ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА
1. Бытие и небытие.
4. Пространство и время.
Учение о бытии (онтологию) уже в древности считали важнейшей частью философии. Категория бытия возникла как предельно общая характеристика того, что присуще всему в мире. Она необходима, поскольку познавательная деятельность всегда опирается на некоторые предварительные, существующие еще до начала познания всякого конкретного объекта представления о его устройстве. Эти представления определяют общую стратегию или программу познавательных действий.
Понятие бытие в философии получило двоякое истолкование «чистое бытие» и «субстанциальное бытие».
«Чистое бытие» — это существование, взятое в отвлечении от конкретных признаков. Парменид в 6 веке до нашей эры доказывал, что из понятия бытия вытекает отсутствие небытия. Мы не можем помыслить небытие, ибо если мы помыслили о нем, оно уже существует в нашем мышлении. Если небытие немыслимо, его нет, ничто не может возникнуть из ничего и исчезнуть. Первое есть появление из небытия, второе обращение в небытие. Значит, бытие неподвижно, в нем не может быть изменений. Бытие едино, неделимо, не имеет границ. Таким образом, мир у Парменида – мысленная конструкция. В философии Гегеля чистое бытие есть начальная точка развития Абсолютной идеи. Гегель отождествляет чистое бытие и чистое ничто. Он вводит понятие «становление», в котором эти понятия синтезируются. Нечто уже имеет бытие, так как становится, но и не имеет бытия, так как еще не стало. Становление имеет своим результатом нечто ставшее. Это наличное бытие, обладающее качественной определенностью, в отличие от небытия.
Другой подход состоит в том, чтобы искать «истинно сущее» в каком-то первоначале, первоисточнике, первопричине всего, что есть в мире. Речь идет о наличном бытии чего-то, что образует всеобщую основу мироздания. Эта трактовка связана с представлением о единстве мира, которое обусловлено не только тем, что все содержащееся в нем существует, но и тем, что все существующее происходит из единого начала и характеризуется некоторыми всеобщими, универсальными, неотъемлемо присущими любой вещи свойствами.
Такое начало в философии называют субстанцией(сущность, первооснова), а всеобщие и неотъемлемые свойства вещей, обусловленные их происхождением из единого начала, атрибутами.
Идея происхождения всего разнообразия мира из первоначала, которое несотворимо и неуничтожимо, не зависимо от богов и людей стимулировала поиск исходного материала. Им стала материя. В ходе развития философской мысли строились различные онтологии.
Материя – философская категория для обозначения объективной реальности.
Категория материи выполняет разные функции:
1) выражает мысль о существовании объективной реальности, независимой от сознания, от духовных сил;
2) характеризует то общее, что имеется во всех вещах;
3) определяет в самом общем виде путь, ведущий к познанию всех вещей, общую программу или стратегию, которой следует руководствоваться в их познании.
Первоначально материя понималась как субстрат, материал, вещество, из которого все сделано. Он вечен, несотворим, неуничтожим. Но открытие новых видов, форм, состояний материи немедленно вскрывало узость субстратной концепции. Любой вид материи, атом, эфир – образуется из других видов и исчезает. Следовательно, он не является простейшим. Диалектическое понимание материи приводит к идее ее неисчерпаемости, существования бесконечного многообразия форм, видов, состояний. Это понимание предполагает бесконечное многообразие материи и утверждает, что все они изменчивы и преходящи.
Онтологической моделью диалектической концепции становится субстанция, которая характеризуется своими атрибутами. Субстанция– совокупность атрибутов, материя — система атрибутов, взятых как целое.
Атрибуты существуют в объективной реальности независимо от нашего сознания. Понятия об атрибутах – знания о них, существующие в нашем сознании. Это онтологические категории.
Структура атрибутивной модели:
Явление– внешняя сторона объекта, которая отражается человеком в чувственных образах.
Сущность– внутренняя сторона объекта, недоступная непосредственному чувственному созерцанию и постигаемая с помощью мышления. Чтобы познать явление, надо его наблюдать, чтобы познать сущность, его надо понять. Знание о явлении выражается в описании. Знание о сущности – в объяснении. Явление единично, сущность – общее. Явление изменчиво, сущность стабильна. Явление не сводимо к сущности, оно всегда богаче.
Явление, как нечто существующее в пространстве есть вещь. Явление, как нечто существующее во времени есть процесс.
Пространство– система отношений, характеризующих протяженность и взаимное расположение вещей.
Время– система отношений, характеризующих длительность и последовательность процессов.
Процессы изменения явлений в обобщенном виде характеризуются категорией движения.
Движение– любая развертывающаяся в пространстве и времени последовательность качественных и количественных изменений.
Способ существования материальной системы– движение.
Движение имеет противоречивый характер: в нем изменение сочетается с сохранением того, что изменяется.
На основании пространственной, временной, качественной, количественной определенности явлений возникает возможность строить их системное описание. Системный подход предполагает, что явление в целом рассматривается как синтетическое единство его атрибутов, выделенных в результате проведенного анализа. Каждая часть системы может рассматриваться как система (подсистема). При разделении на мелкие части получаются элементы – на данном уровне познания неразложимые части системы. Совокупность отношений между элементами образует структуру. Целое всегда есть нечто большее, чем просто сумма частей. Причиной является организация – наличие системообразующих, упорядочивающих связей, скрепляющих элементы системы в одно целое. Чем сильнее связи, тем больше целостность.
Рассматривая вещи и процессы как системы, находящиеся в движении, можно выделить два случая:
1. Происходящие в системе изменения элементов и структуры компенсирую друг друга так, что система либо не меняется, либо меняется циклично. Подобные системы стационарны.
2. Изменения элементов и структуры происходят так, что в системе совершаются необратимые качественные преобразования, в результате которого она все больше отклоняется от первоначального состояния. Такие системы называются эволюционирующими.
Замкнутые системы эволюционируют к стационарному состоянию, определяемому максимум энтропии. Это состояние характеризуется хаотическим движением частиц и является стабильным, так как от такого движения оно не изменяется. Все реально существующие системы являются открытыми. Различие между стационарными и эволюционирующими системами относительно. Во многом зависит от времени наблюдения.
Существование и эволюция открытой системы зависит с одной стороны от ее внутреннего устройства, с другой – от взаимодействия с внешней средой. В этом взаимодействии ее энтропия может и увеличиваться, и оставаться неизменной, и уменьшаться (за счет роста энтропии в окружающей среде).
Уменьшение энтропии связано с дифференциацией системы, усложнением ее структуры и ростом уровня организации.
Эволюционирующие системы, в которых происходит рост уровня организации, — это системы развивающиеся.
Развитие – эволюция системы, связанная с усложнением ее организации.
Атрибуты сущности
Закон выражает объективно существующую устойчивую связь, которая скрепляет явления и заставляет их сочетаться и согласовываться. Закон – общая и инвариантная связь между элементами системы.
Изменяя условия действия законов, люди получают возможность использовать их для достижения желаемых результатов. А путем создания новых базисных условий они в состоянии прекратить действие одних законов и привести другие.
Действие законов проявляется в регулярности, повторяемости явлений, которую можно подметить в опыте, в наблюдениях и экспериментах. Эту регулярность называют закономерностью.
Законы определяют, что происходит с объектами при изменении условий. Различие между тем, каков есть объект, каково его актуальное бытие в имеющихся условиях и тем, каким он может быть, каково его потенциальное бытие в изменившихся условиях, выражается в нашем мышлении с помощью категорий «действительность» и «возможность».
Возможность – вариант изменения действительности, который не противоречит ее законам.
Вероятность – это количественная мера возможности, оценка степени ее осуществимости.
Источник
Понятие о явлении и сущности права
Объект реальности и предмет познания. Весь существующий материальный и духовный мир обозначается в философии всеобщим понятие Бытие. Быть — значит существовать. Противоположной категорией к «бытию» является категория «небытие».
Конкретная наука (биология, история, юриспруденция. . . ) познает не всё бесконечное бытие в целом, но какой-то его фрагмент или, как говорят философы, объект реальности. Например, объектами реальности могут выступать «животный и растительный мир на земле» для биологии; «общество» для социологии, истории, юриспруденции и других общественных наук.
Объект реальности — любой фрагмент бытия или реальности, отграниченный каким-либо образом от остальной реальности. История познания свидетельствует, что любой объект реальности, как и бытие в целом, является сам по себе бесконечным и неисчерпаемым. В мире нет «простейших», абсолютно элементарных форм материи, любой объект является сложным образованием, «единством многообразного». В нём сочетается необозримое множество различных сторон, моментов, отношений, свойств и т. д. В ходе познания их приходится выделять и изучать по отдельности.
Конкретная наука изучает не объект реальности в целом с бесконечным многообразием его свойств и отношений, а выделенную в процессе познания сторону или грань объекта, или, как говорят в методологии, предмет познания.
В одном и том же объекте можно выделить сразу несколько предметов познания в зависимости от того, какие признаки объекта мы выделяем в качестве предмета изучения. Известно, что один и тот же объект реальности может изучаться различными науками, при этом у каждой науки выделяется свой предмет познания.
познания для социологии, культурологии, истории, политологии, социальной психологии, юриспруденции и др. Аналогичным образом человек как объект реальности изучается анатомией, физиологией, антропологией, социологией личности, логикой, юридической психологией и др. В зале судебного заседания бывает наглядно видно, как один и тот же человек-подсудимый предстаёт в различных, так сказать, обликах или в виде различных предметов. Для прокурора он — лицо, виновное в совершении преступления; для судьи он — лицо, вину которого необходимо установить в процессе судебного следствия; для врача, приглашенного в зал, он — тяжело больной человек; для потерпевшей стороны он — злодей, совершивший убийство дорогого им человека, а для матери подсудимого он — любимый сын.
Итак, объект реальности может представляться в различных предметах познания.
Предмет познания — это сторона или грань объекта реальности, на которую направлено познание.
С философской точки зрения любой предмет можно характеризовать с помощью присущей ему системы атрибутов и категорий [48] . Следует отличать атрибуты от понятий об атрибутах. Атрибуты — это неотъемлемые свойства предмета, существующие независимо от нашего сознания. А понятия об атрибутах — это знания о них, которые существуют в нашем сознании. Понятия об атрибутах называют онтологическими категориями. Сложность заключается в том, что и атрибут, и отражающее его понятие (категория) обозначаются в языке одним и тем же словом.
Например, явление и сущность как атрибуты присущи материальным предметам. И вместе с тем явление и сущность — это понятия, существующие в нашем сознании. Такая «двойственность» слов вообще характерна для человеческого языка, и с ней надо считаться постоянно. Скажем, под словом «судья» можно подразумевать как реального судью, так и понятие о судье. Аналогичным образом под словом «сущность» может пониматься как атрибут, так и категория, отражающая его.
Философские исследования приходят к выводу, что, используя методы анализа и синтеза в познании предмета, можно выявить систему атрибутов, присущую любому предмету реальности, и с её по
мощью можно дать общую философскую характеристику предмета [49] . Существует, однако, серьёзное препятствие, которое затрудняет анализ и синтез предмета и его атрибутов. Оно состоит в том, что как анализ, так и синтез можно проводить по-разному, с произвольно определяемой степенью полноты и глубины, мысленно выделяя и соединяя разные совокупности моментов в содержании атрибутов. Если мы хотим, чтобы анализ не сводился к случайному и беспорядочному выхватыванию отдельных моментов, а синтез — к столь же случайному и бессистемному их соединению, то нужно проводить эти операции не «наобум», а по определённому принципу, обусловливающему системную упорядоченность получаемых результатов. Предмет должен быть подвергнут не произвольному, а диалектическому (полярному) анализу, т. е. «разложению» его на две противоположности, исключающие существование наряду с ними чего-то «третьего».
Нахождение не просто различных, а противоположных сторон и моментов позволяет с наибольшей полнотой охватить всё его содержание. Выявление противоположностей и изучение диалектически противоречивого их соотношения — один из главнейших принципов диалектического мышления. Искусство диалектически мыслить заключается прежде всего в умении вскрывать и анализировать диалектические противоречия.
Явление и сущность. Первыми атрибутами предмета познания выступают явление и сущность. Опыт познавательной деятельности людей свидетельствует, что существует некоторая общая логика человеческого познания, определяющая в конечном счете ход развития знаний об атрибутах предмета. Процесс познания, в общем и целом, идёт от наблюдения явлений к объяснению их сущности. При этом для познания явления необходимо установить его качественную и количественную, пространственную и временную определённость, его движение и другие доступные для наблюдения атрибутивные характеристики, а для познания сущности — выяснить законы, причинные связи, взаимодействия и т.
По остроумному замечанию Платона, познание начинается с удивления. В самом деле, удивление означает, что человек нечто «видит»,
но не «понимает», а потому нуждается в добавочном знании, выходящем за пределы увиденного. Это и есть первый шаг к познанию — первое «раздвоение» познаваемого предмета: в нём различается «внешняя», чувственно воспринимаемая реальность (явление) и «внутренняя», скрытая от наблюдения сущность этого явления, знание которой необходимо для его понимания. Такое «раздвоение единого» зародилось ещё тогда, когда первобытные люди стали одушевлять природу. Дух леса (леший), дух воды (водяной) и т. д. — это первоначальные, ещё очень примитивные представления о сущности, которая лежит за наблюдаемыми явлениями и «руководит» ими. С этих первобытных представлений начинается путь, ведущий к формированию философских категорий явления и сущности.
Явление — это внешняя сторона предмета, которая отражается человеком в чувственных образах.
Сущность — это внутренняя сторона предмета, недоступная непосредственному чувственному созерцанию и постигаемая с помощью мышления.
Чтобы познать явление, надо его наблюдать. Чтобы познать сущность этого явления, надо его понять. Знание о явлении выражается в его описании. Знание о сущности этого явления — в его объяснении. В научном познании описание явлений опирается на эмпирическое исследование, а объяснение их сущности достигается с помощью теоретического исследования.
Явление и сущность неразрывно связаны. Отдельно друг от друга они не существуют. Всякое явление несёт в себе свою сущность, а всякая сущность проявляется в каких-то явлениях. Сущность выступает как основание явления, которое определяет и объясняет его. Однако это основание находится не вне явления, а в нем самом. Например, радуга — явление, сущность которого — рассеяние солнечного света в капельках влаги в атмосфере.
Явление и сущность, составляя нераздельное единство, не совпадают друг с другом. Их единство — это единство противоположностей. Всякое конкретное явление есть нечто единичное, существующее «здесь» и «теперь», т. е. в данное время и в данном месте. А сущность есть нечто общее, одинаковое в явлениях, которые существуют в разное время и в разных местах. Множество различных явлений может иметь одну и ту же сущность. Например, множество различных людей в го
сударстве — множество различных явлений, но все люди имеют общую правовую сущность — они граждане государства.
Явление есть нечто изменчивое, нестабильное; оно содержит в себе множество разнообразных черт и особенностей, которые зависят не только от его сущности, но и от условий его существования. Сущность же, наоборот, есть нечто стабильное, постоянное. Сущность, проявляясь по-разному в зависимости от условий, может при этом оставаться одной и той же. Явление не сводится полностью к своей сущности, оно всегда «богаче», чем его сущность. Все люди, оставаясь гражданами государства, реализуют свои конституционные права и обязанности различным и подчас крайне удивительным, индивидуальным образом. Поведение граждан не просто выражает сущность, но и содержат много такого, что «сверх» этой сущности.
Явление и сущность права
В предыдущей главе было отмечено, что право, как явление социальной реальности, предстает, прежде всего, в виде совокупности общеобязательных норм поведения, установленных и охраняемых государством (см. п. 9. 1, 9. 2).
С внешней стороны, в явлении, право предстаёт в виде совокупности общеобязательных норм поведения, охраняемых государством.
Однако, в чём состоит его сущность?
Сущность права — это внутренняя основа права, которая выражает источник его происхождения и назначение в обществе.
Право не может существовать без волевой сознательной деятельности. Право без дела мёртво.
В истории правовой мысли нет единства в определении сущности права. Укажем несколько подходов к раскрытию сущности права. К ним относятся, например, следующие подходы:
3) классовый (марксистский),
5) подход исторической школы права;
Сущность права не лежит «на поверхности» явлений, до неё надо «докапываться». В процессе познания действительности обычно сначала наблюдают явления, а потом путём размышления над данными наблюдения раскрывают их сущность. Но эта сущность тоже требует своего обоснования и объяснения. Поэтому человеческая мысль движется дальше, к ещё более глубокой сущности — от сущности, так сказать, первого порядка к сущности второго, третьего порядка и т. д. В. И. Ленин прозорливо указывает: «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца» [50] .
В качестве примера можно привести исследование сущности права выдающимся отечественным правоведом Л. С. Явичем [51] . Он выделяет, по крайней мере, три порядка сущности права:
• Право как совокупность юридических норм — Явление;
• Воля государства, лежащая в основе норм права — Сущность 1 порядка;
• Воля господствующего класса, лежащая в основе воли государства — Сущность 2 порядка;
• Господствующие производственные отношения, лежащие в основе воли господствующего класса — Сущность 3 порядка.
Рассмотрим и другой пример:
• Вынесение приговора судом — Явление;
• Привлечение подсудимого к уголовной ответственности — Сущность 1 порядка;
• Привлечение подсудимого к юридической ответственности — Сущность 2 порядка.
Зачитывание приговора судьёй в зале судебного заседания относится к явлению, которое может наблюдать непосредственно любой человек, даже ребёнок, присутствующий в зале суда. Вместе с тем не любой человек, тот же ребёнок, может понимать, что сущность происходящего в зале — есть акт привлечения подсудимого к уголовной
ответственности. Одновременно с этим простой человек обычно не задумывается над тем, что сущность уголовной ответственности лежит в юридической ответственности как таковой (сущность второго порядка).
Рассмотрим различные подходы к сущности права, известные в истории правовой мысли.
Источник