Воображение детей старшего дошкольного возраста
Елена Бурлака
Воображение детей старшего дошкольного возраста
Особенности развития воображения.
Проблема развития воображения актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой, мыслительной деятельности человека, его поведения в целом. С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но занимает больше места в его жизни.
Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях: детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла; юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»; зрелость – подчинение воображения уму интеллекту. Современные представления о развитии воображения более детальны.
До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. Воображение целиком зависит и опирается на внешние средства, оно неотделимо от реальных действий, развивается как представление.
В 3-ри года, благодаря речевому развитию, происходит становление словесных форм воображения. Благодаря слову необходимость во внешних опорах постепенно исчезает, ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
Начальные самостоятельные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок научается замещать реальные ситуации и предметы воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий, активно использует замещение.
В 6 – 7 лет воображение носит активный характер (воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью; появляются элементы творчества). Происходит расширение круга замещаемых предметов и совершенствование самой операции замещения, совместно с развитием логического мышления. Параллельно происходит совершенствование операций воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы привносится личностное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью.
В младшем школьном возрасте происходит развитие именно творческой стороны воображения, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, например, гиперболу, метафору, но самостоятельно их применяет.
На последних этапах развития воображения, когда логические процессы становятся основой регуляции психической деятельности, воображение приобретает черты опосредованности и преднамеренности.
Большое значение на развитие воображения оказывают различные кружки (художественные, музыкальные, литературные, технические, юных натуралистов). Очень важно чтобы дети видели результат своего творчества. Л. С. Выготский отмечал, что “…воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество”.
Творческое воображение можно тренировать и развивать, как любую сторону психического облика человека, при помощи специальных упражнений и приемов. В творческих видах труда — литературе, искусстве, музыке развитие воображения, естественно, происходит при занятиях данными видами деятельности.
Развивать воображение можно разными способами, но обязательно в такой деятельности, которая без воображения не сможет привести к желаемому результату. Нельзя насильно заставить воображение ребенка работать, его нужно заинтересовать, увлечь только тогда ребенок сможет по настоящему оценить способность воображать и придумывать.
Воссоздающее воображение играет огромную роль в обучении, помогает ребенку легче воспринимать и понимать учебный материал.
Воображение ребенка в этом возрасте тесно связано с его жизненным опытом, оно становится побудителем его к действиям. Возникшие новые мысли и образы ребенок стремится воплотить в реальные предметы, это можно увидеть наблюдая как он увлеченно рисует или лепит.
Развитие воображение помогает в дальнейшем избежать многих проблем.
Дети с развитым воображением не бывают эгоцентричными, стеснительными, закомплексованными. Они легко включаются в учебную ситуацию, видя со стороны, что и как надо делать. Ведь их соавторы и советчики — все человечество, пусть они об этом и не догадываются;
Дети с развитым воображением жизнерадостны и открыты миру, но вместе с тем очень избирательны и критичны. Прежде всего к самим себе;
Воображение избавляет детей, да и взрослых от самого страшного — внутреннего одиночества.
Можно сделать вывод, что на развитие воображения оказывают влияние все виды деятельности в особенности рисование, конструирование, чтение художественных произведений, игра. И что для развития воображения необходимо обогащение опыта ребенка, насыщение его новыми знаниями и сведениями об окружающем мире. Тренируя и развивая воображение человека (взрослого и ребенка, мы охватываем практически все высшие психические функции.
Особенности воображения детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст это период впитывания и накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету; повышенная восприимчивость; впечатлительность; наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У детей в этом возрасте, каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.
Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы. Занимаясь творчеством, ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями.
Благодаря воображению ребенок может воссоздать в своем уме образ живого льва, которого он видел в зоопарке, или кита, увиденного ранее на картинке. У некоторых детей воссоздаваемый образ настолько выразителен, что им представляется все воображаемое реальной действительностью. Есть дети, воображение которых способно создавать образы предметов и ситуаций, которых они никогда не видели и не переживали.
Без достаточно развитого воображения страдает обучение в школе, ребенок, читая произведение, не сможет представить, о чем говорит автор. Чем больше воображение будет участвовать во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная деятельность.
Воображение у ребенка может быть не только полезным, но и вредным, так как может уводить от реального мира. Это зависит от того, в какой мере их воображение контролируется сознанием.
Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление.Удивление в свою очередь вызывают: новизна воспринятого объекта; осознание его как чего-то неизведанного, интересного; импульс, который задает заранее качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком.
Развитая способность воображения, типичная для детей старшего дошкольного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений и многое другое.
Таким образом, очевидно, что воображение тесно связано с личностью, ее развитием.
«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста». Презентация 1 слайд. Представление 2 слайд. Социально — экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной.
Развитие воображения при подготовке детей к конкурсам Развитие воображения при подготовке детей к конкурсам. В познавательных процессах наряду с памятью и мышлением важную роль в деятельности.
Источник
Консультация «Развитие воображения ребенка в дошкольном возрасте — основа познавательного развития»
Наталья Шестопалова
Консультация «Развитие воображения ребенка в дошкольном возрасте — основа познавательного развития»
Консультация
«Развитие воображения ребенка в дошкольном возрасте – основа познавательного развития»
Становление механизма представления. Воссоздания образов происходит через развитие понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений, что проявляется в реакции сосредоточения и адекватных эмоциях, сопереживание событиям рассказа.
Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребенком и взрослым; ребенком и объектом его желаний. В игре ребенок действует в условной воображаемой ситуации, но как взрослый, отражая его действия обобщенно и условно, передавая лишь их смысл. Мотив игрового действия – не в получении реального результата, поэтому игровое действие – это воображаемая реализация нереализованных желаний.
Развитие начальных форм воображения преддошкольника связано с включением замещения реальных предметов.
Вначале ребенок лишь играет с реальными игрушками, затем, подражая взрослым, использует предметы-заместители, но замещения остаются еще неустойчивыми, некритичными и мало осознанными.
Критичность в использовании предметов наступает тогда, когда ребенок отказывается использовать любое замещения, предлагаемое взрослым. Замещение становится осмысленным, но имеет воспроизводящий характер, а не творческий.
Показателями развития воображения в игре преддошкольника являются: разнообразие сюжетов; действие в воображаемой ситуации; самостоятельный выбор предмета-заместителя; гибкость в изменении функции и названия предметов оригинальность замещения игровых действий; — критичность к замещениям партнера.
Таким образом, воображение помогает решить ребенку его эмоциональные и личностные проблемы; неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний; восстановить психологический комфорт (сильный друг – защищает, придает веру в себя, помогает преодолеть страх); преодоление чувства одиночества (удовлетворить потребность в общении); реализует потребность в самоутверждении, признание в группе сверстников.
Развитие видов воображения. О развитии воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества (поделки, рисунки).
Воображение ребенка отличается от воображения взрослого. За кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность (шаблонность) образов. Это обусловлено недостатком знаний и представлений, низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знаний – недостаток и достоинство детского воображения.
Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка; было ли подобное в его собственном опыте.
До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается.
Таким образом, воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло ребенка,поразило: прочитанная сказка, увиденные мультфильм, новая игрушка.
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает пассивное, воссоздающее (репродуктивное) воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Сами образы-воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе.
В старшем дошкольном возрасте, приобретая активный характер, воссоздающее воображение ребенка значительно полнее и точнее, чем раньше, воспроизводит действительность.
Для младших дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, т. е. понимание того, что может быть и чего быть не может.
Старший дошкольник перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фантастичное. При нарушении типичных свойств предметов, характера производимых с ними действий вызывает у них отрицательное отношение. В игре дети также понимают логику жизненных связей и следуют им. В словесном творчестве ребенок наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни.
В среднем и старшем дошкольном возрасте опорой становится выполнение взятой на себя роли.
Воображение начинает опираться на предметы, не похожие на замещаемые (природный материал – листья, шишки, палки, камешки и пр.).
Воссоздание художественного текста:
— младшие дошкольники без иллюстраций не могут воссоздать описанные в сказке события;
— старшие дошкольники уже без наглядной опоры воссоздают текст, но используют ее, когда испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения. Иллюстрация важна для понимания действий и взаимоотношений персонажей.
В результате интериоризации необходимость во внешних опорах отпадает.Это происходит в двух планах: переход к игровому действию при отсутствии предмета и придание игровому предмету нового смысла, представление действий с ним в уме, т. е. без реального действия («уже поспали»).
Рост произвольности воображения связан с развитием умения создавать замысел и планировать его достижение (к 5-7 годам).
До 5 лет на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь», «Придумай сказку» — отказывается. Причина – не умеет руководить деятельностью воображения.
О возрастании целенаправленности воображенияможно судить по игре: продолжительность на одну и ту же тему, устойчивость ролей. В 3-4 года игра длится 10-15 минут; появление внешнего фактора вызывает побочные линии в сюжете и первоначальный замысел теряется; дети забывают переименование предметов и используют их в соответствии с реальными функциями; наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности. Ребенок идет от действий к мысли. В 4-5 лет игра длится уже 40-50 минут; ступенчатое планирование. В 5-7 лет – от нескольких часов и даже дней; игровые замыслы относительно устойчивы и могут осуществить их до конца; целостное планирование, т. е. дети способны до начала деятельности планировать процесс воплощения замысла. Они намечают план (цепочка образов, отражающая основное содержание деятельности) достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.
Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности. Позже – в индивидуальной деятельности (например, в речевой).
Возникновение и развитие творческого воображения дошкольника. Дошкольные годы являются периодом начала развития творческого воображения.
Опорой для создания образов теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове, что тесно связано с развитием речи и мышления. Это ведет к тому, что дети начинают сочинять сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Ребенок тем самым как бы «отрывается» от конкретной ситуации и начинает видеть ее глазами разных людей, животных, предметов.
Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемые в игре и художественной деятельности.
Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразовывают уже известные. Действенный способ дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.
Главная «школа» активного воображения – сюжетно-ролевая игра.
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети строят замысел игры, придумывают сюжет постепенно, в самом ее ходе. Но со временем построение замысла игры начинает ей предшествовать. Старшие дошкольники раньше, прежде чем начинать реальную игру, проигрывают ее в уме, создают связную картину в своем воображении. Большое значение в овладении умением строить замысел игры имеет его совместное обсуждение несколькими детьми, когда они дополняют друг друга, что придумал один ребенок, служит толчком для воображения другого.
Но замысел – еще не развернутая картина воображения. В нем намечена только общая схема будущей игры, подробности же возникают по ходу деятельности.
Доля активного творческого воображения в задумывании и развертывании игры увеличивается при переходе ребенка к режиссерским играм, где весь замысел строит и реализует он сам, пользуясь игрушками только как внешними опорами.
Постепенно такая игра начинает происходить без реальных действий, целиком в плане воображения, протекающем в уме.
Сочиняемые детьми сказки и истории становятся в старшем дошкольном возрасте более организованными, последовательными и оригинальными, часто имеют вполне законченный сюжет.
У старших дошкольников образы все более оригинальны, богаче, разнообразнее. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения становятся все более эмоциональными, пронизаны эстетическими и познавательными чувствами, приобретают личностный смысл.
Таким образом, в числе важных новообразований дошкольного детства – появление качественно новых типов воображения – произвольного и творческого. Возникновение и дальнейшее развитие этих видов воображения связано с зарождением новых для ребенка сложных видах деятельности (первоначально в игре, затем – в изобразительной, трудовой, музыкальной, бытовой, учебной деятельности).
Образы воображения детей отличаются яркостью, наглядностью, эмоциональной насыщенностью, подвижностью и изменчивостью.
Роль взрослых в развитии детского воображения. Воображение ребенка проявляется и формируется в процессе деятельности. Особо важное значение в его развитии имеют специфические дошкольные виды деятельности – игра, рисование, лепка и пр. В общении со взрослым ребенокосваивает средства создания новых образов: сначала действия, а позднее – речь. Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у человека опыта, представлений, особое значение имеет деятельность воспитателя, направленная на расширение, уточнение, обогащение опыта ребенка, побуждение его к творчеству.
Взрослый должен научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в несвойственные им ситуации, наделения несвойственными функциями и соединения разнородных объектов в новом образе. Специально организованное обучение поможет ребенку научиться манипулировать образами, когда заданный объект порождает образ нового оригинального объекта, включаясь в него как второстепенная деталь.
Важно научить ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовать их прежде всего в продуктивных видах деятельности. Предварительная формулировка должна быть представлена в развернутой речи с указанием не только того, что будет сделано, но и как, что придаст процессу создания новых образов целенаправленный характер.
Особое внимание требует коллективное творчество в разных видах деятельности. Педагогу важно формировать у детей критичность мышления, т. е. сформировать оценочное отношение к продуктам деятельности («Так бывает или нет?», вооружить детей необходимыми важными критериями, научиться пользоваться ими при оценке как своих результатов, так и результатов деятельности товарищей, сформировать товарищеские, доброжелательные взаимоотношения в группе.
Разнообразны частные приемы развития воображения:- разглядывание облаков, трещины стены, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира; — составление творческих рассказов, сказок на тему, предложенную воспитателем, нравственно-эстетическую, познавательную, сочинения на самостоятельно выбранную тему, рассказ по литературному образцу (в нескольких вариантах – например, заменить сюжет, сохраняя героев произведения, или заменить героев, сохраняя сюжет, рассказ по пейзажной картинке и др.
Важным фактором в развитии творческого воображения является социальная среда, отношение, позиция к ребенку со стороны взрослых в семье, в детском саду.
Важным условием формирования творческого воображения детей является воспитание педагогом своей креативности. Он должен стремится к тому, чтобы работа его носила исследовательский характер, уметь преодолеть в себе привычку действовать по шаблону, должен искать новые, наиболее оптимальные пути к развитию творческого потенциала своих воспитанников.
Сенсорная коробка как основа речевого развития ребенка Цель : Развитие речи посредством тактильных манипуляций разнообразными предметами. Задачи • Расширять тактильный опыт, активизируя в словаре.
«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.
Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.
Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте» Мои коллеги! Приглашаю вас на свою консультацию «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте», которую я подготовила для.
Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.
Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Наш речевой центр называется «Каркуша — Говоруша». Цель.
Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.
Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка — одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.
Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка Актуальность. Сенсорное воспитание в трудах ученых освещалось как одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста. Для.
Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.
Источник