Воля эмоции внимание таблица
1. Дайте определение воли (см. параграф 61).
Сознательная регуляция человеком своего поведения, обеспечивающая преодоление трудностей на пути к достижению цели.
2. Приведите пример волевого акта (действия) и проанализируйте этапы этого процесса:
1) Осознание потребности действия потребность приобрести книгу .
2) Борьба мотивов и выбор цели купить? взять в библиотеке? попросить у друга?
3) Выбор способа действия сходить в библиотеку .
4) Осуществление действия поход в библиотеку .
5) Контроль и коррекция результатов увидев, что в библиотеке нет книги, человек решил спросить у друга .
1. Приведите примеры следующих проявлений эмоций.
Эмоциональные реакции плач, смех.
Эмоциональное отношения (чувства) любовь, ревность.
Эмоциональные состояния волнение, тревога.
2. В каких случаях возникают положительные эмоции а в каких отрицательные?
В зависимости от ситуации эмоции человека носят разный характер и выражают его отношение к происходящему.
3. Определите состояние царя Ивана Грозного, изображенного на картине И. Репина (с. 77).
Осознание содеянного, душевная мука.
1. Проанализируйте волевой акт человека в состоянии внушения и негативизма. Заполните таблицу.
Состояние Выбор цели Выбор способа действия Действие Негативизм Отсутствует Отсутствует Противоположное навязываемому со стороны Внушение Отсутствует Отсутствует Согласно внушаемому способу
2. Закончите высказывание.
При внушении и негативизме осознанность поступков невозможно .
Проверьте ответы по параграфу 61.
Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии называется внимание . Внимание может быть непроизвольным и произвольным . Внимание возникающее помимо воли человека, называется непроизвольным , а внимание, направляемое сознательным намерением человека, — произвольным .
Работа 192. Определите колебания внимания (см. параграф 61, статья “Внимание”).
Оборудование: секундомер; лист бумаги; карандаш.
Пояснение. На рисунке дано двойственное изображение – усеченная пирамида, которую можно представить обращенной усеченным концом к вам и от вас. Вы должны увидеть оба изображения. Если они сменяют друг друга, вы готовы к опыту, так как эт свидетельствует о начале колебания внимания между двумя конкурирующими изображениями. Результаты опыта запишите в таблице, сделайте выводы.
Условия опыта Результаты Выводы 1. Колебания непроизвольного внимания. Определите, сколько раз изменился образ пирамиды за 30 с. Каждое изменение образа регистрируйте черточкой на бумаге. Число изменений соответствует числу колебаний за 30 с. Чтобы получить число колебаний за минуту, полученный результат нужно удвоить. 58 колебаний в минуту В среднем за 1 секунду образ пирамиды изменяется 1 раз. Это скорость колебаний непроизвольного внимания. 2. Колебания произвольного внимания. Усилием воли попытайтесь удержать этот образ, который сложился. При перемене образа – удерживайте новый. Остальные условия сохраняются. 18 колебаний в минуту На одно колебание в среднем уходит 3 секунды 3. Колебания внимания при активной работе с объектом. Представьте, что на рисунке изображена комната. Маленький квадрат – ее задняя стенка. Ваша задача – мысленно, ничего не рисуя, ее обставить: найти место для дивана, шкафа, телевизора и прочей мебели. На выполнение дается 30 с. Число колебаний внимания измеряется прежним способом. 53 колебаний в минуту При попытке сосредоточится на объекте наблюдается постоянная смена внимания.
1. Потренируйте свое внимание (см. Приложение, с. 268, рис. 108 и 109).
2. Назовите и кратко охарактеризуйте две причины рассеянности.
1) Слабость произвольного внимания
2) Глубокая сосредоточенность на определенном занятии.
Какая причина связана с устойчивой доминантой? (См. параграф 58) 2.
3. Умеете ли вы переключать свое внимание с одного предмета на другой? Ответ будет положительным, если за 3-4 минуты вам удастся найти на рисунке 30 цифр.
Источник
Воля. Эмоции. Виды внимания
Вопрос 1. Вопрос 1. Что такое волевые действия?
Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Волевые действия — это действия, которые требуют преодоления внешних препятствий или внутренних трудностей.
Вопрос 2. Приведите примеры ситуаций, когда воля выполняет побудительную функцию, а когда — тормозную.
При подготовке к экзамену воля будет выполнять побудительную
(к учебным занятиям) функцию. Тормозная функция воли состоит в удерживании себя от нежелательных поступков, например отказ от вредных привычек.
Вопрос 3. Какое значение имеет внушаемость и негативизм?
Если человек пассивно следует за лидером, мы говорим о внушаемости, а если человек действует наперекор лидеру — о негативизме. И то и другое состояние является признаком недостаточно развитой воли, самостоятельности.
Вопрос 4. Расскажите, какое значение в жизни человека имеют эмоции.
Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Эмоции отражают переживание человеком своего отношения к окружающей действительности (к миру в целом, к людям, к их поступкам и т. д.) и к самому себе.
Эмоции выполняют функцию оценки деятельности и ее результатов.
Эмоции играют значительную роль в общении людей. Внешнее выражение эмоций сходно у людей разных национальностей.
Вопрос 5. Приведите примеры аффектов и тех свойств доминанты, которыми они обладают.
Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой регуляции действий человека, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное представление. В психиатрии это называется «сужением» сознания.
В состоянии аффекта человек способен (в зависимости от преобладающей доминанты) совершить ограбление, нанести тяжелые повреждения себе или другому человеку, а также на убийство. Аффект обычно сопровождается бурными проявлениями. Но иногда вызывает, наоборот, прекращение всякой активности. Человек может оцепенеть от страха или отчаяния.
Вопрос 6. Что такое стресс?
Стресс — состояние общего напряжения организма, возникающее при воздействии чрезвычайного раздражителя.
Вопрос 7. Что такое внимание?
Внимание — внешнее выражение доминанты, направленность всей нашей психической деятельности, сосредоточенность на важных для нас предметах и явлениях. Внимание может быть двух видов: непроизвольное и произвольное.
Вопрос 8. Почему ориентировочные рефлексы связывают с вниманием?
Ориентировочный рефлекс является элементарной формой внимания.
Он включается каждый раз, когда происходит рассогласование между тем, что ожидалось, и тем, что произошло в действительности. Чем неожиданнее и ярче будет новый раздражитель, тем больше шансов у него оказаться в центре нашего внимания.
Вопрос 9. Каковы физиологические основы внимания?
В основе внимания лежит ориентировочный рефлекс. Любой внешний раздражитель, если он новый и вызывает ориентировочный рефлекс, может оказаться в центре нашего внимания.
Источник
ГДЗ биология 8 класс Колесов, Маш, Беляев Дрофа Задание: 57 Воля, эмоции, внимание
Стр. 357. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Из каких этапов складывается волевой акт?
Этапы волевого акта:
Выбор цели (появление мотивов деятельности);
Обсуждение мотивов и выбор более подходящих из них;
Исполнение принятых решений.
№ 2. Почему эмоциональные реакции одинаковы у всех людей?
Эмоциональные реакции основаны на безусловно-рефлекторной природе, поэтому присущи всем людям и у всех одинаковы.
№ 3. Как люди переживают эмоциональные состояния: настроение, аффект, стресс, депрессию? Что такое эмоциональные отношения?
Общее эмоциональное состояние человека, которое окрашивает все его поведение в течение длительного времени, называется настроением. Оно может быть разнообразным и зависит от окружающей среды, ситуаций, эмоций и происходящих событий. Настроение – это скорее эмоциональная реакция на значение тех или иных событий, произошедших в жизни человека.
Состояние аффекта способно полностью захватить психику человека и влечет за собой сужение и иногда полное отключение сознания, изменение мышления. Результатом может стать неадекватное поведение. Например, из-за сильного гнева человек не может конструктивно решить конфликт и способен на страшные поступки. Длится такое состояние, как правило, недолго.
Под стрессом принято понимать эмоциональное состояние, которое возникает в ответ на разные экстремальные воздействия, например, жизненные потери, конфликты, испытания, неудачи, напряжение. После отдыха состояние приходит в норму.
Депрессией является психическое расстройство. Его основными признаками является снижение или утрата способности получать удовольствие от происходящего вокруг и отсутствие настроения что-либо делать. Может занимать много времени и вызывает у человека апатию ко всему.
Эмоциональными отношениями называются отношения, при которых внимание всегда направлено на какой-то объект, лицо или процесс. Примерами таких отношений могут быть: зависть и ревность, любовь и вражда, дружба и радость успехам.
№ 4. Какими свойствами обладает внимание?
К свойствам внимания можно отнести объем и направленность, интенсивность и устойчивость, сосредоточенность и переключаемость, распределённость и концентрацию. Все они связаны со структурой деятельности человека.
№ 5. Как заставить себя быть внимательным?
Для тренировки внимательности подойдут упражнения, в которых требуется выбрать подходящее решение для той или иной ситуации, разгадать путь в лабиринте или выбрать персонажа, предварительно замаскированного. Важно обращать свое внимание на каждую деталь и мелочь.
Стр. 362. Вопросы
№ 1. Что такое волевые действия?
Волевыми являются осознанные и целенаправленные действия отдельного субъекта, которые характеризуются обдуманностью и не зависят от эмоций.
№ 2. Приведите примеры ситуаций, когда воля выполняет побудительную функцию, а когда — тормозную.
Пример побудительной воли – тренировки перед соревнованиями. Человек тренируется охотно, чтобы получить хороший результат в спорте и победить.
Пример тормозной функции воли – отказ от вредных привычек или плохих поступков.
№ 3. Какое значение имеют внушаемость и негативизм?
Внушаемость – это степень восприимчивости к внушению, которая определяется субъективной готовностью подчиниться или подвергаться внушающему воздействию. Зависит от психологического состояния личности, ее степени усталости и эмоциональности в момент внушения.
Негативизм – это психиатрический термин, который подразумевает специфический симптом расстройства воли и характерен для кататонического возбуждения и кататонического ступора.
№ 4. Расскажите, какое значение в жизни человека имеют эмоции. Приведите примеры из собственного опыта или из литературных произведений.
Эмоции являются своеобразным отражением психического состояния человека и его реакции на происходящие события. Они важны для общения, оценки деятельности и ее результатов. Например, у меня эмоции радости всегда сопровождают праздники. У меня долгое время хорошее настроение, которое передается моим родителям и друзьям.
№ 5. Приведите примеры аффектов и тех свойств доминанты, которыми они обладают.
В состоянии аффекта можно наблюдать нарушение волевой регуляции действий человека. В результате в его состоянии начинает доминировать искаженное представление о верных действиях на данный момент. Это может быть бегство, чрезмерная агрессия, плач или оцепенение.
№ 6. Что такое стресс?
Стресс – это аномальная реакция или неспецифическое состояние организма в результате различных неблагоприятных факторов – раздражителей, которые воздействуют на него. Например, напряжение, усталость, агрессия, переживания.
№ 7. Что такое внимание?
Внимание – это процесс бессознательного и сознательного отбора одного вида информации, которая поступает через органы чувств, а также дальнейшая сосредоточенность на нем.
№ 8. Почему ориентировочные рефлексы связывают с вниманием?
Потому что ориентировочный рефлекс является элементарной формой внимания. Этот рефлекс активизируется тогда, когда идет рассогласование между тем, что происходит, и тем, что было в ожиданиях.
№ 9. Каковы физиологические основы внимания?
Физиологической основой внимания является механизм воздействия нервных процессов возбуждения и торможения, которые протекают в коре головного мозга. При появлении нового раздражителя в мозге возникает ориентировочный рефлекс, а потому он сразу же оказывается в центре внимания.
Стр. 362. Задания
№ 1. Охарактеризуйте основные виды внимания. Приведите примеры внимания разных видов из собственного опыта.
Основные виды внимания:
Произвольное (активное, волевое или преднамеренное) – управляется сознательной целью и сознательными устремлениями. Такое внимание связано с волей человека и может быть выработано в результате трудовых усилий. Примером может стать решение заниматься каким-то видом творчества.
Непроизвольное (пассивное или вынужденное) – возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Его причина кроется в окружающей среде, однако есть и внутренние предпосылки: эмоциональные корреляты, инстинктивные схемы поведения. Например, внимание к деятельности вызвано необходимостью, требованиями по учебе или работе.
Послепроизвольное – это внимание, которое изначально было произвольным и вызывалось волевым усилием, но потом в силу эмоциональной значимости деятельности стало произвольным и уже не требует волевых усилий (стало непроизвольным). Например, человек заставляет себя заниматься определенным видом спорта, потому что ему нужно принять участие в соревнованиях. Со временем ему это нравится, он начинает привыкать и вовлекаться в это занятие.
№ 2. Герой гоголевской повести «Шинель» Акакий Акакиевич так был влюблён в своё дело, что даже на досуге видел перед собой ровные строчки и любимые буквы. Он отличался большой рассеянностью. Объясните, какова её причина.
Причина в том, что Акакий Акакиевич был влюблен в свою работу, но давно ней не занимался и долгое время не имел собеседника.
№ 3. Создатель теории стресса Ганс Селье говорил, что «стресс — это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете». Как вы понимаете эту фразу? Обсудите её с родителями. Какова их точка зрения?
Я считаю, что, чем серьезнее мы относимся к чему-то происходящему, тем сильнее эмоционально будут наши реакции. От восприятия ее зависит наше состояние. Мои родители учат меня не воспринимать тяжелые ситуации близко к сердцу, чтобы сохранить свое эмоциональное здоровье.
Лабораторная работа. Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды (рис. 155) в различных условиях
Стр. 363
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.
Ход работы:
Попытаемся представить усеченную пирамиду, обращенную усеченным концом к нам и от нас.
Когда оба образа сформированы, они сменяют друг друга: пирамида кажется то обращенной к нам, то от нас.
При каждом изменении образа заносим в тетрадь штриховую черту, не глядя в нее. Отрывать глаза от рисунка нельзя!
По числу колебаний этих образов можем судить об устойчивости внимания. Для экономии времени измеряем число колебаний за 30 секунд и результат удваиваем.
Источник