Влияние эмоций на здоровье человека
Эмоции — это субъективные состояния человека, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся в форме переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и т.д.), это реакции, в которых выражается отношение человека к различным явлениям жизни.
Без эмоций жизнь человека была бы бесцветной. Они окрашивают жизнь, помогают переживать происходящее в окружающей действительности и в нас самих. Различают положительные и отрицательные эмоции.
Положительные эмоции — возникают в ситуациях, которые приводят к успеху, достижению цели, удовлетворению потребностей. Положительные эмоции желанны для человека, он к ним стремиться. Положительные эмоции вызывают у человека чувства радости, наслаждения, удовольствия. Человека с хорошим настроением выделяет особая горделивая осанка. Его голос звучит громко и ясно. Радость светится в его глазах, видна во всем его облике, поведении.
Отрицательные эмоции – возникают в ситуациях, когда есть препятствие на пути к достижению цели. Отрицательные эмоции вызывают чувство сожаления, неудовлетворенности, обиды, возмущения, отвращения, тоски, отчаяния. В горе, при подавленном настроении люди начинают сутулиться, ходить с низко опущенной головой, их движения замедленны, нерешительны.
Эмоции человека влияют на его здоровье. Положительные эмоции способствуют хорошему здоровью, отрицательные – его усугубляют. При возникновении даже на короткое время чувства удовлетворения, радости происходит расширение кровеносных сосудов, изменяется окраска кожных покровов — появляется румянец на щеках, розовеют уши и, сердце бьется настолько сильно, что создается впечатление, будто его бурную деятельность слышат окружающие. При наличии положительных эмоций значительно повышается внимание, обостряется память. Все новое запоминается легко и быстро. При отрицательных эмоциях сердечная деятельность словно замирает, появляются слабость (ноги словно подкашиваются), бледность кожных покровов, озноб; кажется, что все тело дрожит. При длительных неблагоприятных обстоятельствах, особенно следующих одно за другим, люди становятся вялыми, безынициативными, у них появляется своеобразная забывчивость и рассеянность.
Хорошее настроение необходимо включить в арсенал лечебных средств. Радость несет человеку здоровье, положительные эмоции мобилизуют защитные силы организма, и как результат — человек редко болеет, а, заболев, быстрее выздоравливает. Раны у оптимистов заживают быстрее, чем у людей с подавленным настроением.
Подготовил врач физиотерапевт УЗ « Слонимская ЦРБ» Ковалевич А.А.
Источник
Медицинские интернет-конференции
Языки
О роли эмпатии в отношениях врач-пациент
Базаркина М.Н., Ступникова Е.Д.
Резюме
В статье рассматривается история термина «эмпатия», роль эмпатии во взаимоотношениях врача и пациента, а также передовые исследования в данной области.
Ключевые слова
Статья
Базаркина М.Н., Ступникова Е.Д.
Министерство здравоохранения Российской Федерации
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра Философии, гуманитарных наук и психологии
О роли эмпатии в отношениях врач-пациент
В настоящее время все большее внимание уделяется модернизации здравоохранения. Ставятся задачи по улучшению качества и доступности медицинской помощи для оптимизации состояния здоровья населения [1]. Кадровая политика направлена в сторону подготовки молодых специалистов, а также непрерывного повышения квалификации медицинских кадров. Однако многие ли медицинские работники имеют актуальный взгляд на организацию своей работы? Или же сосредоточены исключительно на профессионализме, не уделяя должного внимания этике общения с пациентом? Речь идёт об эмпатии, способности врача к состраданию, сочувствию и сопереживанию. Является ли наличие этих качеств основополагающим свойством компетентного практикующего врача или значение эмпатии переоценено? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории термина.
В переводе с греческого «Empatheia» означает сопереживание; постижение эмоционального состояния, проникновение.
Автором термина «Эмпатия» считается Эдвард Титченер, который перевел немецкое слово «Einfuhlung» как «вчувствоваться в. », применительно к эстетике это понятие описывает процесс понимания произведений искусства.
Термин эмпатии стал распространяться в психологической литературе в начале 50-х годов ХХ века. До этого ученые использовали термин «симпатия», но он употреблялся в более широком смысле. Несмотря на то, что понятие симпатии прочно закрепилось в психологии, эмпатия же стала именно «рабочим» термином, хотя до сих пор ученые дискутируют относительно понимания дефиниции данного термина.
Философ-идеалист Теодор Липпс еще в начале ХХ века говорил об эмпатии как о способности почувствовать эмоции и переживания другого человека путем подражания. В том числе, при помощи эмпатии Липпса, можно было воспринять то, что хотел передать автор при создании произведений искусства или архитектурных объектов.
Фундаментальное значение эмпатия приобретает в теории американского психолога К. Роджерса. В терапии Карла Роджерса эмпатии принадлежит ключевая роль. Роджерс считал эмпатию основополагающей установкой врача в терапевтических отношениях и первостепенным условием изменения личности клиента. Эмпатия была признана большинством терапевтических школ в качестве одного из основных навыков терапевта, необходимого для создания благоприятного терапевтического климата.
«Очень редко мы позволяем себе понять, что значат слова, чувства, убеждения другого человека для него самого» (К. Роджерс, «PSIHOLOGIES», 2006 г.).
В 1975 году в своей статье «Empatic: an unappreciated way of being» Роджерс писал: «Эмпатический способ общения подразумевает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого человека: к страху или гневу, к растроганности или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает клиент. Это означает временную жизнь жизнью другого, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Быть эмпатичным психологом весьма трудно. Это значит быть ответственным, активным, сильным и в то же время предельно понимающим и чутким» [2].
Об эмпатии, как о взаимодействии врача и пациента, впервые заговорил основатель психоанализа Зигмунд Фрейд.
В начале 20 века он сформулировал наиболее близкое к современному понятие эмпатии: «Мы используем эмпатию, чтобы поставить себя в состояние психически схожее с состоянием пациента. В собственных эмоциях мы стараемся повторить его переживания, чтобы понять его предельно четко и полно» [6].
Он не уделял большого внимания данной теме, хотя и осознавал важность ее роли. Он полагал, что понять чувства другого человека и войти в его положение можно при помощи сочетания двух механизмов одновременно — заражения и подражания, что даст возможность понять взаимодействие людей при тесном общении.
М. Шеллер рассматривал эмпатию как метод для познания другой личности, при этом выделяя три вида эмпатии — сопереживание, сочувствие и истинную эмпатию — рациональное состояние, на котором происходит реализация человечности [3].
Т. Рибо разделил феномен симпатии на два уровня — синергию и синестезию. Синергия выступает на низшем психологическом уровне в качестве подражания, а синестезия на более высоком — уже как согласованность чувств и переживаний.
Рибо отмечает сложность протекания эмпатического процесса, поскольку зачастую люди, близко чувствующие эмоции других, стараются как можно скорее от этого избавиться просто исключив себя из ситуации и отказавшись от помощи [4].
Штерн же в основном занимался эмпатией детей и указывал на то, что через «чувства с другими» (сострадание, сорадость) можно развить у них «чувства к другим» (любовь, нежность и т.д.).
Говоря об умении правильно владеть навыками эмпатии среди будущих и практикующих врачей можно обратиться к исследованиям Васильковой А.П. В своих работах она говорит о том, что эмпатия- одно из ведущих профессионально значимых качеств медицинского работника, оказывающее решающее влияние на отношения врач-пациент. Уровень эмпатии является стабильной личностной характеристикой и не изменяется сильно в процессе профессионального становления. Эмпатийность врача выводит его общение с пациентом на совершенно другой уровень. А.П. Василькова по итогу своего исследования выявила несколько практических рекомендаций. Ведь далеко не каждый специалист слышал об эмпатии и тем более умеет грамотно строить общение с пациентом [5].
В рамках современной модернизации медицинской сферы особое внимание должно быть уделено формированию эмпатии среди абитуриентов-медиков, студентов и практикующих врачей. Достигнуть этой цели можно разными способами.
На ранних этапах довузовской подготовки возможно выявление абитуриентов-медиков, обладающих достаточным уровнем эмпатии в процессе профориентации и профотбора.
При обучении студентов-медиков возможно увеличение практической составляющей психологических дисциплин и расширения их междисциплинарного взаимодействия с клиническими. Правильная психологическая подготовка студентов развивает не только эмпатийные качества, но и способность решения остропроблемных ситуаций, с которыми будущим медикам придётся сталкиваться очень часто. А среди практикующих врачей развитие эмпатии возможно посредством специальных курсов и тренингов по повышению квалификации.
Способность врача понять персональные особенности пациента, играет огромную роль при установлении доверительных отношений в коммуникации врач-пациент [7]. Врач, который действительно заинтересован в помощи больному в проблеме, с которой тот обратился, несомненно, вызывает большее доверие, и как следствие формирует комплаентное поведение со стороны пациента [8].
Человек, впервые обратившийся за помощью, начинает говорить о своей проблеме довольно поверхностно и осторожно, указывает только на самые очевидные причины своего беспокойства и хочет скорейшей помощи. Если пациент видит понимание, соучастие и заинтересованность со стороны врача, то он стремится подробнее описать изменения в состоянии своего здоровья, тем самым помогая доктору собрать расширенный анамнез образа жизни и заболевания, и соответственно поставить точный диагноз. Когда устанавливается контакт между лечащим врачом и пациентом возникает психологический комфорт в отношениях, пациент детальнее описывает эффект от назначенного лечения или побочные эффекты, а доктору проще назначить другие препараты, внести изменения в план обследования и дальнейшего лечения больного. Если пациент видит небезразличное, участливое отношение к своей проблеме со стороны врача, то он будет уверен в своем выздоровлении и обратится к этому специалисту вновь. Доверительное отношение пациента к своему лечащему врачу является одним из главных компонентов успешного лечения. Как правило, создание таких отношений не представляет для врача особой сложности, поскольку сами пациенты стремятся к эффективному сотрудничеству. При установлении гармоничных взаимоотношений с пациентом врач должен оказывать содействие выражению чувств, идей и ожиданий больного, четко преподносить информацию, взаимно согласовывать с ним цели лечения. Пациент должен принимать активное участие в терапевтическом процессе. Огромное значение имеют также положительные эмоции, сочувствие, поддержка со стороны среднего медицинского персонала.
Следует обратиться к современным исследованиям о роли эмпатии в коммуникации врач-пациент. Ученые из Американской академии хирургов-ортопедов пришли к выводу о том, что пациенты выше оценивают своего лечащего врача, если он понимает их переживания. В качестве респондентов выступили 112 пациентов. По результатам проведенного опроса: удовлетворенность пациентов на 65% зависит от эмпатии врача и только на 35% от таких факторов, как профессиональная грамотность врача, длительность приема, время ожидание в очереди и прочее.
Также в качестве примера можно привести исследования Гриффина. Он установил, что на приверженность пациента к лечению влияют такие факторы, как: поощрение пациентов задавать вопросы; запись вместе с пациентами важной ключевой информации (лекарства, их прием, название процедур и т.д.); информирование пациентов; внимание к эмоциональному состоянию пациента; внимание к ожиданиям пациента.
Таким образом, недостаточно быть хорошим специалистом, если достижение взаимопонимания с пациентом вызывает трудности. Внимание пациентов к личностным качествам врача весьма велико. Необходимо не только развивать новые медицинские технологии, но и добиваться того, чтобы пациенты следовали рекомендациям врача, то есть демонстрировали комплаентное поведение, высокую персональную ответственность и заинтересованность в излечении [8]. Поэтому значение эмпатии в практике врача чрезвычайно велико. Зачастую этот фактор является ключевым при расположении к себе пациента и создании необходимого доверительного общения, что в большинстве случаев позитивно сказывается на качестве лечения. Модернизация медицинской сферы должна получить новое направление для подготовки не только высококвалифицированных врачей, но и специалистов, умеющих сострадать, сопереживать и желающих «делать благо» пациенту.
Литература
Список литературы:
1) Сийидмагомедова Г.Д., Магомедмирзоева Т.А., Ермолаева Е.В. Здоровье как основополагающая ценность современного общества // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. — Т. 6. — № 1. — С. 100.
2) Роджерс К. Эмпатия // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. — М., 2002.
3) Шелер М. Феноменология и теория познания / М. Шелер // Избранные произведения; пер. с нем.; сост., науч. ред., предисл. А.В. Денежкина; послесл. Л.А. Чухиной. — М: Гнозис., 1994. — С. 198-206.
4) Рибо Т. Психология чувств / Т. Рибо // Эволюция общих идей; перевод М. Гольдсмит. — М: ЖИ, 2007.
5) Василькова А.П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов медиков: дисс. … канд. псих. наук. – СПб, 1998.
6) Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы (Das Ich und die Abwehrmechanismen) [Текст] / А. Фрейд. — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. — С. 68
7) Фахрудинова Э.Р., Чижова К.Е., Чижова М.Е. Междисциплинарное изучение модели «врач-пациент» // Омский научный вестник, 2014. — № 52. — С. 162.
Источник
Влияние эмоций на здоровье.
Всем приходилось слышать фразу: «все болезни от нервов», неоднократные психологические исследования доказывают, что это действительно так. Точно так же, как наше физическое состояние влияет на наше настроение, так и наше эмоциональное состояние влияет на организм. Положительные эмоции способствуют сохранению здоровья, скорейшему выздоровлению; при имеющемся заболевании, и увеличению продолжительности жизни. Также было сделано любопытное открытие: состояние влюблённости, на которую партнёр отвечает взаимностью, укрепляет иммунитет. Так что если вы состоите в счастливых гармоничных отношениях, вам не страшны вирусные и простудные заболевания! Позитивный настрой и желание быть счастливым обогащают наше мышление, дарят всему организму огромный ресурс в виде здоровья, иммунитета и долголетия. Таким образом, влияние наших положительных эмоций на здоровье очень велико и нельзя недооценивать этот фактор.
Значительно также и отрицательное влияние наших эмоций на здоровье. Так, к примеру, австрийские специалисты по психосоматике в результате исследования о влиянии негативных эмоций на здоровье человека, пришли к выводу, что самыми вредными из них являются жадность, ревность, зависть, жалость к себе и самобичевание.
- Жадные люди страдают расстройствами системы пищеварения.
- Наличие чувства ревности ведет к нарушению гормонального статуса организма и уменьшает выработку половых гормонов, в частности, тестостерона, а это приводит к импотенции.
- У тех, кто не умеет радоваться чужим успехам и завидует, в 2,5 раза чаще возникает инфаркт.
- Жалость к себе приводит к заболеваниям печени.
- Чувство вины повышает вероятность развития онкологических заболеваний. Кроме того, эта группа людей чаще болеет простудными заболеваниями, больше предрасположена к инфекциям.
Еще одно заболевание, которое зависит от наших негативных эмоций – язва желудка. Язвы в желудке часто появляются из-за вируса хеликобактер пилори, так же язвы практически неизбежно возникают при длительном стрессе. В такие моменты можно сказать, что реальность, с которой вы имеете дело, становится слишком «едкой», изнашивая ваш защитный механизм. Возможно, вы «проглотили» избыток «едких» слов от окружающих, или же вас «разъедают» изнутри собственные чувства. Язвы, которые усугубляются под действием желудочного сока, обычно появляются, когда вы испытываете чрезмерное давление, тревожитесь по поводу финансов или ситуации на работе, личных отношений, терзаетесь чувством вины или стыда. Ключевое слово здесь «беспокойство», которое словно «пожирает» вас. Прислушайтесь к своей речи, люди «язвенного типа» часто употребляют выражения связанные с пищеварением: «это чувство пожирает меня изнутри», я не перевариваю этого человека», «тошнит от этой работы» и т.п. Все это создает идеальную среду для возникновения и развития вируса.
Причиной язвы также может стать подавленная агрессия, желание отомстить кому-то, в действительности скрывающее под собой жажду заботы и утешения, стремление вернуться в безопасное состояние, ощущать заботу, о чем свидетельствует тот факт, что при язвах в виде лечения назначают детское питание.
Ещё один орган подверженный влиянию эмоций – кишечник – это не только место, где полность всасывается пища и собираются остатки, подлежащие удалению. Это также место, где вы впитываете детали окружающей реальности, здесь вы перерабатываете, усваиваете принятое и формируете собственный отклик на полученную информацию и эмоции. Проблемы с кишечником связаны либо со стрессом и напряжением повседневной жизни, либо с более глубокими слоями страха, вины или горя, которые не дают освободиться и отпустить их. Подобное отношение порождает напряжённость, недоверие или страх перед спонтанными поступками.
Основное пищеварение и абсорбация происходят в тонком кишечнике, которому помогает печень, поджелудочная железа и желчный пузырь. Здесь входящая информация разбивается на мелкие части и выносится решение по поводу того, что делать с каждым кусочком. Это процесс анализа, детализации и различения. Проблемы с тонким кишечником свидетельствуют о чересчур аналитичном, рассудочном складе ума или о неспособности отличить то, что действительно нужно, от того, что вовсе не требуется. В толстом кишечнние отработанные вещества окончательно формируются в то, что должно быть удалено из организма. Это зона освобождения, поэтому проблемы с толстым кишечником возникают, если вы цепляетесь за то, что уже выполнило свое предназначение. Это могут быть горе, печаль, попытки удержать то, что продляет боль, боязнь отпустить то, к чему вы привязаны.
Как управлять эмоциями.
Любую эмоцию лучше выплеснуть или «отреагировать», иначе она станет миной замедленного действия, заложенной под фундамент вашего здоровья.
С точки зрения здоровья маловажно, какие именно эмоции вы пытаетесь подавить – положительные или отрицательные. Радость, которой не с кем поделиться, порой оказывает не менее разрушительный эффект, чем невысказанное горе. Рано или поздно лавина не нашедших выхода эмоций может вызвать соматизацию – превращение эмоциональных симптомов в болезненные физические. Что может проявляться в бессоннице, хронической усталости, нарушениях памяти, тиках, страхах, неврозах навязчивых действий, мигрени, бесконечных простудах, непонятном дискомфорте, когда каждый день болит в новом месте. Для того, что бы это предупредить и избавиться от этого (в случаи, если эти симптомы уже проявляются) необходимо воспользоваться эмоциональной разрядкой.
Основных эмоций (чистых) 6: гнев, страх, печаль, отвращение, удивление, радость. Как они проявляются в зависимости от силы и как вернуть их к норме?
ОБИДА.
ВЕРНУТЬ К НОРМЕ: Представьте груз обид действительно грузом. Вот он лежит на Вашей душе, разрастается, уже просто физически мешает, давит. Выбрасывайте скорее! По частям или сразу. Такая материализация очень помогает с застрявшими эмоциями. Можно прибегнуть к технике двух стульев: сначала Вы говорите за себя, потом за своего обидчика. Так легче прояснить мотивы поступков, понять суть.
ОТВРАЩЕНИЕ.
ВЕРНУТЬ К НОРМЕ: Приём «стеклянной стены» поможет справиться с приступом отвращения. Как только увидите, услышите, почувствуете что-то, что вызывает такие эмоции, мысленно постройте между собой и объектом отвращения стену, что снизит эффект присутствия.
СТЫД.
ВЕРНУТЬ К НОРМЕ: признайтесь в слух, что вам стыдно, и разберитесь с собой: «да все уже давно забыли, только ты не угомонишься», «сколько можно, надоело!». Рационализируйте свои опасения. Например, посчитайте, сколько раз другие люди поступали так же. Не можете? Правильно: мы держим в памяти только то, что связано с нами. Точно так же и ваш поступок уже никто не помнит.
УДИВЛЕНИЕ.
ВЕРНУТЬ К НОРМЕ: тем, кто знает за собой особенность удивляться сверх меры, стоит применять метод «клин клином». Заранее запрограммируйте себя на какое-либо действие: ущипнуть себя или стукнуть по руке, что-то громко сказать, когда чувствуете, что «просто в шоке». Это позволит вернуться к реальности. Помогает и метод самоуспокоения: «так, спокойно, возьми себя в руки и во всем разберись».
ИНТЕРЕС.
ВЕРНУТЬ К НОРМЕ: сознательно портите эту субъективно приятную эмоцию трезвыми мыслями. При наличии хорошего мужа возник интерес на стороне? Посмотрите фильмы на эту тему, припомните истории из жизни. Хэппи-энды бывают далеко не во всех вариантах развития событий.
ГНЕВ.
ВЕРНУТЬ К НОРМЕ: Отреагировать на гнев нужно, но в социально приемлемой форме. Выпускаются даже подушки для битья. Прекрасно помогают развлечения: фильмы, книги, прогулки, любые игры – они отвлекают от дум, которые способствуют повышению гнева. А вот за едой и шопингом ничто не мешает прокручивать в голове агрессивные мысли.
РАДОСТЬ.
ВЕРНУТЬ К НОРМЕ: как можно скорее расскажите о своей радости хоть кому-нибудь. А потом начинайте ходить. Широкими шагами, размахивая руками, минут 20. Или потянитесь, попрыгайте, помашите руками.
ГРУСТЬ.
ВЕРНУТЬ К НОРМЕ: Плакать. Иного выходя ещё не придумано. Со слезами из организма выходят гормоны стресса, образующиеся при перенапряжении.
Будьте хозяином своего эмоционального состояния – будьте здоровы!
Источник