- Как развить чувство ответственности у подростка
- Ответственность: суть понятия и её виды
- Как развить у подростка чувство ответственности
- Контроль и самоконтроль
- Формирование ответственности у подростков: советы психолога
- Елена Петрусенко
- Что такое ответственность
- Ответственность глазами подростка
- Советы по воспитанию ответственности
- 1. Не навязывайте ребёнку свои цели
- 2. Не путайте ответственность с послушанием
- 3. Не сравнивайте ни с кем подростка
- 4. Поощряйте самостоятельность
- 5. Подкрепляйте права обязанностями
- 6. Разграничивайте зоны ответственности
- 7. Готовьте подростка к трудностям
- 8. Демонстрируйте путь решения проблемы
- 9. Вводите санкции за безответственное поведение
- 10. Будьте примером
- Развитие чувства ответственности у студентов в процессе обучения
- Библиографическое описание:
Как развить чувство ответственности у подростка
Как развить ответственность у подростка? Проблема волнует многих родителей, и важно понимать, что формированием у ребенка чувства ответственности необходимо заниматься с раннего возраста – это неотъемлемая часть воспитания. Решению задачи способствует личный пример взрослых.
Ответственность: суть понятия и её виды
Ответственность – это способность субъекта (не только отдельной личности, но и группы людей и даже организации) пунктуально выполнить порученное дело, взятые на себя обязательства, то есть, умение выполнять обещания. Если слова расходятся с делом, такое отношение называют безответственным.
Ответственность можно разделить на две категории. К первой относится вынужденная (социальная) ответственность – это обязательства, продиктованные нормами морали и взглядами окружающего общества. Во вторую категорию входит добровольная ответственность, которой человек руководствуется, например, при создании семьи или выборе профессии.
Как развить у подростка чувство ответственности
Необходимо, чтобы дети систематически несли дома общественную нагрузку и выполняли ряд поручений, с учетом возрастных способностей. Это позволит чувствовать себя причастными к благополучию и процветанию семьи. Важно использовать индивидуальный подход, чтобы ребенок проявлял заинтересованность:
- При постановке задач надо учитывать особенности темперамента и личные качества подростка. К примеру, если у него преобладают творческие способности, вряд ли упражнения в монотонной работе дадут качественный результат.
- Общесемейные вопросы стоит обсуждать при участии подрастающего поколения, чтобы подросток имел возможность озвучить свое мнение, и оно было бы принято во внимание.
- В бытовых вопросах у каждого члена семьи должна быть зона ответственности, за которую он отвечает перед остальными. Родители не обязаны взваливать себе на плечи все хлопоты, позволяя детям проводить время лишь за развлечениями.
С другой стороны, целесообразно, чтобы общественная нагрузка подростка была умеренной, оставляя время для личных дел и увлечений.
Контроль и самоконтроль
Показателем ответственности является способность самостоятельно справляться со своими обязанностями. Тотальный контроль и требование беспрекословного повиновения губят инициативу. Не следует контролировать каждый шаг и ежеминутно вносить поправки в процесс выполнения подростком поставленной задачи – гораздо правильнее дать поручение и принять конечный результат, разобрав все ошибки и недочеты.
С раннего возраста детей следует приучать к ответственности за принятые решения и совершенные действия. Если намусорил – убери за собой, чтобы жить в чистоте. Детское сознание должно принять тот факт, что иначе и быть не может, ведь грязь сама собой не исчезнет.
Так постепенно будет крепнуть понимание, что ряд вопросов, такие как уборка индивидуального пространства, должны решаться по собственному разумению, а не по указке свыше. Подростка не следует заставлять совершать подобные действия в приказном порядке. Можно просто обратить внимание на недочет и дождаться, когда он будет устранен самостоятельно.
Очень важно развить у подростка чувство ответственности ДО того периода, когда начнется половое созревание.
Как правило, в этом возрасте прививать подобные навыки уже поздновато, а значит, весьма сложно. К тому же, у молодых людей происходит активное гормональное развитие, что отражается на их эмоциональном фоне. Поэтому новые требования могут быть восприняты «в штыки», особенно если и без того назревает подростковый бунт.
Источник
Формирование ответственности у подростков: советы психолога
Представляем вашему вниманию текстовый вариант одного из вебинаров для родителей, проведённых психологом «Домашней школы Фоксфорда». Обсуждались обязанности тинейджеров, связь между ответственностью и самостоятельностью, а также санкции, допустимые за проступки.
Елена Петрусенко
Психолог, специалист по работе с подростками.
Что такое ответственность
Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.
Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.
Ответственность глазами подростка
В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.
Картина мира подростка неполна, а опыт скуден, он не может в полной мере осознать глубину слова «ответственность». Ему бывает сложно проследить причинно-следственную связь между поступком или событием и последствиями.
Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.
Советы по воспитанию ответственности
С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.
1. Не навязывайте ребёнку свои цели
«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.
Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?
Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.
Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?
Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.
2. Не путайте ответственность с послушанием
Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.
Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.
Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают. Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки.
3. Не сравнивайте ни с кем подростка
Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.
У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми. И если «сын вашей подруги» уже в первом классе самостоятельно добирался до школы и делал уроки, то вовсе не обязательно, что ваш ребёнок тоже к этому готов.
Не стоит сравнивать подростка и с собой в прошлом: «Вот я в твои годы!». Это всё равно, что чемпиону по прыжкам с парашютом успокаивать того, кто впервые поднялся в небо. У вас есть опыт разрешения той или иной ситуации, а у подростка — нет.
4. Поощряйте самостоятельность
Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.
Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.
Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.
И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.
Внимание — не путайте положительное подкрепление с банальным подкупом. «Сделаешь уроки сам — получишь сто рублей». Это не только не способствует формированию ответственности в ребёнке, но и демонстрирует, как взрослый спихивает с себя неприятные задачи.
5. Подкрепляйте права обязанностями
С подростками отлично работает конструкция «Если…, то. ». Пример: если ты возьмёшь на себя ответственность за чистоту посуду после еды, то я разрешу тебе гулять до десяти.
6. Разграничивайте зоны ответственности
Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.
Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.
Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.
Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.
7. Готовьте подростка к трудностям
Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.
Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства. Так, вполне нормально поделиться с сыном или дочкой тем, что вам не нравится ваша работа, но вы не можете её сменить, так как нужно оплачивать коммунальные услуги. Эта информация даст тинейджеру представление о семейной ответственности и он вполне в силах её «переварить». Но не стоит излишне перегружать подростка подробностями. Пусть он поймёт всю неидеальность мира чуть позже.
8. Демонстрируйте путь решения проблемы
Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность.
Обязательно демонстрируйте подростку, как протекают те или иные процессы. Позволяйте ему самому что-то делать: готовить еду, чинить велосипед, заполнять документы. Не кричите, если у него не получается. Лучше спросите: «Как ты думаешь, ты справился? Могу я тебе помочь?».
9. Вводите санкции за безответственное поведение
В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.
Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.
Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то. », сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.
10. Будьте примером
Дети считывают мир через ощущения и постоянно наблюдает за родителями. Они тонко подмечают, как общаетесь и выполняете обещания именно вы. И если уж призывать подростка к ответственности, то нужно и самому её демонстрировать.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Источник
Развитие чувства ответственности у студентов в процессе обучения
Дата публикации: 14.01.2015 2015-01-14
Статья просмотрена: 1177 раз
Библиографическое описание:
Ахмедова, М. Х. Развитие чувства ответственности у студентов в процессе обучения / М. Х. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 443-445. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14779/ (дата обращения: 12.10.2021).
В условиях необходимости решения человечеством в ХХI веке новых глобальных проблем (экологических, энергетических, социальных, борьбы с международным терроризмом и наркобизнесом и др.) именно высокий уровень образования рассматривается как основа свободного демократического общества и как фактор экономической и военной безопасности государства.
Сегодня «решающим фактором возможностей каждого государства, каждой нации являются знания и образованность, интеллектуальный и духовный потенциал людей» [7].
Следовательно, одной из магистральных линий в концепции политики повышения качества образования, философии качества в сфере образования является интеллектуальное воспитание обучающихся, развитие их когнитивно-творческих способностей как формы подготовки к вызовам ХХ века. В современном мире интеллектуальный потенциал любого государства — это основа технологического могущества и материального благосостояния. Во всех развитых странах интеллектуальный труд, знания и информация приносят колоссальный доход и поэтому ценятся выше всего. Вот почему перед современным обществом стоит ключевая задача — создать перспективную систему образования, способную подготовить обучающегося к жизни в новых условиях цивилизации, а именно умеющих думать и работать специалистов-аналитиков высокого класса, специалистов-генераторов новых идей во всех сферах деятельности, во всех отраслях хозяйства.
Данные установки уже заложены в Законах «Об образовании» и «Национальной программе по подготовке кадров». Главное теперь — на современном уровне реализовать эту образовательную политику.
Сегодня профессионально значимые качества личности основываются не столько на критериях объема и полноты конкретного знания, сколько на способности самостоятельно пополнять их, ставить и решать профессиональные задачи. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира, перестраивания среды под себя [8].
Известно, что в Узбекистане созданы все условия для получения всестороннего образования.
Как было отмечено в выступлении И. А. Каримова на торжественном собрании, посвящённом 18-летию Конституции Республики Узбекистан, в настоящее время капитал человека или человеческий фактор играет важную роль в развитии страны. Молодёжь, вооружённая современными знаниями, смело вступает в жизнь, демонстрируя свою способность брать на себя всю ответственность в борьбе за процветание своей родины. Неоспорима роль молодёжи, особенно, студентов высших учебных заведений в духовно-культурном развитии суверенной Республики Узбекистан.
В педагогическом процессе является целесообразным правильное воспитание разума. С этой целью необходимо постепенно ознакомить студентов с последними успехами, новостями, открытиями в области науки, техники и современных технологий. В целях развития у молодежи разума и мировоззрения, им преподаются социальные естественные знание. Сознательное усвоение студентами необходимых знаний развивает у них логическое мышление, память, внимание, сознание, способность и талант.
При организации воспитание разума разрешаются следующие задачи:
а) достижение усвоение личностью определенных научных знаний;
б) развитие способностей сознательности и таланта;
в) постепенное обогащение знаний и навыков, развитие профессиональной подготовленности;
г) проявление интересов к знанию;
д) усиление активности к познанию;
е) развитие научного мировоззрения на основе преподавания современных знаний.
Высшее образование как неотъемлемая часть образовательной системы является важным этапом в жизни каждой личности. Следовательно, целесообразная организация педагогического процесса подготовки будущих кадров предполагает не только освоение необходимых научных знаний, навыков и умений по специальности, но и развитие чувства ответственности к самому процессу их приобретения.
Несомненно, от уровня образованности студентов зависит экономический культурно–просветительский прогресс государства. В целях повышения качества обучения необходимо уделять особое внимание воспитанию духовно развитого человека, для которого такие понятия как совесть, чувство долга и ответственность всегда имеют первостепенную значимость. Развитие подобных качеств — задача весьма непростая. С психологической точки зрения подобные качества проявляются, когда личность начинает осознавать себя, контролировать свои действия и отвечать за свои поступки.
Сотрудничество педагогов и родителей в духовном воспитании молодого поколения также способствует его духовному развитию и обогащению и всегда даёт положительные результаты. Немаловажное значение при этом приобретает информированность педагогов о психологическом состоянии своих подопечных.
Как показывают результаты психологического анализа студентов, такие качества человека, как чувство ответственности, а также самоконтроль, самооценка, самокритика, воля и т. п. характеристики в период студенчества оказываются на стадии формирования, что предопределяется сложностью и некоторыми трудностями овладения ими.
В период студенчества довольно активно протекает процесс духовного роста: формируются такие качества характера, как самостоятельность, организаторские способности, стремление к цели, решительность, усердие и старательность, сообразительность, устойчивость, самооценка, ответственность и др. А также развиваются такие социально-духовные категории, как осознание цели, образа жизни, социальных и личных обязанностей, чувства любви, верности, справедливости.
Как показывают психологические исследования, на данном этапе желания и стремления растут очень интенсивно, но в силу нехватки опыта, студент в большинстве случаев не может отличить реальность от романтики, путает правду с иллюзиями, мечту с желаниями, оптимизм с решительностью. Как известно, с ростом опыта индивид четко осознает свою позицию, видит цель жизни, намечает реальные планы и постепенно учится прогнозировать свою жизнь.
Под руководством Б. Ананьева были проведены исследования по рассмотрению жизни и развития студентов по критериям пола и возраста и других нейродинамических особенностей. Результаты исследования показали, что студенческий период считается самым плодотворным для развития интеллектуальных способностей человека. Пик развития психофизиологических функций приходится на возраст 18–20 лет. По мнению Б.Ананьева, в это время проявляется перспектива интеллекта, его способность принимать сведения, запоминать и хранить их. Полученные в этот период знания и способности обеспечивают такую же динамику и в последующие годы.
Как доказывает многолетняя практика, в формировании характера и, в частности, чувства ответственности у студентов, большую роль играют полученные ими в вузе знания и навыки. Высшее образование всегда способствовало воспитанию у студентов чувства ответственности к процессу приобретения знаний. Ибо в вузах всегда внушалось, что знание — это непобедимая сила, это залог развития и процветания любой страны. В настоящее время в целях повышения эффективности высшего образования и качества знаний у будущих специалистов проводится целенаправленная государственная политика коренных реформ и совершенствования в сфере образования. Повышение интереса к обучению, а значит к приобретению новых знаний, создание настоящей деловой и дружески творческой обстановки на занятиях, требует поиска и привлечения нестандартных методов обучения.
Как известно, интерес к знаниям, следовательно, и серьёзное отношение к ним прививается детям с малых лет. Процесс познания всегда сопровождается воспитанием самостоятельности, сознательности, что способствует развитию чувства ответственности у обучающихся. Оптимально организованный процесс обучения всегда способствует перерастанию чувства ответственности в необходимость. Такое обучение, наполняя творческим и интеллектуальным потенциалом каждого участника, неизбежно даёт ожидаемые результаты: студенты стараются поддерживать дружеские отношения между собой, становятся искренними, используют нетрадиционные способы обучения (интеллектуально-творческие игры, тесты, задания), поддерживают общий интерес и стремятся применять свои навыки и умения на практике. Именно поэтому «золотой» период студенчества отличается непреодолимым стремлением овладения секретов своей специальности и осуществлением давнишней заветной мечты. Творческое, нестандартное отношение к процессу познания, обучения, что достигается посредством привлечения нестандартных игр, заданий и головоломок, требующих поиска необычных, неожиданных решений, развивает творческое мышление, которое также способствует воспитанию чувства ответственности у студентов.
Важную роль в воспитании чувства ответственности у студентов играет также семья, где каждый из них проводит свое основное время. Родителям следует уделять особое внимание своим детям на данном этапе. Формирование ответственности в студентах требует от родителей большого терпения. Легче, если сами родители смогут стать примером. Направляя своего ребенка на правильный путь, родители могут ставить перед ним обоснованные требования, найти с ним общий язык и помочь в достижении цели. Так же домашняя атмосфера вокруг обучающегося должна помогать ему в этом (необходимо создать необходимые условия и удобства для учёбы: отдельную комнату, рабочий стол, книги и др.).
Постепенно, таким образом, с детства каждому человеку внушается мысль о том, что знание — это сила, это залог светлого будущего, это ответственность перед обществом. Как говорил Абдулла Авлоний «Знание — руководящая сила, жизнь и спасение людей. Чтобы получить знания и стать просвещённым необходимо учиться у наставника».
Знания являются богатством страны. Познание является важным фактором духовного и интеллектуального обогащения и совершенствования человека, формирования чувства национальной гордости. Благодаря знаниям человек сближается с той или иной наукой, познает её законы, глубже осознает богатый опыт предков и осваивает новейшие технологии.
Познание и наука — единственный путь к просвещению. Просвещение — залог светлого будущего страны. В настоящее время в связи с возрастанием склонности к разрушению во всём мире особо возрастает роль духовности и просвещения. История неоднократно доказывала, что именно идеи просвещения, а значит, созидания всегда помогали человечеству находить выход из всяких критических ситуаций, распространяющихся по всему миру. Просвещение воспитывает чувство патриотизма у молодёжи, что является высшей степенью проявления чувства ответственности и призывает общество к созиданию и повышению благосостояния людей.
1. Авлоний А. Туркий гулистон ёхуд ахлоқ. -Ташкент.: Ўқитувчи, 1992. -160 б.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. –М.:Наука, 1977.
3. Теория педагогики. II часть. Составители: Хасанбоев Ж. Ю., Усмонбоева М. –Ташкент. 2002.
4. Толковый словарь узбекского языка. Вторая часть. –Ташкент.: «Национальная энциклопедия Узбекистана». Государственное научное издательство, 2006. -672 б.
5. Газиев Э., Рухиева Х. Проблемы психологии высшей школы. -Ташкент. 2006.
6. Гайбуллаев Н., Ёдгоров Р., Маматкулова Р., Тошмуродова К. Педагогика. Текст лекции. — Ташкент. 2002.
7. Из выступления Президента Узбекистана И.А.Каримова в мае 2003 г. на открытии Международного Вестминстерского университета.
8. Андриянова В.И. Формирование интеллектуального, творческого и духовного потенциала личности обучающейся в современных условиях. Ташкент. 2009 г.
Источник