О ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ЧУВСТВ
Что понимается под воспитанием чувств?
– развитие хорошего вкуса (чувства и понимания изящного, красивого) через утонченное восприятие мира – природы, людей, произведений искусства;
– привитие навыков наблюдательности, развивая при этом внимание и волю;
– развитие высоких, нравственных чувств, включающих все богатство эмоциональных отношений человека к действительности (воспитание чувства долга, ответственности, патриотизма, сострадания и т.д.)
Под культурой чувств понимается:
степень духовного развития чувств, эмоциональной грамотности человека, его способность к утончённому восприятию.
Мерилом, критерием культуры чувств принято считать
соотнесение поступка человека как проявления его нравственного чувства с интересами других людей, законами природы.
Таким образом, культура чувств нечто большее, чем этикет или вежливость.
Сопереживание, доброжелательство определяют критерий воспитанности человека вообще.
Культура чувств формируется в процессе общения:
— в трудовой деятельности;
— в межличностных контактах.
Утончение чувственных восприятий человека приводит к развитию у него чувствознания, или познания духа.
Чувствознание есть сердечное постижение мира , так называемое прямое познание действительности — не умом, но сердцем — условно говоря, интуиция, или шестое чувство.
Это состояние помогает преодолевать возникающее противоречие между эмоциональным и рациональным путём познания и представляет собой более высокую ступень человеческой эволюции. Оно связано с непосредственным познаванием явлений тонкоматериального мира — мира мыслей и чувств.
«Культура умолкает там, где сердце немо»
«Солнце есть Сердце Системы, так же сердце человека есть солнце организма. Много солнц-сердец, и Вселенная представляет систему сердец, потому культ Света (культура) есть культ Сердца» 3 .
Испокон веков сердце является символом души, переживаний, чувств, а слово «сердечный» означает — исполненный искренности, расположения, идущий от души. Прямое познание действительности путем сердечного постижения мира (чувствознание) необходимо также воспитывать, развивая в человеке чуткость , душевность , доброжелательство , но ничто на Земле не зажжет так огонь сердца, как любовь.
Любовь есть доброжелательство и сострадание ко всему живому, и как высшее проявление человеческих чувств оно предполагает бескорыстие и самоотдачу .
Культура человека не может накопляться, если сердце не получает соответствующего питания (возвышенным и утонченным) и, лишенное связи с высшим, оно разлагается. Бессердечие есть не что иное, нежели а-культурное состояние сердца.
При воспитании сердца, прежде всего, выдвигается понятие труда. С малых лет устанавливается труд как единственная основа жизни, как совершенствование . При этом, не эгоистическое, но широкое понимание труда – на пользу Общую. Такое представление значительно утончает сердце, развивает чувствознание 4 .
О Культуре как синтезе Знания и Красоты
Современные знания и новые передовые технологии в руках грубого, малокультурного человека могут сослужить опасную службу, и прогресс обратится против самого человека. Спасение от грубости и жестокости — в культуре чувств, в привитии хорошего вкуса через постижение законов Красоты в искусстве и окружающем мире.
Самый насущный принцип жизни , писал Н.К. Рерих, это воспитание в человеке хорошего вкуса – чувства и понимания прекрасного. В этом он видел символ утонченного, расширенного сознания, принцип сохранения и умножения духовной культуры.
«Не учащий сына своего художеству, готовит из него грабителя на большой дороге», гласит восточная мудрость.
Осуществляя школьное обучение на принципах Красоты, воспитывать необходимо и в детях, и в себе не только чувства, но и мысли.
О ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ
«Распущенность мысли погибнуть должна» 5
Мысль как тонкоматериальное образование, обладающая определенной энергией, рассматривается сегодня многими учеными как факт. О значении и мощи мысли говорилось в различных источниках и духовных учениях еще в древние времена. Однако и поныне большинство людей не чувствуют ответственности за свои мысли.
Осознание красоты мысли породит прекрасные действия и преобразит жизнь.
Культура мышления — понятие, включающее в себя многие составляющие мыслительной деятельности. И это не только уровень развития памяти и внимания, но также наблюдательность, четкость, широта и быстрота мышления, синтетичность, оригинальность, краткость, последовательность и др. Важнейшим элементом качества мышления, его культуры является направленность мысли : мысль светлая, направленная не к личной выгоде, но к Общему благу — есть крыло прогресса, есть чистая мысль.
Упорядоченность мыслей в большой степени обеспечивает продуктивность мышления. С точки зрения ученых-психологов, мышление есть процесс поиска решения проблемы, искание и открытие нового (в отличие от так называемого «думанья»).
Продуктивности мышления противостоит хаотичность, неорганизованность мыслей:
– «расплываться мыслей по древу»;
– «начинать за здравие, а кончать за упокой»;
– перескакивать с темы на тему;
– путать местами причины и следствия и т. д.
Безобразные мысли не могут породить прекрасного действия.
Умение проводить анализ, делать сравнение, осуществлять контроль над своими мыслями – атрибуты правильного и красивого мышления.
Важнейшим элементом культуры мышления является мировоззренческий аспект .
Согласно древним учениям и современным исследованиям ученых, человек является частью одухотворённой энергетической системы мироздания и развивается по законам, внутренне присущим этой системе.
Знания, основанные на духовных, или космических законах жизни, порождают чувство ответственности каждого за свою деятельность, в том числе и мыслительную. Они закладывают базу для нового планетарного мышления, для формирования нового сознания и мировоззрения. Овладение этими знаниями способствует формированию культуры мышления и личной культуры человека в целом.
В данном контексте необходимо отметить следующее.
Учитывая взаимосвязь понятий «мысли» и «чувства», формирующих, наряду с волевой сферой, сознание человека («. основа мысли есть чувство, и основа чувства есть мысль. Так же как электричество и магнитная сила. » 6 ), чувство ответственности становится необходимым признаком культуры мышления .
Насколько устремление сознания к Общему благу превалирует над обывательским мышлением, настолько можно говорить о качестве мышления и культуре человека вообще.
Культура мысли есть венец человеческого существования.
«Истинная культура мысли растёт культурою духа и сердца. Лишь такое сочетание даёт тот великий синтез, без которого невозможно постичь всё величие, всё многообразие и сложность узора жизни» 7
Следовательно, для достижения высокого уровня личной культуры каждый должен позаботиться также и о воспитании собственного мышления через призму Красоты и Нравственности.
Итак, этико-эстетической основой Культуры является воспитание культуры чувств и культуры мышления, являющихся фундаментом формирования и отдельной личности, и Культуры общества в целом.
1 Н.К. Рерих. Держава света; Священный дозор.– Рига, Виеда, 1992, с. 17.
2 Знамя Мира. – М.: МЦР, 1995, с. 72.
3 Учение Живой Этики, «Сердце», п. 62.
4 Там же, п.9, п.411.
5 Н.К. Рерих. «Пламя» – В кн. «О Вечном. » – М.: 1991, с. 412.
6 Рерих Е.И. Письма в Америку. — Т.3 — М.: Сфера, 1996, стр. 422 «. электричество может стать магнитной силой и, наоборот, – един источник, но чувство идёт впереди».
7 Письма Елены Рерих. Т. 1. — Минск, 1992. — стр. 29.
Составитель – Л.И. Уварова,
Санкт-Петербургская Академия постдипломного
Источник
Условия и формы формирования культуры чувств
> Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.
> В числе ведущих факторов, влияющих на эмоциональное развитие ребенка, А.В. Запорожец называл детский коллектив. На основе совместной деятельности, опосредованной эмоциональными эталонами – нравственными нормами, у ребенка складывается эмоциональное отношение к людям, зарождается эмпатия.
> Значимым фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра.
> В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.
> На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность (Я.З. Неверович).
Развитие воли у детей. Психологические основы формирование произвольных форм поведения в дошкольном детстве.
В развитии воли в дошкольном детстве можно выделить ряд этапов
1. Развитие целеполагания как начального этапа волевого действия.
> Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих.
> Характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, в мотивированный самим ребенком (Л.С. Выготский).
2. Овладение планированием для реализации волевого действия.
Выполнение волевых действий зависит от речевого планирования и регуляции. Именно в словесной форме ребенок формулирует для себя, что он намерен делать, обсуждает сам с собой возможные решения при борьбе мотивов, напоминает себе о том, для чего он выполняет действие, и приказывает себе добиваться достижения цели.
3. Развитие действий контроля в осуществлении волевого действия.
> Первые предпосылки контроля за своим поведением возникают еще в раннем возрасте и вызваны стремлением ребенка к самостоятельности.
> В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии:
> 1) освоение способов самопроверки;
> 2) развитие потребности проверять и корректировать свою работу.
Источник
Формирование культуры личности школьника как этап становления самосознания учащихся.
Формирование культуры личности школьника
как этап становления самосознания учащихся.
Современное общество не отличается теми моральными качествами, которые были характерны для предшествующих поколений, полагая, что современные нравы проникнуты насилием, агрессивностью. Однако какими бы ни были мнения об уровне нравственной культуры современного общества, его движущей силой всегда оставалось и остается подрастающее поколение.
Культура поведения — это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой — усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии. Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла культуры поведения, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности.
Человек, как субъект, должен обладать нравственной культурой личности, то есть он должен понимать и принимать установленные нормы и морали. Школьные годы – это период, когда особенно интенсивно происходит развитие и воспитание, становление личности. Это сенситивный период для развития интеллекта, пересмотра и отработки системы ценностей.
Первоначально формирование культурной личности закладывается в семье. Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Дети, как губки впитывают отношение между членами семьи, их общение, отношение к окружающим людям. В дошкольном возрасте дети понимают, что хорошо, а что плохо, это можно делать или нельзя.
Однако с поступлением ребенка в школу его самосознание приобретает новый уровень, проявляется как внутренняя позиция. Ученик начинает самоопределяться как субъект учебной деятельности, у него формируется Я-образ — результат осознание глубинной сущности человека, что позволяет отличить себя от других людей (успешно или не успешно учится, меня хвалят или наказывают, со мной хотят или не хотят дружить). В младшем школьном возрасте значительно расширяется сфера социальных контактов ребенка, что неизбежно влияет на ее первичную Я концепцию — совокупность установок относительно себя.
Школа способствует самостоятельности ученика, его эмансипации от влияния родителей, предоставляет ему широкие возможности для изучения окружающего (физического и социального) мира. Действия школьника, по сравнению с действиями дошкольника приобретают гораздо важное для него значение, поскольку он уже вынужден сам отвечать за себя. В младшем школьном возрасте уже оценивают интеллектуальные, социальные и физические возможности ребенка. Школа становится источником впечатлений, на основе которых начинается развитие самооценки ребенка. Здесь ее достижения и неудачи приобретают официальный характер, постоянно фиксируются и становятся публичными. Это ставит перед необходимостью принять дух оценочного подхода.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит приобщение к нравственным нормам и правилам. У детей наблюдается расхождение между знаниями нравственных норм и реальным поведением. Так, ученик знает правила поведения, умеет верно оценить действия товарища или литературного героя, однако сам постоянно делает ошибки, не замечая и даже не задумываясь о тех правилах, которые он нарушил.
Поэтому в первую очередь при формировании нравственной культуры личности младших школьников следует учитывать их возрастные и психологические особенности.
В период 6–10 лет закладывается основа становления личностных качеств ученика, складываются механизмы познания им окружающего мира и себя.
По мнению Л. Выготского, именно в младшем школьном возрасте начинает складываться самооценка ребенка, которая опосредует его отношение к себе, интегрирует опыт ее деятельности и общения с другими людьми. Это важнейшее свойством личности, обеспечивает контроль за собственной деятельностью с точки зрения нормативных критериев, организацию своего поведения согласно социальным нормам. Самооценка отражает не только знания ученика о результатах учебных достижений, его представления о собственных возможностях в учебной деятельности, но и отношение к себе как к исполнителю требований учителя, родителей, как к носителю новых личностных качеств (старательность, настойчивость, аккуратность, сообразительность и др.). Ученики младших классов прежде осознают и оценивают в себе качества, которые характеризуют их как школьников. Самооценка детей особенно зависит от оценки их деятельности и поведения взрослыми (родителями, учителями). Школьник будто смотрит на себя глазами взрослого, признает его авторитет, неоспоримо принимает его оценки. Для формирования отношения к своему Я ребенку необходимы внешняя информация о себе, внимание к себе тех, кто его окружает. Поэтому она стремится привлечь к себе внимание иногда удивительными (с точки зрения взрослого) способами, конфликтуя со сверстниками, нарушая дисциплину на уроках.
В процессе формирования у учащихся начальных классов правильного самосознания важно учитывать, что лучше всего дети узнают себя в деятельности, которую выполняют. А для правильного понимания себя, постижение источников своего успеха в учебе им необходимо научиться видеть себя со стороны. Поэтому уже в младших классах рекомендуется направлять внимание детей на то, как они работают, достаточно старательны и дисциплинированы, не тратят свое время, целесообразные приемы используют для достижения успеху.
На формирование правильного самосознания влияет также совместная деятельность, что позволяет ученику почувствовать себя участником общественно полезного труда, сравнивать результаты своих стараний с успехами других, осознать свой вклад в общее дело. Работая в коллективе, школьник видит и понимает, на что он способен, осмысливает не только последствия своего труда, но и себя в ней. Совместная деятельность формирует у ребенка представление о себе среди других.
Работа по формированию нравственной культуры личности младшего школьника носит «пронизывающий» характер – присутствует во всех видах учебной, воспитательной и внеклассной деятельности, когда взрослые, и в особенности педагог, обращают внимание на нравственные стороны объектов, с которыми учащиеся взаимодействуют. Формирование нравственности культуры личности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.
Нравственное развитие личности – это многогранный процесс, который требует целенаправленного воздействия, нравственного соотношения объективного и субъективного факторов в воспитании, постоянного учета (в формах и методах воспитательной работы) тех изменений, которые происходят в жизни.
Факторами становления опыта нравственного поведения ребенка являются и семья, и среда его развития, и учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении.
Школа – одно из основных условий формирования нравственной культуры. Несомненно, основы морали закладываются в семье, но школа предоставляет уникальные возможности для систематичного и целенаправленного воздействия на личность.
Педагоги выделили частные направления по формированию культуры младшего школьника:
· Формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни, нравственном смысле отношений.
· Организация нравственной среды (благоприятный психологический климат, нравственный облик педагога, предметное окружение).
· Организация нравственной деятельности самих детей, которая вовлекает их в реальные отношения между объектами.
Учитывая эти три главных направления в воспитательной работе, для целостного формирования нравственной культуры личности следует уделять внимание формированию следующих видов нравственных отношений:
— К людям и обществу:
Прививая положительные отношения к людям и обществу, мы воспитываем активную социальную позицию личности, ориентируем детей в социальной жизни, обогащаем их нравственно-общественный опыт. В этом воспитательном процессе формируются уважительные отношения к окружающим людям, привязанность к семье, школе. Также формируются представления о явлениях общественной жизни, помогающие ориентироваться в ней, правильно понимать и оценивать происходящие события.
В процессе освоения положительных отношений к Родине у детей формируются нравственные качества гражданина: любовь к Отечеству, забота о его благе, преданность своему народу, мы побуждаем детей анализировать, оценивать явления, события, поступки людей, соотносить их с собственными отношениями и поступками.
Роль труда велика в нравственном развитии детей, прежде всего в воспитании привычки заботиться о других. В процессе трудовой деятельности происходит интенсивная социализация детей, а также развиваются их индивидуальные качества.
Школьник осмысляет себя, свои связи с миром, такие, как «Я и мир», «Я и другой», «Я и общество», «Я и мои близкие», «Я и природа».
Формы по выработке этих отношений у школьников могут быть самыми разнообразными, даже интегрированными: общественные праздники, экскурсии по памятным историческим местам, экскурсии в природу, поэтические конкурсы, устные журналы, путешествия и т.д.
Осознание педагогами значимости каждодневных позитивных эмоциональных состояний для становления нравственной сферы растущего человека и создание возможностей для таких переживаний – необходимое условие обеспечения системности в процессе формирования нравственных отношений школьников.
Воздействие, оказываемое в процессе нравственного воспитания, должно опираться на эмоциональную сферу личности: чувства, стремления, желания, интерес. Поэтому и логика такого воздействия будет иная: не логика долженствования, а логика увлечения, воодушевления, заинтересованности. Младший школьник живет эмоциями. Воздействие именно на эмоции, через эмоции наиболее эффективно.
Формирование эмоциональных чувств происходит в процессе реальной жизнедеятельности ребенка, его взаимоотношений со сверстниками и окружающими его взрослыми людьми, а также при выполнении им своих обязанностей, вытекающих из ведущего вида деятельности – учебы.
Недостаточное внимание к развитию чувственно-эмоционального опыта в дошкольном и младшем школьном возрасте, согласно В.А. Сухомлинскому, может привести к «эмоциональной толстокожести».
Учитывая это условие, важно организовывать такие формы работы с младшими школьниками, которые в нужной мере могут повлиять на их эмоциональную сферу. Примерами таких форм являются:
— творческие и ролевые игры («Журналист на улице», «Тайный друг», «Навестим больного», «Опоздал на урок», «Зазвонил телефон», «Помиримся» и др.);
— чтение сказок и рассказов («О неблагодарности», «Старик и яблоня», «Бабушкины руки», «Навестили», различные народные сказки и др.);
— решение ситуаций нравственного выбора («Мама пришла уставшая с работы, ребенок должен помочь или идти срочно гулять, т.к. его только что позвали друзья?», «Класс идет к шестилеткам помочь подготовить открытки ко дню 8 Марта, вы бы помогали добросовестно на радость их матерям или чтобы побыстрее освободиться?»);
— различные операции («Сувенир», «Праздник школы», «День учителя», «Праздник семьи») и множество других интересных форм.
Таким образом, работа в аспекте формирования культуры личности у младших школьников будет осуществляться успешно, если эта работа проводится педагогом систематично и целенаправленно. В этих целях им продумана и организовывается на практике система воспитательных дел, включающая беседы, КТД, классные часы, праздники, уроки нравственности, чтение литературных произведений, особенно сказок, игры, выход в театр, музей, на выставки и другие.
В подростковом возрасте для детей наиболее значимым становится круг сверстников. И здесь формирование культуры личности во многом зависит от окружения. Но педагог, в частности классный руководитель, должен построить свою работу с учащимися подросткового возраста на равных доверительных отношениях. Педагог – старший друг. В подростковом возрасте жизнь детей меняется коренным образом: дети вынуждены быть более самостоятельными, ответственными, должны уметь управлять собой, своими эмоциями и поведением. В жизни подростка возникают новые проблемы, которых не было раньше, успешность решения которых начинает определять и отношение к нему со стороны взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку. И здесь педагог – старший друг должен помочь сплотиться детям в классе, стать им одной большой семьёй, члены которой готовы протянуть руку помощи, вместе обдумать и найти выход из проблемной ситуации, совместно организовывать выходы в театр, на выставку, организовывать и проводить КТД, классные часы.
Так как задача современного воспитания заключается в том, чтобы человек сам к себе предъявлял требования, сам себе ставил социально – значимые задачи, при этом развивался как неповторимая индивидуальность. Следовательно, основная цель каждого педагога – это обеспечит каждому школьнику базовое образование и культуру, как основу жизненного самоопределения (формировать способность личности к культурной самореализации и самореабилитации на основе гуманизации воспитания и образования.
Источник