Воспитание гуманных чувств у дошкольников в процессе общения со сверстниками и взрослыми
статья
В последнее время воспитатели и родители все часще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило выражается в неумении находить подход к собеседнику, правильно реагировать и выражаь свою симпатию к нему. Отмечаются сложнсти в умении сопереживать и родоваться успеху другого человека и это пиводит к разного рода конфликтам и непониманию сверстниками друг друга. В статье раскрывается методика формирования взаимоотношений у детей на разных этапах дошкольного возраста, ведь дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования у ребенка различных чувств, в том числе гуманных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание гуманных чувств у дошкольников в процессе общения со сверстниками и взрослыми | 30.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №85 Приморского района
Воспитание гуманных чувств у дошкольников в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Гуманные чувства — это эмоциональное отношение человека, направленное на других людей, животных, природу, выражающееся в сочувствии, сопереживании, жалости, сострадании, милосердии и т.д. О сформированности у человека гуманных чувств можно судить по его доброте,
отзывчивости, стремлению прийти на помощь другому человеку.
В последнее время воспитатели и родители всё чаще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнёру по общению, поддерживать и развивать контакт со сверстниками, согласовывать собственные действия в процессе любой деятельности, правильно реагировать и выражать свою симпатию к сверстнику; отмечаются сложности в умении
сопереживать и радоваться успеху другого человека и это приводит к различного рода конфликтам и
непониманию сверстниками друг друга.
Предпосылки для развития нравственных чувств ребенка возникают очень рано. Восприимчивость, эмоциональная отзывчивость маленьких детей, обусловленные высокой пластичностью нервной системы, способствуют формированию характера, основы которого закладываются в первые пять лет жизни. Впечатления, которые получает ребенок в эти годы, оказываются наиболее глубокими, многие из них остаются в чувствах и сознании человека на всю жизнь.
Освоение норм морали опирается на чувства ребенка, которые формируются под влиянием окружающих его людей с самого раннего детства.
Педагоги и психологи указывают на проявления реакций общения ребенка уже в первые месяцы его жизни , когда у младенца во время бодрствования проявляется чувство радости от общения со взрослым. Проявление положительных эмоциональных реакций в общении со взрослыми имеет важное значение для развития чувств ребенка.
Отсутствие условий для возникновения этих реакций вызывает задержку эмоционального, нравственного, речевого, умственного и физического развития детей (Н.М.Аксарина — педагог, профессор, М.И.Лисина – детский психолог)
Методика формирования взаимоотношений у детей на разных этапах дошкольного возраста .
В основе методики лежит механизм нравственного воспитания, последовательность компонентов механизма меняется в зависимости от возраста детей.
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста.
Главное направление — проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку), обучать способам выражения сочувствия, внимания (поблагодарить, попрощаться, поздороваться).
Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям, и тем более, подкреплять эти действия положительной оценкой. Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что — отрицательную. Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторять их, у ребенка пробуждается стремление быть хорошим, стать еще лучше.
К полутора годам у детей отчетливо проявляется сопереживание радости, а затем уже сопереживание горю.
На третьем-четвертом году жизни дети, под влиянием чувств, переживаний, связанных с похвалой или порицанием взрослого, могут даже изменить свое поведение.
Нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Они формируются под влиянием окружающих.
Искреннее отношение взрослых к кому-либо или чему-либо вскоре становится и отношением детей к этим же людям и явлениям, выражаясь в соответствующих нравственно направленных чувствах.
В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт ребенка пополнился множеством положительных поступков. Ребенок еще не способен самостоятельно сделать обобщение, но постепенно, начинает понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.
Итак, ведущими методами воспитания гуманного отношения к людям и природе у детей младшего возраста являются пример взрослых и организация педагогических ситуаций, в которых ребенок упражняется в положительном поведении ( ситуации могут быть смоделированы педагогом, либо взяты их песенок, потешек, сказок ).
На следующем этапе воспитания гуманного отношения к людям и природе в возрасте 4-5 лет (средняя группа) происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей.
Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе.
Как и в младшей группе, главными остаются совместная деятельность со взрослыми, разъяснения взрослого, организация выработки практических навыков поведения. На этом этапе воспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, развивает навык «чтения эмоций» («Посмотри на этих детей на картинке, расскажи, кому из них весело, а кто загрустил. Как ты думаешь, почему он грустит? Как его успокоить?»)
В условиях целенаправленного педагогического процесса чувства доброжелательности, дружеские взаимоотношения между детьми приобретаются в старшем дошкольном возрасте.
У старших дошкольников начинают формироваться начала трудолюбия, любви к Родине.
Формируясь под влиянием воспитания, чувства детей, проявляются не только в играх, но и в такой эмоциональной деятельности, как детское рассказывание. В рассказах детей преобразуется и получает отражение их опыт. В них дети выражают свое отношение к тем или иным явлениям действительности.
Наиболее действенными в обогащении представлений детей и начал их патриотических чувств являются художественная литература и изобразительное искусство. В этом возрасте уже можно обучать решению вербальных логических задач: как бы ты поступил, если бы увидел на улице плачущего малыша? Вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте. Оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления. .
Дети этого возраста воспринимают мораль художественных произведений, способны к оценке поступков героев книг и мультфильмов. .
Правда, для ребенка важно, чтобы «плохие» и «хорошие» герои ясно и однозначно выражали свою позицию. Понятия «хороший» и «красивый» у детей очень сближены – красивы герой не может быть плохим. Недоброжелательное отношение у детей в этом возрасте чаще проявляется к сверстникам, чем к детям старшего или младшего возраста. Это происходит из-за того, что ребенок еще не владеет способами общения и совместной деятельности.
Отсюда следует, что воспитательная работа должна быть направлена именно на привлечение внимания детей к способам отношений, на обогащение их жизни ситуациями, требующими проявления доброжелательности к окружающим. Все еще значимыми для ребенка остаются оценка взрослого и его пример. .
Задачу воспитания доброжелательного отношения к окружающим на этом этапе можно считать выполненной, если у ребенка появляются элементарные самостоятельные обобщения и желание «быть хорошим», похожим на положительного героя. Сопереживание как выражение гуманного отношения к людям проходит в своем развитии разные стадии:
— переживание-сочувствие («Ему плохо, мне его жаль»); .
— переживание – утверждение себя («Ему плохо, я так не хочу»); .
— переживание – действие («Ему плохо, я хочу ему помочь»); .
Педагогическую работу можно считать успешной, если в среднем дошкольном возрасте дети находятся на стадии «переживание-утверждение себя» и иногда проявляют способность
к реальному «переживанию – действию». Формировать у детей умение сочувствовать следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребенка. Поэтому этические беседы на нравственные темы являются эффективным методом воспитания гуманных чувств у детей.
Целесообразны с детьми старшего дошкольного возраста этические беседы, содержанием которых могут стать: возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений, произведения изобразительного искусства.
Требования к этической беседе : опора на жизненный опыт детей, соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту, конкретность обсуждаемой ситуации, наличие ситуации выбора и противоречий, связь с последующей деятельностью и практикой поведения, соблюдение такта и осторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы, не спешить помогать ребенку с выводами и обобщениями, приучать делать их самостоятельно.
Выбор формы этической беседы и места её проведения зависит от её темы, возраста детей и уровня их морального развития. Однако, всегда необходимо выстраивать беседу так, чтобы это действительно была беседа, т.е вопросы к детям и вопросы детей к воспитателю и друг к другу. Это позволяет вести обсуждение, учит детей строить умозаключения, рассуждать, а не пассивно воспринимать и запоминать.
Этическая беседа может состоять из трех частей:
* сначала дети слушают короткий или рассказ, или разыгрывают сценку;
* потом обсуждается мораль;
* потом проводится своеобразный практикум: дети упражняются в словах, которыми можно выразить чувства, овладевают способами морального поведения.
Этические беседы проводятся по мере необходимости. Важно, чтобы дети всегда испытывали потребность обсудить тот или иной моральный вопрос и могли рассчитывать на справедливое разрешение проблем.
Важной частью педагогической работы является предоставленная детям возможность упражняться в гуманном отношении друг к другу, к природе, ко взрослым с помощью соответствующих ситуаций (подготовка подарков друг другу к дню рождения, забота о заболевшем, уход за растениями и т.д.).
На этом этапе главной становится работа по формирование «переживания – действия». («Как ты поздравишь Наташу с днем рождения? Какие хорошие слова ты ей скажешь?»).
Важнейшим условием и одновременно методом воспитания гуманизма у детей, развития социальных эмоций, нравственных чувств является пример воспитателя, который может увлечь детей своими переживаниями, заразить своими чувствами, выражая ярко и понятно для детей свое личное отношение к поступку, явлению, факту.
Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания.
При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество.
Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная её характеристика, но процесс этот сложный и противоречивый. Умение сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно — в дошкольном возрасте лишь закладывается.
Источник
Гуманное воспитание детей дошкольного возраста
Альбина Макарова
Гуманное воспитание детей дошкольного возраста
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детейв систему социальных отношений через :
развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым
нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
В выстраивании своей дальнейшей работы я руководствуюсь следующим определением гуманности. Гуманность — это обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группы людей или живое существо, представленная в сознании и поведении переживаниями сострадания, сочувствия, сорадования и содействия, соучастия.
Структура гуманностикак стержневого социально-личностного свойства включает:
представления о гуманистических ценностях, нормах и правилах взаимоотношений и поведения в социальной среде;
эмоционально-ценностное, осознанное и активное отношение к окружающим на основе гуманистических идеалов, ценностных ориентиров, принципов;
гуманистически ореинтированное поведение личности по отношению к социальным объектам и субъектам действительности.
Проявление гуманностикак свойства личности:
заботливость о других — склонность проявлять заботу, то есть внимание, сочувствие, желание помочь;
взаимопомощь — как объединение людей для более успешного и эффективного развития;
доброжелательность — как стремление человека быть открытым другим людям;
милосердие — как добродетель, исполняемая посредством телесных и духовных дел;
альтруизм — как бескорыстное служение людям и готовность к самоотречению во имя их блага.
Механизмы социализации, лежащие в основе гуманности:
подражание гуманным поступках взрослых;
социальная ориентация — восприятие другого человека как социально значимого, чувствующего, переживающего существа;
эмпатия- эмоциональная идентификация: сопереживание и сочувствие другому, содействие ему в ситуациях затруднения;
нормативная регуляция поведения — следование в поведении гуманистическим ценностям, нормам и правилам;
саморегуляция поведения и социального взаимодействия -самосознание себя и собственных проявлений как гуманистических, управление собственным поведением, самооценка с гуманистических позиций.
Пути формирования гуманностикак свойства личности в целевом ДОУ:
организация социально содержательного, повседневного общения ребенка с окружающими людьми, совместной деятельности;
организация целенаправленной социализации ребенка в условиях образовательного процесса, осуществляемого в Доу то есть воспитание и обучение;
поощрение социальной активности ребенка опосредованная педагогическим воздействием.
Особенности проявления гуманности у детей дошкольного возраста:
1. Ранний возраст: стремление подражать другому взрослому, стремление быть принятым. На данном этапе формируется первоначальный опыт гуманного поведения на основе требований взрослого.
2. Младший возраст: проявляется в интересе к другому (сверстнику) как социальному существу, партнеру по совместной игре. На данном этапе необходимо у ребенка развивать способности к первоначальному восприятию переживаний и чувств другого.
3. Средний возраст: постепенное осознание нравственных ценностей и их значения для других и самого себя.
4. Старший возраст: осознание и самостоятельное использование гуманистических норм и правил поведения.
Возможности игры в воспитании гуманности:
1. тематика, сюжет игры способствуют привлечению внимания детей к гуманистическим нормам и правилам;
2. роль в игре позволяет ребенку моделировать социальную действительность;
3. правила игры позволяют ребенку принять и признать их как руководство к действию осознать их значимость для построения игровых отношений;
4. игровое взаимодействие со сверстником позволяет приобретать и расширять опыт познания и понимания сверстника и самого себя;
5. рефлекация игрового опыта позволяет ребенку соотнести свои действия, поступки с правилами и требованиями к гуманному поведению.
В своей работе я применяю сюжетно – ролевую игру «Семья».
Возможности сюжетно-ролевой игры «Семья» в воспитании предпосылок гуманных отношений и поведения детей младшего дошкольного возраста:
Содержание игры отражает собой взаимодействие людей, основанное на гуманистических ценностьях- забота о другом;
Роль, предлагаемая ребенку для выполнения, предполагает необходимость выполнения игровых действий, направленных на помощь другому;
Правила игры ориентируют ребенка на построение гуманного игрового образа;
Игровые действия позволяют ребенка создать нравственный образ, отражающий собой гуманистические ценности;
Игровое взаимодействие позволяет ребенку моделировать простейшие варианты гуманного поведения, использовать доступные средства;
Этапы развития игры на основе технологии «Лесенка успеха»:
Этап подготовки к игре/ педагог — «артист», ребенок-«очарованный зритель».
Этап обучения игре/ педагог и ребенок — «активные собеседники».
Этап развития игры как самостоятельной деятельности/ педагог «дирижер», ребенок — «заботливый исполнитель».
Этап развития игры как творчества ребенка/ ребенок «артист», педагог — «очарованный зритель».
Подготовительный этап — первая ступенька «лесенки успеха».
Содействовать своевременному переходу игры предметно-отобразительной к сюжетно-ролевой как форме передачи отношений в семье; организации предметной игровой среды; разумному размещению предметов в игровой среде; развитию индивидуальных игр, игр рядом; выполнению ролевых действий и способов решения игровых задач.
Развивать интерес к сверстнику как социальному существу; формировать первоначальный опыт восприятия и узнавания эмоциональных состояний сверстника по ярко выраженным внешним признакам; побуждать эмоциональную отзывчивость на состояния близких взрослых и сверстников; обогащать представления детей о гуманном поведении, проявлениях заботы окружающими людьми, знакомить с элементарными правилами поведения в среде сверстников.
Методы применяемые в воспитательной работе по развитию гуманности:
Наблюдения ребенка за игрой и поведением сверстников;
Проведение подвижных, хороводных, речевых игр с социальными задачами и содержанием;
Демонстрация образцов гуманного поведения взрослыми и игровыми персонажами;
Игры — инсцинировки с игрушками по мотивам сказок, сюжетов произведений; (Я применяю сказки «Теремок», «Курочка – Ряба», «Бобовое зернышко» и. т. д.)
Чтение детьям произведений, потешек, наполненных гуманистическими образами;
Реализация групповых традиционных встреч;
Использование жизненных и специально созданных ситуаций;
Рассматривание иллюстраций с социальным содержанием;
Положительная оценка поступков детей, имеющих гуманистическую направленность; (Перед коллективом хвалю ребенка, чтобы все видели).
Рассматривание домашних фотографий, иллюстраций, отражающие проявление заботы;
Поощрения элементарных объединений детей для выполнения совместных заданий;
Дидактические игры с гуманистическим содержанием.
(«Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Убери в комнате», «Моем руки правильно» и. т. д.)
Основной этап — вторая и третья ступеньки «лесенки успеха».
Содействовать становлению и развитию игры как формы, передающей родственные взаимоотношения; овладению представлениями о взрослой трудовой деятельности как форме выражения отношения к живому, о взаимоотношениях между людьми; поддержке объединения детей в игру по собственной инициативе; воплощению игровых действий, совершенствованию способов решения игровых задач.
Насытить содержание новыми элементами сюжета, включение в содержание дополнительных ситуаций, в отношении игрушки и сверстника; наполнение игровых действий, побуждение детей к придумыванию новых сюжетов и действий; привлечение внимания сверстника; формирование опыта участия в оценке результатов игры.
Заключительный этап — четвертая ступенька «лесенки успеха».
Содействовать развитию и совершенствованию игры как формы передачи отношений, определяющих связи между родственниками в семье; овладению представлениями о взимоотношениях между людьми, о взрослой трудовой деятельности; объединению детей в совместную деятельность; обогащению ролевых действий, совершенствованию способов решения игровых задач.
Создавать игровые и жизненные социальные ситуации, для проявления гуманности; дополнительные условия для развития и обогащения творческой игры.
Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре — непременное условие воспитательной работы. Итогом проведенной мною работы с использованием сюжетно – ролевых игр стало уменьшение конфликтных ситуаций между детьми. Возрос интерес у детей к участию в коллективных играх, те дети которые мало участвовали в совместных играх и не любили ходить в детский сад стали позитивнее относиться к играм и изменили свое отношение к детскому саду.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать средством формирования гуманных межличностных отношений у дошкольников.
1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М, 1998.
2. Выготский Л. С. Детская психология. М., 2006.
3. Жуковская Р. И. Воспитание детей в игре. М., 1963.
4. Запорожец А. В.Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. М., 1986. 5. Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989.- №5. — С. — 31-40.
6. Короткова Н. А. Сюжетно — ролевая игра старшего дошкольника // Ребёнок в детском саду. 2006. — №4. — С. 43 — 45.
7. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика. М., 2005.
8. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Просвещение 1989.
Образовательная область «Социализация» в подготовительной к школе группе Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных.
Первое родительское собрание в старшей группе Уважаемые коллеги! В начале года мы все проводим родительские собрания, на которых знакомим родителей наших воспитанников с задачами воспитания.
Источник