Воля, эмоции, внимание как предмет психологии
Воля, эмоции, внимание – это отдельная часть, которую изучает психология. Мало из нас людей задумываются о том, что эти понятия бывают совершенно разнообразны.
Что такое внимание
Существует несколько видов, на которые делится это понятия. Каждый из них не просто выдуман, а имеет причины возникновения, и формы проявления.
Произвольное внимание возникает тогда, когда человек прикладывает усилие воли к чему-либо.
Непроизвольное внимание – случайность. Человек не принимает здесь никакого осознанного участия.
Характер человека можно описать по тому, на что и как он обращает внимание преимущественно. Произвольное внимание присуще не всем живым организмам. Это – исключительно человеческая особенность. Животные же, в свою очередь, имеют только непроизвольный вид. Управление сознанием живых существ и создало внимание.
Каждый человек не может делать только то, что хочет, если он пытается достичь определенных целей в своей жизни. Именно воля, эмоции, внимание дают возможность достичь любых высот. Произвольное внимание формируется путем постоянного обучения и закрепления своих знаний методом практики.
Физиология также дает свое объяснения процессу произвольного внимания. Оно появляется в коре головного мозга и поддерживается постоянно импульсами, которые направлены от сигнальной системы. Процесс труда постоянно влияет на формирование произвольного внимания. Чем дольше человек его удерживает, тем сильнее он устает умственно и физически. Для того, чтобы не испытывать переутомление, необходимо постоянно чередовать труд. Как известно: “Лучший отдых – это смена деятельности”. Потому после тяжелого задания, приступите к чему-то полегче, а затем – снова возьмитесь за тяжелое. Другой вариант – огромная заинтересованность для концентрации внимания.
Взаимосвязь воли и эмоций
Конечно же, воля и эмоции понятия не только совместимые, но тесно связанные между собой. Для удачной концентрации внимания на чем-либо, необходимо приложить усилия воли. Затем человек вникает в содержание материала и следит за ним без напряжения. Это внимание называется послепроизвольным. Некоторые психологи его также называют произвольным. Факт в том, что процесс обучения теперь становится легче, человек гораздо реже чувствует усталость. Эмоции, которые получает человек от изучаемого материала прямо влияют на его дальнейшее обучение.
Также внимание делится на виды в зависимости от того, куда оно обращено:
- Внешне-направленное внимание – предметы мира материального.
- Внутренне-направленное внимание – мысли, чувства, воспоминания.
Последний вид часто бывает непроизвольным, если человек отвлекается на что-то во время работы. Причина здесь – невнимательность.
Произвольное внимание акцентируется только на том, что необходимо человеку в данной сфере работы.
Непроизвольное внимание не нуждается в воле, поскольку здесь не нужно сосредотачиваться на чем-то конкретном.
Произвольное внимание подразумевает под собой постоянное участие воли. Этот вид связан с наличием разных интересов, которые постоянно конкурируют друг с другом. Но при выборе одной цели, человек подключает волю, тем самым подавляет другие интересы.
Для того, чтобы сконцентрироваться на чем-то одном и достигнуть высот, необходимы благоприятные условия работы. Каждый человек в праве сам выбрать режим и вид работы. Здесь нужно выбирать золотую середину. Качественное выполнение работы не может производиться в чрезмерном шуме и совершенной тишине.
Источник
Воля. Эмоции. Виды внимания
Вопрос 1. Вопрос 1. Что такое волевые действия?
Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Волевые действия — это действия, которые требуют преодоления внешних препятствий или внутренних трудностей.
Вопрос 2. Приведите примеры ситуаций, когда воля выполняет побудительную функцию, а когда — тормозную.
При подготовке к экзамену воля будет выполнять побудительную
(к учебным занятиям) функцию. Тормозная функция воли состоит в удерживании себя от нежелательных поступков, например отказ от вредных привычек.
Вопрос 3. Какое значение имеет внушаемость и негативизм?
Если человек пассивно следует за лидером, мы говорим о внушаемости, а если человек действует наперекор лидеру — о негативизме. И то и другое состояние является признаком недостаточно развитой воли, самостоятельности.
Вопрос 4. Расскажите, какое значение в жизни человека имеют эмоции.
Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Эмоции отражают переживание человеком своего отношения к окружающей действительности (к миру в целом, к людям, к их поступкам и т. д.) и к самому себе.
Эмоции выполняют функцию оценки деятельности и ее результатов.
Эмоции играют значительную роль в общении людей. Внешнее выражение эмоций сходно у людей разных национальностей.
Вопрос 5. Приведите примеры аффектов и тех свойств доминанты, которыми они обладают.
Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой регуляции действий человека, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное представление. В психиатрии это называется «сужением» сознания.
В состоянии аффекта человек способен (в зависимости от преобладающей доминанты) совершить ограбление, нанести тяжелые повреждения себе или другому человеку, а также на убийство. Аффект обычно сопровождается бурными проявлениями. Но иногда вызывает, наоборот, прекращение всякой активности. Человек может оцепенеть от страха или отчаяния.
Вопрос 6. Что такое стресс?
Стресс — состояние общего напряжения организма, возникающее при воздействии чрезвычайного раздражителя.
Вопрос 7. Что такое внимание?
Внимание — внешнее выражение доминанты, направленность всей нашей психической деятельности, сосредоточенность на важных для нас предметах и явлениях. Внимание может быть двух видов: непроизвольное и произвольное.
Вопрос 8. Почему ориентировочные рефлексы связывают с вниманием?
Ориентировочный рефлекс является элементарной формой внимания.
Он включается каждый раз, когда происходит рассогласование между тем, что ожидалось, и тем, что произошло в действительности. Чем неожиданнее и ярче будет новый раздражитель, тем больше шансов у него оказаться в центре нашего внимания.
Вопрос 9. Каковы физиологические основы внимания?
В основе внимания лежит ориентировочный рефлекс. Любой внешний раздражитель, если он новый и вызывает ориентировочный рефлекс, может оказаться в центре нашего внимания.
Источник
ТЕМА 4. ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА, ВОЛЯ, МОТИВАЦИЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ О НИХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА
Главная » Эмоции и чувства » Воля, эмоции, внимание как предмет психологии
20 августа, 2014
Воля, эмоции, внимание – это отдельная часть, которую изучает психология. Мало из нас людей задумываются о том, что эти понятия бывают совершенно разнообразны.
Лекция 14. Воля. Эмоции. САРТION>
Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным качествам.
Свобода воли и личностная ответственность.
САРТION>
Рассмотрение психологической трактовки личности предполагает истолкование феномена духовной ее свободы. Свобода личности в психологическом плане — это, прежде всего свобода воли. Она определяется по отношению к двум величинам: по отношению к витальным влечениям и по отношению к социальным условиям жизни человека. Влечения (биологические импульсы) преобразуются в нем под влиянием его самосознания, духовно-нравственных координат его личности. Более того, человек — это единственное живое существо, которое в любой момент может сказать «нет» своим влечениям, и которое не должно всегда говорить им «да» (М. Шелер). Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен, занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обусловливают его полностью. От него — в пределах его ограничений — зависит, сдастся ли он, уступ» ли он условиям (В. Франкл). В этом плане свобода — это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, или уступить злу (Ф. М. Достоевский). Однако свобода — это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого — быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности (В. Франкл). Человек обречен на свободу и, вместе с тем, не может уйти от ответственности. Иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается дороже свободного выбор между добром и злом, и поэтому они с готовностью «списывают» свои грехи (неблагородные поступки, подлость, предательство) на «объективные условия» — несовершенстве общества, плохих воспитателей, неблагополучность семей в которых они выросли, и т. п. Марксистский тезис о коренной зависимости добра и зла в человеке от внешних (социальных) условий всегда был предлогом для ухода от персональной ответственности.
Виды и роль эмоций в жизни человека.
САРТION>
Под эмоциями
понимают, с одной стороны, своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного (эмоции в широком значении слова), а с другой — лишь реакция человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, связанная с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей (эмоции в узком значении слова). Через эмоции как систему сигналов человек узнает о потребностной значимости происходящего. Эмоции могут быть
положительными
, связанные с переживанием приятного, и
отрицательными
, когда переживается неприятное;
стеническими
, повышающими активность личности, и
астеническими
, снижающими ее активность. Эмоции подразделяются на эмоциональный тон ощущений, эмоции в узком смысле слова (о чем говорилось выше), и чувства. Некоторые авторы в этот же ряд ставят и аффекты.
Эмоциональный тон ощущений
— это непосредственные переживания, сопровождающие отдельные ощущения (например, температурные, вкусовые, слуховые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению.
Чувство
— отражение в сознании человека его отношений к действительности, которые возникают при удовлетворении или неудовлетворении ваших потребностей. По направленности чувства делятся на:
моральные
(переживания, связанные с отношением человека к социальным учреждениям, к государству, определенной партии, к другим людям, к самому себе — любовь, ненависть и т. д.),
интеллектуальные
(чувства, связанные с познавательной деятельностью — сомнение, уверенность, любознательность и т. д., любовь к истине как вершина интеллектуальных чувств),
эстетические
(переживание прекрасного или безобразного, проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни — чувство красоты или безобразия, чувство величественного и т. д.).
Аффект
— сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, возникшее в связи с резким и неожиданным изменением актуальных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождающиеся явно выраженными двигательными и висцеральными (внутриорганическими) проявлениями. Многие авторы выделяют и практические чувства, связанные с трудом, учением, спортом. Интеллектуальные, эстетические, практические чувства возникают вместе с нравственными и обогащаются за счет последних. Определим еще некоторые понятия, характеризующие человеческие эмоции.
Амбивалентность
— несогласованность, противоречивость переживаемых эмоций к определенному объекту (любовь, ненависть, радость и горе и т. д.).
Апатия
— вызванное утомлением, тяжелым переживанием или болезнью эмоциональное состояние безразличия, упрощения чувств, равнодушия к событиям окружающей жизни, ослабления побуждений.
Депрессия
— подавленное аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижением побуждений, заторможенностью интеллектуальной деятельности и двигательных реакций.
Настроение
— сравнительно устойчивое переживание каких-либо эмоций.
Страсть
— сильное, стойкое и всеохватывающее чувство, главенствующее над другими чувствами человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил.
Стресс
(эмоциональный) — эмоциональное состояние, возникшее в ответ на разнообразные экстремальные действия (стрессоры) — угрозу, опасность, обиду и т. д.
Эмпатия
— сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение, в чуствование в эмоциональный мир другого человека.
САРТION>
Необходимо отметить, что число психологических теорий эмоций не существует. Все они затрагивают физиологические и иные связанные с ними вопросы, так как всякое эмоциональное состояние сопровождается многочисленными физиологическими изменениями в организме. Эволюционная теория
(Ч. Дарвин) исходит из того, что эмоции появились в процессе эволюции живых существ как приспособительные (адаптационные) механизмы к обстоятельствам жизни. По концепции Джемса-Ланге, названной в честь американского психолога и физиолога
Уильяма Джемса (1842-1910)
и датского медика и физиолога
Карла Георга Ланге (1834-1900)
, развивающей эволюционную теорию, органические изменения являются первопричиной эмоций. У человека в динамике эмоций не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когниции (знания). Исходя из этого, были предложены новые концепции эмоций.
Теория когнитивного диссонанса
, автором которой является американский психолог, ученик К. Левина
Леон Фестингер (1919-1989)
исходит из того, что положительные эмоциональные переживания возникают тогда, когда ожидания человека сбываются и когниции претворяются в жизнь, то есть, когда реальные результаты поведения находятся в консонансе (соответствии) с намеченными. Отрицательные же эмоции возникают, функционируют и усиливаются тогда, когда между ожидаемыми и наступившими результатами имеется диссонанс (несоответствие, расхождение). По существу, когнитивистской является и
информационная концепция
, предложенная отечественным физиологом академиком П. В. Симоновым, исходя из которой, сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном итоге определяется силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в данной ситуации.
Эмоции и личность.
САРТION>
Эмоции теснейшим образом связаны с личностью, неотделимы от нее. Эмоции, прежде всего, отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей. В эмоциональном плане люди как личности отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью возникающих эмоциональных переживаний, доминированием стенических или астенических, положительных или отрицательных эмоций и т. д. Но главное различие — в силе и глубине чувств, в их содержании и предметной отнесенности. Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Эмоциональность является врожденной, но аффекты, и, тем более, чувства развиваются в ходе жизни, что означает личностное развитие человека. Такое развитие связано: а) с включением в эмоциональную сферу человека новых объектов; б) с повышением уровня сознательного волевого управления и контроля своих чувств; в) с постепенным включением в нравственную регуляцию более высоких нравственных ценностей (совести, долга, ответственности, порядочности и т. д.). >>> Литература ПЕРЕЙТИ НА ОГЛАВЛЕНИЕ ПРОВЕРИТЬ СВОИ ЗНАНИЯ
Как укрепить силу воли
– Каким образом человек должен культивировать в себе чувства?
– Этому как раз призвана служить воля. Воля – это способность человека действовать в направлении поставленной цели, подавляя в себе желания, вырабатывая власть над собой. Воля проявляется в тех жизненных ситуациях, когда человеку необходимо сделать выбор между чем-то привлекательным и непривлекательным, хорошим и плохим, или когда нужно воздержаться от реализации своего желания в силу изменившихся условий. Воля – это тоже категория психических функций человека, формирующаяся под влиянием общественных установок. Чувства запускают работу воли, вырабатывают ее силу. Если человек равнодушен ко всему, он не сможет выработать в себе силу воли. И наоборот, воля способна породить новые чувства. Например, волевой отказ от алкоголя приводит человека к чувству удовлетворения собой. С помощью воли мы можем культивировать чувства. Вовремя отказать себе в каком-то сомнительном удовольствии, перестать искать виноватого, вырабатывать дисциплину и т.д.
– Как воспитать в себе силу воли, если мешают эмоции?
– Воспитывать силу воли надо с детства. Родители формируют картину мира ребенка, из которой позже складываются его поступки, и только от них зависит, какими эти поступки будут – моральными или аморальными. В первую очередь нужно работать над таким качеством, как целеустремленность: выработка цели и пути ее достижение. Также очень важно воспитывать в ребенке чувство долга: «ты должен это сделать, хотя это трудно», «если попросили выполнить задание – значит, ты должен выполнить», и никаких поблажек. Воля выражается в преодолении трудностей, а если родители устранили на пути ребенка все трудности, то он дезориентирован в свих решениях, у него изначально исковеркано целеполагание и чувство долга.
В дошкольном возрасте у детей формируется четкое представление о том, где норма, а где нет. Если постоянно этого не подчеркивать, не акцентировать внимания ребенка, то у него не сформируются этические чувства и нравственная сфера, которые позже помогут регулировать волевые процессы. Кроме того, здесь очень важно воспитывать ответственность, поскольку волевой человек должен серьезно подходить к каждому своему решению. Не исполнил решения – развратил волю.
Впоследствии на школьной скамье и в вузе человек должен вырабатывать в себе контроль над выполнением задания, над своим поведением, внешним видом, то есть вырабатывать требовательность к себе. Организация режима дня и четкое его соблюдение, дисциплинированность, самостоятельность и решительность также вырабатывают силу воли. Раньше для воспитания силы воли у мужчин их отправляли в армию, где четко соблюдался режим дня, беспрекословно выполнялись команды. После военной службы мужчины были выносливее, смелее, отважнее, решительнее. Ведь воля формируется в действии, а не в бездействии. Одним из важных показателей проявления силы воли является умение преодолевать препятствия. Сейчас в армии – другие порядки, изменились времена, изменились и качества мужчин.
Как управлять эмоциями
– То есть получается, что каждый раз при появлении эмоционального порыва нужно сдерживать его посредством воли?
– Нет, это не совсем так, – резюмирует Елена. Многие эмоции просто необходимо выплескивать наружу, и не только хорошие: восхищение, радость, счастье, но и плохие – тревожность, печаль, отчаяние. Держать все в себе – это не выход. Невыплеснутые переживания застревают в теле и способствуют появлению болезней. Все хорошо в меру. Если возникает эмоциональный порыв, нужно дать ему выйти, приучив себя наблюдать за эмоцией как бы со стороны. Сегодня я вот такой, потому что была причина. Меня обидели, мне плохо, у меня возникла злость, но завтра она пройдет. Надо любить себя в любых проявлениях в печали то, или в неописуемом восторге.
Другое дело, если какое-то эмоциональное состояние затянулось, перерастая в хроническое. Опять же понаблюдайте, как оно протекает, трансформируется ли в другие формы или держится на одной отметке. Если ничего не меняется, тогда нужно заставить себя волевым решением изменить свое отношение к ситуации. Если сила воли уже не помогает, следует обратиться к специалисту, психологу или психотерапевту. Главное – не терять осознанность, понимать и контролировать уровень эмоционального проявления.
Источник