Вопросы про настроение для детей

Игры и пособия по формированию контроля над настроением детей дошкольного возраста

Елена Ромашина
Игры и пособия по формированию контроля над настроением детей дошкольного возраста

Мир детства, это возраст, когда малыш живет в мире чудес и воспринимает их как радостное, веселое и совершенно естественное явление.

Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена его чувствам. Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Управлять своими переживаниями он еще не может. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям.

В дошкольном возрастеэмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его.

Настроение – это душевное состояние. У доброго человека оно может быть светлым, радостным, веселым, как прекрасные лучи солнышка. У злого – настроение мрачное, сердитое, угрюмое.

С удивительным миром настроения, ребенок учится более точно понимать эмоциональное состояние человека, его настроение. С помощью пиктограмм с изображением различных оттенков настроений, малыш овладевает социально-приемлемыми способами выражения своих настроений, желаний, это помогает ему быть понятным для окружающих и для самого себя. Эффективность такого обучения особенно заметна на примере замкнутых, застенчивых, мало эмоциональных детей. Они становятся все более естественными в своем поведении, эмоционально свободными, общительными. В этом им помогают развивающие игры по теме “Домик настроения”. Домик настроения мы изготовили сами. Подобрали серию игр, занятий и наглядный и практический материал для игр с детьми.

Так же мы предлагаем использовать игру «Светофор настроения».

Светофор сделан своими руками из плотного картона, обклеен цветной пленкой. Цветные прищепки не похожи одна на другую. На прищепках приклеены разноцветные цветочки с фотографией детей.

Приходя в детский сад, дети рассказывают о своём настроении, прикрепляют свою прищепку к цветному кругу.

Красный круг — плохое настроение, грусть, печаль.

Желтый круг — спокойное настроение, без эмоций.

Зелёный круг — хорошее настроение, весёлое, радостное.

На протяжении дня настроение может меняться. Ребёнок прикрепляет прищепку на другой круг светофора, объясняет почему, что произошло, рассказывает о причинах изменения своего настроения.

Предлагаем серию развивающих игр и упражнений по теме «Моё настроение»

Мимическая игра «Передавалки»

способствовать открытому проявлению эмоций.

• тренинг выразительной мимики.

– Ребята, давайте поиграем в игру «Передавалки». Будем передавать друг другу разное настроение. Я передаю своему соседу справа – улыбку, ты передаешь улыбку следующему.

• Передай улыбку соседу (по кругу).

• Передай «сердилку» (сердитое выражение лица).

Упражнение «Причины плохого настроения».

Задача: помочь детям осознать причины ухудшения настроения.

– Ребята, также как погода в природе, наше настроение может меняться. От чего же портится наше настроение? Посмотрите перед вами картинки. Каждый возьмет одну из картинок и попробует рассказать от чего может испортиться настроение.

Читайте также:  После болезни не чувствую запахов как лечить

(Предлагаются картинки с изображением: обиды, плохая погода, ссора, расставание, плохое самочувствие)

Упражнение «Секреты хорошего настроения

Задача: учить положительно воздействовать на собственное настроение.

– Знаете, люди с разным настроением совершенно по-разному смотрят на мир. Вот послушайте интересное стихотворение (звучит стихотворение М. Щеловановой):

Какое сегодня утро?

Сегодня плохое утро!

Сегодня скучное утро!

И, кажется, будет дождь…

Почему же плохое утро?

Сегодня хорошее утро!

Сегодня весёлое утро!

И тучи уходят прочь!

– Ребята, нужно ли ждать, когда пройдёт плохое настроение? А вы знаете, что улучшает наше настроение? Посмотрите перед вами снова картинки. Каждый возьмет одну из картинок и расскажет, что помогает улучшить настроение.

(Предлагаются картинки с изображением: подарка, друзья, улыбка, танец, игрушка, мультфильм, домашнее животное, прогулка, вкусная еда)

Рисование «Украсим дерево» в нетрадиционной технике (рисование ладошками).

• познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ладонью).

способствовать улучшению эмоционального фона настроения и развитию эмпатии.

– Ребята, посмотрите, у нас в комнате стоит грустное дерево. Как вы думаете, почему оно грустное? Конечно, наступила осень и все листья облетели. Давайте попробуем развеселить дерево. Мы подарим ему новые листочки. Посмотрите на ваши ладошки, они похожи на листья. Сейчас мы опустим ладошки в краску и приложим ее к веткам. Попробуем это сделать сначала сухой ладошкой. Подойдите к дереву (помогаю детям прижать ладошки к листу).

– Какими бывают листья осенью? Правильно, разноцветными. На деревьях желтые, красные листья, также есть еще и зеленые. Окунайте ладошку в мисочку с любой краской (желтой, оранжевой, красной) и приложите к веточке.

– Получился замечательный осенний лист. Теперь пальчиком проведите коротенькую линию внизу отпечатка – это будет черешок. Протрите руку салфеткой. Можете поменять цвет краски и нарисовать еще листья.

– Посмотрите, какое замечательное осеннее дерево у нас получилось. Дерево стало ярким и веселым благодаря вашей помощи.

Игра «Угадай настроение»

Цель: учить детей по мимике лица, застывшим жестам, позам, расположению партнеров в пространстве распознавать эмоциональное состояние человека.

Описание игры: дети садятся в круг. У воспитателя в руках коробка с фотографиями. Они лежат так, что изображений не видно. Коробка переходит из рук в руки. Каждый ребенок берет по одной фотографии, рассматривает ее,показывает остальным и отвечает на следующие вопросы: «Кто изображен на фото? Какое настроение у человека? Как ты определил его настроение? Почему возникло это настроение? Если настроение грустное, как бы ты помог этому человеку?»

Игровое упражнение «Читаем стихи с разным настроением»

Цель: развивать эмоциональные состояния радости, удивления, злости, страха, тренировать различные интонации голоса.

Описание: дети садятся в круг. Воспитатель предлагает взять по одной карточке, на обратной стороне которой изображен мимический эталон (радости, грусти, гнева, удивления, страха и т. д.). Участники договариваются, какое стихотворение будут читать. Каждый читает стихи в соответствии с настроением, изображенным на его картинке. Остальные отгадывают, какое чувство игрок пытался показать через интонацию, т. е. что у него изображено на карточке.

Читайте также:  Состояние психоза при депрессии

Игровое упражнение «Посочувствуй другому»

Цель: развивать у детей способность ставить себя на место другого человека, выражать сочувствие, сопереживание.

Описание игры: упражнения выполняются в парах. Воспитатель задает разнообразные ситуации.

• Девочка упала, поранила руку, ей больно (один ребенок с помощью мимики, позы показывает боль, другой пытается найти ласковые слова, жесты, оказывает помощь).

• Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече (дается задание показать, как встретятся два друга после долгой разлуки).

• Малыш потерялся, плачет (нужно показать, как поступит старший ребенок, как поможет малышу).

• Девочку обидели. Ее пожалела подружка (завязала бант, дала игрушку, обняла, как еще можно утешить девочку).

• Девочки подобрали котенка, пожалели его, попоили молоком.

• Друг угощает конфетами (у одного ребенка воображаемый пакет с конфетами. Он протягивает его другому. Ребенок берет конфету, благодарит, разворачивает обертку, кушает конфету. На лице – удовольствие).

Пары по очереди показывают свои упражнения. Остальные дети оценивают выразительность мимики лица и движений, затем меняются ролями.

Игровое упражнение «Я и мое настроение»

Цель: учить детей осознавать и принимать свои чувства и переживания.В этом упражнении также можно использовать метод незаконченных предложений:

Я радуюсь, когда…

Я горжусь тем, что…

Мне бывает грустно, когда…

Мне бывает страшно, когда…

Я был удивлен, когда…

Когда меня обижают…

Однажды я испугался…

Игра «Дерево дружбы».

В конце занятия все берутся за руки. Один человек – дерево. Он стоит на месте, а игрок с другого края ведет всех по кругу, постепенно закручивая всех вокруг него. «Вы чувствуете, как хорошо, как тепло, когда вас нежно, ласково обнимают, и как неприятно, когда толкают, обижают.

Давайте дружбу бережно хранить, давайте будем добрыми, и пусть с нами живет рядом Добро, а Зло мы не пустим к себе».

Учитывая особенности развития детей дошкольного возраста, в группах можно оборудовать уголки уединения — психологической разгрузки детей, где ребенок может уединиться с любимой игрушкой или для любимого занятия.

В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Поэтому одна из задач в работе педагога является формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Установить положительные, уважительные взаимоотношения, между детьми в группе помогут целенаправленные игры с применением игрушек – мирилок.

Данное пособие будет полезно для детей дошкольного возраста, педагогов и родителей.

«Мирилку» располагают в доступном для детей месте. Поссорившиеся дети в любой момент могут подойти к Солнышку и рассказать ему, как и из – за чего у них произошла ссора.

После этого дети прикладывают руки на ладошки и вместе проговаривают мирилку.

Читайте также:  Эмоциональное здоровье дошкольников это

Своё название мирилки получили от слова «мир» — мириться, дружба. Это короткие стихотворные строчки, которые проговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.

1. Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей,

И мириться нам скорей!

2. Ссориться не будем,

Будем мы дружить,

Клятву не забудем,

Дружно будем жить!

3. Хватить нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

Мы обиды все забудем,

И дружить как прежде будем!

4. Улыбкой делиться мы будем,

И с дружбой по жизни шагать.

Пожалуйста, больше не будем,

Друг друга мы обижать.

5. Кто ударил мячиком,

На ногу наступил.

Кто сделал все нечаянно —

С тем я буду играть,

И не буду обижать.

С помощью всех развивающих игр решаются задачи взаимоотношений детей и взрослых, развиваются навыки общения со сверстниками.

Конспект занятия «Путешествие в страну хорошего настроения» Задачи: помочь детям понять роль положительных и отрицательных привычек в жизни человека. Развивать умения видеть положительные черты своих.

Оформление уголка настроения в ДО для детей 5–7 лет «Камни-настроения» МОУ «Заморская средняя общеобразовательная школа» ПРОЕКТ :Оформление уголка настроения «КАМНИ НАСТРОЕНИЯ» Возраст :5-8 лет Разработала.

Источник

Занятие-беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как можно узнать настроение человека?»

Галина Петренко
Занятие-беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как можно узнать настроение человека?»

Чтобы научить детей узнавать настроение друга,папы,мамы,сестры,брата и других людей,можнопредложить детям ответить на следующие вопросы:

-Всегда ли у вас бывает хорошее настроение?

— Почему бывает так грустно?

Обратить внимание детей на фотографии, вырезки из газет, иллюстрации.

-Посмотрите на эти фотографии и скажите, чем они отличаются? Скажите какое настроение у персонажей, определите причину.

Объяснить детям, как важно уметь определять настроение человека, быть внимательным и предусмотрительным, добрым, наблюдательным.

Предложить детям ответить на следующие вопросы:

— Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь?

— А если у твоего друга, мамы плохое настроение, как это заметишь?

— Каким бывает лицо у такого человека?

— Как вы можете поднять настроение?

— Как можно спросить о причине плохого настроения?

— Если человеку просто хочется побыть одному?

— Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение? Отчего оно бывает?

— Как погода действует на настроение человека?

— Если в доме гости, все веселые, праздник, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты его показывать остальным? Как ты думаешь, их это огорчит?

После беседы предложить детям взять друг друга за руки и заглянуть, друг другу в глаза, сказать друг другу ласковые слова. Пусть у всех будет хорошее настроение.

Рисование. «Наше настроение» Наше настроение. Каждый из нас знает, что у каждого человека есть настроение. И от разных обстоятельств оно меняется к лучшему или худшему.

Источник

Оцените статью