Консультация «Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста»
Маргарита Сергеевна Рудакова
Консультация «Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста»
Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания. Учить чувствовать – это самое трудное, что есть у воспитания. Дружбу, товарищество, братство нужно воспитывать с раннего детства. Ребенок должен уметь чувствовать тончайшие переживания другого человека, тогда, когда он делает что-либо для счастья, радости, душевного спокойствия других людей. Любовь маленького ребенка к матери, отцу, бабушке, дедушке, если она не одухотворена творением добра, превращается в эгоистическое чувство. А надо воспитать в детском сердце подлинную человеческую любовь – тревогу, волнение, заботу, переживание за судьбу другого человека. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботу о судьбе другого человека. Нравственный облик личности ребенка зависит от того, из каких источников черпал он свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно чтобы дети узнали высшую радость – радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, воспринимаемых путём восприятия эмоциональной сферы, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. У детей в дошкольном возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче.
В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, учится облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.
Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Эффективное нравственное воспитание невозможно без общения с малышом на темы нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом, восприятие идёт на фоне эмоциональной сферы, что способствует благоприятному усвоению. Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление в развитии эмоционально – нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста — способствовать эмпатии (сочувствию).
Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства. По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитиесвоих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости, доброты, нежности, заботы и др. Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом.
Дети после ссоры часто произносят небольшие рифмованные стишки, так называемые «мирилки», для того, чтобы помириться. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства.
Источник
Консультация для родителей «Нравственно-эмоциональное воспитание ребенка в семье»
Вишневецкая Маргарита Ивановна
Консультация для родителей «Нравственно-эмоциональное воспитание ребенка в семье»
История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием. Дело в том, что семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. Тема эмоционально нравственного воспитания ребенка в семье остается очень актуальной и сегодня.
Нравственно-эмоциональное воспитание представляет собой одну из самых сложных и важных областей педагогических исследований. Мораль универсальна, поскольку любая культурная группа оценивает определенный тип поведения как нравственное, используя критерии его восприятия как надлежащего/недостойного. Однако конкретные нравственные принципы и поведение, соответствующее им, отличаются заметным разнообразием, как в исторической перспективе, так и в
разных культурных сообществах, в разных семьях.
Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.
Моральное сознание человека, или нравственный мир личности,включает в себя три уровня: мотивационно-побудительный; эмоционально-чувственный; рациональный, или умственный.
Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Эмоционально-чувственный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом – воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.
Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания – о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.
Семья является главным институтом воспитания. Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Здесь ребенок рождается, здесь он получает новые знания об окружающем мире, здесь формируются начальные критерии оценки добра, истины, красоты. Другими словами начинается процесс воспитания. Именно в семье ребенок первоначально узнает о правилах поведения, которые затем превратятся в нравственные чувства и привычки.
Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.
Нравственныепотребности начинаются:
• С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивость — это целый спектр чувств – сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
• Другой важнейший элемент нравственных потребностей – нравственная установка,которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить.
• И последним, важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.
Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.
Консультация для родителей «Гендерное воспитание ребенка в семье» УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! В работе детских садов всё чаще стало появляться понятие «Гендерный подход в воспитании.» В связи с новыми требованиями.
Консультация для родителей «Воспитание одного ребенка в семье» Ребенок, который растет один в семье среди взрослых, редко общается со сверстниками, это приводит к ошибкам в воспитании. В некоторых случаях.
Консультация для родителей «Воспитание ребенка в семье» Консультация для родителей «Воспитание ребенка в семье» Пример родителей – это наглядный образец для детей. Хорошие качества, которыевоспитываются.
Консультация для родителей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье» Консультация для родителей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье» Данная консультация пригодится воспитателю,.
Консультация для родителей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье» Цель: патриотическое воспитание дошкольника в семье Задачи: приобщение дошкольников к изучению особенностей истории своей семьи, своего.
Консультация для родителей «Физическое воспитание ребенка в ДОУ и в семье» Забота о здоровье детей, сохранение и укрепление которого составляет основное содержание физического воспитания, — в центре внимания детских.
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье» «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости.
Консультация для родителей «Экологическое воспитание ребенка в семье» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ» Подготовили: Боровская Лариса Владимировна, Киреева Н. Ю. воспитатель.
Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье» Цель консультации: побудить родителей к тому, чтобы они задумались о взаимоотношениях со своими детьми в семейном воспитании. А. С. Макаренко.
Консультация для родителей (законных представителей) «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка в семье» Консультация для родителей (законных представителей) «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка в семье» Воспитание чувства патриотизма.
Источник
Эмоционально-нравственное развитие ребенка дошкольного возраста
Ольга Рябова
Эмоционально-нравственное развитие ребенка дошкольного возраста
Дошкольный возраст — время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Итак, социально-эмоциональное развитие ребенка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.
Согласно программе «Детство» эмоционально-нравственное развитие ребенка происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т. е. включения во все моменты образовательного процесса. Образовательное пространство, обозначенное в программе,включает важнейшие сферы бытия: природу, рукотворный и социальный мир, искусство, азы математики, мир художественной литературы и родного языка. Каждая из этих сфер обладает особыми возможностями для социально-нравственного и эмоционального развития дошкольника, но все их объединяет представление о человеке как о главной ценности культуры.
Личный опыт ребенка мы организуем так, чтобы он естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.
Способствуем формированию личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению)моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобряем действия того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну).
Продолжаем работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, путем рассказа о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогаем ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят).
Воспитываем скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учим испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.
Напоминаем детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
Закрепляем навыки бережного отношения к вещам, учим использовать их по назначению, ставить на место.
В возрасте 4-5лет формирование личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм выходит на первый план. Поэтому мы вместе с детьми вспоминаем, какие правила, они уже знают (правила гигиены, аккуратности, дружной игры, взаимопомощи и др.). Выполняем эту работу постепенно, изо дня в день, опираясь на инсценировки, художественные произведения, детские рисунки, иллюстрации и т. д. Так же формулируем правила с помощью пословиц, поговорок, стихов.
Доброжелательные отношения в группе поддерживаем, как и ранее, обоснованным одобрением положительных примеров поведения и неодобрением отрицательных. При этом привлекаем примеры из книг. Прочитав какое-либо произведение, обращаемся к детям с предложением оценить поступок героя и обосновать свою оценку.Постепенно дети начинают понимать суть понятий: «вежливый», «аккуратный», «заботливый», «справедливый».Отрицательные поступки сопровождаем оценкой: «Это стыдно». Объясняем, почему тот или иной поступок вызывает негативные реакции. Дети понимают, что стыдно обижать, обманывать другого, дразнить кого-либо из-за физического недостатка (заикание, косоглазие и т. п.). Стремимся к тому, чтобы дети гордились тем,что научились выполнять определенные правила: «Я не жадный», «Я не лентяй», «Я послушный». Чтобы они уже утвердились в тех нравственных ценностях, которые поощряются взрослыми.
Учитываем,что дети довольно часто говорят: «Я не жадный», а не «Я добрый». Им очень важно не быть носителем плохих качеств. Переживание чувства стыда за плохой поступок может возникнуть только в случае накопленного ребенком положительного опыта, когда ему есть что терять. Если же ребенок не накопил опыта положительных переживаний, не испытал гордости по этому поводу, то бесполезно обращаться к нему со словом «стыдно».
В 4-5 лет начинает формироваться чувство долга. Простейшие представления о нем неотделимы от соответствующего поступка, а также оттого, что раньше обозначалось словами «ты должен». В этот возрастной период дети способны в воображении проигрывать предстоящую ситуацию, у них накапливается достаточно представлений, на основе которых позже будут строиться обобщения. Формированию чувства долга способствует переключение с интересной игры на обязательное дело. Это требует специальной подготовки. Мы объясняем, почему и что «мы сейчас должны».
Закрепление навыков вежливого обращения с окружающими требует включения уже усвоенного материала в новые ситуации. Здесь нам помогают инсценировки с участием детей. Воспитатель выступает в роли разных взрослых (соседка, мама, папа, старшая сестра, бабушка и т. д., а ребенок — в своей роли. Такие инсценировки обычно предваряют сценки с куклами, что облегчает ребенку исполнение его роли.
Эмоциональное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам, в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.
Основа для накопления положительного опыта — эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.
Считаем что, живой пример воспитателя, его искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать их инициативу и побудить к проявлению добрых чувств — важнейшие условия успешного эмоционально-нравственного развития дошкольников.
Предпочтение отдаём практическим методам организации детского опыта культуры общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками, активному использованию жизненных обстоятельств. К примеру, мы вышли на прогулку и увидели – на скамейке кто – то из детей забыл куклу. «Посмотрите, ребята какая-то девочка забыла куклу на прогулке. Наверное, она теперь плачет, думает, что кукла потерялась».Возникает вопрос: «Можем ли мы что-нибудь сделать?». Как правило, дети уже самостоятельно находят решения, если нет то мы – воспитатели можем сами предложить взять куклу с собой и пройти по группам, спросить, кто потерял куклу, написать объявление о найденной игрушке и т. п. Сделав это, все вместе размышляют о том, как обрадуется девочка, когда найдёт игрушку, как скажет нам спасибо и подумает какие в этой группе замечательные дети. Этот пример, показанный воспитателем, и организация совместных действий детей помогают накоплению положительного опыта.
Так же учитываем и то, что подражание — важнейший механизм формирования социального поведения. Маленькие дети внимательны к действиям и словам взрослых. То, что они постоянно наблюдают в их поведении, становится частью личного опыта детей. Поэтому мы демонстрируем правильные формы поведения, вежливую речь, добрые чувства и отношения.
Важнейшим средством эмоционально-нравственного развития детей является организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентации. Ситуации конструируются нами — воспитателями как игровые, имитационные, ситуации реального практического опыта и условные ситуации вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребенку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий. Все ситуации должны быть обращены к соответствующим эмоциям и чувствам. Необходимо выразительно передать детям смысл каждой из них, ярко отразить чувства,которые испытывают ее участники: хорошо им или плохо, почему это так, какой помощи они ждут от детей.
Организуемые нами ситуации накопления положительного эмоционально — нравственного опыта носят проблемный характер, т. е. всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие. (см. приложение)
В каждой ситуации необходимо следующее:
•Заинтересовать проблемой, требующей решения, эмоционально представить ее,ввести детей в ситуацию: «Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Кто участники события? Почему возникло затруднение?».
•Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: «Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорошо, а кому плохо? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?».
•Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: «Что может произойти? Как помочь? Что можно сделать? Как поступить каждому участнику ситуации, чтобы разрешить проблему? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудим все предложения и найдем общее решение, как нам поступить и добиться успеха».
•Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т. п.
• Помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации,и порадоваться вместе с ними: «Все ли удовлетворены? Как мы будем поступать в подобных случаях? Какие чувства мы пережили? Как хорошо, когда мы поддерживаем друг друга! Как хорошо, когда тебе помогают друзья! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы»
Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях, которые возникают по инициативе воспитателя или стихийно, обогащают эмоциональный мир дошкольников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.
Эмоционально-нравственное развитие дошкольника, его контакты с окружающими развиваются успешно при условии эмоциональной «грамотности», т. е. умения не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других. Часто дошкольник проявляет равнодушие к людям в силу того, что не может понять их состояние, настроение, не умеет «прочесть эмоцию», выраженную в мимике, жестах, интонации. Поэтому в программе «Детство» особое внимание уделяется развитию способности понимать эмоциональное состояние других, различать выражение эмоциональных состояний в реальной жизни и в искусстве, осознавать и регулировать собственные чувства.
Программа «Детство» нацеливает нас — воспитателей на развитие у детей умения передавать чувства и эмоциональные состояния в играх, движениях, танцевальной, художественно-театральной и изобразительной деятельности.
Уже со второй младшей группы мы активно вовлекаем детей в игры-имитации. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По показу воспитателя и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый — злой, веселый — грустный, агрессивный — спокойный) и их образы.Например: маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь, ласковая, грациозная кошка и сердитая собака, большая добрая курица и маленькие, подвижные, веселые цыплятки.
В своей работе мы используем такие игры-имитации:
Игры — имитации смены эмоциональных и физических состояний. Например, кошка играет, засыпает, пробуждается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют соответствующие действия.
Игры — имитации состояний природы. Дети изображают, как кружатся снежинки, летят листья, раскачиваются деревья, солнышко восходит — цветок тянется к нему, распускается и улыбается; солнышко садится — цветок засыпает и закрывает лепестки.
Участие в образных играх-имитациях позволяет пережить разнообразные эмоции, а также увидеть, как другие дети и воспитатель передают эмоциональное или физическое состояние изображаемого образа. Это способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.
Игры-имитации являются также эффективным методом эмоциональной разгрузки дошкольников, переключения их внимания, расширения впечатлений.
В заключение подчеркнем: нашим неизменным помощником в эмоционально-нравственном развитии детей является семья. Сегодня с самого раннего детства происходит перекос в воспитании в пользу развития интеллекта.Родители соревнуются: чей ребенок раньше научится читать и считать, рассуждать. Но мало кто соревнуется в милосердии, отзывчивости и понимании другого человека. Наша задача довести до родителей то, что воспитание многих качеств ума и сердца требует своих сроков, и сроки пропущенные оказываются пропущенными навсегда. Известен случай, произошедший в Японии. В начальной школе был упразднен устный счет — его заменили калькуляторы. Дефект несформированности некоторых мыслительных операций обнаружился только через 15 лет, когда молодые специалисты оказались неспособными видеть абсурдные ошибки в вычислениях компьютеров. Калькуляторы в начальной школе были срочно отменены, а устный счет возвращен в программу. Точно так же не сформированные вовремя личностные качества обернутся инфантильностью или даже эмоциональным кретинизмом взрослых людей.
Но только в сотрудничестве с близкими взрослыми мы можем добиться высоких воспитательных результатов. В своей группе стараемся создать такую атмосферу, чтобы родители доверяли нам, понимали и принимали наши общие цели, методы и средства нравственно-эмоционального развития. Мы показываем родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию. Это основа наших совместных с семьей усилий и помощи ребенку в налаживании контактов с окружающим миром.
Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.
Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я побывала на районном семинаре. Проходил он в рамках работы опорной площадки по совершенствованию.
Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.
Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста» Вашему малышу уже 5 лет!Он удивляет своим любопытством, активным взаимодействием с миром. Возраст 4-5 лет -период относительного затишья.
Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста» Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые активные и подвижные ребятишки.
Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.
Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Повестка дня. 1. Формирование у детей любви к природе, бережного к ней отношения. 2. Игры, конкурсы, практикумы за «круглым столом». 3.
Социально — нравственное развитие «Хорошо ли быть злым?» Тема «Хорошо ли быть злым?» Задачи: продолжать знакомство с полярными понятиями «Добро-Зло»; закреплять умение определять эмоциональное.
Социально — нравственное развитие. Познай себя. Группа раннего возраста. Тема: Кто Я? Какой Я? 2 младшая группа Задачи: учить детей любить себя; закрепить знания о себе (имя, фамилия, пол, возраст, членах семьи;.
Источник