Развитие нравственного соснания
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_chuvstv.docx | 14.15 КБ |
Воспитание чувств и формирование
Консультация для родителей.
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений.
Отсутствие у ребенка таких представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.
На развитие у ребенка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Причем влияние это бывает как положительным, так и отрицательным. Например, отправляя утром малыша в детский сад, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай свою игрушку, ее сломают». В детском саду же воспитатель постоянно учит детей быть добрыми, делиться игрушками. Что же делать, как поступить малышу? Такого рода противоречия вызывают раздражение, неудовлетворенность, а иногда рождают хитрость, приспособленчество. В результате у ребенка не может сложиться четких представлений о том, как относиться к людям, как поступать в каждом конкретном случае.
Уже в младшем дошкольном возрасте дети получают в сжатой, краткой форме установку или правило, что такое хорошо и плохо. Однако, если взрослые знакомят детей с этическими представлениями без должного эмоционального с их стороны отношения, формально, то это мало способствует развитию у детей чувств.
Чтобы установить определенную взаимосвязь между представлениями детей и их чувствами, необходимо обращать внимание не только на то, как понимают дети тот или иной поступок, но и на их эмоциональный отклик на этот поступок.
Одним из условий пробуждения и воспитания чувств является развитие нравственного сознания детей. Известно, что дети старшего дошкольного возраста способны не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоит за каждым поступком. От осознания причин и мотивов поступков зависит глубина, устойчивость чувств ребенка.
Путь от формирования у детей знаний о хорошем до правильного поведения их очень сложен и должен быть заполнен постоянной кропотливой работой взрослых над развитием нравственного сознания детей. В одном случае дети знают правила, но поступают неправильно; в другом – поступают как будто бы правильно, но поступки их своекорыстны, фальшивы; в третьем – поступают хорошо, но не способны разобраться в конфликте между сверстниками. Некоторые дети при хорошем поведении остаются равнодушны к поведению окружающих, бывают категоричны в суждениях о поведении сверстников. Нередко они ведут себя хорошо только в присутствии взрослых из страха быть наказанными. Причина всего этого – формальное усвоение этических знаний. Чтобы этого не было необходимо заботиться о развитии нравственного сознания ребенка. Взрослый должен определить с какой целью ребенок совершает тот или иной поступок, какие он преследует при этом цели.
Формальное обучение ребенка правилам хорошего поведения дает обычно временный результат. Привычка поступать только по указке, не чувствуя необходимости именно этого действия, формируют личность убогую. Воспитывая у детей сознательное отношение к своим поступкам, взрослый прежде всего должен сам понять причины, побудившие ребенка совершить то или иное действие, затем непременно узнать, как он объясняет его, и, ели это объяснение неточное, постараться помочь ребенку разобраться.
Эмоциональное отношение к поступкам окружающих и своим появляется у детей в том случае, когда для них ясен смысл этих поступков, когда они видят определенное отношение к ним взрослых, а также в условиях самостоятельного общения друг с другом. Умение думать о других, замечать, что происходит вокруг, приходит к ребенку постепенно. И в этом случае ему должны помочь взрослые.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять .
Описание опыта работы по данной теме.
Формирование понятий — одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как «животное», «рыбы», «птицы», «насекомые» ребёнку необходимо отвлечься от особ.
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым .
материал из опыта работы по теме проекта.
ДОКЛАД«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ – ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ».
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений.
Источник
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО — ЭТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ
Воспитание нравственных чувств у детей тесно связано с формированием у них этических представлений. Отсутствие у ребенка таких представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.
На развитие у ребенка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детское учреждение, окружающая действительность. Причем влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда же оно противоречиво. Например, отправляя ребенка утром в детский сад, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай свою игрушку, ее сломают». А воспитатель постоянно учит детей быть добрыми, делиться игрушками. Что же делать, как поступить ребенку? В результате у ребенка не может сложиться четких представлений о том, как относиться к людям, как поступить в каждом конкретном случае.
При правильном воспитании дети способны воспринимать сложные отношения между людьми. Опыт показывает, что формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен, прежде всего, выяснить, что знают сами дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия.
При формировании у детей этических представлений не нужно требовать от них определения понятий. Содержание же их дети могут уяснить только на конкретных примерах из жизни или из художественных произведений. Обобщенное понятие ребята часто сами поясняют конкретным примером, так им легче входить в сложный круг отношений между людьми.
Для развития этических представлений детей целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которых не только описывалась бы конфликтная ситуация, а, как в сказках, были бы противопоставлены друг другу добро и зло.
Выявлять знания и формировать представления детей можно, не только задавая им прямые вопросы. Очень полезно проведение специальных бесед, создание различных педагогических ситуаций, в которых дети должны быстро принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из затруднения. Беседуя с детьми, необходимо так построить ее, чтобы дети глубже задумались над поведением героя и почувствовали бы зависимость между совершенным им поступком и пришедшим к нему раскаянием. В этом случае происходит не только формирование представлений детей о хорошем и плохом, но и развитие их чувств.
При формировании у детей этических представлений необходимо постоянно ставить перед ними новые задачи, сосредотачивать их внимание на жизненном опыте. Учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других, — одна из главных задач на пути формирования у них этических представлений.
Обращение к личному опыту детей дает возможность педагогу выяснить, какие этические понятия ими еще не усвоены, и вести воспитательную работу в нужном направлении.
Выявлению и формированию этических представлений детей, воспитанию их чувств способствуют и наблюдения за общением детей в процессе деятельности. Внимательны ли дети друг к другу, как они вместе играют, трудятся, занимаются, идут на прогулку и т.п.? Воспитатель должен видеть каждого ребенка, чтобы мимо его внимания не прошло ни одного сколько-нибудь серьезного нарушения детьми общепринятых этических норм. Наблюдая за взаимоотношениями детей, их поступками, слыша, как они отзываются о том, или ином поступке, как объясняют его, какую дают оценку поведению своих товарищей, взрослых, как оценивают героев и персонажей художественных произведений, можно правильно судить о том, каковы же их представления о морали.
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_eticheskih_predstavleniy.doc | 29.5 КБ |
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО — ЭТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ
Воспитание нравственных чувств у детей тесно связано с формированием у них этических представлений. Отсутствие у ребенка таких представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.
На развитие у ребенка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детское учреждение, окружающая действительность. Причем влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда же оно противоречиво. Например, отправляя ребенка утром в детский сад, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай свою игрушку, ее сломают». А воспитатель постоянно учит детей быть добрыми, делиться игрушками. Что же делать, как поступить ребенку? В результате у ребенка не может сложиться четких представлений о том, как относиться к людям, как поступить в каждом конкретном случае.
При правильном воспитании дети способны воспринимать сложные отношения между людьми. Опыт показывает, что формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен, прежде всего, выяснить, что знают сами дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия.
При формировании у детей этических представлений не нужно требовать от них определения понятий. Содержание же их дети могут уяснить только на конкретных примерах из жизни или из художественных произведений. Обобщенное понятие ребята часто сами поясняют конкретным примером, так им легче входить в сложный круг отношений между людьми.
Для развития этических представлений детей целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которых не только описывалась бы конфликтная ситуация, а, как в сказках, были бы противопоставлены друг другу добро и зло.
Выявлять знания и формировать представления детей можно, не только задавая им прямые вопросы. Очень полезно проведение специальных бесед, создание различных педагогических ситуаций, в которых дети должны быстро принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из затруднения. Беседуя с детьми, необходимо так построить ее, чтобы дети глубже задумались над поведением героя и почувствовали бы зависимость между совершенным им поступком и пришедшим к нему раскаянием. В этом случае происходит не только формирование представлений детей о хорошем и плохом, но и развитие их чувств.
При формировании у детей этических представлений необходимо постоянно ставить перед ними новые задачи, сосредотачивать их внимание на жизненном опыте. Учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других, — одна из главных задач на пути формирования у них этических представлений.
Обращение к личному опыту детей дает возможность педагогу выяснить, какие этические понятия ими еще не усвоены, и вести воспитательную работу в нужном направлении.
Выявлению и формированию этических представлений детей, воспитанию их чувств способствуют и наблюдения за общением детей в процессе деятельности. Внимательны ли дети друг к другу, как они вместе играют, трудятся, занимаются, идут на прогулку и т.п.? Воспитатель должен видеть каждого ребенка, чтобы мимо его внимания не прошло ни одного сколько-нибудь серьезного нарушения детьми общепринятых этических норм. Наблюдая за взаимоотношениями детей, их поступками, слыша, как они отзываются о том, или ином поступке, как объясняют его, какую дают оценку поведению своих товарищей, взрослых, как оценивают героев и персонажей художественных произведений, можно правильно судить о том, каковы же их представления о морали.
В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност.
Примерный перспективный план работы с родителями воспитанниковпо воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста№п/пТемаЗадачиДатаОтветственные1.Родительские собр.
Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству» рассчитан на детей среднего и старшего дошкольного возраста.Сро.
Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству» рассчитан на детей среднего и старшего дошкольного возраста. Срок .
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у.
Источник