Методическая разработка. Воспитание чувства прекрасного в детях с помощью изобразительного искусства.
Екатерина Репрынцева
Методическая разработка. Воспитание чувства прекрасного в детях с помощью изобразительного искусства.
Красота и доброта у ребенка появляется с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, ребенок тянется ручонками к красивой игрушке и душа его замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, он рассматривает книжки, а за тем сам на листе бумаге пытается что-то создать, изобразить только ему понятную картину. В старшем возрасте, он уже изобретателен в выборе — имеет свое собственное суждение, может удивить, восхитить и поразить умением видеть окружающий мир. Если спросить взрослого человека, что ему запомнилось с детства, он вспоминает красивую поляну, любимое дерево, игрушку, то место, где проводил больше времени, молодую маму, добрую бабушку и т. д. Такие воспоминания одухотворяют чувства, в этот момент у человека преображается голос и лицо.
Как важно, что бы восприятие красоты ребенок сохранил на всю жизнь. Ребенок должен видеть прекрасное в окружающем мире: в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, в их поступках. Поэтому многое зависит от нас, от того, кто окажется рядом с ребенком в этом сложном и многообразном мире.
Каждый ребенок с рождения обладает творческими способностями, которые находятся в скрытом состоянии и часто не всегда полностью реализуются. Поэтому мы должны создать условия, побуждающие ребенка к занятиям художественным творчеством, дать возможность для пробуждения творческих способностей. Не важно, кем будут наши дети, главное, что рисование с использованием нетрадиционных техник способствую развитию воображения, мышления. Поэтому изобразительное искусство должно иметь эмоциональную направленность, развивать способность ребенка воспринимать оттенки различных чувств и эмоций и выражать их в практической работе. Для детей становится важнейшим открытием то, что он сам может показать характер животных и состояния человека, изобразить природу так, как видит ее он доступными ему художественными средствами.
У детей дошкольного возраста не большой опыт в освоении образного языка изобразительного искусства,его нужно многому научить: наблюдать, пользоваться художественными материалами, выражать свои мысли через изобразительную деятельность. В течение года дети осваивают всевозможные виды художественно–творческой деятельности (конструктивные, изобразительные, декоративные и т. д.) и постепенно приобретают первичные навыки в работе с тушью, гуашью, восковыми и акварельными мелками, ножницами, клеем, цветной бумагой и другими материалами для творческой деятельности. Многообразие форм работы помогает детям искать себя в материале, ведь по природной расположенности кто-то из них — график, кто–то — живописец. Известно стремление маленьких художников повторять действия воспитателя. Обычно воспитатель рисует на доске, дает образцы. Многие исследователи отмечают, что подражание является естественной формой познания, особенно в дошкольном возрасте. Но для развития личности нужны не готовые алгоритмы, а условия для самостоятельного поиска.
Ребенок, наблюдая за природой, выражает свое видение происходящих в ней явлений посредством творчества. Педагог помогает ему, используя основной методический принцип – одухотворение природных явлений, он должен уметь импровизировать (очеловечивать природу). Педагог во время образовательной деятельности создает ситуацию образных сравнений, при которых раскрываются творческие возможности ребенка, его наблюдательность, фантазия, воображение. Деревья, птицы, звери,насекомые наделяются образами: маленькими, тонкими и толстыми; они разговаривают на своем языке, учатся сопереживать, радоваться и грустить, узнают добро и зло, прекрасное и безобразное, поэтому педагог преподносит каждую тему в сказочно-игровой форме. Так же ребенок учится различать любовь и ненависть, коварство и справедливость.
Способы вовлечения детей в процессы продуктивного творчества и воспитания разнообразны: игровые ситуации, сказочное повествование, погружение ребенка в ситуацию зрителя, собеседника, слушателя. Природа может выступать в качестве прекрасной волшебницы, которая создает видимый человеком мир по законам гармонии и красоты. Добрые сказочные феи Флора и Фауна во всем ей помогают.
Важной составляющей каждой образовательной деятельности является созерцание картин природы. Педагог организует процесс восприятия, сопоставляя и сравнивая образы, которые были запечатлены художниками в произведениях искусства, с реальными природными картинами (фотографии, иллюстрации, слайды). Зрительный ряд будоражит детские умы, вызывает воспоминания. С этой целью проводятся прогулки, экскурсии, походы в лес. Педагог с детьми посещают экологическую зону на территории детского сада, организуются наблюдения за различными природными явлениями; дети делают наброски, зарисовки, любуются картинами, созданными волшебницей-природой.
Опыт показывает, что красота природы вызывает восторженный отклик в детской душе. Вот наступила золотая осень. Дети с удовольствием собирают листья, рассматривают их, смотрят, как они кружатся в воздухе и плавно опускаются на землю. Педагог может предложить поиграть в игру «Найди такой же по цвету или по форме», составить из собранных листьев изображение, при этом дети фантазируют и каждый придумывает что-то свое. Так же можно предложить детям нарисовать красивые осенние листья с натуры или лес с использованием техники монотипии. Ознакомление детей с изобразительной деятельностью обогащает детское творчество, углубляет их нравственно-эстетические чувства.
Целью изобразительного искусства является формирование эмоционального отклика на красоту природы, обогащение чувственных впечатлений ребенка. Ребенок с помощью взрослых должен научиться видеть, понимать, различать формы природных объектов, явлений, чувствовать цвета, краски, оттенки окружающего мира. Необходимо знакомить детей с уникальными уголками родного края, просматривать видеофильмы, документальные сюжеты, фотографии, если есть возможность, совершать поездки и экскурсии. Необходимо обращать внимание детей на то, что красота окружает нас повсюду, только нужно научиться замечать ее и ценить.
•развивать умение созерцать природу, наслаждаться ее красотой, вглядываться, вслушиваться;
•развивать умение передавать свое состояние души через изобразительную деятельность;
•развивать эмоционально-эстетическое отношение к действительности, чувственные ассоциативные познания на красоту природы;
Чтобы добиться желаемых результатов, педагог пробует экспериментировать, искать что-то инновационное.
Правильно развивать эстетический вкус – это главная, очень ответственная и совсем нелегкая цель эстетического воспитания. Важно найти путь к тому, чтобы сделать встречу каждого ребенка с искусством интересной, увлекательной, ненавязчивой. Когда это удается, эстетическое воспитание способно давать высокие результаты, независимо от того, в каких рамках оно проводится. Через познание содержания искусства в душе ребенка формируется нравственно-эстетическая позиция, которая необходима нашему обществу. И именно детский сад должен пробудить в детях интерес к искусству, который сохранится на всю жизнь.
Консультация для педагогов по приобщению детей дошкольного возраста к музейной культуре «Живопись учит видеть» Живопись учит видеть Потребность к красоте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет.
Выступление на семинаре-практикуме: «Художественно-эстетическая и театрально-игровая деятельность детей» Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая.
Источник
Как развивать в ребёнке чувство прекрасного
Как развивать в детях творческие способности
В каждом ребенке живет творец! Развивайте и поддерживайте в малыше чувство прекрасного. Уделите особое внимание творческой деятельности вашего крохи. Рисуйте кистью и пальчиками, делайте аппликации, лепите из теста, танцуйте, слушайте музыку, пойте детские песенки и колыбельные на ночь, читайте стихи и любимые сказки.
МАЛЕНЬКИЕ ЭСТЕТЫ
Интересно, когда в детях зарождается чувство прекрасного? Двухлетний или трехлетний малыш вряд ли восхищенно будет созерцать шедевры живописи в Эрмитаже. Эстетическое чувство в человеке не рождается вместе с ним, оно не является инстинктивным. Чувство прекрасного воспитывается и взращивается средой, в которой растет малыш. Начинать, как всегда, нужно с самого раннего возраста.
ПРОСТО ПОСМОТРИ. Вам не обязательно быть искусствоведом, литератором, вдохновленным коллекционером бабочек или орденов, чтобы что-то «передать» и «привить» вашему крохе. Когда вы выходите на улицу, перед вами открывается город. Что это? Бесконечно унылый урбанистический пейзаж, мусор и пыль или архитектурные сооружения, достойные внимания, мосты и лестницы, скамейки в парках, украшенные витрины магазинов? Все зависит от вашего фокуса внимания. Приучайте малыша выбирать нужный фокус: прежде всего, видеть красивое, а не уродливое. Обращайте его внимание на архитектурные детали, цветовую гамму, скульптуры и фонтаны. Не факт, что ваш кроха станет скульптором или живописцем. Важно, что он научится жить с позитивным настроем. Ведь от самой жизни (не только от спектакля или художественной выставки) можно получать эстетическое наслаждение.
ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ И КО ВСЕМУ ЖИВОМУ. Больше всего душа ребенка откликается на природу. Старайтесь как можно чаще бывать в лесу, слушать пение птиц, плескаться в реке, наблюдать за букашками в траве, нюхать цветы и смотреть, как ветер раскачивает верхушки сосен. Природе ничего от нас не надо. Она только отдает. Мы сами знаем, как лечит уставшую душу и тело пространство, где нет машин, высотных домов и массового скопления людей. Дети близки к природе, даже городские. Попробуйте малыша вывезти в деревню или на дачу. Первым делом он начнет копаться в земле. Позвольте ему такую роскошь!
ОКРУЖАЙТЕ СЕБЯ КРАСИВЫМИ ВЕЩАМИ. Уже с грудничкового возраста, когда у малыша формируется зрение, он цепляется взглядом за привлекательные предметы. Сделайте свой быт ярким. Хорошо, если вас окружают вещи, сделанные собственными руками: вышитая картина, связанный для крохи свитер, панно на стене. Подобные вещи всегда «живые», в них есть частичка нашей души, и она обязательно перейдет к нашим детям. Малыша не надо ничему специально учить, он все увидит сам. Главное, чтобы было что показывать. Мы сейчас не говорим о красоте-комфорте и красоте-престиже. Красота далеко не всегда и не обязательно должна стоить дорого. В некотором смысле старые игрушки нашего детства, которые переходят в наследство детям, — бесценные сокровища нашей биографии, наши живые эмоции (не в прошлом, а в настоящем). Их не заменит даже оригинал Пикассо.
БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСА И УДОВОЛЬСТВИЯ. С чего начинается эстетическое чувство? С восхищения, с интереса. Если восхищаемся мы, искренне и от души, наш ребенок тоже не останется равнодушным к окружающему миру. Психологи отмечают, что современное поколение детей имеет большой объем памяти, но слабо развитую эмоциональную сферу. Этому они учатся отчасти у нас, взрослых, которым некогда поднять голову и взглянуть на звезды. Красота, которая всегда рядом, остается незамеченной. Человек, утративший связь с красотой, теряется в житейском пространстве, его поглощает быт и заботы. Перед родителями стоит непростая задача — не потеряться самим и не ввести в заблуждение собственных детей. В принципе у всех детей есть природный дар — любопытство к миру. Мы можем всего лишь расставить акценты: «Видишь вот это. А вот это?» Учите вашего кроху удивляться и получать удовольствие от всего, с чем он соприкасается в жизни.
Чувство меры
Известный детский педагог и психолог К. Д. Ушинский сказал: «От повторения чувство слабеет, и от повторения чувство усиливается. чувство, долго не вызываемое, замирает; чувство, часто вызываемое, притупляется». Он указал на невероятно тонкую грань.
Все должно быть в меру, и воспитание эстетических чувств — в том числе. Иначе это превратится в искусственное навязывание собственного опыта. Но он ведь не является единственно правильным?
Источник
Консультация для родителей «Дети и Чувство прекрасного»
Ольга Ильина Мальцева
Консультация для родителей «Дети и Чувство прекрасного»
Не деля мир на красивое и некрасивое, малыши, не умеющие говорить,демонстрируют доступными способами свои предпочтения: танцуют под мелодию, которая им понравилась, любят играть, в упоении разрисовывают ватман крупными мазками гуаши. Подрастая, дети выделяют книги, которые им нравятся больше остальных, колыбельные, что поет перед сном мама, выбирают любимый цвет в одежде и т. д.
Изначально ребенок творит по наитию, но вырастая и получая знания, считывает стандарты с окружающей среды, старается соответствовать им и находить то, что будет ему по нраву. А среда, которая формирует первоначальный вкус и расставляет ориентиры в мир искусства, это, конечно, семья.
Родительская эрудиция вряд ли охватывает все области, которые отвечают за воспитание эстетических чувств. Чаще всего каждый вносит свой вклад в направлении, которое ему знакомо. И, если папа опытный любитель походов, с ним ребенку легко открывать для себя мир природы. А если мама умеет создавать красивые вещи, значит, с ней можно советоваться в подборе одежды, оформлении школьных работ или украшении своей комнаты.
Путь к восприятию прекрасного всегда индивидуален. Но существует несколько рекомендаций общего характера для родителей,желающих развивать вкус детей:
Желательно использовать в домашнем декоре спокойные, не кричащие цвета. Обилие ярких, не согласованных между собой акцентов может утомлять. Если же взгляд встречается с гармонично подобранными вещами, есть большая вероятность привыкания к такой красоте и восприятия ее как естественного образа жизни.
Любимые картины, фотографии, домашние растения, привезенные из поездок сувениры лучше размещать на видимом для детей уровне.
Не нагромождать на полках детские вещи и игрушки. Чтобы их было удобно доставать, лучше использовать корзины, контейнеры и красивые коробки для хранения. Наводя порядок, можно предложить ребенку вместе расставить коробки по цветам или размеру, приучая его к аккуратности.
Поддерживать порядок вне дома: прививать бережное отношение к природе, не оставлять мусор после себя на улице или в лесу.Предложить детям украсить окружающую действительность: на скучную лестничную площадку поставить растения в горшках, а в дворовом палисаднике посадить цветы, поливать их и наблюдать за тем, как они растут.
Выбирать для прогулок интересные места и во время гуляния изучать текстуру природных материалов,обращать детское внимание на повседневную красоту: краски неба и листвы, суетливую работу в муравейнике, поющих птиц или то, как цветы закрываются на ночь. Вместе встретить закат и рассвет.
Расширять словарный запас прилагательными, которыми можно описать свои предпочтения, и собственным примером побуждать детей использовать в речи сравнения и эпитеты. Рассматривая натюрморт, родитель может сказать: «Какие нежные цветы на картине, давай поищем такой букет для нашего дома».Или: «Ты так интересно смешал краски для рисования снеговика, что кажется, будто он по-настоящему холодный».
С учетом возрастных особенностей посещать театры и музеи. Чтобы рассматривание произведений искусства не было утомительным для малыша,лучше внести в короткую экскурсию элемент игры: попросить ребенка найти самую понравившуюся картину моря в выставочном зале, или отыскать картины, написанные в похожей цветовой гамме. Или предложить ребенку представить,что вы с ним находитесь внутри изображенного художником дворика: куда бы вы тогда отправились и кого могли встретить?
Выбирать детские книги с авторскими, а не шаблонными компьютерными иллюстрациями. Держать в свободном доступе альбомы с репродукциями, литературу об искусстве, географические журналы. Планировать путешествия в места с красивой природой и города, где можно увидеть шедевры мировой архитектуры.
Предоставлять детям свободу творчества: доступ к различным художественным материалам, удобное место для рисования или лепки, которое не страшно испачкать. Во время рисования, особенно совместного, можно слушать фоном любимую музыку и рассказывать детям о том, кто ее написал и какие музыкальные инструменты звучат в произведении.
Дети открыты новому, и эстетическое восприятие мира для них начинается с выбора, который предоставляют родители: что слушать, что читать и на что смотреть. Так постепенно и развивается способность отличать уникальное произведение искусства от штампов, вырабатывается вкус и собственная чувствительность ребенка к прекрасному.
Консультация для родителей «Музыка и дети» МУЗЫКА ВМЕСТО ТАБЛЕТКИ Еще Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человеческого характера.
Консультация «Дайте мне сделать это самому или как развивать и поддерживать в ребёнке чувство самоценности» Математические представления:• Находить в окружающей обстановке один и много предметов. • Знать части суток • Узнавать и называть геометрические.
Консультация для родителей «Дети и огонь» Большинство несчастных случаев с детьми можно предотвратить, предвидя всё, что может сделать ребёнок, создав необходимые условия для безопасной.
Консультация для родителей «Маленькие дети должны родителей слушаться. Так ли это?» Все родители мечтают вырастить «хорошего ребенка». В действительности, очень часто под словом «хороший» имеется в виду «удобный» – такой.
Консультация для родителей «Новый год и дети» Консультация для родителей «Новый год и дети» Приближается Новый год – всеми любимый праздник, праздник сказки, веселых игр, сюрпризов,.
Консультация для родителей «Новый год и дети» Приближается Новый год-любимый праздник детворы, ведь ёлка — праздник сказки, веселых игр, сюрпризов, смешных приключений. Что бы именно.
Консультация для родителей «Развиваем у детей чувство ритма» Уважаемые родители! Чем чаще вы будете играть с ребёнком в музыкальные игры, тем быстрее ребёнок будет развиваться. У него появится интерес.
Консультация для родителей «Развод и дети» Воспитание детей в неполной семье имеет свои особенности, поскольку для полноценного и гармоничного развития ребёнка ему необходимы внимание,.
Консультация для родителей «Спорт и дети» Консультация для родителей «Спорт и дети» Наверняка каждая мама и каждый папа мечтают, чтобы их ребенок вырос здоровым, счастливым и успешным.
Консультация «Воспитание чувство милосердия» Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников и чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности,.
Источник