Комментарии 0
Мне нравится 4
Ураган внутри нас, или Когда переполняют эмоции Как отмечал французский классик Оноре де Бальзак, чувства — самая яркая часть нашей жизни. Без них мир стал бы значительно беднее, а многие вещи потеряли бы свою привлекательность. Так или иначе, каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался, зачем нужны эмоции, ведь буря, которая порой бушует в душе, мешает сосредоточиться на текущих задачах и толкает нас на необдуманные, импульсивные поступки, о которых мы нередко сожалеем впоследствии. По мнению некоторых психологов, наши чувства выступают своеобразным мотиватором.
К примеру, такое понятие, как работоспособность, неразрывно связано с положительными эмоциями: позитивно настроенный человек гораздо лучше справляется с решением тех или иных задач, тогда как испытывающая исключительно негатив или апатию личность не наделена подобными способностями. Важно понимать, что эмоции являются неотъемлемой частью человеческой жизни и представляют собой реакцию на внешние раздражители. При этом позитивные чувства просто немыслимы без негативных: являясь противоположностями, радость и отвращение, страдание и интерес органично дополняют друг друга.
Однако научиться владеть неприятными эмоциями и переживаниями, не давать им полностью завладеть своей жизнью может и должен каждый человек. Типология эмоций Чтобы контролировать свои переживания, необходимо разобраться в механизме их появления. Создатель системы дифференциации эмоций Кэррол Э. Изард в своем фундаментальном труде перечислил основные чувства, испытываемые человеком.
К ним относятся следующие.
• Радость — положительная эмоция. Возникает после удовлетворения какой-либо потребности.
• Страдание — отрицательная эмоция, связанная с невозможностью удовлетворения потребностей.
• Страх — отрицательное состояние, которое сигнализирует о возможной угрозе жизни или здоровью.
• Стыд — также отрицательная эмоция, вызванная собственной некомпетентностью и несоответствием ожиданий окружающих.
• Интерес — положительная эмоция, способствующая получению новых знаний и навыков.
• Гнев (злость) — отрицательная эмоция, которая возникает на фоне препятствий, мешающих удовлетворить определенные потребности.
• Удивление — нейтральная эмоция. Формируется раздражителем, который останавливает другие эмоции и вызывает интерес к определенному объекту. Безусловно, тонов и полутонов у каждого чувства множество, ведь мир человеческих переживаний чрезвычайно многогранен и разнообразен. Каждая эмоция, испытываемая нами при определенных обстоятельствах, выполняет определенные функции, которые, в свою очередь, можно условно разделить на следующие группы.
• Коммуникативная — помогает понять эмоциональное состояние другого человека, отражает психическое и физическое состояние личности.
• Мотивационно-регулирующая функция, за счет которой чувства побуждают нас к определенным поступкам и действиям.
• Сигнальная — производная от коммуникативной функции. К ней относится все, что принято называть средствами невербального общения: жесты, мимику и прочее. Контроль эмоций — ключ к успеху! Специалисты в один голос утверждают, что эмоции необходимо не подавлять, а контролировать: пресекая проявление тех или иных переживаний, мы наносим своей психике настоящую травму и рискуем стать пациентом неврологической клиники. Однако это вовсе не значит, что необходимо выплескивать негатив на окружающих, впадать в бешенство по любому поводу или плакать, потому что этого требует внутреннее состояние. В случае если вы не можете справиться с овладевшими вами чувствами, необходимо сделать следующее.
• Проанализировать свое состояние и разобраться, что именно вы испытываете — распознать гнев, страх, стыд среди бури чувств довольно сложно.
• Осознать, что вами в данный момент владеет то или иное чувство.
• Проанализировать, что именно стало причиной вашего состояния.
• Представить, какой будет внешняя реакция на ту или иную эмоцию, и предотвратить ее появление. Умение владеть собой — ключ к успеху в межличностных отношениях, карьере, творчестве, учебе. Не забывайте, что эмоции — это всего лишь мгновенная реакция на какой-либо раздражитель. Научившись контролировать их, вы вскоре заметите, что негативные переживания овладевают вами гораздо реже.
Источник
Есть много способов временно улучшить свое эмоциональное состояние, успокоиться в стрессовой ситуации, переключиться на что-то другое. Но человек не может вообще не реагировать на то, что имеет для него большую важность. Тогда как перестать чувствовать эмоции по собственной воле?
Щелк — чувства появились, щелк — пропали совсем. В научно-фантастических фильмах встречается такой сюжетный ход: можно включить или выключить специальную программу, которая отвечает за эмоции. Как было бы удобно, если б и люди так могли.
А может, есть способ? Ведь в некотором смысле человеческие эмоции тоже можно назвать программой, только биологической. Они возникают по определенному механизму, есть исходные данные — причины, и есть результат — то, что мы испытываем. Тогда как перестать чувствовать эмоции по собственной воле?
Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психический процесс, который отражает отношение человека к различным ситуациям, окружающей действительности, другим людям.
Когда человек испытывает эмоции, происходит три условных типа процессов, связанных между собой:
психические — внутреннее ощущение эмоций;
физиологические — реакции на переживание различных систем организма (нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой и т. д.);
внешние — наблюдаемые изменения мимики, жестикуляции, голоса и др.
Эмоции — продукт эволюции. Они развились в полной мере только у людей. А значит, есть тому причина.
Эмоции — это форма восприятия действительности. Не награда и не наказание — это данность.
Человек сам воспринимает положительно или отрицательно свою способность чувствовать в зависимости от жизненного опыта, целей, степени удовлетворенности желаний.
В проявлении эмоций можно видеть подсказки, правильно ли человек поступает или куда ему двигаться дальше, в какой жизненной области нужно приложить усилия, что-то изменить.
Диапазон проявления эмоций:
по тону: положительные или отрицательные;
по интенсивности: сильные или слабые;
по стеничности (влиянию на активность): стенические — побуждающие к действию (например, вдохновение или ярость), или астенические — снижающие желание действовать (например, тоска).
Таким образом, одни эмоции помогают человеку получать желаемое, улучшают качество его жизни в целом, а другие — мешают.
Такие стремления, как перестать чувствовать эмоции, научиться их контролировать, действовать исключительно рационально, без влияния чувств, возникают, если человек воспринимает эмоции как помеху. Причины для этого могут быть разными, и часто они зависят от особенностей психики человека.
Понятно и наглядно этот вопрос рассматривается на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Векторы — наборы врожденных качеств, особенностей, желаний и предрасположенностей — характеризуют в том числе, насколько эмоционален человек от природы.
Самая большая эмоциональность — у обладателей зрительного вектора. Кроме того, она и самая заметная: ярче проявляется в поведении, в мимике, в изменениях голоса и т. п. «Эмоции на лице написаны» — это про таких людей.
Когда обладатели зрительного вектора испытывают положительные эмоции, им можно только позавидовать. Как они радуются, как восхищаются, как умиляются! А как они умеют любить — всем сердцем!
И как же это сердце болит, когда разбито. Страхи, тревоги, уныние, потери, душевная боль, ощущение одиночества, вспыльчивость и раздражительность — вся гамма темных тонов. Любой человек, испытывая эти чувства, сильно страдает. А для человека эмоционального такие переживания выходят на первый план. Ощущение, что жизнь только из них и состоит. Ни о чем больше думать не получается, страдает сам человек и его окружающие. А как перестать чувствовать, если в этом твоя сущность?
Для обладателей звукового вектора картина меняется. Их эмоциональная амплитуда значительно ниже. Даже лицо обычно бесстрастное, задумчиво-сосредоточенное, без интенсивных мимических проявлений. Внешне они часто кажутся спокойными и рассудительными, холодными, даже бесчувственными. Обычно так их характеризуют люди со зрительным вектором в сравнении с собой.
Но это не совсем так. Внутри у них может бушевать буря переживаний, не дающих покоя мыслей, может скрываться космических масштабов черная дыра бессмысленности жизни. Однако внешне это незаметно — такие люди держат все в себе, мало кого допускают до своих душевных переживаний.
Обладатели звукового вектора особенно ценят вдумчивый подход, работу мысли, силу интеллекта. Поэтому эмоциональность считают излишней. Она воспринимается как помеха. Из-за этого нередко они могут задаваться вопросом, как отключить эмоции, чтобы не отвлекали.
Бывает и такое, что психика человека содержит свойства и звукового, и зрительного векторов. В этом случае возможны варианты. Часто звуковые проявления способны подавлять зрительные, то есть такой человек в целом меньше выказывает эмоции, легче их сдерживает. Либо состояния переключаются в зависимости от обстоятельств. Человек может быть рассудительным, спокойным и задумчивым, а спустя время с головой уйти в переживания.
И те и другие свойства заданы человеку от природы, и не просто так, а чтобы он научился правильно их применять, реализовать себя и приносить пользу другим. Когда не получается, начинаются эмоциональные сбои — от истерик и перепадов настроения до полной бесчувственности и потери способности к эмпатии.
По каким причинам люди хотят понять, как избавиться от эмоций? Почему те становятся помехой, бременем, источником страданий?
Так или иначе, вопрос о том, как перестать чувствовать эмоции, возникает в связи с другими людьми. Другие люди и отношения с ними — главный источник любых переживаний, положительных и отрицательных. Что-то не ладится при взаимодействии с окружающими — и чувства ставятся неприятными, болезненными, мешающими. А непонимание собственной природы и бессознательных процессов и потребностей усиливают негативный эффект.
Желание отключить эмоции возникает как реакция на происходящее, которое человек не может адаптировать нужным способом.
Человек смещает фокус: видит проблему в своей способности испытывать эмоции, а не в неумении справиться со сложной ситуацией. Именно потому, что на данном этапе все навалившиеся отрицательные переживания — это слишком много для него. Он ищет то, что ему поможет, ищет решение. Но «не реагировать» не значит «решить».
Контролировать эмоции — это не значит сдерживать их или избавляться от них, это значит уметь их применять.
Эмоции — психический ресурс, который нужно использовать, который имеет свою важность и большие преимущества, если правильно пущен в ход.
Решение этого вопроса проходит в три этапа.
Есть много способов временно улучшить свое эмоциональное состояние, успокоиться в стрессовой ситуации, переключиться на что-то другое. Но человек не может вообще не реагировать на то, что имеет для него большую важность. Если бы он это не ценил, не стремился к этому, то и не переживал бы так при нежелательном развитии событий.
Не получится просто перекрыть путь своему эмоциональному потенциалу какими-нибудь техниками, забросить подальше и забыть о нем. Он все равно проявится. Вопрос — в каком виде. Будет это поток неконтролируемых эмоций и тягостных переживаний или дополнительный стимул к достижениям и развитию?
Так, обладатель зрительного вектора может научиться использовать свою эмоциональность на пользу себе и обществу. Секрет — в направленности эмоций.
Когда человек концентрируется на собственных переживаниях, замыкается в них, то они могут взять над ним верх. Это происходит потому, что для одного него их полного объема слишком много, он не справляется.
Если же он умеет направлять чувства на других людей в положительном ключе, то есть сопереживать им, проявлять участие, желание помочь, то эмоциональный потенциал расходуется гармонично, более полно. Чувства не обрушиваются на человека всей своей махиной, а выполняют свое предназначение — то, для чего и были даны.
Тогда перед человеком и не встанет вопрос, как отключить эмоции. Он просто знает, куда их направить, и это делает его счастливым, самодостаточным, удовлетворенным жизнью и способным противостоять тяжелым ситуациям.
Источник