Воспитание эмоциональной культуры учащихся

Способы воспитания эмоциональной культуры школьников

Статья просмотрена: 676 раз

Библиографическое описание:

Сергеева, О. А. Способы воспитания эмоциональной культуры школьников / О. А. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 4 (4). — С. 282-285. — URL: https://moluch.ru/archive/4/155/ (дата обращения: 13.10.2021).

«Культура (от лат. «cultura» — возделывание) – это мир для существования личностей, чьи биологические потребности мотивируются уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями; это сфера для осуществления именно интеллектуальных и социальных необходимостей». (2, с.57).

Понятие «культура» легло в основу некоторых научных концепций, различных трактовок того или иного явления. Так, например, создание социокультурной концепции диалогических отношений (Бахтин М.М.); культура помощи ребенку через организацию процесса его сопровождения в системе образования» (Лазарев В.А.) и т.д. Казанский ученый – педагог В.И.Андреев выявил универсальный закон – закон творческого саморазвития личности как человека культуры.

Одним из первых дал определение эмоциональной культуры Якобсон П.М. По его мнению, эмоциональная культура есть «комплекс явлений, представляющих собой в значительно мере развитие и совершенствование тех качеств эмоциональной жизни, которые в ограниченном виде проявлялись на более ранней возрастной ступени» (7, c.64). C точки зрения Якобсона П.М, эмоциональная культура включает

— отзывчивость на достаточно широкий круг объектов

— способность ценить и уважать чувства другого человека

— способность к «сопереживанию» с чувствами других людей, с миром переживаний героев произведений литературы и умение делить свои переживания с другими людьми.

Не претендуя на всесторонний анализ понятия «культура», мы предлагаем определение эмоциональной культуры, сформулированное с учетом имеющихся точек зрения точек зрения.

Эмоциональная культура понимается нами как целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленное системой знаний школьника о развитии эмоций, умений и способов анализа эмоций, управления ими, направленных на адекватность реагирования. Это тесно связано с эмоциональной эмпатией педагога и способствует оказанию эмоциональной поддержки школьникам.

Таким образом, эмоциональная культура – область деятельности, регулируемая общепринятыми нормами выражения эмоций, которая оказывает влияние на развитие как личности учителя, так и личности ученика.

Высокий уровень эмоциональной культуры обеспечивается целостным формированием компонентов: социокультурный, поведенческий, мотивационный, этико-нравственный, которые находят выражение в следующих структурных элементах:

  1. опора на собственные нравственные принципы при выборе эмоций;
  2. соответствие эмоций требованиям, предъявляемым по отношению к себе;
  3. соответствие эмоционального реагирования возрастным особенностям;
  4. адекватность эмоциональной реакции социокультурным нормам;
  5. осознанность эмоционального реагирования.

Эмоциональная культура педагога включает эмоциональную компетентность и эмоциональную грамотность. При этом под «эмоциональной грамотностью» нами понимается целенаправленное повышение эмоциональной компетентности, а под эмоциональной компетентностью — осведомленность об эмоциях, эмоциональных типах, эмоциональных реакциях, а также наличие умений, позволяющих определить и проанализировать их.

Позицию ученика характеризуют следующие понятия:

— эмоциональная реакция, которая возникает либо непроизвольно, либо по воле ученика,

— эмоциональный отклик, под которым понимается «вызванная педагогом желаемая эмоциональная реакция на какие-либо факты, события, коллективные дела» (8, с.14) и который представляет собой кратковременную реакцию на какую-либо деятельность или информацию,

— эмоциональное настроение коллектива, группы или отдельного ученика, которое в отличие от эмоционального отклика предполагает длительную реакцию на какую-либо деятельность или информацию. По мнению Яновской М.Г., это устойчивое состояние в определенных условиях положительного эмоционального отклика. Однако эмоциональное настроение может быть и отрицательным, поэтому в качестве определяющего фактора мы предлагаем не только общий психологический настрой, но и продолжительность его реализации.

Эмоциональная культура тесно связано с понятием «эмоциональный интеллект», которое впервые стали употреблять Питер Сэловей и Джон Мейер в 1990 году.

Эмоциональный интеллект в научных психологических концепциях определяется как совокупность интеллектуальных способностей к пониманию эмоциональных состояний и управлению ими. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.

Если обобщить имеющиеся точки зрения исследователей, то составляющие эмоционального интеллекта следующие:

— способность понимать отношения личности, воспроизводимые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа;

— сложившееся у человека устойчивые способы эмоциональной регуляции деятельности, проявляющиеся как в общении, так и в познавательной деятельности и влияющие на успешность его приспособления к среде, или способы творческого её изменения;

— способность распознавать собственные эмоции, владеть ими, распознавать эмоции других людей, выражать свои эмоции в общении с другими людьми и мотивировать себя;

— совокупность программ-“регуляторов” и “мотиваторов” деятельности и общения, отвечающих за понимание себя и других людей, саморегуляцию и социальное поведение личности.

Взаимосвязь эмоциональной культуры и эмоционального интеллекта может быть наиболее полно реализована в эмоциональной среде.

Под эмоциональной средой мы понимаем организацию ситуаций социально-педагогического сопровождения, способствующих максимальному проявлению определенного качества, свойства личности, адекватной реакции на происходящее, основанной на самопознании и самоконтроле. Находясь в эмоциональной среде, личность реализует себя, проявляя те или иные эмоции, воздействует на другого (или других) участника этих отношений, тем самым либо создавая среду, либо преобразовывая ее.

Эмоция может быть подавлена, если человек внешне остается спокойным. Проблема заключается в том, что любая эмоция даже в случае торможения ее произвольных компонентов обязательно распространится на деятельность внутренних органов, не поддающихся произвольному контролю. Предотвратить последствия негативных эмоциональных состояний помогает положительная эмоция. В этих условиях большое значение приобретает умение управлять эмоциями, которое заключается не в умении подавлять определенные (внешние) компоненты эмоций или в разрядке уже возникшей эмоции (в частности, физической нагрузкой). Умение управлять эмоциями заключается в том, чтобы эта эмоция в определенной обстановке не возникла вообще.

Анализ психологической литературы подтверждает существование двух основных способов управления эмоциями: контроль интенсивности эмоций и управление их экстенсивной составляющей – эмоциогенными ситуациями. Это легло в основу определения этапов воспитания эмоциональной культуры, предлагаемых нами:

Первый этап Восприятие эмоций, что предполагает понимание эмоций, диагностику (распознавание) эмоции и определение причин возникновения данной эмоции.

Второй этап — Осуществление самоанализа, что предполагает анализ эмоциональной реакции ученика (адекватную оценку эмоций), адекватную реакцию на эмоцию, а также анализ собственного эмоционального реагирования.

Третий этап — Управление эмоциями, что предполагает вызов желаемой эмоциональной реакции, устранение негативной эмоции, если эмоция возникла, а также использование эмоций для преодоления стресса.

Процесс воспитания эмоциональной культуры школьников рассматривается нами как динамический процесс, который предполагает реализацию системы педагогических средств. В качестве основных мы предлагаем следующие: эмоциональная рефлексия, использование юмора как педагогического средства и эмоциональное стимулирование.

Эмоциональная рефлексия понимается нами как способность к самонаблюдению, самоанализу процесса возникновения эмоций и способа эмоционального реагирования. Это особый принцип мышления, направленный на осознание восприятия собственных проявлений эмоций, которые при этом выступают как средство самовыражения и самореализации.

Юмор мы определяем как педагогическое средство, в основе которого лежит осознание участниками коммуникаций различного вида несоответствий (между ожидаемым и случившимся, между видимым и реальным и т.д.), связанных с комическим эффектом, снимающее психологическое напряжение, способствующее созданию доброжелательных взаимоотношений.

Юмор может выступать и как свойство характера человека (в этом случае мы говорим о остроумии), и как умение реагировать на различные ситуации (в этом случае мы говорим о чувстве юмора). Мы остановимся на тех приемах юмора, которые, по нашему мнению, способствуют формированию умения управлять эмоциями, а значит, и воспитанию эмоциональной культуры:

Читайте также:  Как определить есть у тебя тревога или депрессия

1. Педагогический парадокс.

2. Доведение до абсурда в педагогических целях.

3. Педагогическое сравнение по отдаленному или случайному признаку.

4. Повторение как прием остроумия с педагогической целью.

5. Обратное сравнение в педагогических целях.

6. Остроумие нелепости в педагогических целях.

7. Педагогический псевдоконтраст или ложное противопоставление

8. Педагогический намек.

9. Саморазоблачение в педагогических целях собственных недостатков, которые могут вызвать смех.

10. Мнимое игнорирование того, что может вызвать смех, в педагогических целях.

11. Утрирование определенных черт, сторон поведения в педагогических целях.

12. Знакомство учащихся в педагогических целях с собственным эмоциональным состоянием через указание на тот или иной факт в содержании учебного материала.

Эмоциональный стимул – «стимул, который в наибольшей мере воздействует на эмоциональную сферу школьников, вызывая у них ответные чувства: эмоциональный отклик, сопереживание и, как наивысший результат, формирование общественно ценного и личностно значимого набора поведения». (8, с.18).

Обобщая имеющиеся точки зрения, мы предлагаем следующую классификацию эмоциональных стимулов:

1. Эмоциональные стимулы, основанные на использовании дидактического материала:

— анализ содержания пословиц, поговорок, афоризмов

2. Эмоциональные стимулы, основанные на анализе произведений искусства:

— анализ художественных произведений

— анализ произведений живописи

3. Эмоциональные стимулы, основанные на использовании метода обучения:

4. Эмоциональные стимулы, основанные на межличностном взаимодействии:

Суть эмоционального стимулирования как педагогической технологии заключается в том, чтобы помочь ученику выработать собственный способ эмоционального реагирования, основанный на его индивидуальных особенностях.

Высшим проявлением эмоциональной культуры является эмоциональная зрелость, которая предполагает наличие чувства ответственности за свои переживания перед собой, а тем самым и перед людьми.

На основе культурных образцов, прежде всего через процесс социализации, определяется не только характер предпочитаемых эмоций, которые считаются «хорошими» или «плохими» в соответствии с социальными нормами, но и степень и форма их выражения, а также характеристики ситуаций, которые могут эти эмоции вызвать. При этом негативные эмоции представлены более дифференцированно, поскольку «именно негативные изменения более чреваты последствиями для жизни, здоровья и социального статуса людей» (1, с.466).

Основная задача, которая стоит перед педагогом, заключается в том, чтобы эмоциональное состояние, возникающее в конкретной ситуации, не трансформировалось в устойчивое качество личности. В этих условиях большое значение приобретает умение диагностировать те или иные эмоциональные состояния личности, правильный выбор способа педагогического воздействия на школьника, что способствует формированию у учащегося «личностного смысла учения», поскольку эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение.

1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006.

2. Ворохоб Ю.А. Аудиовизуальная культура будущего учителя. //Вестник Московского университета.- 2008.- №2. –с.57-65.

3. Ермакова И.В., Поливанова Н.И., Ривина И.В. Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке. // Психологическая наука и образование. – 2004. — №1 – С.63-73

4. Изард К.Э. Психология эмоций. Перев. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.

5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001.

6. Фетискин Н.П. Эмоциональное обеспечение учебной и трудовой деятельности. – Кострома: КГПИ им. Н.А.Некрасова. — 1990

7. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. – М.: «Знание», 1976. – с.64

8. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 160с.

Источник

Формирование эмоциональной культуры младших школьников в учебном процессе

Эмоциональная культура – один из критериев общей культуры человека. Эмоции имеют такую же значимость в развитии личности, как интеллект, мышление, речь и другие категории. С.Л.Рубинштейн писал, что “эмоция находится в единстве и взаимосвязи с интеллектом,… мышление с эмоцией”, но и “самое мышление как реальный психический процесс уже само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция – единством эмоционального и интеллектуального” [3].

В культуре проявления эмоций находит отражение связь языковой личности с окружающей действительностью. По тому, как человек выражает свое эмоциональное состояние, какими языковыми средствами пользуется при этом, обладает ли умением видеть, какие эмоции и чувства испытывает собеседник, и умением поставить себя на его место, можно судить о степени его воспитанности и развитости душевных качеств.

Под “эмоциональной культурой” мы понимаем совокупность знаний для умений и навыков, обеспечивающих личности незатрудненную регуляцию и коррекцию собственных эмоций, эмоциональное отношение к действительности, к произведениям искусства разных родов, видов и жанров, а так же эмоциональной отзывчивости в процессе коммуникации.

Исходя из данного определения, можем предположить, что эмоциональная культура (как и любая культура вообще) приобретается индивидом путем обучения, воспитания, через личный опыт. понятно, что младший школьник имеет очень небольшой эмоциональный опыт – “нулевой уровень” языковой личности [1]. На этом этапе ребенок свои эмоции не может достаточно верболизовать в силу физиологического и психологического развития. Позже, когда он достигнет новой, вербальной ступени, то сможет выразить многие эмоциональные состояния в речи. Однако даже взрослый человек не всегда умеет описать свое настроение, испуг, любовь и другие чувства. Исследование показало, что взрослые (испытуемые – студенты, учителя и воспитатели детских садов) могут назвать от 10 до 20 слов-наименований эмоций. Ребенок же, естественно, знает еще меньше. А культура – это, прежде всего, “высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие” [2].

Современная действительность поставила человека в жесткие условия выживания. Никого уже не удивляет девальвация нравственных ценностей. Явным дефицитом стали сегодня такие чувства, как доброта, великодушие, совесть, долг, уважение к старшим, благодарность, милосердие, сердечность, взаимопонимание, сострадание.

Недостаток эмоциональной культуры, проявляясь в бестактности, грубости, равнодушии, приводит к серьезным социальным последствиям – разобщении людей, которые соединены общими целями, родственными отношениями.

Этот спад уровня эмоциональной воспитанности естественным образом влияет на воспитание подрастающего поколения. Дети, как губка, впитывают негативные проявления поведения, и в первую очередь речевого, своих родителей, старших детей, соседей. Поэтому сейчас, как никогда ранее, назрел вопрос о целенаправленном включении в процесс обучения и воспитания работы по формированию эмоциональной культуры.

Опираясь на исследования К. Изарда, А.Н. Лука и других ученых, мы определили так называемые “эмоциональные зоны”. Под “эмоциональными зонами” мы понимаем круг эмоциональных состояний, входящих (по тем или иным причинам) в данную зону. Таких зон нами выделено тридцать одна: агрессия, боль, волнение, возбуждение, восторг, гнев, гордость, горе, грусть, жалость, жадность, ненависть, настроение, любовь, испуг, интерес, жестокость, обида, отвращение, ощущение, покой, равнодушие, радость, состояние (душевное), совесть, страх, стыд, счастье, уважение, удивление, эгоизм. Каждая из этих зон имеет свой круг эмоциональных состояний в той или иной мере сопряженных с доминантной эмоцией. Так, например, в эмоциональную зону “любовь” входят, как сопутствующие, такие эмоции, как ревность, тоска, печаль, верность, тревога, счастье, страдание, робость, радость, привязанность, преданность, переживание, оптимизм, нежность, наслаждение, мука, мужество, ласка, истома, забота, желание, грусть, гордость, восторг, воодушевление, вдохновение, волнение, благодарность, боль, влечение, влюбленность, вожделение, возбуждение, обожание, патриотизм, надежда, самоунижение, самоуважение, страсть, разочарование, теплота, трогательность, удовлетворение, ответственность, терпимость (толерантность), милосердие. То есть, большой спектр чувств, входящих в эту зону.

В науке выделяют несколько групп эмоций. К ним относятся:

1. Социальные эмоции: чувство справедливости, чести, долга, ответственности, патриотизма, солидарности, творческое вдохновение, трудовой энтузиазм.

Читайте также:  Эмоционально неустойчивый человек характеристика

2. Эстетические чувства (эмоции): чувство прекрасного, возвышенного, трагического, комического.

3. Группа эмоций, связанных с понятием собственности: чувство собственности (обладание), чувство потери, лишения, жадность(не как свойство характера, а как реально переживаемое чувство стяжательства), желание поделиться (не щедрость как свойство личности, а именно чувство, переживаемое в некоторых ситуациях).

4. Низшие эмоции, характерные и для человека и для животных: голод, жажда, усталость, боль.

5. Положительные эмоции: удовольствие, радость. Блаженство, восторг, ликование, восхищение, гордость, уверенность, доверие, уважение, симпатия, нежность, любовь (половая), любовь (привязанность), умиление, благодарность и др.

6. Отрицательные эмоции: неудовольствие, горе, скорбь, тоска, печаль, грусть, уныние, скука, отчаяние, огорчение, тревога, боязнь, испуг, страх, ужас, жалость, сожаление, разочарование, досада, обида, гнев, ярость и др.

6. Эмоционально-нейтральные состояния: безразличие, состояние спокойного созерцания, покой, равнодушие и т.д.

Всего учеными определено более 500 эмоциональных состояний.

Как и любая другая, культура эмоций начинает формироваться в семье. Пример родителей, их взаимоотношения, эмоциональный климат семьи – все это откладывает свой отпечаток в душе ребенка на всю жизнь. Если “он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение, — это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу”[4].

Но и воспитательное значение учебных учреждений (детского сада, школы) в формировании культуры эмоций человека огромно.

Работа по воспитанию души, именно так мы видим проблему формирования эмоциональной культуры, должна вестись, на наш взгляд, по нескольким направлениям.

1 направление: личностно-ориентированный подход в формировании эмоциональной культуры. Центром такого подхода является ребенок.

Данное направление предполагает создание условий для развития эмоциональной сферы учащихся: обогащение личного эмоционального опыта, создание положительной эмоциональной среды, использование диалогической формы межличностного общения, основанного на положительных эмоциях.

2 направление: деятельностная основа формирования эмоциональной культуры. Суть данного направления заключается в следующем:

— формирование на начальном этапе эмпатии и толерантности;

— обогащение словаря учащихся словами-наименованиями эмоций и использование знаний в коммуникативной деятельности;

— развитие и активизация воображения как вида деятельности.

3 направление: культурный компонент формирования эмоциональной культуры. Эмоциональная культура как часть общей культуры человека не может формироваться изолированно. Она обязательно опирается на такие виды искусства как народная культура, классическая, эстрадная, театр, музей (настоящий или импровизированный), искусство слова, которые, в свою очередь, являются частью духовной культуры. На этой основе развиваются эстетические, социальные эмоции. Общение с миром искусства – это не только развлечение. Разные виды искусства пользуются разными знаковыми системами: слуховыми образами (музыка), зрительными (живопись), словесными (литература). Уметь читать эти коды (знаки) должен каждый человек.

4 направление: коммуникативная основа эмоциональной культуры. Эмоции проявляются в общении или могут быть результатом общения. Коммуникативная деятельность предполагает, что эмоции – один из основных компонентов общения. Поэтому умение выбрать соответствующий словарь, тон разговора, позу, жесты, мимику, умение поставить себя на место собеседника, войти в его положение, или наоборот, умение поставить эмоциональный барьер в беседе с неприятным партнером, отличает эмоционально культурного человека от прочих.

Все четыре направления реализуются одновременно, на всех уроках и во внеурочной деятельности. Цель всей работы – воспитание отзывчивого, терпимого к другим и строгого к себе, понимающего душевное состояние оппонента и обладающего умением сдерживать негативные проявления эмоций человека. Кроме того, обогащение эмоционального опыта учащихся средствами произведений художественной литературы, музыки, живописи, театра на основе анализа, синтеза и соотнесения с реальной жизнью превращает эмоциональную культуру в личностное качество, то есть становится потребностью человека.

Воспитание в детях культуры эмоций, как части коммуникативной культуры, предполагает обращение к текстам произведений художественной литературы. Художественная литература – мощный источник обогащения эмоционального опыта ребенка и взрослого. Каждое достойное произведение, написанное для детей, несет в себе заряд разных по силе напряжения эмоций. Чтение тщательно подобранных текстов произведений художественной литературы на уроках литературного и внеклассного чтения, или эмоционально напряженных отрывков на уроках русского языка, выполнение специально разработанных заданий, цель которых – познакомить учащихся с понятием той или иной эмоции, уточнить понятийное значение знакомого детям чувства – все это ведет к пониманию изучаемого чувства, умению вербализовать и проявлять эти эмоции или сдерживать их, если они отрицательно сказываются на общении. Например, чувство “любовь” постепенно, в процессе работы на каждом возрастном этапе, уточняется: от чувства любви к маме и близким родственникам в раннем возрасте – до чувства любви к родным вообще – к природе – к продуктам питания – к человеку – к человеку противоположного пола – к Родине. Такой порядок необязателен, его выбирает учитель по своему усмотрению, он должен только помнить, что работает в эмоциональной зоне “любовь”.

Когда писатель физически ощутимо передает какое-либо чувство, то он тем самым фиксирует внимание читателя на данном душевном переживании, заставляет еще и еще раз пережить вместе с героем его состояние. В результате такого сопереживания читатель приобщается к миру чувств, о которых он раньше мог и не подозревать. Возможность и умение словесного описания чувств и тем самым их “закрепления” — существенный элемент духовной жизни человека, его эмоциональной культуры.

В литературе используются не просто слова, а словесные образы. Даже порядок слов приобретает решающее значение. Известный адвокат А.Кони, хорошо знавший цену слова, писал об этом: “Стоит переставить слова в народном выражении “кровь с молоком” и сказать “молоко с кровью”, чтобы увидеть значение отдельного слова, поставленного на свое место”. Именно это необходимо помнить, работая с художественным или фольклорным текстом, где можно отыскать те нужные слова, которые будут воздействовать на душу ребенка. Наука признает, что в описании чувств общечеловеческий опыт и художественная литература опережают научные исследования.

Не менее важным фактором в развитии души ребенка является народная культура. Нельзя воспитать гражданина, уважающего свою страну, ее законы, природу, не приобщив его к роднику народной песни, танца, слова. Видеть прекрасное в старинных русских традициях, праздниках, костюмах необходимо также учить, как читать и писать. Современные мамы вряд ли споют десяток народных колыбельных песен. А ведь они всегда передавались от матери к дочери. В них звучит материнская любовь, нежность, ласка. Эта материнская поэзия являлась, по сути, оберегом ребенку от “всякого супостата, злочеловека”.

Этнокультурологический материал – это прочный фундамент, на котором подрастающее поколение воспитывается полноценно духовно, эстетически, следовательно, эмоционально.

Вполне естественно, что вся работа должна быть направлена на развитие положительных эмоций, но, как сказал Н.А. Некрасов:

То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.

К.Г. Паустовский, большой знаток человеческой психологии, писал, что способность ощущать печаль – одно из свойств нестоящего человека. Тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как и человек, не знающий, что такое радость, или потерявший чувство смешного.

Составленный и изданный нами “Словарь эмоций” (2002 г., 2003 г.), включающий более 200 наименований эмоций их определения, литературно-художественный материал, афоризмы, тематические пословицы, фразеологизмы помогает педагогу в разработке уроков и занятий, внеклассных мероприятий по формированию эмоциональной культуры учащихся.

Формируя эмоциональную культуру школьника учителю не надо придумывать что-то новое и необычное, только изучая произведение художественной литературы, акценты необходимо расставлять несколько иначе. Работая над анализом текста, более глубоко надо изучать чувства персонажей. Так, в анализ рассказа В. Драгунского “Друг детства” необходимо включить такие вопросы:

  1. Кем мечтал стать Денис, когда вырастет?
  2. Зачем ему нужно было отрабатывать силу удара?
  3. За что обиделся Денис на папу?
  4. Что предложила ему мама вместо груши?
  5. Обрадовался ли Денис маминому решению?
  6. Почему же он не стал отрабатывать силу удара на игрушечном медведе?
  7. Какие чувства испытывал мальчик, глядя на своего старого друга?
  8. Какой выбор сделал Денис: отрабатывать силу удара на старом плюшевом мишке или не быть боксером? Почему?
  9. Как это характеризует героя рассказа?
  10. Есть ли у вас любимая игрушка? Бережете ли вы ее?
Читайте также:  Болит горло не чувствую запаха что делать

Читая с детьми “Теплый хлеб” К.Паустовского, детям можно предложить следующие вопросы:

  1. Какой проступок совершил Филька по прозвищу “Да ну тебя”?
  2. За что же он ударил раненого коня?
  3. Раскаивался ли Филька?
  4. Почему же он вдруг испугался? Что грозило людям, если бы мельница остановилась навсегда?
  5. Осознал ли Филька свою жестокость и несправедливость?
  6. Сразу ли герой принял решение помириться с конем, или в его душе происходила борьба добра со злом характера?
  7. Как же происходило примирение? Легко ли это далось Фильке? Почему?
  8. Всегда ли мы бываем в ладу с самими собой? Чему учит нас этот рассказ?

Всегда с большим вниманием слушают дети ненецкую сказку “Кукушка”. Это рассказ о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от своих сыновей, потому что они были черствыми, ленивыми, не заботились о ней. Младшие школьники хорошо понимают и чувствуют вину сыновей. Они понимают мать и сострадают ей, но сочувствуют и детям, которые из последних сил бежали за матерью много дней и ночей с криком “мама, вернись!” — и услышали в ответ одинокий голос кукушки: “Поздно… не вернусь я”. При этих словах глаза слушающих сказку детей обычно наполняются слезами. Вывод дети делают правильный: “Мама – имя святое”.

Гениально просто говорил с ребенком о серьезных вещах Л.Н. Толстой. Удивительно красиво, просто и ясно объяснил он в своей притче “Старый дед и внучек” сложнейшую жизненную ситуацию. Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. Сын и невестка перестали его за стол сажать; а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет- что-то слаживает. Отец и спросил:

— Что ты это делаешь; Миша?

А Миша и говорит:

— Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы из этой лоханки кормить. Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали они с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним”.

Для писателя важно было, не раскрывая психологических мотивов поведения мальчика, показать, как он на собственном примере стимулирует разумное, сознательное поведение взрослых. Гениальный писатель не говорит открыто о проснувшейся совести и чувстве вины родителей, но, вызывая сострадание к старику в душе читателей или слушателей, ведет их к очищению своей души.

В рассказе Любови Воронковай “Что сказала бы мама?” важнейший нравственный центр- совесть Вани. Хотя в тех обстоятельствах, какие предлагает писательница, Ванина совесть – самое обычное, но дефицитное человеческое качество.

“Гринька и Федя собрались на луг и Ваня пошел с ними. Весело было на лугу. Все дальше и дальше уходили они по высокой траве, по веселым цветам.

Вдруг Федя сказал:

— Что-то пчел здесь много!

— Правда, здесь пчел много, — сказал Ваня. — Все время гудят.

— Эй, ребята, — закричал издали Гринька, — поворачивай обратно! Мы на пчельник забрели- вон ульи стоят.

Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо, руками не махали, чтобы не сердить пчел. И совсем было ушли от пчел, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрел на пчельник и стоял среди ульев, а пчелы так и налетали на него.

— Ребята! — крикнул Ваня. — Васятку пчелы закусали!

— А что, нам за ним на пчельник идти? — ответил Гринька.- И нас пчелы закусают. И оба пошли дальше. А Ваня вернулся и пошел прямо на пчельник за Васяткой. Он вовсе н не думал совершать героическое деяние, а просто в меру сил и возможностей хотел помочь мальчику. И, конечно, же ему досталось от пчел. Когда Ваня вернулся домой весь искусанный, бабушка назвала его простофилей и произнесла: “Вот бы мама сейчас его увидела – что бы она сказала?”. Однако Ваня сам не знал, как оценить свой поступок, но чувствовал, что поступил правильно, и поэтому Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама? А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:

— Она бы сказала: “Молодец у меня сынок”. Вот бы что она сказала!

Психологическое напряжение в рассказе спадает. Иначе и быть не могло. Так, без назиданий, писательница показала стремление ребенка к взрослению, его движение к “храму человечности”: доброте, отзывчивости, сочувствию к ближнему, способности к самопожертвованию.

Эмоциональный фонд человека не может состоять только из приятных ощущений. Без контрастных переживаний они быстро приведут к пресыщению и скуке. Но очень важно уметь управлять своими чувствами: не доводить себя до ярости при возмущении, до тоски и отчаяния при неудаче, т. е. чтобы не чувства владели человеком, а человек чувствами. Дети сами этого не умеют, они полностью во власти эмоций, поэтому их необходимо учить проявлять эмоции и сдерживать при необходимости, правильно оценивать ситуацию, чтобы не навредить себе и окружающим эмоциональным всплеском.

В последнее время очень много говорится о том, как надо учить мыслить (школьников, студентов и вообще подрастающее поколение), но значительно реже вспоминаем о том, что надо учить чувствовать, что чувства нуждаются в воспитании и упражнении, как и любая другая телесная и душевная способность.

Понятно, что одноразовое занятие, “упражнение” время от времени в развитии чувств и формировании эмоциональной культуры не дадут положительных результатов. Нужна система работы, программа и повсеместное ее внедрение. На Белгородчине имеется некоторый опыт работы в этом направлении в детских садах и школах. Ведется разработка программы формирования эмоциональной культуры детей с дошкольного возраста. Это будет парциальная программа, которую можно реализовать в сочетании с любой выбранной учителем традиционной или вариативной программой.

Литература.

  1. Караулов Ю.Н. Общая русская идеография. – М.: Наука. 1976.
  2. Ожегов С.И., Шевцова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1999.
  3. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика. 1976. С.96.
  4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1969: 32.

Источник

Оцените статью