Воспитание гражданско-патриотических чувств у школьников
материал на тему
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно – не опоздать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_vospitaniyu_grazhdansko-patrioticheskikh_chuvstv_u_shkolnikov.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
по воспитанию гражданско-патриотических чувств у школьников.
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно – не опоздать.
2. Правовая база для составления методической разработки
3 . Обоснование актуальности методической разработки и её новизна.
4. Цель, задачи, форма работы и ожидаемые результаты..
5. Содержание проекта
6 . Продолжительность реализации проекта.
7 . Этапы реализации проекта.
8 Практическая реализация проблемы.
9 Перспективы дальнейшего развития.
В настоящее время, во время инноваций и преобразований Российскому обществу требуется новый социальный тип личности. Нужны люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.
Но в связи с происходящими в последнее время противоречивыми событиями в стране, касающихся общественной жизни, политики, наблюдается дефицит нравственности. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа.
В России разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.» в которой говорится: «Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
Продолжением этой Программы является Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010гг».
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в начальной стадии обучения только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет знать название страны, о ее природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных начальному образованию. И, если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.
2.Правовая база для составления методической разработки:
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
- Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)
- Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования.)
- С детства, ещё в школе, нас учат патриотизму. Однако никто не объясняет, что это. «Надо любить свою Родину»- говорили учителя. А как её любить? Что это вообще значит? Пришвин говорил, что «любить свою Родину, значит, знать её». Писатель фактически вывел определение патриотизма. У детей чаще всего понятие Родина ассоциируется с местом, где они живут. От того, насколько они хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства у детей.
Школа даёт детям возможность для накопления опыта, который ребёнок приобретёт самостоятельно и наиболее успешно с помощью метода работы над данным направлением. Из возможных путей решения задач по патриотическому воспитанию самая эффективная – форма проекта. В основе, которого лежит развитие познавательных навыков критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, прогнозировать результаты и возможности разных вариантов решения, устанавливать причинно следственные связи.
Проводя анкеты — опросники среди учеников, можно с уверенностью сказать, что не все обучающиеся понимают и знают, какой смысл скрывается за словами «Родина», «патриот», «гражданин», «патриотизм», «гражданственность» и какие именно качества они должны воспитывать в себе, чтобы стать в будущем опорой для своей страны.
Нет готовых, прописанных универсальных технологий по данному направлению. С чего начинать работу? Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям начальных классов? Как заинтересовать детей, родителей? Что из этого получится?
Исходя из этого, можно сделать вывод, что данная тема актуальна.
Формирование основ патриотизма — воспитание патриотов своей страны, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу; воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к истории, традициям культуре своей семьи, малой родины, Отечества в целом.
Воспитательные задачи:
формирование толерантности школьников через пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям; одноклассникам.
- формирование у учащихся и их родителей интереса к изучению родословной своей семьи, истории, культуры, традиций своего края, родины, жизни земляков, верно служивших и служащих Родине;
- приобщение юного поколения россиян к духовному наследию, богатствам отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской и мировой культуры.
- формировать у детей и их родителей интерес к изучению истории своей семьи;
- развивать творческие способности детей, умение выражать своё отношение к увиденному через рисунки, написание рассказов.
- — Изучение истории и культуры родного края.
- — Уроки мужества.
- — Классные часы.
- — Праздники и утренники.
- — Участие в конкурсах.
- -Выпуск стенгазет
- -Конкурс чтецов
- Конкурс военной песни
- — Экскурсии в музей.
- — Встречи с ветеранами.
- — Сочинения и диспуты.
- — Уроки гражданственности.
- — Презентации
Ожидаемые результаты проекта.
В результате реализации проекта ожидается:
— вовлечение в работу по гражданско-патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности;
— обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
— привитие интереса к историческому и героическому прошлому своей Родины;
— развитие творческих способностей, навыков исследовательской деятельности;
— формирование гордости за сопричастность к деяниям старшего поколения;
— формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм и правил правового государства;
— формирование потребности и способности руководствоваться примерами, основанными на высших ценностях и идеалах
— «Я – гражданин России».
— «Моя малая родина».
Сроки реализации проекта.
Срок реализации проекта – 2 года (2010 – 2012)
Этапы реализации проекта.
1. Организационный: август – сентябрь 2010 г.
— Вовлечение заинтересованных лиц в работу по гражданско-патриотическому воспитанию школьников (учителя, родители, общественность, )
— Диагностика уровня сформированности у младших школьников гражданско- патриотических качеств.
2. Основной: октябрь 2010г. – май 2012г.
— Реализация плана работы по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников.
— Внедрение новых форм работы.
3. Заключительный (аналитический): июнь 2012 г.
— Анализ деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в рамках проекта.
— Презентация «Из опыта работы по патриотическому воспитанию младших школьников».
— Создание банка методических разработок по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
Практическая реализация проблемы.
1. «Я – гражданин России»:
— Классный час «Мы живем в России».
— Презентация «Мои права и обязанности».
— Урок гражданственности «Символы России».
-Праздник – «Праздник дружбы. Без конца и края Вся страна большая»(Открытое мероприятие).
— Презентация «Путешествие в космос». К 50-летию первого полёта человека в космос.
— Беседа «Как это начиналось». К 70-летию начала второй мировой войны.
— Праздник-«Нет ничего краше, чем родина наша»
-Праздник, игра-соревнование для мальчиков «Буду
в армии служить»
— Классный час «Свечи Беслана» (презентация).
-Праздник-«Святки. Раз в крещенский вечерок»(Открытое мероприятие)
Классный час-«Твой адрес в этом мире»
— Классный час «Дарим людям добро. Что такое толерантность».
Праздник- «Светлый край берез-моя Россия»(Открытое мероприятие)
— Участие во Всероссийском литературно-историческом конкурсе «Я помню! Я горжусь!»
Праздник-«Просто был выбор у каждого-я или Родина»
— Праздник «Правнуки Победы»(Открытое мероприятие)
2. «Моя малая Родина».
— Экскурсия в городской музей.
— Классный час «О школе – с любовью».
— мини сочинения «Моя школа»
— День творчества «Русские народные песни».
— Экскурсии в музей истории.
— Праздник « (Открытое мероприятие).
— Праздник- «Светлый край берез -моя Россия»(Открытое мероприятие)
— Уроки мужества у памятника погибшим воинам.
— Конкурс рисунков «Уголок родной природы».
— Участие в общешкольном празднике «Масленица».
— Классный час «Военное прошлое моей малой родины» (презентация).
3. «Моя родословная».
— «Семья-это вера, любовь и надежда» — утренник в начальной школе
— «Мы родом из детства» — открытое мероприятие
— «День отца» — спортивное мероприятие
— «День семьи. Семейные традиции» — открытое мероприятие
— «День Матери» — утренник в начальной школе
Перспективы дальнейшего развития.
- Контроль за индивидуальным развитием познавательного интереса и информационной грамотностью учащихся начальных классов;
2. Составление плана работы на 2012-2013 учебный год
Итогами всей проделанной работы будет школьный конкурс защиты проектов, на котором младшие школьники расскажут о своих исследованиях и представят результаты в виде публикаций, презентаций, альбомов и даже стихов собственного сочинения о родном городе, родной школе и стране.
Источник
Воспитание гражданско-патриотических чувств у школьников
методическая разработка по теме
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно – не опоздать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_vospitaniyu_grazhdansko-patrioticheskikh_chuvstv_u_shkolnikov.docx | 28.11 КБ |
metodicheskaya_razrabotka_po_vospitaniyu_grazhdansko-patrioticheskikh_chuvstv_u_shkolnikov.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
по воспитанию гражданско-патриотических чувств у школьников.
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно – не опоздать.
2. Правовая база для составления методической разработки
3 . Обоснование актуальности методической разработки и её новизна.
4. Цель, задачи, форма работы и ожидаемые результаты..
5. Содержание проекта
6 . Продолжительность реализации проекта.
7 . Этапы реализации проекта.
8 Практическая реализация проблемы.
9 Перспективы дальнейшего развития.
В настоящее время, во время инноваций и преобразований Российскому обществу требуется новый социальный тип личности. Нужны люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.
Но в связи с происходящими в последнее время противоречивыми событиями в стране, касающихся общественной жизни, политики, наблюдается дефицит нравственности. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа.
В России разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.» в которой говорится: «Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
Продолжением этой Программы является Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010гг».
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в начальной стадии обучения только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет знать название страны, о ее природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных начальному образованию. И, если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.
2.Правовая база для составления методической разработки:
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
- Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)
- Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования.)
- С детства, ещё в школе, нас учат патриотизму. Однако никто не объясняет, что это. «Надо любить свою Родину»- говорили учителя. А как её любить? Что это вообще значит? Пришвин говорил, что «любить свою Родину, значит, знать её». Писатель фактически вывел определение патриотизма. У детей чаще всего понятие Родина ассоциируется с местом, где они живут. От того, насколько они хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства у детей.
Школа даёт детям возможность для накопления опыта, который ребёнок приобретёт самостоятельно и наиболее успешно с помощью метода работы над данным направлением. Из возможных путей решения задач по патриотическому воспитанию самая эффективная – форма проекта. В основе, которого лежит развитие познавательных навыков критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, прогнозировать результаты и возможности разных вариантов решения, устанавливать причинно следственные связи.
Проводя анкеты — опросники среди учеников, можно с уверенностью сказать, что не все обучающиеся понимают и знают, какой смысл скрывается за словами «Родина», «патриот», «гражданин», «патриотизм», «гражданственность» и какие именно качества они должны воспитывать в себе, чтобы стать в будущем опорой для своей страны.
Нет готовых, прописанных универсальных технологий по данному направлению. С чего начинать работу? Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям начальных классов? Как заинтересовать детей, родителей? Что из этого получится?
Исходя из этого, можно сделать вывод, что данная тема актуальна.
Формирование основ патриотизма — воспитание патриотов своей страны, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу; воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к истории, традициям культуре своей семьи, малой родины, Отечества в целом.
Воспитательные задачи:
формирование толерантности школьников через пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям; одноклассникам.
- формирование у учащихся и их родителей интереса к изучению родословной своей семьи, истории, культуры, традиций своего края, родины, жизни земляков, верно служивших и служащих Родине;
- приобщение юного поколения россиян к духовному наследию, богатствам отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской и мировой культуры.
- формировать у детей и их родителей интерес к изучению истории своей семьи;
- развивать творческие способности детей, умение выражать своё отношение к увиденному через рисунки, написание рассказов.
- — Изучение истории и культуры родного края.
- — Уроки мужества.
- — Классные часы.
- — Праздники и утренники.
- — Участие в конкурсах.
- -Выпуск стенгазет
- -Конкурс чтецов
- Конкурс военной песни
- — Экскурсии в музей.
- — Встречи с ветеранами.
- — Сочинения и диспуты.
- — Уроки гражданственности.
- — Презентации
Ожидаемые результаты проекта.
В результате реализации проекта ожидается:
— вовлечение в работу по гражданско-патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности;
— обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
— привитие интереса к историческому и героическому прошлому своей Родины;
— развитие творческих способностей, навыков исследовательской деятельности;
— формирование гордости за сопричастность к деяниям старшего поколения;
— формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм и правил правового государства;
— формирование потребности и способности руководствоваться примерами, основанными на высших ценностях и идеалах
— «Я – гражданин России».
— «Моя малая родина».
Сроки реализации проекта.
Срок реализации проекта – 2 года (2010 – 2012)
Этапы реализации проекта.
1. Организационный: август – сентябрь 2010 г.
— Вовлечение заинтересованных лиц в работу по гражданско-патриотическому воспитанию школьников (учителя, родители, общественность, )
— Диагностика уровня сформированности у младших школьников гражданско- патриотических качеств.
2. Основной: октябрь 2010г. – май 2012г.
— Реализация плана работы по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников.
— Внедрение новых форм работы.
3. Заключительный (аналитический): июнь 2012 г.
— Анализ деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в рамках проекта.
— Презентация «Из опыта работы по патриотическому воспитанию младших школьников».
— Создание банка методических разработок по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
Практическая реализация проблемы.
1. «Я – гражданин России»:
— Классный час «Мы живем в России».
— Презентация «Мои права и обязанности».
— Урок гражданственности «Символы России».
-Праздник – «Праздник дружбы. Без конца и края Вся страна большая»(Открытое мероприятие).
— Презентация «Путешествие в космос». К 50-летию первого полёта человека в космос.
— Беседа «Как это начиналось». К 70-летию начала второй мировой войны.
— Праздник-«Нет ничего краше, чем родина наша»
-Праздник, игра-соревнование для мальчиков «Буду
в армии служить»
— Классный час «Свечи Беслана» (презентация).
-Праздник-«Святки. Раз в крещенский вечерок»(Открытое мероприятие)
Классный час-«Твой адрес в этом мире»
— Классный час «Дарим людям добро. Что такое толерантность».
Праздник- «Светлый край берез-моя Россия»(Открытое мероприятие)
— Участие во Всероссийском литературно-историческом конкурсе «Я помню! Я горжусь!»
Праздник-«Просто был выбор у каждого-я или Родина»
— Праздник «Правнуки Победы»(Открытое мероприятие)
2. «Моя малая Родина».
— Экскурсия в городской музей.
— Классный час «О школе – с любовью».
— мини сочинения «Моя школа»
— День творчества «Русские народные песни».
— Экскурсии в музей истории.
— Праздник « (Открытое мероприятие).
— Праздник- «Светлый край берез -моя Россия»(Открытое мероприятие)
— Уроки мужества у памятника погибшим воинам.
— Конкурс рисунков «Уголок родной природы».
— Участие в общешкольном празднике «Масленица».
— Классный час «Военное прошлое моей малой родины» (презентация).
3. «Моя родословная».
— «Семья-это вера, любовь и надежда» — утренник в начальной школе
— «Мы родом из детства» — открытое мероприятие
— «День отца» — спортивное мероприятие
— «День семьи. Семейные традиции» — открытое мероприятие
— «День Матери» — утренник в начальной школе
Перспективы дальнейшего развития.
- Контроль за индивидуальным развитием познавательного интереса и информационной грамотностью учащихся начальных классов;
2. Составление плана работы на 2012-2013 учебный год
Итогами всей проделанной работы будет школьный конкурс защиты проектов, на котором младшие школьники расскажут о своих исследованиях и представят результаты в виде публикаций, презентаций, альбомов и даже стихов собственного сочинения о родном городе, родной школе и стране.
Источник