- Комплекс превосходства — как вид психологической защиты
- Общая информация
- Причины комплекса
- Как комплекс превосходства вредит в жизни
- Признаки комплекса превосходства
- Как избавиться от комплекса
- Заключение
- Как с детства воспитывается чувство превосходства мужчин над женщинами
- Воспитание чувств национального превосходства
Комплекс превосходства — как вид психологической защиты
Как часто вам встречаются люди, которые считают себя лучше других? Наверняка у каждого есть такие знакомые. В психологии такой взгляд на себя называется комплексом превосходства. И, что самое интересное, он тесно связан с ощущением неполноценности. Унижая других, человек пытается скрыть свои переживания и страхи. Почему так происходит? Как избавиться от комплекса?
Общая информация
В психологии комплекс превосходства — это такой вид психологической защиты, при котором за чувством превосходства над окружающими людьми человек скрывает ощущение своей неполноценности. Понятие введено в использование австрийским психоаналитиком Альфредом Адлером, который был учеником Зигмунда Фрейда.
Люди с комплексом превосходства отличаются рядом качеств:
- враждебность;
- агрессивность;
- воинственность;
- нетерпимость;
- самоуверенность;
- хвастливость;
- зависть;
- жадность;
- подозрительность.
Такие индивиды уверены, что они на порядок лучше других. Поэтому стремятся к власти, а также любыми способами унижают тех, кто, по их мнению, представляет для них опасность. Здесь идет речь не о показном превосходстве, а о настоящем. До тех пор, пока оно не будет получено, человек не испытает чувство удовлетворения.
Причины комплекса
Почти в 100% случаев ответственность за развитие комплекса превосходства лежит на родителях. Еще в детстве они закладывают в ребенке задатки этого состояния, не подозревая, что в будущем они вырастут в большую проблему.
Итак, комплекс превосходства формируется по двум причинам:
- излишне мягкое воспитание, захваливание, выполнение всех просьб и капризов;
- недостаток внимания к жизни ребенка.
Если мама и папа с малых лет внушают чаду, что он лучше других, он так и вырастет уверенным в своей неотразимости. Главное убеждение всей его жизни — «мне все должны». Но, стоит отметить, оно быстро разобьется о социальные, личностные и другие проблемы. К тому же, повзрослевший ребенок поймет, что не все в восторге от его властного поведения и категоричности. И это еще один фактор, который возвращает его «с небес на землю».
Понимая, что солнце не будет вращаться вокруг него, человек с комплексом превосходства испытывает сильнейшее разочарование. Из-за неумения общаться с окружающими он сталкивается с серьезными конфликтами. А ведь их можно было избежать. Стоило лишь родителям изменить стиль воспитания.
Во втором случае, когда ребенок испытывает дефицит внимания, развивается тесно связанное с комплексом превосходства ощущение неполноценности. Уже во взрослом возрасте человек пытается отомстить за нехватку родительской любви. Он восхваляет себя и унижает других. При этом за маской лидера скрывается несчастный, страдающий от страхов и фобий человек.
Как комплекс превосходства вредит в жизни
Это ощущение отравляет жизнь. Независимо от причины, по которой оно появилось, это самообман. Человек находится в постоянном поиске одобрения и похвалы со стороны окружающих его людей. И если он их не получает, то чувствует себя никому не нужным, несчастным, ущербным.
Признаки комплекса превосходства
Комплекс превосходства имеет ряд характерных признаков:
- Человек постоянно сравнивает себя с другими. И это сравнение не в его пользу. Ему кажется, что он недостаточно хорош в том или ином вопросе. Задумайтесь, если вы не можете прожить и нескольких часов без сравнения себя с окружающими.
- Сложно признавать ошибки. Люди, которые считают, что они лучше других, никогда не возьмут на себя ответственность за происходящее. Такое «геройство» не для них. И даже если они понимают, что поступили неправильно, будут прятаться за маской идеального человека, который так нравится окружающим. Признать же ошибки — значит показать свою неидеальность.
- Часто меняется настроение. Комплекс превосходства вызывает внутренние противоречия. Человек борется со своими «демонами», из-за чего у него происходит резкая смена настроения. Вслед за этим меняется и поведение. Особенно серьезная ситуация, если индивид пребывает в подавленном состоянии. Сложно предугадать, что он сделает в следующий момент.
- Есть потребность в одобрении со стороны окружающих. Человек с комплексом превосходства испытывает удовлетворение только в тех случаях, когда люди замечают то, что он делает. И так происходит постоянно. Это попытка заполнить пустоту внутри себя. Но одобрения и похвалы хватает ненадолго. И уже скоро человек вновь недоволен собой.
- Человек проявляет эгоизм. Он сосредоточен исключительно на себе. От него вряд ли дождешься похвалы или комплиментов. Например, если вы скажете ему, что заключили выгодную сделку, он обязательно обесценит ваше достижение. А следом скажет, что он сделал то же самое, но быстрее, лучше, качественнее.
- Проявляется чувство вседозволенности. Индивид не стесняется говорить о своих желаниях, требуя при этом, чтобы окружающие к ним прислушивались.
Как избавиться от комплекса
Справиться с комплексом превосходства непросто. Как сказано выше, он закладывается в глубоком детстве. Поэтому работа над его устранением займет немало времени. Возможно, понадобится помощь психолога.
Есть несколько рекомендаций:
- Не нужно портить отношения с окружающими. Вряд ли им понравится ваш командный тон и царственные манеры. Кто-то над таким поведением посмеется. Другие же отнесутся к нему с враждебностью. Попытки показаться лучше не помогут вам завести друзей или новые знакомства. Зато это хороший способ обрести врагов.
- Попробуйте расслабиться. Не тратьте зря свои силы на то, чтобы доказать, что вы лучше всех. Помните, каждый имеет свое мнение на этот счет. Поэтому было бы не мудро напрягаться в попытке кому-то что-то доказать.
- Станьте проще. Возможно, вы многого добились, стали успешным человеком. Но это не повод унижать других. Вы можете быть удачливее, чем окружающие, умнее, талантливее. Но это не говорит о том, что вы лучше.
И еще один совет: повышайте самооценку. Комплекс превосходства тесно связан с комплексом неполноценности. Попробуйте найти причину, почему вы испытываете такие чувства. Дело не в том, какие люди вас окружают. Дело в вас самих.
Заключение
Комплекс превосходства — это маска. За ней обычно скрывает маленький, обозленный ребенок, которому недодали любви и ласки в детстве. Или, может быть, слишком опекали, внушая неотразимость. В обоих случая нужно научиться воспринимать себя адекватно. Помните, вам никто ничего не должен. Окружающие вас люди, ничем не хуже вас. Осознание этого факта поможет вам стать спокойнее, уравновешеннее и счастливее.
Источник
Как с детства воспитывается чувство превосходства мужчин над женщинами
В нашей стране всегда будет патриархат.
Что бы ни говорили, у нас всё-таки патриархальное общество, с доминированием мужчин практически во всех областях жизни.
И детей воспитывают в соответствии с такими представлениями: мальчики сильнее, выносливее, умнее, то есть лучше, чем девочки.
Казалось бы, что здорово, когда твоей дочке уступают место на горке, пропускают первой в дверях, помогают донести сумку. Но при этом возникает ощущение, что этим подчёркивается слабость девочек, а порой даже некая ущербность. С таким половым подходом к воспитанию сила мальчика и слабость девочки невольно культивируются в детском саду, в школе. Это я как мама трёх девочек замечаю.
Подруга пришла в гости с сыном. И она его постоянно одёргивает: уступи, отдай, не хныч, ты же мальчик! Значит моей дочке всё это можно?! Забирать, не уступать, капризничать?
Мамы мальчиков жалуются, что более развитые девочки (а такими они в большинстве своём до переходного возраста и являются) морально и физически подавляют их детей. И мальчики в ответ ничего не могут сделать, это запрещено. Девочка может дать сдачи, если её обидел мальчик, а вот наоборот нельзя. Поэтому в детсадах и школах в конфликте между разнополыми детьми априори виноват мальчик.
Потом и растут озлобленные на своих сверстниц мальчишки. А в худшем случае — психологически слабые, не умеющие постоять за себя.
И нормативы для мальчиков по физкультуре выше, чем для девочек. Хотя мальчики лет до 14 и ростом ниже, и менее выносливее. Тоже несправедливо.
Любой учитель начальных классов скажет, что слабые девочки на уроке усидчивее, старательнее, способнее. Потом уже мальчишки к средним классам догоняют. А некоторые и перегоняют.
И постоянно ото всех учителей: девочкам надо помогать, они слабые, их обижать нельзя (и обижаться на них тоже чревато).
Со временем слабый пол, даже если он таковым изначально и не являлся, становится слабым в нашем патриархальном обществе.
Иногда воспитание сильного мальчика разрастается (особенно в глубинке) до настоящего мужского шовинизма, когда «Баба, знай своё место», «Баба с возу, кобыле легче», «Молчи, женщина!» и т.п.
Мужской шовинизм в России, конечно, отличается от европейского, где он больше связан с домогательствами женщин в сексуальном плане. У нас он основан на неравенстве полов, когда превосходство сильной половины основывается на воспитании и устоявшихся психологических стереотипах.
Молодцы те женщины, которые умеют воспользоваться своей «слабостью», манипулируя мужской гордыней и его самолюбием. (Одна из них описана в активно комментируемой публикации «Королевишна» ). Но таких маловато. Это же надо так девочек изначально воспитывать, чтобы они под прикрытием «слабости» давили на слабые стороны второй половины.
Источник
Воспитание чувств национального превосходства
В тексте рассматриваются образовательные стратегии аристократических семей во Франции второй половины XX века. Подчеркивается, что данная социальная группа традиционно уделяет больше внимания, чем другие слои общества, домашнему воспитанию, фокусирующемуся на религиозном образовании и социальным навыкам. Ценность школьных и академических дипломов стала ими осознаваться сравнительно недавно в связи со все более насущей потребностью конвертировать титул в профессиональный статус, обеспечивающий доход. Тем не менее, даже сегодня университетская карьера является редкостью среди представителей французской аристократии, а слишком большое усердие в учебе воспринимается с подозрением. Автор показывает, что они чаще всего выбирают занятия (к примеру, госслужба, управление госкомпаниями, PR, мода), в которых им помогает в наибольшей степени преуспеть “врожденное” чувство превосходства, передаваемое в семье.
В статье рассматривается актуальное состояние правового регулирование медицинской деятельности в Российской Федерации после принятия нового ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в связи с необходимостью создания эффективного механизма уголовно-правовой охраны жизни и здоровья граждан при оказании медицинских услуг. Профессиональная медицинская деятельность анализируется в качестве одного из видов экономической деятельности, удовлетворяющей специфические потребности населения и являющейся незаменимой в вопросах поддержания здоровья в современном мире.
Автором указывается на необходимость предметного понимания медицинской практики и закрепления его в законодательстве, что должно помочь в дальнейшем осмыслении проблематики медицинского права в его связи с уголовным правом и преодолению ряда практических проблем. В статье рассматривается зарубежный (французский и американский опыт) правового регулирования и уголовно-правовой охраны медицинской деятельности, анализируется практика применения уголовного закона в России и за рубежом. По результатам исследования делается вывод о существующей потребности в выработке новых подходов к обозначенной проблеме.
Предметом данной статьи является сравнительный анализ правовой регламентации медицинской деятельности (включая традиционную медицину) и уголовной ответственности за незаконное занятие медицинской деятельностью и за другие нарушения в Республике Франция и в Российской Федерации.
Настоящая публикация основана на результатах исследований Бюро экономического анализа в 1998-1999 гг., выполненных по заказу Департамента социального развития Правительства РФ. Книга посвящена проблемам формирования и развития среднего класса в современной России. В ней рассмотрены методологические и теоретические основы идентификации среднего класса, даны количественные оценки его масштаба и структуры, основанные на анализе статистики и репрезентативных баз социологических данных. Издание адресовано представителям исполнительной и законодательной власти, экономистам, социологам, а также всем, кто интересуется проблемами социальной стратификация и социально-экономической политики в экономиках переходного типа.
Статья содержит сравнительный анализ уголовно-правовой квалификации преступлений против жизни, совершенных несколькими медицинскими работниками, в России и Франции.
Воздействие интеллектуалов на власть в период модернизации было очень мощным во всех трех странах. Роль интеллектуалов-Авторов во Франции и Японии огромна, именно они артикулировали и наполняли смыслами социальное недовольство. Без Сартра, Лакана, Делёза и других Авторов, скорее всего, не было бы мая 1968 года. А в Японии социально-политические изменения начиная с конца XIX века как раз и стали причиной появления интеллектуалов- Авторов. С этого момента они, так или иначе, воздействовали на все процессы, протекавшие в стране. Для Польши характерна иная ситуация. Авторов здесь в чистом виде практически не было, и роль медиатора взяла на себя категория публичных интеллектуалов, оказавших решающее воздействие на социально-политические процессы в стране. Таким образом, можно отметить, что интеллектуалы играют важную роль в процессе модернизации стран с различными экономическими, культурными и социально-политическими особенностями развития, но их влияние в каждой из стран проявляется по-разному в зависимости как от характеристик этапов модернизации, так и от конфигурации политических сил, а также от социальной структуры и господствующих ценностей и установок. Интеллектуалы сами по себе не могут повернуть ход процесса модернизации, но в те или иные критические моменты они способны существенно на него повлиять.
Под «эффектом трамвая» в обыденной жизни мы понимаем общеизвестную ситуацию, когда толпа ожидающих пытается задержать отъезжающий трамвай и протиснуться в его двери. Но как только человек из очереди проникает внутрь, его объективное положение и субъективное ощущение резко меняются. Теперь он надеется на скорое закрытие дверей и отъезд трамвая от остановки. В ряде случаев пассажиры начинают торопить водителя: мол, всех не дождетесь, закрывайте двери и поехали. Глубокое различие в интересах одних и тех же субъектов в зависимости от того, где они находятся — вне или внутри трамвая, представляется возможной моделью оценки своего положения группами интересов, в том числе новой элитой, а также спроса элит на право.
Источник