- Как воспитать у ребенка чувство ответственности ? материал (3 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Формирование ответственности у подростков: советы психолога
- Елена Петрусенко
- Что такое ответственность
- Ответственность глазами подростка
- Советы по воспитанию ответственности
- 1. Не навязывайте ребёнку свои цели
- 2. Не путайте ответственность с послушанием
- 3. Не сравнивайте ни с кем подростка
- 4. Поощряйте самостоятельность
- 5. Подкрепляйте права обязанностями
- 6. Разграничивайте зоны ответственности
- 7. Готовьте подростка к трудностям
- 8. Демонстрируйте путь решения проблемы
- 9. Вводите санкции за безответственное поведение
- 10. Будьте примером
Как воспитать у ребенка чувство ответственности ?
материал (3 класс)
Материалы и оборудование: на доске расположены таблички со словами «ответственность», «дисциплинированность», «настойчивость», «самостоятельность», «личный пример», «авторитет родителей», «инициативность»; листы с заданиями для обсуждения в группах; листы для теста; информационный буклет «Советы родителям: как воспитать ответственного ребенка».
Предварительная работа: к лассный руководитель готовит листы с заданиями для обсуждения в группах, тесты.
Форма проведения: беседа с элементами тренинга.
Цели : познакомить родителей с методами воспитания у младших школьников чувства ответственности; стимулировать полноценное общение родителей друг с другом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nosachenko_litsey_64_.razgovor_s_roditelskoy_obshchestvennostyu.doc | 123 КБ |
buklet_dlya_roditeley.docx | 184.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Разговор с родительской общественностью».
Тема: «Как воспитать у ребенка чувство ответственности?»
Место проведения: МАОУ лицей № 48
Участники: родители учащихся третьего класса, классный руководитель.
Материалы и оборудование: на доске расположены таблички со словами «ответственность», «дисциплинированность», «настойчивость», «самостоятельность», «личный пример», «авторитет родителей», «инициативность»; листы с заданиями для обсуждения в группах; листы для теста; информационный буклет «Советы родителям: как воспитать ответственного ребенка».
Предварительная работа: классный руководитель готовит листы с заданиями для обсуждения в группах, тесты.
Форма проведения: беседа с элементами тренинга.
Цели: познакомить родителей с методами воспитания у младших школьников чувства ответственности; стимулировать полноценное общение родителей друг с другом.
Использованная литература: Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание. М., 1990; Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 1 — 4 классы. М., 2005.
Педагог. Уважаемые родители! Я рада сегодня встрече с вами. Каждый из нас хочет, чтобы наши дети были культурными, умными, добрыми, замечательными людьми. Я предлагаю сегодня обсудить очень важный вопрос: «Как воспитать у ребенка чувство ответственности?».
Выполнение теста «Незаконченное предложение».
Педагог. Перед вами на партах лежат чистые листочки. Предлагаю подумать и закончить предложение: «Быть ответственным — значит. ».
Родители выполняют задание.
Я вижу, что работа завершена, теперь давайте поделимся своими мыслями. Прошу по очереди прочитать ваши ответы (читаются ответы). Сейчас вы услышали мнение друг друга. А теперь я предлагаю послушать, что означает слово «ответственность» в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова: «Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них».
Ответственность — важное моральное качество личности. Как вы думаете ответственные ли Ваши дети? (ответы родителей).
Ответственным может быть тот, кто отдает полный отчет в своих действиях, кто может принять свои ошибки, кто понимает свой долг, свою обязанность в любых обстоятельствах, кто добросовестно трудится.
С чего начать воспитание ответственности? Приучать надо с детства. Человек не станет в будущем проявлять заботу о людях, если он сам в детстве не испытал ее. Это очень важно понять, прививая ребенку навыки ответственного отношения к делам и поступкам, которые он совершает. Очень важно, чтобы он ощущал себя нужным человеком, имеющим право голоса, активно участвующим в жизни семьи.
Анализ педагогических ситуаций по проблеме собрания.
Каждая группа родителей получает свою ситуацию для решения.
1 группа. 9-летний мальчик рассказывает: «У меня есть обязанность выносить мусор. Мне хочется вымыть пол или сходить в магазин за продуктами. Я предлагаю родителям свою помощь, а они говорят, что я еще маленький».
Задание: подумайте, правильно ли реагируют родители на предложение ребенка.
2 группа. В семье третьеклассницы подрастал братик, которому исполнилось 5 лет. Родители ни разу не оставляли с братом старшую дочь одну. Говорили ей, что она не сможет уследить за малышом. «Откуда вы знаете, что я могу, если вы не даете мне попробовать?» — говорила девочка. Однажды в субботу родители осмелились оставить дочь вдвоем с братишкой. По возвращении увидели, что дети радостно играли. Задание: подумайте, правы ли родители в этом случае.
После обсуждения в группах данных ситуаций родители высказывают свои мнения.
Считаете ли вы, что тема нашего собрания актуальна и полезна для вас? Подведем итог сегодняшнего разговора, составив схему (составление схемы на доске)
Педагог. Уважаемые родители, какие советы можно Вам предложить для воспитания ответственности у детей:
♦ Помните: волевые и моральные качества ребенка формируются вами. От вас зависят его нрав, вкус, ум, круг знаний, мир увлечений, навыки и привычки, сила и слабость характера.
♦ Добрые свойства передаются ребенку не нравоучениями и запретами, не угрозами и наказаниями, а жизненным примером отца и матери, их линией поведения, атмосферой семьи, теплом домашнего очага.
♦ Не забывайте: ребенок учится не только тогда, когда мы посадим его перед собой и станем разъяснять ему законы человеческой жизни. Думая, что ребенок играет и не слышит нас, мы иногда не очень щепетильно обсуждаем свои взрослые проблемы, выражаем свое отношение к ним. Дети впитывают все это, как губка.
♦ В интересах своих детей строго спрашивайте самих себя, завоевывайте право указывать, требовать, влиять.
Педагог выносит на обсуждение решение собрания.
1. Воспитывать детей на личном примере, стараться иметь в семье авторитет.
2. Обратить внимание на формирование интереса к учебе, порученному делу.
- Стремиться, чтобы дети переживали чувство ответственности за результаты своей работы перед взрослыми и друг другом.
- Воспитывать у детей милосердие и внимание к людям
Спасибо за внимание, до свидания!
Предварительный просмотр:
Как воспитать ответственного ребенка
Ответственность у ребенка начинается с родительской безусловной и безграничной любви к нему. Когда мы проявляем заботу о крохе, делаем это именно так, как нужно, а не так и тогда как нам удобно, мы показываем маленькому человечку, что для нас он бесценен, уникален, неповторим, и мы любим его, поэтому делаем для него все! Только человек, испытавший это, может бережно и внимательно относиться к другим людям.
Чтобы понять ценность и значимость других людей, а также жизни в целом, человек должен сначала почувствовать свою собственную ценность, свою важность! С этого ощущения и начинается ответственность, чувство долга, милосердие, умение сотрудничать, брать на себя какие-либо обязательства, выполняя их.
Ответственность начинается с мелочей. И игрушки, аккуратно сложенные в коробку, и тишина, когда кто-то из близких прилег отдохнуть, и забота о домашних питомцах, абсолютно все это имеет очень большое значение. Но главное, что заставляет ребенка так поступать, какая мотивация такого поведения.
Представьте, что ребёнок хочет сломать ветку. Реакция родителей: «Не нужно ломать ветку, поцарапаешься» или «Не ломай веточку, она живая, дереву будет больно». Разница в выражениях очень большая. Сразу видно, как расставлены приоритеты у родителей, они обеспечивают сиюминутную безопасность и удобство или дают представление о правильном поведении с точки зрения заботы о ближнем, о природе.
Родители должны прививать ребенку ответственность личным примером и воспитанием.
Изначально наши дети очень хотят быть послушными и хорошими, им очень важно получать нашу положительную оценку. Они очень гордятся, что им доверяют, что их мнение ценят и прислушиваются к нему. Это помогает взрастить в ребенке уверенность в себе .
Главное, давайте будем помнить, что дети — наше зеркало. Родители совершенно бессознательно передают свое ответственное отношение к своим близким, к своим детям, к своим обязанностям, и все это происходит не с помощью наград и угроз, а с помощью своего личного примера!
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар лицей № 64 имени Вадима Миронова
« Как воспитать у ребенка чувство ответственности »
«Ответственность — это понимание последствий твоих поступков и твоего бездействия в разных ситуациях».
Что нужно делать, чтобы воспитать в ребенке ответственность?
1. Ребенку необходимо ощущать свое равноправие в семье, свою значимость. Он должен знать, что близкие нуждаются в его заботе и помощи. Сначала это проявляется в его участии во взрослых занятиях семьи. «Помоги, пожалуйста, накрыть на стол», «Какие чашки поставить, как думаешь?», «Давай помоем посуду вместе». Всегда в доме найдется посильное для ребенка дело.
2. Дайте ребенку возможность выполнять порученное дело в том темпе, который ему удобен, не торопите его. А если у него что-то получается не так, то объясните ему, что он учится, растет, и умений и навыков у него с каждым днем становится больше.
3. За плохо сделанную работу (или безответственное отношение к поручению) не ругайте ребенка, постарайтесь дать ему возможность узнать на собственном опыте, к каким последствиям приводит безответственность. Не купил хлеб – вся семья ужинает без хлеба. Не поставил мокрую обувь у батареи – она не высохла, прогулка отменена.
4. Дело, которое вы поручаете ребенку, должно быть ему под силу, чтобы он осознавал, что не выполнив его, подводит других людей и сам выглядит не очень хорошо. Не берите всю ответственность на себя, жалея ребенка, когда он не справляется.
5. Пока дети привыкают к своим обязанностям, они легко забывают то, что им поручили. Нужно помочь им какими-то подсказками. Например, записка или картинка, или звонок будильника.
6. Родители иногда не догадываются, что дети могут намного больше, чем им доверяют. Если родители никогда не привлекают ребенка к обсуждению каких-то «взрослых» вопросов и все время поручают ему очень простые незначительные дела, то он может решить, что его считают еще слишком маленьким, к нему нет доверия.
7. Когда ребенок не выполнил поручение и проявил безответственное отношение к доверенному ему заданию, постарайтесь понять его, показать, как нужно делать. Ведь он еще только учится быть ответственным. Покажите ему вашу заинтересованность в его успехе, в том, чтобы у него все хорошо получалось. Продемонстрируйте веру в его силы.
8. Постарайтесь, чтобы забота вашего ребенка о себе и других была связана с позитивными эмоциями, вашей положительной оценкой. Мы часто делаем критические замечания, а к той работе, которую человек выполняет быстро и качественно относимся как к должному. Ребенка обязательно нужно хвалить за хорошие дела. Принесенный из школы рисунок, повесить на стене в рамочке, обязательно отметить, как внимателен он сегодня был с маленькой сестренкой, как бережно укачивал малышку в коляске. Обратная связь чрезвычайно важна для ребенка.
Вам трудно будет научить ребенка быть ответственным, если вы не будете обращать внимание на некоторые очень важные моменты.
Если ваши требования к ребенку завышены, ребенок не захочет выполнять поручения, или если будет знать, что он все равно выполнить их не сможет. А также если выполнение работы, порученной ребенку, требует много времени, а дети, как известно, пока они малы, не могут долго заниматься одним делом. Родители могут внести разнообразие в работу, которую поручили ребенку, или отпустить его играть, видя, что он устал, и ему уже совсем не интересно, обязательно поблагодарив за труд .
Нужно проверять и контролировать выполнение задания, но ненавязчиво. Сам ребенок не может себя контролировать , пока мал.
Не забывайте хвалить, поощрять, благодарить, награждать ребенка за выполненную работу. Обязательно отмечайте, что его помощь очень важна для вас, без его помощи вы бы не обошлись. Если даже вам пришлось что-то переделать или доделать, то желательно, чтобы ребенок этого не увидел.
Не надо думать, что ребенок не может сказать ничего умного и полезного! Часто дети дают очень мудрые советы. А если вы никогда не просите совета у своего ребенка, он будет знать, что вы считаете его маленьким, и мнение его абсолютно вам не интересно.
Источник
Формирование ответственности у подростков: советы психолога
Представляем вашему вниманию текстовый вариант одного из вебинаров для родителей, проведённых психологом «Домашней школы Фоксфорда». Обсуждались обязанности тинейджеров, связь между ответственностью и самостоятельностью, а также санкции, допустимые за проступки.
Елена Петрусенко
Психолог, специалист по работе с подростками.
Что такое ответственность
Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.
Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.
Ответственность глазами подростка
В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.
Картина мира подростка неполна, а опыт скуден, он не может в полной мере осознать глубину слова «ответственность». Ему бывает сложно проследить причинно-следственную связь между поступком или событием и последствиями.
Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.
Советы по воспитанию ответственности
С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.
1. Не навязывайте ребёнку свои цели
«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.
Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?
Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.
Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?
Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.
2. Не путайте ответственность с послушанием
Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.
Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.
Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают. Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки.
3. Не сравнивайте ни с кем подростка
Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.
У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми. И если «сын вашей подруги» уже в первом классе самостоятельно добирался до школы и делал уроки, то вовсе не обязательно, что ваш ребёнок тоже к этому готов.
Не стоит сравнивать подростка и с собой в прошлом: «Вот я в твои годы!». Это всё равно, что чемпиону по прыжкам с парашютом успокаивать того, кто впервые поднялся в небо. У вас есть опыт разрешения той или иной ситуации, а у подростка — нет.
4. Поощряйте самостоятельность
Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.
Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.
Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.
И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.
Внимание — не путайте положительное подкрепление с банальным подкупом. «Сделаешь уроки сам — получишь сто рублей». Это не только не способствует формированию ответственности в ребёнке, но и демонстрирует, как взрослый спихивает с себя неприятные задачи.
5. Подкрепляйте права обязанностями
С подростками отлично работает конструкция «Если…, то. ». Пример: если ты возьмёшь на себя ответственность за чистоту посуду после еды, то я разрешу тебе гулять до десяти.
6. Разграничивайте зоны ответственности
Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.
Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.
Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.
Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.
7. Готовьте подростка к трудностям
Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.
Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства. Так, вполне нормально поделиться с сыном или дочкой тем, что вам не нравится ваша работа, но вы не можете её сменить, так как нужно оплачивать коммунальные услуги. Эта информация даст тинейджеру представление о семейной ответственности и он вполне в силах её «переварить». Но не стоит излишне перегружать подростка подробностями. Пусть он поймёт всю неидеальность мира чуть позже.
8. Демонстрируйте путь решения проблемы
Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность.
Обязательно демонстрируйте подростку, как протекают те или иные процессы. Позволяйте ему самому что-то делать: готовить еду, чинить велосипед, заполнять документы. Не кричите, если у него не получается. Лучше спросите: «Как ты думаешь, ты справился? Могу я тебе помочь?».
9. Вводите санкции за безответственное поведение
В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.
Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.
Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то. », сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.
10. Будьте примером
Дети считывают мир через ощущения и постоянно наблюдает за родителями. Они тонко подмечают, как общаетесь и выполняете обещания именно вы. И если уж призывать подростка к ответственности, то нужно и самому её демонстрировать.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Источник