Воспитание чувства любви к матери, близким, уважение к старшим
Вера Солдаткина
Воспитание чувства любви к матери, близким, уважение к старшим
Подготовить растущего человека к будущей жизни, вырастить в нем настоящего гражданина с присущими ему качествами нового человека, умеющего руководствоваться высокими идеалами в отношениях с близкими и окружающими людьми — задача высокая и гуманная.
И эта задача решается тем успешнее, чем раньше начинают думать над ней взрослые. В дошкольные годы, когда формируются основные черты личности, роль матери как воспитателя особенно велика. Вот, почему, мы, воспитатели, наряду с другими задачами воспитания решаем и такие, как укрепление привязанности ребенка к матери; воспитание уважения и гуманного отношения к ней, выражающихся в поведении и поступках ребенка, умении охранять её покой, оказывать ей помощь в уважении к её производственным делам. Научить ребенка с уважением относиться к близким — матери, отцу, бабушке, дедушке — значит заложить в нем зерно человечности, чувство долга и сыновней ответственности, умение жить среди людей. Ведь трудно себе представить, что плохой сын, став взрослым, может быть чутким отцом, верным другом, хорошим семьянином.
Важно, чтобы чувство любви и привязанности к матери выражалось у ребенка не только на словах, но и на деле, — это важная большого социального значения задача. Высоко ценил воспитывающее влияние личности матери на развивающегося ребенка замечательный педагог В. А. Сухомлинский.Он говорил: «От матери человек берет все самое прекрасное и самое дорогое. » Настоящим гражданином, стойким борцом за высокие идеалы становится только человек, который в годы детства и отрочества овладел высоким искусством человечности — научился быть преданным сыном, преданной дочерью своих родителей. Преданность — это безмолвная покорность, облагораживающие взаимоотношения в семье, — творение радостей для матери и отца. Почему случается, что сын или дочь вдруг перестают слушаться мать, начинают дерзить, командовать ею. Часто бывает так, что родители не замечают, что их отношения с маленьким членом семьи строятся неправильно, что ребенок растет потребителем, баловнем, проявляет эгоистические наклонности, все то, что мешает формированию в нем таких ценных свойств человеческой души, как доброта, отзывчивость, чуткость, умение считаться с интересами и возможностями семьи.
В каждой семье свой уклад жизни, свой стиль отношений. В одних семьях ребенок — объект забот и внимания родителей. В других — ребенку прививают заботливость, умение проявлять внимание к старшим. С малого возраста растущий человек должен ощущать, что он не только объект внимания близких, но и сам должен проявлять внимание к ним. Например. «Сережина мама уехала в командировку. Мальчик рассказал,что они с папой решили порадовать маму: выкрасили окна, двери, балкон, а к её приезду убрали квартиру, приготовили вкусный обед, встретили маму цветами, когда мама приходит после работы позже обычного, её ждет уже разогретый ужин. А заботливое давай вместе! — то и дело слышишь от сына. Так он поступает по примеру отца. Отец должен сказать сыну «Мы с тобой мужчины и все самое трудное в доме наша обязанность. Заботу о маме ты должен проявлять и в том, чтобы она не ухаживала за тобой. Ведь у нее и так много дел. Усвоив эти истины, Сережа всегда сам складывает свои игрушки, чинит книги, помогает убрать комнату, накрывать на стол и многое другое. «Не хочу — но надо». Эта истина усваивается благодаря приобщению растущего человека к общественным делам. Требовательность к ребенку в семье способствует развитию в нем заботы и внимания к близким. Как много существует доказательств того, что заласканные, изнеженные дети вырастают эгоистичные, самоуверенные, чёрствые к окружающим. Но и суровые, жестокие методы, принятые родителями по отношению к ребенку не менее пагубны. Единственный вывод, который сам собой напрашивается из подобных общеизвестных факторов, может быть лишь таким — необходима мера и в любви и в строгости. То, как родители обращаются друг с другом, со своими родителями и другими членами семьи, определяет и формы их поведения по отношению к дошкольнику. В атмосфере доброжелательности и заботы, предупредительности и в тоже время требовательности во всем, там не будет грубого отношения с детьми. А где вымещают на членах семьи свое плохое настроение, где юмор заменяется высмеиванием и злорадством, там скупы на ласку к ребенку и щедры на наказания. Можно щедро дарить ласку и любовь, не боясь испортить его этим, если в семье вообще принято проявлять тепло друг к другу. Отношение отца к матери, к близким людям служит моделью для малыша и стимулирует его к проявлению своей любви, к родным.
Наиболее значимым показателем характера взаимоотношений в семье является обращение с пожилыми родителями — бабушками и дедушками. Некорректность к ним усваивается ребенком как норма. Например. Если бабушку или дедушку не приглашают к столу, когда приходят гости, разговаривают с ними снисходительно, с раздражением воспринимают какие-то их привычки, то и дети не проявляют к ним ни должного уважения, ни тепла. Внимание и уважение взрослых к своим родным вызывает такое же отношение у детей. При этом способом проявления ласки и предупредительности к пожилым людям, детей нужно учить.В одних случаях — собственным примером: если мать и отец всегда поддерживают бабушку под руку на улице, то и ребенок предлагает свою ручонку, как опору. В других — приобщением малыша к тем или иным проявлениям внимания к старикам (подарок ко дню рождения, удобное место у телевизора; отложи этот кусочек для дедушки, или укрой бабушку пледом). Вместе с этими или подобными методами и поступками, ребенок приобретает ценнейшие умения быть заботливыми о других. Тепло и ласка, воспринимаемые у детей делают их добрыми, отзывчивыми, ласковыми. Доброжелательность для них проявляется естественным отношением к миру. Большое место в воспитании занимает единство требований. Всем хорошо известно, что в тех случаях, когда отец говорит одно, а мать другое, когда родители строго запрещают что-либо малышу, а дедушка (по секрету от них) решает, то добра не жди. Малыш привыкает лавировать, играть на «слабых струнах» взрослых, у него не складывается никакого отчетливого понимания, что такое хорошо, а что такое плохо, напротив,в нем постепенно крепнет убеждение: надо просто знать, кому что говорить, у кого что просить, на кого «ориентироваться». Не забывайте, что дети очень чувствительны к личному примеру родителей. Разговорами и разъяснениями самого благородного содержания вы не добьетесь многого, если ваше поведение повседневное не подкрепляет ваши наставления. Легко увидишь, как перенимают дети характерные движения отца или матери, как появляются в их речи слова и обороты, свойственные старшим. Иногда родители жалуются на то, что никак не могут приучить дочку или сына к собранности, аккуратности. Взгляните критически на себя со стороны. Собраны ли вы дома? Ведь дети не знают, какими замечательными работниками являются их родители на работе, но, то, что дома нет порядка они видят во всём. Вещи не месте, начатые дела не доводятся до конца, ничего не делается вовремя. Почему так важен личный пример родителей? Психологи говорят, что всякое поучение ребёнка должно сопровождаться «положительным эмоциональным сдвигом» — только тогда оно ляжет в характере прочно.Иными словами: малыш легко усваивает хорошее, если при этом испытывает радость. Как же создать » положительный эмоциональный сдвиг»? Конечно, важную роль может сыграть любовь и внимание взрослых, одобрение ими поведения малыша. Но наибольшее удовлетворение ребёнок испытывает, когда он будет учиться трудиться у вас, подражая вам, оттого что рядом с вами, вместе с вами. Общение с взрослыми самый мощным источник радостных переживаний. Вот почему живой пример, который вы являете ему своим трудолюбием или доброжелательностью, не может не запасть ему в душу. Наверное,иногда полезно спросит себя: что я представляю собой в глазах ребёнка, кого он видит во мне?
Правильное отношение с ребёнком легче строить, если мы умеем видеть в нём человека.А это значит: считаться с ним как с личностью, относиться серьёзно к его увлечениям, играм. Принято говорить, наши дети подражают нам. И с этим нельзя не согласиться. Ибо всё доброе, что мы увидим в них — это наша заслуга. Всё отрицательное в детях, к сожалению, тоже от нас.
Дети обычно много рассказывают воспитателям о семье: папе, маме, сестрах и братьях, бабушках и дедушках. После выходных дней рассказывают, чем занимались дома, что делала мама, папа, куда ездили.
Родители не могут сказать, что в детском саду мы не воспитываем у детей любовь и уважение к старшим. К 23 февраля и 8 марта были проведены беседы о папах и мамах, сделаны своими руками подарки. Прочитано немало произведений, в которых воспитывается уважение к старшим.
Вечером, когда ребёнок слишком медленно одевается, отвлекается, а его ждёт папа или мама постоянно напоминаем. «Поторопись, видишь, мама с работы, она устала. Ты недавно покушала, а мама хочет кушать».
Однако какую бы работу мы не проводили в детском саду с детьми по воспитанию уважения и любви к родителям и близким, решающее слово тут за самими родителями, очень много значит, их умение стоить отношения ребёнком на разумной требовательности к нему.
Консультация «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери» Автор: Кокина Галина Владимировна Организация: МБДОУ детский сад №65 Населенный пункт: Нижегородская область, город Нижний Новгород. Правильное.
Духовно-нравственное воспитание. Все начинается с любви Статья о духовно-нравственном развитии детей через интеграцию всех видов художественно-эстетического развития детей. В дошкольном учреждении.
Формирование чувства патриотизма, любви к родному городу Чувства патриотизма: любовь к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться не её благо, беречь и умножать богатства.
Формировать представления детей о культуре поведения, воспитывать любовь и уважение к близким, к друг другу, к старшим О хороших манерах и этикете. В современном российском обществе, происходит переоценка многих явлений, среди которых не последнее место.
Консультация «Изобразительная деятельность детей как средство формирования чувства любви к родному краю» Г. А. Ашмарина — воспитатель высшей категории МАДОУ ЦРР ДС № 478 г. Челябинска В течение нескольких лет коллектив нашего дошкольного учреждения.
Памятка для родителей «Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине» Одним из главных направлений в воспитании детей, я считаю, воспитание чувства патриотизма, любви к своей семье, Родине. В старину, любовь.
Статья «Воспитание чувства милосердия» Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников и чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности,.
Консультация «Воспитание любви и уважения к матери!» Научить ребенка с уважением относиться к близким — матери, отцу, бабушке, дедушке — значит заложить в нем зерно человечности, чувства.
Консультация «Воспитание любви к природе» Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью. Ребенку кажется,.
Воспитание любви к родной природе в семье «Семья – это та самая среда, в которой человек учиться, и сам творит добро» говорил В. А. Сухомлинский. Семье принадлежит ведущее место в.
Источник
Задачи: воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям, гордости за свою семью
Главная > Классный час
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Классный час « Моя семья»
воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям, гордости за свою
развитие интереса к истории своей семьи;
творческих способностей учащихся;
углубление представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых
традиций, объединяющих родных и близких;
сплочение классного коллектива;
коллектива учащихся и родителей; сплочение семей.
-рисунки детей «Генеалогические деревья семей»,
-фотовыставка « Загляните в семейный альбом»,
-выставка рисунков «Моя семья»,
-маленькие солнышки на каждого ученика,
-музыкальное сопровождение: песня: «Дорога добра», красивая инструментальная музыка для минутки тишины,
-презентация « Моя семья».
I . Круг дружбы. Слайд 1.
Встаньте, поприветствуйте друг друга.
-Доброе утро людям и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
II . Беседа о семье.
-Сегодня мы встретились с вами, ребята, чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека – семье. Мы все долго и старательно готовились к этому празднику, мы много узнали нового и интересного и сегодня нам есть, чем поделиться друг с другом.
Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймет, и утешит?
Конечно, ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди – семья.
Ученик. Семья – это счастье, любовь и удача. Слайд 2.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней заботы.
Какое счастье, ребята, что есть родительский дом – начало всех начал, в жизни каждого «надежный причал».
Дом, как известно
Всем давно, это не стены, не окно
Даже не стул за столом, это не дом.
Куда готов ты возвращаться
Дом – это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом –
Пусть у каждого будет свой дом,
Чтобы знал он в минуту ненастья –
Ожидает в его доме том
Верность, радость и счастье.
Если в доме прописан уют,
Значит, будут там дети и внуки.
Потому что уют создают
Благородные женские руки.
Человек устает от дорог
И поэтому снова и снова
Он приходит на милый порог
Милого отчего дома.
-А кто нас в доме окружает?
-Как вы понимаете, что такое семья?
-Конечно же родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья. Самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на жизнь.
Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – они выслушают, помогут, успокоят, дадут совет, защитят!
Ученик. Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец.
А мама ближе всех, родней.
III . Семейные традиции.
Но все семьи разные. Отличаются они своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Знаете ли вы, ребята, что такое традиция?
Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
Посмотрите на этот слайд. О какой традиции он говорит?
Издавна одной из традицией в русской семье была традиция – знать своих предков, составлять родословную.
Обратимся к слову « род». Что оно означает?
-Род – это ряд поколений, происходящих от одного корня.
-Все члены семьи связаны родственными отношениями, т.е. являются Слайд 3. родственниками. И называются они близкие родственники. К близким родственникам относятся также бабушки и дедушки.
Есть еще понятие « дальние родственники». Кто же относится к дальним родственникам?
-Дяди, тети, двоюродные братья, сестры, прабабушки, прадедушки.
-Кого мы называем тетей, дядей…? Объясните.
-Наука, занимающаяся родословием, называется генеалогией. Слайд 4
Чтобы более наглядно было видно всю родословную семьи, т. е. поколения данной семьи, составляем генеалогическое древо семьи. Слайд 5
Ученик. Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
— Давайте послушаем, что же вы можете рассказать о своих родственниках?
— Сколько поколений в твоем роду?
— Что вам было особенно интересным при составлении своих родословных?
— Спрашивать, узнавать от своих родственников что-то новое.
— У кого- то до этого уже была составлена родословная, например, вашими родителями?
— Мой совет. Храните это для своих будущих детей. Для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. И может быть, в вашей семье зародится эта хорошая семейная традиция.
Одной из традиций было также то, что люди гордились своими знаменитыми предками.
219 ныне здравствующих потомков Пушкинских гордятся своим великим предком А.С. Пушкиным.
И пусть ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а были просто хорошими людьми. Кем бы вы могли гордиться в своей семье? О своих родных вы писали в сочинениях и теперь поделитесь с нами вашими мыслями.
2. — А кого из вас, ребята, назвали в честь родственников? Поднимите руку. В некоторых семьях существует обычай: называть, например, мальчиков в честь деда,а девочек – в честь бабушки. В честь кого вы носите имена?
V . Семейные традиции (продолжение).
3. — Обратите внимание на стенд «Загляните в семейный альбом». С какой традицией он связан?
— С традицией собирать и хранить семейные фотографии.
— В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. Здесь на нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов.
Давайте попросим рассказать и показать, кто представлен на выставке…
4. – Можно хранить не только фотографии, но и вещи. Что эта за традиция?
— К семейным традициям относится и хранение реликвий.
— Что такое реликвии?
Ответы детей. Реликвии – это предметы, особо чтимые и хранимые, как память о прошлом.
— Реликвия – это вещь, свято хранимая.
— В некоторых семьях хранят вещи, принадлежавших родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.
5. — Посмотрите на этот слайд. О какой традиции вам говорит этот слайд?
— Какой отдых любят в вашей семье? Где вы отдыхаете все вместе?
— А какие праздники вы отмечаете вместе с семьей?
— День рождения, 23 февраля, 8 марта, Новый год, крестины, Масленица, Свадьба…
6. — А этот слайд о какой традиции говорит? Посмотрите на фотографию.
— Как вы делаете уборку квартиры по субботам?
— Прочитайте пословицу, объясните.
— Дружно – не грузно.
7. — Еще какие вы традиции знаете?
Гостеприимство, угощение – это еще одна традиция.
Кулинарные традиции на Руси были не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, рыба, дичь. Из ягод – клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков – квас. Идет время – меняются вкусы. Традиционными становятся другие блюда.
— Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье.
8. — О какой традиции говорят эти фотографии?
Самой важной традицией в семье должна стать забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. И это так прекрасно. Когда рядом есть родные люди, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации.
— Кто должен в семье проявлять заботу?
— Родители о детях и дети о родителях, о бабушках и дедушках. Как вы можете проявить заботу? Кто из вас что делает?
— Как вы заботитесь о престарелых родственниках?
VI . Работа с пословицами о семье.
О семье написано много произведений, рассказов, стихотворений. Но самыми краткими и яркими являются маленькие пословицы.
Я предлагаю вам сейчас объяснить смысл нескольких из них.
( Открывается по одной пословице на слайдах). Слайд 6
Доброе семя – добрый всход. Объясните. Открывается стихотворение.
Дети читают стихотворение на слайде.
Семя добрый всход дает,
Если на добре растет.
Если добрая семья,
Если ты живешь, любя,
Скоро из тебя взойдет
Добрый и чудесный всход!
В родной семье и каша гуще. Объясните. Открывается стихотворение. Слайд 7
Дети читают стихотворение на слайде.
Побывал в домах я многих:
Много разного видал,
Кашу всякую едал.
Но в семье родимой нашей
Самая густая каша.
Дома близкие мои
Варят кашу из любви.
В своей семье и сам большой. Объясните. Открывается стихотворение. Слайд 8
Дети читают стихотворение на слайде.
В своей семье любой велик,
И каждый к этому привык.
Здесь почитают не за знанья,
Здесь окружают пониманием.
Пусть даже ты не преуспел,
В глазах родных – ты все сумел,
Ты сделал все, что только мог,
Здесь не услышишь ты упрек.
— А вот эти пословицы нужно вспомнить и досказать до конца. Соедините начало и конец пословиц.
Не красна изба углами… тем и рады.
В гостях хорошо… когда в семье лад.
Не нужен клад… так и нужды нет.
В семье любовь да совет… а дома лучше.
Чем богаты… красна пирогами.
Стрелочками соединяются начало и конец пословиц.
VII . Беседа о календарных праздниках.
— А знаете ли вы календарные праздники, связанные с семьей?
— 1 октября – день пожилого человека, 25 ноября – день матери, 23 февраля – день Защитника Отечества ( поздравляем дедушек, пап, братьев, дядей), 8 марта – Международный Женский день, 15 мая – Международный день семьи.
Семья – это тот родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь. Так будьте добрее и внимательны к своим близким!
VIII . Минутки тишины. Слайд 10
— Говорят, что когда в семье живет любовь и дружба, у всех, кто в ней живет, в сердце расцветают цветы. Хотите почувствовать, как они расцветают? Послушайте меня внимательно. Для этого нужно сесть удобно и сидеть тихо, тихо. И тогда случится чудо. Прислушайтесь к стуку своего сердца. В нем растет бутон цветка. От света и тепла бутон раскрывает свои лепестки один за другим. Он чудесный, нежный и ароматный. Посмотрите на него.
( включается красивая инструментальная музыка).
I Х. Беседа о классе, как о семье. Слайд 11
— Наш класс – тоже семья. Мы много времени проводим вместе. Вместе живем школьной жизнью, выполняем классные и школьные поручения, вместе готовимся к мероприятиям, вместе помогаем друг другу в трудную минуту. И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из нас. И если что-то у нас не получается, то мы вместе огорчаемся, как и в ваших семьях. Так и мы стараемся поддержать друг друга. Помочь друг другу. Ну а если у нас что-то получается, мы радуемся этому вместе.
А другие классы – это тоже семьи. Все классы образуют целую школу. Вот у нас, оказывается, какая огромная семья. И если все будут стараться помогать друг другу и не только в своем классе, но и ученикам других классов, переживать за успехи и неудачи каждого ученика школы, то это будет действительно – очень большая и дружная семья. И главное настоящая.
Х. Исполнение песни «Дорога добра».
Я желаю вам, чтобы вы всегда шли за Солнцем следом по дороге добра.
Ученики поют песню. (Клип этой песни )
Х I . Круг «От сердца к сердцу».
Дети встают в круг.
— Вы сегодня нашли на занятии пусть маленькое, но солнце своей семьи. Зачитайте, какие пожелания вы записали своим семьям.
Х II . Пожелание здоровья. Слайд12
— Спасибо вам, ребята, за ваше участие в нашем празднике.
Пусть беда и горе обходят ваш дом стороной. Доброго здоровья желаю вам и всем вашим родным!
Источник