Вопросы по чувство родины

Что значит любить свою родину: как можно понять и трактовать эту фразу

Содержание:

Родина есть у каждого человека, рожденного на земле. Все воспринимают данное понятие по-своему. Некоторые люди проявляют любовь к родной земле, восхищаясь красотами природы, богатствами флоры, фауны. Для других отчизна является семьей. Известный поэт Есенин в своих произведениях четко описывал, что значит любить свою родину. Он посвящал стихи полям, лесам, морям, сезонным красотам.

Тема отчизны поднимается многими писателями. Они рассказывают об ощущении, понятии родины. Она с раннего детства занимает частицу человеческой души. Несмотря на проблемы, невзгоды, большинство людей стремятся вернуться в родные края.

Что значит любить родную землю – проявление любви к родине

Любить родной край – означает гордиться местом своего рождения. Многие граждане совершают отважные, героические подвиги на благо отчизны. Созидание исключает разрушение; бережное отношение к своему городу, региону, стране основывается на множестве принципов:

  • Послушание, следование моральным нормам;
  • Жизнь в соответствии с законодательными канонами;
  • Уважительное отношение к соотечественникам;
  • Защита своей территории;
  • Заслуги перед страной в сфере спорта, эстрадного искусства, науки;
  • Гордость за родной край.

Любить родной язык – значит ценить свой край, который у каждого один. Проявление истинного патриотизма заключается в мелочах. Задание человека – делать добро. Природа нуждается в поддержке, несчастные люди – в сострадании, бездомные животные – в помощи.

Что означает любить родину

Тест часто включает вопрос о значении любви к отечеству, понятии родины. Отчизна является пространственным, многоуровневым объединением. Это определенная часть земли различного масштаба. Человек может любить свой родной город, страну, район. Это индивидуальные чувства, испытываемые гражданином.

В литературе родная земля восхваляется как нечто святое, незаменимое для человека. Примеры выражения любви к отечеству:

  • Соблюдение чистоты. Проблема засорения полей, лесов остро стоит в России. Если все граждане начнут уважительно относиться к природе, перестанут бросать мусор, решить проблему будет проще;
  • Забота об окружающей среде. Высадка цветов, создание парков, уборка двора – проявление любви к родной земле. Патриотизм проявляется в бескорыстном уходе за своей страной;
  • Реставрация памятников архитектуры. Многие красивейшие здания нуждаются в восстановлении. Они хранят в себе историю развития государства, привлекают внимание к культуре городов.

Родину нельзя любить за что-либо. Это искренняя привязанность к родной земле, она базируется на светлых, чистых чувствах граждан. Патриоты стремятся добиваться успеха для своей страны, прославлять ее на соревнованиях, консилиумах, в путешествиях за границу.

В стихах Сергея Александровича Есенина – известного русского писателя – отечество играет особую роль. Он откровенно, трепетно, эмоционально отзывается о растениях, закатах, птицах. Знаменитые композиторы переложили многие из его стихов на музыку. Поэт всегда тосковал по родному дому, клену за окном, когда покидал страну.

Источник

Чувство Родины.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Изучить основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_office_word_32.docx 20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Чувство Родины.

— изучить основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики

— развивать память, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия, умение преодолевать трудности, навыки работы с учебником, справочными материалами.

— воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, толерантного отношения, уважения друг к другу и окружающим, потребность в общении, доброжелательность, стремление быть тактичным и деликатным.

— способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек — часть природы;

— развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию;

— формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, учить прогнозированию последствий своих поступков;

— способствовать развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию, эмоционально положительного отношения к живой природе;

— воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

I . Организационный момент.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

— Ребята, мы — единое целое. От работы каждого из нас зависит общее дело, его результативность. У нас есть волшебные слова:

1. Правила работы на уроке.

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам.

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг!

II. Самоопределение к учебной деятельности.

— У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы оно таким же и сохранялось у вас на протяжении всего урока. А если у нас хорошее настроение, то, как мы можем подарить его друзьям при встрече? Правильно, улыбкой. Давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»

II. Актуализация знаний и постановка темы урока.

— Давайте прослушаем песню «Наш край» (звучит песня «Наш край», музыка: Кабалевский Д., слова: Пришельц А.)

— Отгадайте загадку: «Что краше солнца, дороже золота?»

— Вы, наверное, уже догадались о чем мы будем с вами говорить?

— Правильно. О том, что дорого и свято для каждого из нас, о Родине.

— Тема нашего урока: «Чувство Родины».

— Какие задачи поставите перед собой на уроке?

— Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина»

III. Изучение нового материала.

Родина бывает разная.

Если скажут слово Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор,

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

— Скажите, ребята, а что значит для вас понятие «Родина»?

Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать.

— Как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»?

Корень «род». Слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами.

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мышки прячутся во ржи.

Как увидеть их, скажи?

В норке прячется полёвка.

Покажись, скорей, плутовка! (Приседания.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)

2. Работа у доски.

Подберите к каждой букве слово «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова.

Р — родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д.

О – огромная, озерная, открытая, очаровательная и т.д.

Д – добрая, дорогая, душевная, достойная и т.д.

И – интересная, известная, интеллектуальная, исключительная и т.д.

Н – наилучшая, наипрекраснейшая, ненаглядная, необъятная и т.д.

А – активная, актуальная, авторитетная, аккуратная,

— А какие синонимы подойдут к слову «Родина»? (Родной край, Отечество, Отчизна).

— Подберите однокоренные слова к слову «Отчизна». (Отчество, отец, отчий).

— Как вы понимаете слова Вольтера: «Отчизна – это край, где пленница душа»?

Душа всегда связана с чувствами. Здесь говорится о сильных и глубоких чувствах, которые принадлежат к родному, любимому месту на Земле. Такое единство чувства Родины и собственной судьбы в человеке называют патриотизмом.

Но у каждого человека есть своя Малая Родина.

— А что значит «малая родина»?

Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок от большой Родины.

3. Стихотворение «Россия – наша Родина».

Родина для Миши это мама,

Старый дом и вишня у забора.

А для Вани — речка и пригорок,

На травинке Божья коровка.

Для ребят, живущих по соседству,

Родина — истории секреты.

И когда закончится их детство,

Об открытиях напишут все газеты.

Родина кому-то это яхта,

Взрослым тоже нравятся загадки.

Камышей полоска у причала,

Ветерок и речка, все в порядке.

И страна, где мы живем все вместе,

Самая цветущая, красивая,

Самая прекрасная на свете,

Это наша Родина — Россия.

4. Работа с пословицами.

— Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом Родина. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине.

Народ слагал о ней пословицы, поговорки, песни, придумывал сказки, много мудрых мыслей сказано.

«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».

Человек, который не любит свою Родину, нравственно неполноценен.

• Работа в группах.

— Давайте попробуем каждая из групп собрать из разрозненных слов пословицу о Родине и объяснить ее значение:

1. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

2. Человек без родины, что соловей без песни.

3. Родная земля и в горсти мила.

5. Самостоятельная творческая индивидуальная работа в тетрадях.

— Составьте синквейн по теме урока.

IV. Закрепление нового материала.

— Итак, ребята, Родина — это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в 1/6 всей земной коры, это и ракета, нацеленная к луне, и птицы, летящие на север. Это имена людей и великие открытия, и культура, которым аплодирует весь мир. Это мой отец и твоя мать, это ты и я с нашим миром, чувствами, с нашими радостями и заботами.

1. Упражнение «Снежинка».

— Я прошу вас выполнить одно простое упражнение. Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте мою инструкцию:

— сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол,

— сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, и еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и сравните листы друг друга.

— Что мы видим? У всех листы получились разные.

Это говорит о том, что все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях, но независимо от этого, мы — единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех Родина. Только вместе нам под силу строить дальнейшую жизнь России как сильного демократического государства.

Джон Кеннеди сказал: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины.

— А что вы, молодое поколение, можете сделать для своей страны?

У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко. Продолжите, пожалуйста фразу: «Я дарю своей Родине…». Например, я напишу: «Я дарю Родине свой труд учителя». В ваших возможностях подарить знания, умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и т.д.

— Ребята, что вы узнали нового?

— Что бы вы хотели узнать?

— Оцените свою работу на уроке.

— Какие цели и задачи мы ставили на уроке?

— Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»

— Мне хочется закончить урок стихотворением:

Холмы, перелески, луга и поля —

Родная, зелёная наша земля.

Земля, где я сделал свой первый шажок,

Где вышел когда-то к развилке дорог.

И понял, что это раздолье полей —

Частица великой Отчизны моей. (Г. Ладонщиков.)

Источник

Урок русского языка «Чувство родины»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Урок русского языка.Комплексный анализ текста

Скачать:

Вложение Размер
urok.doc 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме:

Комплексный анализ текста «Чувство Родины».

Подготовка к ЕГЭ.

ЦЕЛИ УРОКА: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения задавать уточняющие вопросы; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

I.Вступительное слово учителя.

От вашего имени приветствую наших гостей. А начнем мы наш урок с небольшой экскурсии . ( Приложение 1 )

Узнали места? Знакомые сердцу места, правда? Как мы можем одним словом назвать тот край, где человек родился и вырос?

Да, Родина. Малая Родина, где ты родился и вырос, страна твоего детства.

Тема нашего урока — Комплексный анализ текста Василия Пескова «Чувство Родины».Подготовка к ЕГЭ.

(слайд) Откройте тетради и запишите тему урока.

Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться? (вместе цели). На какие вопросы предстоит ответить? Они на первый взгляд кажутся простыми.

Да, сегодня нам предстоит ответить на самые сложные вопросы, которые на первый взгляд кажутся простыми: Почему человек любит тот край, где он родился? Почему его влечет туда, где бы он не был? Вы задумывались, почему люди собираются и едут в те деревни, которых давно уже нет, чтобы просто постоять на том месте, где прошло их детство, угадывая родной дом, могилки родных и знакомых, чтобы встретиться с друзьями своего детства. С чего начинается Родина ?

Итак, наш урок посвящен теме Родины. Сегодня мы готовимся к написанию изложения, сочинения- рассуждения, к новой форме сдачи ЕГЭ, чтобы не бояться, а последовательно учиться и уверенно сдать на положительные оценки.

Понятие это у каждого свое. Что же для вас понятие Родина?

— Ребята, назовите и запишите 3-4 явления, предмета, которые наиболее тесно ассоциируются у вас со словом «Родина» (голос мамы, первый школьный звонок, резные ворота соседского дома, гирлянды на праздничной елке). На столе у каждого рабочий лист, где вы записываете все, что, по- вашему мнению, пригодится для создания изложения и небольшого сочинения- рассуждения. А Данил найдет значение этого слова в словаре Ожегова. Спасибо! Вы убедились: это понятие очень широко, слово Родина многозначно. Загл я нем в словарь Ожегова.

Родина, — ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-н., возникновения чего-н. Москва – его родина. Индия – родина шахмат.

-Подберите однокоренные слова к слову Родина. Родинка, родители, родник, родня, родственники, народ, род, родной, родительский, родство, рождение. (Слайд). Давайте попытаемся проникнуть в тайну названий.

1. Запишите данные слова и произведите их морфемный разбор, разбор по составу.

2. Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? (Это что-то родное, близкое, свое по рождению, по духу.)

Молодцы! Итак , мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего поселка, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины.

3. Может быть, вам поможет найти ответы на те вопросы, которые мы поставили в начале урока стихотворение моей землячки, учителя по образованию, журналиста и поэта по призванию, которая сейчас живет в Америке, Валентины Серафимовны Чижик-Рост. (Наизусть ученик)

Абан… Двадцать лучших лет.

Горькой жизни светлый след.

Абан, Абан, дай мне силы

Без тебя вдали прожить.

Дай мне силы, чтоб хватило

Век достойно завершить.

Абан — теплые тропинки.

Абан — добрые глаза.

Две разбитых половинки,

Разделив, сложить нельзя.

-Какие понятия у поэта ассоциируются с чувством Родины, с понятием Родина? Мы много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь.

IV. Чтение текста учителем. Итак, обратимся к тексту В. Пескова.

Давайте попытаемся увидеть изображаемое, пережить с автором все то, что его волнует и соотнести с нашими переживаниями, проблемами

…Чувство Родины (обратите внимание на корни слов: род – родник – Родина ) прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей.

Родина – это очень много. Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки, это имена людей, названия новых машин, которым неистово хлопают во всех городах Земли.

По праву человека, изрядно поездившего, должен поделиться своей тревогой. Много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь. Грустно признать, но на своей малой родине частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков. Песчаный берег «украшают» автомобильное колесо или какие–то ящики.

Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто, что нет возможности всего даже и перечислить. И как-то неловко уже после всего этого говорить о некоторых тонкостях восприятия человеком пейзажа. О том, например, что всегда внимание людей останавливало и волновало одиноко стоящее дерево.

Вспомните песни «Среди долины ровныя…», «При долине куст калины…», «Во поле березонька стояла…». В основе их человеческое волнение, вызванное родным пейзажем, изюминкой в нем – кустом калины, березой, одиноко стоящим дубом.

Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной. Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. Наш общий дом – Родина – должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.

V. Работа с текстом.

– Сформулируйте основную мысль текста . (Необходимо заботиться об облике нашей земли, начиная со своей малой Родины.)

— Найдите главное, ключевое слово, раскрывающее основную мысль текста .

А для вашего района эта тема актуальна?

— Как вы понимаете смысл высказывания: «Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем»?

— К какому стилю речи относится этот текст? ( К публицистическому стилю.)

– Почему вы считаете, что текст относится к публицистическому стилю? (Задача публицистического стиля – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли; в данном тексте автор призывает нас, читателей, заботиться об облике нашей земли, чтобы наша Родина оставалась прекрасной во всех ее уголках – и в моем доме, и на моей улице, и в моем городе, и в моей стране)

— Какие предложения отражают позицию автора?

— Как же автору удается достигнуть живости, яркости, которые обязательно присущи публицистическому стилю? (В тексте можно выделить языковые средства, которые воздействуют на читателя – это употребление глаголов в повелительном наклонении, употребление побудительных предложений. Например, вспомните песни…, восстановите в памяти…, обратите внимание…. В тексте есть предложения с однородными членами с многосоюзием: частенько видишь кучу или бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений. Также автор использует назывные предложения, например: . (2-ой абзац).

Итак, мы доказали, что стиль текста – публицистический.– К какому типу речи относится данный текст? (Рассуждение.)

– Перескажите кратко текст по абзацам. ( в парах)

Ребята, вопрос С чего начинается Родина и будет вашим творческим домашним заданием. ( Запишите). Написать сочинение-рассуждение …50-60 слов

VI. Тестовые задания по тексту.

Ребята, а сейчас нам предстоит справиться с некоторыми тестовыми заданиями по тексту, повторить орфографию лексику, синтаксис.

1) И первое задание — словарный диктант.

Пешеходная тропинка, косогор с березами, нацеленная к Луне, неистово хлопают, плохо бережём, надо беречь, частенько видишь, полиэтиленовых мешков, песчаный берег, восприятие пейзажа, мысленно уберите, истоки сыновнего чувства.

У каждого из вас текст на парте. Найдите в тексте, подчеркните, проверьте себя. У кого нет ошибок?

2)Установите соответствие между словом и его лексическим значением. Запишите комбинацию « цифра- буква»

1.Неистово А………никогда не исчезающий, вечный.………………….

2.пренебрежение Б проявление высокомерного отношения к кому-либо, чему-либо

3. долг В безудержно, буйно, необычайно сильно.

4. нетленная Г.обязанность..

( проверка на обратной доске) 1-В,2-Б,4-А,3-Г.

3) Найдите слова в 3 абзаце, в которых количество букв и звуков не совпадает (быть, выступающей). В каких случаях еще буква имеет 2 звука?

4)Какой частью речи является слово непременно в предложении:

Много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь. Докажите.

  1. причастие
  2. наречие
  3. прилагательное
  4. деепричастие

5) Какие языковые средства использует автор во 2-м абзаце?

6) Какая характеристика предложения Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем, я вляется верной:

Выпишите предложение, подчеркните все члены предложения.

(графически на доске проверка) Союз или союзное слово? Почему?

(. 5)Выпишите все слова из текста, в которых есть корни с чередованием (про раст ает, у бер ите). Почему эти корни? Вспомним правило.)

VII. Повторное чтение текста.

Перед тем как перейти к следующему этапу урока, давайте подведем итог этой части урока, что мы повторили, над чем работали, что выяснили в ходе работы с текстом?

Итак, мы повторили орфограммы, которые часто встречаются в тексте. Выполнили несколько заданий в тестовой форме, поработали над осмыслением текста.

Выяснили в ходе работы с текстом, что человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной.

VIII. Итоги урока. Слово учителя.

Василий Песков – журналист и писатель, специальный корреспондент “Комсомольской правды», автор текста, с которым мы познакомились, очерков о природе, о нашем Отечестве, о ярких и интересных людях, путешественник, с текстом которого мы будем знакомиться, писал: “Я – воронежский, хотя уже много лет живу в Москве. Птицы считают своей родиной то место, где они, впервые поднявшись на крыло, увидели лес, речку, кусты, приютившее их гнездо. Сюда всю жизнь они будут стремиться. То же самое – у людей”.

-Думаю, эти слова будут хорошим итогом наших размышлений, которые вы продолжите дома . Ребята, а дома напишите небольшое сочинение — рассуждение. Вопрос мы уже записали. С чего начинается Родина . Спасибо за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

карточка с ключевыми словами.

Тема: «С чего начинается Родина?» (интегрированный урок на основе краеведческого материала; урок сотворчества) Цели:1.Отработ.

Пробудить интерес учащихся к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта.

Развитие речи. Технология педагогическая мастерская.

Данные упражнения развивают навыки связной устной речи.

В этой презентации речь идёт об одной из вечных тем в литературе (понятие родины) и анализируется стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина».

Источник

Читайте также:  Иглотерапия показания при стрессе
Оцените статью