Воспитание национальных чувств у дошкольников

Воспитание интереса к национальной культуре в детском саду

Рита Саяхова
Воспитание интереса к национальной культуре в детском саду

Воспитание интереса к национальной культуре в детском саду.

Вопрос о национальном воспитании детей в детском саду имеет серьезнейшее значение. Надо сказать, что впечатления детства глубоко влияют на все дальнейшее формирование человека, на организацию его поведения.

Национальное воспитание обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей чувства национальной гордости, а также уважением к другим народам родной страны. В соответствии с этим можно наметить основные направления, по которым строиться работа по национальному воспитанию в детском саду. Прежде всего, это воспитание у дошкольников дружелюбного отношения к людям других национальностей. Выделение этого направления приобретает особую важность, потому что состав большинства детских садов многонационален. Национальное воспитание предлагает также обязательное ознакомление ребенка с трудом, бытом, искусством народа той республики, в которой он живет.

Таким образом, патриотическое и интернациональное воспитание органически связаны между собой и являются одними из компонентов национального воспитания. При планировании педагогического процесса необходимо предусматривать оба эти направления и в соответствии с возрастом отбирать содержание и средства воспитания.

Существует несколько алгоритмов национального воспитания:

1. Изучение родного языка и родной культуры

2. Изучение других языков и культур

3. Формирование толерантного сознания детей на основе диалога культур.

1. Изучение детей с традициями семьи

2. Изучение местности (деревня, село, город)

3. Изучение республики

4. Изучение страны

5. Изучение мира (всей планеты)

Большая работа должна вестись с родителями детей, так как истоки национального воспитания закладываются с первых дней рождения ребенка.

Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. Все это ребенок должен получить вместе с молоком матери, чтобы пробуждение его личности, формирование сознания и самосознания совершилось на родном языке.

Ребенок, должен слышать песню еще в колыбели. Пение несет ему первый душевный вздох и первый духовный стон. Песня научит его первому одухотворению, песня даст ему ощущение душевного счастья. Песня глубока как человеческое страдание; искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение.

Было бы очень хорошо, если бы в семьях происходило чтение вслух классиков разных народов, по очереди всеми членами семьи хотя бы понемногу…Существенны и ненавязчивые семейные беседы о преимуществах родного языка – о его богатстве, благозвучии, выразительности, творческой неисчерпаемости, точности и т. д. К сожалению,зачастую и взрослые обладают убогим словарным багажом:за вычетом нецензурной лексики в их речи насчитывается всего несколько слов: «типа», «короче», «ну, этот…», «блин», «круто», «гламурный», с помощью которых они, естественно, выражают очень несложные мысли. А ведь они – родители. Чего же мы хотим от детей!

Как только ребенок начинает посещать детский сад, при помощи воспитателей, классические национальные поэты должны дать ему первую радость стиха и постепенно раскрыть ему все свои сокровищ.

Начиная с младшей группы, необходимо сплачивать детей в процессе их повседневного общения со сверстниками и взрослыми. На занятиях и особенно в повседневной жизни необходимо предусматривать планомерность всех направлений национального воспитания, начиная с воспитания и уважения к матери, близким людям с привития интереса к родному краю, родной культуре, желание участвовать в радостных событиях, торжествах семьи, детского сада, общественной жизни.

А совместные прогулки по улицам родного края, экскурсии на природу, игры, чтение сказок разных народов – все это порождает у детей желание побольше узнать о быте, культуре других народов.

Для воспитания дружелюбного отношения к детям других национальностей необходимо предусмотреть организацию различных видов деятельности, использование методов чтения детской литературы и произведение устного народного творчества, рассматривание иллюстрации и бесед по ним, проведение национальных праздников, наблюдение за красотой родной природы, трудом взрослых с целью воспитания уважения их к труду. Интернациональное воспитание детей любого возраста не может быть совершенно одинаково подхода, успех во многом зависит от мастерства воспитателя, творческого его подхода, а также материальных возможностей детских учреждений.

Целесообразно при закреплении материала использовать серии настольно-печатных игр, акцентируя внимание детей на отдельные эпизоды, детали, поступки. Устное народное творчество, национальная кукла, народная игрушка выступают как эффективные средства интернационального воспитания и всестороннего развития младших дошкольников в том случае, если постоянно и систематически включаются в педагогический процесс, что служит важной ступенькою дальнейшего развития.

Читайте также:  Чья фраза с чувством с толком с расстановкой

Дошкольники лучше воспринимают потешки, песенки, прибаутки.

Национальное воспитание неполно без национальной сказки. Сказка будит и пленяет мечту ребенка. Она дает ему первое чувство героического; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать сложность мира, отличие правды и лжи. В сказках выкристаллизовался многовековой опыт народной мудрости, требующий разгадки и расшифровки. Поэтому полноценная сказка (различных народов) не только учит думать, мыслить, делать выбор между добром и злом, поступать по совести. Она неприметно оказывает очень важное положительное действие на подсознание ребенка. Сказка выполняет очень важную воспитательную миссию. Поэтому она должна быть родной.

Эффективным является использование в тесной связи двух таких важных средств как народная сказка и декоративно-прикладное искусство. Чаще всего интерес к последнему начинается с рассматривания иллюстрации к сказкам.

Изготовленные сотрудниками куклы в национальных костюмах, помогают лучше рассмотреть особенности одежды того или иного народа.В играх используются расписная орнаментом посуда: тарелки, чашки, пиалы, кухонные доски.)

Одним из эффективных средств интернационального воспитания считается игра. Она способствует воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. Игра, как никак другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. Ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли, чувства, симпатию к людям разных национальностей.

Таким образом формируются дружеские чувства к другим национальностям, появляется интерес к языку, культуре другой национальности через ознакомление с родным краем.

Консультация «Приобщение детей к истокам русской национальной культуре» Цель: сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста. Актуальность: Прививать интерес к культуре.

Творческая мастерская для воспитателей «Экологическое воспитание в детском саду» Творческая мастерская для воспитателей «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться.

Воспитание национальной культуры Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего. Черчилль. Красоту, чистоту мы у старших берем, Саги, сказки из прошлого тащим,.

Народное искусство как средство приобщения к национальной культуре В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка интереса к национальной культуре и традициям. На сегодняшний.

Отчет «Приобщение детей к национальной культуре» Основной целью и задачей является приобщение детей к национальной культуре. Изучение традиций, быта народов республики Мордовия позволяет.

Презентация по теме: «Приобщение дошкольников к национальной культуре» Под национальной культурой принято понимать культуру определенного народа, основанную на традициях, обрядах, фольклоре, декоративно-прикладном.

Приложение к программе дополнительного образования по физической культуре в детском саду Приложение 3Диагностический инструментарий для оценки уровня развития двигательной активности детей 3-7 летКритерии и показатели уровня.

Презентация «Приобщение к русской национальной культуре» в подготовительной группе к школе О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость.

Программа дополнительного образования по физической культуре в детском саду Программа «Использование подвижных игр для повышения двигательной активности дошкольников» Ходьба и движение способствуют игре мозга.

Районный семинар «Воспитание нравственных основ личности дошкольников через приобщение к русской национальной культуре» Семинар работников дошкольного образования в п. Тургенево Аткарского района, Саратовской области. 05.03.2019г. в МДОУ-детский сад «Берёзка».

Источник

Пути и средства воспитания этики межнационального общения у дошкольников
статья на тему

В статье рассмотриваются пути и средства воспитания этики межнационального общения у дошкольников

Скачать:

Вложение Размер
puti_i_sredstva_vospitaniya_etiki_mezhnatsionalnogo_obshcheniya_u_doshkolnikov.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пути и средства воспитания этики межнационального общения у дошкольников

Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство и необходимое условие воспитания добрых чувств к представителям разных народов. Приобретение детьми опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми разных национальностей вполне возможно благодаря многонациональному составу детей дошкольных учреждений.

Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с четырех лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передается по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.

Д.Б.Эльконин утверждает, что в старшем дошкольном возрасте «ребенок направлен не только на предметно-операционную среду, но и на сферу отношений с другими людьми», в шестилетнем возрасте происходит становление устойчивых оснований психики и личности, ребенок начинает воспринимать другого человека в разнообразии его свойств, по-видимому связанных с его национальной принадлежностью. Дети становятся чувствительны к национальному фактору. Значительно возрастает их интерес к явлениям общественной жизни. Близкое и даже далекое социальное окружение является для шестилетних значимой стороной действительности.

Эмоциональная отзывчивость, складывающиеся предпосылки к эмоциональной саморегуляции, когда эмоции становятся «умными», рождается культура чувств, восприимчивость, открытость, доверчивость ребенка, подражательность, социальная ориентация на точку зрения другого человека, способность ориентироваться в некоторых явлениях общественной жизни, отсутствие этнических стереотипов – все это позволяет формировать этику общения дошкольников с людьми разных национальностей.

Каким же должно быть формирующееся у детей отношение к людям разных национальностей? Безусловно, доброжелательным, уважительным, построенном на интересе и симпатии к сверстникам и взрослым прежде всего своего родного народа, а также иных рас и национальностей. Сегодня мы в полной мере осознаем: человек уже в первые годы своей жизни должен всей душой, всем сердцем полюбить свой родной народ, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной гордости. Только тогда он сможет с пониманием и неподдельным интересом отнестись к культуре других народов, проникнуться симпатией и уважением к людям иных национальностей.

Естественно, нельзя воспитывать доброе отношение к людям, не давая определенных знаний о них. Поэтому детей обогащают представлениями о быте, культуре, труде того или иного народа, его высоких нравственных качествах, о том, что сближает, роднит данный народ с другими.

Важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам. Добрые дела – значит и человек добрый, хороший. Формирование, углубление и развитие этих представлений происходит в различных видах деятельности: учебной, игровой и изобразительной, на занятиях и в свободное от них время, по предложению педагога и инициативе детей.

Сегодня мы вновь и вновь задумываемся, какие же задачи должны решаться в детском саду в русле обсуждаемой проблемы. По нашему убеждению, у дошкольников, кроме интереса, симпатии к сверстникам не только своего, но и других народов, необходимо воспитывать дружелюбие, уважение к людям разных национальностей, этику межнационального общения. Строгой границы в решении названных задач нет, поскольку они взаимосвязаны: воспитывая симпатию к детям разных национальностей (в основном через предлагаемые нами темы: любовь к матери, родным, близким людям; верность к другу и любовь к родной природе), мы вызываем желание дружить с ними; раскрывая нравственные качества, свойственные сверстникам и взрослым каждой национальности, воспитываем уважение к народам, которых они представляют.

Важно также дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам. Добрые дела – значит и человек добрый, хороший.

Решение названных задач оказывается возможным благодаря усвоению детьми определенного круга знаний о нескольких народах: месте жительства каждого из них; труде; быте; языке, народном творчестве, искусстве. Формирование, углубление и развитие этих представлений происходит в различных видах деятельности: учебной, игровой и изобразительной, на занятиях и в свободное от них время, по предложению педагога и инициативе детей.

Исходным моментом воспитания этики межнационального общения должно стать формирование у детей эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию населения нашей страны и всей планеты, многообразию человеческих языков: как хорошо, что нас так много и мы все такие разные. Как было бы скучно, неинтересно, если бы все люди были похожи друг на друга и говорили только на одном языке.

Для развития ярких, образных представлений о каком-либо народе важна последовательность работы. Прежде всего детей знакомят с устным народным творчеством. Через симпатию к героям народных сказок, интерес к потешкам, пословицам и загадкам формируется психологическая готовность к усвоению других знаний. Затем детям читают рассказы, Стихи, показывают фильмы о жизни сверстников определенного народа в целях воспитания дружелюбия к ним. Организуют экскурсии в музей народного творчества, на выставки художественных картин, прикладного искусства, чтобы накапливались впечатления, уточнялись и углублялись имеющиеся представления о народе. Стимулируют возникновение различных видов продуктивной деятельности вне занятий путем внесения национальных кукол, дополнительных иллюстраций, книг, проведения кратковременных бесед с детьми. В деятельности представления детей не только формируются, но и окрашиваются личным отношением к тому или иному народу, углубляются, способствуя развитию интереса, добрых чувств к людям определенной национальности.

Что необходимо учесть педагогу при формировании непосредственного опыта общения со сверстниками разных национальностей? Он должен знать, дети каких национальностей воспитываются в группе, и при равном доброжелательном отношении ко всем не упустить это из виду. Если кто-то из ребят не пользуется симпатией, авторитетом товарищей, ему надо помочь (быть более внимательным к нему, совместно с родителями развивать его умения, способности, замечать достижения, привлекать к делу в качестве помощника, высказывать желание поиграть вместе с ним, отмечать положительные качества ребенка и др.).

Там, где воспитание этики межнационального общения осуществляется систематически и целенаправленно, появление в группе ребенка другой национальности, плохо говорящего по-русски, вызывает у детей положительную реакцию – интерес и доброжелательность. Ведь они уже знают, что у каждого народа свой язык, имели возможность послушать звучание часто употребляемых ими слов на языках некоторых других народов.

Среди множества средств воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей особо выделяется устное народное творчество, в частности народная сказка. Она – кладезь общечеловеческих нравственных ценностей. Сказка глубоко жизненна и бесконечно прекрасна. Не случайно дошкольный возраст называют «порой игр и сказок». Сказки разных народов доступны пониманию детей, они пробуждают у них интерес к быту, труду и искусству людей разных национальностей. Вместе с симпатией, любовью к героям сказок у ребят пробуждается уважение к народу, их создавшему.

Большие возможности для воспитания у детей этики межнационального общения, обладающие огромной силой эмоционально – интеллектуального воздействия таят в себе живопись, декоративно – прикладное искусство и музыка. Детей пленяет красота картин художников, изображающих природу и жителей разных областей России, других стран, изделий народных промыслов, раскрывающих художественный вкус, богатство культуры народа. Прекрасные образы декоративно – прикладного искусства передают нравы и обычаи народов, учат понимать и любить красоту, восхищаться ею, с уважением относиться к труду народных умельцев.

Особое значение игры и прежде всего игры сюжетно — ролевой, творчески состоит в том, что она способствует воспитанию у детей определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. Поскольку окружающая действительность своеобразно отражается в игре, она, как никакой другой вид деятельности, может быть насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне выражает свои мысли и чувства, в том числе симпатию, дружеское отношение к людям разных национальностей. Представления детей о Родине, особенностях быта, труда, искусства разных народов не только уточняются, закрепляются в игре, но и обогащаются, творчески перерабатываются и впоследствии становятся основой их поведения и убеждений.

Чрезвычайно важно воспитывать детей в духе мира, объяснять им значимость, ценность дружбы. Безусловно детей-дошкольников мы только начинаем учить дружбе. С того момента, когда ребенок начинает понимать

значение слова «друг», мы учим его дорожить дружбой: «Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги», «Друзья познаются в беде», «Новых друзей наживай, а старых не забывай». Постепенно ведем ребят от понимания необходимости дружбы между детьми, взрослыми, теми и другими, людьми и природой к первоначальному осознанию важности дружбы между людьми разных национальностей, убеждаем их в этом. При воспитании дружелюбия к сверстникам разных национальностей, в основе которого умение сочувствовать, сострадать, сорадоваться, мы учим детей уважать окружающих, проявлять такт и деликатность, заботу, внимание, отзывчивость, желание и умение помочь, защитить в случае необходимости, т.е. учим доброте – тому, без чего невозможна дружба, да и вообще истинно человеческие отношения.

Однако добрые чувства к людям иных национальностей нельзя воспитывать только путем чтения и рассказывания о дружбе народов, как бы ни были хороши и интересны художественные произведения и беседы. Уважение к человеку, культуру общения с людьми, и в первую очередь сверстниками разных национальностей, формируют с помощью доступных дошкольникам видов деятельности. Детей необходимо упражнять в проявлении добрых чувств. В процессе воспитания симпатии, дружелюбия к сверстникам и уважения к взрослым людям разных национальностей решаются и другие важные задачи. Мы приближаем детей к осознанию самоценности дружбы, учим их жить в мире и согласии, формируем общую культуру ребенка.

  1. Знакомство детей с этикой общения: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Л.С.Куприна, Т.А.Бударина.- СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 400 с.
  2. Журнал «Дошкольное воспитание».- №8, 2010. – с. 26
  3. Воспитание у детей этики межнационального общения / Э.К.Суслова. – М.: А.П.О., 2008. – 80 с.

Источник

Читайте также:  От стресса перегорело молоко
Оцените статью