Воспитание Чувства Прекрасного
Воспитание Чувства Прекрасного предполагает присутствие в человеке интереса
к тонкочувственным проявлениям Гармоний в ежедневной Жизни
Воспитание Чувств является основной жизненной задачей человека развивающегося
Гармоничное восприятие реальности — естественно для маленького ребёнка
Для взрослого человека — бережное отношение к чувствам своим и других характеризует
степень серьёзности отношения к Жизни
Развивая чувства восприятия Прекрасного, человек непременно украшает всю свою Жизнь:
от отношения к Вселенской Любви, к своей Душе и своим мечтам до совершенствования своих человеческих качеств
и взаимоотношений с окружающей действительностью, что выражается и в малых, и в больших его действиях
Притягательность Высших Гармоний задаёт Душе человека устремлённость осваивать следующие Ступени в Свете Истины
Поиск новых красивых сочетаний во внутреннем своём мире, во внешнем мире и в Связи Внутреннего и Внешнего
создаёт гармоническое облачение растущему сознанию
Развитие чувств — занятие самостоятельное, с самостоятельным же осознанием своей ответственности
перед каждым этапом возможностей
Интерес к обмену добрыми впечатлениями и прекрасными чувствами родственен Греющему Огню,
питаемому Силами самой Природы
Собираться у очага — давняя светлая традиция дружбы, тёплой чистосердечной взаимности,
необходимая человеку во все времена
В современном мире появилась возможность простого человеческого общения на любом расстоянии,
с помощью технических средств связи, у очага, зажигаемого в пространстве мысли, в группах по интересам
Материалы, размещаемые в группах, выполняющие культурную образовательную воспитательную функцию,
являются проявлением действий Культуры в свободном общении
Источник
Статья Когда зарождается чувство прекрасного или что такое эстетическое воспитание . Автор: Андриянова Ирина Владимировна
Автор: Андриянова Ирина Владимировна
Интересно, когда в детях зарождается чувство прекрасного?
Говоря о воспитании чувства вкуса, мы имеем в виду не сенсорное чувство, предполагающее вкусовые ощущения, а эстетическую единицу, которая включает в себя умение человека видеть прекрасное, правильно и рационально сочетать цветовые гаммы, формы, линии, пропорции.
Автор: Андриянова Ирина Владимировна
Когда зарождается чувство прекрасного или что такое эстетическое воспитание
Интересно, когда в детях зарождается чувство прекрасного ?
Говоря о воспитании чувства вкуса, мы имеем в виду не сенсорное чувство, предполагающее вкусовые ощущения, а эстетическую единицу, которая включает в себя умение человека видеть прекрасное, правильно и рационально сочетать цветовые гаммы, формы, линии, пропорции. Чувство вкуса – это не врождённое образование, его необходимо развивать буквально с пелёнок. У детей чувство вкуса отсутствует, точнее у малышей своё представление о прекрасном . Двухлетний или трехлетний малыш вряд ли восхищенно будет созерцать шедевры живописи в Эрмитаже… Эстетическое чувство в человеке не рождается вместе с ним, оно не является инстинктивным. Чувство прекрасного воспитывается и взращивается средой, в которой растет малыш.
Давайте попробуем разобраться, чем поможет ребенку умение видеть и замечать что-то красивое, возвышенное и необычное, знакомство с шедеврами мирового искусства, ощущение гармонии и восхищение миром. Самый очевидный, лежащий на поверхности вывод: развитие творческих задатков, ведь именно обостренные с детства восприятие и умение замечать красивое, необычное, позволяют людям творческим создавать что-то, Творить. Стихи писать совсем необязательно: творческий подход помогает и в повседневной жизни. Восхищение прекрасным, кроме того, дает нам энергетическое насыщение, подпитку: возможность в трудную минуту обратиться к чему-то прекрасному, почувствовать его гармонию, что помогает более стойко принять трудности. Люди, которые умеют восхищаться чем-то красивым, оптимисты и немного романтики, а эти качества нравятся людям, как женщинам, так и мужчинам, ведь они совершенно необходимы, чтобы выбраться из-под вороха бытовых проблем (или не попасть туда?).
Как ни странно эстетическое воспитание благотворно влияет на развитие речи и мышления в целом, расширяет кругозор. Педагогами-экспериментаторами было проведено исследование: детям дошкольного возраста обычного и эстетического (расположенного в Петергофе) детских садов предлагали назвать что-то хорошее и что-то нехорошее. В обычном садике дети называли: «колбаса, мультики, мама, мороженое и пр.», а дети с эстетическим воспитанием: «прекрасный, оригинальный, скульптура, изгиб, закат». Очень разный словарный запас у детей одного возраста и разные ассоциации.
Воздействие на личность ребенка начинается уже с первого года его жизни, оно должно быть целенаправленным и систематичным.
С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы, красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них чувство радости и удовольствия. Понятие «красивый» осознается ребенком очень рано. Слушая сказки или песни, рассматривая картинки, игрушки, они получают массу положительных эмоций и переживаний. Эти неосознанные импульсы в процессе эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста постепенно переходят в сознательное восприятие прекрасного. Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений.
В младенческом возрасте чувство вкуса формируется у ребёнка через окружающую его среду. Ребёнок четко видит линии и контрастные цвета. Можно сказать, что у младенцев всё происходит через восприятие. Малышей привлекает всё очень яркое и большое.
Р аннее детство – это наиболее благоприятный период для сенсорного развития и развития речи. В этом возрасте ребёнок осваивает сенсорные эталоны: формы (через знакомство с основными геометрическими фигурами), цвет, размер. Уже в этом возрасте можно показывать ребёнку различные сочетания этих эталонов.
В дошкольном возрасте очень обширный спектр средств развития чувства вкуса у ребёнка. Следует начать с воспитания культурно-гигиенических навыков. Выглядеть опрятно – это очень важный показатель чувства вкуса. Вы можете надеть на себя очень стильный костюм и самые модные туфли, но если вы не причесались, не умылись, и вытираете нос рукавом, то у окружающих сложится о вас соответствующее мнение. Формирование чувства вкуса идёт через освоение сенсорных эталонов. В этом возрасте задача усложняется – кроме основных цветов ребёнок осваивает их оттенки через смешение красок. Спрашивайте, какой цвет нравится малышу, а какой не нравится, почему? Также рассматривайте сочетания различных форм и размеров. Чтобы формировалось чувство вкуса необходимо знакомить ребёнка с произведений искусства, конечно соответственно возрасту. Очень полезно рассматривать картины, слушать классическую музыку, рассматривать произведения декоративно прикладного творчества.
Цель эстетического воспитания — научить ребенка видеть и понимать прекрасное вокруг . Но воспитание чувства прекрасного не ограничивается лишь художественно- музыкальным восприятием. Это целая система, включающая в себя отношение ребенка к общественному труду и жизни, к быту и природе.
Кроме знакомства с искусством очень важно занятие творческими видами деятельности: лепка, рисование, аппликация, конструирование. В них малыш в полной мере реализует свои возможности и чувство вкуса.
Воспитание чувства вкуса – это одна из задач, которая часто ставится перед педагогами на занятиях творческой деятельностью. При этом речь идёт не только о рисовании, но и о лепке, изготовлении поделок, создании икебан или букетов и т.д.
Отличным средством развития чувства вкуса будет игра. Можно предлагать дидактические игры на подбор цвета или формы. Примером такой игры может служить «Собери букет» или «Одень куклу».
Но основным видом игровой деятельности будет сюжетно-ролевая игра. Организуйте с ребёнком игру в «модельеров» или «магазин одежды», «магазин мебели».
Дети с удовольствие будут играть в эти игры и одновременно с этим учиться видеть грамотное сочетание цвета, формы и пропорций.
Однако об эстетическом воспитании приходится говорить лишь тогда, когда восприятие красоты связано с эмоциональной составляющей, с личным отношением и сопереживанием.
Чувства – это основа эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Важно развить в ребенке способность бескорыстно радоваться, чувствовать легкое светлое волнение от встречи с красотой и прелестью мира искусства.
От педагога потребуется немало терпения и сил, чтобы ненавязчиво привить ребенку любовь к прекрасному, пронизывающему все его существование благородными побуждениями и стремлениями.
Эмоциональный отклик и чувственное эстетическое восприятие красоты постепенно переходит на другой уровень. Это формирование собственных суждений, представлений о мире красоты.
Занятия любым творчеством — это один из приемов эстетического воспитания .
Дошкольное воспитание состоит из множества художественно-эстетических приемов. Это и придумывание повестей и рассказов, сочинение стихотворений и песен, рисование и изготовление декоративных поделок.
Ребенок воспитанный в любви к прекрасному, умеющий оценить произведение искусства по достоинству, определенно живет в более насыщенным красками и чувствами мире!
С чего начать родителям малышей ?
Начните с себя. Попробуйте отметить красоту мира. Мы нервно ждем своего автобуса или мчимся в автомобиле на работу, строя планы на день или на выходные, или на жизнь … И совсем не замечаем того, что замечали когда-то в детстве или когда были влюблены или когда никуда не спешили… Листва уже пожелтела (или только что появилась), а облака плывут так быстро, можно подумать, стадо неведомых животных, которые несутся на водопой. А трещина на стене соседнего дома очень красива – она похожа на ветку дерева…
Вам не обязательно быть искусствоведом, литератором, вдохновленным коллекционером бабочек или орденов, чтобы что-то «передать» и «привить» вашему крохе. Когда вы выходите на улицу, перед вами открывается город. Что это? Бесконечно унылый урбанистический пейзаж, мусор и пыль или архитектурные сооружения, достойные внимания, мосты и лестницы, скамейки в парках, украшенные витрины магазинов? Все зависит от вашего фокуса внимания. Приучайте малыша выбирать нужный фокус: прежде всего, видеть красивое , а не уродливое. Обращайте его внимание на архитектурные детали, цветовую гамму, скульптуры и фонтаны. Не факт, что ваш кроха станет скульптором или живописцем. Важно, что он научится жить с позитивным настроем. Ведь от самой жизни (не только от спектакля или художественной выставки) можно получать эстетическое наслаждение.
Больше всего душа ребенка откликается на природу. Старайтесь как можно чаще бывать в лесу, слушать пение птиц, плескаться в реке, наблюдать за букашками в траве, нюхать цветы и смотреть, как ветер раскачивает верхушки сосен. Природе ничего от нас не надо. Она только отдает. Мы сами знаем, как лечит уставшую душу и тело пространство, где нет машин, высотных домов и массового скопления людей. Дети близки к природе, даже городские. Попробуйте малыша вывезти в деревню или на дачу. Первым делом он начнет копаться в земле. Позвольте ему такую роскошь!
Уже с грудничкового возраста, когда у малыша формируется зрение, он цепляется взглядом за привлекательные предметы. Сделайте свой быт ярким. Хорошо, если вас окружают вещи, сделанные собственными руками: вышитая картина, связанный для крохи свитер, панно на стене. Подобные вещи всегда «живые», в них есть частичка нашей души, и она обязательно перейдет к нашим детям. Малыша не надо ничему специально учить, он все увидит сам. Главное, чтобы было что показывать. Мы сейчас не говорим о красоте-комфорте и красоте-престиже. Красота далеко не всегда и не обязательно должна стоить дорого. В некотором смысле старые игрушки нашего детства, которые переходят в наследство детям, — бесценные сокровища нашей биографии, наши живые эмоции (не в прошлом, а в настоящем). Их не заменит даже оригинал Пикассо.
С чего начинается эстетическое чувство? С восхищения, с интереса. Если восхищаемся мы, искренне и от души, наш ребенок тоже не останется равнодушным к окружающему миру. Психологи отмечают, что современное поколение детей имеет большой объем памяти, но слабо развитую эмоциональную сферу. Этому они учатся отчасти у нас, взрослых, которым некогда поднять голову и взглянуть на звезды. Красота, которая всегда рядом, остается незамеченной. Человек, утративший связь с красотой, теряется в житейском пространстве, его поглощает быт и заботы. Перед родителями стоит непростая задача — не потеряться самим и не ввести в заблуждение собственных детей. В принципе у всех детей есть природный дар — любопытство к миру. Мы можем всего лишь расставить акценты: «Видишь вот это. А вот это?» Учите вашего кроху удивляться и получать удовольствие от всего, с чем он соприкасается в жизни.
Умение видеть красоту окружающего мира помогает ребенку стать гармоничной личностью. Детям интересно все вокруг, они охотно знакомятся с новыми предметами, внимательно относятся к деталям, поэтому важно прививать им эстетический взгляд.
Умение подмечать красивое в обычных вещах в дальнейшем пригодится ребенку. Дети с эстетическим восприятием мира быстрее развиваются, учатся со вкусом одеваться, занимаются творчеством, строят красивые отношения с людьми .
Но нужно не забывать про ч увство меры … Известный детский педагог и психолог К. Д. Ушинский сказал: «От повторения чувство слабеет, и от повторения чувство усиливается. чувство, долго не вызываемое, замирает; чувство, часто вызываемое, притупляется». Он указал на невероятно тонкую грань.
Все должно быть в меру, и воспитание эстетических чувств — в том числе. Иначе это превратится в искусственное навязывание собственного опыта. Но он ведь не является единственно правильным?
Источник
Методическая разработка. Воспитание чувства прекрасного в детях с помощью изобразительного искусства.
Екатерина Репрынцева
Методическая разработка. Воспитание чувства прекрасного в детях с помощью изобразительного искусства.
Красота и доброта у ребенка появляется с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, ребенок тянется ручонками к красивой игрушке и душа его замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, он рассматривает книжки, а за тем сам на листе бумаге пытается что-то создать, изобразить только ему понятную картину. В старшем возрасте, он уже изобретателен в выборе — имеет свое собственное суждение, может удивить, восхитить и поразить умением видеть окружающий мир. Если спросить взрослого человека, что ему запомнилось с детства, он вспоминает красивую поляну, любимое дерево, игрушку, то место, где проводил больше времени, молодую маму, добрую бабушку и т. д. Такие воспоминания одухотворяют чувства, в этот момент у человека преображается голос и лицо.
Как важно, что бы восприятие красоты ребенок сохранил на всю жизнь. Ребенок должен видеть прекрасное в окружающем мире: в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, в их поступках. Поэтому многое зависит от нас, от того, кто окажется рядом с ребенком в этом сложном и многообразном мире.
Каждый ребенок с рождения обладает творческими способностями, которые находятся в скрытом состоянии и часто не всегда полностью реализуются. Поэтому мы должны создать условия, побуждающие ребенка к занятиям художественным творчеством, дать возможность для пробуждения творческих способностей. Не важно, кем будут наши дети, главное, что рисование с использованием нетрадиционных техник способствую развитию воображения, мышления. Поэтому изобразительное искусство должно иметь эмоциональную направленность, развивать способность ребенка воспринимать оттенки различных чувств и эмоций и выражать их в практической работе. Для детей становится важнейшим открытием то, что он сам может показать характер животных и состояния человека, изобразить природу так, как видит ее он доступными ему художественными средствами.
У детей дошкольного возраста не большой опыт в освоении образного языка изобразительного искусства,его нужно многому научить: наблюдать, пользоваться художественными материалами, выражать свои мысли через изобразительную деятельность. В течение года дети осваивают всевозможные виды художественно–творческой деятельности (конструктивные, изобразительные, декоративные и т. д.) и постепенно приобретают первичные навыки в работе с тушью, гуашью, восковыми и акварельными мелками, ножницами, клеем, цветной бумагой и другими материалами для творческой деятельности. Многообразие форм работы помогает детям искать себя в материале, ведь по природной расположенности кто-то из них — график, кто–то — живописец. Известно стремление маленьких художников повторять действия воспитателя. Обычно воспитатель рисует на доске, дает образцы. Многие исследователи отмечают, что подражание является естественной формой познания, особенно в дошкольном возрасте. Но для развития личности нужны не готовые алгоритмы, а условия для самостоятельного поиска.
Ребенок, наблюдая за природой, выражает свое видение происходящих в ней явлений посредством творчества. Педагог помогает ему, используя основной методический принцип – одухотворение природных явлений, он должен уметь импровизировать (очеловечивать природу). Педагог во время образовательной деятельности создает ситуацию образных сравнений, при которых раскрываются творческие возможности ребенка, его наблюдательность, фантазия, воображение. Деревья, птицы, звери,насекомые наделяются образами: маленькими, тонкими и толстыми; они разговаривают на своем языке, учатся сопереживать, радоваться и грустить, узнают добро и зло, прекрасное и безобразное, поэтому педагог преподносит каждую тему в сказочно-игровой форме. Так же ребенок учится различать любовь и ненависть, коварство и справедливость.
Способы вовлечения детей в процессы продуктивного творчества и воспитания разнообразны: игровые ситуации, сказочное повествование, погружение ребенка в ситуацию зрителя, собеседника, слушателя. Природа может выступать в качестве прекрасной волшебницы, которая создает видимый человеком мир по законам гармонии и красоты. Добрые сказочные феи Флора и Фауна во всем ей помогают.
Важной составляющей каждой образовательной деятельности является созерцание картин природы. Педагог организует процесс восприятия, сопоставляя и сравнивая образы, которые были запечатлены художниками в произведениях искусства, с реальными природными картинами (фотографии, иллюстрации, слайды). Зрительный ряд будоражит детские умы, вызывает воспоминания. С этой целью проводятся прогулки, экскурсии, походы в лес. Педагог с детьми посещают экологическую зону на территории детского сада, организуются наблюдения за различными природными явлениями; дети делают наброски, зарисовки, любуются картинами, созданными волшебницей-природой.
Опыт показывает, что красота природы вызывает восторженный отклик в детской душе. Вот наступила золотая осень. Дети с удовольствием собирают листья, рассматривают их, смотрят, как они кружатся в воздухе и плавно опускаются на землю. Педагог может предложить поиграть в игру «Найди такой же по цвету или по форме», составить из собранных листьев изображение, при этом дети фантазируют и каждый придумывает что-то свое. Так же можно предложить детям нарисовать красивые осенние листья с натуры или лес с использованием техники монотипии. Ознакомление детей с изобразительной деятельностью обогащает детское творчество, углубляет их нравственно-эстетические чувства.
Целью изобразительного искусства является формирование эмоционального отклика на красоту природы, обогащение чувственных впечатлений ребенка. Ребенок с помощью взрослых должен научиться видеть, понимать, различать формы природных объектов, явлений, чувствовать цвета, краски, оттенки окружающего мира. Необходимо знакомить детей с уникальными уголками родного края, просматривать видеофильмы, документальные сюжеты, фотографии, если есть возможность, совершать поездки и экскурсии. Необходимо обращать внимание детей на то, что красота окружает нас повсюду, только нужно научиться замечать ее и ценить.
•развивать умение созерцать природу, наслаждаться ее красотой, вглядываться, вслушиваться;
•развивать умение передавать свое состояние души через изобразительную деятельность;
•развивать эмоционально-эстетическое отношение к действительности, чувственные ассоциативные познания на красоту природы;
Чтобы добиться желаемых результатов, педагог пробует экспериментировать, искать что-то инновационное.
Правильно развивать эстетический вкус – это главная, очень ответственная и совсем нелегкая цель эстетического воспитания. Важно найти путь к тому, чтобы сделать встречу каждого ребенка с искусством интересной, увлекательной, ненавязчивой. Когда это удается, эстетическое воспитание способно давать высокие результаты, независимо от того, в каких рамках оно проводится. Через познание содержания искусства в душе ребенка формируется нравственно-эстетическая позиция, которая необходима нашему обществу. И именно детский сад должен пробудить в детях интерес к искусству, который сохранится на всю жизнь.
Консультация для педагогов по приобщению детей дошкольного возраста к музейной культуре «Живопись учит видеть» Живопись учит видеть Потребность к красоте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет.
Выступление на семинаре-практикуме: «Художественно-эстетическая и театрально-игровая деятельность детей» Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая.
Источник