Конспект урока литературного чтения «В.Драгунский.Надо иметь чувство юмора»
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературного чтения «В.Драгунский.Надо иметь чувство юмора» | 28.25 КБ |
Конспект урока литературного чтения 3 класс
«Легко ли смеяться над собой»
(В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)
Углубление знаний учащихся по теме;
– Познакомить с произведением В. Драгунского «Надо иметь чувств юмора»;
– Обучить учащихся формулировать тему и идею произведении;
– Отрабатывать умение характеризовать литературного героя;
– Развивать устную монологическую речь;
– Совершенствовать навык правильного беглого выразительного чтения целыми словами;
– Воспитывать любовь к своим близким, животным, к природе;
– Воспитывать интерес к чтению
— Презентация к уроку:
— карточки с заданием для учащихся
Проверка готовности учеников к уроку
2.Создание эмоционального настроя.
(звучит музыка: “В каждом маленьком ребенке…”)
-Какое настроение вызывает у вас эта музыка? (радостное, веселое…)
-Что кроме самой музыки позволяет создать веселое настроение песни? (слова песни)
-А над чем обычно смеются люди? (над какими-нибудь смешными случаями )
Проверка домашнего задания
Вашим домашним заданием было выучить наизусть забавное стихотворения Генриха Сапгира «Людоед и принцесса»
Сегодня мы будем озвучивать мультфильм. Посмотрим, как это у нас получится.
3.Введение в тему урока.
-Как называется чувство, которым обладает человек, умеющий смеяться над происходящим? (чувством юмора)
Сегодня на уроке мы будем говорить об этом замечательном чувстве, а поможет нам один замечательный детский писатель.
Соедини название рассказов и их героев
На парте у вас лежат карточки . Соедини название рассказов и их героев
«Девочка на шаре»
«Тайное становиться явным»
Что общего у этих рассказов?
(У них один автор – Виктор Юзефович Драгунский)
— Мы спросили взрослых в зале:
“Вы Драгунского читали?”
А в ответ-вот это да.
Все сказали дружно “ ДА!”
Как вы думаете, каким нужно быть человеком, чтобы придумывать такие интересные и смешные рассказы?
Каким же был Виктор Драгунский вам расскажут наши девочки.(выступают с сообщением несколько учеников )
В. Драгунского часто называют мастером улыбки. Он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил театром, который назывался «Синяя птичка».
А ещё В. Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках и все дети , мамы, папы, бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха – такой весёлый был этот Дед Мороз. В. Драгунский одно время работал клоуном в цирке на Цветно бульваре в Москве, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике. Во время войны Виктор Юзефович с другими артистами ездил на фронт выступать перед бойцами. Чтобы у них было хорошее настроение. Когда у Драгунского подрос сын Дениска, с ним начали происходить всякие смешные истории, и вскоре вышли книги: «Денискины рассказы» и многие другие. Виктор Драгунский всего написал около девяноста рассказов.
4.Тема и задачи урока
(на доске написано предложение: “Надо иметь чувство юмора” В.Драгунский)
-Ребята. Посмотрите на предложение и скажите. Какой знак вы бы поставили в конце этого предложения и почему? (Дети предлагают версии и доказывают свою точку зрения. На доске появляются по очереди знаки: точка, восклицательный и вопросительный знаки.)
— А как вы думаете, надо ли человеку иметь чувство юмора? (беседа)
-Как относятся к человеку с юмором?
-А вам интересно узнать, что думает по этому поводу В. Драгунский? . что для этого нужно сделать? (прочитать произведение) …будем искать ответ на вопрос в рассказе Драгунского.
-Давайте откроем учебники и посмотрим на иллюстрацию, которая помещена к рассказу.
-Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь в рассказе?
-Вы узнали героев?
-Как рисунок соотносится с названием текста? (предположения детей)
Прочитайте формулировку темы урока
Тема: Легко ли смеяться над собой?
-Как бы вы ответили на этот вопрос?
-А хотите знать, что думает об этом писатель В. Драгунский
5.Первичное восприятие текста
Сегодня у нас необычный урок.
Сейчас мы увидим инсценировку первой части этого произведения. Закройте глаза представьте большой зал и сцену. Занавес открывается.
(Заранее подготовленные учащиеся – инсценируют отрывкок из рассказа В.Драгунского «Надо иметь чувство юмора».
– Ты мою тетрадку проверь, а я – твою.
– Ты чего, Мишка, покатываешься?
– Я покатываюсь, что ты неправильно списал!
– А я то же самое, только про тебя. Гляди, ты написал: «Наступили мозы». Это кто такие – «мозы»?
– Мозы – это, наверно, морозы. А ты вот написал: «Натала зима». Что это такое?
– Да не «натала», а настала. Ничего не поделаешь, надо переписывать. Это всё лемуры виноваты.
И они стали переписывать. А когда переписали, Дениска сказал:
-Давай задачи задавать!
В это время пришёл папа. Он сказал:
— Здравствуйте, товарищи студенты…
— Вот папа, послушай какую я мишке задам задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое. Как разделить их среди нас поровну?
Мишка надулся и стал думать. Папа тоже задумался.
Тогда Дениска сказал:
— Чтобы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить компот – и Дениска стал хохотать.- Это меня тётя Мила научила.
Итак, громкими аплодисментами проводим наших юных актёров на места и возвращаемся снова на урок. Понравилась эта сценка?
-Ребята, я видела, как во время просмотра вы все улыбались. Что вам показалось интересным в первой части. Вы “покатывались со смеху” или просто улыбались. А вот наши герои “просто покатывались со смеху”….это как? (очень сильно смеялись)
-Что же так развеселило героев?
-Встретились ли в тексте незнакомые слова?
-Нужно ли пояснить, кто такие лемуры? (Лемур — полуобезьяна с длинным хвостом и удлиненными задними конечностями. Живет в тропических лесах.) Посмотрите на фото лемура. Вам он понравился? Забавный зверек? Скажите, правда, такой зверек мог отвлечь внимание мальчиков от уроков.
-А вот в конце первой части смеётся один Дениска. Почему?
-Можете ли вы уже сказать, у кого из героев есть чувство юмора.
6.Работа с произведением во время чтения.
Первичное чтение ( динамическое чтение-буксир, молния, кенгуру, многократное чтение)
При чтении 2 части, в конце проводим диалог с автором:
После предложения: “Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого “В” и что ему грозит, если это будет продолжаться? Всё!” (Кого папа имел в виду?)
Найдите в тесте на этот вопрос. (Тут папа остановился…)
После прочтения предложения «Они оба на меня смотрели и хохотали»( Они смеялись почему то или над кем-то?)
«….мы этого ещё не проходили»( А Дениске было смешно? Почему?)
«…такого скоро выгонят из школы»( Вы поняли почему Дениска ушёл? Что он почувствовал?)
Как вы думаете о чём будет говориться в 3 части этого рассказа?
После предложения: “Я вышел из комнаты в коридор…. ровно столько, сколько нужно” Оправдывает себя….
После предложения: “ И ещё я подумал …. на целину” Расстроился?!
-А целина это…. »(Что такое целина. Куда собрался Дениска? Это освоение никогда не паханной земли в Казахстане, Поволжье, Сибири. В 1954-1960гг. в эти места ехали люди, особенно молодёжь, чтобы осваивать, покорять дикие степи. Вспахать там землю и выращивать урожай хлеба.)
— Вот как Дениска обиделся на папу за эту задачу, как ему было жалко себя — он, даже хотел уйти из дома на целину.
После предложения: “Что ты, она похудела на 37 кило! Вот как скучает!” Хотел, что б его пожалели?! Обидно ему?! Может даже стыдно?!
После предложения: “Что у тебя такие глаза?” А что заметил папа в глазах Дениски?
После предложения: “Такого мальчишки и на свете-то нет, не то что в вашем классе” Он на самом деле выдумал?
-Зачем Дениска спрятался за вешалку?
-Зачем папа добился, чтобы Дениска засмеялся?
(найдите это в тексте)
-Чему же учил папа Дениску?
-У кого из героев рассказа есть чувство юмора?
-Есть у папы чувство юмора. ( придумал смешную и полезную задачу)
-А можете это доказать словами текста? (“Здравствуйте, товарищи студенты!”
-Есть ли чувство юмора у Дениски? (не совсем)
-Как вы думаете, стоило ли Дениске обижаться на задачу. А почему он обиделся? ( Принял задачу на свой счет, решил, что несправедливо папа про него говорит, обиделся, что папа с Мишкой смеялись)
-Почему папа первым подошел к Дениске? ( папа понял, что Дениска обиделся, решил помочь сыну посмотреть на себя со стороны и научиться смеяться над собой)
-Есть ли у папы чувство юмора? ( да, придумал смешную и полезную задачу)
— Поможет ли папина задача Дениске стать лучше? Заставила задуматься? ( Задача заставила Дениску задуматься над своим поведением и критически взглянуть на себя со стороны.)
-Какой бы вы теперь поставили знак в конце предложения: “Надо иметь чувство юмора!”
Значит, обладать чувством юмора не простая задача. Как бы вы ответили на вопрос: Смеяться над самим собой трудно или легко?
— Как вы думаете, зачем авторы учебника включили так много произведений Драгунского? (Они поучительные)
-Чему учит нас рассказ В. Драгунского?
Чувство юмора — это способность человека смеяться над происходящим, а что главное – это умение смеяться над собой!)
7. Работа с произведением после чтения
Работа в четвёрках:
Написать синквейн о главном герое (схема синквейна дана)
8. Рефлексия, оценивание.
Какой вопрос мы поставили вначале урока?
Какой вывод можно сделать по окончанию нашего урока?
Что вы поняли для себя?
Сегодня я хочу поблагодарить вас за хорошую работу (биография, инсценировка отрывка, чтение, ответы…)
Попробовать составить свою задачу про себя.
(Если есть время)Давайте проверим, есть ли у вас чувство юмора.
Игра-викторина “Есть ли у вас чувство юмора?”
+кто может прыгнуть выше дома (любой человек, т.к. дома прыкать не умеют)
+ что нужно сделать, если во сне встретил тигра? (проснуться)
+ почему львы едят сырое мясо? (не умеют его варить)
+ одно яйцо варится 5 минут. А 2 яйца? (также 5 минут)
+ на какой вопрос никто и никогда не ответит “да”? (ты спишь?)
+ что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
+ когда ты родился, тебе это сразу дали, но ты сам этим не пользуешься (твоё имя)
+ мышеловка из 5 букв (кошка)
+ чем больше из неё берёшь, тем больше она становится (яма)
Во 2 классе учитель передаёт детям полностью логику основного метода работы с книгой (чтение-рассматривание) и с текстом (творческое чтение), учит алгоритмам действий до чтения, в процессе чтения и по.
Урок литературного чтения по теме: «Такой хрупкий и такой прочный мир чувств» по сказке Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Материал содержит подробный конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК «Школа 2100» из раздела «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями».
Тема урока: Легко ли смеяться над собой? В. Драгунский «Надо и.
Презентация к уроку литературного чтения «В.Драгунский .Надо иметь чувство юмора.
Конспект урока литературного чтения 3 класс «Легко ли смеяться над собой»(В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)Цель:Углубление знаний учащихся по теме;– Познакомить с.
Рассказ Драгунского о Дениске и Мишке, которые делали домашнее задание вместе. Дениска при этом рассказывает другу про лемуров. Потом мальчики решают проверить друг у друга работы и находят много ошиб.
Источник
Два друга, Денис и Мишка, много времени проводят вместе. Уроки они тоже делают сообща. Но просто делать уроки – это так скучно! А если попутно, вместе с домашним заданием, обсудить животное из подотряда интересных приматов, то станет гораздо увлекательнее. Правда это обсуждение ведёт к досадным ошибкам в тетрадках, но это ничего, гораздо труднее решить задачку папы…
Викторина по рассказу Драгунского «Надо иметь чувство юмора»
1. О каком «ужасно симпатичном звере» с большими глазами рассказывал Денис Мишке в начале рассказа «Надо иметь чувство юмора»?
Ответ: о лемуре
2. Почему зима в тетрадке у Дениски «натала», а не настала?
Ответ: потому что Денис за разговорами допустил ошибку, пропустил букву «с»
3. Какими словами пришедший к ребятам папа приветствовал Дениску и Мишку?
Ответ: «Здравствуйте, товарищи студенты!»
4. Какие фрукты «применил» Денис в своей задаче, заданной Мишке?
Ответ: яблоки
5. Как разделить два яблока на трёх человек?
Ответ: сварить компот
6. В каком классе учился школьник из задачи, придуманной папой?
Ответ: в первом «В» классе
7. Как отреагировал Мишка на условие папиной задачи?
Ответ: он захохотал
8. Смог ли Денис дать папе правильный ответ на придуманную им задачу?
Ответ: нет
9. Какую отговорку придумал Денис, не сумев решить папину задачу?
Ответ: мы этого ещё не проходили
10. Условие папиной задачи было длинным или коротким?
Ответ: длинным
11. Какое место выбрал для себя Денис, чтобы посидеть и пофантазировать насчёт целины?
Ответ: за вешалкой
12. Какой случай папа имел в виду, когда сказал, что надо иметь чувство юмора?
Ответ: случай с мальчиком из папиной задачи
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Источник
Цели урока:
Оборудование к уроку:
= в каком разделе мы с вами сейчас работаем?
= какой автор первым встретил нас тут? Что мы у него читали и начали учить?
= чем вам понравились смеянцы?
= просмотр юмористических кадров (Приложение 1)
= что вызвало у вас улыбку, смех?
= над кем вы смеялись?
= над кем ещё можно смеяться?
= постановка проблемного вопроса: (открываю тему урока на доске)
Легко ли смеяться над собой?
= что для этого необходимо?
(Выслушать ответы детей и оставить без комментариев)
+ в беседу с нами вступает хорошо нам знакомый автор (стр.169 учебника)
+ какие его произведения нам знакомы? О чём и о ком они?
+ выскажите свои предположения: о чём мы узнаем из этого рассказа?
(Антиципация по автору, названию, рисунку)
б) Во время чтения 1 части:
+ до слов “…И мы стали переписывать.”
Действительно лемуры виноваты? Дайте мальчикам совет по этому поводу.
+ а вот они, лемуры – виновники! (Приложение 2)
+ до слов “Мишка надулся и стал думать.” А ваш ответ?
+ дочитаем 1 часть до конца – итак, 1:0 в пользу Дениски.
в) Чтение 2 части без комментариев комбинированно (начинают дети, задачу читает учитель, далее до конца 2 части – дети)
+ папа и Мишка смеялись над чем-то или над кем-то?
+ отчего надулся Мишка?
+ почему теперь Мишка захохотал во всё горло?
+ значит, 1:1 – ничья?
+ почему же Дениске не было смешно? Дайте ему совет.
г) Чтение 3 части:
+ до слов “А что я ему скажу…”
+ какое серьёзное решение принял Дениска?
+ обратимся к карте России: где находится Москва – тут живёт Дениска, а вот где находится Алтай – почему же так далеко решил он уехать?
Да, вот как обиделся!
+ 37 кг – это много или мало? Сравните со своим весом.
+ дочитаем рассказ до конца: какой совет дал папа сыну?
+ прочитайте этот совет с разными знаками на конце (. ? ! …)
= зачем автор призывает нас вместе с Дениской иметь чувство юмора?
= открываю на доске плакат:
“Иногда мне нисколько не хочется смеяться, но я себя заставляю, выдавливаю из себя смех, смотришь, через пять минут и вправду становится смешно, и я прямо кисну от смеха» (В.Драгунский.
= как его получить – это чувство?
+ что нужно сделать, если во сне встретил тигра? (проснуться)
+ почему львы едят сырое мясо? (не умеют его варить)
+ одно яйцо варится 5 минут. А 2 яйца? (также 5 минут)
+ на какой вопрос никто и никогда не ответит “да”? (ты спишь?)
+ что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
+ когда ты родился, тебе это сразу дали, но ты сам этим не пользуешься (твоё имя)
+ из него на ходу спрыгнуть можно, а вот запрыгнуть обратно нельзя (самолёт)
+ чем больше из неё берёшь, тем больше она становится (яма)
7. А я хочу вам дать такой совет: (у детей на партах листочки с текстом) (Приложение 3)
Проснись и пой! Проснись и пой!
Попробуй в жизни хоть раз
Не выпускать улыбку из открытых глаз.
Пускай, капризен успех –
Он выбирает из всех –
Кто может первым посмеяться над собой.
Пой, засыпая, пой во сне! Проснись и пой!
Источник