- Проектирование системы деятельности педагога по формированию у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости
- «Проектирование системы деятельности педагога по формированию у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости»
- Новый образовательный результат, сформированный у воспитанников.
- Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
- Современные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста
- Список используемых источников
- Проект «Развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников» проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Проектирование системы деятельности педагога по формированию у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости
Юлия Норина
Проектирование системы деятельности педагога по формированию у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости
Норина Юлия Валентиновна,
МБДОУ детского сада № 355
городского округа Самара
«Проектирование системы деятельности педагога по формированию у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости»
В настоящее время целью российской образовательной политики является культурное и национальное развитие страны. Образование является базовой основой для развития экономики и общества. Для обеспечения современных условий, направленных на удовлетворение потребностей личности, общества, страны в целом запущен механизм модернизации системы образования.
Впервые в федеральном законе 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 21 декабря 2012 года дошкольное образование признано первоначальной ступенью общего образования, так как именно в дошкольном детстве формируются ключевые личностные качества и способности, обеспечивающие успешность человека в социуме.
В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 2009 г. № 655 чётко определены интегративные качества ребёнка. Одним из итоговых результатов будет формирование эмоциональной отзывчивости.
Однако в настоящее время у дошкольников отмечаются нарушения в сфере эмоционального общения на ранних этапах развития, что приводит к значительным отклонениям в становлении их личности и обучаемости. Эмоциональная несостоятельность нередко оказывается причиной различных форм социально-психологической дезадаптации, а именно:
дети не умеют определять эмоциональные состояния различных объектов;
не способны критически оценивать нравственные и безнравственные поступки, часто отрицают свои негативные проявления;
не умеют откликаться на эмоции близких людей, друзей, редко сопереживают;
обнаруживают недостаточную эмоциональную реакцию на произведения изобразительного искусства, музыки, мира природы.
Достичь желаемых результатов в формировании эмоциональной отзывчивости возможно только при изменениях в основном педагогическом процессе и при создании соответствующих условий. В настоящее время в ходе педагогического воздействия воспитатели и специалисты не формируют у детей знания о формах эмоциональных проявлений у человека, не формируют способы действия по проявлению эмоциональной отзывчивости. Это связано с тем, что до сих пор в педагогическом процессе не реализуется в полной мере системно-деятельностный подход. То есть, педагоги основной акцент делают на образовательный компонент: передают детям знания об эмоциональных проявлениях через беседы, рассматривание картин и иллюстраций, чтение художественной литературы, чаще на специально организованных занятиях, что приводит к поверхностному осознанию детьми собственных эмоций и эмоций окружающих людей.
Педагоги затрудняются в выборе современных активных форм, средств и методов взаимодействия с детьми, что значительно снижает эффективность работы по формированию эмоциональной отзывчивости. Также педагоги испытывают затруднения при организации непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей.
Условия, в которых протекает педагогический процесс, также не отвечает федеральным государственным требованиям:
1. Уровень профессиональной компетенции педагогов в области эмоционального развития детей не отвечает современным требованиям, так как в дошкольном учреждении в основном работают педагоги с большим стажем и с высоким уровнем синдрома эмоционального выгорания. У них наблюдается низкий уровень мотивации к самообразованию, самосовершенствованию и самореализации.
2. Недостаточный уровень научно-методического обеспечения. Наиболее существенное противоречие заключается в нестыковке федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и существующих комплексных программ, реализуемых в детском саду. Типовая программа обучения и воспитания в детском саду под редакцией М. А. Васильевой нацелена на формирование знаний, умений, навыков и не способна обеспечить развитие интегративных личностных качеств ребёнка. Педагогами не изучаются и не применяются в работе дополнительные программы по эмоциональному развитию, не используются образовательные технологии деятельностного типа.
3. Не в полной мере выполняются требования к предметно-развивающей среде групп. Имеющиеся условия не всегда обеспечивают принципы информативности, полифункциональности, активности во взаимодействии с окружающей средой, вариативности, педагогической целесообразности. Наполнение предметной среды не обеспечивает возможности творческого самовыражения детей, эмоционального благополучия каждого ребёнка. Недостаточно игрушек нового поколения, современных информационно-коммуникационных технических средств.
4. Имеются недостатки в нормативно-правовой базе. При разработке комплексно-тематического планирования недостаточно отражена проблема эмоционального развития детей. В годовом плане не определены задачи эмоционального развития детей.
Обозначенные выше недостатки привели к необходимости постановки и реализации задач формирования у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости, умения откликаться на эмоции близких людей и друзей, умения сопереживать персонажам художественных произведений, изобразительного искусства, мира природы.
Новый образовательный результат, сформированный у воспитанников.
понимать и осознавать свои переживания;
чувствовать и понимать эмоциональные состояния других людей;
употреблять в речи слова, обозначающие эмоциональные состояния (сердитый, печальный, радостный, хитрый, добрый и т. д.);
уметь сопереживать, сочувствовать, содействовать;
должен знать адекватные формы проявлений эмоций человека и владеть способами эмоциональных проявлений;
эмоционально реагировать на произведения литературных жанров, изобразительного, музыкального искусства;
критически оценивать свои поступки, поступки сверстников, взрослых людей, персонажей сказок, рассказов, мультфильмов.
Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Проблема формирования эмоциональной отзывчивости относится к образовательной области «Социализация». Но решение данной проблемы будет эффективным при условии интеграции с образовательными областями «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Если раньше использовались пассивные формы работы с детьми, преобладали специально организованные обучающие занятия, то в современных условиях акцент делается на игровых формах, на привлечении в образовательный процесс разнообразных видов детской деятельности как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах, самостоятельной деятельности детей в тесном взаимодействии с семьёй.
Современные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста
по формированию эмоциональной отзывчивости.
В непосредственно-образовательной деятельности:
1. Мимическая гимнастика (изучение мимики лица в различных эмоциональных состояниях человека).
2. Этюды на формирование способов выражения различных эмоций («Я сосредоточен», «Печаль», «Удовольствие», «Радость», «Гнев», «Страх», «Вина» и т. д.).
3. Игры с пиктограммами с целью тренировки распознания эмоциональных состояний («Азбука настроений», «Зашифрованное письмо», «Узнай эмоцию», «Подбери маску», «Напиши письмо»).
4. Дидактические игры «Узнай и назови», «Найди и покажи», «Чувства и животные», «Скажи по-другому», «Волшебный цветок», «Свеча», «Солнечный зайчик», «Фотоателье», «Волшебный стул» и другие.
5. Морально-этические беседы по художественным произведениям, по событиям из личного и коллективного опыта «Я и моё имя», «Зачем люди общаются» и т. п.
6. Решение проблемных ситуаций «Саша потерял варежки, у него замёрзли руки», «Мама заболела» и другие.
7. Постановка небольших пьес морального содержания «Обидчики – защитники», «Я поступил плохо» и другие.
8. Словесные упражнения: Закончи предложение «Я рад тогда, когда…», «Я злюсь тогда, когда…», «Я сержусь тогда, когда…» и т. д., «Школа вежливости».
9. Поисково-творческие задания «Копилка идей»: «Что мне делать, чтобы не сердиться», «Что мне делать, чтобы не обижаться», «Что мне делать, чтобы не бояться», «Что мне делать, чтобы не волноваться» и т. п.
10. Художественно-творческая деятельность: рисунок другу, подарки членам семьи на праздники и просто так и прочее.
11. Чтение художественной литературы.
12. Составление рассказов по книжкам.
В режимных моментах:
1. Личный пример педагога.
2. Прямая и косвенная оценка поступков детей.
3. Индивидуальные и подгрупповые ситуативные беседы.
В самостоятельной деятельности:
1. Сюжетно-ролевые игры «Поликлиника», «Ветеринарная клиника», «Путешествия по миру и стране» и т. д.
2. Игры в парах, в мини-группах.
3. Изготовление атрибутов к мини-пьесам, спектаклям, играм.
4. Просмотр мультфильмов, видеофильмов с последующим обсуждением.
5. Рассматривание иллюстраций, картин, обмен впечатлениями.
Во взаимодействии с семьей:
1. Совместные проекты «Семейные традиции», «Семейные праздники», «Портфолио достижений дошкольника» и т. д.
2. Изготовление семейных фотоальбомов «Мы бываем разные», «Наши путешествия», «Наши любимые дела».
3. Педагогическая мастерская «Учимся владеть чувствами» по методике Элизабет Крейли.
4. Индивидуальное консультирование родителей специалистами (психолог, логопед, психоневролог) по разрешению кризисных состояний детей.
5. Опросы, анкетирование по теме эмоционального развития детей.
6. Информационные листы, буклеты.
Оценка эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию эмоциональной отзывчивости приобрела системный характер, расширился арсенал психолого-педагогических методик. Стали применяться как высокоформализованные, так и низкоформализованные диагностические методы
1. Беседы с детьми по серии сюжетных картинок.
2. Наблюдение эмоциональных проявлений детей в игровой деятельности.
3. Наблюдение эмоциональных проявлений детей в музыкальной деятельности.
4. Наблюдение реакции детей на результаты собственного художественного творчества и творчества сверстников.
5. Методика Л. М. Виноградовой «Проблемные ситуации».
6. Выявление уровня тревожности.
7. Тест определения эмоционального уровня самооценки Захаровой.
Список используемых источников
1. Крейн Э. Серия: Учимся владеть чувствами: Пер. с англ. – СПб. : АО «Комплект», 1995.
2. Якупова М., Надеждина Е. Настроение в «варежках».//Обруч, 2002, № 3, с. 23
Газета старшей группы. Мини-проекты детей и родителей «Экология души» МБДОУ детский сад № 3 «Кораблик» г. Белово Газета старшей группы №1 мини-проекты детей и родителей «Экология души» Журналисты: Мельниковы.
План работы методического объединения старших воспитателей г. Гуково на 2013–2014 учебный год Руководитель Пестова Людмила Николаевна старший воспитатель МБДОУ детский сад №17 «Звездочка» Творческая.
Источник
Проект «Развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников»
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
В данной работе говорится о развитии эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста. Воспитании таких качествличности, как доброта, сочувствие другому человеку и животному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эмоциональная отзывчивость | 45.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Тема проекта «Развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников»
Базылева С.А. Д/с №147 «Сосенка», воспитатель
Дошкольный возраст – это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Несмотря на то, что у дошкольников небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, задача педагогов развивать эмоциональную сферу ребенка. Эмоциональная отзывчивость – одна из важнейших способностей, данных человеку. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку и всему живому, что нас окружает.
Актуальность проекта. Отличительной чертой изменений российского образования в начале XXI века, отмеченной в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, является его направленность на преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала. Они характеризуются, в том числе деформацией этических и ценностных аспектов бытия, эмоционально-волевой сферы, отношений молодых людей, прагматизмом мышления подрастающего поколения, эмоциональной глухотой, отчуждением от мира и себя.
Эти изменения нашли отражение в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). В документах обозначена необходимость восстановления роли образования в физическом, интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии человека.
Ставится задача развития этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. В ФГОС НОО подчеркивается важность воспитания у младшего поколения эмоционально-нравственной отзывчивости как составляющей социального потенциала общества.
Вместе с тем понятие «эмоциональная отзывчивость», введенное в педагогическую науку и практику, еще не получило общепринятого описания, а значит, не стало объектом постоянного внимания для науки.
Ни для кого не секрет, что когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный, психически здоровый ребенок. Однако с каждым годом увеличивается количество эмоционально-неблагополучных детей, которые требуют особого внимания со стороны педагогов. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности являются неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.
Цель — разработка методических основ воспитания эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
Объектом исследования является процесс воспитания эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
Предмет исследования — содержание и технологии воспитания эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
На начальном этапе работы над данной проблемой, необходимо определение уровня проявления эмоциональной отзывчивости у воспитанников на переживание окружающим.
Конечным результатом работы должна стать модель ребенка, понимающего чувства другого, активно откликающегося на переживания окружающих людей и живых существ, стремящийся прийти на помощь, попавшему в трудную ситуацию, не проявляющему враждебность и агрессивность в отношении окружающих.
Проект включает в себя:
- Экспериментальную часть (методики по выявлению уровня эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников).
- Мероприятия по развитию, воспитанию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
- Ожидаемые результаты по развитию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
Эмоциональная отзывчивость дошкольников понимается педагогами:
- как умение откликаться на события, явления;
- как способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом;
- как эмоциональный отклик на боль другого человека или другого живого существа.
Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Зачастую защитным механизмом у детей является агрессия, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Одним из способов оказания психолого-педагогической помощи таким детям по преодолению агрессивных проявлений в условиях дошкольного учреждения является индивидуальные занятия с детьми, проводимые педагогом-психологом и узкими специалистами.
Музыкальный руководитель грамотно подходит к проведению музыкальных занятий, которые так же способствуют развитию эмоциональной сферы ребенка. Данная деятельность во многом помогает педагогам осуществлять коррекционную работу по профилактике нарушений поведения детей, в частности, проявлению агрессивности. В процессе данных занятий у детей расширяется круг осознанных эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.
Источник