Формирование эстетических чувств в дошкольном возрасте
Тазаян Арменуи Анна
Формирование эстетических чувств в дошкольном возрасте
Она начинает формироваться в раннем детском возрасте в рамках социального окружения. Определяющим в формировании эстетических чувств является активное и грамотное педагогическое руководство. В ходе эстетического развития дети постепенно осваивают основы эстетической культуры, эстетического представления, восприятия, понятий, интересов, суждений, потребностей, чувств, творческих способностей и художественной деятельности. Динамика становления эстетических чувств и формирование эстетической культуры подразумевает прохождение нескольких этапов, которые напрямую связаны со спецификой развития ребенка в том или ином возрасте.
Особенности развития детей раннего возраста целесообразно рассматривать как пропедевтический период к эстетическому принятию окружающего мира. Данный этап начинается с формирования сенсорной чувствительности и последующего эмоционального «ответа» на знакомство с наиболее яркими качествами и свойствами объектов, окружающих ребенка. Он с самых первых дней обращает внимание на все самое привлекательное, яркое, красочное и блестящее. Эстетическое восприятие окружающего мира имеет свои специфические черты. Для ребенка основными из них является чувственная форма вещей, а именно их форма, цвет, звук, запах. Поэтому для эстетического воспитания ребенка необходим определенный уровень развития сенсорной культуры.
Ребенок воспринимает красоту как единение содержания и формы. Форма заключается в единстве линий, звуков, красок. Но воспринимать эстетически ребенок сможет только тогда, когда восприятие будет эмоционально окрашенным, т. к. эстетическое восприятие тесно взаимодействует с переживаниями и чувствами. Эстетические чувства отличаются тем, что они сопровождаются от встречи с прекрасным светлым душевным волнением и бескорыстной радостью. Поэтому мы можем сделать вывод о том, что важной составляющей формирования эстетических чувств является эмоциональный отклик на воспринимаемый объект. Но полноценное формирование эстетических чувств не может происходить при отвлеченном, «пассивном» восприятии действительности.
Также важное значение для становления и развития эстетических чувств имеет совершаемая дошкольником деятельность. В раннем возрасте формируются способы подражания в разнообразных видах примитивной игровой и художественной деятельности, развивается чувство удовлетворения не столько от совершения деятельности, сколько от достигнутого результата.
Развитие речи способствует усвоению наименований гораздо большего числа эталонных признаков, эстетическихкачеств при сравнении их: грязный — чистый, маленький — большой, грустный — веселый, некрасивый — красивый и т. д.
Следует обратить внимание на то, что в большинстве случаев для ребенка-дошкольника невозможно разделить понятия «правильно» и «красиво», что является большим потенциалом для осуществления как моральных, так и эстетических воспитательных задач. В дошкольном возрасте эстетическое воспитание детей реализуется родителями скорее «интуитивно», чем целенаправленно. Но в то же время эстетическое воспитание именно в семье играет важную роль в эстетическом развитии ребенка дошкольного возраста и формировании его личности, несмотря на невладение родителями педагогическими и методическими навыками. В семье фундаментом эстетического воспитания больше является семейные традиции, которые осуществляют преемственность между поколениями, формирование эстетических ценностей, примеров, переживаний. Именно поэтому также важно осуществлять просветительскую и методическую работу с родителями дошкольника относительно эстетического воспитания.
В условиях дошкольного образовательного учреждения осуществляются последующие изменения в эстетическом развитии ребенка. Ребенок лучше воспринимает художественные произведения, к определенным элементам их художественной формы, таким как цвет, ритм, рифма. Дети начинают и по-разному реагировать на само произведение. Мотивация оценки художественного произведения носит характер житейности либо предметности. Ребята из младшей группы больше замечают единичные признаки явления, высказываются кратко, порой пользуются весьма специфическими оценками.
В младшем дошкольном возрасте быстрыми темпами развивается подражание в основных формах и видах игровой и художественной деятельности, появляются новые интересы, формируются новые потребности. В рамках изобразительной деятельности дети-дошкольники от примитивных действий переходят к называнию, изображению, образному восприятию и узнаванию форм. Также в данный период возрастного развития дети могут овладеть навыками не только изобразительной деятельности, но и музыкальной, что позволяет им достичь образности в изображаемом, самостоятельности и первичного проявления творческих начал. В этом периоде развития дошкольников крайне важен характер нацеленного воздействия на чувства и переживания ребенка, на формирование у него иерархии ценностей, на становление у ребенка художественных способностей в широком смысле. Целенаправленное педагогическое воздействие становится решающим в становлении эстетической культуры, которая является важным компонентом полноценной развитой личности.
У детей среднего дошкольного возраста происходит значительное развитие восприятия, его точности и дифференцированности. В то же время эстетическое восприятие остается фрагментарным, основывается на личном опыте ребенка и его интересах. Дети в данном возрасте могут давать элементарную эстетическую оценку художественному образу, способны к пониманию определенных эстетических средств, поэтапному пониманию внутренней сущности изображенного. Средние дошкольники находят связь между фигурами и тропами и содержанием произведения. Дети данного возраста предпочитают конкретные произведения определенного жанра, сравнивают произведения между собой, сравнивают уже известное с только что услышанным, делают определенные обобщения. Они уже умеют отличать прозаические произведения от поэтических, различают виды и жанры как литературных произведений, так и музыкальных и изобразительных.
На данном этапе возрастного развития у детей значительно развиваются творческие и художественные способности, дети способны сочинять стихотворения, песни, рассказы, загадки, продумывают композицию аппликации, лепят, рисуют. В процессе обучения у детей постепенно происходит становление эмоциональной отзывчивости на художественные образы и выразительные средства. Дошкольники теперь могут не только видеть, но и осознавать элементарные эстетические качества в произведениях искусства. Они замечают едва заметные различия, производят наиболее тонкие сопоставления, подбирают выразительные слова. Им становится интересно все красивое не только в искусстве, но и в окружающей жизни, интересны новые виды игровой и художественной деятельности. Дети очень эмоционально воспринимают поведение вымышленного литературного героя, но не понимают скрытые мотивы его поведения. Также на новый вектор развития выступает художественное творчество, но замыслы детей в рамках него еще не отчетливы и неустойчивы.
Таким образом, дошкольный возраст — это период, характеризующийся становлением эстетического восприятия, эстетического переживания и эстетической культуры в целом, совершенствующейся под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.
Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.
Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.
Фотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрасте Зима — очень красивое время года. Сколько всего интересного зимой – и снеговики, и деревья в инее, и снегопад и т. д. Как же это все запечатлеть?.
Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.
Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.
Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.
Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.
Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» — от лат. «actives» — деятельный, действенный. «Гипер» — от греч. «hyper» — над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.
Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.
Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка — одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.
Источник
Формирование Эстетических чувств у детей
Автор: Ляховицкая Ирина Эдуардовна
В определении понятия и сущности эстетического чувства существуют различные подходы, которые нередко представляют собой противоположные или взаимоисключающие точки зрения. Традиционно эстетическое чувство изучается в структуре эстетического сознания, во взаимосвязи с другими его элементами и эстетическими категориями. Так, А.Н. Лук, хотя и не раскрывает сущность и специфику эстетического чувства, обоснованно связывает его с эстетическими категориями, выделяя чувство прекрасного, возвышенного, трагического, комического. Б.И. Додонов рассматривает эстетические чувства на основе теории ценностей, правомерно считая главной ошибкой многих авторов подмену самого переживания семантикой слов. Тем самым он подводит к необходимости анализа сущности самого эстетического чувства. Но ученый основывается не на природе эстетического чувства, а дает или внешнюю характеристику (включает чувство изящного, грациозного), или характеризует процесс протекания эстетического чувства (наслаждение красотой), или сводит его к элементам эстетического сознания (жажда красоты, на наш взгляд, является признаком эстетической потребности), или связывает с высшими эстетическими категориями (чувство величественного, возвышенного, чувство волнующего драматизма).
Специфику, сущность эстетического чувства выделить невозможно, если фиксировать проявления чувств, которые, на наш взгляд, трудно или невозможно охарактеризовать качественно (они в данный момент могут быть и познавательными и эстетическими одновременно). Определить чувство возможно по источнику, который является первопричиной его возникновения. Упростим предложенную Б.И. Додоновым классификацию чувств по направленности и установке. Оставим гностические, эстетические и нравственные чувства, так как другие группы являются в той или иной степени их составными: так романтические могут быть отражением гностических или эстетических чувств, этнические — эстетических или нравственных, коммуникативные — нравственных или познавательных и т. д.
Какова же природа эстетических чувств, в чем их специфика, сущность? Первопричиной возникновения познавательного чувства является стремление к познанию, момент поиска нового или поиска выхода из ситуации; нравственного чувства — момент выбора поступка, который включает или не включает волевое усилие. Эстетическим чувством движет не воля, не необходимость поиска, а невидимые мышечные движения человека, их ритм, темп, динамика как в процессе активной деятельности, и так и в процессе созерцания, восприятия. Если гностические чувства возникают под воздействием поиска пути деятельности, нравственные — выбора средств, то эстетические — качества деятельности. При этом любая деятельность может вызвать и эстетические, и нравственные, и м гностические чувства.
Природные, естественные ритмы и цвета, вызывая реакцию ребенка, сублимируются в чувство ритма и чувство цвета как эстетические феномены. Синхронизация (гармонизация) внутренних и внешних процессов подтверждает эстетическую природу чувства цвета, чувства ритма. У ребенка в процессе какой-либо деятельности возникают так называемые «ритмические переживания» (термин Б.М. Теплова), которые в
сочетании с оптимальным темпом и динамикой действий вызывают, по существу, эстетическую реакцию, эмоцию, чувство. На примере музыкального ритма Б.М. Теплов показал, что в процессе восприятия к музыки у ребенка непроизвольно совершаются мускульные действия,
с движения, невидимые глазу и что эти движения или мышечные
у сокращения шляются не просто результатом, а условием ритмического переживания. Именно эти движения становятся носителями эстетической с информации, вызывая эстетические чувства. Но если Б.М. Теплов раскрыл основу музыкально-ритмического чувства, которое имеет свою специфику, то в психологии труда (Н.Д. Левитов, Л.Б. Ительсон) ритм, темп и динамика определены как важные и необходимые компоненты любой
и деятельности. На заре человечества именно ритм, темп, динамика в процессе
с мышечной деятельности стали своеобразными побудителями эстетического
в чувства. В результате возникли переживания более высокого порядка:
визуально-ритмические, звуко-ритмические, затем вербально-ритмические. Постепенно от однообразных, простых, недифференцированных действий человек переходил, совершенствуя приспособление руки к орудию, к нахождению ловких, точных движений, требующих работы мелкой мускулатуры, сложной, богатой по конфигурации.
В процессе такой деятельности человек стал осознавать движения, ритмы, динамику окружающей его жизни, составлять представления об эстетической картине мира, пытаясь выразить увиденное и пережитое в образах. Так зародилось синкретическое искусство, а затем в связи с
разделением, развитием и совершенствованием труда началась и дифференциация искусства, так как появилась необходимость «оттачивать» те или иные ощущения. Происходил своеобразный тренинг, который сопровождался особым неповторимым наслаждением, ощущением
«тонких» физических и душевных движений, в результате которых вырабатывалось чувство меры, гармонии. Продолжительные эстетические переживания способствуют возникновению чувства ритма, динамики, темпа, чувства цвета, колорита, композиции, чувства стиля, такта, формы, чувства меры, гармонии и т.д. Именно они становятся основой развития «категориальных» эстетических чувств: чувства прекрасного, возвышенного, чувства трагического, героического, чувства безобразного, чувства юмора. — которые фиксируются на уровне сознания.
Бесспорно, развитие эстетических чувств в филогенезе не повторяет их развитие в онтогенезе, но каждый развивающийся индивидуум овладевает или не овладевает тем набором ощущений, «мышечных переживаний», который становится условием формирования эстетического сознания, эстетического отношения личности как к искусству, так и к действительности в целом.
Таким образом, эстетическое содержание чувства может зависеть от направленности, качества, степени их проявления. Правомерно в данном случае выделить три уровня проявления чувств: неэстетический, предэстетический, эстетический.
К неэстетическим относятся те чувства, которые имеют негативную окраску, отрицательны по направленности, разрушительны по качеству. К ним можно отнести фундаментальные чувства страха, вины, ненависти и производные от них разнообразные чувства, такие как чувства гнева, презрения, превосходства и др.
Нередко такие неэстетические чувства связаны не только с эмоциональной сферой, но и с физиологическим состоянием человека. Физиологами доказано, что страх, агрессия вызывают мышечное перенапряжение и функциональные нарушения, то есть они становятся причиной заболевания организма.
Предэстетическими чувствами А.Ф.Яфальян называет состояния, которые могут быть при одних условиях эстетическими, при других неэстетическими. В действительности, это, скорее всего эстетические эмоции, так как они часто недолговременны, и даже если эмоциональное состояние затягивается, оно может смениться на противоположное. Традиционно такие эмоции называют чувствами. Это амбивалентные чувства, к ним относят чувства радости, восторга, восхищения, грусти, печали и т.д.
Нередко педагог ошибочно принимает за эстетические чувства веселый смех, восторг детей. Как отличить эстетическое чувство радости от неэстетического? По качеству. Показателем в данном случае будет чувство меры и позитивная направленность. А результатом испытываемого чувства, если оно эстетическое, будет катарсис.
Катарсис как очищение наступает после усиления, кульминации чувства, в момент спада напряжения. Это может быть состояние — возвышенного восторга, тихой радости, светлой печали, спокойного р умиротворенного восхищения. Чувство восторга с ощущением превосходства, обожания, заискивания, чувство восхищения с внутренним г неудовольствием собой, с завистью однозначно не являются эстетическими — по характеру
Понимание положительных и отрицательных эмоций в данном случае иное. Например, скорбь в художественном произведении может стать эстетическим чувством, но лишь в снятом, отвлеченном виде. События, которые пришлось пережить ребенку, впрямую не касаются его, но чувство эмпатии, сопереживания поднимают его на уровень героя. И это дает ему мощную положительную разрядку, то есть эстетическое наслаждение.
Стремление к проявлению эстетических чувств в совершенной форме, которая присуща, например, художественному произведению: завязка события, развитие, конфликт, кульминация, завершение, катарсис — вот составляющие процесса зарождения и переживания эстетического чувства. Отсутствие любого элемента нарушает гармоничность процесса и лишает его эстетической направленности.
При этом, по И. Канту, эстетическое чувство — это «эстетическое состояние» равновесия, гармонии, тяготеющее к дисгармонии и нарушению равновесия. Рассмотрим собственно эстетические чувства как качества личности, которые природно обусловлены, имеют глубинное содержание, иную природу, чем эстетические чувства — эмоции. Они более устойчивы, так как «фиксируются» в действиях, поступках, мыслях.
К фундаментальным эстетическим чувствам А.Ф.Яфальян относит чувства цвета, линии, пропорции, симметрии (перцептивно-визуальные), чувства ритма, темпа, динамики (перцептивно-аудиальные) и чувства пространства и времени (перцептивнокинестетические). Однако, по мнению автора, чувство ритма, чувство цвета или чувство темпа становятся эстетическими в том случае, если они из аудиального, визуального или кинестетического ощущения перерастают в целостное чувство. Так эстетическое чувство ритма представляет собой единство, целостность и визуальных, и аудиальных, и кинестетических ритмов окружающего мира в соответствии с внутренними ритмами человека.
Природная голографичность (целостность восприятия) и субсенсорность (сверхчувствительность), которой обладают дети, лишь представляют собой потенциальные возможности развития этого чувства. Более того, любые комплексы, страхи, фобии притупляют у человека здоровое стремление к чистым, благоприятным цветовым гаммам и фону, то есть лишают его чувства цвета.
Но эстетическими качествами обладают не все цвета, ритмы, звуки. Природа создана по эстетическим законам, поэтому все шумы, звуки, формы, цвета в природе, не тронутой человеком, целесообразны, гармоничны, естественны, то есть эстетичны. Социальная звуковая, цветовая среда может быть эстетически организованной, а может и не являться таковой.
Таким образом, эстетическим чувствам присущи следующие характерные признаки, которые подтверждают предложенную в данном исследовании их классификацию, и включены в педагогическую данного исследования.
— Изменчивость чувств. «Текучесть» чувств здорового человека — естественное состояние. Каждую минуту чувства приобретают иную окраску, нюансировку под воздействием мыслей, окружающей среды и могут перетекать из одного состояния в другое. При этом эстетические чувства, например чувство ритма при интенсивном воздействий на человека извне или изнутри (поток мыслительной деятельности от возникновения какого-либо образа меняется), начинают деформироваться и терять свою эстетичность. Появляется аритмичность в движениях, поступках, хаос в мыслях.
— Возвратность чувств. Каждое чувство, в отличие от эмоции, оставляет след на соматическом и ментальном уровнях. При сходных внешних ситуациях и подобных внутренних мыслительных процессах чувство вновь может возникнуть. Это может быть и эстетическое чувство, если процессы, происходящие с ребенком, позволяют ему почувствовать свободу, гармоничность, самодостаточность. В этом случае в процессе деятельности возникнет чувство ритма.
— Тренированность чувств . Многократное переживание тех или иных чувств позволяет этому чувству стать доминантным (по А. А. Ухтомскому). Закрепление эстетических чувств возможно лишь при условии применения эмоциональной установки (по Д.Н. Узнадзе) в процессе любых видов деятельности.
— Переключаемость чувств. При создании определенных условий и установок происходит сублимация (по 3. Фрейду), трансформация в наиболее приемлемые инстинктивные формы проявления, снимающие напряжения. Например, преобразование отрицательного фонового эмоционального состояния под воздействием искусства в эстетические чувства.
— Взаимозависимость чувств. Нарушение, например, чувства гармонии под воздействием стрессогенной ситуации повлечет за собой и нарушение всех эстетических чувств: ритма, темпа, меры и т.д.
— Синхронизация чувств . Эстетические чувства могут возникнуть лишь в том случае, если человек начинает в любой ситуации искать необходимый, жизненно важный баланс между внутренними и внешними процессами, между мыслями и чувствами, между личными интересами и интересами других.
— «Засоряемость» чувств . В социуме человек неизбежно получает помимо положительного заряда и отрицательный. Неорганизованные шумы, грязные цвета, психическое давление и др. приводят к нарушению эстетических чувств. Природная естественность эстетических чувств требует постоянного внутреннего очищения, восстановления внутреннего баланса. Духовные устремления человека, сталкиваясь с препятствиями и преодолевая их, приводят его к катарсису За катарсическим состоянием вновь возникает чувство гармонии, меры и восстанавливаются другие эстетические чувства.
Эстетические чувства у ребенка характеризуются, прежде всего, гармонией, мерой, стремлением к совершенству. При этом эстетические чувства лежат в основе физического здоровья, психического равновесия. ментальной мудрости. Такие чувства являются решающими в эстетическом становлении личности ребенка. Влияние окружающей среды на слух и голос ребенка
Человеческий голос — явление уникальное как акустический феномен, как анатомо-физиологический продукт, а также в силу своего социального значения. Способность говорить, выражать свои мысли и чувства характеризует человека как личность. По модуляциям голоса мы можем судить о психическом состоянии индивидуума, его поведении в различных ситуациях. Существует множество профессий, связанных с использованием голоса. Это певцы, актеры, педагоги, лекторы, священники, работники радио и телевидения, общественные деятели.
В образовании голоса принимают участие многие органы и системы, что требует их нормального функционирования. Люди, профессионально использующие свой голос, очень чувствительны к его нарушениям, особенно дети и подростки. Нарушения голоса у детей — сложная проблема, требующая пристального внимания специалистов.
Нарушения могут быть органического порядка (врожденная или приобретенная патология гортани, глотки, носа) или функциональные (связанные с отрицательным воздействием внешних факторов). Провести четкую границу между органическими и функциональными нарушениями довольно трудно, так как органические изменения могут привести к функциональным сдвигам, а нарушения нормальной функции голоса могут вызвать органические изменения. В середине этого ряда находятся морфологические изменения, возникающие в результате неправильного голосового механизма. Появление последних наблюдается при пении, и их часто связывают с неправильно выбранной методикой обучения.
В настоящем докладе мы обращаем внимание на нарушения голоса функционального рода, связанные с отрицательным воздействием внешних факторов. Создание и функционирование комфортной среды, в которой воспитывается слух и голос ребенка, зависят не только от педагога и методики обучения, но и от социальных условий экологической обстановки.
Для того чтобы оценить голос человека, необходимо знать основные характеристики нормального голоса и их отличие от типичных признаков нарушений. Нормальный голос, обеспечивающий эффективное речевое общение, должен быть приятным на слух, обладать соответствующим балансом ротового и носового резонанса, быть достаточно громким, основная частота речи должна соответствовать возрасту, размерам тела и пола, голос должен иметь соответствующие модуляции, включая высоту тона и громкость.
При нарушениях голоса традиционно выделяют четыре типа: нарушение тембра голоса, нарушение резонанса, изменение громкости, изменение высоты тона. Эти явления можно наблюдать как в разговорном, так и певческом голосе. Нарушения голоса могут быть не слышны при разговоре, но проявляться при пении. Тем не менее патологические явления на голосовых связках молодых певцов чаще проявляются из-за неправильного использования разговорного голоса.
Выделим наиболее характерные воздействия окружающей среды на нарушения голоса.
1. Аллергия к различным содержащимся в воздухе веществам или к пищевым продуктам. Она может вызвать отек слизистой носа, рта, глотки, гортани, трахеи, легочных структур, т.е. тех органов, которые задействованы в звукообразовании.
2. Окружающий шум. Сильный шум неблагоприятно действует на орган слуха и вызывает перенапряжение голоса.
3. Психические нарушения или плохая приспособляемость к окружающей среде. Психические факторы могут вызывать самые различные нарушения голоса, например охриплость, резкость, придыхание, гиперно-зальность, афонию
На основании вышесказанного мы предлагаем правила гигиены голоса включить в школьные программы. Одним из компонентов программы может являться информирование детей о строении и функционировании механизма голосообразования, о правильном использовании голоса, формах его перенапряженности и нарушений. Программа по гигиене голоса у детей должна быть направлена на то, чтобы предотвратить неправильное использование и перенапряжение голоса начиная с момента, когда ребенок пошел в детский сад, и вплоть до завершения пубертатного периода. Школьные учителя должны стремиться создать все необходимые условия, способствующие развитию хорошего голоса.
Источник