Консультация для родителей «Воспитание добрых чувств у детей»
Наталья Михайловна Тараненко
Консультация для родителей «Воспитание добрых чувств у детей»
Актуальные рассуждения на тему воспитания добрых чувств у детей.
Нам взрослым, в силу нашей занятости, некогда любить, некогда воспитывать, подумать. Дети дома больше всего «Общаются» с телевизором, теперь в телефоне, в лучшем случае, игрушками, а также в компьютере, т. е. выключены из жизни родителей, а отсюда всего шаг до взаимного непонимания в более старшем возрасте. Такая семейная атмосфера мало располагает к воспитанию очень важно, все определяющего человеческого качества, такого как доброта. А. С. Макаренко совершенно справедливо утверждал, что хорошее воспитание ребёнка — это спокойная родительская старость. Вот и получается, что совсем нередкий факт у нас – равнодушие, чёрствое отношение к своим близким, престарелым и больным родственникам. Является неоспоримым тот факт, что недобрые взрослые вряд ли смогут посеять в ребёнке зёрна доброты. Каждодневно ваш ребёнок должен видеть и постегать азбуку доброты в семье и в ближайшем окружении.
— взаимопомощь друг другу;
— доброе, заботливое отношение к пожилым людям,
родственникам и просто соседским старикам, и старушкам;
— исключение нежелательных недобрых разговоров о людях,
животных в присутствии детей: детское ухо слышит и
впитывает буквально всё.
И ещё,давайте задумаемся над вопросом: «как наши дети относятся к нам?» В народе недаром говорят, что человека нужно оценить в том числе и по отношению к матери, родителям. Не пропустите тех моментов, когда у ваших детейначинается или может начаться формирование потребительского отношения: «Дай конфету, а потом деньги – люблю, не дашь – значит не люблю». А изобилие в магазинах, соблазн не только в детях, мы взрослые хотим купить своему чаду все и сразу, влечет не бережное отношение, не понимание есть ли возможность у мамы с папой. Я о семейном бюджете, ребенка это совсем не волнует хочу и все тут, купи, а иначе истерика, что часто мы видим.А вывод один: ребенку никогда не объясняли, есть ли в этом необходимость, возможности, как зарабатываются деньги, сколько всего еще надо, кроме игрушки…что необходимо сестре, брату, маме, папе, что покупаем самое необходимое или одну, две сладости не более, потому что…
Замечательно использовать художественную литературу и сказки в целях воспитания добрых чувств. Очень важно преподнести урок добра на основе прочитанных, рассказанных сказок. Ребёнку задают вопросы:
— Кто тебе больше всего понравился в сказке, и почему?
— Как бы ты поступил на месте героев?
— Как бы ты не им помог?
Ответ на поставленный вопрос поможет ребёнку многое понять. В аналогичных ситуациях полезно вспомнить подобные примеры из жизни вашей семьи.
Мы хотим, чтобы вашими помощниками в воспитании доброты стали произведения В. Сухомлинский, Л. Н. Толстого, К. Ушинского, В. А. Осеевой, Н. Н. Носова.
Научить ребёнка добру – это значит научить его сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, горе, нищету. Вот в этих случаях поговорите с детьми, обсудите, помогите помочь разобраться правильно. Давайте вместе думать о том, что быть добрым – это не только сопереживать в горе, но и радоваться успехам близких! Не закладывайте в маленьких человечках зерно зависти, ведь они скоро станут взрослыми и какими будут зависит и от вас в вашем воспитании какого человека вы выпустите в жизнь, каким он станет для вас, для общества, для коллектива, как он будет поступать в той или иной ситуации. Ребенок берет в детский сад игрушку.мама говорит: «никому не давай, сломают, больше не куплю. И ребенок целый день держит в руках ее, его ничего не интересует, о чем беседуют, чем занимают детей воспитатели, все играют, что делают остальные дети, чему обучаются, ведь у него главное задание мамы -не сломать не дать никому, а если вдруг кому-то из детей удается взять игрушку, то столько слез, тем самым не понимая, что мешает, отвлекает всех остальных, его волнует только он сам и его игрушка. Если взрослая мама не понимает, где уж понять маленькому ребенку. Вот и растет уже сейчас эгоист и каким он будет взрослым? И кто виновен?
Я рада, если у вас появилось желание поразмышлять над своими действиями, поступками, непродуманными высказываниями, а главное о воспитании детей и начать с себя да-да я не оговорилась, именно, зачастую надо начинать воспитание со взрослых, тогда и детей не надо будет нравоучений, поскольку, пример родителей — самый лучший метод воспитания.
Консультация для родителей «Воспитание детей с нарушениями речи» «ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ» «ГЛАВНАЯ РОЛЬ В ПОМОЩИ ДЕТЯМ ПРИНАДЛЕЖИТ РОДИТЕЛЯМ!» Вы любите своего ребенка? Вы хотите, чтобы.
Консультация для родителей «Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка дошкольного возраста» Что такое патриотическое воспитание?[/b] Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто.
Консультация для родителей на тему «Воспитание у детей любви к природе» Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей любви к природе» Автор: Шубкина О. Е. : воспитатель МБДОУ «Детский сад №34 г. Ельца.».
Консультация для родителей «Сенсорное воспитание детей младшего возраста» Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей.
Консультация для родителей. Воспитание детей в многодетной семье Создание комфортного самочувствия всех детей в многодетном семейном коллективе — серьезная педагогическая и творческая задача для родителей.
Консультация для родителей «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в семье» В дошкольном возрасте происходит общее развитие ребенка. Одна из главных задач в детском саду — это нравственно-патриотическое воспитание.
Консультация для родителей «Воспитание у детей культуры поведения за столом» Ребёнок, как губка впитывает в себя всё, чему его учат. Он хочет быть самостоятельным, поэтому его не нужно сильно опекать. Если всё будут.
Консультация для родителей «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим» Умение жить в обществе людей, проявлять чуткость к окружающим, отзывчивость на доброе, хорошее и неприязнь ко злу формируются с детства.
Консультация для родителей на тему «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей» При подготовке к родительскому собранию в первой младшей группе коррекционного детского сада обще развивающего вида на тему: «Воспитание.
Воспитание добрых чувств в процессе общения детей с природой Воспитание добрых чувств в процессе общения детей с природой. Родные места. С них начинается для каждого человека Родина. С кудрявой березки,.
Источник
Консультация для педагогов «Воспитание добрых чувств у дошкольников»
консультация на тему
«Если добрые чувства не воспитаны в детстве,
их никогда не воспитатешь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy.docx | 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Воспитание добрых чувств у дошкольников»
«Если добрые чувства не воспитаны в детстве ,
их никогда не воспитаешь ».
В. А. Сухомлинский
Своевременное воспитание добрых чувств по отношению к младшим предотвращает появление у детей эгоистических чувств : превосходства, несправедливости. У детей пропадает желание использовать в своих интересах младших братьев и сестер, отнимать у них все лучшее, обижать их. Зато желание помогать малышам, общаться с ними становится постепенно внутренней потребностью, привычкой старших дошкольников .
Педагог должен создать такие условия, чтобы ребенок мог самостоятельно проявить свою доброту , отзывчивость, чуткость по отношению к малышу. Но если ребенок привык к тому, что все за него делают взрослые — воспитатель или родители , пробуждающиеся чувства эти быстро угасают и он остается равнодушным к тому, что происходит вокруг. Например, у кого-то из малышей беда. Старший, вместо того чтобы помочь, или молча наблюдает за происходящим, или бежит сообщить о случившемся взрослому. Как же должен поступить воспитатель , заметив случай несправедливого или просто равнодушного отношения старших к маленьким? Приведем такой пример.
Участки для младших и старших детей расположены рядом. Мяч малыша покатился на участок старших. Ребенок бежит за ним, но вдруг кто-то из старших как вихрь налетает на малыша, хватает мяч и убегает. Малыш плачет, старшие дети смеются.
Бывает, что в подобной ситуации воспитатель говорит обидчику : «Сейчас же отдай малышу мяч» ; ребенок выполняет требование, и на этом кончается воспитание сочувствия . Но хороший педагог должен непременно вернуться к этому случаю спустя некоторое время, напомнить о нем всем детям : «Сегодня у нас произошел очень скверный, просто безобразный случай. Кто же в этом виноват?» Дети кричат : «Миша, он отнял мяч!» «Только ли Миша?» — удивляется воспитатель . Дети смущенно опускают глаза.
Так педагог заставляет ребят испытать чувство стыда , угрызения совести, сожаление по поводу случившегося. Это тоже одно из условий воспитания сочувствия .
Чтобы настроить детей определенным образом, вызвать у них определенную реакцию, взрослые должны сами эмоционально реагировать, показывать свое отношение к происходящему. И дети «заражаются» эмоциями окружающих их людей.
Чувство доброты , любовь, которую сначала дети проявляют только к своим близким, постепенно распространяется и на других людей. Чтобы так было, воспитатель должен учить дошкольников заботиться не только о родителях, младших братьях и сестрах, но и об окружающих их «чужих» людях — о заболевшей соседке, о своих сверстниках. Он может предложить детям подумать, что нужно сделать, чтобы доставить больному радость, как помочь тем, кто попал в беду.
Всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Каким мы представляем себе доброго человека — любящим помогать другим, умеющим сочувствовать , сопереживать и т. д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам : дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.
В сказке, в каждом конкретном случае ее сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств . В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что : — учит детей сравнивать, сопоставлять;
— формирует привычку доказывать, что это, так или иначе;
— ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;
— упражняет детей в синхронном выражении чувств , обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
Например : «Докажи, что Аленушка лучше всех» ;
«Кого тебе жалко в этой сказке» ;
«Как бы ты поступил на месте…» ;
Можно использовать тризовскую игру «Хорошо — плохо» . Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления — значит сделать еще один шаг в формировании доброты , пусть пока на уровне представлений.
Периодически нужно показывать ребенку свое отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу : «Мне не очень нравится этот герой. Угадайте, почему?» То есть конкретное содержание каждой сказки может подсказать свои пути воспитания добрых чувств .
Воспитанию в детях доброты нужно уделить большое внимание. Доброта – это не только чувство , способность сопереживать и дарить свою любовь, внимание и заботу. Доброта – это ещё и осознанное отношение к жизни и всему окружающему. Учить детей поступать правильно — это значит формировать у них готовность к активному, осознанному послушанию. Воспитатель направляет внимание детей на то, чтобы они усвоили основные правила, нравственные понятия, на основе которых ребенок постепенно научится оценивать свои поступки.
Источник
Воспитание доброты у дошкольников
Мария Корякина
Воспитание доброты у дошкольников
«Доброта- это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе — от солнца, а все лучшее в жизни — от человека».
Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этого исключительно важного качества (доброты) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте. Широко известно меткое высказывание Л. Н.Толстого: «От пятилетнего ребёнка до меня один шаг. От новорождённого до меня страшное расстояние».
В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».
Понятия «доброта».
— Добрый — делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Добрая душа. Добрые глаза.
— Добрый — несущий благо, добро, благополучие. Добрые вести. Доброе отношение.
— Добрый — хороший, нравственный. Добрые дела.
— Добрый — дружески близкий, милый.
— Добрый — благожелательный, отзывчивый, готовый помочь людям.
— Добрый — охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом и т. п. ; щедрый.
— Добрый — свойственный доброжелательному, отзывчивому человеку.
— Добрый — выражающий расположение, сочувствие.
— Добрый — основанный на желании добра людям; нужный, полезный.
Воспитание доброты — одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умение радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицание или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства.
Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются:
— создание эмоционально-положительного климата в группе;
— моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.
Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений,педагоги используют все доступные формы и методы работы:
•дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;
• непосредственно образовательная деятельность;
• моделирование и анализ заданных ситуаций;
• сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;
• беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;
• рассматривание картин и иллюстраций;
• решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;
• организация выставок детского творчества;
• метод проектов и др.
Ежедневно ребенок должен видеть и постигать азбуку нравственности в ближайшем окружении, в том числе в детском саду. Для этого создаю проблемные ситуации и упражнения добрых поступков, практические тренинги.Вот примеры некоторых из них:
1. У тебя хорошее настроение. Почему? (- мама улыбается; — солнце светит;.);
2. Нужно ли дружить? (- с неряхой; — с ребенком, который рвет книги;.);
3. Игра «Хорошо-плохо»- разделить хорошие и плохие поступки и явления, т. е. сделать шаг в формировании доброты на уровне представлений ;
4. Рассмотреть картинки с изображением положительных и негативных ситуаций;
5. Разучивание и применение на практике поэтической игры «Словарь вежливых слов»(растает даже ледяная глыба от слова теплого «Спасибо»; зазеленеет старый пень, когда услышит «Добрый день«);
6. Игра «Подарки друг другу» — формировать социальную ориентировку на других людей, в т. ч. обездоленных; и другие.
Игра является наилучшим средством воспитания детей, т. к. именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Основное содержание игры малышей заключается в выполнении определенных действий с игрушками, воспроизведении действий людей; детей среднего возраста – в воспроизведении отношений между взрослыми; у старших дошкольников содержанием становятся правила общественного поведения и общественные отношения между людьми. Когда дети играют, ситуации проявления доброты, внимания организовать еще легче, чем просто в обычной жизни. Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.
Хорошие результаты в работе по воспитанию доброты дает использование художественной литературы, особенно сказок. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. При этом важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло. Следует обратить внимание малыша на значимые в нравственном плане моменты.Для этого необходимо: учить детей сравнивать и сопоставлять; формировать привычку доказывать, что это так, а не иначе; ставить ребенка на место героя, тем самым давая возможность выбора собственной позиции; упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь внимание ребенка к страданиям другого человека. Беседа в повседневной жизни, перед игрой, во время ее и после нее способствует появлению отклика — сострадания, побуждает ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи.
Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты. Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Известно, что легче чему-то научить дошкольника, чем что-либо положительное в нем воспитать. Поэтому на педагогах детского сада лежит ответственность за помощь тем родителям, которые вполне осознанно желают видеть своего ребенка добрым, вежливым и т. д.
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное — воспитать доброту можно только добром. Родителям дошкольниковпредложили 10 заповедей:
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь.
2. Не думай, что ребенок твой, он божий.
3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому — это необратимый закон благодарности.
4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
5.Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не менее, чем тебе твоя. А может и больше, потому что у него нет привычки.
7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь — если можешь, но не делаешь.
8. Помни — для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, чего не хотел бы, чтобы другие делали твоему.
10.Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым, общаясь с ним радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Задача родителей — создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви, доброты, милосердия и взаимопомощи.
При работе с родителями я использовала активные формы и методы: родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки работ, изготовленных вместе с родителями; дни добрых дел; дни открытых дверей; активное привлечение родителей к жизни детского сада (помощь в подготовке и проведении праздников; создание предметно-развивающей среды; и. т. п.).Они позволили мне решать следующие задачи: активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; наладить тесный контакт с семьями воспитанников.
Формирование чувства доброты у дошкольников происходит посте пенно. Маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради по хвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью. А сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, отказе от своего личного в пользу другого человека, является одним из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. — СПб. – 1903г.
2. Кон И. С. Словарь по этике. — М. : Политиздат, 1981г.
3. Ожегов П. И. Словарь по этике. — М. : 1981г.
Воспитание доброты и дружеских взаимоотношений на основе произведений Э. Успенского. Конспект занятия в старшей группе Конспект занятия по произведениям Эдуарда Успенского во 2 старшей группе «Утята» «Воспитание доброты и дружеских взаимоотношений на основе.
Консультация для педагогов «Воспитание доброты к природе» (2016)«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном.
Консультация для родителей «Воспитание доброты у детей дошкольного возраста» «Доброта — это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни –от человека». М. Пришвин.
Опыт работы «Воспитание у детей чувства товарищества, доброты и отзывчивости» В работе с детьми я особое внимание уделяю теме нравственного воспитания. Активно работаю над темой «Воспитание у детей чувства товарищества,.
Патриотическое воспитание дошкольников На каждом этапе развития патриотизм и патриотическое воспитание имеют свои особенности. В раннем возрасте возникновение любви к Родине происходит.
Статья для родителей дошкольников «Нравственное воспитание дошкольников» «Нравственное воспитание дошкольников» Трудно представить себе родителей, которые не желали счастья своим детям. Желая видеть своего ребёнка.
Трудовое воспитание дошкольников Труд в наше время — это великое право и великая обязанность. Гюго В. Труд — целительный бальзам, он — добродетели источник. Гердер И. Каждый,.
Воспитание чувства доброты у детей старшего дошкольного возраста ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Гейгер Н. А., воспитатель Султанова Е. В., воспитатель МБДОУ детский сад.
Экологическое воспитание дошкольников «Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.
Экологическое воспитание дошкольников Педагогическая статья «Экологическое воспитание дошкольников» Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека.
Источник