Воспитание чувства гордости за свою родину российский народ

Формирование патриотического сознания, чувства любви к Родине — основа воспитания гражданина.
статья

Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей и молодежи ценностные ориентации, нормы поведения гражданина и патриота России. Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность.

Сегодня проблема воспитания выдвинулась на первый план, и именно проблема патриотического воспитания. Поставлена задача разработать систему в работе школы по воспитанию подрастающего поколения. Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом

Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать её историю, традиции, строить гуманные отношения с учителями и одноклассниками, активно участвовать во всех школьных делах.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_patrioticheskogo_soznaniya.docx 25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование патриотического сознания, чувства любви к Родине –

основа восп и тания гражданина.

« Воспитание — великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но приобретают ещё большую значимость в современном обществе. Многое из окружающей действительности мы изменить не можем, но в силах так воспитать своих учеников, чтобы они были готовы противостоять жизненным проблемам, выбрать для себя истинные ценности.

Проблема патриотического воспитания в современных условиях как составная часть процесса социальной адаптации и становления личности, требует новых подходов к её решению. События последнего времени подтверждают, что постепенная утрата духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства подростков: получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству в целом.

Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей и молодежи ценностные ориентации, нормы поведения гражданина и патриота России. Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность.

Слово «патриотизм» означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество, и поэтому оно не наследуется, а формируется.

Если в гражданском воспитании одной из задач является формирование чувства уважения к государству и гражданам, то патриотизм соотносится с чувством любви к Родине и её народу, принадлежности, причастности к ее прошлому, её культурному наследию. Задача воспитать в человеке любовь к Родине ставилась во все времена, и начинать работу над воспитанием патриотизма , как важнейшего духовного состояния личности, надо уже с дошкольного возраста и продолжать её в школе, учитывая возрастные особенности детей и характер изучаемого материала.

Сегодня проблема воспитания выдвинулась на первый план, и именно проблема патриотического воспитания. Поставлена задача разработать систему в работе школы по воспитанию подрастающего поколения. Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом

Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать её историю, традиции, строить гуманные отношения с учителями и одноклассниками, активно участвовать во всех школьных делах.

Процесс патриотического воспитания в специальной коррекционной школе не лёгкий, и его результат не так ощутим, как в массовой школе, так как осложняется рядом психофизических особенностей, присущих детям с ОВЗ. Таким детям нужно больше времени, чтобы усвоить нормы и правила поведения в обществе, усвоить такие понятия как любовь к родному дому, семье, школе, Родине.

Сегодня в системе образования РФ существуют разные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся.

  • Духовно-нравственное , которое предполагает осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни.
  • Историко-краеведческое , направленное на познание историко-культурных корней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
  • Гражданско-патриотическое . воздействующее через систему мероприятий на формирование правовой культуры, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
  • Спортивно-патриотическое – направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужественности.
  • Экологическое воспитание – направлено на формирование у воспитанников чувства гордости за родную природу, за чистоту и красоту родного края, а также нравственной оценки таких понятий как экологическая ответственность и экологическая культура.

Педагоги нашей школы используют эти направления в своей работе, успешно решают вопросы обучения и воспитания школьников, как граждан, патриотов своей Родины через уроки, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования и т. д.

Учащиеся имеют возможность свое свободное время не просто «проживать», а заниматься полезным для себя делом: заниматься в различных секциях и кружках школы, дворцах детского творчества, в школьных творческих объединениях. Тем более, что в нашей школе для этого созданы все необходимые условия. Большую роль в работе нравственно-патриотической направленности играют уже сложившиеся в нашей школе многолетние традиции:

  • проведение информационно-образовательных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и с участниками блокады Ленинграда, с сотрудниками Музея боевой и трудовой славы г. Саратова, которые представили вниманию наших воспитанников планшетную выставку «Достойны звания Героя», посвящённую героям – саратовцам, которые внесли свой вклад в общую победу в Великой Отечественной войне, а также информацию об истории нашей школы в годы Великой Отечественной войны;
  • ежегодные поздравления и выступления наших воспитанников с концертами перед ветеранами войны и труда в Доме престарелых;
  • сбор материалов о судьбе своих предков, родственников — участников ВОВ, знакомство с семейными реликвиями, составление генеалогического древа семьи (в рамках общешкольного проекта «Моя семья»);
  • празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов и презентаций в библиотеке и по классам; месячников «Я — гражданин России» ( были организованы циклы бесед, просмотры презентаций, выпуск стенгазет, где ребятам рассказывали о государственной символике России, о главном Законе РФ — Конституции, о правах и обязанностях граждан, а также о символике городов Саратова и Энгельса);

-проведение мероприятий и спортивных соревнований, посвящённых великим праздникам (школьные концерты и спортивные соревнования, посвящённые Дню Защитника Отечества);

  • посещение краеведческих музеев, театров, храмов Энгельса и Саратова, где ребята знакомятся с историей нашего края, с его природными особенностями;
  • экскурсии на различные предприятия города;
  • знакомства с памятниками края, историческими названиями улиц нашего города:
  • изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и праздников народов Поволжья;
  • работа школьного факультатива по патриотическому воспитанию «Мой дом — Россия;

— изучение обычаев, традиций, праздников своего народа (например, при проведении общешкольных праздников «Широкая Масленица», «Рождественские встречи»);

  • уроки истории, литературы, обществознания, православия;
  • часы речевого общения, где изучаются темы: «Наша Родина» и «Мой родной край»;
  • проведение мероприятий и акций по экологическому воспитанию: «Береги планету Земля» (участие воспитанников в конкурсах рисунков «Портрет Волги», в фестивале «Экологический калейдоскоп», проходящем в рамках областного проекта «Тропа доброты», посвященного Международному Дню Земли , участие в экологических акциях «Сделаем наш мир чище»);
  • изучение правил поведения в школе и общественных местах;
  • школьный лекторий в форме информационно-образовательных часов (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками) и т.д.
  • работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
  • проведение общешкольного конкурса «Лучший класс года»;

-встречи со студентами саратовских вузов, со слышащими сверстниками школ города, со знаменитыми спортсменами нашего города, с работниками Центральной библиотеки;

  • выступления наших творческих коллективов на концертных площадках Энгельса, Саратова и других городов России.

Участие наших ребят в таких коллективных мероприятиях способствует формированию у них социального опыта общения с разными людьми, усвоению ими ценностей, установок и норм поведения, характерных для данного общества.

В рамках подготовки к празднованию 75-ой годовщины Великой Победы в школе проводится цикл мероприятий, посвящённых этой дате: марафоны знаний об истории Великой Отечественной войны, викторины и классные часы, встречи с ветеранами и участниками локальных войн, членами общественных организаций «Боевое братство» и «Часовые Родины», с героями , пережившими блокаду и освобождавшим Ленинград. На встрече с ребятами председатель секции блокадников Ленинграда при областном и Энгельсском советах ветеранов Клеймёнова А.М. рассказала о жизни в блокадном городе.

В школе начала работу комната «Боевой славы», где представлены материалы об истории Великой Отечественной войны.

Воспитанники нашей школы посетили Краеведческий музей, где была представлена большая экспозиция «В небе фронтовом», посвящённая «Ночным ведьмам» — женским авиаполкам, которые базировались во времена Великой Отечественной войны в городе Энгельсе Саратовской области и наносили удары по немецким войскам. Многие лётчицы были отмечены орденами и медалями, а одной из них присвоено звание Героя Советского Союза.

Таким образом, патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, учреждения социальной защиты населения.

Процесс реализации школьной программы по патриотическому воспитанию должен превратить школу в духовный центр окружающего социального пространства, сохранить и распространить «культуру и исторические традиции» малой родины и при этом дать учащимся образование, позволяющее детям реализовать себя в жизни, способствовать формированию каждого ребенка в достойного человека – гражданина, семьянина , труженика .

Источник

«ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ГОРДОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ ЗА ДОСТОЯНИЯ В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»
статья по музыке на тему

Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности приобретает особое значение.

Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Соответственно, должны претерпеть и способы, средства и методы обучения и воспитания детей.

Нужны новые формы работы, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта.

Для формирования человеческой личности важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым образом жизни. В отличие от морали (норм, вырабатываемых обществом), нравственность, патриотизм -это приобретение личности, то есть осознанная свобода выбора и ответственность.

Патриотизм — чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

Скачать:

Вложение Размер
«ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ГОРДОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ ЗА ДОСТОЯНИЯ В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ» 19.4 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

МБУДО «ДМШ №19» г. Казань

Преподаватель высшей квалификационной категории

«ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ГОРДОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ ЗА ДОСТОЯНИЯ В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности приобретает особое значение.

Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Соответственно, должны претерпеть и способы, средства и методы обучения и воспитания детей.

Нужны новые формы работы, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта.

Для формирования человеческой личности важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым образом жизни. В отличие от морали (норм, вырабатываемых обществом), нравственность, патриотизм -это приобретение личности, то есть осознанная свобода выбора и ответственность.

Патриотизм — чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

Духовный и творческий патриотизм нужно прививать с раннего детства. Но подобно хоть какому другому чувству, патриотизм обретается без помощи других и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Конкретно пробудить, а не привязать, так как в базе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Родная культура, как отец и мать, обязана стать неотъемлемой частью души дитя, началом, порождающей личность.

Сейчас к нам равномерно возвращается государственная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, народному творчеству, в которых люд оставил самое ценное из собственных культурных достижений.

Россия XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания учащихся средствами народного музыкального творчества — повернуться лицом к народной музыке. Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании школьников. Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора

Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования любви к Родине являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Материализм продолжает все больше довлеть над обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что приводит к жизненным противоречиям. Отсюда — острая необходимость в воспитании патриотизма школьников на музыкальных занятиях, которое на основе отечественных произведений будет воспитывать в молодом поколении такие качества, как: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

В воспитательно-образовательной работе по музыкальному воспитанию предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, посещение выставок, музеев, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.

Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из чистого родника, ребенок познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком.

Последовательное ознакомление учащихся с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость своего народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.

Республика Татарстан- является одним из самых многонациональных регионов Российской Федерации. Современный национальный состав жителей республики, складывался в течении нескольких веков.

Сегодня становится очевидным, что в условиях многонационального Государства, важнейшим стабилизирующим фактором является национальная культура. Именно она выступает предметом межнационального общения, т.к. каждый народ имеет неотъемлемое право на сохранение и развитие своей национальной культур. Национальная культура несёт в себе огромный педагогический потенциал, который ещё не в полной мере реализуется в учебно-воспитательном процессе школ и, в первую очередь, в формировании личности учащихся.

Задача формирования национальной культуры должна ставиться не только в национальных, но и во всех школах, ибо образование является важнейшим фактором возрождения родного языка, культуры, традиций народов. Важным условием в решении данной проблемы мы считаем уровень сформированности национальной культуры, т.к. формирование национальной культуры -важнейшая задача общества.

Формировать национальную культуру учащихся означает: вооружать их научными знаниями о национальной культуре; развивать у них политические, правовые, философские и эстетические взгляды; воспитывать лучшие моральные качества, присущие национальному характеру данного этноса. От уровня усвоения содержания национальной культуры учащимися зависит и регулирование личностью своего поведения. И отношения к культуре, традициям другого народа, взаимоотношения с людьми другой национальности. Нельзя познать чужую культуру, отказавшись от своей собственной. Нельзя полюбить свою культуру, не познав её.

В связи с этим, я хочу сказать несколько слов о роли национального репертуара. Роль национального репертуара, как и всего изучаемого учащимися репертуара, многофункциональна. С одной стороны, национальная музыка выполняет воспитательную функцию формирования у молодого музыканта любви и уважения к художественному наследию родного народа. С другой стороны, систематическое, последовательное обращение к национальному репертуару, имеющему тесную связь с фольклором, преследует цель развития художественного вкуса. Третья сторона- решение сугубо профессиональных проблем- формирование многочисленных умений и навыков, связанных с интонационно-ладовым, ритмическим, фактурным своеобразием татарской музыки. Национальная музыка является также дидактическим материалом, способным активизировать интерес юных пианистов к занятиям. Для юных музыкантов коренной национальности родная музыка привлекательна своей доступностью, неповторимой красотой пентатонических мелодий, изяществом орнаментики, красочностью гармонического языка. Для пианистов иных национальностей встреча с татарской музыкой интересна своей новизной, своеобразием.

Р. Шуман в «Жизненных правилах для музыкантов» призывал молодежь: «Прислушайся внимательно ко всем народным песням; это целая сокровищница прекраснейших мелодий. Они откроют тебе глаза на характер различных народов». Национальная музыка как часть многоцветной мозаики современного звучащего мира помогает воспитанию молодёжи в духе толерантности, уважения к музыкальному наследию разных народов.

Известно, что нельзя воспитать настоящего патриота без любви к Отечеству, к своей малой родине. Родным становится то, что ты знаешь, любишь, во что человек вложил частичку своей души. С целью воспитания любви к Родине мы проводим тематические концерты, классные вечера, посвященные композиторам, поэтам, писателям Татарстана; а также участникам и героям ВОВ. В этом году были проведены такие тематические концерты: «105 лет со дня рождения Н.Г.Жиганова», «Композиторы Татарстана –детям», «Мусса Джалиль и музыка», «Музыка и поэзия Габдуллы Тукая» «Курбан байрам», «Науруз».

В апреле планируется концерт «Герои татарских сказок». В мае планируется концерт «По страницам памяти», посвященный участникам и героям ВОВ.

Проводимая работа, с малых лет приучает детей любить родной край, школу, отчий дом, и всю нашу большую страну.

Источник

Читайте также:  Эмоциональное состояние алкогольного опьянения
Оцените статью