- 55 вопросов, которые помогут развить эмоциональный интеллект
- Вопросы, которые помогут вам войти в контакт со своими эмоциями и эмоциями других людей, с которыми вы ежедневно взаимодействуете.
- Саморефлексия.
- Конкретные мысли, чувства и действия.
- Эмоционально напряженные ситуации.
- Выслушивание критики.
- Развитие эмпатии.
- Отношения с окружающими.
- Трудный разговор.
- Эмоциональный интеллект и способы его развития
- Что такое эмоция?
- Как зарождается эмоция?
- Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- Теория базовых эмоций
- Что такое эмоциональный интеллект?
- Краткая история
- Модель Майера-Саловея
- Модель Рувена Бар-Она
- Модель Гоулмана
- Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
- Важность коэффициента эмоционального интеллекта
- Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Как развить эмоциональный интеллект?
- Шаг первый
- Шаг второй
- Шаг третий
- Шаг четвертый
55 вопросов, которые помогут развить эмоциональный интеллект
Постоянно задавая самому себе эти вопросы, вы увидите, что автоматически становитесь более вдумчивым и проактивным (а не реактивным!) в своих действиях. Это поможет вам поднять свой ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ интеллект на новый уровень.
Развитие эмоционального интеллекта начинается с умения задавать правильные вопросы. Для этого очень важно понимать, как работают эмоции человека. Эмоциональный интеллект (EI или EQ) отражает способность распознавать свои и чужие эмоции, понимать их влияние и использовать эту информацию, чтобы управлять мышлением и поведением.
Вопросы, которые помогут вам войти в контакт со своими эмоциями и эмоциями других людей, с которыми вы ежедневно взаимодействуете.
Постоянно задавая их самому себе, вы увидите, что автоматически становитесь более вдумчивым и проактивным (а не реактивным!) в своих действиях.
Саморефлексия.
1.С точки зрения моего эмоционального поведения, как бы я мог описать себя?
2.Почему я ответил именно так?
3.Окружающие согласились бы с моей оценкой?
4.Какое настроение у меня сейчас?
5.Как мое настроение влияет на мой стиль общения и принятие решений?
6.В чем причина того, что мое текущее настроение именно такое?
Конкретные мысли, чувства и действия.
7.Что я думаю о своей самооценке и уверенности в себе?
8. Как моя самооценка и уверенность в себе влияют на принятие мною решений?
9.Что я могу сделать, чтобы повысить самооценку и степень уверенности в себе? (или наоборот, обуздать и держать их под контролем?).
10. В чем моя самая большая проблема или недостаток?
11.Почему мне так сложно справиться с этим?
12.Я слишком часто извиняюсь? Или может быть, мне стоит извиняться чаще?
13.Должен ли я научиться говорить «нет?». Возможно, я говорю «нет» слишком часто?
14.Я часто завидую окружающим? Почему?
15. Мне трудно просить? Почему?
16.Я провожу большую часть времени, думая о… Мне следует чаще задумываться о…
17.Как я провожу свое свободное время? Почему именно так? На что бы я хотел тратить свое свободное время?
18.Я открыт для других точек зрения? Я могу стать более открытым, сохранив собственную систему ценностей и убеждений?
19.Я легко поддаюсь влиянию других?
20.Следует мне стать более скептическим? А может быть, менее?
21.Какие качества окружающих раздражают меня больше всего? Почему?
22.Я агрессивно общаюсь?
23.Как мои взгляды и убеждения изменились с возрастом? Почему они изменились?
Эмоционально напряженные ситуации.
24.В каких ситуациях я обычно реагирую не так, как мне хотелось бы?
25.Как я хочу встретить ту или иную проблему, когда она возникнет в следующий раз?
26.Когда я испытываю трудности в конкретной ситуации (тупик на работе или тяжелые отношения), что конкретно мне не нравится? Почему?
27.Как я могу справиться с этим?
28.Несмотря на весь негатив, какие позитивные стороны я могу увидеть в этой ситуации?
29.Когда я сильно переживаю ту или иную ситуацию – не имеет значения, позитивную или негативную – насколько мои эмоции способны затуманить мою способность трезво мыслить и рассуждать логически?
30.Что я мог понять не так? В чем меня могли понять неправильно?
31.Насколько это важно для меня? (Как я буду воспринимать это завтра? Через неделю? Через пять лет?)
32.Как это связано с моей системой ценностей и приоритетов? Насколько это вписывается в общую картину?
33.Меня волнует, как мои решения повлияют на других?
Выслушивание критики.
34.Оставив мои личные чувства в стороне, чему я могу научиться, выслушав противоположную точку зрения?
35. Критика в моей адрес основывается на фактах?
36.Человек, критикующий меня, пытается нанести вред мне или моей самооценке?
Развитие эмпатии.
37.Какими чувствами я делюсь с моим партнером?
38.Как я чувствовал себя, когда переживал подобные ситуации, что и мой собеседник?
39.Почему этот человек может чувствовать себя по-другому, не так, как я? Как его опыт может повлиять на переживаемые им эмоции? Какие дополнительные или смягчающие обстоятельства могли сыграть свою роль?
40.Если я никогда не испытывал ничего похожего в данной ситуации, какое иное стечение обстоятельств заставило бы меня пережить схожие чувства?
41.Как бы я хотел, чтобы ко мне относились, окажись я в подобной ситуации?
42.Что я могу сделать, чтобы улучшить ситуацию?
Отношения с окружающими.
43. Я склонен концентрироваться только на положительных или лишь на отрицательных чертах окружающих?
44.Я являюсь сторонником презумпции невиновности? Почему да или почему нет?
45. Я осуждаю поступки вместо того, чтобы судить людей?
46.Я часто «замораживаю» людей во времени? То есть навсегда связываю того или иного человека с конкретной ситуацией в прошлом (позитивной или негативной)?
47.В отношении людей, с которыми я постоянно взаимодействую, что мне нравится в каждом из них? Какой потенциал я вижу в этих людях?
48.Когда я в последний раз делал этому человеку искренний (и особенный) комплимент, разговаривая с глазу на глаз?
49.Если мне категорически не нравится чье-то поведение, как я дам знать об этом? Если я не могу открыто выразить свою антипатию (или это было бы неэффективно), как еще я могу справиться с ситуацией?
Трудный разговор.
50.Когда будет самый подходящий момент, чтобы поговорить об этом? Где самое лучшее место для этого разговора?
51.Как я могу структурировать разговор так, чтобы передать мои истинные намерения?
52.Как мне лучше сформулировать свои мысли, чтобы меня правильно поняли?
53.В каком контексте нуждается мой собеседник чтобы лучше понять мою позицию?
54.Как я могу выразить свое недовольство поступками, а не личностью человека?
55.Какие свои ошибки я могу признать, чтобы продемонстрировать искренность и скромность?опубликовано econet.ru.
by Justin Bariso, Inc.
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источник
Эмоциональный интеллект и способы его развития
«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».
Что такое эмоция?
Как зарождается эмоция?
- Сначала приходит стимул из окружающего мира.
- Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.
Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
- Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
- Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.
Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.
Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.
Чувства длительны и устойчивы.
Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.
Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?
Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.
Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.
Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.
Теория базовых эмоций
Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.
Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:
- Нейрофизиологический
- Экспрессивный
- Субъективный
Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.
Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.
Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:
- радость
- печаль
- страх
- гнев
На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.
Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.
Краткая история
В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.
В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.
Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.
Модель Майера-Саловея
Модель Рувена Бар-Она
Модель Гоулмана
Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
EQ основан на четырех факторах:
- Самосознание
- Самоконтроль
- Эмпатия
- Управление отношениями
Важность коэффициента эмоционального интеллекта
Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
- понимает свои эмоции;
- знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
- умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
- стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
- умеет регулировать свои эмоции;
- умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
- конфликтен;
- раздражителен;
- нерешителен;
- стремится держать все под контролем;
- подвластен сильному чувству гнева.
«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».
Фазы управления эмоциями:
- Идентификация. Распознавание эмоции.
- Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
- Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
- Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.
Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
- Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
- Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
- Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.
Как развить эмоциональный интеллект?
Шаг первый
Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.
Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.
В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.
Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:
Факт (ситуация, человек)
Шаг второй
Практика «Немой телевизор»
Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.
Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.
Практика «Общественный транспорт»
Шаг третий
Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.
Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.
Практика «Телесные методы»
Практика «Проблемы»
Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).
Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.
Шаг четвертый
Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Практика «Эмоциональный баланс»
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».
Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?
Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?
И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.
Источник