Воля эмоции внимание конспект 8 класс биология

Разработка урока по теме «Эмоции, воля, внимание»
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

УМК Пасечник В, В. Раздел «Высшая нервная деятельность человека»

Скачать:

Вложение Размер
volya_emotsii_vnimanie.docx 20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Воля, эмоции, внимание».

Цель: познакомиться с определениями «воля», «эмоции», «внимание».

1) Определить волевые процессы, проанализировать волевой акт, разъяснить причины негативизма и внушаемости;

2) Дать понятие об оценочной деятельности;

3) Показать значение эмоций, разницу между понятиями «эмоциональная реакция», «эмоциональное состояние», «эмоциональное отношение»;

4) Раскрыть физиологические основы произвольного и непроизвольного внимания, его основные свойства;

5) Показать, как поддержать внимание с наименьшими усилиями;

6) Подкрепить советы соответствующими лабораторными работами.

1) Продолжить формирование научное мировоззрения;

2) Воспитывать навыки коллективного труда, целеустремлённость.

1) Продолжить развитие познавательного интереса к изучению биологии;

2) Развивать умения обобщать, анализировать;

3) Развивать навыки учебной деятельности;

4) Развивать любознательность.

Оборудование: таблицы, изображающие головной мозг, схемы безусловного торможения слюноотделительного рефлекса; часы с секундной стрелкой.

Тип урока – комбинированный.

  1. Организационный момент (1 минута)
  2. Повторение изученного материала (6 минут)
  3. Изучение нового материала (25 минут)
  4. Закрепление полученных знаний (3 минуты)
  5. Домашнее задание (1 минута)

Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто сегодня отсутствует? Жаль, они пропустят столько интересного.

Повторение изученного материала

Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке. Какие потребности в нашем организме базовые, а какие вторичные?

Базовые — сон, пища, вода, общение.

Вторичные — потребности в предметах пользования, созданных человеком в процессе его трудовой деятельности

Верно. А какие виды познавательной деятельности мы изучили на прошлом уроке?

Восприятие, ощущение, память, мышление, ум.

Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы продолжим изучение познавательных процессов, и узнаем, что такое воля, волевые акты, эмоции и внимание. И так, тема нашего урока «Воля, эмоции, внимание».

Что же такое воля? Воля – это сознательная саморегуляция поведения человека, обеспечивающая преодоление трудностей на пути к достижению цели. Волевое действие выполняет 2 функции: побудительную и тормозную. Как вы думаете, в чем заключаются эти функции?

Побудительная – побуждает бороться с препятствием, преодолевать его, а тормозная – способность удержать себя от нежелательных поступков.

Чем обусловливается воля?

Верно. волевой акт состоит из нескольких этапов. Первый – выбор цели, второй – выбор средств для достижения цели. Оба этих этапа – результат мыслительной деятельности человека, в процессе которой человек обдумывает сразу и конечный вариант. Благодаря этому, процессы волевого действия предваряют мышечную деятельность и контролирует ее. А кто такой волевой человек?

Это тот, кто всегда хорошо обдумывает свои действия, не идут ни у кого на поводу, самостоятельно принимают решения.

Правильно. Но так же есть и слабовольные люди. Чаще всего они либо пассивно следуют за лидером, либо действуют наперекор ему. В первом случае мы говорим о внушаемости, во втором – о негативизме. Давайте рассмотрим их отличительные признаки. Для этого я предлагаю вам заполнить таблицу «Сопоставление волевого акта с внушаемостью и негативизмом».

Нормальный волевой акт

Осознанный выбор цели

Осознанный выбор способов деятельности

Осознанное действие, оценка запланированных результатов и их последующая коррекция при необходимости.

Выбор цели отсутствует

Выбор способа деятельности отсутствует

Действие навязывается со стороны

Выбор цели отсутствует

Выбора способов действия нет

Действие, противоположное тому, что навязывается со стороны

Мы рассмотрели, что же такое воля. А что же такое эмоции и откуда они берутся? В головном мозге существуют центры, отвечающие за проявление удовольствия или страдания. Всё это выражается в виде эмоций. Какие эмоции вы знаете?

Плач, смех, страх, радость.

Правильно. Только это не сами эмоции, это – эмоциональные реакции. Они присущи всем людям, так как носят безусловно-рефлекторную природу. Эмоциональные реакции не всегда соответствуют эмоции. Какой яркий пример можно привести этому?

Плакать можно и от горя, и от радости.

Верно. От эмоциональных реакций надо отличать эмоциональное состояние человека. Как вы думаете, в чем оно может выражаться?

В настроении. Оно может быть плохое и хорошее.

А какие эмоциональные состояния вам знакомы?

Давайте рассмотрим, что же это такое. Аффект – это состояние бурной эмоциональной вспышки, во время которой человек полностью теряет над собой волевой контроль. Обычно он длится недолго и по его окончании человек сожалеет о том, что он сделал. Стресс – это перенапряжение сил организма, которое если будет продолжаться длительное время может привести к неврозам, гипертонии и другим заболеваниям.

Но так же наряду с эмоциональными состояниями существуют и эмоциональные отношения. Они всегда направлены на один объект, лицо или процесс. Какие примеры вы можете привести?

Любовь, дружба, ревность, зависть.

Чувства не всегда постоянны. Они могут появляться, развиваться до какого-либо определенного момента и ослабевать, либо угаснуть совсем. Это зависит от обстоятельств и темперамента человека.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на том или ином объекте. Наиболее элементарной формой внимания является ориентировочный рефлекс. Также существует произвольное и непроизвольное внимание. Внимание может быть устойчивым и колеблющимся. А что такое рассеяность?

Источник

Воля, эмоции, внимание (8-й класс)

Разделы: Биология

Класс: 8

Методы: наглядный, проблемный, индивидуальная и исследовательская работа, мультимедиа.

Оборудование:

  1. Учебник Д.В. Колесова. Биология. Человек. 8-й класс. М.: Дрофа, 2005.
  2. Рабочая тетрадь Д.В. Колесова. Биология. Человек. 8-й класс. М.: Дрофа, 2005.
  3. Видиопроектор, демонстрационный экран, презентации учащихся “Воля”, “Эмоции” и “Внимание”.
  4. Рисунки, отражающие различные выражения лиц человека.

Планируемые результаты:

    Учащиеся узнают об особенностях воли, эмоций, внимания в жизни школьника.
  1. Проведут мини-исследование своего организма.
  2. Получат рекомендации своих одноклассников для воспитания внимания, развития воли.
  3. Научаться дыхательному упражнению, которое поможет снять физическое и психическое напряжение.

Образовательные

  • сформировать знания о воли, эмоциях, внимании;
  • знать особенности каждого познавательного процесса;
  • характеризовать их роль в жизни школьника.

Воспитательные

  • формирование интереса к изучаемому предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
  • стимулирование любознательности, активности на уроке.

Развивающие

  • развитие поисково-информационных умений;
  • развитие умений выделять главное в изучаемом материале, анализировать, обобщать изучаемые факты и понятия, сравнивать, делать выводы;
  • развитие способностей к самостоятельной работе над новым материалом.

1. Организационный момент. Объяснение темы и цели занятия.

2. Работа с новым материалом:

  • Воля.
  • Эмоции.
  • Внимание.

Лабораторная работа “Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях”.

  1. Проверка изучаемого материала (ответы на задания, обсуждение).
  2. Домашнее задание.
  3. Подведение итогов.
  4. Рефлексия.

1. Организационный момент. Сегодня наш урок посвящен познавательным процессам человека. На уроке будут использованы презентации ваших одноклассников.

Вы уже знаете, что важнейшую роль в жизни человека играет высшая нервная деятельность (ВНД), под которой понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой. ВНД связана с большими полушариями головного мозга. Поверхность больших полушарий образована серым веществом – корой, которая отвечает за речь, память, сознание, мышление, волю, эмоции, внимание. Цель этого урока познакомиться с понятиями “воля”, “эмоции”, “внимание” и выяснить их роль в жизни школьника, а также провести мини-исследование для познания себя. По ходу урока Вам необходимо составить конспект, где самое главное будет отражено кратко. И так, переходим к изучению нового материала.

2. Работа с новым материалом:

У вас гораздо больше шансов достичь успеха, чем потерпеть поражение – волшебная формула.

“Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях”

“Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, всё губя.
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя”.

Франсуа Вийон
(французский поэт XV века)

Вот и сегодня мы будем познавать себя. Проведём мини-исследование своего внимания. Ход работы в учебнике Д.В. Колесова. Биология. Человек. 8 класс. – с.293–294. Оформить отчёт можно, используя рабочую тетрадь Д.В. Колесова. Биология. Человек. 8 класс. – с. 86.

Цели:

  • определить устойчивость внимания;
  • выяснить условия его повышения.
  • 1. Заполнить таблицу.

    Условие внимания

    Число колебаний внимания

    за 30 секунд

    за 1 минуту

    1. Непроизвольное внимание (без установки)
    2. Произвольное внимание (с установкой сохранять создавшийся образ)
    3. Произвольное внимание при активной работе с объектом

    2. Обсуждение результатов. Ответите на вопросы:

    1) При каком внимании наблюдается наибольшее число колебаний внимания?

    2) Результаты второго эксперимента “Удержание образа при произвольном внимании”

    Если фигура исчезала

    • не более 11 раз – повышенное устойчивое внимание;
    • 12–20 – нормальная устойчивость внимания;
    • более 20 раз – недостаточная устойчивость внимания.

    3) Как можно уменьшить число колебаний внимания?

    Величину колебаний внимания можно уменьшить волевым усилием. Поэтому для развития устойчивого внимания надо:

    • дисциплинировать себя;
    • уметь сосредоточиться при выполнении заданий;
    • тренировать способность выделять наиболее важные детали и не замечать второстепенные.

    4) Можно ли повысить устойчивость внимание?

    Можно при активной работе с объектом. Вот почему при объяснении учителя полезно мысленно забегать вперёд, сравнивать услышанные сведения с теми, которые известны всем, не пассивно слушать объяснения, а активно осмысливать услышанное. Полезно тренировать себя в быстром переключении внимания с одного объекта на другой. Игровые автоматы в этом отношении могут быть использованы как хорошие тренажёры.

    Вывод: Поддерживать внимание с наименьшими усилиями можно. На уроке необходимо соблюдать правильный режим работы; активно участвовать в восприятии изучаемого материала и воспитывать внимание, тогда и результат обучения будет хорошим.

    3. Проверка изучаемого материала (ответы на задания, обсуждение).

    Ваше мнение:

    1) Три ученика одного класса обладают одинаковыми способностями в обучении, но имеют различные волевые черты характера:

    • один нерешительный,
    • другой ненастойчивый,
    • третий невыдержанный.

    Какие трудности в жизни ожидают этих учеников и можно ли их избежать?

    2) В старой медицинской литературе приводится поучительная легенда о холере. Холера в образе женщины обещала повстречавшему ей путнику истребить в одном городе определённое число людей. Погибло во много раз больше. Её упрекали в том, что она не сдержала слово. На это холера отвечала: “Все умершие сверх названного числа погибли не от меня, а от страха”.

    Выделите и объясните в легенде истину.

    3) Герой гоголевской повести “Шинель” Акакий Акакиевич так был влюблён в своё дело, что даже на досуге видел перед собой ровные строчки и любимые буквы. Он отличался большой рассеянностью.

    Объясните, какова её причина.

    4) Если человек отказывается от алкоголя, курения, наркотиков – это проявление его воли?

    4. Домашнее задание: § 57.

    5. Рефлексия.Продолжите предложения:

    1. Сегодня на уроке я узнал …
    2. Я понял, что …
    3. Теперь я могу …
    4. Я думаю, что этот урок …
    5. Я попробую …

    Источник

    Биология 8 класс. УРОК №59 «Воля, эмоции, внимание. Темперамент»

    Просмотр содержимого документа
    «Биология 8 класс. УРОК №59 «Воля, эмоции, внимание. Темперамент»»

    УРОК №59 «Воля, эмоции, внимание. Темперамент»

    1. Определить волевые процессы, проанализировать волевой акт, разъяснить причины негативизма и внушаемости.

    2. Дать понятие об оценочной деятельности.

    3. Показать значение эмоций.

    4. Раскрыть физиологические основы произвольного и непроизвольного внимания, его основные свойства.

    5. Показать, как поддержать внимание с наименьшими усилиями.

    1. Рассказать о базовых и вторичных потребностях.

    2. Показать отличие речи человека от звуковых сигналов животного.

    3. Проанализировать особенности развития высших психических функций человека, определить значение высшей и внутренней речи.

    4. Рассказать о познавательных процессах человека.

    II. Новый материал

    Воля — сознательная саморегуляция поведения, обеспечивающая преодоление трудностей на пути к достижению цели.

    побудительная (борьба с препятствиями)

    тормозная (удержаться от нежелательных поступков)

    Эмоции — переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе.

    Эмоциональные реакции — проявление эмоций (плач, смех).

    Эмоциональное состояние — настроение человека.

    Эмоциональное отношение — чувства (любовь, дружба, вражда, ревность, зависть).

    Внимание — направленность и сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте (ориентировочный рефлекс).

    Источник

    Читайте также:  Как называется контроль чувств
    Оцените статью