Сергей Рахманинов. Гениальный русский композитор, чьи произведения так наполнены искренностью чувств, что и в нынешнее время он является властелином сердец любителей классической музыки всего мира. В бесценном творческом наследии великого маэстро, изобилующем выдающимися, идущими от сердца шедеврами, есть сочинение, которое невозможно охарактеризовать даже высокопарными эпитетами — это «Вокализ». Признанная в мировой музыкальной литературе одной из лучших кантилен, трогательная композиция настолько прекрасна, что никого не оставляет равнодушным, а её волшебное звучание помимо воли заставляет слушателей мысленно взлетать и безмятежно парить в небесах.
Историю создания «Вокализа» Рахманинова, а также множество интересных фактов и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История
Уже с начала 1912 года концертная жизнь Рахманинова была весьма интенсивной, и поэтому летом, чтобы восстановить утраченные, после многочисленных сольных выступлений силы, на отдых он традиционно выехал Тамбовскую Ивановку. Композитор любил родовое имение своей жены Натальи, ведь детские и отроческие годы, проведённые там, оставили в его душе только светлые воспоминания. Сергей Иванович с удовольствием сажал деревья, ловил на удочку рыбу в пруду, а кроме того увлечённо занимался модернизацией сельского хозяйства, расходуя на это большую часть своих заработков. Так было и тем летом 1912 года. Помимо сельскохозяйственных машин, помогающих работе крестьян, Рахманинов приобрёл себе автомобиль «Лорен-Дитрих», быстро научился виртуозно управлять машиной и катал на ней деревенских ребятишек.
Простая деревенская жизнь очень воодушевляла композитора. Лето для него было порой творчества, и поэтому лучшие произведения он сочинил именно в Ивановке – своей композиторской лаборатории. В тот год муза вдохновила Рахманинова на создание камерно – вокальных миниатюр. Романсы из-под его пера выходили один за другим каждый день: 5- июня – «В душе у каждого из нас», 6 июня – «Муза», 7 июня – «Буря».
Итак, четырнадцать произведений, последним из которых был «Вокализ». Цикл из тринадцати романсов, по прибытии в Москву, Рахманинов продал крупнейшему в России музыкальному издательству Карла Александровича Гутхейля, и меломаны познакомились с ним в следующем году. Композитор изначально не включил «Вокализ» в сборник, видимо на это произведение у него были особые планы.
В начале декабря, из-за пошатнувшегося здоровья Сергея Васильевича, семья Рахманиновых, покинув Россию, отправилась в Италию. Их путь лежал через Германию и Швейцарию. Обосновавшись в Риме, маэстро с большим энтузиазмом принялся за создание новых произведений. Там он сделал наброски второй сонаты и начал сочинять свои знаменитые « Колокола ». Однако большая беда уже стояла у порога: сначала тифом заболела старшая дочь Ирина, а вскоре и младшая Татьяна. Для любящего отца, который стал ходить мрачнее тучи, это было страшное время. После окончательного выздоровления девочек, в Ивановке Сергей Васильевич закончил и вторую сонату, и «Колокола», в которых отразил своё предчувствие надвигающихся суровых жизненных перемен.
Потом опять были концерты в России и Англии, а затем началась война, которая тёмной пеленой неумолимо накрывала страну. Находясь под впечатлением от происходящих событий, Рахманинов создал « Всенощное бдение », которое невольно связал с жертвами войны. Следом, находясь на гребне творческой волны, Сергей Васильевич вдруг вспомнил про «Вокализ», с момента сочинения которого прошло почти три года. В апреле 1915 года он показал эту композицию Антонине Васильевне Неждановой. Прослушав произведение, оперная дива сразу задала вопрос, почему у такой восхитительной музыки нет слов? На это Рахманинов убедительно ответил, что с чудесным голосом певицы и её вокальным мастерством мелодия не нуждается в словах. Антонина Васильевна, будучи тронута и польщена такой похвалой, от всей души поблагодарила композитора. Впоследствии Сергей Васильевич не один раз наведывался к Неждановой для того, чтобы внести поправки в вокальную партию, выбрать удобную для исполнения тональность, расставить дыхание и нюансы. «Вокализ» с посвящением Неждановой был напечатан в издательстве в том же 1915 году, а впервые исполнен Антониной Васильевной 25 января 1916 года в сопровождении оркестра С.А. Кусевицкого. Рахманинов в знак благодарности подарил певице рукописный экземпляр, который она бережно хранила в своей библиотеке.
Интересные факты
Содержание «Вокализа» Рахманинова
«Вокализ». Философская возвышенность и глубина мысли этого завораживающего своей красотой произведения Рахманинова, сделала его поистине гениальным. Задушевная свободно льющаяся мелодия композиции, поражает своей лиричностью, плавностью и широтой. Основанная на небольшой попевке, которая вариантно развивается в свободном стиле, характерном для церковного знаменного распева, она воспринимается на одном дыхании, так как создаётся впечатление непрерываемой текучести кружевной музыкальной ткани.
Произведение, написанное в двухчастной форме, четырёхдольном тактовом размере, с авторским темповым указанием Lentamente, molto cantabile, начинается с тонического трезвучия и уже на следующей доле вступает выразительная распевная тема вокалиста. Далее размеренный и ровный ритм аккордового аккомпанемента, придающий музыке черты строгой классичности, обрастает мелодическими подголосками и тем самым образует с вокальной мелодией живописные узоры. Постепенно инструментальное сопровождение становиться насыщенным и многослойным.
Стоит заметить, что сам автор в различных редакциях представил «Вокализ» в трёх тональностях: ми минор, до-диез минор, ми-бемоль минор, а также указал, что композиция может исполняться и сопрано, и тенором(только на октаву ниже).
«Вокализ». Это выразительная и содержательная вокальная композиция в творчестве великого Рахманинова занимает особое место. Созданная за два года до того как композитор навсегда покинул Россию, она является знаковым произведением и звучит словно покаяние и прощание с горячо любимой Родиной. Мелодия, будто на крыльях прекрасных птиц поднимающаяся вверх, воспринимается как голос души, которая взлетела до небес и оттуда нежно разговаривает с нами.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Сергей Рахманинов «Вокализ»
Источник
1) «Вокализ» был посвящен певице Антонине Неждановой (1873-1950)
http://www.belcanto.ru/nezhdanova.html
2) «Вокализ» — самое исполняемое произведение Рахманинова
На данный момент Вокализ записан на более чем 227 дисков!
Это чёткая статистика с сайта:
http://www.cduniverse.com/classical.asp?HT_Search=com..
В аудиотеку группы добавлено 18 записей Вокализа, но нет ещё оригинальной версии, как он был изначально написан — голос (сопрано или тенора) с фортепианным аккомпанементом.
Какие записи Вокализа есть у вас? Какие ассоциации вызывает Вокализ?
Каково его смысловое поле?
Браво, Татьяна, лучшего определения Вокализа мне не встречалось.
У Вас настоящий дар слова.
мне Вокализ кажется похожим на стихотворение Фета:
У камина
Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурный мотылек.
Видений пестрых вереница
Влечет, усталый теша взгляд,
И неразгаданные лица
Из пепла серого глядят.
Встает ласкательно и дружно
Былое счастье и печаль,
И лжет душа, что ей не нужно
Всего, чего глубоко жаль.
1856
только Вокализ всё-таки пронзительнее.
«Вокализ — «романс без слов», присоединенный к циклу романсов соч. 34, написан в 1915 году и посвящен выдающейся русской певице А.В. Неждановой.
Широкий русский напев как бы облечен в форму барочой арии баховского типа. Основная мелодия построена по принципу вариантных попевок, сменяющих друг друга, и благодаря этому возникает впечатление непрерывной «текучести» голоса. Необыкновенная пластичность и красота печальной мелодии сделали вокализ одним из самых популярных произведений Рахманинова, которое существует не только в авторской транскрипции, но и выдержало множество переложений для различных инструментов.»
«Вокализ Рахманинова называют часто музыкой покаяния.»
«В апреле 1915 года Сергей Рахманинов написал «Вокализ» — чудеснейший романс без слов — и посвятил его несравненной Антонине Неждановой. И после этого у композитора наступила жесточайшая депрессия, которая еще более обострилась из-за кончины его дорогого старшего друга Сергея Ивановича Танеева. Почти полтора года Рахманинов не садился за рояль.»
«Вокализ (франц. vocalise, от лат. vocalis — гласный звук; звучащий, поющий) — пьеса для голоса без слов, состоящая только из гласных звуков. Также этим термином называются упражнения для голоса, необходимые для его развития и освоения различных технических приёмов. Существуют целые сборники таких вокализов-упражнений.
Вокализ появился в середине восемнадцатого века. Первыми произведениями, исполняющимися голосом без слов, стали упражнения композиторов Люлли и Рамо. До девятнадцатого века упражнения, написанные в технике вокализа, широко применялись в учебных целях.
В девятнадцатом веке вокализ становится популярен благодаря многочисленным этюдам, в которых голосу аккомпанировало фортепиано.
Вокализы обычно являются этюдами или упражнениями для развития вокальной техники (вокализы Дж. Конконе, Г. Панофки, М. И. Глинки, А. Е. Варламова и др.). В виде вокализа иногда пишутся и пьесы для концертного исполнения («Вокализ» Рахманинова, «Хабанера» М.Равеля, «Bachianas Brasileiras No. 5″ Вилла-Лобоса и Концерт для голоса с оркестром Р.Глиэра).»
Сколько известно переложений Вокализа? Сколько у вас записей Вокализа?
Эта мелодия используется как сопровождение в документальных теле и радио-передачах бесчисленное количество раз, в чем причина ее популярности?
Источник
📌Tpюк c булaвкoй — и гepaнь зaцвeтёт чepeз нeдeлю Пoдeлюcь, кaк зacтaвить гe.
Барышни в лоскутной технике. Винтажные полотна Барышни в лоскутной технике. Винтажны.
Уроки по понедельникам.Порисуем! http://www.x-lines.ru/icp/abW27/000000/0/36/.
М.Булгаков. Мастер и Маргарита / радиоспектакль -1 https://www.liveinternet.ru/users/2338549/post.
Булочки-малышки с сырно-грибной начинкой Булочки-малышки с сырно-грибной начинкой Для.
Воскресенье, 08 Сентября 2013 г. 11:58 + в цитатник
Божественная музыка. Вокализ С.В.Рахманинова
Есть произведения, которые трудно охарактеризовать одним словом. О произведении, котором пойдет речь сегодня, такого не скажешь. Прослушав его само собой сразу приходит в голову слово «божественное». И это, несмотря на то, что в творчестве гениального композитора Сергея Васильевича Рахманинова (1873 – 1943) есть немало поистине шедевров. Каждому их произведений Рахманинова можно и нужно посвящать посты, книги и т.д., каждое его произведение достойно внимания. Сегодня разговор будет только об одном из его произведений, которое называется «Вокализ» op .34 №14.
Когда я пишу новый музыкальный пост, я выбираю прежде всего произведение, которое мне нравится, без этого невозможно будет писать о нем. Когда я пишу, то делаю это с одной целью, узнать самому больше об этом произведении. Для этого нужно терпеливо покопаться в Интернете, послушать многие исполнения. Это необходимо для того, чтобы вся информация прошла через голову и сердце и вызвала ответные чувства. Вот этим, этими чувствами я и стараюсь делиться с читателями. Так что, пусть мои уважаемые читатели не обвиняют меня в эгоизме. Да, я пишу не для них, а прежде всего, для себя. Но делаю это в интересах читателей, потому что делюсь своими мыслями.
Вот и на этот раз, я выбрал произведение, которое мне давно очень хорошо известно, я слышал его многократно в различных исполнениях. Это натолкнуло меня на мысль обратиться к этому произведению, чтобы глубже узнать о нем, что я и делаю.
«Вокализ» звучит в исполнении ансамбля скрипачей Большого театра
«Вокализ» Рахманинова звучит в исполнении Вероники Джиоевой
Оркестр Новосибирской филармонии
Источник