- 55 вопросов, которые помогут развить эмоциональный интеллект
- Вопросы, которые помогут вам войти в контакт со своими эмоциями и эмоциями других людей, с которыми вы ежедневно взаимодействуете.
- Саморефлексия.
- Конкретные мысли, чувства и действия.
- Эмоционально напряженные ситуации.
- Выслушивание критики.
- Развитие эмпатии.
- Отношения с окружающими.
- Трудный разговор.
- 5 главных вопросов и ответов про эмоции
- Почему от счастья плачут?
- Болеутоляющее средство может лишить нас радости?
- Каковы пределы радости и боли?
- Мешают ли эмоции соблюдать диету?
- Пахнет ли счастье?
- 15 интересных фактов о эмоциях
- Практическое занятие «Распознавание эмоций и чувств»
- Идентификация эмоций и чувств
- Упражнение 1. «Эмоциональная арифметика».
- Упражнение 2. Подбери эмоцию.
- Тестовое задание. Тест на распознавание выражений лица (Пол Экман)
- Тестовое задание. Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики «Градусник»
- Обсуждение.
- Комментарий. Научившись оперативно выявлять свои эмоциональные состояния, вам станет легче ими управлять.
- Упражнение 3. Оценка чувств.
- Обсуждение.
- Упражнение 4. «Дневник эмоций»
- Обсуждение
- Домашнее задание.
- Обсуждение.
- Обратная связь пройденного занятия.
- Анкета
55 вопросов, которые помогут развить эмоциональный интеллект
Постоянно задавая самому себе эти вопросы, вы увидите, что автоматически становитесь более вдумчивым и проактивным (а не реактивным!) в своих действиях. Это поможет вам поднять свой ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ интеллект на новый уровень.
Развитие эмоционального интеллекта начинается с умения задавать правильные вопросы. Для этого очень важно понимать, как работают эмоции человека. Эмоциональный интеллект (EI или EQ) отражает способность распознавать свои и чужие эмоции, понимать их влияние и использовать эту информацию, чтобы управлять мышлением и поведением.
Вопросы, которые помогут вам войти в контакт со своими эмоциями и эмоциями других людей, с которыми вы ежедневно взаимодействуете.
Постоянно задавая их самому себе, вы увидите, что автоматически становитесь более вдумчивым и проактивным (а не реактивным!) в своих действиях.
Саморефлексия.
1.С точки зрения моего эмоционального поведения, как бы я мог описать себя?
2.Почему я ответил именно так?
3.Окружающие согласились бы с моей оценкой?
4.Какое настроение у меня сейчас?
5.Как мое настроение влияет на мой стиль общения и принятие решений?
6.В чем причина того, что мое текущее настроение именно такое?
Конкретные мысли, чувства и действия.
7.Что я думаю о своей самооценке и уверенности в себе?
8. Как моя самооценка и уверенность в себе влияют на принятие мною решений?
9.Что я могу сделать, чтобы повысить самооценку и степень уверенности в себе? (или наоборот, обуздать и держать их под контролем?).
10. В чем моя самая большая проблема или недостаток?
11.Почему мне так сложно справиться с этим?
12.Я слишком часто извиняюсь? Или может быть, мне стоит извиняться чаще?
13.Должен ли я научиться говорить «нет?». Возможно, я говорю «нет» слишком часто?
14.Я часто завидую окружающим? Почему?
15. Мне трудно просить? Почему?
16.Я провожу большую часть времени, думая о… Мне следует чаще задумываться о…
17.Как я провожу свое свободное время? Почему именно так? На что бы я хотел тратить свое свободное время?
18.Я открыт для других точек зрения? Я могу стать более открытым, сохранив собственную систему ценностей и убеждений?
19.Я легко поддаюсь влиянию других?
20.Следует мне стать более скептическим? А может быть, менее?
21.Какие качества окружающих раздражают меня больше всего? Почему?
22.Я агрессивно общаюсь?
23.Как мои взгляды и убеждения изменились с возрастом? Почему они изменились?
Эмоционально напряженные ситуации.
24.В каких ситуациях я обычно реагирую не так, как мне хотелось бы?
25.Как я хочу встретить ту или иную проблему, когда она возникнет в следующий раз?
26.Когда я испытываю трудности в конкретной ситуации (тупик на работе или тяжелые отношения), что конкретно мне не нравится? Почему?
27.Как я могу справиться с этим?
28.Несмотря на весь негатив, какие позитивные стороны я могу увидеть в этой ситуации?
29.Когда я сильно переживаю ту или иную ситуацию – не имеет значения, позитивную или негативную – насколько мои эмоции способны затуманить мою способность трезво мыслить и рассуждать логически?
30.Что я мог понять не так? В чем меня могли понять неправильно?
31.Насколько это важно для меня? (Как я буду воспринимать это завтра? Через неделю? Через пять лет?)
32.Как это связано с моей системой ценностей и приоритетов? Насколько это вписывается в общую картину?
33.Меня волнует, как мои решения повлияют на других?
Выслушивание критики.
34.Оставив мои личные чувства в стороне, чему я могу научиться, выслушав противоположную точку зрения?
35. Критика в моей адрес основывается на фактах?
36.Человек, критикующий меня, пытается нанести вред мне или моей самооценке?
Развитие эмпатии.
37.Какими чувствами я делюсь с моим партнером?
38.Как я чувствовал себя, когда переживал подобные ситуации, что и мой собеседник?
39.Почему этот человек может чувствовать себя по-другому, не так, как я? Как его опыт может повлиять на переживаемые им эмоции? Какие дополнительные или смягчающие обстоятельства могли сыграть свою роль?
40.Если я никогда не испытывал ничего похожего в данной ситуации, какое иное стечение обстоятельств заставило бы меня пережить схожие чувства?
41.Как бы я хотел, чтобы ко мне относились, окажись я в подобной ситуации?
42.Что я могу сделать, чтобы улучшить ситуацию?
Отношения с окружающими.
43. Я склонен концентрироваться только на положительных или лишь на отрицательных чертах окружающих?
44.Я являюсь сторонником презумпции невиновности? Почему да или почему нет?
45. Я осуждаю поступки вместо того, чтобы судить людей?
46.Я часто «замораживаю» людей во времени? То есть навсегда связываю того или иного человека с конкретной ситуацией в прошлом (позитивной или негативной)?
47.В отношении людей, с которыми я постоянно взаимодействую, что мне нравится в каждом из них? Какой потенциал я вижу в этих людях?
48.Когда я в последний раз делал этому человеку искренний (и особенный) комплимент, разговаривая с глазу на глаз?
49.Если мне категорически не нравится чье-то поведение, как я дам знать об этом? Если я не могу открыто выразить свою антипатию (или это было бы неэффективно), как еще я могу справиться с ситуацией?
Трудный разговор.
50.Когда будет самый подходящий момент, чтобы поговорить об этом? Где самое лучшее место для этого разговора?
51.Как я могу структурировать разговор так, чтобы передать мои истинные намерения?
52.Как мне лучше сформулировать свои мысли, чтобы меня правильно поняли?
53.В каком контексте нуждается мой собеседник чтобы лучше понять мою позицию?
54.Как я могу выразить свое недовольство поступками, а не личностью человека?
55.Какие свои ошибки я могу признать, чтобы продемонстрировать искренность и скромность?опубликовано econet.ru.
by Justin Bariso, Inc.
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источник
5 главных вопросов и ответов про эмоции
Есть ли у счастья запах? Что может заставить нас радоваться? Влияют ли лекарства на эмоциональный настрой? В этой статье вы найдете ответы на эти и другие вопросы.
Почему от счастья плачут?
Сильные положительные эмоции, с которыми человеку трудно справиться, становятся причиной слез радости. Плачут фанаты на концерте своего кумира или жена, дождавшаяся мужа из длительной командировки. Многие вопросы, вызывающие эмоции, заставляют человека плакать от счастья. Кому-то могут показаться странными подобные проявления чувств. Но это нормальная реакция, направленная на быстрое восстановление психологического равновесия.
Болеутоляющее средство может лишить нас радости?
По мнению исследователей из Университета штата Огайо, определенные анальгетики не только помогают избавиться от боли, но и уменьшают восприимчивость к положительным эмоциям. В результате проверок получившие обезболивающее участники реагировали на радостные изображения нейтральнее, чем те, которым дали плацебо.
Каковы пределы радости и боли?
Для начала следует разобраться, какие вопросы вызывают эмоции, какие из пережитых моментов мы вспоминаем как радостные, а какие заставляют нас грустить? Может быть, это личные достижения, например, продвижение по карьерной лестнице или заваленный экзамен. Однако доказано, что самые сильные переживания доставляют нам эмоции, испытанные в отношениях с другими людьми.
Мешают ли эмоции соблюдать диету?
Что сложнее — сесть на диету или соблюдать ее? Зачастую мы виним наши подсознательные решения в своем поведении. На самом деле это не так. Известно, что пищевое поведение зависит от наших намерений, а не от эмоций. По мнению ученых, чувства играют важную роль. Планируя, вы руководствуетесь здравыми рассуждениями, от которых отступаете в момент действия эмоций.
Пахнет ли счастье?
Многочисленные эксперименты показали, что счастье можно понюхать. Самое распространенное явление — отражение негативных эмоций на химическом составе пота. Недавно были обнаружены «последствия» счастья в поте. Теперь выражение «заразить» радостью обрело новый смысл. Исследование доказало, что определенные сигналы из пота счастливого человека могут менять эмоциональное состояние того, кто в этот момент находится с ним рядом.
В заключении хочется сказать о том, что какими бы не были эмоции, положительными или отрицательными, ими нужно уметь управлять. Научившись понимать свои эмоции и управлять ими, человек может развить в себе способность распознавать эмоции других. Обрести такой навык помогает курс Викиум «Эмоциональный интеллект».
Источник
15 интересных фактов о эмоциях
1. В английском языке более 400 слов описывающие разные эмоции. Многие из них могут быть синонимами друг для друга. Они еще не сделали подсчет в России..
2. У людей более 10 000 микро движений лица для выражения эмоции. Что более впечатляет, так это то, что большинство людей могут уловить эти тонкие изменения. Мы эволюционировали, чтобы иметь возможность распознавать эмоции через микро изменения в выражении лица.
3. Чарльз Дарвин считал, что эмоции, подобные страху, являются ключом к человеческой эволюции. Например, если кто-то боится медведя, они убегут. Некоторые животные, такие как птица Додо, не развивали страха перед хищниками (так как на изолированных островах их не было), что привело к их исчезновению.
4. Древнегреческий миф, негативные эмоции, такие как злоба, месть и зависть, были выпущены в мир из ящика Пандоры.
5. Вы когда-нибудь спали, чувствуя себя грустным или тревожным, и на следующее утро проснулись в настроении гораздо лучше? Это потому, что, когда ваш мозг переходит в сон, он выпускает химические вещества, которые облегчают психическую боль от стресса.
6. Ваши эмоции могут также влиять на ваше физическое тело. Ревность, как известно, вызывает боли в желудке, а стресс может вызвать головные боли.
7. Физические упражнения делают вас счастливыми. Сердечно-сосудистая деятельность увеличивает эндорфины в вашем теле, что улучшает ваше настроение. Интенсивные тренировки иногда также усиливают адреналин, что может заставить вас почувствовать, что после тренировки у вас больше энергии, чем когда вы начали.
8. Самые сложные эмоции для подделки — это грусть и гнев.
9. Употребление алкоголя лишает вас способности контролировать эмоции. Эмоции во время пьяного состояния может привести к другим эмоциям, таким как чувство вины и стыда.
10. Иногда, когда кто-то на грани слез, их губа начинает дрожать. Это потому, что ваш мозг тянет мышцы лица, чтобы вызвать движение. Эмоциональная, грустная сторона мозга сражается с логической стороной, которая пытается скрыть эмоции.
11. Эмоции не только в вашей голове. Слишком много гнева и стресса могут нанести урон вашему телу. Высокое кровяное давление связано с жизнью в стрессе.
12. Ревность проистекает из несчастья. Вместо того, чтобы позволить ревности взять на себя ваши эмоции, лучше спросить себя: «почему» вы так себя чувствуете и работаете над своими собственными целями.
13. Различные цвета могут вызывать различные эмоциональные реакции, поэтому люди должны помнить об этом при выборе цвета краски для своей комнаты. Предполагается, что оттенки синего успокаиваются, а цвет, похожий на ярко-оранжевый, способствует счастью и творчеству.
14. Люди — единственные животные, которые выражают шок и удивление, когда их рты вскрываются.
15. Ваши эмоции находятся под влиянием людей вокруг вас. Если все вокруг вас печальны, вы тоже почувствуете печаль. Если все счастливы и взволнованы, это заразительно, и другие счастливы. Вот почему важно избегать токсичного окружения, особенно если люди в вашем окружении агрессивны и жестоки.
Источник
Практическое занятие «Распознавание эмоций и чувств»
Умеете ли вы распознавать свои эмоции?
А ведь умения распознавать свои эмоциональные состояния, напрямую связана с регуляцией этих состояний. А умения распознавать эмоциональные состояния своего партнера, да и людей в целом, к более эффективным взаимоотношениям.
Хотите проверить прямо сейчас, провести маленькое исследование?
Назовите те эмоции, которые вы испытываете прямо сейчас, возможно не одну. Да, так бывает, мы можем испытывать несколько эмоций одновременно, например, радость, интерес и удивление.
Сложно! Да уж, не просто, но этому можно и нужно учиться, так сказать развивать эмоциональный интеллект.
Практическое занятие «Распознавание эмоций и чувств», дает возможность сделать шаг к развитию этого навыка.
Цель. Научиться определять свои эмоциональные состояния.
Мини — лекция. Идентификация эмоций и чувств
Упражнение 1. «Эмоциональная арифметика».
Упражнение 2. Таблица эмоций.
Упражнение 3. Оценка чувств.
Домашнее задание.
Процедура: Обратная связь (анкета).
Идентификация эмоций и чувств
Эмоции гарантировали выживание нашего вида. Они дают целостную оценку ситуации и ее развития.
Уметь опознавать (читать) свои эмоции, это шаг к познанию себя и своих потребностей.
Эмоции, «сигнализаторы» потребностей.
Идентификация эмоций и чувств — это способность распознавания, принятия и проявления своих эмоций и чувств. Формируется он в раннем детстве.
Эмоциональная идентификация — способность дифференцировать истинные и ложные выражения эмоций, а также отвечает за достоверное выражение эмоций.
Эмоциональная идентификация — способность понимать эмоции, связи между эмоциями, причины возникновения той или иной эмоции, переходы от одной эмоции к другой, анализ эмоций, способность интерпретировать и классифицировать эмоции.
Для осознания своих эмоций, вам надо взять в привычку, постоянно задавать себе вопрос «Что я сейчас чувствую?»
Этим вопросом вы направите своё внимание на ваши эмоциональные состояния. Тем самым разовьёте способность сразу оценивать его (идентифицировать). А значит опознавать и управлять им.
Упражнение 1. «Эмоциональная арифметика».
Цель. Научиться понимать, осознавать эмоциональные состояния.
Инструкция. Внимательно просмотрите таблицу эмоций и допишите в нее недостающие, на ваш взгляд, варианты или исправьте предложенные. Можно воспользоваться таблицей эмоций. В конце занятия см.приложение 1.
Комментарий. Процесс выполнения упражнения позволит вам лучше разобраться в эмоциональном мире. А значит, не только лучше понимать чужие эмоции, но и чувствовать собственные.
№ | Эмоции, чувства | = | Эмоции, чувства, состояния | Свой вариант |
1 | Гнев + Предвкушение | = | Запал | |
2 | Предвкушение + Радость | = | Оптимизм | |
3 | Отвращение + Гнев | = | Негодование | |
4 | Страх + Удивление | = | Смятение | |
5 | Радость + Доверие | = | Любовь | |
6 | Печаль + Отвращение | = | Презрение | |
7 | Удивление + Печаль | = | Досада | |
8 | Доверие + Страх | = | Покорность | |
9 | Гнев + Радость | = | Триумф | |
10 | Предвкушение + Доверие | = | Надежда | |
11 | Отвращение + Предвкушение | = | Цинизм | |
12 | Страх + Печаль | = | Отчаяние | |
13 | Радость + Страх | = | Риск | |
14 | Печаль + Гнев | = | Зависть | |
15 | Удивление + Отвращение | = | Шок | |
16 | Доверие + Удивление | = | Любопытство | |
17 | Гнев + Доверие | = | Доминирование | |
18 | Предвкушение + Страх | = | Тревога | |
19 | Отвращение + Радость | = | Нездоровая тяга | |
20 | Страх + Отвращение | = | Вина | |
21 | Удивление + Гнев | = | Возмущение | |
22 | Доверие + Печаль | = | Сочувствие | |
23 | Радость + Удивление | = | Восторг | |
24 | Печаль + Предвкушение | = | Пессимизм | |
25 | Эмоциональный ноль | = | Покой |
Обсуждение.
Упражнение 2. Подбери эмоцию.
Цель. Научиться понимать, осознавать эмоциональные состояния.
Инструкция. В таблице внесены чувства и эмоции. Ваша задача записать в пустую строку ту эмоцию или чувство, которое на ваш взгляд получится из соединения двух эмоций.
Примерные ответы см. в приложение 2., в конце занятия.
Бланки таблицы эмоций.
Радость
Страх
+
=
Печаль
+
Гнев
=
Доверие
Отвращение
=
Удивление
=
Обсуждение.
Тестовое задание. Тест на распознавание выражений лица (Пол Экман)
Цель. Научиться определять эмоциональные состояния по выражению лица.
Оборудование. Карточки с различными выражениями лиц.
Инструкция. По предъявленным карточкам определить эмоцию.
Комментарий. К ответам не переходите, пока не выполните задания.
Обсуждение.
Тестовое задание. Самооценка эмоциональных состояний с помощью методики «Градусник»
Цель. Научиться выявлять эмоциональные состояния «здесь и сейчас».
- Перед вами на бланке изображен медицинский градусник, на котором имеется несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию. Деления на шкалах соответствуют тому или иному уровню вашего состояния. Выберите ту шкалу, которая в наибольшей степени соответствует вашему состоянию в данный момент, и отметьте в таблице (+).
2. На протяжении недели, не менее двух раз в день, делайте измерения вашего эмоционального состояния. Делайте записи своих измерений. В конце недели посчитайте, в каких состояниях вы чаще всего находились и на какой интенсивности градуса.
Комментарий. При измерении эмоциональных состояний, записуйте и свои мысли.
36
37
Расположение знака до 36 градусов соответствует слабой выраженности состояния, от 36 до 37 градусов — средней выраженности состояния, от 37 до 38 градусов — высокой выраженности, а от 38 до 39 градусов — очень высокой выраженности данного эмоционального состояния.
Обсуждение.
Комментарий. Научившись оперативно выявлять свои эмоциональные состояния, вам станет легче ими управлять.
Упражнение 3. Оценка чувств.
Цель. Научиться определять интенсивность эмоциональных состояний.
Комментарий. Письменное задание позволит вам потренироваться в оценке силы своих чувств.
Инструкция. Запишите в свободной строке ситуацию и чувства. В отношении каждой ситуации оцените названные вами эмоции и чувства по представленной шкале.
0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
Вообще отсутствует | Незначительно | Умеренно | Сильно | Очень сильно |
Задание на оценку чувств.
1. Ситуация: | |||||||||||
Эмоции, чувство: | |||||||||||
Баллы | 0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
2. Ситуация: | |||||||||||
Эмоции, чувство: | |||||||||||
Баллы | 0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
3. Ситуация: | |||||||||||
Эмоции, чувство: | |||||||||||
Баллы | 0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
Обсуждение.
Вопросы
Ответы
Комментарий.
Сильные чувства сигнализируют о том, что в вашей жизни происходят нечто важное.
Упражнение 4. «Дневник эмоций»
Цель. Научиться различать эмоции. Определять связь эмоций с телом.
Комментарий. Люди, чаще всего испытывают сложности с пониманием своих эмоций. Дневник эмоций, как техника, даёт возможность опознавать, определять свои эмоции. Также определять связь эмоций с телом.
- Опишите ситуацию в таблице.
- В столбце «эмоции», запишите эмоции, которые связаны с описанной ситуацией. Подробно опишите все внутренние переживания, а не мысли и желания.
- Прислушайтесь к телесным ощущениям, которые возникают при воспоминании ситуации и эмоционального состояния. Опишите их.
Для выполнения задания, перейдите по ссылке.
Ситуация может быть как приятная, так и нет, как с интенсивными эмоциями, так и ничем не примечательными повседневными.
Отслеживайте свое внутреннее состояние.
Описывайте переживания, а не мысли.
Описывайте все телесные ощущения, которые вы испытывали в момент произошедшей ситуации.
Обсуждение
Домашнее задание.
Задание 1.
Для выполнения задания, перейдите по ссылке.
Цель: развитие навыков самоанализа: понимание доминирующих и наиболее значимых эмоциональных переживаний. Выработать навык в оценке силы своих чувств.
Задание 1. В течении недели проанализируйте, какие эмоции и чувства вы испытывали чаще других, а какие реже, при этом оцените их силу в баллах.
0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
Вообще отсутствует | Незначительно | Умеренно | Сильно | Очень сильно |
Эмоции в баллах
В учебном заведении. На работе.
В новой компании
В других местах. (Где?)
Цель. Научиться различать эмоции. Определять связь эмоций с телом.
Инструкция. В течении недели ведите запись ваших эмоциональных состояний и связанные с ними телесные ощущения.
Обсуждение.
Обратная связь пройденного занятия.
Обратную связь можно провести в виде заполнения анкеты или обсудить по кругу, если это групповые занятия или самоанализ если занятие проходим самостоятельно.
Анкета
- Во время занятия я понял, что …
- Самым полезным для меня было …
- Своими основными ошибками на занятии я считаю …
- Мне не понравилось…
- На следующем занятии я хотел бы …
- На месте ведущего я (в случае групповых занятий)…
Для более глубокого понимания, что с вами происходит и что с этим делать, вы можете получить бесплатную диагностическую консультацию психолога. Для этого перейдите по ссылке «Записаться на бесплатную консультацию»
Для того, чтобы научиться определять и регулировать свои эмоциональные состояния, необходимо понять их устройства и способы их регуляции. А ещё важно, уметь определять источники влияющие на ваши состояния.
Если вы желаете иметь адекватную, стабильную, позитивную самооценку и научиться управлять своими эмоциональными состояниями, то можете ознакомиться с такими курсами как: курс «Поверь в себя, свои способности. Открой призвание«, курс «Эмоции и Я», курс «Управляй мышлением. Позитивное мышление», курс «Мотивация достижений», курс «Как общаться эффективно».
Для познания психологических знаний в области личностного развития и освоения различных методик, упражнений и техник, вы можете получить их, перейдя по ссылке «Вебинары» и выбрать участие в заинтересовавшим вас вебинаре.
Приложение 1. К упражнению 1.
Таблица чувств и эмоций человека
Источник