- Лютова-Робертс Е. К. Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы.
- ТЕХНИКИ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСОВ
- 55 вопросов, которые помогут развить эмоциональный интеллект
- Вопросы, которые помогут вам войти в контакт со своими эмоциями и эмоциями других людей, с которыми вы ежедневно взаимодействуете.
- Саморефлексия.
- Конкретные мысли, чувства и действия.
- Эмоционально напряженные ситуации.
- Выслушивание критики.
- Развитие эмпатии.
- Отношения с окружающими.
- Трудный разговор.
Лютова-Робертс Е. К. Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы.
Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 73221
Глава 2. Навыки и техники психологического консультирования
— «О чем бы вы хотели поговорить сегодня?»
— «Что вы чувствуете, когда рассказываете о произошедших с
вами вчера событиях?»
Как отмечает Е. В. Сидоренко [2002], открытые вопросы предоставляют уникальную возможность лучше понять другого человека и помогают ему быть свободным в самовыражении. Однако формулировать вопросы следует так, чтобы клиенту хотелось на них ответить.
Закрытые вопросы — это такие вопросы, которые требуют краткого ответа «да» или «нет».
Многие авторы считают, что следует избегать использования закрытых вопросов в рамках психологического консультирования [Cul-ley S., 2001]. Другие же авторы [Munro A., Manthei В., Small J., 1990; Geldard К., Geldard D., 2003, 2005], чью точку зрения поддерживает автор, видят в них положительные стороны. Закрытые вопросы эффективны в том случае, когда нам необходимо подтвердить или опровергнуть чью-либо точку зрения, мнение, позицию, гипотезу и т. д.
— «Есть ли что-то еще, о чем бы вы хотели мне рассказать се
годня?»
— «Не могли бы вы прийти в следующий раз на час раньше,
чем обычно?»
«Важно запомнить, что открытые вопросы не являются показателем высокого профессионального мастерства, а закрытые — соответственно низкого. Оба типа вопросов эффективны, если использовать их надлежащим-образом» [Munro A., Manthei В., Small J., 1990. С. 45].
Используя открытые и закрытые вопросы, следует придерживаться некоторых правил:
О удельный вес открытых вопросов должен быть значительно выше, чем удельный вес закрытых;
О стараться использовать закрытые вопросы только по необходимости, а в остальных случаях использовать открытые вопросы.
Техники постановки вопросов
Вопросы содержательного и эмоционального характера
Помимо открытых и закрытых, существует множество других типов вопросов, используемых в психологическом консультировании. Некоторые из них применяются только одной школой, другие же являются более распространенными и приемлемыми для различных психотерапевтических направлений. Как упоминалось выше, в интегративном консультировании вопросы используются «экономно», но эффективно, поэтому на начальном этапе обучения мы рекомендуем хорошо отработать технику постановки наиболее распространенных типов вопросов и лишь затем осваивать остальные.
В зависимости от степени участия психических процессов, все вопросы можно разделить на вопросы содержательного и эмоционального характера (рис. 13).
Вопросы содержательного характера вовлекают в работу познавательные психические процессы, а вопросы эмоционального характера — эмоции и чувства.
Вопросы содержательного характера — это вопросы, которые затрагивают то, о нем повествует клиент.
Вопросы содержательного характера могут выполнять различные функции. Они могут быть заданы для того, чтобы уточнить информацию, полученную от клиента, разъяснить или расширить сказанное, навести клиента на размышления, и наконец, они могут служить переходным мостиком от одного этапа сессии к другому.
Задавая вопросы содержательного характера, консультант получает дополнительную информацию о клиенте, о его проблеме, о том, что волнует и беспокоит его, о чем он думает, мечтает, что хочет изменить
68 Глава 2. Навыки и техники психологического консультирования
в своей жизни и т. д. Примерами подобных вопросов могут быть следующие:
— «Не могли бы вы привести пример того, как. »
— «Какой смысл вы вкладываете в. »
— «Что именно вы сказали в тот момент?»
— «Что произошло дальше?»
— «Что бы вы хотели изменить в своих взаимоотношениях с
родителями?»
Вопросы содержательного характера особенно эффективны в общении с клиентом, который проявляет мало инициативы, постоянно задумывается прежде, чем что-либо сказать, долго молчит и т. д. В таком случае данные вопросы помогут ему быстрее продвигаться от одного этапа сессии к другому.
В рамках сессии вопросы содержательного характера, как правило, преобладают над вопросами эмоционального характера, но и их следует использовать разумно, чтобы клиент чувствовал себя свободно в своем изложении проблемы или того, что привело его к консультанту. Так, например, в начале сессии, когда консультант собирает материал о том, что беспокоит клиента, предпочтение отдается техникам нерефлексивного и рефлексивного слушания. На определенных этапах сессии количество вопросов содержательного характера может несколько возрасти, но каждый из них должен быть оправдан.
Вопросы эмоционального характера — это вопросы, которые касаются эмоций и чувств клиента.
После того как клиент сообщил консультанту необходимую информацию и консультант имеет представление о том, что произошло с клиентом, можно переходить к следующему этапу сессии — к выяснению реакции клиента на происходящие события. Понятно, что одно и то же событие может быть воспринято разными людьми по-разному. То, что у одного человека обычно вызывает чувство злости, может расстроить другого человека и никак не отразиться на эмоциональном восприятии третьего. В то же время принятие решения, ведущего к изменению ситуации, во многом зависит от того, какие чувства испытывает клиент. Поэтому консультанту необходимо разобраться в том, что происходит с клиентом на уровне его эмоций, какие чувства возникли у него в результате происходящих событий.
Техники постановки вопросов
Спрашивая клиента о чувствах, консультант может использовать следующие вопросы:
— «Что вы чувствуете?»
— «Какие ощущения вы испытываете?»
В интегративном консультировании вопросы эмоционального характера задаются в настоящем времени, даже если клиент повествует о своем прошлом или будущем. В этом случае можно сформулировать вопрос примерно так:
— «Вспоминая то, что произошло с вами неделю назад, что вы
чувствуете сейчас?»
— «Что вы чувствуете сейчас, когда говорите о вчерашнем дне?»
— «Что вы чувствуете сейчас, когда думаете о предстоящем
выступлении?»
Если клиент неохотно делится своими ощущениями, консультант может задать уточняющие вопросы, например:
— «Что значит для вас «быть злым»?»
— «Что происходит с вами, когда вы испытываете ненависть?»
— «Не могли бы вы рассказать подробнее, что происходит с
вами в тот момент, когда вы расстраиваетесь?»
Поговорив о своих эмоциях и осознав их, клиент часто чувствует себя намного лучше и готов продвигаться в рассказе дальше. Собрав определенную информацию о чувствах клиента, консультант может переходить к разговору о его мыслях, о том, как он расценивает происходящие события и что бы он хотел изменить.
Эффективные и неэффективные вопросы
Следующая схема предложена нами специально для этого тренинга, чтобы помочь участникам структурировать полученные знания, а также для лучшего запоминания нового материала. В основу классификации была положена степень эффективности задаваемых вопросов.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Источник
ТЕХНИКИ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСОВ
Существует множество классификаций типов вопросов в зависимости от их назначения. Наиболее часто встречается в практике классификация по степени развернутости ответа: открытые и закрытые вопросы.
Открытые вопросы это такие вопросы, которые предполагают развернутый ответ. При ответе на такой вопрос клиент чувствует себя свободно потому, что он вправе говорить все, что хочет, не ограничивая себя. Например: «Что вы чувствуете, когда рассказываете о произошедшем событии?» Клиент свободен в самовыражении.
Закрытые вопросы – это такие вопросы, которые требуют краткого ответа «да» или «нет». Они эффективны в том случае, когда необходимо подтвердить или опровергнуть чью-либо точку зрения, мнение, позицию и т.д. Например: «Не могли бы вы прийти в следующий раз на час позже?»
Вместе с тем: удельный вес вопросов должен быть значительно выше, чем удельный вес закрытых; стараться использовать закрытые вопросы только по необходимости, а в остальных случаях использовать открытые вопросы.
В зависимости от степени участия психических процессов, вопросы можно разделить на вопросы содержательного и эмоционального характера. Вопросы содержательного характера вовлекают в работу познавательные психические процессы, а вопросы эмоционального характера – эмоции и чувства.
Вопросы содержательного характера – это вопросы, которые затрагивают то, о чем клиент повествует (уточнить, разъяснить, расширить сказанное). Они позволяют получить дополнительную информацию о клиенте. Например: «Что бы вы хотели изменить в своих взаимоотношениях с …?»
Вопросы эмоционального характера – это вопросы, которые касаются эмоций и чувств клиента. Например: «Вспоминая то, что произошло с вами неделю назад, что вы чувствуете сейчас?»
По степени эффективности вопросы могут быть эффективными и неэффективными.
Эффективные вопросы – это те вопросы, которые помогают клиенту осознавать его трудности и способствуют его продвижению к решению проблемы. Эффективные вопросы бывают поисковыми (направлены на поиск новой информации о клиенте), уточняющими (уточнить детали, побудить клиента к продолжению разговора), переломными (переход от одной логически завершенной части сессии к другой), гипотетическими (типа «Что будет, если?»).
Неэффективные вопросы – это вопросы, начинающиеся со слов «Почему?», «Зачем?» и альтернативные (построенные по типу «или…или» и предполагающие выбор одного решения из двух
Задавая вопрос клиенту, консультанту необходимо знать, для чего он это делает и какую информацию он хочет получить с помощью данного вопроса.
Сью Каллей дает следующие рекомендации по использованию техники постановки вопросов:
1) задавайте вопросы прямо, избегая двусмысленности;
2) будьте предельно кратки;
3) формулируйте вопрос четко, чтобы клиент понимал, что вы имеете в виду;
4) если надо, объясните цель, с которой вы задаете вопрос;
5) используйте тот же язык (слова, фразы, выражения и т.д.), который использует клиент.
Источник
55 вопросов, которые помогут развить эмоциональный интеллект
Постоянно задавая самому себе эти вопросы, вы увидите, что автоматически становитесь более вдумчивым и проактивным (а не реактивным!) в своих действиях. Это поможет вам поднять свой ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ интеллект на новый уровень.
Развитие эмоционального интеллекта начинается с умения задавать правильные вопросы. Для этого очень важно понимать, как работают эмоции человека. Эмоциональный интеллект (EI или EQ) отражает способность распознавать свои и чужие эмоции, понимать их влияние и использовать эту информацию, чтобы управлять мышлением и поведением.
Вопросы, которые помогут вам войти в контакт со своими эмоциями и эмоциями других людей, с которыми вы ежедневно взаимодействуете.
Постоянно задавая их самому себе, вы увидите, что автоматически становитесь более вдумчивым и проактивным (а не реактивным!) в своих действиях.
Саморефлексия.
1.С точки зрения моего эмоционального поведения, как бы я мог описать себя?
2.Почему я ответил именно так?
3.Окружающие согласились бы с моей оценкой?
4.Какое настроение у меня сейчас?
5.Как мое настроение влияет на мой стиль общения и принятие решений?
6.В чем причина того, что мое текущее настроение именно такое?
Конкретные мысли, чувства и действия.
7.Что я думаю о своей самооценке и уверенности в себе?
8. Как моя самооценка и уверенность в себе влияют на принятие мною решений?
9.Что я могу сделать, чтобы повысить самооценку и степень уверенности в себе? (или наоборот, обуздать и держать их под контролем?).
10. В чем моя самая большая проблема или недостаток?
11.Почему мне так сложно справиться с этим?
12.Я слишком часто извиняюсь? Или может быть, мне стоит извиняться чаще?
13.Должен ли я научиться говорить «нет?». Возможно, я говорю «нет» слишком часто?
14.Я часто завидую окружающим? Почему?
15. Мне трудно просить? Почему?
16.Я провожу большую часть времени, думая о… Мне следует чаще задумываться о…
17.Как я провожу свое свободное время? Почему именно так? На что бы я хотел тратить свое свободное время?
18.Я открыт для других точек зрения? Я могу стать более открытым, сохранив собственную систему ценностей и убеждений?
19.Я легко поддаюсь влиянию других?
20.Следует мне стать более скептическим? А может быть, менее?
21.Какие качества окружающих раздражают меня больше всего? Почему?
22.Я агрессивно общаюсь?
23.Как мои взгляды и убеждения изменились с возрастом? Почему они изменились?
Эмоционально напряженные ситуации.
24.В каких ситуациях я обычно реагирую не так, как мне хотелось бы?
25.Как я хочу встретить ту или иную проблему, когда она возникнет в следующий раз?
26.Когда я испытываю трудности в конкретной ситуации (тупик на работе или тяжелые отношения), что конкретно мне не нравится? Почему?
27.Как я могу справиться с этим?
28.Несмотря на весь негатив, какие позитивные стороны я могу увидеть в этой ситуации?
29.Когда я сильно переживаю ту или иную ситуацию – не имеет значения, позитивную или негативную – насколько мои эмоции способны затуманить мою способность трезво мыслить и рассуждать логически?
30.Что я мог понять не так? В чем меня могли понять неправильно?
31.Насколько это важно для меня? (Как я буду воспринимать это завтра? Через неделю? Через пять лет?)
32.Как это связано с моей системой ценностей и приоритетов? Насколько это вписывается в общую картину?
33.Меня волнует, как мои решения повлияют на других?
Выслушивание критики.
34.Оставив мои личные чувства в стороне, чему я могу научиться, выслушав противоположную точку зрения?
35. Критика в моей адрес основывается на фактах?
36.Человек, критикующий меня, пытается нанести вред мне или моей самооценке?
Развитие эмпатии.
37.Какими чувствами я делюсь с моим партнером?
38.Как я чувствовал себя, когда переживал подобные ситуации, что и мой собеседник?
39.Почему этот человек может чувствовать себя по-другому, не так, как я? Как его опыт может повлиять на переживаемые им эмоции? Какие дополнительные или смягчающие обстоятельства могли сыграть свою роль?
40.Если я никогда не испытывал ничего похожего в данной ситуации, какое иное стечение обстоятельств заставило бы меня пережить схожие чувства?
41.Как бы я хотел, чтобы ко мне относились, окажись я в подобной ситуации?
42.Что я могу сделать, чтобы улучшить ситуацию?
Отношения с окружающими.
43. Я склонен концентрироваться только на положительных или лишь на отрицательных чертах окружающих?
44.Я являюсь сторонником презумпции невиновности? Почему да или почему нет?
45. Я осуждаю поступки вместо того, чтобы судить людей?
46.Я часто «замораживаю» людей во времени? То есть навсегда связываю того или иного человека с конкретной ситуацией в прошлом (позитивной или негативной)?
47.В отношении людей, с которыми я постоянно взаимодействую, что мне нравится в каждом из них? Какой потенциал я вижу в этих людях?
48.Когда я в последний раз делал этому человеку искренний (и особенный) комплимент, разговаривая с глазу на глаз?
49.Если мне категорически не нравится чье-то поведение, как я дам знать об этом? Если я не могу открыто выразить свою антипатию (или это было бы неэффективно), как еще я могу справиться с ситуацией?
Трудный разговор.
50.Когда будет самый подходящий момент, чтобы поговорить об этом? Где самое лучшее место для этого разговора?
51.Как я могу структурировать разговор так, чтобы передать мои истинные намерения?
52.Как мне лучше сформулировать свои мысли, чтобы меня правильно поняли?
53.В каком контексте нуждается мой собеседник чтобы лучше понять мою позицию?
54.Как я могу выразить свое недовольство поступками, а не личностью человека?
55.Какие свои ошибки я могу признать, чтобы продемонстрировать искренность и скромность?опубликовано econet.ru.
by Justin Bariso, Inc.
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источник