Воспитание нравственно эстетических чувств у детей

Консультация для педагогов «Нравственно – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
консультация по теме

Консультация дляф педагогов «Нравственно – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_pedagogov_1111.docx 24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Нравственно — эстетическое воспитание детей – одна из самых важнейших задач в воспитании. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества все более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера морального фактора. Человеку свойственно стремление к прекрасному, но каждый понимает прекрасное по – своему, часто неверно и превратно. Задача нравственно-эстетического воспитания состоит именно в том, чтобы воспользоваться этим природным стремлением и показать ему верную дорогу. Эстетическое воспитание должно приучить человека любить прекрасное и правильно понимать его; оно должно образовать и очистить вкус, показать человеку то, в чем должно искать наслаждение, развить в нем способность наслаждаться тем, что действительно прекрасно, — тем, что может оказывать на душу благотворное, обновляющее влияние.

Огромный воспитательный заряд несут в себе различные формы общественного сознания, и в первую очередь искусство и наука. Цель искусства, по образному представлению М. Горького, — преувеличивать хорошее, чтобы оно стало еще лучше, преувеличивать плохое, уродующее человека, чтобы оно возбуждало ненависть ко всякому злу.

Первые впечатления о гармонии внешних форм ребенок может почерпнуть, наблюдая картины природы. Природа открывает пытливому детскому взгляду простые и мудрые секреты красоты.

В отличие от естественной среды, где прекрасное выступает как отражение законов стихии, общественная (социальная) среда дает нам непосредственное представление о красоте отношений между людьми, об эстетике труда, поведения и быта в совершенном обществе. Раскрытие дошкольниками эстетических сторон социальной действительности создает наиболее благоприятные предпосылки для тесной связи нравственного и эстетического в процессе воспитания.

Особое место в эстетическом воспитании и образовании подрастающего поколения принадлежит предметам художественного цикла: литературе, изобразительному искусству, музыке, пению. Они призваны не только ознакомить детей с жизнью и деятельностью выдающихся писателей, композиторов, художников, но и раскрыть дошкольникам нравственно-эстетический идеал человека, приобщить их к творчеству.

Самый сильный катализатор эстетического развития ребенка находиться в нем самом. Главный источник этого развития деятельность: учебная, трудовая, общественная, спортивная, а в особенности игровая и художественная. В процессе деятельности активизируются чувства, воображение, творческие силы ребенка, он познает радость созидания, сам становится духовно и физически красивее.

Нравственно – эстетическое формирование человека начинается с рождения. В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные и эстетические чувства и представления, элементарные навыки поведения.

Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Предпосылки для развития у ребенка нравственных чувств возникает очень рано. Уже в первые месяцы жизни у младенца проявляется чувство радости от общения со взрослыми. Это можно наблюдать во время бодрствования малыша, когда его органические потребности удовлетворены. Отсутствие же у детей положительных эмоциональных реакций от общения со взрослыми вызывают задержку их эмоционального, нравственного, речевого, умственного и физического развития.

Педагоги и психологи подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном возрасте. Они могут проявляются и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия и антипатия, сочувствия, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др.), к коллективу (чувство коллективизма, солидарности), к искусству (эстетические чувства). Нравственные и эстетические чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает сопереживание радости, а затем уже сопереживание горя. Такого рода эмоциональные состояния отчетливо проявляются у малышей к полутора годам. На третьем – четвертом году жизни дети могут даже менять свое поведение под влиянием переживаний, вызванных похвалой или порицанием взрослого. Например, ребенок, поощренный за ловкость и смелость, охотно взбирается по шведской стенке, хотя и испытывает чувство страха.

В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств, методов воспитания, от условий, в которых он живет. Условия эти – положение его в семье, в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует. При целенаправленном воспитании чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.

Как и всякое другое чувство, радость у детей зависит от взаимоотношений в семье, свидетелями и участниками которых они являются. Многое может доставить ребенку радость, но главное – это общение его со взрослыми: совместные прогулки с родителями, походы в лес за ягодами, за грибами, на рыбную ловлю, совместная деятельность.

Массу впечатлений, эстетическую радость доставляют детям прогулки в природу. С природой прежде всего связывается возникновение у дошкольника чувства прекрасного. Они замечают красоту цветущих деревьев, например черемухи, вишен, яблонь – в средней полосе, а на юге дети говорят: «Самое красивое – это горы, море, когда оно блестит на солнце…»

Невосприимчивость ребенка к прекрасному в природе, неспособность его замечать и чувствовать это прекрасное должно встревожить воспитателя и родителей. Привлечь же внимание детей к красоте окружающей действительности можно, только самим не оставаясь к ней равнодушным. Тогда дети тоже вместе со взрослым начинают многое замечать, слышать. Они приучаются испытывать эстетическое наслаждение, наблюдая закат солнца, слушая музыку, рассматривая картину. От развития эстетических чувств во многом зависит нравственное воспитание ребенка.

Эмоциональные проявления дошкольника показывают, как разнообразны чувства детей, как полна их жизнь. Ребята отзываются на все доброе, прекрасное, выражают сочувствие, приходят на помощь попавшему в беду, грустят, радуются.

Но чувства детей надо воспитывать. Невоспитанность, неразвитость чувств ребенка приводят к тому, что вырастает личность убогая, бездушная. Взрослого должно беспокоить проявление детьми самомнения, тщеславия, эгоизма – черт характера, в основе которых лежит равнодушие к другому человеку.

Необходимым условием построения современной системы нравственно-эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно – эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Знакомство с народным декоративно – прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, — расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становление художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему. Большое влияние на воспитание чувств оказывает искусство – литература, живопись, музыка.

В создании и обеспечении положительного отношения к деятельности велика роль искусства. Являясь своеобразным эталоном, искусство вызывает чувство радости, удовольствия. Это и определяет его положительное восприятие. Однако такой подход может возникнуть только в том случае, если ребенок понимает, что такое красота, что делает предмет красивым, если обогащает его опыт поиска прекрасного в жизни и искусстве.

«Искусство, — подчеркивал Н.Г. Чернышевский, — производится не отвлеченным стремлением к прекрасному (идеей прекрасного), а совокупным действием сил и способностей живого человека. Данная область деятельности захватывает не только воображение и чувство, но и мысль, волю» [1] . Вот почему широкое включение всех видов искусства в процесс деятельности творчества благотворно воздействует на ребенка во всех отношениях.

Эстетические и нравственные чувства детей наиболее активно формируются и развиваются в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, со взрослыми.

Изобразительная деятельность позволяет детям передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать отношение к изображаемому. Рисование, лепка, аппликация очень интересны детям. Всестороннее развитие ребенка может быть обеспечено лишь при условии успешного овладения изобразительной деятельностью. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственное, трудовое, физическое); позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Творчество детей строится не только на познании жизни, но и на знакомстве с произведениями как классического, так и народного искусства: изобразительного (живопись, графика, скульптура, декоративное искусство), музыкального, литературного, театрального и др. Все это открывает перед детьми новый мир – мир художественного творчества человека и созданных им художественных образов; расширяет область знаний ребенка, сферу его интересов, а вместе с тем развивается изображение и творческие способности. Это также приводит к положительному эмоциональному отношению к занятиям по изобразительной деятельности. Такое отношение, связанное с удовлетворением потребности в познании нового, в свою очередь активизирует творческую деятельность человека.

Удовлетворение потребности в самоутверждении также очень значимо для ребенка: оно вызывает положительные эмоции и оказывает благотворительное влияние на дальнейшее овладение деятельностью, развитие творческих способностей. Преодоление трудностей также вызывает у детей радостные чувства. Отсюда следует педагогический вывод: нужно так строить обучение, так организовывать занятия по рисованию, лепке, аппликации, чтобы это вызывало у детей позитивный настрой. Положительные эмоции у ребят появляются и тогда, когда им предоставляется свобода в выборе теме рисунка, лепки, аппликации, материалов для изображения. Следует отказываться от сложившихся штампов: «дерево надо рисовать так, а дом так», которые приводят к однообразию и скуке на занятиях, препятствуют развитию художественного творчества. Отношение к изобразительной деятельности (и к любой другой) во многом зависит от того, как воспитатель руководит ею, от такта, терпения взрослого; умения понять ребенка, вовремя его поддержать, помочь, отметить успех и там где педагог творчески относится к занятиям, умеет заинтересовать детей, широко включает в обучение игровые приемы и бережно относится к продуктам детского творчества, дети с радостью участвуют в работе и легко выполняют задание.

Атмосфера на занятиях должна быть живой и непринужденной, без жестких дисциплинарных мер, сковывающих свободу и творческий потенциал детей. Необходимо заинтересовать детей. Л.Н. Толстой предупреждал, что не следует делать детям замечаний, не относящихся прямо к предмету творчества.

Как отмечал Б.М. Теплов, восприятие красоты включает в себя оценочный момент. Такой подход к объекту эстетической деятельности всегда носит эмоциональный характер, и, как правило, прекрасное в жизни и искусстве вызывает положительно эмоционально окрашенную оценку и позитивное отношение.

Ввести ребенка в мир прекрасного – это прежде всего научить его эмоциональной чуткости, бесконечному богатству красок, звуков, форм окружающего мира.

Другая, не менее важная задача связана с расширением эстетического кругозора и опыта ребенка, с осмыслением в этом опыте главного, ведущего. Развитие эстетического вкуса поможет выработать у детей иммунитета против пошлости, серости, примитива, в чем бы они не проявлялись: в искусстве, поведении, внешнем облике. Но самое главное – пробудить у дошкольника творческие силы, вызвать стремление вносить красоту в повседневную жизнь.

Велика роль эстетического начала в воспитании нового человека. Секрет облагораживающего воздействия прекрасного заключается, прежде всего, в том, что красота – это своего рода совершенство, зримый идеал, приподнимающий нас над обыденным, будничным, пробуждающим к творчеству. Соприкосновение с прекрасным обостряет все чувства ребенка, делает его более чутким к окружающей жизни, создает радостный, мажорный настрой и хорошее настроение.

[1] Чернышевский Н.Г. очерки гоголевского периода русской литературы. Полн. собр. соч. 1905-1906. Т.2 гл. VII. С. 213

Источник

Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста

Татьяна Моисеенко
Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса является всестороннее развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественно – эстетического вкуса, формирование у них творческих умений и навыков, осознание ими чувства прекрасного.

Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему моего выступления «Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста».

Нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека.

«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Сущность художественно-эстетического воспитания.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается.

Существуют различные определения понятия “художественно-эстетическое воспитание”:

Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.

Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве, жизни, и оценивать ее.

В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.

И, наконец, в-четвертых, – развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие творческих умений и навыков.

Разнообразные творческие занятия способствуют развитию у детей мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом и художественном плане, так и в нравственном, духовном и интеллектуальном.

Именно в дошкольном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательно-образовательной деятельности. Нашу группу посещают дети от 2,5 до 4 лет. На этом возрастномэтапе происходят следующие изменения:

• дети овладевают сенсорными эталонами, которые помогут им освоить цвета, формы, размеры. Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства и получать потом от этого удовольствие.

• обогащается содержание творческой деятельности.

В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании имеет народное декоративно-прикладное искусство. На занятиях по изобразительной деятельности мы знакомим детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, родному краю, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто прекрасное. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в нашем дошкольном учреждении, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие занятия,как: музыкальное, чтение художественной литературы, рисование, аппликация, лепка, конструктивная деятельность. Особенно если педагог на занятиях учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры.

Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей.Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную. Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красоту особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса. Необходимо знать, что художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего мира, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

На мой взгляд, реализуя полноценное художественно-эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные художественно-эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Таким образом, художественно – эстетическое воспитание действительно занимает важное место в развитии нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительное искусство Искусство, в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку – к самому живому, доброму, к самому.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Театрализованная игра привлекает всех ребят, но дети младшего возраста, боятся групповой деятельности. Как привлечь малышей к театрализованным.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование техники «Айрис-Фолдинг» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №398 «Ласточка», комбинированного вида Мастер-класс Развитие.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Презентация. «Развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через сказку «Теремок»» Вид проекта: краткосрочный, творческий, групповой. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Продолжительность: один месяц Количество.

Развитие творческих способностей детей раннего дошкольного возраста через продуктивную деятельность. Отчет по самообразованию на 2016-1017 год. Выполнила: Клевина Наталья Юрьевна Тема самообразования:Развитие творческих способностей детей.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, через использование нетрадиционной техники-пластилинографии УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ OПЫТA Опыт формировался на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 51 «РОДНИЧОК».

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Театр- это самый популярный и понятный вид искусств для детей, который прививает устойчивый интерес к музыке, театру, литературе, совершенствует.

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русскими народными сказками «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский Социально – нравственное воспитание.

Источник

Читайте также:  Как побороть бессонницу без лекарств при стрессе
Оцените статью