нравственные качества не могут сформироваться у ребенка путем естественного «созревания», для этого необходимы дополнительные пособия, формы и методы работы, определенные этапы.

В соответствии с ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Становление художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом.

•расширение и углубление опыта общения с миром искусства;

•развитие художественно-эстетического восприятия;

•формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;

воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства.

Главными задачами являются:

•развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной — деятельности, рассматривании произведений искусства;

•учить понимать художественный образ произведения;

•формировать знания о жанрах и видах изобразительного искусства,

•развивать способности при использовании разных изобразительных материалов;

воспитывать любовь и уважение к историческому военному прошлому.

Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности учащихся.

Для повышения интереса к художественному творчеству необходимо развивать эмоционально-творческое отношение к данному виду деятельности, способствовать радостному ожиданию интересной работы и возможности продемонстрировать свою точку зрения, и показать свое я.

Читайте также:  Чувствую себя мамой своей мамы

Необходимо совмещать различные виды художественного творчества: рисование с натуры и по представлению, декоративное рисование, лепка из пластилина и тестопластика. Виды художественной деятельности самые разные, как традиционные, так и нетрадиционные.

Для формирования патриотизма через средства изобразительнойдеятельности можно использовать следующие приемы:

•Просмотр иллюстраций произведений живописи русских художников –пейзажистов, портретистов рисовавших известных людей, жанровых художников.

•Экскурсии на выставки и музеи.

•Рисование сюжетов из истории страны (полет в космос, День победы итд.)

•Лепка и конструирование сюжетов из истории России (космическая ракета, танковое сражение).

•Лепка, роспись, рисование предметов народных промыслов.

•Электронные образовательные ресурсы (видеофильмы, презентации, мультипликационные фильмы).

•Наблюдение за красотой природы родного края.

1. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [Текст]. – 2-е изд., испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. — 336 с.

2. Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Т. М. Акинина, Г. В. Степанова, Н. П. Терентьева. — М. : Перспектива, 2012. — 246 c.

3. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст]. – Изд. 4-ое, доп. – М. : Просвещение, 2012. – 205 с.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», отсутствие гражданской.

Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки Годовой итоговый отчет музыкального руководителя о проделанной работе по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки».

Нравственно патриотическое воспитание дошкольников СОДЕРЖАНИЕ Введение. 1. Патриотизм и патриотическое воспитание дошкольников. 2. ФГОС ДО о патриотическом воспитании дошкольников. 3.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС Содержание статьи: Патриотическое воспитание в детском саду: концептуальные.

Опыт работы музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки в ДОУ и семье «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки в ДОУ и семье» Слайд №1-3 Воспитание патриотизма детей дошкольного.

Патриотическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном мире актуальна. Если мы не научим ребенка любить свою страну: ее леса, моря.

Проект в ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Проект «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Гаврикова Ольга Николаевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного.

Экологическое воспитание дошкольников средствами хореографического искусства Инновационный аспект данной темы заключается во взаимодействии экологического воспитания и хореографического искусства, применении невербальных.

Источник

Воспитание духовно-нравственных начал и чувства прекрасного посредством различных видов искусств.
статья по краеведению по теме

Эстетическое воспитание детей путем изучения художественных произведений(литературы, живописи архитектуры) яв­ляется неотъемлемой частью воспитания подрастаю­щего поколения, способствуют всестороннему развитию личности, расширят и углубляет познание уча­щимися окружающего мира, определяет поведение де­тей, их переживания, суждения и эстетический вкус, способствует созда­нию определенного мировоззрения, позволяющего давать правильную оцен­ку жизни.

Значение изобразительного искусства в образовании и воспитании современных школьников чрезвычайно велико. В соединении с искусством слова оно способствует формированию их морального облика. Зрительные образы, создаваемые картинами, легко запоминаются и остаются в памяти на многие годы. Они вызывают определенные эмоции и способствуют яркости восприятия жизни.

Скачать:

Вложение Размер
vospitanie_dukhovno-nravstvennykh_nachal_i_chuvstva_prekrasnogo_posredstvom_raznykh_vidov_iskusstv.doc 67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа №14»

Городской семинар учителей гуманитарного цикла г. Владимира

Пути формирования базовых национальных ценностей на уроках и во внеурочное время

Воспитание духовно-нравственных начал и чувства прекрасного посредством различных видов искусств.

Учитель русского языка высшей категории

Макарова Светлана Александровна

Никто,наверное не будет спорить с тем, что искусство помогает лучше понимать реальный мир, учит видеть и любить прекрасное. Н. Г. Чернышевский называл искусство учебником жизни. Эстетическое воспитание детей путем изучения художественных произведений(литературы, живописи архитектуры) является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения, способствуют всестороннему развитию личности, расширят и углубляет познание учащимися окружающего мира, определяет поведение детей, их переживания, суждения и эстетический вкус, способствует созданию определенного мировоззрения, позволяющего давать правильную оценку жизни.

Значение изобразительного искусства в образовании и воспитании современных школьников чрезвычайно велико. В соединении с искусством слова оно способствует формированию их морального облика. Зрительные образы, создаваемые картинами, легко запоминаются и остаются в памяти на многие годы. Они вызывают определенные эмоции и способствуют яркости восприятия жизни.

Памятники архитектуры , с оединяя поколения нитями генетической памяти, предстают как всеобъемлющий исторический символ родины, как поэтическое мерило красоты. Развивая художественный вкус и эстетическую восприимчивость, дети обогащают свой внутренний мир, Следует, однако помнить, что знакомство с памятниками культуры сможет сыграть образовательную и воспитательную роль лишь при условии, если учитель не будет ограничиваться сообщением сухих справочных сведений, а сумеет зажечь в подростках искру подлинного понимания эстетической ценности шедевра. Поэтому лучше всего опираться на краеведческий материал. В этом случае большое значение имеет экскурсия к памятнику. Произведения живописи с его изображением дополняют впечатления ребят, помогают увидеть то, что в силу возраста они не могли увидеть или почувствовать.

Работая несколько лет над методической темой «Культуроведческий подход к преподаванию русского языка в школе» и беря за основу краеведческий материал (произведения художников, писателей, поэтов нашего края) , я создала серию уроков по развитию речи.

( Слайд «Цели и задачи») Среди них урок сжатого изложения с элементами публицистического сочинения по книге Е. Осетрова «Живая Древняя Русь» в 8 классе, одной из задач которого является приобщение учащихся к истории родного края, воспитание патриотизма и духовно-нравственных начал, развитие у школьников чувства прекрасного посредством искусства слова, живописи, музыки, архитектуры

Фрагменты этого урока урока я и хочу представить вашему вниманию.

(Слайд «План урока»)

1.Песня А. Гами «Храм Покрова на Нерли»

2.Вступительное слово учителя

На нашей земле есть множество мест, посетив которые, человек испытывает величайшее духовное наслаждение от соприкосновения с красотой.

У нас с вами есть счастливая возможность побывать в одном из таких мест: у церкви Покрова на Нерли. Человек, повидавший Покров на Нерли хоть раз, уже никогда его не забудет.

(Слайд «Слова С. Никитина»)

Архитекторы всего мира называют церковь Покрова на Нерли «самым красивым храмом России». Церковь Покрова на Нерли сравнивают с невестой, называют вершиной творчества владимирских мастеров, поэмой запечатленной в камне, самым лирическим и непревзойденным шедевром во всей русской архитектуре. Этот белокаменный храм удивительно гармонично сочетается с окружающим пейзажем . « Мне всегда кажется, что создан он без помощи рук, одним лишь вдохновением, равным чародейской силе сказочных волшебников. Есть в нём что-то непостижимое, действующее не на глаз, а на душу, начинающую как-то торжественно, возвышенно и грустно томиться при виде этой белокаменной поэмы древних времён. Увидевший этот храм хоть раз, уже не может сказать, что в жизни его не было счастливых минут »,- сказал о храме наш земляк, замечательный писатель Сергей Никитин

Не случайно художники разных времён не смогли обойти своим вниманием это белокаменное чудо нашей Владимирской земли. Многие художники воспевали и продолжают воспевать жемчужину древнерусской архитектуры на своих полотнах , среди них С. В. Герасимов, С. А. Баулин, Г. Г. Нисский . Б. Ф. Французов и многие менее известные живописцы. И не случайно, что к этой теме чаще всего обращаются владимирские пейзажисты.

(Презентация картин художников с музыкальным сопровождением)

Созерцание храма никого не оставляет равнодушным: умиротворение, восхищение мастерством зодчих переполняет душу любого человека. Это действительно редчайший пример гармоничного слияния скромной красоты природы с гениальным творением человека. Художникам удалось передать это. На неразрывное и прекрасное целое храма и пейзажа, окружающего его, обращает внимание читателей и Евгений Осетров в книге «Живая Древняя Русь»(тексты и иллюстрации с картин у учащихся на столах)

Выбор отрывка из книги о храме Покрова на Нерли обусловлен его значительным культуроведческим потенциалом: учащиеся знакомятся не только с описанием памятника, но и историей его создания, с установлением на Руси праздника Покрова Богородицы, со старинными обычаями. А использование произведений живописи способствует расширению культурного пространства урока и созданию наглядного образа описываемого объекта.

Цель урока – научить школьников анализировать и создавать публицистические тексты с различными сочетаниями типов речи. Эта задача и формируется с помощью изложений и сочинений, так как при выполнении этих работ заостряется внимание на стилевой выразительности и жанровых особенностях текста.

Изложение тогда эффективно, когда при его проведении исключается подмена мыслительных процессов процессами памяти. К этому и призван сжатый пересказ , который требует умения отобрать необходимые, самые яркие факты, сохраняя стилистические особенности текста, а творческое задание- работа воображения, умения размышлять на основе анализа текста.

( Слайд «Архитектурные термины)

Проводя словарно-стилистический анализ текста-описания памятника, мы не можем не познакомить учащихся с архитектурными терминами (Слайд), которые обогащают их словарный запас.

(Слайд «Выразительные средства языка»)

Обращаем внимание на особенности речи Осетрова: эмоциональность, задушевность, окрашенность глубокой сыновней любовью к Родине, её прошлому, тревогой за настоящее и будущее. Автор достигает этого при помощи различных выразительных средств: метафор, эпитетов, сравнений, олицетворений, ряда синонимов. Интересен авторский неологизм-духмяные травы-пахучие, благоуханные, ароматные, душистые. Состав слова дух- мя- ные позволяет предположить, что вторая часть его-это усечённое слово мята(душистое растение). Духмяные травы-это травы с ароматом мяты. Устаревшие слова высокого стиля:лазоревые(цветы),нетленная(фата) подчёркивают вечную красоту древнего сооружения

5. Далее переходим к лингвистическому анализу текста (тезисно).

(Слайд «Картины Егорова и Шамаева)

Работа начинается с определения темы текста, его композиции.(3 части) Далее мы анализируем каждую микротему основной части( 2-11 абзацы), определяя в них основную мысль, языковые и художественные средства, обращаясь к картинам владимирских художников Егорова Александра Васильевича и Шамаева Виктора Ивановича.

В тексте утверждается мысль: сила художественного обаяния храма, его неповторимость – в гармоничном слиянии красоты природы с гениальным творением человека. Как будто природа вдохнула в камень тепло, жизнь. Обратимся к картинам. Какие из них созвучны мысли автора?

На всех картинах показано неразрывное и прекрасное целое храма и пейзажа. Однако художники посчитали важным подчеркнуть и красоту архитектурных деталей памятника: стройный, вытянутый вверх барабан, пилястры, закомары, аркатурный пояс.

Храм так созвучен настроению окружающего пейзажа, будто родился вместе с ним, а не создан руками человека. Поэтому он прекрасен в любую погоду, в любое время суток, в любое время года.

Мысль о вечности храма порождает следующую: автор вспоминает историю храма. Для чего? Почему это важно писателю? Может быть, для того, чтобы мы задумались над тайной притягательности храма, которая кроется в его истории? Чтобы мы задумались над тем, какая это святыня для нашего отечества и прониклись ответственностью за его сохранность?

Да, это так. Рассказывая историю храма, автор убеждает нас в том, что Покрова на Нерли – лирическая поэма в камне, повествующая о силе любви князя, Андрея Боголюбского, к своей родине и отца, Андрея, к своему сыну. Это поэма обращена к внутреннему миру человека, его задушевным чувствам. Она пробуждает в нас любовь к Родине и ее истории, призывает беречь память о прошлом и передать свои чувства будущим детям и внукам. В этом заключается сквозная мысль текста.

Созвучен ли храм временам года? Посмотрите на картину В.И. Шамаева. В пору, когда увядает природа, часто приходят грустные мысли о том, что все имеет конец. Только храм как символ неувядающей красоты («звериные и человеческие рельефы, стройный каменный пояс, порталы, украшенные резьбой») вечен.

Да, осенью приходят мысли о бренности бытия. Но есть вечные ценности, которые олицетворяет храм: красота, память и любовь.

Его сказочная красота подчеркивается во время дождя ,ей созвучна еще одна картина Шамаева. Храм зимой словно растворяется в бескрайнем снежном море. Это удалось показать художнику Егорову.

В заключение автор продолжает повествование об истории храма, еще раз тем самым подчеркивая, насколько для него это важно. Это своеобразный вывод. Жизнь человека прекрасна и хрупка, как веточка вишенки в цвету. Андрей Боголюбский построил храм в память о сыне и в умиротворение своей печали, как оберег (покров), прогоняющий зло, защищающий от врагов, и как утверждение силы и могущества нового центра Русской земли («возвратившись из победоносного похода против волжских булгар»).

Теперь не составит труда объяснить смысл вводной части. В этой части утверждается мысль о вечности памятника: он уносится «вдаль по безбрежным волнам времени», уплывает «в бесконечность мироздания». Эта мысль является сквозной, о чем свидетельствует анализ микрочастей текста. Теперь мы понимаем, почему к храму так тянет людей. Храм – это «парус», «звезда, островок надежды на спасение, потому что он – символ красоты, гармонии, любви и памяти. Это самые главные и вечные ценности на нашей хрупкой планете. Поэтому мы должны бережно относиться к подобным памятникам культуры.)

Итак, мы с вами назвали ключевые слова текста, определяющие его сквозную идею. Я бы их расположила вот так:

(Слайд) храм ↔вера, надежда, любовь, память, красота ↔ вечность.

Храм олицетворяет те вечные ценности, которые «спасают мир» от зла, гибели. Мы должны чувствовать ответственность за них.

План будущего изложения можно составлять и входе анализа текста

(Слайд «План текста)

4. Примерный план текста

1.Вводная часть. (Сквозная идея текста — вечность храма Покрова на Нерли).

2.Основная часть. Неразрывное и прекрасное целое (тезис).

  1. Гармоничное слияние храма и окружающей природы.
  2. Созвучие белого камня временами года.
  3. Лебедь-храм на рассвете.
  4. История храма. Смысл названия.
  5. Покров на Нерли летом.
  6. Храм осенью:

а) мысль о бренности бытия и вечности ценностей, которые храм олицетворяет;

б) Покров на Нерли во время дождя.

3. Заключительная часть. Символ любви и памяти (вывод).

5.Работа по определению стиля.- не рассказываю

Закончилась наша заочная экскурсия к храму Покрова на Нерли. Она стала возможной благодаря произведениям живописи. Именно они позволили нам услышать те мысли, которые заложены в отрывке из очерка Евгения Осетрова, и познакомиться с выдаю

щимся памятником архитектуры Древней Руси.

6.Задание на дом. Написать сжатое изложение текста с элементами сочинения-рассуждения по

отрывку из книги Евгения Осетрова «Живая Древняя Русь» и рассмотренным картинам

Надо отметить , что проводится значительная подготовка к уроку: сбор материалов об истории, архитектурных особенностях храма, создание ученических презентаций, экскурсия к Покрову на Нерли, уроки, где отрабатывается орфография и пунктуация, приёмы сжатия текста. Большую роль в работе играет и факультатив по истории «История Владимирского края»

Источник

Читайте также:  Конфликтные эмоциональные состояния аффекта
Оцените статью