Воображение это качество или чувство

Что такое воображение — его виды и функции, как его развить

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Доводилось ли вам мечтать о чем-либо? Скорее всего, да.

В детстве вы наверняка представляли себя капитаном большого корабля, сидя на выстроенных в ряд табуретках. Рисовали в голове свой полет на Луну или встречу с доброй феей.

Кормили кукол «кашей» и расплачивались невидимыми деньгами. Придумывать эти события и предметы вам помогало ваше воображение.

Воображение — это.

Воображение – это способность создавать в сознании существующие и несуществующие образы. Такое «умение» доступно только для человеческой психики: это отличает нас от других живых существ.

Важно отметить, что воображать умеет каждый человек при условии, что он здоров и душой, и телом. Психические расстройства и нарушения мозговой деятельности способны нарушить или вовсе ликвидировать эту функцию.

Как формируется воображение (простым языком):

  1. информация из среды поглощается органами восприятия (глаза, уши, нос, рот, кожа);
  2. мы воображаем полученные образы в уме или придумываем на их основе что-то новое – даже то, что не существует в реальности в данный момент и вообще в реальности.

Например, прошлым летом вы были на море, а в этом году об отпуске остается только мечтать. Чем вы и занимаетесь: визуализируете песчаный пляж, дуновение теплого ветра, морской запах, крики чаек, яркое солнце.

Вы выстраиваете в голове картинку на основе уже имеющихся представлений о море – его вкусе, цвете и запахе, чайках и т.д. Но в реальности этот сюжет отсутствует.

Таким образом, с помощью воображения мы способны создавать образы на основе прошлого опыта и моделировать (как это?) будущее.

Можем мысленно создавать объекты, которые когда-то видели (слышали, нюхали, пробовали на вкус и трогали), а также компоновать их, получая нечто другое – неизвестное и несуществующее (кто-то же придумал мультяшного котопса?)))

Закон воображения

С точки зрения психологии (что это?), воображение очень тесно связано с эмоционально-волевой сферой. Л.С.Выготский (наш русский психолог) писал о законе эмоциональной реальности воображения.

Это означает, что представляя нечто в своей голове, мы можем испытывать настоящие чувства и ощущения.

Хотите эксперимент? Закройте глаза и представьте себе лимон (наверняка вы знаете, что это, и хоть раз пробовали его на вкус). Вот он перед вами — такой желтый, овальный, а может круглый.

А теперь мысленно разрежьте его напополам и выдавите сок из одной части себе на язык. Потекли слюнки? Скорее всего, да. И может даже скулы свело от лимонной кислоты? А лимона-то не было! Его нет, а слюни есть!

Отсюда следует важный вывод: с помощью воображения человек может влиять на свой психологический фон и физическое состояние.

Если думать о чем-то хорошем, представлять счастливые, добрые события, то и настроение будет положительным. Страшные, грустные, тоскливые фантазии вызывают соответствующие чувства, а долгое пребывание в негативе провоцирует реальные болезни.

Читайте также:  Презентация язык орган чувства

Поэтому очень важно следить за своим мышлением: откидывать плохие мысли и культивировать позитивные.

Разновидности

Воображение делят на две группы, каждая из которых имеет свои подгруппы:

  1. Активное – целенаправленный, волевой акт. Такой вид воображения используют, например, писатели. Чтобы создать рассказ (что это такое?) или заметку, им приходится фантазировать специально. Активное воображение, в свою очередь, делится на:
    1. воссоздающее – мысленное обращение к имеющимся образам (вспомните, как выглядит ваша кружка);
    2. творческое – с его помощью мы придумываем нечто новое (представьте себя на необитаемом острове, сидящим на верхушке пальмы в ластах и с утюгом в руке).

    Функции воображения

    Что такое воображение, с точки зрения его смысла? Другими словами – для чего нам нужна эта психическая способность?

    1. Познавательная функция – человек может исследовать то, что невозможно пощупать и рассмотреть. Например, мы не имеем возможности изучить вселенную до конца, но можем фантазировать о ней, беря за основу уже имеющиеся знания.
    2. Планирование – намереваясь сделать что-либо, личность представляет себе желаемый результат, действия, которые необходимо совершить, чтобы достичь цели.
    3. Представление – возможность формировать в голове образы героев книг, кино, песен и фильмов.

    Как развить воображение

    Существует 3 способа, которые необходимо практиковать, чтобы развить способность к воображению:

      Интересуйтесь миром – стремитесь получать больше знаний, эмоций, ощущений. Ходите на выставки, в кино, театры, читайте книги, путешествуйте, заводите новые знакомства, пробуйте делать что-то новое.

    Чем шире человеческий опыт, тем богаче его воображение.

    Представляйте себе то, что вы хорошо знаете. Например, это могут быть люди. Ваша задача – вызывать в голове образ знакомого человека и представлять его до самых мелочей (как он улыбается, ходит, наклоняет голову, держит ложку и т.д.)

    Занимаясь такими практиками регулярно, очень скоро вы заметите, что ваше мышление станет гибче. Умение мыслить гибко повышает адаптационные способности психики и организма в целом. А это уже про стрессоустойчивость, психическое и физическое здоровье.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (3)

    Важно не просто иметь хорошее воображение, но и уметь пользоваться им, переносить создаваемые образы в реальность. Иначе, это просто витание в облаках, которое только мешает полноценной жизни.

    Воображение, это индикатор того, насколько богат ваш внутренний мир! У современного поколения, с воображением есть большие проблемы.

    Сейчас уже виртуальная реальность может заменить воображение, одел на голову специальный монитор и вот ты уже на море или в Лувре, да где угодно, хоть на Луне.

    Источник

    Воображение

    Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением [источник не указан 589 дней] .

    Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов. [1]

    Разновидность творческого воображения — фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психические процессы, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

    По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи. [2]

    Содержание

    Классификация процессов воображения

    • Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
    • Продуктивное (творческое) воображение:
      • с относительной новизной образов;
      • с абсолютной новизной образов.

    По степени целенаправленности:

    • активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
    • пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

    По виду образов:

    По приёмам воображения:

    • агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
    • гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
    • схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
    • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

    По степени волевых усилий:

    Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса

    Механизмы воображения

    • агглютинация — создание нового образа из частей других образов;
    • гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей;
    • схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
    • акцентирование — подчеркивание особенностей объектов;
    • типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.

    Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

    Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

    Развитие воображения у детей

    Через творчество у ребёнка развивается мышление [3] . Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

    Развитию воображения способствуют:

    • ситуации незавершенности;
    • разрешение и даже поощрение множества вопросов;
    • стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
    • билингвистический опыт;
    • позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

    Развитию воображения препятствуют:

    • конформность;
    • неодобрение воображения;
    • жесткие полоролевые стереотипы;
    • разделение игры и обучения;
    • готовность к изменению точки зрения;
    • преклонение перед авторитетами.

    Воображение и реальность

    Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.

    Функции воображения

    • представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;
    • регулирование эмоциональных состояний;
    • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
    • формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
    • планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

    Воображение и когнитивные процессы

    Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

    Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание. На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.

    И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.

    В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.

    Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.

    Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе — или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.

    Источник

    Читайте также:  Что чувствуешь при пониженном давлении
Оцените статью