- Стресс у ребенка
- Что такое стресс
- Стадии стресса
- Причины возникновения детского стресса
- Признаки стресса у детей
- Последствия стресса у ребенка
- Лечение стресса у детей
- Профилактика стресса у ребенка
- Психотерапевт «СМ-Клиника» рассказала, как беременность влияет на мозг женщины
- Мышление
- Психика
- Память
- PsyAndNeuro.ru
- Передача депрессии между поколениями
- Генетика
- Жестокое обращение с детьми
- Биологические механизмы
- Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось
- Окситоцин
- Эстроген
- Нейропластичность и нейроразвитие
- Иммунная система
Стресс у ребенка
Что такое стресс
Стресс – это неспецифический ответ организма на любые предъявленные ему требования. Это реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители.
Сам по себе стресс важен с точки зрения эволюции и выживания человека. Но не стоит путать такой вид стресса с хроническим, который может стать первопричиной ряда физических и психических заболеваний.
Мы привыкли, что стресс – это явление взрослого мира. Но сегодня на детях лежит огромный груз обязанностей – школьные домашние задания, важные контрольные, подготовка к которым происходит в режиме запугивания от учителей и, порой, родителей, необходимость соответствовать навязанным нормам по успеваемости и многое другое. В состоянии постоянного давления дети тоже подвергаются стрессу.
Иногда симптомы бывают маловыраженными, поэтому важно быть внимательным по отношению к своему ребенку, чтобы не допустить хронический стресс.
В этой статье мы рассмотрим, чем опасен стресс и каковы причины его возникновения. А также попробуем разобраться, как помочь детям, которые уже подверглись стрессу.
Стадии стресса
Стресс проявляет себя не сразу, а состоит из трех стадий, которые проявляются по нарастающей.
1. Первичная тревога (на этой стадии дети часто замыкаются в себе, испытывая непривычную тоску и беспокойство, физические изменения еще не затрагивают ребенка, но проявляется недоверие к окружающим людям).
2. Период сопротивления (в это время психика ребенка сопротивляется пережитому стрессу, пытается вытеснить воспоминания о плохом событии, что сопровождается чувством постоянной усталости).
3. Истощение (моральное истощение от стресса переходит на физическое, агрессия или апатия вызваны тем, что нервная система перестает контролировать эмоции).
Каждой стадии характерно все более угнетенное эмоциональное состояние, а затянувшийся стресс может в конечном счете перейти в депрессию.
Причины возникновения детского стресса
Самыми распространёнными источниками детского стресса являются школьные и социальные проблемы:
— Переезды и расставания с близкими людьми
— Невнимание со стороны родителей (настоящее или мнимое)
— Постоянные укоры со стороны родителей, близких родственников или учителей
— Буллинг (травля со стороны сверстников)
— Резкая смена режима или распорядка дня
— Начало и конец учебного года
— Экзамены и подготовка к ним
— Увлечение агрессивными компьютерными играми
— Нехватка важных витаминов и микроэлементов (определяется лечащим врачом на основании ряда анализов)
Стресс может возникнуть даже у детей до года. Для его причины достаточно смены питания, выхода мамы на работу, похода в ясли, детский сад, появления няни, сильного испуга или длительной болезни, а также ссоры родителей.
Признаки стресса у детей
Очень важно распознать стресс на ранних этапах и не игнорировать его признаки. Стресс у детей можно выявить по ряду симптомов:
— Частая смена настроения
— Нарушение режима сна
— Впадение в детство (ребенок семи лет может начать вести себя как младенец – сосать палец, есть с ложечки только при помощи родителей и т.д.)
— Частые головные боли, боли в животе и другой физический дискомфорт
— Пониженная концентрация внимания и падение успеваемости
— Кошмарные сны и фобии
— Стремление все контролировать
— Побег от реальности (избегание встреч с неприятными людьми и ситуациями, симулирование болезней на этом фоне)
У малышей к этим опасным признакам можно добавить вредные привычки – сосание пальца, грызть ногти, беспричинное ковыряние в носу и т.д. У ребят постарше – это часто неадекватная агрессивная реакция.
Последствия стресса у ребенка
Как влияет стресс на ребенка? Под влиянием стресса в 4 раза увеличивается риск сердечно-сосудистых заболеваний. Обостряются различные хронические заболевания, ухудшается самоконтроль.
Хронический стресс в детском возрасте может спровоцировать ряд различных психических заболеваний во взрослом возрасте. Ведь большинство расстройств у взрослых людей связаны с детскими фобиями и психологическими травмами.
Лечение стресса у детей
Как справиться со стрессом ребенку? Самостоятельно справиться со стрессом ребенок не сможет. Помощь родителей и специалистов является обязательной. Лечение бывает разнообразным, в зависимости от состояния ребенка и возможностей родителей.
Помощь самих родителей . Начать можно с того, чтобы отследить и устранить источник стресса. Станьте опорой для своего ребенка, дайте ему уверенность, что поддержите его в любой ситуации. Разрешайте ему выплескивать свои эмоции. Обсуждайте вместе его переживания. Поднимайте его самооценку. С маленькими детьми прорабатывайте стрессовые ситуации через игру.
Терапевт . Если родители устранили все стрессовые источники, но ребенок уже находится в «точке невозврата», следует обратиться к своему лечащему врачу, который даст направления на различные обследования организма и, скорее всего, направит к невропатологу или психологу.
Психотерапия . Если вы дошли до этого этапа, не стоит переживать. Психолог и даже детский психиатр не поставят крест на будущем вашего ребенка, а только помогут ему выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями для здоровья. Помощь психиатра – это не обязательно медикаментозное лечение, которое просто снимет беспокоящие в данный момент симптомы. В любом случае будет рекомендован новый режим, который станет профилактикой дальнейших стрессов.
Физиотерапия . В качестве поддерживающих процедур врач может назначить массажи, плавание, принятие лечебных ванн, диетическое питание.
Профилактика стресса у ребенка
Очень важно развивать стрессоустойчивость. Лучшей профилактикой стресса у детей являются регулярный отдых, здоровый режим, занятия физической культурой.
Необходимо соблюдать гигиену сна – пусть ребенок ложится спать и просыпается в одно и то же время; ложиться спать следует не в перевозбужденном или расстроенном состоянии; спать необходимо достаточное количество часов и непрерывно; перед сном можно принять прохладный или теплый душ, чтобы расслабить тело; не читать и не играть в кровати, особенно перед сном; ограничить вечером компьютерные игры и физические упражнения.
Одна из важнейших составляющих – физическая активность. Она помогает детям повысить стрессоустойчивость и снимает излишнее эмоциональное напряжение. Постарайтесь, чтобы различные тренировки присутствовали в жизни ребенка хотя бы 3 раза в неделю по 30-40 минут. Вариантов может быть масса, самые популярные и доступные – прогулки на свежем воздухе (особенно в лесу и парке), плавание в бассейне, катание на велосипеде, танцы и т.д. Также становятся популярны занятия йогой для детей, которые помогут укрепить опорно-связочный аппарат, улучшат растяжку и осанку. Самое главное, сделать занятия регулярными.
Еще одна составляющая профилактики стресса – сбалансированное питание, в котором присутствуют все необходимые витамины и микроэлементы.
Если мама счастлива и спокойна, ребенок скорее всего тоже будет пребывать в состоянии гармонии. Модель поведения ребенок копирует в первую очередь со своей семьи. Присмотритесь к себе перед тем, как бить тревогу и вести ребенка к специалисту.
Примечание: Улучшит коммуникативные навыки, творческое мышление робототехника для детей. Купить курсы по разработке и оживлению роботов легко в образовательном центре POLYCENT. Проводим курсы авиамоделирования, где ребята обучаются основам технического моделирования.
Источник
Психотерапевт «СМ-Клиника» рассказала, как беременность влияет на мозг женщины
Рассеянность, забывчивость, плаксивость… Оказывается, эти «прелести» интересного положения контролировать практически невозможно.
«У женщин организм больше зависит от гормонов, чем у мужчин. Именно с изменениями гормонального фона связана цикличность настроения и поведения — так называемые гормональные качели. В первую фазу цикла растет уровень эстрогенов, как следствие, — нормализуется эмоциональный фон. В середине цикла их количество резко снижается, а уровень прогестерона, так же, как при беременности, растет. В конце цикла падает уровень прогестерона — настроение снижается, жизнь теряет краски».
Мышление
Организм во время вынашивания младенца переносит огромный стресс, именно поэтому меняются характер и привычки женщины. Но не только! Для многих становится открытием, что сонливость, токсикоз и перепады настроения — это далеко не все, что их ждет. Неожиданно дают о себе знать хроническая усталость, неспособность сконцентрироваться, провалы в памяти.
С момента зачатия уровень прогестерона растет. И главная причина этого — появление нового гормона — гормона беременности (хорионический гонадотропин), который вырабатывается плацентой плода. Уже на 6-8 день он сообщает всем органам и системам о новом состоянии. Именно прогестерон, концентрация которого повышается в десятки раз, формирует в головном мозге доминанту — установку на выполнение женщиной главной функции в этот период — продолжения жизни. И первыми в процесс перестройки включаются эндокринная и нервная системы. Благодаря прогестерону, беременные женщины сконцентрированы исключительно на том, что происходит с ними здесь и сейчас.
Появление ребенка — это двойное рождение. Женщина превращается в мать, и ее образ мыслей кардинально меняется. На первое место выходят инстинкты самосохранения, продолжения рода, альтруизма и гармонии, исследовательский, доминирования, свободы и сохранения достоинства. Однако не каждая способна принять новую для себя роль. Причины такой ситуации разные: от завышенных требований к будущей маме со стороны близких до ее эмоциональной незрелости. Так возникают невротические расстройства, сопровождающиеся и после родов скачками давления, бессоницей, мигренями.
Психика
В первой половине беременности процессы возбуждения в нервной системе преобладают над процессами торможения. Будущей маме сложно угодить: желания меняются по пять раз на день, впрочем, как и настроение. Мужья списывают все на капризы (ну конечно, ей больше хочется внимания) и запасаются терпением в надежде, что скоро это закончится.
Но не так все однозначно! За девять месяцев в организме женщины вырабатывается больше эстрогенов, чем за всю жизнь, и пика достигают в третьем триместре. Они стимулируют рост матки, нормализуют сосудистый тонус и артериальное давление, способствуют родам. Кроме того, повышается функция щитовидной железы, как следствие, ускоряется обмен веществ, улучшается состояние кожи и волос. Также активизируется функция надпочечников как реакция на стресс, из-за чего может возникнуть пигментация.
Во вторую половину беременности процессы торможения в нервной системе доминируют над процессами возбуждения. В этот период эмоции перестают зашкаливать, женщина становится уравновешенной и спокойной, даже голос становится ниже и монотоннее. При этом появляется сонливость, ослабевают мыслительные функции, начинает подводить память.
Ученые-нейрофизиологи установили, что объем серого вещества у женщины во время беременности снижается на 6%. Таким образом решается задача «отсечения лишнего», что может сделать работу других отделов мозга более эффективной в плане освоения необходимых для материнства навыков. Возможно, этот процесс повышает продуктивность и специализированность отдельных участков мозга. Это помогает матери распознавать потребности младенца и опасности, грозящие ему.
Память
Под влиянием гормона окситоцина начинается родовая деятельность. После родов окситоцин запускает материнский инстинкт и позволяет женщине испытывать невероятную нежность к малышу. Прогестерон же после родов снижается до минимума, и молодые мамы сходят с ума от тревог и беспокойства. А еще от упреков супруга, недовольного забывчивостью любимой. Да, новая роль отодвигает на второй план выполнение задач, не связанных с ребенком. Но это проблема психологическая.
А есть и другая — перестройка гормонального фона и возвращение его к «добеременной» норме. Плюс вечное недосыпание. Отсюда — рассеянность, невозможность сконцентрироваться. Но не стоит паниковать! Во-первых, это временное явление. После родов размер мозга достигает прежнего состояния в течение двух лет, нормализуется и эмоциональный фон.
А во-вторых, изменения в головном мозге происходят на участках, отвечающих за кратковременную память. Так что волноваться о том, что после родов забудется имя суженого, не стоит. Кроме того, далеко не все женщины испытывают такие трудности. Считается, что чем меньше ребенок доставляет волнений маме (у него все в порядке со здоровьем, не плачет по ночам), тем лучше работает ее мозг. К тому же некоторые исследования доказывают, что роды после 35 лет (а это не такая уж и редкость) благотворно влияют на клетки мозга.
Источник
PsyAndNeuro.ru
Передача депрессии между поколениями
Психическое расстройство матери может иметь разрушительные последствия в течение перинатального периода и оказывать глубокое влияние на уход, который получает ребенок, и на отношения, которые формирует ребенок. Перинатальный период представляет собой время, в котором происходит существенное развитие мозга ребенка – во время беременности, где генетический состав плода взаимодействует с материнской средой, и постнатально – под влиянием постоянной заботы о питании, безопасности и эмоциональном регулировании.
Есть предположение, что материнские психические расстройства в этот период, такие как депрессия и послеродовой психоз, могут оказать глубокое влияние на социальное, эмоциональное, поведенческое и когнитивное развитие ребенка. Материнская депрессия затрагивает 10–15% новых матерей как во время беременности, так и в послеродовой период. Депрессия может проявляться глубокой печалью, задумчивостью и усталостью, что в свою очередь может привести к отсутствию способности реагировать на сигналы младенцев и нарушению отношений между матерью и ребенком.
Послеродовой психоз встречается гораздо реже, чем послеродовая депрессия, в среднем у 1–2 из 1000 женщин в течение первых 2–4 недель после родов. Проявляется уже через 2–3 дня после родов такими симптомами, как перепады настроения, спутанность сознания, дезориентация, социально опасное поведение, паранойя, мания величия, дурашливость. Это состояние может серьезно подорвать способность матери ухаживать за новорожденным и часто приводит к временному отлучению младенца от матери.
Есть достоверные результаты, показывающие, что дети матерей, страдающих перинатальными психическими расстройствами, с большей вероятностью будут иметь проблемы с психическим здоровьем в дальнейшем будущем. Вероятно, это будет зависеть от взаимодействия наследственных генетических и эпигенетических профилей, «программирования плода», изменения в нейроэндокринных системах и качества материнской заботы.
Привязанность матери к своему ребенку может сильно зависеть от ее переживания депрессивных симптомов. Это может ухудшить установление связи между матерью и ребенком, а также повлиять на качество материнского поведения. В свою очередь ранняя привязанность ребенка к самому важному опекуну, оказывает сильное влияние на его эмоциональное поведение на протяжении всего развития. Исследования показывают, что дети депрессивных матерей, как правило, испытывают больше поведенческих проблем. Таким образом, отношения между матерью и ребенком могут быть напряженными и влиять на многие области эмоционального, поведенческого, когнитивного и социального развития потомства.
Ранее были тщательно изучены основные аномалии потомства, связанные с перинатальной психопатологией. Это результаты различных достоверных исследований, в которых принимало участие большое количество родителей и детей, включают в себя: продольное исследование Avon в Великобритании с участием 14 000 женщин, которые наблюдались во время беременности, национальный продольный опрос детей и молодежи (NLSCY) в Канаде, в котором приняло участие более 35 000 детей и их матерей, Квебекское продольное исследование развития ребенка (QLSCD) с более чем 2000 детей; а также в Нидерландах, в Роттердаме, группа Generation-R, где почти 10 000 матерей принимали участие в исследовании.
Все они демонстрируют общий повышенный риск возникновения психических трудностей, а также низкий уровень IQ у детей матерей, страдающих от перинатальной депрессии. Антенатальная, но не послеродовая депрессия, также связана с повышенным риском депрессии у потомства, что проявляется в раннем подростковом возрасте.
При исследованиях было замечено, что материнская антенатальная депрессия связана с депрессией у детей в подростковом и юношеском возрасте. Первое исследование, описывающее это открытие, было исследование развития ребенка в Южном Лондоне (SLCD), которое включало 151 пару мать-ребенок. Было обнаружено, что такие дети имеют примерно в 5 раз больший риск развития симптомов депрессии в возрасте 16 лет. Далее, намного большая когорта ALSPAC сообщила о повышенном риске развития психического расстройства у подростков (в 2 раза выше, по сравнению с контролем). Вероятно, такой результат был достигнут по причине того, что в исследовании изучались симптомы депрессии в обществе, в отличие от клинически диагностированной депрессии в SLCD – исследовании. У потомства матерей с антенатальной депрессией также увеличивается риск развития эмоциональных расстройств к 16 годам и тревожных расстройств к 18 годам. Недавнее исследование показало, что различные изменения материнского настроения во время и после беременности являются факторами риска для развития нарушений в регуляции настроения ребенка к 11 годам.
Эти эффекты антенатальной депрессии, вероятно, опосредованы, по крайней мере частично, биологическими изменениями во внутриутробной среде. Тем не менее послеродовые факторы также очень важны: один предполагаемый механизм для этой «передачи» депрессии от родителя к потомству происходит через ослабленное воспитание детей и проявляется отклонениями в родительском поведении, такими как отказ от выполнения родительских обязанностей или чрезмерный родительский контроль, которые чаще встречаются у матерей с проблемами психического здоровья. Напротив, благоприятная теплая родительская атмосфера, без материнской гиперопеки, сокращает возможность развития психических расстройств у потомства в будущем. Интересно, что дети, рожденные до 32 недель беременности, в 3 раза чаще имеют депрессивное расстройство, чем те, кто родился в срок.
Несмотря на доказательства, указывающие на связь между перинатальной депрессией и увеличением уровня развития психопатологий у потомства, есть множество факторов, которые могут смягчить или, наоборот, усугубить последствия депрессии у матери. Эти факторы воздействуют на плод от начала беременности до ранней жизни потомства, с широким диапазоном последствий. Некоторые из наиболее изученных – такие как генетика, жестокое обращение с матерями и использование антидепрессантов во время беременности. А также другие менее изученные факторы – такие как роль отца, привычки питания и влияние длительности и выраженности психических проблем родителей на ребенка.
Генетика
Мы не можем игнорировать роль генетического наследования в передаче психопатологии из поколения в поколение. Генетическая наследственность большого депрессивного расстройства хорошо изучена, с особенно убедительными доказательствами, полученными из исследований с близнецами, которые сообщают о 40% риска наследственной передачи у женщин и 30% у мужчин. В дополнение к этому основным фактором риска для подростковой психопатологии является семейный анамнез, особенно наличие депрессии у родителей.
Ряд исследований подтвердили, что передача психопатологии из поколения в поколение зависит или смягчается генетическим компонентом. Например, влияние низкого веса ребенка при рождении на увеличение риска развития депрессии выше у детей депрессивных родителей, чем у детей без отягощенного семейного анамнеза. Были найдены различные генетические вариации, которые могли бы уменьшить связь между весом при рождении и социальным и эмоциональным развитием детей, в том числе классические «психиатрические гены», такие как переносчик серотонина и дофаминергический рецептор D4. Поскольку депрессия при беременности связана с низким весом при рождении, вполне вероятно, что различные генетические вариации могут уменьшать связь между психопатологией во время беременности и психопатологией у потомства.
Жестокое обращение с детьми
Существует все больше доказательств того, что жестокое обращение с детьми является ключевым фактором развития подростковой психопатологии у потомства депрессивных матерей. Было показано, что дети подверженные антенатальной материнской депрессии в два раза чаще испытывали сексуальное или физическое насилие, а также суровое родительское воспитание в возрасте 11 лет, в то время как такие случаи не наблюдались при послеродовой депрессии. Кроме того, антенатальная депрессия и жестокое обращение фактически должно приводить к двенадцатикратному увеличению риска развития депрессивного расстройства или расстройства поведения в подростковом возрасте у потомства, однако в действительности изолированное воздействие одного из этих факторов не приводили к повышению риска. Исследования показывают, что матери, страдающие антенатальной депрессией, были не всегда единственными виновниками в жестоком обращении, часто ими становились взрослые родственники жертв и даже близкие ровесники.
Существует предположение, что лекарства, используемые для лечения материнской депрессии, могут повлиять на поведенческое развитие и психомоторное развитие потомства, а также замедление достижения основных этапов развития, таких как сидение и ходьба без посторонней помощи. Тем не менее одни исследования показывают, что эти эффекты были временными, а другие не находят никакой связи вовсе. Одно исследование показало, что доза антидепрессанта и продолжительность приема не предсказывает когнитивные или поведенческие результаты, а также то, что IQ потомства с или без лечения антидепрессантами в утробе матери с депрессией аналогично тем, у кого были матери без депрессии.
Хотя это очень сложное решение для каждой женщины, современные исследования свидетельствуют о том, что последствия не леченной депрессии, особенно для клинически значимых случаев депрессии, являются более серьезным фактором риска, чем антидепрессанты, так как могут приводить к глубоким и стойким негативным последствиям антенатальной депрессии у потомства. Поэтому очень важно, чтобы это риск течения депрессии без медикаметозного лечения был адекватно оценен, прежде чем рассматривать любые потенциально вредные последствия от приема антидепрессантов.
Биологические механизмы
Существует большое количество потенциальных механизмов, которые объясняют, как неблагоприятная внутриматочная среда может предрасполагать к расстройствам в более позднем возрасте. К ним относят воспалительные процессы, эпигенетическую регуляцию, а также развитие мозговых структур и плацентарных механизмов, регулирующих прохождение гормонов стресса, таких как кортизол, к плоду.
Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось
Наиболее убедительным доказательством, касающимся перинатальной психиатрии, является гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось (ГГНО), которая не только самостоятельно оказывает влияние через различные уровни регуляции глюкокортикоидных рецепторов или циркуляции уровня кортизола, но также взаимодействует с другими основными биологическими системами. Например, взаимодействие эстрогена и прогестерона с ГГНО считается решающим в патогенезе перинатальной депрессии, что также предложено в качестве одного из патофизиологических механизмов в основе быстрого начала послеродового психоза.
Ученые предполагают, что воздействие на плод высокого уровня кортизола может привести к последующему воздействию на его ГГНО, что впоследствии приведет к изменениям в поведении и когнитивных функциях потомства. Например, повышенные уровни кортикотропин-рилизинг-гормона (КРГ) и кортизола связывают с антенатальными симптомами депрессии. Более того, исследования обнаружили связь между антенатальной ГГНО матери и ГГНО потомства. Данные показывают, что подверженность материнской тревоге во время беременности может уменьшить скорость реакции выброса кортизола у потомства в подростковом возрасте, таким образом, демонстрируя сложную и динамическую связь между гиперактивностью ГГНО, связанной с депрессией/тревогой, во время беременности и изменениями ГГНО у потомков. Точные молекулярные механизмы, лежащие в основе этих ассоциаций, однако, все еще неясны.
Также, было показано, что у женщин с клинически значимой депрессией во время беременности – повышенный уровень суточной секреции кортизола, повышенный уровень вечернего кортизола, замедленный рост уровня кортизола во время пробуждения. У этих женщин также есть новорожденные с субоптимальной нейроповеденческой функцией и повышенной скоростью реакции кортизола на стресс в возрасте одного года. Так как материнский кортизол коррелирует с реакцией на стресс у младенцев, ученые предполагают наличие связи в этих процессах.
Окситоцин
Окситоцин – гормон, играющий важную роль в широком спектре функций человека, чаще всего его связывают с родами, материнской привязанностью и кормлением грудью. Непосредственно стимулируется у потомства и матери во время внимательного материнского поведения. Женщины с низким уровнем окситоцина во время беременности показывают более низкую частоту положительно сформировавшейся эмоциональной связи со своими детьми. Это может быть связано с взаимосвязью между уровнями окситоцина и настроением в перинатальный период: антенатальная депрессия приводит к низкому уровню окситоцина после рождения, а низкий уровень материнского окситоцина во время беременности значительно связан с повышенным риском развития постнатальной депрессии.
Эстроген
Эстроген – женский половой гормон, является мощным регулятором различных нейронных процессов, таких как настроение и познавательная деятельность. В последнее время появляются доказательства, указывающие на путь, посредством которого связь между окситоцином, настроением и материнской заботой, которая обсуждалась ранее, также регулируется уровнем циркулирующего эстрогена и эпигенетических изменений к рецепторам эстрогена в гипоталамусе. Тем не менее снижение уровня материнской заботы, кажется, связано со снижением чувствительности к передаче сигналов эстрогена, из-за увеличения метилирования и, таким образом, снижения экспрессии эстрогеновых рецепторов альфа (ERα) в гипоталамусе. Это контрастирует с вышеупомянутыми доказательствами повышенной чувствительности эстрогена в крови женщины с риском послеродовой депрессии. Эти несоответствия могут быть подкреплены различными эпигенетическими и функциональными изменениями регулирования в крови и в мозге.
Нейропластичность и нейроразвитие
Значимость раннего развития нервной системы как фактора риска для психических расстройств становится все более очевидной. Учитывая, что материнское психическое заболевание во время беременности влияет на развитие плода, эти наблюдения являются важным направлением исследований при рассмотрении «передачи из поколения в поколение» психических расстройств.
В исследовании GUSTO («Растем к здоровым результатам» – большое и всестороннее когортное исследование новорожденных в Сингапуре) было показано наличие связи между пренатальной материнской депрессией и повышенной функциональной связью миндалины с левой височной корой и островковой долей, а также медиальной орбитофронтальной корой, двусторонней передней поясной извилиной и вентромедиальной префронтальной корой у младенца в 6 месяцев. Это картина, аналогичная той, которая наблюдается у подростков и взрослых с большим депрессивным расстройством. Тем не менее исследование из той же когорты GUSTO, но с большей выборкой, показало, что в 4 года, у потомства с антенатальной материнской депрессией симптомы коррелировали с более низкой функциональной связью миндалины с другими областями мозга, хотя это наблюдалось только у девочек.
В другой группе высокий уровень тревоги во время беременности (особенно около 19 недели), связан с уменьшением плотности серого вещества в нескольких областях мозга ребенка в возрасте 6–9 лет, включая префронтальную кору, премоторную кору, медиальную височную долю, постцентральную извилину и мозжечок. Это измененное серое вещество могло бы объяснить повышенный риск психопатологии у потомства. Также наблюдалось уменьшение объема гиппокампа у исследуемых с симптомами депрессии, которые перенесли травму в детстве. Вероятно, травма способствует формированию психопатологии во взрослом возрасте. Кроме того, значительное корковое истончение правых лобных долей было показано у детей, подвергшихся материнской депрессии в утробе матери.
Помимо анатомических изменений, также наблюдались параллельные изменения в материнских и младенческих регуляциях нейромедиаторов. Было зафиксировано, что сниженный уровень серотонина и дофамина при материнской депрессии во время беременности отражается в образцах мочи потомства, взятых в течение 24 часов после рождения. Интересно, что последние доклинические данные также предполагают, что снижение нейрогенеза гиппокампа у матери, вызванное пренатальным стрессом, можно обратить вспять, используя лечение препаратами СИОЗС.
Иммунная система
Как показывают исследования, процесс биологического встраивания во взрослую психопатологию может быть связан с изменениями в иммунных процессах. Было установлено, что женщины с антенатальной депрессией имеют повышенный уровень интерлейкина-6 (IL-6), фактора некроза опухоли-альфа (TNFα), IL-10 и фактора роста эндотелия сосудов во время беременности.
При депрессии часто обнаруживают высокий уровень воспалительных биомаркеров, особенно у пациентов, устойчивых к классическим антидепрессантам и подвергшимся жестокому обращению в детстве.
Многие исследования в настоящее время показывают, что ингибирование провоспалительных цитокинов может улучшить плохое настроение и, наоборот, стимуляция иммунной системы может снизить настроение. Кроме того, ряд исследований показал, что взрослые, пережившие детскую травму, имеют повышенный уровень многих иммунных биомаркеров, таких как С-реактивный белок (СРБ), TNFα и интерлейкинов. Есть также свидетельства того, что частые инфекционные заболевания в детстве могут быть связаны с повышенным риском развития депрессии в зрелом возрасте.
Источник