Воспитание эмоционально волевой сферы у детей с помощью физических упражнений

Развитие эмоциональной сферы детей на занятиях по физической культуре в условиях детского сада.
статья по физкультуре на тему

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами физического воспитания на основе личного опыта.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_office_word.docx 23.48 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ детей на занятиях физической культурой в условиях детского сада»

Эмоционально-волевая сфера человека развивается, изменяется на протяжении всей его жизни. Дошкольное детство — особый в этом отношении период. Это время, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену: у дошкольников чувства преобладают над всеми сторонами жизни, им не всегда удается управлять своими переживаниями, контролировать собственное поведение. Анализ психолого-педагогической литературы и наблюдения за детьми свидетельствуют о влиянии эмоционально-волевых проявлений на успешность деятельности. Часто ребенок, захваченный своими переживаниями, упускает из вида цель деятельности и способ ее выполнения, не соблюдает правила игры, нормы общения со сверстниками. На занятиях физической культурой эта проблема особенно актуальна, так как ребенок не только не достигает необходимого уровня физического развития, но и возникает риск не выполнения требований безопасности, травмирования ребенка. Между тем, организация физического воспитания предоставляет широкие возможности не только для освоения основных видов движений, развития физических качеств дошкольников, но и развития их эмоционально-волевой сферы. Об актуальности данной задачи говориться и в целевых ориентирах, представленных в ФГОС дошкольного образования: на этапе завершения дошкольного возраста ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

В психологической литературе эмоциональная устойчивость ребёнка дошкольного возраста рассматривается как один из базовых компонентов психического здоровья и индивидуальная характеристика эмоциональной сферы, выражающаяся в адекватности эмоционального реагирования ребёнка при взаимодействии с окружающей действительностью.

В период дошкольного детства развитие идет как никогда бурно и стремительно. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Вся жизнь ребенка подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые, они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками и взрослыми, в игре, насыщенной переживаниями, в специально организованной взрослым деятельности дети также учатся испытывать определенные чувства, например, в беседе после чтения сказки, стихотворения, слушании музыки и т.д.

Физическое развитие детей направлено на укрепление здоровья ребенка; формирование правильной осанки; развитие произвольных движений, физической работоспособности; тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание организма. В системе физического воспитания используются следующие организационные формы двигательной активности детей в период дошкольного детства: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, ритмика, физкультминутки на занятиях, подвижные и малоподвижные игры, спортивные праздники и досуги.

Физическое воспитание дошкольников осуществляется в процессе игровой деятельности, в результате ребенок учится взаимодействию с другими детьми, у него формируются нравственные формы поведения. Что касается характеристики психоэмоциональной сферы дошкольников, то все они отмечают подъем настроения от занятий, чувство бодрости, прилив сил и желание заниматься еще и еще. Это подтверждает, что физкультура приносит и глубокое эстетическое удовлетворение. Человек, который хорошо выполняет упражнения, испытывает неповторимое ощущение от умения владеть своим телом, от свободы и легкости своих движений, его радуют их точность, красота и пластичность. Музыкальное сопровождение движений эмоционально обогащает детей, дает возможность полнее понять движение и лучше его выполнять, т.к. средства музыкальной выразительности (сила звука, темп, ритм и др.) вызывают ответные оттенки реакций в движениях. Создание благоприятных условий для эмоционального и физического развития личности дошкольника решается через оптимизацию физического развития детей, через получение ими определенного положительного тонуса от движений, а так же от радости совместной деятельности, соревновательности.

Дошкольный возраст — это период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. Главная цель развития личности — реализация ребенком своего «Я», а также переживания себя в качестве социального индивида — успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду. Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

В сложных действиях проявляется воля ребенка — преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Действенными факторами воспитания воли дошкольника могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении требуется выполнять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Большое значение имеют применения методов стимулирования волевых усилий, контроль и учет степени развития волевых качеств.

Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего, она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий. Педагог показывает зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний). Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества. Таким образом, занятия физической культурой — важный фактор формирования личности ребенка дошкольника. Таким образом, изучив литературу по данной теме, мной был разработан определенный план деятельности, который способствует развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников в ходе физкультурно-оздоровительной работы.

Задачи развития эмоционально-волевой сферы дошкольников средствами физического воспитания: — учить детей выражать свои чувства, эмоциональные переживания, распознавать эмоциональное состояние других людей, развивать чувство эмпатии в подвижных и малоподвижных играх, в игровых упражнениях; — повысить уверенность детей в собственных силах во всех видах двигательной активности; — развивать произвольность поведения, самоконтроль; — корректировать нежелательные личностные особенности, настроение, поведение. В своей работе для развития эмоционально-волевой сферы детей я использовала элементы психогимнастики, систему подвижных и малоподвижных игр, игры-соревнования. 3.3. Этапы работы:

1 этап. Диагностика уровня развития эмоционально-волевой сферы дошкольников. 2 этап — практический. (Игровые упражнения, элементы психогимнастики, подвижные и малоподвижные игры с правилами, игры с элементами спорта, игры-соревнования). 3 этап.Заключительная диагностика.

3.4. Перспективный план

— п/и: «Мы весёлые ребята»;

— игры с элементами спорта: «Мяч о стенку»;

— игровые упр-я: «Кто скорее по дорожке», «Пробеги и не задень», «Прыгни точно в круг»;

— м/п игры: «У кого мяч», «Найди и промолчи»

— психогимнастика.: «После дождя»

— игры с элем-ми спорта: «Пас друг другу», «Отбей волан»;

— игровые упр-я: «Не упади в ручей», «Подпрыгни, не задень»;

— п/и: «Мышеловка», «Найди себе пару»;

— м/п игры: «Затейники», «Найди предмет»;

— психогимнастика.: «Первый снег»;

— игры – соревнования.: «Папа, мама, я – спортивная семья»

— п/и: «Пожарные на учении», «Мороз красный нос»;

— игровые упр-я: «На двух ногах до флажка», «Пройди по мостику»;

— м/п игры: «Найди следы зайцев»;

— игры с элем-ми спорта: «Забей в ворота»;

— игры – соревнования.: «Новогодние старты»;

— психогимнастика.: «Праздничное настроение»

— игры с элем-ми спорта: «Попади в корзину»;

— п/и: «Стоп», «Ловишки с ленточками», «Охотники и зайцы»;

— игровые упр-я: «Метко в цель», «Пробеги не задень»;

— м/п игры: «Угадай по голосу»;

— игры – соревнования.: «Зимние забавы»

— игровые упр-я: «Точный пас»;

— п/и: «Бездомный заяц», «Карусель»;

— игры с элем-ми спорта: «Забрось в кольцо»;

— игры – соревнования.: «Будущие солдаты»;

— м/п игры: «Что изменилось?»;

— психогимнастика.: «Найди свой домик»

— игровые упр-я: «Быстро передай», «Подбрось и поймай»;

— игры с элем-ми спорта: «Перебрось – поймай»;

— п/и: «Цветные автомобили»; «Караси и щуки»;

— м/п игры: «Кто ушел?»;

— игры – соревнования.: «Мы и наши мамы»

— игровые упр-я: «Гонка мячей», «Кто скорее по дорожке»;

— п/и: «Горелки», «Ловушки – перебежки»;

— м/п игры: «Затейники». «Части тела»;

— игры – соревнования.: «На лесной полянке»;

— психогимнастика.: «На берегу моря»

Диагностика уровня развития эмоционально – волевой сферы и физической подготовленности воспитанников.

Таким образом, активное использование элементов психогимнастики, системы подвижных игр, игр с элементами спорта, игр-соревнований позволило сформировать у детей эмоционально-положительный настрой на занятия физкультурой, развить у детей умение выражать свое эмоциональное состояние, соответственно воспринимать состояние других людей, умение управлять своим поведением, сформировать адекватную самооценку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, — это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции.В. Чивилихин.

Эмоциональное благополучие влияет практически на все сферы психического развития детей.

Статья на тему: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской традиционной культуре с использованием технологии сказкотерапии».

Стаья знакомит с организацией уголков для развития эмоциональной сферы детей.

Особый период в развитии ребенка — это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других. не осознают свое настроение и внутреннее состояние. Отсюда и возникают трудн.

Методическая разработка для инструкторов по физической культуре и воспитателей детских садов поможет применить современные образовательные технологии при решении задач по формированию у дет.

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре в условиях детского сада.

Источник

Развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер дошкольников на занятиях по физической культуре с помощью психогимнастики

Вера Батакина
Развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер дошкольников на занятиях по физической культуре с помощью психогимнастики

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Развитие психологии современного человека закладывается в раннем возрасте и предопределяется педагогическими характеристиками воздействия на него общества, воздействия на него окружающих людей и, прежде всего самых близких для ребёнка людей, его семьи. Однако психологическое влияние на развитие личности не заканчивается воздействием на построение внутренней личностной структуры. Важно отметить и значимость влияния физических занятий на развитие всех характеристик человека. Все действия (бездействия) человека напрямую зависят от его психических характеристик, от состояния психики личности на данный момент. Исходя из чего, важно отметить и значительную роль оказываемую именно физических занятий на развитие значимых характеристик и качеств человека.

Одной из ведущих задач по физическому воспитанию является укрепление физического, психического здоровья детей, обеспечение тесной связи физического, психического и умственного развития. С учетом особенностей развития детского организма данную задачу можно определить более конкретно, как совершенствование деятельности центральной нервной системы. Создание условий для совершенствования психических процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения) и эмоционально-волевой сферы ребёнка. Использование приобретенных знаний и навыков в двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность. И здесь немаловажно с каким настроением ребенок приходит на занятия физкультуры, есть ли у него желание заниматься. Создать у ребенка хорошее настроение, вызвать желание заниматься, добиться хороших результатов можно при использовании тематических физкультурных занятий с элементами психогимнастики. Проведение тематических физкультурных занятий, утренней гимнастики с элементами психогимнастики помогают развивать не только физические качества и умения, но и проводить коррекцию познавательной и эмоционально-волевой сфер психики ребенка. Активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций.

В нашем ДОУ работа в этом направлении проводится инструктором по физической культуре совместно с педагогом-психологом. Педагог-психолог подбирает игры, упражнения, психогимнастические этюды для развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. Инструктор по физической культуре, в свою очередь, проводит их на занятиях, учитывая рекомендации педагога-психолога. Подбор игр и упражнений осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в каждой группе. Также в ДОУ организуется совместная работа педагога-психолога и инструктора по физической культуре по выявлению детей с отклонениями в поведении и в познавательном развитии с целью проведения индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы на занятиях с этими детьми.

Развитие познавательной сферы на занятиях осуществляется через использование специально подобранных игр.Это такие игры как: «Поиск» (зрительная память, внимание, «Слова по кругу» (слуховая память, внимание, «Кем был?», «Кем будет?» (внимание, мышление, воображение, «Говори наоборот» (внимание, мышление, «Мячик с путаницей» (внимание, мышление, воображение, «Я знаю 5…» (мышление, «Арифметический мяч» (мышление, внимание, «Дотронься до…» (внимание, восприятие цвета, «Художник» (память, внимание, речь, «Повторяй за мной», «Карлики и великаны», «Запрещённое движение», «Нос, пол, потолок», «Пиф-паф» (внимание) и др.

Тематическое занятие — одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, которая используется в нашем ДОУ и способствует воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. Темы для занятийвыбираются самые разнообразные: «Прогулка в лес», «Подводное царство», «Поход в горы», «Полёт в космос», «Мы идём по городу», «Путешествие в Африку», «Зимушка-зима» и др. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету (например, в комплексе «Подводное царство» применяются упражнения дыхательной гимнастики «Парус», «Волны шумят» и др., обще-развивающие упражнения «Рыбка», «Крабы», «Медуза» и др., подвижные игры «Цунами», «Старик и невод», «Водяной», «Море волнуется…» и др., танец «Морской карнавал», круговая тренировка «Матросы на корабле в шторм» и т. п.). Включение в физкультурные занятия элементов психогимнастики помогает создать положительный эмоциональный настрой, снизить агрессию, устранить замкнутость, закомплексованность, снять усталость, преодолеть застенчивость, робость. У детей быстрее развиваются навыки концентрации, пластики, координации движений. Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Психогимнастические упражнения, используемые нами в вводной части занятия, решают следующие психологические задачи: организовать, активизировать внимание детей, вызвать интерес, создать бодрое настроение. Вводная часть в форме танцевальных упражнений облегчает процесс запоминания и освоения движений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. Музыка одновременно регулирует темп и ритм движений, тем самым, способствуя более четкому и правильному выполнению упражнений, вызывает положительные эмоции и создает при выполнении упражнений бодрое настроение. Как правило, дети с огромным удовольствием выполняют физические упражнения под музыкальное сопровождение.

В заключительной части занятия мы используем музыкальное сопровождение для упражнений, направленных на овладение навыком произвольного расслабления, и некоторых этюдов психогимнастики мы используем специальную музыку, тематически связанную с сюжетом, для релаксации в сочетании с естественными природными звуками (например, в комплексе «Морское царство» применяются музыкальные композиции «Океан», «Песнь кита», «Морские сны», «Путь дельфина», «Морские мелодии» и др.). Многие музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы (крики чаек, голоса дельфинов, «пение» китов, шум морского прибоя и др., создают ощущение гармонии с окружающим миром, помогают пережить, прочувствовать тесную связь, единство Человека и Природы, что имеет важное воспитательное значение.

Развитие физической культуры дошкольника можно представить как единство освоения предшествующей культуры в доступной для него форме и созидания новых, соответствующих его потребностям и интересам культурных ценностей. Одним из показателей развития физической культуры дошкольника является характер его отношения к природе, другим людям, к самому себе, вся совокупность потребностей и способностей, которая способствует положительным изменениям в его физическом, психическом и личностном развитии.

Литература:

1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2003.

2. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. — М., 1986.

3. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. — М., 1986.

4. Чистякова М. И. Психогимнастика/Под. Ред. М. И. Буянова. — 2-е изд. — М. :Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

5. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. — Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Источник

Читайте также:  Пейзаж настроение для начинающих
Оцените статью