Консультация для родителей «Воспитание добрых чувств у детей»
Наталья Михайловна Тараненко
Консультация для родителей «Воспитание добрых чувств у детей»
Актуальные рассуждения на тему воспитания добрых чувств у детей.
Нам взрослым, в силу нашей занятости, некогда любить, некогда воспитывать, подумать. Дети дома больше всего «Общаются» с телевизором, теперь в телефоне, в лучшем случае, игрушками, а также в компьютере, т. е. выключены из жизни родителей, а отсюда всего шаг до взаимного непонимания в более старшем возрасте. Такая семейная атмосфера мало располагает к воспитанию очень важно, все определяющего человеческого качества, такого как доброта. А. С. Макаренко совершенно справедливо утверждал, что хорошее воспитание ребёнка — это спокойная родительская старость. Вот и получается, что совсем нередкий факт у нас – равнодушие, чёрствое отношение к своим близким, престарелым и больным родственникам. Является неоспоримым тот факт, что недобрые взрослые вряд ли смогут посеять в ребёнке зёрна доброты. Каждодневно ваш ребёнок должен видеть и постегать азбуку доброты в семье и в ближайшем окружении.
— взаимопомощь друг другу;
— доброе, заботливое отношение к пожилым людям,
родственникам и просто соседским старикам, и старушкам;
— исключение нежелательных недобрых разговоров о людях,
животных в присутствии детей: детское ухо слышит и
впитывает буквально всё.
И ещё,давайте задумаемся над вопросом: «как наши дети относятся к нам?» В народе недаром говорят, что человека нужно оценить в том числе и по отношению к матери, родителям. Не пропустите тех моментов, когда у ваших детейначинается или может начаться формирование потребительского отношения: «Дай конфету, а потом деньги – люблю, не дашь – значит не люблю». А изобилие в магазинах, соблазн не только в детях, мы взрослые хотим купить своему чаду все и сразу, влечет не бережное отношение, не понимание есть ли возможность у мамы с папой. Я о семейном бюджете, ребенка это совсем не волнует хочу и все тут, купи, а иначе истерика, что часто мы видим.А вывод один: ребенку никогда не объясняли, есть ли в этом необходимость, возможности, как зарабатываются деньги, сколько всего еще надо, кроме игрушки…что необходимо сестре, брату, маме, папе, что покупаем самое необходимое или одну, две сладости не более, потому что…
Замечательно использовать художественную литературу и сказки в целях воспитания добрых чувств. Очень важно преподнести урок добра на основе прочитанных, рассказанных сказок. Ребёнку задают вопросы:
— Кто тебе больше всего понравился в сказке, и почему?
— Как бы ты поступил на месте героев?
— Как бы ты не им помог?
Ответ на поставленный вопрос поможет ребёнку многое понять. В аналогичных ситуациях полезно вспомнить подобные примеры из жизни вашей семьи.
Мы хотим, чтобы вашими помощниками в воспитании доброты стали произведения В. Сухомлинский, Л. Н. Толстого, К. Ушинского, В. А. Осеевой, Н. Н. Носова.
Научить ребёнка добру – это значит научить его сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, горе, нищету. Вот в этих случаях поговорите с детьми, обсудите, помогите помочь разобраться правильно. Давайте вместе думать о том, что быть добрым – это не только сопереживать в горе, но и радоваться успехам близких! Не закладывайте в маленьких человечках зерно зависти, ведь они скоро станут взрослыми и какими будут зависит и от вас в вашем воспитании какого человека вы выпустите в жизнь, каким он станет для вас, для общества, для коллектива, как он будет поступать в той или иной ситуации. Ребенок берет в детский сад игрушку.мама говорит: «никому не давай, сломают, больше не куплю. И ребенок целый день держит в руках ее, его ничего не интересует, о чем беседуют, чем занимают детей воспитатели, все играют, что делают остальные дети, чему обучаются, ведь у него главное задание мамы -не сломать не дать никому, а если вдруг кому-то из детей удается взять игрушку, то столько слез, тем самым не понимая, что мешает, отвлекает всех остальных, его волнует только он сам и его игрушка. Если взрослая мама не понимает, где уж понять маленькому ребенку. Вот и растет уже сейчас эгоист и каким он будет взрослым? И кто виновен?
Я рада, если у вас появилось желание поразмышлять над своими действиями, поступками, непродуманными высказываниями, а главное о воспитании детей и начать с себя да-да я не оговорилась, именно, зачастую надо начинать воспитание со взрослых, тогда и детей не надо будет нравоучений, поскольку, пример родителей — самый лучший метод воспитания.
Консультация для родителей «Воспитание детей с нарушениями речи» «ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ» «ГЛАВНАЯ РОЛЬ В ПОМОЩИ ДЕТЯМ ПРИНАДЛЕЖИТ РОДИТЕЛЯМ!» Вы любите своего ребенка? Вы хотите, чтобы.
Консультация для родителей «Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка дошкольного возраста» Что такое патриотическое воспитание?[/b] Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто.
Консультация для родителей на тему «Воспитание у детей любви к природе» Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей любви к природе» Автор: Шубкина О. Е. : воспитатель МБДОУ «Детский сад №34 г. Ельца.».
Консультация для родителей «Сенсорное воспитание детей младшего возраста» Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей.
Консультация для родителей. Воспитание детей в многодетной семье Создание комфортного самочувствия всех детей в многодетном семейном коллективе — серьезная педагогическая и творческая задача для родителей.
Консультация для родителей «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в семье» В дошкольном возрасте происходит общее развитие ребенка. Одна из главных задач в детском саду — это нравственно-патриотическое воспитание.
Консультация для родителей «Воспитание у детей культуры поведения за столом» Ребёнок, как губка впитывает в себя всё, чему его учат. Он хочет быть самостоятельным, поэтому его не нужно сильно опекать. Если всё будут.
Консультация для родителей «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим» Умение жить в обществе людей, проявлять чуткость к окружающим, отзывчивость на доброе, хорошее и неприязнь ко злу формируются с детства.
Консультация для родителей на тему «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей» При подготовке к родительскому собранию в первой младшей группе коррекционного детского сада обще развивающего вида на тему: «Воспитание.
Воспитание добрых чувств в процессе общения детей с природой Воспитание добрых чувств в процессе общения детей с природой. Родные места. С них начинается для каждого человека Родина. С кудрявой березки,.
Источник
Статья по нравственному воспитанию «Добрые привычки с детства»
Григорьева Розалия Прокопьевна
Статья по нравственному воспитанию «Добрые привычки с детства»
Григорьева Розалия Прокопьевна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №30 «Малышок» г. Якутска
«Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление.
Она должна войти в привычку».
В. А. Сухомлинский
И щедрость сердца, и душевная черствость одинаково берут свое начало из детства. В. А.Сухомлинский писал: «… добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… Подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин».
В современном обществе возрастает потребность в высокообразованных и нравственно- воспитанных людях, способных вникать в сущность экономических, социальных проблем и самостоятельно решать их. Настроения недоверия, равнодушия друг к другу, социальная адаптация особенно остро проявляются в молодежной среде. Поэтому, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы.
Целенаправленными исследованиями в области нравственного воспитания дошкольников занимались видные ученые,специалисты в области дошкольной педагогики: Р. С. Буре, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньевская и другие.
Каждый поступок, если он в той или иной степени влияет на других людей и не безразличен для общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный и неправильный, справедливый и несправедливый.
Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, то ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».
Н. И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей. В тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников и чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности, пренебрежения. Очень важно, чтобы гуманные чувства они распространяли не только на себя, а умели сострадать людям, быть милосердными. Что такое милосердие? Это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия (так толкует словарь Ожегова).
Мы считаем своей задачей воспитать у детей эту готовность, желание заботиться о других. Беседуем с ними о добрых поступках людей, читаем им художественные произведения, стремимся обогатить их речь такими словами, как «добрый, чуткий и отзывчивый».
Проводим игры – занятия,например: обсуждение истории, в которой Иа-Иа теряет хвост, а Пух находит (из книги А. Милна «Вини пух и все, все, все»).
Цель – вызывать у детей радостное настроение от встречи с любимыми сказочными героями; развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий, придумывать новые эпизоды; учить детей оценивать характер героев рассказа и выражать свое отношение к их поступкам.
Дидактический материал: мягкие игрушки – ослик, медвежонок, сова; сюжетные картинки.
Вопросы: О каком человеке можно сказать, что он настоящий друг? Как вы думаете, Пух настоящий друг ослику Иа? Докажите это примерами.
Важно, чтобы переход от чтения художественного произведения к беседе был незаметным, не вбивая вызванный чтением эмоциональный настрой. Цель бесед – показать детям, что ласковое, доброе слово действует быстрее и эффективнее, чем физическая сила.
Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим – непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им. Задача воспитателя – увидеть, что таится в душах детей, и помочь справится со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих их людей. Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках окружающих, опираясь на свой еще не богатый жизненный опыт. Поэтому педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации.
Влияние художественной литературы на духовное и нравственное развитие ребенка очень велико. Мы подобрали картинки с изображением разных поступков людей. «Девочка ухаживает за домашними животными», «Мальчик уступает место в автобусе», «Девочка кидает фантик мимо урны», «Мальчик дергает собачку за хвост» и т. п. Мы читали детям ненецкую сказку «Кукушка» — о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от своих черствых, недобрых детей. А также В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо», Е. Благининой «Посидим в тишине», В. Катаева «Цветик – семицветик».
Изучив опыт работы МДОУ №131, №9 г. Рязани, ввели выдуманного персонажа «Хорплоша» в жизнь группы «Золотая рыбка» д/с №30 «Малышок». Хорплоша – наблюдает за поступками детей.Идея проста: если ребенок совершает хорошие поступки, она сама становится доброй, радушной и аккуратной. А если Хорплоша видит плохие поступки, она превращается в злое, безобразное существо. С помощью Хорплоши ребенку легче понять, что каждый его поступок имеет очень большое значение.
Для того, чтобы процесс нравственного воспитания сделать наиболее эффективным, необходимо, чтобы работа шла одновременно и в детском саду, и в семье. Поэтому изготовление куклы Хорплошы мы поручили родителям. Она может быть сделана из любого материала – бумаги, картона, ниток, перьев, ткани и меха. Куклу можно сделать выворотной или двусторонней. Синяя – злая Хорплоша, желтая – добрая. «Как ты думаешь, какого цвета сейчас Хорплоша?». Так у детей появляется необходимость осмыслить свой поступок.
Для родителей подготовили папку-передвижку,по темам: 1. Люби своего ребенка! 2. Играй со своим ребенком! 3. Будь добрым примером для своего ребенка.
Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, счастливыми. И как бы хотелось, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.
Список использованной литературы
1. Н. В. Архангельский. Нравственное воспитание — М. : Просвещение, 1979. — 320 с.
2. С. К. Бондырева. Нравственность — М. : МПСИ, 2008. — 336 с.
3. А. А. Люблинская. Детская психология: — М. : Просвещение, 1971. — 415 с.
4. Под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. — 2-е издание, испр. и доп. — М. : Просвещение, 1978. — 256 с.
5. Л. А. Пеньевская. Воспитание отзывчивости и развития простейших форм взаимопомощи у детей. Нравственное воспитание дошкольников (младший и средний дошкольный возраст) / Под ред. В. Г. Нечаевой. — М. : Педагогика, 1971. — С. 112-156.
6. Н. Иванова. Воспитание добрых чувств — Дошкольное воспитание. — 2009. — №2. — С. 54-59.
7. В. Гальвас. Воспитание чувства милосердия – Дошкольное воспитание. — 1991. — №1. — 10 с.
8. М. Рубцова. Добрые привычки детства — Дошкольное воспитание. — 1990. — №9. — 51 с.
9. В. Кулькова. Крупицы добра — Дошкольное воспитание. — 2007. — №9. — 38 с.
10. Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др. /Под ред. А. М. Виноградовой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Просвещение, 1988. — 96 с.
Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Картотека «Добрые игры» Здравствуйте уважаемые коллеги, хочу представить вам свой опыт работы по духовно нравственному воспитанию. Это подборка самых интересных,.
Картотека игр по нравственному воспитанию Данные игры помогут подтолкнуть ребёнка к дружбе; воспитывают дружеские взаимоотношения между детьми, гуманное отношение к людям; пополнят.
Конспект НООД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Добрые дела» Задачи приоритетной образовательной области: • Создание положительного эмоционального фона в группе. • Формирование дружеских взаимоотношений,.
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Жизнь дана на добрые дела» Цель: углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека; совершенствовать коммуникативные навыки (умение.
Конспект занятия по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Добрые люди» Цель занятия: Научить выделять и совершать добрые дела и поступки. Задачи: 1. Способствовать развитию эмпатии, доброго отношения к людям.
Консультация по нравственному воспитанию детей ИГРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ. Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника. Игра.
Видеоотчет НОД по духовно-нравственному воспитанию «Добрые дела» НОД по духовно нравственному воспитанию «Добрые дела». Интеграция образовательной области «Познание» (духовно нравственное воспитание,.
НОД по нравственному воспитанию «Урок добра» Уроки добра» НОД по нравственному воспитанию в логопедической группе ФФН (6-7л). Цель: Стимулировать желание детей оказывать помощь сверстникам.
Статья для газеты «Праздничный концерт в «Академии детства» в честь Дня металлургов» Становится доброй традицией чествовать и принимать гостей в нашем чудесном садике — «Академия детства». В МБОУ СОШ № 9 г. Амурска 16.
Статья «Куда ушли игры нашего детства?» Куда ушли игры нашего детства? Вспоминая детство, мы с теплотой вспоминаем наших дворовых друзей, без которых не могли прожить и дня.
Источник