- Вопросительный знак его эмоциональная окраска
- Вопросительный и восклицательный знаки
- Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
- Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник (49 стр.)
- ПУНКТУАЦИЯ
- О НАЗНАЧЕНИИ И ПРИНЦИПАХ ПУНКТУАЦИИ
- ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ И В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КОНЕЧНЫЕ ЗНАКИ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Знаки препинания в конце предложения
Вопросительный знак его эмоциональная окраска
Вопросительный и восклицательный знаки
Вопросительный и восклицательный знаки фиксируют прежде всего конец предложения, а также передают вопросительность и восклицательность интонации: Ребенок родился слепым. Кто виноват в его несчастии? Никто! Тут не только не было и тени чьей-либо «злой воли», но даже самая причина несчастья скрыта где-то в глубине таинственных и сложных процессов жизни (В. Короленко); Какая же сила произведет это чудо, откуда придет тот толчок, который повернет весь этот мир Плюшкиных и Коробочек, Маниловых, Собакевичей, Чичиковых и Ноздревых около его оси? Гоголь «Переписки с друзьями» видит эту силу не в «европейских выдумках», и не «в реформах», но исключительно — в поучении! (В. Короленко).
Чаще эти знаки сопровождают простое предложение, реже — сложное. И это понятно. Целевое назначение основной группы вопросительных предложений (побудить собеседника ответить на поставленный вопрос), а также эмоционально-экспрессивная сущность восклицательных предложений определяют сферу их распространения — это преимущественно разговорная речь, диалогическая, где больший процент составляют конструкции простые, одночленные. Однако это не значит, что сложным предложениям чужды вопросительная и восклицательная интонации. Сложное предложение, произнесенное в приподнятом тоне, заканчивается восклицательным знаком: Ей [Надюше] было немного страшно, но более сильное чувство — живой интерес к людям, когда-то жившим здесь, подталкивал ее вперед и вперед! (Г. Марков).
Употребление вопросительного знака в конце сложных предложений диктуется условиями, учитывающими грамматическую структуру этих предложений. Так, вопросительный знак ставится в конце сложносочиненного и бессоюзного предложений, если все их части или только последняя заключают в себе вопрос: Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит. И как мы встретимся. И, потом, она ли это. (М. Лермонтов); Во сне ль все это снится мне, или гляжу я в самом деле на что при этой же луне с тобой живые мы глядели (Ф. Тютчев) — сложносочиненные предложения, в которых все части вопросительные. Цветы все дорогие, и где он их взял? (А. Островский); Я ничего не ответил,- да и зачем мне было отвечать? (И. Тургенев) — сложносочиненные предложения, в которых вопрос содержится лишь в последней части. Но откуда вы явились, где вы были до сих пор, что делали, как поживали? (А. Островский) — бессоюзное сложное предложение, в котором вопрос содержится во всех частях. А я ехала сейчас, говорила с вами и все думала: почему они не стреляют? (К. Симонов) — бессоюзное сложное предложение, в котором вопрос содержится в последней части.
Однако надо все-таки заметить, что при необходимости передать вопросительную интонацию предложения чаще оформляются в виде перечисляющихся простых, даже если они присоединяются с помощью сочинительных союзов, чем в виде одного сложносочиненного предложения, например: Что ты голову склонила? Ты полна ли тихой ленью? Иль грустишь о том, что было? Иль под виноградной сенью начертания сквозные разгадать хотела б ты, что на землю вырезные сверху бросили листы? (А. К. Толстой). Ср.: Ты полна ли тихой ленью, иль грустишь о том, что было; иль под виноградной сенью начертания сквозные разгадать хотела б ты, что на землю вырезные сверху бросили листы?
Вопросительный знак в конце сложноподчиненного предложения фиксирует вопросительный характер главной и придаточной частей предложения или только главной, например: Ты рада, что ты дома? (А. Чехов); Как это сделать, чтобы разбить одиночество, а мечту не разбить? (М. Пришвин). Вопросительный знак- ставится и при наличии вопроса только в придаточной части, но вопроса прямого: Одного только я не понимаю: как она [собака] могла тебя укусить? (А. Чехов); Спрашивается теперь: что же делало наше общество в последние 20-30 лет? (Н. Добролюбов). При наличии косвенного вопроса в придаточном вопросительный знак обычно не ставится: Воропаев спросил, где председатель колхоза (П. Павленко); Даже Айвам притих, не понимая, почему мать не смеется (Т. Семушкин). Такие предложения лишены вопросительной интонации. Однако наличие большой паузы после главного предложения и логического ударения на первом слове придаточного (с вопросительной интонацией) может вызвать постановку знака и при косвенном вопросе: На днях обедали у нас гости,- один из них спрашивал, имею ли о тебе известия? (А. Пушкин); Вспомните, пожалуйста, как вы привыкали к невесомости? («Известия», 1976, 1 сент.). Таким образом, строгих правил здесь нет и все зависит от интонационного оформления конкретного предложения.
Нанизывание вопросительных предложений (особенно не требующих ответа), с подчеркнутым нарастанием вопросительной интонации, может вылиться в фигуру экспрессивного синтаксиса, стилистически значимого и эмоционально насыщенного, представляющую собой периодическую речь, музыкально и ритмически оформленную:
Знаете ли вы, как над засыпающими заречными лугами догорает теплая летняя заря? Вы слышали, как лопочет, стучит дождь по листьям и как стоит влажный тяжелый лес после дождя? Может быть, вы замечали, каким острым огнем горят осенние созвездия над лесными озерами? Вы чувствовали когда-нибудь сухой жар одесских и новороссийских улиц, белых от солнца и зноя? Врывался ли норд-ост в раскрытое окно вашей комнаты и листал ли он старые морские лоции на столе, вызывая желание к дальним странствиям? Вы когда-нибудь сидели возле костра в напитанной влагой Колхиде и лежала ли возле ваших ног собака, больная малярией? Вы обращали внимание, как пахнет, как мягко хрустит первый выпавший снег?
Все эти состояния, цвета, запахи, звуки, сам воздух — все это по-своему открывали нам такие писатели, как Паустовский и Пришвин, исполненные нежности к земле, никогда не вступавшие в конфликт с ней.
Употребление восклицательного в вопросительного знаков внутри предложения, между однородными членами, когда выделительная интонация вопроса либо восклицания присуща каждому отдельному члену предложения, не столь типично: Все отвергал: законы! совесть! веру! (А. Грибоедов); Он! он и есть! (Л. Толстой); Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? — спрашивает Очумелое (А. Чехов); . Сердце начинало биться медленно, но сильно, как молот: раз! два! три! (А. Чехов).
То же и в следующем примере, где вопросительный знак помогает на письме передать вопросительную интонацию живой разговорной речи; повторение знака способствует расчлененности восприятия: Боже мой, боже мой! да куда это так спешите. Мне столько бы хотелось .вам сказать. столько расспросить. Ну что? в отставке. как. что поделывали. (М. Лермонтов). Употребление восклицательного и вопросительного знаков внутри предложения, между его членами (когда они начинаются строчной буквой), можно считать устаревшим. В со-временных текстах чаще наблюдаются расчлененные конструкции: каждый член предложения оформляется как самостоятельная синтаксическая единица и начинается прописной буквой: Сколько лет живет на свете? Тыщу. (А. Твардовский); Лицо Голышева и, главным образом, глаза его были между тем ясные, бодрые.- Эвакуировать? Какой пульс? Температура? (П. Павленко).
Вопросительный и восклицательный знаки внутри предложения могут оказаться и в иных условиях, например во вставных конструкциях, когда они передают соответствующую интонацию: Спрашивается, как это я теперь, избалованный, без охоты (не могу!), с одним телевизором буду переносить осень? (М. Пришвин); Не работаю (давление?), но хорошо догадываюсь на прогулках, это записываю, и оно выходит, как и работа (М. Пришвин). Или вне вставок, если сопровождают выделенное по каким-либо причинам слово: Конечно, это для человека, немного понимающего методику научной работы, прямо кажется дивным, что в этом случае ответ на «почему?» дается сразу в готовом виде без помощи колб и пробирок (М. Пришвин); Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! теперь уже нет (Н. Гоголь).
Внутри предложения вопросительный и восклицательный знаки могут употребляться и в особой функции — служить средством передачи авторского отношения к высказанной мысли или ее оценки — сомнения, недоумения, иронического осуждения, наконец, просто неприятия и т. д. В этом случае они всегда заключены в скобки, т. е. даны в качестве вставок. Вот примеры: Сделаем еще одну заметку касательно «Пчелы»: забота о чистоте отечественного (?) языка и вопли о его искажении всеми журналами и газетами, кроме «Северной пчелы», составляли в продолжение прошлого года все направление, весь дух этой газеты (В. Белинский); Если приверженцы гомеопатии верят, что децилионная часть одной пылинки ревеня или белладонны может произвесть переворот в теле человеческом, почему же не поверить, что одна кроха философии (?) может зародить идеи в голове (. ) (В. Белинский).
Вопросительный и восклицательный знаки могут сочетаться либо друг с другом, либо с многоточием.
При сочетании вопросительного и восклицательного знаков (последовательность соблюдается именно такая — ?!) происходит объединение двух интонационных типов: вопрос, заключенный в предложении, приобретает эмоциональную окраску, передающую разные оттенки чувств — угрозу, удивление, одобрение, неприятие чего-либо и т. д. Вот некоторые примеры: — Давайте брезент! Э-э! — заорал он.- Куда вы?! Успеем же. (В. Шукшин); — Вы-вы-вы. — Сеня показал рукой на дверь.- Выйди отсюда. Слышишь?! (В. Шукшин); Студент остался стоять.- Ставьте мне двойку.- Как чувствовал себя в плену князь Игорь?! — почти закричал профессор, опять испытывая прилив злости.- Как чувствует себя человек в плену? Неужели даже этого не понимаете?! (В. Шукшин).
Значительно чаще наблюдается объединение вопросительного или восклицательного знаков с многоточием, последнее к вопросу или восклицанию добавляет оттенок эмоциональной напряженности — восторга, растерянности, затаенной неуверенности, скрытой иронии, осуждения и т. д. Вот примеры: — А можно ли, говорит, на тебя положиться? Не обманешь. (В. Короленко); Приволье. А назад оглянешься: острог стоит, точно сыч насупившись (В. Короленко); — Ура. Свобода. — закричали голоса (А. Толстой); — Быть может, нам лучше на некоторое время расстаться, Даша. (А. Толстой); — Смотрю — красота какая! И никому не нужна. (В. Шукшин); — Если бы все начать сначала. — на худом темном лице Сани, на острых скулах вспухли маленькие бугорки желваков (В. Шукшин).
Итак, знаки вопросительный и восклицательный прежде всего передают соответствующую их функциям интонацию и указывают на целевое назначение предложения или его части (вопросительный знак) или на их эмоциональную окраску (восклицательный знак). Однако условия употребления вопросительного и восклицательного знаков в письменной речи не исчерпываются этим: они могут служить и выражению авторской оценки высказанного, т. е. включаются в систему знаков, несущих в себе отчасти смысловую нагрузку.
Источник
Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)
Каждое предложение передает какую-то мысль. При этом предложения также выражают эмоции говорящего или могут произноситься нейтрально.
По эмоциональной окраске предложения бывают:
- восклицательные
- невосклицательные
Восклицательные предложения передают сильные эмоции говорящего, его чувства и отношения к происходящему: радость, взволнованность, огорчение, отчаяние, страх и т.д. В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
Например: Подожди! Откуда ты это достал?!
Восклицательными могут быть разные предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. При этом они произносятся с подъёмом голоса, а слово, выражающее чувство, выделяется особо.
Какой теплый сегодня день! (повествовательное восклицательное предложение)
Как ты мог этого не заметить?! (вопросительное восклицательное предложение)
Посмотри внимательнее! (побудительное восклицательное предложение)
Невосклицательные предложения — это предложения с нейтральной эмоциональной окраской. В конце невосклицательных предложений стоит точка, вопросительный знак или многоточие.
Например: Сегодня теплый день. Ты чувствуешь дуновение ветерка? Уже вечереет.
Невосклицательными могут быть разные предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Я люблю чернику. (повествовательное невосклицательное предложение)
Ты любишь чернику? (вопросительное невосклицательное предложение)
Собери мне, пожалуйста, чернику. (побудительное невосклицательное предложение)
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Источник
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник (49 стр.)
ПУНКТУАЦИЯ
О НАЗНАЧЕНИИ И ПРИНЦИПАХ ПУНКТУАЦИИ
Обслуживая потребности письменного общения, пунктуация имеет четкое назначение — способствовать расчленению письменного текста для облегчения его понимания. Расчленение же может иметь разные основания: формально-грамматическое (учет синтаксического строения предложения и его компонентов), смысловое (отражение содержательной значимости речи), интонационное (распределение пауз, логических и смысловых акцентов, передача эмоциональных нюансов речи).
Этими основаниями определяются принципы современной русской пунктуации.
Основная часть правил пунктуации жестко привязана к синтаксическому строению предложения: это знаки конца предложения; знаки, разделяющие части сложного предложения; знаки, указывающие на синтаксическую однородность; знаки, выделяющие группы слов с четко фиксируемым местом расположения (например, причастный оборот, стоящий после определяемого слова).
Такие знаки ориентированы на предложение как основную синтаксическую единицу и составляют необходимый пунктуационный минимум.
Другая часть правил подчеркивает смысловые взаимоотношения частей предложения-высказывания, т. е. учитывает контекстуальные условия, иногда выходящие за рамки отдельного предложения. И поскольку смысловые оттенки речи могут быть разнообразными, то и знаки, ориентированные на их передачу, допускают вариантность в соответствии с возможностью разного осмысления тех или иных конструкций. Смысловые показатели выдвигаются на передний план, например, при формулировании правил об обособлении членов предложения, при решении вопроса об однородности или неоднородности определений, при наличии или отсутствии значений пояснения и уточнения в контактирующих членах предложения.
Актуализация смысловых оттенков проявляется в разном интонационном оформлении речи. Интонация (повышение и понижение тона, распределение пауз между членами предложения и их группами, фразовое ударение) служит выражению целевого назначения предложения, а также его эмоциональных и экспрессивных качеств. Так разные аспекты в оформлении письменной речи обнаруживают себя в сочетании действующих ныне принципов пунктуации — семантико-синтаксическом и семантико-интонационном.
В первом случае знаки служат выражению структуры и смысла предложения, во втором — дополнительно к этому передают экспрессивные и эмоциональные качества речи. Причем в разных видах текстов действие этих принципов проявляется по-разному: в текстах официально-деловых, научных знаки расставляются на семантико-синтаксической основе; в текстах художественных, публицистических и близких к ним по своему характеру активную роль приобретает также принцип семантико-интонационный.
В конкретных речевых ситуациях пунктуация помогает выявить структуру, смысл и интонацию письменной речи. Принципы действуют, как правило, одновременно. Но с точки зрения функциональной значимости они неравнозначны. В тех случаях, например, когда интонационное членение предложения не совпадает с его грамматическим членением, знаки подчиняются принципу семантико-синтаксическому, а интонация не принимается во внимание. Например, несовпадение интонации и пунктуации заключается всегда в том, что знак имеется там, где требует этого грамматическое строение предложения, а не интонационная пауза. Однако в тех случаях, когда возможно разное разбиение структуры предложения (и следовательно, разное осмысление), именно знак, поставленный «по интонации», оказывается решающим для осмысления предложения.
Учитывая современное состояние русской пунктуации (как собственно правил, так и практики их применения), можно наметить разные уровни ее осмысления: 1) пунктуация нормативная, подчиненная действующим правилам (пунктуация предложения); 2) пунктуация «творческая», связанная с поиском оптимального варианта для выражения смысла (пунктуация связного текста); задействованные в данном случае правила не столь жестки и формальны, они допускают возможность выбора знаков и их сочетания с учетом условий контекста; 3) пунктуация текстов, принадлежащих разным функциональным стилям (стилистически значимая пунктуация). Тексты научные, официально-деловые, газетно-публицистические, художественные хотя и обслуживаются единой пунктуационной системой, но имеют свои закономерности употребления знаков. Художественные тексты к тому же испытывают влияние разговорной речи, интонации которой передаются специфическим употреблением знаков. Художественная речь ведет и к пониманию индивидуальной (авторской) пунктуации, включающейся в систему авторской стилистики.
В настоящем своде правил представлена пунктуация нормативная. В соответствии с этим при формулировании правил используются формы глаголов типа ставится, выделяется, обособляется, отделяется.
Однако в связи с тем, что в современной практике письма наметились новые тенденции в применении знаков препинания, в формулировки правил иногда включаются обороты типа допускается употребление, может ставиться, возможен знак, допустимо употребление и т. п.
В данных правилах не отражен вопрос об авторских знаках как не соответствующий сущности этого документа.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ И В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КОНЕЧНЫЕ ЗНАКИ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Знаки препинания в конце предложения
§ 1. В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка (повествование, побуждение к действию), вопросительный (поиск информации) знак. При восклицательной интонации, сопровождающей сообщение, ставится восклицательный знак: В восьмом часу он подходит к дому. Вся его фигура изображала решимость (Ч.);Уж вы капитана разбудите сначала (Л. Т.); — Отчего так скоро? Алексей Степаныч где? (Ч.); Что будет, то будет! (Ч.).
Вопросительный знак ставится также в конце вопроса, если он риторический: Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории (Булг.), а восклицательный — в конце побудительного предложения, если оно эмоционально окрашено: Дух осени, дай силу мне владеть пером! (Забол.); Пусть сильнее грянет буря! (М. Г.).
§ 2. При незаконченности высказывания, недоговоренности, указании на возможность продолжения перечисления в конце предложения ставится многоточие: Закрывай глаза и спи… Отлично… (Ч.); Дома Сашка хотел было рассказать жене Вере, как его в магазине… Но начал, и тут же расхотелось… (Шукш.); Горько пахло осиновой корой, оврагами с прелой листвою… (Бун.); В тумане низко плывет малиновый шар солнца, и в белом шевелении парят над землей дальние силуэты ветел, крыши деревни… (Бонд.). Многоточие может указывать на особый смысл (многозначительность), подтекст: Но вот сейчас ей сорок пять. Сорок шесть скоро. Писатель должен бы знать, какой это сложный возраст… (Мак.); Теперь я понимаю, это были ученические работы, даже, может быть, просто мазня… (Кат.).
Примечание. В заголовках из знаков конца предложения употребляются знаки вопросительный, восклицательный и многоточие: Что делать? (название романа Н. Чернышевского); Подарки в студию!(название газетной заметки); Дешево? Зато сердито! (название репортажа); Мы на лодочке катались… (название газетной корреспонденции).
Точка в конце заголовка, состоящего из одного предложения, не ставится:
Говорят, что молодость — самое счастливое время в жизни. Это говорят те, кто давно был молод и забыл, что это такое (Ток.).
Точка ставится после первого предложения в двучленном заголовке:
Состав литературного произведения. Его форма и содержание (название главы в учебнике «Теория литературы»).
§ 3. В конце предложения могут сочетаться: вопросительный и восклицательный знаки, вопросительный знак и многоточие, восклицательный знак и многоточие. Точка с другими знаками не сочетается. Сочетание знаков препинания передает взаимодействие целевой установки и эмоциональной окраски предложения: вопрос может сопровождаться негодованием, недоумением; сильное чувство может послужить причиной недоговоренности и т. п. Чаще всего такое сочетание знаков наблюдается в прямой речи для передачи ее интонации: — Как это так взяли?! — крикнул, побагровев, Давыдов (Шол.); — Ну, что? Как дело. — Плохо… Беда. — Что? Говори живее. — Половцев вскочил, сунул исписанный лист в карман (Шол.).
Источник