Воспитание чувств средствами искусства

Искусство как мощное средство воспитания чувств ребёнка-дошкольника

Наталья Поднекс
Искусство как мощное средство воспитания чувств ребёнка-дошкольника

Аннотация: эстетическое воспитание детей надо начинать с раннего возраста. Очень важно приобщение ребёнка ко всем видам искусства: музыке, театру, живописи, декоративно- прикладному искусству и т. д., А также к красоте во всех её проявлениях.

Как пробудить творческие возможности детей, сформировать у них восприятие прекрасного советует автор этой статьи, которая адресуется родителям и воспитателям детских садов.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, красота природы, произведения искусства, духовное развитие.

Что такое искусство? Зачем оно человеку? На первый вопрос, кажется, ответить более- менее просто. Например, если открыть энциклопедический словарь, то там искусство определяется как художественное творчество в целом. Это литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно- прикладное искусство, а также музыка, кино, театр и другие разновидности человеческой деятельности, которые отражают окружающую действительность в художественных образах.

Искусство — это определённый способ передачи информации, оно является летописцем и бытописателем своей эпохи. По художественным произведениям мы узнаём о значимых событиях прошлого, а также о том, как люди жили раньше, какую носили одежду, какими предметами пользовались, чем увлекались, о чём думали. «Искусство можно назвать и способом общения людей. Ведь в подлинном произведении всегда заключены мысли и чувства его творца«(2, стр. 5)

Но самое главная роль искусства — это воспитание в человеке чувства прекрасного, его культуры.

Взрослым надо понимать, что сила воздействия литературы, музыки, живописи и других видов искусства зависит от раннего воспитания. Если будет заложен прочный фундамент, то он обеспечит духовность человека в дальнейшей жизни.

Эстетическое воспитание во многом определяет поведение детей, их переживания, суждения и эстетический вкус, способствует созданию определённого мировоззрения, позволяющего дать правильную оценку жизни, совершаемых поступков.

Детей необходимо приобщать к красоте в любом еёпроявлении: обращать их внимание на красоту природы, красивые предметы быта, произведения народного декоративно — прикладного искусства, живописи и т. д. В результате этого восприятие детей обогатится художественными впечатлениями и повлияет на чувственное постижение ребёнка окружающей его действительности.

Природа является первоосновой красоты в искусстве, поэтому необходимо использовать любую возможность, чтобы показать её совершенство детям. На прогулках надо обращать их внимание на красоту природы в разные времена года. Чем она отличается? Наблюдательность повысит силу и яркость восприятия детей, они глубже будут чувствовать, воспринимать эту живую красоту: наряд деревьев (зимний, осенний, летний, весенний, оперение птиц, цветы.

В системе культурных ценностей значительная роль принадлежит музеям изобразительного искусства. Посещение музея формирует у детей художественно- историческое мышление, восприятие культуры других времён и народов, приобщение дошкольников к искусству художественных коллекций. Дети, рассматривая изделия прикладного искусства, картины и скульптуры, восторгаясь великолепием и тишиной музейных залов, попадают как бы в иной мир, который они запомнят надолго.

Образ художественного музея для ребёнка — это его первоначальные представления о творчестве художников. Дети мыслят конкретно. Зрительные образы, создаваемые мастерами живописи, легко запоминаются (это может быть пейзаж, натюрморт, портрет) и остаются в памяти ребёнка.Картины русской природы: замечательные пейзажи Левитана, Шишкина, Саврасова, Пластова и других художников вызывают у детей чувство прекрасного, вырабатывают умение видеть, понимать и любить родную природу, обогащают их творческое воображение.

Помимо живописи ребёнка можно и нужно знакомить с произведениями народного и декоративно- прикладного искусства. Совершите с детьми путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Изделия народного творчества многообразны. Это деревянные (богородская игрушка, матрёшка, глиняные (дымковская игрушка, хохломская роспись, расписная посуда (гжель, яркиеподносы, красочные ковры, кружево. Каждое такое изделие несёт в себе фантазию, увлекающую детей и взрослых в мир сказок.

«Знакомство дошкольников с народным промыслом помогает им войти в мир прекрасного, учит видеть и чувствовать неповторимое сочетание красок, пробуждает потребность любить и радоваться жизни»(1, стр. 21)

Трудно переоценить влияние на развитие личности ребёнка такого вида искусства как музыка. Если вы просто напеваете малышу колыбельную, он уже приобщается к музыкальному искусству, пусть не совсем совершенному, но тем самым вы передаёте ему частицу своего вдохновения. А если у ребёнка есть брат или сестра, эстетические формы совместного досуга (чтение сказок, слушание музыки) могут стать одной из действенных форм укрепления семьи.

Читайте также:  Поддержка это чувство или эмоция

Слушание детьми музыкальных произведений — основной вид их музыкальной деятельности. Крайне важно умение ребёнка вслушиваться в звучание песни или танцевальной мелодии, различать её характер, узнавать знакомую музыку по особому ритму и тембру. В результате общения с музыкой детям передаются её настроения и чувства (радость, тревога, грусть, нежность). В этом сила психологического воздействия музыки на ребёнка.

Театр- один из самых доступных и понятных детям видов искусства. Он способствует повышению общей культуры детей и формированию правильного поведения в современном мире, ибо каждое литературное произведение будь то сказка или спектакль имеют нравственную направленность, раскрывают значение таких понятий как дружба, доброта, честность, смелость и т. д. И взрослые, и дети, приходя на спектакль, ощущают ту неповторимую театральную атмосферу, которая сама по себе приобщает их к искусству, культуре. Ведь не зря же говорил великий Станиславский, что театр начинается с вешалки.

Книжная иллюстрация — это тоже произведение искусства. При чтении книг надо обращать внимание детей на иллюстрации, называть авторов не только текста, но и художников — иллюстраторов. Важно, чтобы ребята были знакомы с творчеством таких известных мастеров книжной иллюстрации как В. Сутеев, Е Чарушин, В. Васнецов, И. Билибина и др. Детям интересно будет узнать, что Е. Чарушин и В. Сутеев были нетолько оформителями детской книги, но и авторами текста.

При рассматривании книжных иллюстраций предложите ребёнку сравнить рисунки разных авторов, поинтересуйтесь какие больше ему понравились и почему.

Важно знать, что иллюстрации к детским книгам являются либо произведением искусства — результатом творческих усилий художника, либо базарной коммерческой поделкой, поэтому при выборе книг для детей обращайте внимание на авторов оформления.

Основы эстетического воспитания закладываются в семье, поэтому надо как можно лучше и многообразнее использовать возможности семьи в этом направлении. Эту статью мне хочется закончить словами высококлассного педагога Л.Стрельцовой: «Произведения искусства не только обогащают знания ребёнка о действительности, они вводят его в особый мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу».

1. Елизарова Е. и др. Декоративно — прикладное искусство детям /Е. Елизарова, Т. Кузьмина, Н. Федорченко// Дошкольное воспитание, 1997.-№3 с. 21

2. Амфилохиева Е. В. Изоьразительное искусство. — М. :ЭКСМО, 2013 — с. 6

3. Пантелеева Л. Художественные музеи Москвы — детям /Дошкольное воспитание, 1997. — №10 с. 41

4. Чичерина Н. Музыкальное воспитание ребёнка //Дошкольное воспитание, 1992 — №1 с. 72-73

Народные сказки как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой — сохранение культурной самобытности.

Народное декоративно-прикладное искусство как средство воспитания любви к малой Родине «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом,.

Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре. Одним из действенных средств.

Игра как важнейшее средство воспитания ребёнка Одним из важнейших и основных видов деятельности, играющих огромную роль в воспитании ребёнка является игра. Игра отвечает природе ребёнка,.

Консультация «Как отвлечь ребёнка дошкольника от компьютера» Как отвлечь ребенка-дошкольника от компьютера – 5 родительских хитростей. Для дошкольника время, допустимое для игры за компьютером, ограничено.

Методическая разработка «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей» «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Читайте также:  Боюсь что мои чувства не взаимны

Народно-прикладное искусство России как средство развития этнической культуры у детей с ОНР Актуальность: Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена.

Консультация «Игра и игрушка — средство развития и воспитания дошкольника» Игра – что может быть интереснее и важнее для ребенка? Игра – это не только удовольствие для малыша это и радость, и познание, и творчество.

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития ребёнка-дошкольника Придавая большое значение личности педагога, его руководящей роли в воспитательном процессе, Н. А. Метлов возлагал большие надежды на его.

Источник

Воспитание нравственных чувств на материале изобразительного искусства

Купцова Анна Леонидовна
Воспитание нравственных чувств на материале изобразительного искусства

Тематика и содержание произведений изобразительного искусства, восприятие, понимание и осмысление ребенком ценностей и смыслов произведений художников поднимающие или транслирующие нравственную тематику помогают ребенку выразить свои мысли и чувства возникшие при просмотре, понять переживания главного героя произведения и свои собственные, проявить эмоциональную выразительность на понятные и узнаваемые образы.

Благодаря своей наглядной образностью, сюжеты произведений живописи доступны для восприятия и понимания. Смыслы сюжета произведения считываются ребенка без особых усилий. «Воспитание на высоком искусстве», утверждал А. П. Петровский. Через искусство дети постигают нравственные категории. Я. А. Коменский, П. П. Чистяков, И. П. Волков утверждали, что воспитание изобразительным искусством, это формирование у ребенка картины мира через краски и образы, они указывали на искусство как на могущественное средство воспитания: всестороннего, гармоничного развития всех присущих человеку духовных, нравственных и физических сил.

Воспитание нравственных чувств через искусство происходит за счет, формирование представлений о хорошем – нравственном и плохом – безнравственном поступке или каком либо проявлении человека. Глядя на истории, происходящие в картине, дети учатся правильно оценивать себя и других, видеть положительные и отрицательные качества персонажей, ценности и смыслы заложенные художником, сопоставлять содержание картины с его названием.

Изобразительное искусство позволяет научить детей дошкольного возраста выражать внимание, заботу, сочувствие к родным и близким, к окружающим людям, дает примеры нравственных поступков и вызывает у детей желание подражать им. Через понимание и восприятие произведений изобразительного искусства у детей развиваются и воспитываются основные чувственные состояния: чувства уважение и привязанность к родным и близким (нравственные чувства в отношении семьи и близких); чувства восхищения и гордости за доблести героев отечества (нравственное чувство – патриотизм); чувства прекрасного – любование природой и красотой вокруг (нравственные чувства в отношении природы и красоты окружающего мира). Так же, дети учатся проявлять эмоциональную отзывчивость

на художественные образы произведений живописи по нравственной проблематике, эмоционально откликается на чувства и переживания другого. Адекватно выражать нравственные чувства в поведении и общении

с родными и сверстниками, а также по отношению к прекрасному.

Так, например, рассматривая и беседуя по картинам Б. М. Кустодиева, Н. П. Богданова-Бельского, Ю. П. Кугача и т. д. на семейную тематику дети учатся видеть и осознавать семейные ценности, учатся выражать свои чувства к близким (родителям, дедушкам и бабушкам) благодаря зрительным ярким образам таких произведений, у ребенка формируется ценностное отношение к нравственным чувствам по отношению к родным и близким – любовь, радость от общения, сорадывание, сопереживание, ответственности, уважение и привязанность к родным и близким и т. д. Произведения В. М. Васнецова, В. В. Верещагина, Н. П. Корина,

А. П. Бубнова и т. д. вызывают патриотические чувства у ребенка. Рассматривая и беседуя по картинам на патриотическую тематику, дети начинают понимать значимость подвигов героев Отечества, начинают восхищаться смелостью, стойкостью, бесстрашием русских солдат. У детей развиваются умения видеть, переживать, сопереживать, гордиться, которые напрямую связаны с проявлением чувственного ребенка.

Читайте также:  Эсэмэски для хорошего настроения

Художники – пейзажисты И. И. Левитан, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин В. Д. Поленова и т. д. смогли изобразить в своих произведениях красоту русского пейзажа, в простом и обыкновенном окружающем мире природы смогли найти мотивы прекрасного, сумели отразить в своих картинах трогательные черты явлений природы, которые узнаются и чувствуются

в родном пейзаже и действуют на нашу чувства ребенка. Живые и радостные чувства (восхищение, умиление, восторг и т. д.) вызывают картины художников-пейзажистов у детей.

Этапы работы педагога по организации понимания и восприятия произведений изобразительного искусства детьми старшего дошкольного возраста в направлении нравственного воспитания

1) Подобрать произведения живописи и обсудить нравственный мотив, ценности и смыслы произведений.

2) Можно дать родителям задание выучить с детьми короткие стихи по данной теме, подобрать пословицы и поговорки по нравственной проблематике выбранных произведений.

1) Обсуждение характеров героя, манеры говорить, двигаться, а также о нравственных поступках главного героя.

2) Показ детям видеофильма или мультфильма по теме.

3) Оживление картины (придумать возможную речь, двигательные импровизации) отражающие чувственное восприятие произведения.

4) Художественно-игровая деятельность в условиях настольно-дидактической игры или занятие с лепбуком.

5) Обсуждение сюжетов возможных творческих работ, техник и способов выполнения (рисование, лепка, аппликация и т. д.).

6) Изобразительная деятельность.

1) Оформление и представление выставки детских работ.

2) Поощрение, поддержка детей за творческую активность.

3) Поддержание интереса дошкольников к изобразительной деятельности, развитие эмоциональной отзывчивости на произведение живописи по нравственной тематике через ознакомление детей с дальнейшей работой.

Таким образом, поэтапная работа позволяет активизировать мыслительную деятельность ребенка в процессе понимания и восприятия произведений изобразительного искусства, ребенок всматривается

и вдумывается. Безусловно, эмоционально откликается, стремиться воплотить свои переживаемые чувства (восторг, заинтересованность, уважение, умиление, сопереживание, чувство доброты и т. д.)

в художественно-творческой деятельности по тематике увиденных произведений, которые возникают в результате эмоционального отклика

на конкретное произведение. Ребенок всегда старается высказаться, предположить, возможно и пофантазировать по определению

им эмоционального содержания произведения.

В данном процессе и происходит воспитание нравственных чувств ребенка, через чувственное сближение ребенка с персонажами произведений на основе эмоционального отклика. Нахождение личностного смысла

в художественном произведении живописи, соотношение переживания

с конкретным событием увиденным в произведении, является доказательством осознания ценностей и смыслов произведения

Электронные образовательные ресурсы на занятиях изобразительного искусства в ДОУ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ДОУ Практика работы в ДОУ показала, что информационные технологии,.

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства В настоящее время происходит утрата корней и снижение общечеловеческих ценностей. Каждый человек должен знать не только историю художественных.

Роль изобразительного искусства в развитии детей Многие дети в очень раннем возрасте начинают рисовать на обоях, на окнах,на мебели….В момент рисования дети воодушевляются получают море.

Первая встреча ребенка с миром изобразительного искусства Интерес ребенка к книге появляется рано. Сначала ребенку интересно перелистывать странички, слушать речь взрослого, а также рассматривать.

Конспект урока изобразительного искусства «Фантастические животные» «Фантастические животные которые не существуют». Цель: построение формы фантастического животного; Задачи: -предметные: научить соединять.

Конспект урока изобразительного искусства «Космос» «Космос» Цели: 1. Содействовать формированию эстетического отражения к действительности. 2. Совершенствовать знания обучающихся о космосе.

Конспект урока изобразительного искусства «Последний снег. Лес» «Последний снег. Лес». Цель урока: Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего мира; расширение знаний учащихся о жанре.

Фотоотчет об уроке изобразительного искусства «Рисование с натуры. Игрушки» «Рисование с натуры — игрушки» Цель урока: — научить поэтапному рисованию с натуры игрушки; Задание на урок: изобразить поэтапно игрушку.

Конспект урока изобразительного искусства «Воздухоплавательные шары» «ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ — ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ” Цели урока: Обучающие: Воздухоплавание и историю развития полётов. Развивающие: Способствовать умению.

Эстетическое воспитание детей с помощью изучения произведений изобразительного искусства Данная статья раскрывает задачи образовательного процесса, формы работы воспитателя с детьми, применяемые на ознакомительных занятиях и.

Источник

Оцените статью