- Глава 3. Семейный стресс
- 3.1. Феноменология семейного стресса
- Внутренние стратегии семьи для снижения стресса
- МЕТОДИКА СЕМЕЙНОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ
- Взаимоотношения людей как основа индивидуальной устойчивости к стрессу
- Семейный стресс, адаптация и сопротивляемость
- Социальный и эволюционный контексты риска и сопротивляемости
- Экологический подход
- Эволюционный подход
- Появление проблем и реакция на них
- Накопление стрессовых факторов.
- Взгляд на жизнь нескольких поколений семьи
- Наследие прошлого.
- Преимущества методики семейного преодоления стресса
- КЛЮЧЕВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СЕМЕЙНОЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
- Система взглядов в семье
- Излечение пользы из кризисных ситуаций
- Позитивный взгляд на мир
- Трансцендентное и духовное
- Организационные особенности семей
- Гибкость: скачок вперед
- Сплоченность
- Социальные и экономические ресурсы
- Процесс общения/решения проблем
- Ясность
- Выражение эмоций
- Совместное решение проблем
- Клиническая применимость методики семейного преодоления стресса
- Новые семейные программы по преодолению стресса
- Управление новыми ситуациями в изменчивом мире
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Таблица
- Ключевые процессы, обуславливающие семейную устойчивость к стрессу
- Системы взглядов
Глава 3. Семейный стресс
3.1. Феноменология семейного стресса
Феноменология семейного стресса описана в работах Крюковой Т.Л., Сапоровской В.М., Куфтяк Е.В. [2].
Семейный стресс – это состояние в семье, которое возникает как нарушение равновесия между реально существующими или воспринимаемыми требованиями к семье (в виде угрозы, потери) и возможностями семьи справиться с ними (Е. А. Blechiuaii. E. M. Hetheringtoii. 1996: Н. I. McCubbin. С. R. Figley [2].
Обычно такое состояние вызывается действием стрессоров, или жизненных событий, неблагоприятно влияющих на семейную систему. Стрессоры могут влиять на семью в целом, или на ее часть (например, на диаду «муж — жена» или «мать — ребенок»), а также на отдельных членов семьи.
К. Олдвин, ученица Р. Лазаруса. в работе «Стресс, копинг и развитие» (1994) предлагает классифицировать стрессоры по двум основаниям: сила-слабость стресса и продолжительность действия. Исходя из этих критериев, она выделяет четыре вида стрессоров [2]:
1) травма (катастрофа, несчастный случай) — короткое по продолжительности, но сильное по воздействию явление, событие (война, смерть, неожиданный развод);
2) жизненное событие — более продолжительное и оказывающее большое влияние на дальнейшую жизнь и судьбу событие (появление / уход члена семьи, переезд);
3) хронический ролевой стрессор (напряжение) — сюда относятся, в первую очередь, конфликты. накапливающиеся и неразрешимые в ходе выполнении тех или иных социальных ролей («добытчик», сексуальный партнер, жена. теща, зять и т. д.);
4) жизненные трудности, возникающие при ежедневном взаимодействии личности и среды, или микрострессоры. Это слабые стрессовые воздействия, сила которых может возрастать, накапливаясь, и представлять для семьи большую трудность, чем какое-либо жизненное событие (например, постоянная нехватка денег, плохое жилье).
Разновидностью стрессоров являются семейные трудности — конкретные требования к семье, связанные со стрессовым событием, (например, дополнительные расходы, связанные с рождением ребенка пли обучением члена семьи в другом городе).
Максимальный семейный стресс, с которым семья не справляется, может привести к семенному кризису. Это неспособность семьи восстановить стабильное состояние в ситуации постоянного давления тех требований, которые изменяют семейную структуру и способы взаимодействия членов семьи (например, развод).
Семейный кризис можно определить и как необратимую перемену в жизни семьи, когда прежние, привычные роли членов семьи становятся неадекватными, и происходит разрушение (распад) прежних образцов поведения. Семейный стресс не обязательно достигает уровня кризиса, если семья использует свои ресурсы и противостоит деструктивным переменам.
Стрессоры воздействуют на все сферы жизнедеятельности семьи, но некоторые из них особенно уязвимы к семейному стрессу. Это сферы супружеских взаимоотношений, в том числе интимно-личностных, на некоторых этапах жизненного цикла семьи (например, раннее супружество пли супруги на этапе «пустого гнезда»); родительства — переход к нему, связанный с принятием новой роли (матери или отца первого ребенка), воспитания хронически больного ребенка: здоровья членов семьи (трудности принятия тяжелой болезни и уход за тяжело больным членом семьи).
Существуют и другие сферы жизни семьи, требующие изучения с точки зрения их стрессогенностн и совладения: одиночество в семье, экономический стресс (финансовое напряжение); профессиональный стресс (семья и работа: перемена или потеря работы, двойная карьера, когда оба супруга-родителя много работают) и др.
Можно определенно сказать, что семейный стресс — это важное социальное явление, признаками которого выступают когнитивная опенка человеком степени угрозы своему и семенному благополучию и последующие изменения в поведении.
Так, например, потеря работы одним из членов семьи, без сомнения, ведет к повышению нагрузки и большей занятости других ее членов, если семья хочет сохранить уровень и качество жизни. Семейные стрессы также разделяют на нормативные (естественные изменения связанные с семейной динамикой — последовательным прохождением этапов развитая семьи) и экстремальные (уровня катастрофы, такие как потеря, неожиданная травма) [2].
Источник
Внутренние стратегии семьи для снижения стресса
Фрома Уолш, Ph. D.
Настоящая статья является обзором методики семейного преодоления стрессовых ситуаций, разработанной для применения в клинической практике, и описывает ее преимущества. На основе совместного анализа результатов исследований индивидуального преодоления стресса и эффективного функционирования института семьи выявлены ключевые процессы в преодолении стресса, которые можно разделить на группы по 3 аспектам: система взглядов в семье, организационные особенности, общение/решение проблем. Возможности применения результатов в клинической практике описаны в краткой форме, чтобы показать широкий спектр применения этой концептуальной методики для помощи семьям в кризисных состояниях и предотвращения этих состояний.
Fam. Proc. 42:1 18, 2003
МЕТОДИКА СЕМЕЙНОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ
Концепция семейного преодоления стрессовых ситуаций позволяет углубить понимание устойчивости семьи в неблагоприятных обстоятельствах. Хотя некоторые семьи рушатся вследствие кризиса и хронического стресса, примечательным является то, что другие семьи выходят из кризиса более сплоченными и изобретательными.
Устойчивость семьи, — ее способность противостоять сокрушающим ударам судьбы и воссоединяться после них, — за последние два десятилетия стала одной из важнейших концепций теоретической и практической психиатрии. Ее основа динамические процессы, формирующие позитивную адаптацию к крайне неблагоприятным обстоятельствам (Luthar, Cicchetti,& Becker, 2000). Эта сила и находчивость помогают отдельным людям и семьям успешно преодолевать кризис и постоянные трудности, оправляться и становиться сильнее после подобных событий (Cowan, Cowan, & Schultz, 1996). Некоторые люди, пережившие травму, становятся неспособными к психологическому росту и входят в роль жертвы. У семей и людей, устойчивых к кризису, постоянно идут важные психологические процессы, в результате которых появляется «вкус к борьбе», стремление преодолевать трудности и желание продолжать жить полной жизнью и любить всей душой.
Взаимоотношения людей как основа индивидуальной устойчивости к стрессу
Большинство исследований по данному вопросу посвящено индивидуальной устойчивости к стрессу. В 1980-х годах было выявлено множество доказательств того, что одни и те же проблемы могут иметь различные следствия, что расходилось с общепринятым детерминистским представлением о том, что болезненные события, в особенности пережитые в детстве, неизбежно являются разрушительными для психики. В обзоре результатов исследования Раттер (Rutter, 1987) отметил, что ни одно из сочетаний факторов риска, независимо от их силы, не привело к психическим расстройствам более чем у половины детей, подвергшихся их воздействию. Действительно, судьбы многих людей были покалечены, но многим удалось преодолеть все трудности, вести счастливую и плодотворную жизнь и хорошо воспитать своих детей. В частности, результаты исследований показывают, что дети, претерпевшие наиболее жестокое обращение со стороны родителей, сами не становились жестокими по отношению к своим детям (Kaufmann & Ziegler, 1987).
Пытаясь объяснить эти различия, авторы первых исследований этого вопроса сосредотачивали свое внимание на личных чертах, обуславливающих способность противостоять стрессу, или устойчивость, и отражающих преобладающие моральные идеалы «героя-одиночки» (Luthar & Ziegler, 1991; Walsh, 1996). Изначально способность противостоять стрессу рассматривалась как врожденное качество, как психологическая броня «неуязвимого ребенка», который, как считалось, подобен «стальной кукле» и неподвластен стрессу (Anthony & Cohler, 1987). Исследователи постепенно приближались к осознанию связи между
природными качествами и чертами, привнесенными воспитанием, в формировании устойчивости к стрессу, но все еще продолжали придерживаться довольно пессимистических взглядов на влияние семьи в этом вопросе. Объектом большинства исследований были люди, преуспевшие вопреки психической неполноценности родителей или недостатку воспитания (Wolin & Wolin, 1993). Прослеживалась тенденция восприятия семьи как безнадежно бесполезного социального института и поиска неких внесемейных позитивных факторов, помогающих преодолеть невзгоды. Таким образом, считалось, что семья способствует стрессу, но не способности ему противостоять.
Позже список неблагоприятных факторов, описываемых в исследованиях, расширился: теперь он включал случаи, когда человек рос в нищете, страдал от хронического заболевания, или приходил в себя после катастрофы или утраты. Теперь устойчивость рассматривалась как результат постоянного взаимодействия многих проблем и процессов, направленных на защиту от них. В этот процесс могут быть вовлечены личные качества, влияние семьи и социокультурного окружения (Garmezy, 1991; Masten, Best, & Garmezy, 1990; Patterson, 2002; Rutter, 1987). Воздействие стрессовой ситуации и индивидуальная уязвимость могут быть нейтрализованы совместным влиянием вышеуказанных факторов.
Примечательно, что в работе Вернера и последовавших за ней исследованиях упоминается о решающем влиянии на судьбу человека близких взаимоотношений с друзьями и наставниками (тренерами, учителями), которые поддерживали их начинания, верили в их потенциал и поощряли их в стремлении добиться в жизни как можно большего. К сожалению, неудачливость родителей отвратила многих от использования потенциала семьи, который можно было бы выявить и развить, даже в том случае, когда физическое состояние родителей не позволяло им принимать деятельное участие в судьбе сына или дочери. При рассмотрении феномена устойчивости семей к стрессу видны как сильные стороны родительского влияния, так и потенциальные его недостатки. К тому же, основываясь на системном подходе, можно выйти за рамки пары родители-дети и рассмотреть влияние родственников в более широком смысле, от родных братьев и сестер до супружеских и дальних родственных связей. Этот подход в корне меняет угол, под которым рассматриваются семьи, попавшие в беду: вместо того, чтобы воспринимать их как разрушенные и не подлежащие воссоединению, говорится, что семья столкнулась с жизненными трудностями и во всех ее членах есть потенциал для восстановления и развития.
Семейный стресс, адаптация и сопротивляемость
Концепция семейной сопротивляемости стрессу рассматривает не только отдельных членов семьи как потенциальные источники устойчивости к стрессу, но и сопротивляемость семьи как функционального целого (Walsh, 1996). Главная предпосылка в этом системном подходе заключается в том, что серьезный кризис и продолжительные неблагоприятные обстоятельства влияют на всю семью. Эти стрессы могут нарушить функционирование семейной системы, и последствия этого нарушения распространяются на всех членов семьи и их взаимоотношения. В свою очередь, основные внутрисемейные процессы помогают справиться со стрессом как отдельным членам семьи, так и семье в целом. Эти процессы позволяют семье сплотиться в кризисной ситуации, противостоять стрессу, уменьшить опасность разрушения семьи и оптимальным образом приспособиться к создавшемуся положению вещей.
Концепция семейной сопротивляемости стрессу основывается на теоретических и практических исследованиях стрессовых ситуаций в семьях, преодоления этих ситуаций и приспособления к ним (Hill, 1958; McCubbin & Patterson, 1983; Patterson, 1988, 2002). Эта концепция подразумевает нечто большее, чем управление стрессовыми ситуациями, совместное решение проблем и преодоление трудностей. Эта концепция создает потенциал для личного и совместного развития благодаря стрессу (Boss, 2001). В своем противостоянии стрессу семьи становятся сильнее и находчивее, и это помогает им в преодолении будущих проблем. Кризис может послужить сигналом к пробуждению, заостряя внимание на том, что важно. Он может стать поводом для переоценки ценностей, стимулировать большее внимание к серьезным отношениям и жизненным целям. У членов семьи усиливается интуиция, открываются новые способности. Члены многих семей признавались, что благодаря совместному переживанию кризиса их взаимоотношения стали богаче и ближе, чем могли бы быть в иных обстоятельствах (Stinnet & DeFrain, 1985).
Социальный и эволюционный контексты риска и сопротивляемости
В методике семейного преодоления стрессовых ситуаций совмещены экологический и эволюционный подходы к рассмотрению функционирования семьи в связи с ее социокультурным окружением и развитием на протяжении поколений.
Экологический подход
С точки зрения системной биопсихологии риск и сопротивляемость ему можно рассматривать через призму многочисленных рекурсивных влияний, охватывающих отдельных людей, семьи и более крупные социальные единицы. Проблемы рассматриваются как возникающие на основе взаимодействия слабых сторон личности и семьи, проявляющиеся при неблагоприятных обстоятельствах в определенной социальной ситуации. Такая ситуация может иметь в первую очередь биологическую подоплеку, например, в случае тяжелых заболеваний, или испытывать влияние социокультурных факторов, такие как черта бедности или дискриминация семей афроамериканцев и иммигрантов в США (McCubbin, McCubbin, McCubbin, & Futrell, 1998; McCubbin, McCubbin, Thompson, & Fromer, 1998). Несчастья семьи могут происходить из-за неудачных попыток справиться с неблагоприятной ситуацией. Причиной проблем может стать критическое событие, например, тяжелая потеря в семье или влияние более масштабного бедствия. Семья, сверстники, окружение, обстановка в школе или на работе, другие социальные явления все это можно рассматривать как почву для развития и укрепления сопротивляемости стрессу.
У каждого семейного кризиса есть общие (типичные) и уникальные черты. Согласно эффективной многомерной методике Фаликова (Falikov, 1995) для изучения культурного многообразия, каждая семья рассматривается внутри сложной экологической ниши, чьи границы и территорию она разделяет с другими семьями; при этом положение каждого члена семьи определяется такими переменными, как пол, экономический статус, возраст и отношение к культурному большинству. В ходе холистической оценки рассматриваются различные контекстные ситуации. Методика семейного преодоления стресса действует аналогичным образом выявляются общие элементы в кризисных ситуациях и реакции семей на них, и в то же время принимается в расчет уникальные ресурсы, потенциал и трудности каждой семьи.
Эволюционный подход
Для понимания и развития семейной сопротивляемости стрессу эволюционный подход чрезвычайно важен. Эффект кризисной ситуации может быть разным в зависимости от того, на каком этапе жизни человека или существования семьи она произошла. Также меняется и течение внутрисемейных процессов, влияющих на степень риска и сопротивляемости ему, с появлением каждого нового препятствия.
Появление проблем и реакция на них
Большинство основных факторов, вызывающих стрессовую ситуацию не краткие однократные события, но сложные сочетания меняющихся условий с собственным прошлым и будущим. (Rutter, 1987). Таков опыт развода, начиная с трений, предшествующих ему, и заканчивая расставанием, реорганизацией собственности и взаимоотношениями родителей и детей. Большинство таких событий имеют продолжение в виде повторного брака и взаимоотношений ребенка с отчимом или мачехой (Hetherington & Kelly, 2002). По причине сложности такой ситуации ни одно решение здесь не может считаться наиболее успешным; с появлением каждой новой проблемы могут быть использованы разные стратегии.
Таким образом, устойчивость семьи перед стрессовыми ситуациями слагается из различных путей адаптации: сначала происходит ожидание неприятного события, затем разрушительные перемены, а затем сопротивление прямым и косвенным последствиям катастрофы. Например, то, как семья готовится к ожидаемым трудностям, справляется со стрессами, переживает перемены, насколько она эффективно реорганизуется и вновь начинает стремиться к достижению целей, будет влиять на мгновенную и долговременную адаптацию всех членов семьи, равно как и на их взаимоотношения (Walsh &McGoldrick, 1991).
Накопление стрессовых факторов.
Некоторые семьи хорошо справляются с краткими кризисами, но сгибаются под постоянными или возобновляющимися ударами судьбы. Таким семьям часто не удается противостоять многочисленным негативным факторам. Количество внутренних и внешних стрессовых факторов может оказаться слишком большим для семьи, повысить ее уязвимость и увеличить риск возникновение новых проблем (Boss, 2001; Masten & Coatsworth, 1998; McCubbin & Patterson, 1983; Patterson, 2002). Например, в одной семье постоянное разжигание конфликта между женой и мужем, а также беспробудное пьянство последнего привело к необходимости психотерапевтической помощи. Важно было рассматривать эти проблемы в контексте проблем и утрат, обрушившихся на эту семью за последние два года. Им приходилось содержать трех маленьких детей, из которых один был инвалидом; внезапно в автокатастрофе погиб брат мужа, и дедушка по отцовской линии, потрясенный трагедией, пережил удар, после которого нуждался в тщательном уходе. Потом муж потерял работу по причине сокращения штата, и семья осталась без дохода и медицинской страховки. Семья переживала один кризис за другим, и груз всех этих проблем оказался слишком велик. Помимо улаживания конфликта, курс психотерапии помог супружеской паре оправиться от потерь, найти новые источники дохода и поддерживать друг друга в преодолении новых трудностей.
Взгляд на жизнь нескольких поколений семьи
Функционирование семьи и признаки возникновения проблем необходимо прослеживать на протяжении нескольких поколений (Carter & McGoldrick, 1999). На каждой стадии существования семьи равновесие смещается то в сторону стрессовых ситуаций, повышающих ее уязвимость, то в сторону защитных процессов, повышающих стрессоустойчивость. Следует также учитывать взаимное влияние членов семьи, окружения и других социальных факторов. Методика семейного преодоления стрессовых ситуаций фокусируется на адаптации семьи к узловым моментам жизни как к ожидаемым переменам, таким как рождение первого ребенка, так и к неожиданным или несвоевременным событиям, таким как смерть молодого родителя.
Необходимо отметить совпадение появления признаков сопротивления стрессовой ситуации с недавно произошедшими или ожидаемыми событиями, разрушившими или поставившими под угрозу семью (Walsh, 1983). Например, снижение успеваемости сына может быть обусловлено тем, что отец недавно потерял работу, хотя члены семьи поначалу и не замечают связи. Личные признаки сопротивляемости стрессу часто проявляются после стрессовых изменений, таких как новый брак родителей. Подобные изменения становятся причиной новых трудностей и требуют большей открытости и перераспределения ролей и взаимоотношений. Следует помнить и о взаимоотношениями, выходящими за пределы узкого семейного круга. Депрессия одной женщины была вызвана смертью ее крестной, которая была ее опорой в трудные годы детства.
Для оценки влияния стрессовых ситуаций достаточно выяснить, как члены семьи повели себя в ситуации: их изначальная позиция, непосредственная реакция на проблему, долгосрочные стратегии «выживания». Некоторые подходы «действуют» короткий срок, но затем наступает стагнация, и по прошествии времени они уже являются нефункциональными. Например, в случае внезапной болезни одного из членов семья должна мобилизовать ресурсы и сплотиться для борьбы с кризисом, но в случае хронического заболевания темпы осуществления стратегии должны быть сбавлены, так как требуется постоянная взаимопомощь на протяжении долгого времени (Rolland, 1994).
Наследие прошлого.
Проблемы чувствуются наиболее остро, когда они пробуждают болезненные воспоминания и эмоции, связанные с прошлым (например, при посттравматических стрессовых реакциях. Сочетание проблем, связанных с развитием внутрисемейных отношений, с проблемами, беспокоящими семью на протяжении нескольких поколений, повышает риск осложнений (Carter & McGoldrick, 1999). Нерешенные в прошлом проблемы при возниконовнии или угрозе новых трудностей вновь появляются на поверхности. Члены семьи могут потерять веру в будущее, связав происходящее с прошлыми событиями, и прекратить все болезненные чувства и контакты. Семейные истории о прошлых бедах оказывают влияние на любые представления о будущем, от оптимистичного взгляда до катастрофических страхов. Многие семьи функционирую нормально до тех пор, пока не наступает стадия, бывшая тяжелой поколение назад. Женщина, отец которой внезапно умер в 50 лет, боится потерять собственного мужа в том же возрасте.
При оценке признаков кризисной ситуации во временной перспективе, а также в семейном и общественном контексте, наиболее удобными методами, с помощью которых врачи и исследователи смогут систематизировать информацию о взаимоотношениях, выявить системные элементы и разработать план вмешательства, будут семейная временная ось и генограмма (McGoldrick, Gerson, & Shellenberger, 1999). Обычно генограммы используются врачами для выявления типичных для семьи проблем; при подходе, основанном на изучении сопротивляемости, также ведется поиск положительных влияний среди находчивых способов, которыми семья спасалась от прошлых бед, и моделей противостояния стрессу, применявшихся среди родственников, для того, чтобы вдохновить членов семьи на решение сегодняшних проблем.
Преимущества методики семейного преодоления стресса
Оценка нормального функционирования семьи сопряжена со множеством дилемм. У врачей и исследователей при каждой новой попытке оценки и вмешательства используется новая приблизительная схема, основанная на культурных нормах, профессиональной ориентации и личном опыте (Walsh, 2003b). Более того, учитывая социальные и экономические перемены последних десятилетий и растущее разнообразие семейного уклада, не одна модель семейного здоровья не будет универсальной. На самом деле, разнообразие семейного уклада было большим во все времена и во всех культурах, а многочисленные исследования показали, что нормально функционирующие семьи и здоровые дети есть во многих официальных и неофициальных родственных объединений (Walsh, 2003а). Самое большое значение в преодолении трудностей имеют внутрисемейные процессы, включая повышенное внимание к больным членам семьи, преданность семье.
Благодаря системно ориентированному процессу изучения функционирования семьи за последние два десятилетия удалось подготовить эмпирическую базу для оценки функционирования супружеских пар и семей вообще. Однако методы оценки функционирования семьи имеют тенденцию к статичности и отрыву от контекста. Они предлагают для рассмотрения большой набор вариантов взаимодействия членов семьи, но им недостает контекстуального подхода к психологическим ресурсам и ограничениям семьи, а также к трудностям, с которыми сталкиваются семьи. В клинической практике семьи в основном рассматирваются непосредственно в период кризиса, при этом разрушение семьи и разного рода отклонения от нормы безапелляционно воспринимаются как признаки семейной патологии.
По сравнению с такими методиками у методики семейного преодоления стресса имеется ряд преимуществ. Во-первых, как следует из определения, при данном подходе особое внимание обращается на сильные стороны семьи, подвергшейся стрессу,
переживающей кризис или неблагоприятные обстоятельства (Walsh, F., 2003c). Во-вторых, считается, что ни одна модель не может подходить для всех семей или всех возможных ситуаций. Функционирование оценивается в рамках контекстной ситуации, т. е. относительно системы ценностей, структуры, психологических ресурсов и жизненных проблем каждой семьи. В-третьих, оптимальное функционирование семьи и благополучие всех ее членов рассматриваются как изменяющиеся во времени, по мере появления проблем и течения жизни семьи. Хотя ни одна модель семейного благополучия не является универсальной, семейная устойчивость к стрессу зиждется на убеждении в наличии у каждой семьи потенциала к восстановлению и преодолению неблагоприятных обстоятельств.
КЛЮЧЕВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СЕМЕЙНОЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
Методика семейного преодоления стрессовых ситуаций разработана мной для клинической практики на основе результатов клинических и социологических исследований ключевых факторов, влияющих на индивидуальную стрессоустойчивость и семейное благополучие. Эта методика служит концептуальной схемой для выявления и отслеживания ключевых внутрисемейных процессов, направленных на снижение стресса и уязвимости в ситуации повышенного риска, восстановление и духовный рост благодаря кризису и на помощь семьям в преодолении длительных неприятностей. Методика объединяет результаты многочисленных исследований, идентифицирующих и объединяющих ключевые процессы, которые можно разделить на группы по 3 аспектам: система взглядов в семье, организационные особенности, коммуникационные процессы (Walsh, 1998). В Таблице 1 в общих чертах представлены ключевые составляющие семейной стрессоустойчивости, которые кратко описаны ниже.
Система взглядов в семье
Система взглядов в семье сильно влияет на то, как мы видим переживаемый нами кризис, наши страдания и имеющиеся у нас варианты (Wright, Watson, & Bell, 1996). Общие взгляды на окружающую реальность развиваются благодаря внутрисемейному и социальному общению; они, в свою очередь, упорядочивают внутрисемейные процессы и подходы к кризисным ситуациям, а также могут в корне меняться благодаря таким переживаниям (Reiss, 1981). Несчастье, будь то личная трагедия или крупная катастрофа, создает кризис смысла жизни и угрозу разрушения семьи. Устойчивость к стрессу формируется благодаря общим поддерживающим убеждениям, увеличивающим количество вариантов решения проблемы, лечения и духовного роста. Эти системы взглядовпомогают людям извлекать пользу из кризисных ситуаций, формировать оптимистический, позитивный взгляд на мир, дают трансцендентное или духовное прибежище.
Излечение пользы из кризисных ситуаций
Крепкие семьи обладают сильными родственными ценноостями (Beavers & Hampson, 1990). Эти ценности лежат в основе стрессоустойчивости. Для таких семей любая проблема является общей, и справляться с ней они будут тоже общими силами, вопреки американском культурному стереотипу «героя-одиночки». We shall overcome, гимн движения 1960х за права человека в США и современных ему движений за социальную справедливость во всем мире, выражает основную идею: объединяясь вместе, люди становятся сильнее и легче справляются с трудностями.
Члены благополучных семей обладают наследственным чувством времени и становления постоянного процесса роста и изменения в течение жизни поколений. (Beavers & Hampson, 1990). Видение существования семьи как непрерывного процесса помогает членам семьи воспринимать разрушительные перемены также и как вехи на общем жизненном пути. Несчастья в сознании членов семьи нормализируются и контекстуализируются, т. е. члены семьи расширяют свое видение ситуации и воспринимают свои действия и проблемы как нечто естественное, обусловленное тяжелыми утратами и пугающими препятствиями. Тенденция к обвинению окружающих и к патологическому восприятию уменьшается, так как все сложные чувства и дилеммы воспринимаются как «нормальные явления», т. е. обычные и ожидаемые в семьях, сталкивающихся с аналогичными ситуациями.
Наибольших успехов в преодолении трудностей семьи добиваются, если в них появляется чувство сплоченности (Antonovsky, 1987; Antonovsky & Sourani, 1988), когда кризис рассматривается как препятствие понятное, преодолимое, которым имеет смысл заниматься. Предпринимаются действия с целью прояснения сути проблем и наличия доступных психологических ресурсов. Осмысление негативных ситуаций и представление о том, что можно предпринять, различны для семей с разными культурными критериями; у некоторых фаталистический подход к проблемам; другие основываются на чувстве личной ответственности и верят в необходимость действий (Walsh, 1998). Субъективная оценка кризисной ситуации членами семьи и их находчивость влияют на противодействие семьи стрессу и адаптацию к этой ситуации (Lazarus & Folkman, 1984). Члены семьи пытаются осмыслить произошедшее, ища причины или объяснения. Когда негативное событие происходит, как гром среди ясного неба, как это было в случае атаки террористов 11 сентября, отсутствие представления о причинах и количестве жертв, вкупе с неуверенностью в будущей безопасности, осложняют процессы осмысления и восстановления (Walsh, 2002b). Попытки выяснить причины несчастья, выяснить, как умер близкий человек и умер ли он, позаботиться об останках все это может помочь сохранить ясный ум и облегчить восстановление душевных сил (Boss, 1999). Общественные ритуалы помогают живущим смириться с утратой и жить дальше.
Позитивный взгляд на мир
Огромное влияние позитивного мировоззрения на преодоление стресса, восстановление после кризиса и преодоление препятствий на пути к успеху подтверждено многими исследованиями. Надежда для души то же, что кислород для легких; она придает сил и помогает справиться с проблемами. Надежда чувство, направленное в будущее: каким бы безрадостным не было настоящее, всегда есть надежда на улучшение в будущем. Когда одолевает множество проблем, важно не терять надежды и не отказываться от мечты, чтобы увидеть возможные решения проблем, найти потенциальные ресурсы и стремиться преодолеть трудности и идти навстречу мечте. Надежда на лучшую жизнь для своих детей помогает стойким родителям не сломиться под ударами судьбы.
Отмечалось, что благополучные семьи придерживаются более оптимистичных взглядов на жизнь (Beavers & Hampson, 1990). Предложенная Селигманом (Seligman, 1990) концепция приобретенного оптимизма имеет непосредственное отношение к преодолению стрессовых ситуаций. Его более раннее исследование, посвященное «приобретенной безысходности», показало, что при повторяющихся неудачах люди перестают действовать и становятся пассивными и пессимистичными. У них появляется убеждение, что с ними всегда будет происходить что-то плохое, и никакие их действия не изменят положение вещей. Селигман затем пришел к заключению, что подобным же образом можно научиться и оптимизму, победив безысходность и пессимизм для этого человеку необходим опыт успешного преодоления трудностей, заставляющий верить в значимость действия. Однако, здесь Селигман делает оговорку, что оптимистическое мировоззрение недостаточно для успеха в жизни, если условия жизни неизменно тяжелы, и возможностей их изменения мало. Как отмечает Апонт (Aponte, 1994), многие семьи, живущие, как и все их окружение, в нищете и упадке, чувствуют себя загнанными в угол, так как лишены и материальных, и духовных благ. Из-за этого отчаяния они теряют смысл жизни, ее цель и надежду на будущее. Чтобы поддерживать оптимизм, необходимо подкреплять его удачей и чувствовать постоянную поддержку окружения.
Аналогичное явление было отмечено эпидемиологами, утверждающими, что «позитивные иллюзии» поддерживают надежду в борьбе с бедой, такой как смертельно опасная болезнь (Taylor, S.,1989; Taylor, S., Kemeny, M., Reed, G., et al., 2000). Речь идет не об отрицании проблемы. Человек полностью осознает мрачную действительность, например, ему известны неутешительные прогнозы врачей, и все же он решает верить в возможность преодоления несчастий. Такой позитивный настрой побуждает к действиям, снижающим вероятность неблагоприятного исхода и повышающим шансы на успех. Например, когда в одной семье узнали, что их ребенок болен и шансы на выздоровление равны лишь 10%, родители решили: «Должен же кто-то входить в эти 10% — почему бы и не мы? Давай сделаем все, чтобы так оно и было».
Укрепление сильных сторон и потенциала семьи в разгар кризиса помогает семьям противостоять чувствам безысходности, неудачи и вины, и развивать гордость, уверенность и ощущение «Я Это Могу». Ободряя себя, люди приобретают смелость, берут инициативу в свои руки и упорствуют в преодолении мучающих их проблем. Смелость и решительность, проявляющаяся при столкновениях с трудностями повседневной жизни, часто остается незамеченной. Одну девочку поражала стойкость ее матери ночами она работала на ночной работе, днем работала курьером, при этом никогда не унывала и не забывала дать детям деньги на еду и лишний раз показать, как она их любит.
Инициатива и упорство, признаки стрессоустойчивости, — поддерживаются благодаря уверенности всех членов семьи в разрешимости проблемы: «Мы всегда верили, что выход есть». Эта уверенность побуждает к действию и делает членов семьи активными участниками жизненного процесса, которые не упускают возможности и ищут решения проблем. Члены семьи, демонстрируя уверенность в том, что каждый делает все возможное, поддерживают друг друга в благих начинаниях и укрепляют семью. Один мужчина считал, что излечился от травмы спинного мозга благодаря постоянной поддержке жены и их нерушимым отношениям. Временами, когда он подумывал о самоубийстве, поддержка жены помогала ему мобилизовать все силы для продолжения жизни.
Овладение искусством использования возможностей необходимо для преодоления стресса, так как некоторые вещи не изменишь (Higgins, 1994). Члены семьи должны осознавать ситуацию в целом, — проблемы, преграды и возможности, — и стараться извлечь из ситуации все возможное. Для этого необходимо принимать то, что невозможно изменить. Вместо того, чтобы бездействовать или замыкаться в положении загнанной в угол жертвы, следует сосредотачиваться на настоящих и будущих возможностях, т. е. заниматься тем, что может получиться наилучшим образом. Хотя прошлого не изменить, его можно видеть в новом свете, благодаря чему достигается более глубокое понимание и облегчается преодоление трудностей. Когда от проблем никуда не деться, или события уже не находятся во власти человека, члены семьи должны пытаться справиться с тем, с чем еще можно совладать. Например, члены семьи не могут справиться с последствиями смертельной болезни, но они могут отдать все силы заботе о больном и облегчению его страданий, приготовлениям к проводам в последний путь, и использовать оставшееся время с максимальной пользой. Семьи, в которых придерживаются восточных философских и религиозных взглядов, более готовы принимать вещи, неподвластные им и недоступные для их понимания, а семьи с западным менталитетом испытывают проблемы, теряя контроль над ситуацией, и пытаются решить проблему имеющимися средствами. Члены семьи часто признают, что тяжелые периоды жизни становятся самыми важными для семейных отношений, если рядом всегда находится любимый человек. После утраты живущим становится легче, если они находят способ восполнить присутствие любимого человека во плоти дорогими воспоминаниями, рассказами и свидетельствами его свершений при жизни, благодаря которым в памяти семьи остается дух умершего и лучшие моменты его взаимоотношений с родственниками.
Трансцендентное и духовное
Парадокс стрессоустойчивости состоит в том, что наихудшая из ситуаций может пробудить в нас самые лучшие качества. Кризис может стимулировать желание обучаться, изменяться, и развиваться в самых невообразимых направлениях. Кризис может быть зовом к пробуждению или прозрению, позволить членам семьи почувствовать значимость любимого человека, заставить их залечить старые раны и переоценить ценности, что ведет к более осмысленным отношениям и более определенным целям в жизни. Люди и семьи, способные сопротивляться стрессу, после переживания кризиса приобретают более четкие моральные ориентиры и более ясное ощущение цели в собственной жизни и сочувствие к судьбам других людей (Coles, 1997). Переживание несчастья и страдания вдохновляют творческих людей на выражение своих переживаний, как это происходит в джазе. Несчастье может разжечь народное выступление во имя предотвращения трагедий, как это было в случае организации «Матери против вождения в нетрезвом виде»; порой после серьезных потрясений люди посвящают всю жизнь помощи другим и службе во имя социальной справедливости (Rolland & Perry, 1999). Для семей, находящихся в проблемной ситуации, наиболее важно знать о том, что благодаря их усилиям они смогут достичь лучшего будущего, а для тех семей, чьи надежды и мечты были разрушены заметить и не упустить новые возможности для обновления, изменения и роста.
Организационные особенности семей
Современная семья может существовать в разнообразных формах и может по-разному организовываться для преодоления трудностей. В организации семьи устойчивость к стрессу укрепляется за счет гибкой структуры, объединенности (сплоченности), а также благодаря социальным и экономическим ресурсам.
Гибкость: скачок вперед
В противостоянии трудностям гибкость ключевое понятие. Часто способность к воссоединению трактуется как пружиноподобный «скачок назад», к предыдущей форме или стандарту. Однако после наиболее тяжелых перемен и кризисных событий семья не может просто вернуться к «нормальной» жизни, которой она жила до этого. Более подходящей метафорой для устойчивости к стрессу может быть «скачок вперед», изменение для подготовки к встрече с новыми трудностями (Walsh, 2002b). Семьям часто нужна помощь в исследовании нового и при структурной реорганизации. В таких случаях, как недееспособность родителей, развод или повторный брак, семьям по мере переоценки своих отношений и реорганизации различных аспектов взаимоотношений в соответствии с новыми условиями следует создать новое чувство «нормальности». Например, при недееспособности мужа традиционной супружеской паре приходится пересматривать традиционные роли полов в браке, так как главным добытчиком становится жена, а в обязанности мужа в первую очередь входит забота о детях. Если один из детей перегружен уходом за пожилым или больным родственником, необходимо побудить остальных детей выполнять эту работу вместе, одной командой.
Также семьям необходимо противостоять разрушительным переменам и компенсировать их за счет действий по поддержанию постоянства и восстановлению стабильности (Olson, Russel, & Sprenkle, 1989). Например, адаптация семей иммигрантов осуществляется за счет нахождения способа сохранить связь с оставленными на родине родственниками, всем народом и его обычаями.
Уверенное, но гибкое авторитарное лидерство наиболее благоприятно для функционирования семьи и благополучия детей в стрессовых ситуациях. Родителям и прочим членам семьи, осуществляющим уход за детьми и немощными родственниками, во время кризиса или разрушительных перемен особенно важно заботиться, защищать и воспитывать своих детей. Детям, как и другим уязвимым членам семьи, в тяжелые времена особенно нужно чувство постоянства, безопасности и предсказуемости. Например, адаптация детей к разводу родителей может быть облегчена за счет серьезного родительского лидерства и надежности в качестве семьи нового типа из одного родителя.
Сплоченность
Сплоченность, или связанность, важна для эффективного функционирования семьи (Olson et al., 1989; Beavers & Hampston, 1990). Кризис может разрушить семейные узы, если члены семьи не повернутся друг к другу лицом. Стойкость подкрепляется взаимопомощью, сотрудничеством и преданностью, и помогает перенести трудные времена вместе. Но членам семьи также нужно уважать различия, индивидуальность и личные дела друг друга. Они могут совершенно по-разному реагировать на одни и те же события или нуждаться в большем или меньшем количестве времени для усвоения полученного опыта, в зависимости от таких факторов, как их возраст или важность потерянной связи.
Трудности вхождения ребенка в приемную семью увеличивают вероятность нового развода после повторного брака. Большинство семей прикладывают все усилия к тому, чтобы создать действующие родительские связи, выходящие за границы их новых семей, и связать воедино отношения биологических и приемных семей, включая родных и сводных братьев и сестер; таким образом, создается расширенная семья. Когда дети попадают под опеку приемных родителей, связь с биологической семьей может поддерживаться с помощью фотографий, памятных подарков, электронной почты, простых писем, общесемейных собраний, и соприкосновения с семейными культурными и религиозными традициями.
После смерти одного из родителей дети должны быть уверены, что не потеряют другие важные для них связи. Во французском фильме «Понэтт» маленькая девочка выживает в автокатастрофе, в которой ее мать получает смертельные увечья. Отвезя ее к тете и кузенам перед началом своей рабочей недели, отец отдает ей поносить до своего возвращения часы. Он говорит ей, что она должна, каждый раз, когда заскучает по нему, послушать тиканье часов и подумать о том, как бьется его любящее сердце. Он спрашивает, можно ли ему взять что-нибудь из ее вещей. Она поначалу думает отдать ему свою любимую тряпичную куклу, но потом решает, что эта кукла сильно нужна ей самой, и дает ему другую. Этот символический обмен помогает сохранить связь и облегчить первую из многих предстоящих перемен.
Социальные и экономические ресурсы
Родственные и социальные связи служат своего рода спасательным тросом в трудные времена, дают практическую и эмоциональную поддержку. О значении образцов для подражания и наставников для стрессоустойчивости проблемных детей говорится во многих работах. Усиливает стойкость и включение детей в общественные группы и религиозные общины. Семьям, живущим изолированно, необходимо помогать в поиске таких потенциальных ресурсов.
Поддержанные обществом совместные действия людей и организаций очень важны для преодоления трудностей, вызванных масштабными катастрофами с большим числом пострадавших, и предотвращения будущих несчастий. Такой много системный подход облегчает как семейное, так и общественное преодоление стресса (Landau, 2002). В рамках одной образцовой программы в микрорайонах нижнего Манхэттена, непосредственно пострадавших от нападения 11 сентября, были организованы советы из учителей и родителей и составные многосемейные группы. Эта акция была очень полезна, так как семьи могли поделиться друг с другом опытом, успокоить тревоги детей, поддержать друг друга и предпринимать совместные действия, направленные на восстановление стабильности (Saul, 2002).
Не стоит недооценивать значение финансового благополучия для стрессоустойчивости. Серьезное или хроническое заболевание одного из членов семьи может опустошить семейную казну. Из-за постоянного отсутствия работы или потери кормильца семья может оказаться в ужасающем положении. Многие исследования показывают, что финансовые проблемы в семьях с одним родителем, где родитель перегружен работой, а ребенок бедствует, являются наиболее распространенным фактором риска (Anderson, 2003). Важно не использовать понятие семейного преодоления стресса для того, чтобы обвинять семьи, не способные как-то улучшить ужасные условия своего существования, ставя на них клеймо «неспособных к преодолению кризиса». Людям для благополучия нужны поддерживающие отношения. Семейная стрессоустойчивость, в свою очередь, должна поддерживаться с помощью общественных и организованных благотворительных организаций программ и практических занятий, развивающих способность достичь успеха. Это может быть гибкий график работы родителей или качественная доступная медицина и службы ухода за детьми и пожилыми людьми.
Процесс общения/решения проблем
Стойкость формируется в процессе общения благодаря привнесению ясности в кризисные ситуации, возможности свободного выражения эмоций и формированию алгоритма совместного решения проблем. Не стоит забывать, что при сообщении волнующей информации и выражении сильных чувств культурные нормы резко отличаются от повседневных.
Ясность
Ясность и логичность при разговоре способствует эффективному функционированию семьи. (Epstein, Bishop & Levin, 1978). Разным членам семьи могут быть известны разные слухи или обрывки информации, и они заполняют пустые места самостоятельно, часто своими худшими опасениями. Прояснение и сообщение важной информации о кризисных ситуациях и возможном будущем (например, о медицинском прогнозе) облегчает осмысление этих ситуаций, достоверное соотнесение фактов и принятие решения на основе информации. Неясность и секретность, напротив, может нарушить понимание, уменьшить доверие и помешать овладению ситуацией (Imber-Black, 1995). Общее признание реальности и обстоятельств утраты способствует восстановлению, в то время как отрицание или сокрытие обстоятельств, особенно при таком позорном событии, как самоубийство, замедляет восстановление и приведет к разрозненности (Walsh & McGoldrick, 1991).
Если взрослые люди не признают и не обсуждают опасные события, беспокойство проявляется в поведении ребенка. Одна мать привела на обследование своего пятилетнего сына Террела, опасаясь, что он подвергался сексуальному насилию в детском саду, так как она часто заставала его за рукоблудием. Когда признаков сексуального насилия не обнаружилось, психолога поинтересовался, происходили ли в семье за последние несколько месяцев какие-либо неблагоприятные события. Тогда мать сообщила, что за несколько месяцев до этого ее муж перенес лрп операцию из-за «боли в животе». Раковая опухоль и бOльшая часть его желудка были удалены. По выписке из больницы он сказал жене: «О кей, они сказали, что со всем этим покончено. Я хочу жить дальше и не хочу больше говорить об этом». Уважая желания своего мужа, она сказала детям: «С папой все в порядке», и больше ничего. Она справлялась с ситуацией до тех пор, пока последняя проверка не выявила некоторые странности (диагноз при этом был неясен). Родители решили, что дети не волнуются, потому что они не задавали никаких вопросов. Потом женщина вспомнила, что недавно после предобеденной молитвы Террел добавил: «И пожалуйста, Господи, позаботься о папином животике». Была проведена встреча с обоими родителями, чтобы стимулировать их общение по поводу угрозы жизни, а потом родителям помогли обсудить ситуацию с детьми, учитывая их систему ценностей. Вместо «скачка назад», как будто бы ничего не случилось, им помогли сделать «скачок вперед», чтобы опыт вошел в их жизнь и они научились жить под угрозой смерти и с неясностью в душе.
Обычно в семьях из лучших побуждений избегают в разговорах пугающих или болезненных тем, желая защитить детей или чувствительных взрослых от волнений или ожидая разрешения сомнительной ситуации, например, с неясным медицинским прогнозом. Однако, беспокойство о невысказанном может породить безудержный страх. В такой ситуации родители могут помочь, уверив детей, что их будут держать в курсе развития ситуации, и что родители всегда готовы обсудить вопросы и сомнения детей. Родителям может понадобиться консультация по поводу соответствующих возрасту способов сообщения информации. Следует ожидать, что, когда дети повзрослеют, эти вопросы можно будет обсудить еще раз, чтобы достичь большего понимания, или чтобы вывести на поверхность появившиеся страхи. Например, если у матери рак груди, разговоры матери с восьмилетней дочерью могут касаться страха утраты. Когда дочь достигнет зрелости, родителям, возможно, придется иметь дело со страхами дочери по поводу возникновения раковой опухоли и у нее.
Выражение эмоций
Благодаря открытому общению в атмосфере взаимного доверия, сочувствия и терпимости к различиям члены семьи испытывают огромный спектр чувств, которые могут быть вызваны кризисным событием и постоянным стрессом. Чувства членов семьи могут все время находиться как бы в противофазе: одни могут продолжать пребывать в печали, а другие уже готовы двигаться дальше. Кормилец, домохозяйка или одинокий родитель могут подавлять сильные эмоциональные реакции ради того, чтобы продолжать работать на благо семьи. Дети в такой ситуации могут попытаться помочь, не выставляя напоказ собственные чувства и потребности или утешая родителей. При сильных эмоциях дело может дойти до конфликта. Когда члены семьи теряют контроль над кризисной ситуацией, они могут попытаться контролировать друг друга.
Гендерная социализация привела к появлению основных различий между полами в кризисных ситуациях. Мужчины обычно уходят в себя или злятся, а женщины чаще выражают разочарование и беспокойство. Мужские стереотипы силы заставляют мужчин скрывать страх, уязвимость или грусть, которые фигурально обозначаются как «потеря самообладания» и «глубокое разочарование». Если сильными эмоциями нельзя поделиться с близким человеком, повышается риск существенного перенапряжения, появляются такие симптомы, как депрессия, действия себе во вред и расстройство отношений и отчуждение. В семьях, потерявших ребенка, очень велик риск развода, однако те семьи, в которых всегда поддерживали друг друга в беде, только укрепляются после страшного испытания. Можно рекомендовать членам семей для достижения семейной стрессоустойчивости делиться своими чувствами и поддерживать друг друга. Если в тяжелый период жизни найти приятные и смешные моменты, это даст вам передышку и поднимет настроение.
Совместное решение проблем
Совместное решение проблем и управление конфликтом непременное условие возникновения семейной устойчивости к стрессу. Творческие «мозговые атаки» и находчивость открывают новые возможности преодоления трудностей и восстановления и духовного роста благодаря трагедии. Совместное принятие решений и разрешение конфликтов осуществляются за счет справедливого совместного обсуждения различий, чтобы члены семьи (партнеры) приспособились друг к другу. Совершая «скачок вперед», крепкие семьи устанавливают ясные цели и приоритеты, а затем предпринимают конкретные шаги для их достижения. Они пользуются скромными плодами успеха, а неудачу воспринимают как урок. Когда все их надежды рухнут, они оценивают изменившуюся обстановку и находят возможности роста в новом направлении. Наконец, семьи становятся более находчивыми, когда они способны переключиться со стратегии реакции на кризис на подготовительную стратегию, подразумевающую как стремление к лучшему будущему, так и готовность к будущим невзгодам.
Каждая семья должна найти свой собственный путь через невзгоды, соответствующий их ситуации, их культурной ориентации и их личным силам и ресурсам. В одной чрезвычайно стойкой семье после убийства старшего сына участником местной банды мать благодаря своей глубокой вере начала испытывать сострадание и всепрощение к юноше, застрелившему ее сына. Хотя отец признал, что поначалу был слишком зол, чтобы разделять ее чувства, он с уважением отнесся к ее решению. Обоим удалось отнести к мнению другого с терпимостью и уважением, и они смогли поддержать в эту нелегкую минуту оставшихся детей. После бесед со священником и поддержки церковной общины отец смог в полной мере разделить горе с женой. Встретив на слушанье дела мать убийцы, он обнял ее и признал что горькая правда заключается в том, что они оба потеряли сыновей: его сын лежит в могиле, а ее оказался на скамье подсудимых. Отец направил свой гнев в нужное русло, организовав общественное движение за предотвращение насилия и контроль продажи оружия, чтобы другие семьи такая беда миновала.
Клиническая применимость методики семейного преодоления стресса
За последние два десятилетия специалисты в области семейной психотерапии переключили внимание со слабых сторон семьи на ее сильные стороны (Nichols & Schwartz, 2000). В отношениях врачей и пациентов появилось больше элементов сотрудничества и веры в потенциал пациента; при этом признавалось, что противостояние стрессу бывает успешным благодаря скорее семейным ресурсам, а не психологическим методикам (Karpel, 1986). Направление оценки ситуации и характер вмешательства в ход событий изменилось. Вместо того, чтобы выяснять, чем проблемы были вызваны, выясняется, как их можно решить; при этом выявляются и усиливаются существующие и потенциальные возможности членов семьи. Психотерапевт и пациенты вместе ищут новые возможности разрешения проблемной ситуации и преодоления факторов, препятствующих переменам. Такая позитивная, ориентированная на будущее установка изменяет направление поиска от причин неудачи к условиям будущего успеха.
Методика семейного преодоления стрессовых ситуаций построена на этих разработках и предназначена для укрепления семей, преследуемых несчастьями (Walsh, 1998). Она связывает признаки негативных событий со стрессовыми контекстными ситуациями. Чаще всего члены семьи приходят на помощь в трудную минуту, однако они поначалу зачастую не связывают имеющиеся проблемы с имевшими место стрессовыми ситуациями. Основная предпосылка, на которой основывается настоящий подход, заключается в том, что кризис и постоянные препятствия наносят удар по всей семье в целом, а ключевые внутрисемейные процессы способствуют адаптации всех членов семьи по отдельности и семьи в целом.
Настоящая методика может послужить великолепной концептуальной схемой для направления усилий на управление ключевыми внутрисемейными процессами (см. выше) и усилением этих процессов во время столкновения с текущими проблемами. Усиление ключевых процессов каждой группы синергетически воздействует на другие процессы. Например, по мере того, как семьи начинают с вниманием относиться к прояснению информации и приветствовать открытые проявления чувств, членам семьи лучше удается осмысление ситуации и возможных вариантов ее разрешения. Так вновь пробуждается надежда, и проблемы решаются более эффективно. Когда члены семьи становятся более находчивыми, риск и уязвимость уменьшаются, и семьи лучше подготовлены к будущим испытаниям. Таким образом, развитие стрессоустойчивости является и превентивной мерой.
Вместо того, чтобы спасать «уцелевших» членов «недееспособных семей», этот подход зиждется на уважении к семьям и сочувствии к их борьбе, укреплении восстановительного потенциала семей и поддержании их лучших качеств.
Действия по развитию стрессоустойчивости направлены на восстановление или увеличение дееспособности семей и повышение семейного и личного благополучия (Luthar et al., 2000). В этих действиях заложена потенциальная польза для всей семьи, так как они укрепляют родственные связи и семью как таковую.
Методика семейного преодоления стресса может применяться для разрешения широкого спектра кризисных ситуаций и преодоления длительных жизненных неудач. При вмешательстве в ситуацию используются принципы и методы, общие для многих подходов, направленных на усиление достоинств семьи, но более централизованно воздействуют на связь между присутствующими симптомами и основными факторами стресса. Пристальное внимание направлено на выявление и усиление процессов преодоления и адаптации. Также настоящий подход с б?льшим вниманием относится длительным процессам развития. Особенности взаимодействия членов семьи изменяются в зависимости от появления новых препятствий и смены приоритетов.
Устойчивость к стрессу означает не возвращение без потерь к исходной точке, а способность к борьбе, эффективному преодолению трудностей и обучению на ошибках, и попытка применить полученный опыт в жизни (Higgins, 1994). Члены семьи должны рассказывать друг другу о проблемах, порой разрушая стену молчания или завесу тайны вокруг болезненных или позорных событий, и опираться на взаимную поддержку и сочувствие. Этот подход применим для так называемых «стойких» семей, вынужденных поневоле приходить к психотерапевту, считая (часто на основе предыдущего опыта), что их будут воспринимать как сумасшедших или неполноценных и обвинять в их собственных проблемах. Вместо этого считается, что все члены семьи делают друг для друга все возможное и борются с многочисленными трудностями. Терапия и консультации направлены на овладение этими ситуациями благодаря общим усилиям.
Также настоящий подход подразумевает шаги к исцелению нарушенных отношений (Walsh, 1998). Сыну, которому не удается должным образом помогать умирающей матери из-за накопившейся злобы на ее алкогольную зависимость и недостаток внимания в детстве, помогают увидеть ее в новом свете, сообщая о тяготах, выпавших на ее долю в молодости, взращивают сочувствие к ее борьбе и смелости, невзирая на ее недостатки. Не у всех членов семьи получается преодолеть трудности, но все видятся как одинаково значимые и достойные личности.
Многосистемная оценка может привести к разнообразным видам вмешательства в ситуацию, или к объединению усилий индивидуальных, супружеских, семейных и многосемейных групп, в зависимости от важности того или иного уровня системы для решения проблемы. При применении экологического подхода вмешательство в ситуацию может осуществляться через общественные организации, место работы или учебы, медицинские учреждения и другие, более крупные системы. Действия членов семьи по преодолению стресса могут происходить различным образом, от периодических семейных консультаций до интенсивной семейной терапии. В образовательно-психологических многосемейных группах огромное значение придается общественной поддержке и распространению практической информации. Предлагаются конкретные способы управления кризисом, решения проблем и снижения стресса от настоящих и будущих трудностей (Anderson, Reiss, & Hogarty, 1986; Steinglass, 1998). Психотерапевт выявляет стрессовые факторы, от которых страдает семья, а потом помогает разработать эффективные стратегии их преодоления, отмечая малейшее продвижение вперед и поддерживая дух семьи. Краткие, недорогие образовательно-психологические «модули», проводящиеся при возникновении жизненных проблем или во время протекания критической фазы заболевания, помогают семье воспринимать и осуществлять длительный процесс преодоления трудностей маленькими порциями (Rolland, 1994).
Новые семейные программы по преодолению стресса
Клиническое обучение, исследования и общественные проекты сильно выигрывают, если основаны на концепции семейного преодоления стресса. Данная практическая и образовательная методика применялась на нашем факультете в Центре семейного здоровья Чикаго для преодоления серьезных кризисных ситуаций, таких как тяжелая болезнь, потеря дееспособности и утрата; восстановление после нападения террористов; а также для работы с семьями беженцев из Боснии и Косово, которым необходимо помочь оправится после перенесенных потерь и ужасов войны (Becker, Sargeny & Roland, 2000; Rolland & Weine, 2000). В этих программах методика используется для работы с рядом ситуаций: (а) адаптация к разводу, семьи с одним родителем, реорганизация приемной семьи; (b) семейные стрессы и потенциал при потере работы, переменах и переходу на новую работу; (с) решение проблем по выполнению родительских обязанностей и уходу за недееспособными членами семьи; (d) взаимодействие семьи и школы для пользы проблемной молодежи; и (е) проблемы связанные с гомосексуальной или лесбийской ориентацией (Walsh, 1999a, 2002a, 2002b).
Управление новыми ситуациями в изменчивом мире
Методика семейного преодоления стресса более всего подходит для семей с нетипичными проблемами, возникшими из-за слишком быстрых перемен, происходящих с ними и окружающим миром (Walsh, 2003a). Структуры и культурные нормы семей все более разнообразны и изменчивы. В течении времени существования семьи взрослые и дети включаются в сложнейшие семейные конфигурации, а затем выходят из них; каждое изменение вызывает необходимость новой адаптации. Находясь в гуще социальных, экономических и политических перемен, семьи борются с многочисленными трудностями, разрывами и неопределенностью.
Многие семьи проявляют потрясающую стойкость в изменениях в семейной жизни. И все же болезненные перемены и попытки «передвигаться без карты по незнакомой территории» способствуют возникновению личных и семейных кризисов. Ностальгия по простой, более безопасной жизни может серьезно осложнить процесс адаптации. Подход, основанный на преодолении стресса, рассматривает кризис личности, супружеской пары и семьи в контексте масштабных общественных перемен. Семьям может понадобиться помощь в преодолении истинных и символических утрат во время «скачка вперед» в переменчивом мире. Психотерапевты могут помочь семьям найти элементы гармонии среди нагромождения проблем и сохранять стабильность среди перемен, и поддержать их на их пути в будущее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так как жизнь наших семей и окружающий нас мир стремительно меняется, мы тоскуем по надежным и длительным отношениям, но вместе с тем не знаем, как их поддерживать и приспосабливать их к трудностям жизни. Сейчас повсюду растет беспокойство, вызванное кризисом института семьи, и такие полезные концептуальные модели, как методика семейного преодоления стресса, остро необходимы для облегчения действий по укреплению супружеских и семейных связей. Исследование и функционирование семей должно быть сосредоточено не на том, почему семьи терпят неудачи, а на том, как семьи могут преуспеть в решении проблем и выйти за пределы понятия крепкой семьи как института, осуществляющего ключевые действия по предотвращению проблем и вмешательству в ход событий. Как недавно подтвердил Вернер, ведущий и первый исследователь процессов преодоления стресса: (а) в результате исследования преодоления стресса накапливается внушительная применимая на практике база информации; (b) результаты исследования стрессоустойчивости имеют множество потенциальных областей применения; и (с) навелдение мостов между врачами, исследователями и властями имеет огромное значение (Werner & Johnson, 1999).
В настоящей статье представлен обзор научно обоснованной методики семейного преодоления стресса, являющейся концептуальной схемой изменения хода событий и предотвращения проблем. Методика подразумевает смену ориентиров исследования с семейных недостатков на преодоление семьей трудностей, а также наличие в каждой семье потенциала к восстановлению и развитию после перенесенного кризиса. Благодаря планированию действий по укреплению ключевых процессов, способствующих стрессоустойчивости, семьи становятся более находчивыми в решении проблемных ситуаций, перенесении долговременных кризисов и подготовке к будущим проблемам. Эта концептуальная методика может эффективно объединяться с многими практическими моделями, основанными на достоинствах семьи, и применяться в решении разнообразных кризисных ситуаций. Она основана на уважении к институту семьи и культурным различиям. Действия, ориентированные на преодоление стресса, способствуют усилению семьи, так как в их результате появляется общая надежда на лучшее будущее, разрабатываются новые и обновляются старые методы преодоления трудностей, и укрепляются семейные связи.
Таблица
Ключевые процессы, обуславливающие семейную устойчивость к стрессу
Системы взглядов
1. Осмысление проблем
- Рассмотрение стрессоустойчивости как коллективного процесса (в противоположность концепции «героя-одиночки»);
- Нормализация и контекстуализация проблем и потерь;
- Чувство общности: кризис как осмысленное, понятное, преодолимое препятствие;
- Причины/объяснения: Как такое могло случиться? Что делать?
2. Позитивный взгляд на мир
- Надежда, положительный настрой; уверенность в преодолимости трудностей;
- Смелость и дерзание: подтвердить достоинства и сосредоточиться на потенциале;
- Активная инициатива и настойчивость (ощущение « Я Это Могу»);
- Управляй возможным; принимай неизбежное
3. Трансцендентное и духовное
- Более высокая шкала ценностей, более высокие цели;
- Духовность: вера, поддержка членов общины, целительные ритуалы;
- Вдохновение: представить себе новые возможности, творческое выражение, общественная деятельность;
- Трансформация: обучение, изменения, развитие за счет проблем
- Готовность к переменам: воссоединение, реорганизация, подготовка к новым проблемам;
- Стойкость в проблемных ситуациях: постоянство, надежность, способность найти выход;
- Сильный авторитарный лидер: забота, защита, руководство;
- Различные формы семейного устройства: равное участие обоих родителей.
- Взаимная поддержка, сотрудничество, преданность;
- Уважение к потребностям, индивидуальности и личным делам каждого члена семьи;
- Стремление к воссоединению и примирению разрушенных семей.
6. Социальные и экономические ресурсы
- Использование родственных связей, социальных контактов внутри и вне социальной группы;
- Обеспечение финансового благополучия; решение проблем на работе и в семье
- Общение/решение проблем
- Ясная, содержательная манера выражения чувств и мыслей (слова и действия);
- Прояснение непонятной информации; поиск истины/отказ от лжи ;
8. Открытое выражение эмоций
- Делитесь с членами семьи своими чувствами — радостью и горем, надеждами и страхами;
- Взаимное сочувствие; терпимость к различиям;
- Отвечайте за свое поведение и проявления своих чувств; не обвиняйте окружающих напрасно;
- Приятное общение; юмор
9. Совместное решение проблем
- «Мозговые атаки»; находчивость; не следует упускать ни одной благоприятной возможности;
- Совместное принятие решений; разрешение конфликтов: обсуждение, справедливость, взаимодействие;
- Сосредотачивайтесь на конечном результате; предпринимайте конкретные шаги; пользуйтесь плодами успеха; учитесь на ошибках;
- Активная позиция: предотвращайте проблемы; предупреждайте кризисные ситуации; готовьтесь к будущим испытаниям.
Фрома Уолш, Школа Руководителей социальных служб, Кафедра психиатрии, Центр Семейного Здоровья, Университет Чикаго.
Отзывы по данной статье отправляйте по адресу:
Источник