Внутреннее действие — ключевой момент воздействия на психику и организм
Внутреннее действие – исходное понятие, смысл которого раскрывается на примерах. Попробуйте на мгновение сосредоточить свое внимание на кончике указательного пальца. Теперь заставьте на мгновение почувствовать себя более спокойным, или более уверенным, или более неторопливым. Во всех этих случаях можно заметить импульс внутреннего действия, предшествовавшего полученному результату. Эти внутренние действия можно осознавать, запоминать и в дальнейшем выполнять подобно выполнению внешних действий.
2.10.96. 11-40. Еще по мотивам тетрадей. Человек может адаптироваться к собственному представлению, например, к представлению о холодном душе. Но может и более непосредственно внутренним действием ВД воздействовать на себя. Когда человеку предстоит сосчитать что-то в уме или перепрыгнуть канаву он предварительно совершает какие-то ВД. Эти ВД можно запомнить и пополнить ими свой внутренний арсенал.
9.10.96. 16-30. Как я избавляюсь от негатива? По разному — главное не столько в умении, как в желании это сделать. А проще всего пожалуй так. Сначала нужно совершить или ощутить (оба эти слова в пределах своей неточности равноценны) избавление на какой-то самый краткий момент. Это внутреннее действие избавления (обозначим его ВДИ) способен так или иначе совершить почти любой человек. Затем следует воспроизвести его несколько раз и запомнить или осознать. И первая часть задачи уже решена. Ее формулировка, придуманная не мной, может быть такова: УХВАТИ САМОГО МАЛЕНЬКОГО ЧЕРТА ЗА ХВОСТ, И ОН ПОКАЖЕТ ТЕБЕ, ГДЕ САМЫЙ БОЛЬШОЙ.
Далее остается просто работа ВДИ, заключающаяся в попытках воспроизводить и удерживать ВДИ до тех пор, пока внутреннее равновесие не установится в новой фазе и нужное состояние не будет поддерживаться само собой. Описанная технология может быть использована также при освобождении дыхания и т.д.
(14.10.06. 8-00. Вот я, скажем, готовлюсь сделать стойку на руках. Присмотревшись к себе, можно заметить, что при этом я продуцирую в своем теле какой-то импульс волевой/энергетической накачки. Затем замечаю, что и стоять на руках не обязательно, особенно если утомлен, но можно оставить только продуцирование импульса. Затем еще раз замечаю, что продуцирование импульса не обязательно должно быть связано с какими-то элементами психического напряжения. Можно продуцировать импульс энергетической накачки (приставка «волевой» здесь уже не обязательна) в состоянии отдыха, комфорта и ПО. Такой отдых видится более эффективным, чем просто отдых.)
12.10.96. 9-20. Осталось ли что-то в тетрадях, чего нет в компьютерном дневнике? Да, есть вещи, о которых мне не хотелось говорить.
Я пробовал чувствовать себя удовлетворенным тем, что у меня есть, и так, как будто сверх этого мне ничего не надо. Пробовал сказать себе, что всего желаемого я уже достиг и я доволен собой. Такое состояние внутренней удовлетворенности я назвал «Все как надо». Это не было чем-то вроде самоубеждения по рецепту Д.Карнеги. Это было просто какое-то внутреннее усилие (внутреннее действие), переводящее меня в состояние «Все как надо». Может быть, сначала такое усилие было кратковременным, а потом я растянул его. Деталей не помню, но переход в состояние удовлетворенности собой и всем достигнутым давался почему-то без проблем, хотя обычно я склонен быть недовольным собой. Не знаю, проявилась ли здесь моя индивидуальная особенность, но можно подозревать, что человеку не так уж трудно дается сказать себе, что он молодец, если захочет это сделать.
16.10.96. 10-45. Вот я начал освобождать дыхание и во мне нарастает какой-то внутренний протест: я дорог себе такой, какой я есть, со своими страхами и т.д. Спорить с этим почти бесполезно — В ЗАЧЕТ ИДЕТ ТОЛЬКО ДЕЙСТВИЕ (в данном случае, действие освобождения дыхания). Если ты решил освобождать дыхание, то надо его освобождать. А рассуждения здесь скорее не помогут, а навредят.
. В данном случае мои действия могут закончиться и неудачей. Но неудача все равно не будет полной. Потому что действия неизбежно пойдут в зачет — они оставят свой внутренний след.
24.10.96. 18-30. Когда тебе кажется, что ПБ уже получается сам собой, внутренне остановись и присмотрись к себе. И ты заметишь: то, что ты делаешь, это еще далеко не то, что ты можешь сделать сейчас, в данный момент на этом пути.
30.10.96. 19-30. Сосредоточивался на ощущении в кончике пальца, по возможности не отвлекаясь на восприятии его и усиливая миг удачи, как себе ранее рекомендовал.
Но в плюс к этой рекомендации заметил, что внутреннее действие не должно делаться ради чего-то другого — только ради него самого. Тогда степень концентрирования на действии становится глубже. Подобное я замечал и занимаясь СБ — о близком созерцании я ранее уже писал.
3.11.96. 8-50. Готовность, наверное, может быть многообразной. Но самое малое, что я могу сейчас сделать, это подтянуться, как в строю. Когда-то я пробовал это проделывать и энергичности прибавлялось. И последнее ощущение: ГЛАВНОЕ В ДОСТИЖЕНИИ ГОТОВНОСТИ, ОЩУТИТЬ В СЕБЕ ЭТУ ГОТОВНОСТЬ. Это всего лишь одно из внутренних усилий. То, что раньше я обозначил, как внутреннее действие ВД.
5.11.96. 23-00. Еще можно вспомнить, что возбуждение готовности это тоже внутреннее действие ВД, и психотехника его наращивания здесь может быть такая же, как в ПБ. А может быть надо начинать с попыток привыкания к проблемной обстановке (я и мои действия, когда я готов), и это тоже своего рода ВД. Главное и не давить на себя и не отступать надолго от ВД.
7.07.98. 8-00. Продолжаю просматривать свой дневник.
«Да, ты уже решил, ты намереваешься отключаться от всяких там мыслей. Но весь фокус в том, что ты собираешься это сделать не в ДАННЫЙ МОМЕНТ, а через секунду, или минуту, или через час. В этом вся хитрость самообмана, которую необходимо распознать в себе. ОТЛОЖЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ ПРИ НЕОТЛОЖЕННОМ НАМЕРЕНИИ — вот типичный самообман». Решить — это одно, а сказать себе, что ты решил, — другое. Это разные признаки внутренних состояний. Я плохо различаю разницу между тем и другим, поскольку не делал внутреннего действия «ПРИСМОТРИСЬ К СЕБЕ».
1.03.99. 7-00. Сейчас я предпочитаю прямое воздействие на свое состояние. Так сказать, борьба с собой или воздействие «в лоб» без дискуссий и т.п. Внутренние дискуссии, действительно, чаще всего только провоцируют то, от чего ты еще не ушел, но хочешь уйти. Но, говоря о «борьбе с собой», надо сказать, что это лишь способ говорить. Иногда подобное представление (ориентир на «борьбу») помогает «взять» нужное внутренне действие. Другой раз «противник» как бы исчезает и для описания внутреннего действия могут лучше подойти не слова «атака в лоб», а слова «обходной маневр». На самом деле и слова «атака в лоб» и слова «обходной маневр» могут означать одно и тоже внутреннее действие, видимое с разных сторон. Но при любом его видении внутренних дискуссий полезно в изрядной мере избегать.
Нужно помнить, что действие инициирования положительного состояния опирается на своего рода воспоминание о таком состоянии и для подобного воспоминания надо как-то задействовать наличный внутренний материал. Поэтому то, что будет излагаться в ключе «обходной маневр», при определенной степени углубления во внутреннее действие, а не в рассуждение о нем, может подходить и под определение «атака в лоб». Фактически же это пожалуй ближе к вызванной тем или иным образом серии воспоминаний о положительном настроении, которое пытаешься в себе воспроизвести. Правда, может получиться и так, что внутреннее усилие будет очень похожим на какое-то прямое усилие, подобное тому, которое нужно сделать, чтобы, скажем, сжать руку в кулак. Но и в последнем случае прежде, чем сжать руку в кулак, возникает опережающее неосознанное «воспоминание» (представление) руки, сжатой в кулак.
9.10.96. 12-25. Внутренние действия порой требуют какого-то РАЗНООБРАЗИЯ, даже если сохранилась неизменной их цель. Попытка воспроизводить внутреннее действие одним и тем же способом не является безусловно необходимой и даже может затормозить прогресс. Полезно оставлять СВОБОДУ ДЛЯ ВЫБОРА внутреннего движения, даже когда наметил «точку», к которой следует идти. И, может быть, это единственное, что следовало сегодня сказать вместо длинных слов. Так, сегодня, например, я предавался лени, чтобы сбить провоцирующую беспокойство торопливость, но другой раз может потребоваться что-то еще. В общем, главная суть не в словах, а во внутренних навыках, которые не заменят куча слов. Но поскольку я веду дневник, то решил потратить на него некоторое количество слов, предупреждая, что «философия» сама по себе вряд ли сможет помочь. И еще я хотел бы предупредить об опасности передергивания, которое может возникнуть после прочтения фрагмента. Задачей фрагмента было лишь то, чтобы сказать о существовании возможностей выбора внутренних действий и о примерах того, как они могут выглядеть «со стороны»,
Что касается параллели, проведенной выше между «вхождением» и сжатием руки, то она, если «присмотреться», выглядит не случайной. В последнем случае тоже есть внутреннее действие «вхождения», предваряющее состояние сжатой руки. И это внутреннее действие тоже сложно описать как-то однозначно посредством самых длинных слов, потому что оно существует во внутренних навыках, а не в словах. Однако факт заключается в том, что это внутреннее действие мы так или иначе, но научились воспроизводить. Таково свойство нашего организма, отвечающее установке: не замени действия рассуждением о нем. Поэтому приведенный выше фрагмент можно принять к сведению, можно его еще раз продумать, но не стоит слишком уж опираться на его теоретический аспект.
1.03.99. 23-00. «Раскопал» психотехнические приемы за 9, 21, 22, 24.10.96г и 9.06.97г и привожу их в виде, несколько препарированном применительно к решению текущих задач:
«Как я избавляюсь от негатива? По разному — главное не столько в умении, как в желании это сделать. А проще всего пожалуй так. Сначала нужно совершить или ощутить (оба слова в пределах своей неточности равноценны) избавление на какой-то самый краткий момент. Это внутреннее действие избавления способен так или иначе совершить почти любой человек. Затем следует воспроизвести его несколько раз и запомнить или осознать. И первая часть задачи уже решена. Ее формулировка, придуманная не мной, может быть такова: УХВАТИ САМОГО МАЛЕНЬКОГО ЧЕРТА ЗА ХВОСТ И ОН ПОКАЖЕТ ТЕБЕ, ГДЕ САМЫЙ БОЛЬШОЙ. Далее остается воспроизводить действие, пока новое внутреннее равновесие не будет поддерживаться само собой. Описанная технология может быть использована также при освобождении дыхания и т.д.
1.03.99. 15-20. Для того, чтобы сжать содержащуюся в сегодняшней записи внешне разнородную информацию об аргументах, шаблонах, радостных пустяках, приятных ощущениях, облаках и т.п., можно воспользоваться словом в широком смысле АРГУМЕНТ. Тогда путь инициирования положительного настроения предстанет в двух ипостасях: «напрямую» и «через аргумент».
Итак, при инициировании положительного настроения не следует ввязываться во внутренние дискуссии по сему поводу и не следует предвзято ограничивать себя в выборе используемых на уровне внутреннего действия средств.
14.03.99. 7-45. Надо знать о себе, что мы очень изощренно и гениально умеем обманывать себя. 70, а порой 90 или даже все 99 процентов неуспеха обеспечивает наш выбор провоцировать в себе сомнение и протест. Поэтому, приступая к внутреннему действию (в данном случае инициированию положительного настроения), надо исключить сомнение и протест, а затем добиться ощущения, что то, что ты собираешься делать, является действием естественным и обычным, ибо ощущение обратного тоже есть сомнение и протест.
Итак. Пункт первый: не позволяй себе делать ложный выбор и не поощряй в этом отношении себя. Твое текущее занятие является естественным и обычным, а вектор внимания направлен вперед и не дергается туда сюда, как бычий хвост, возвращаясь к плану волнений, от которого ты должен был откреститься и о котором должен был уже забыть. Потому что твой план тот, который впереди, а не тот о котором ты мнишь, что он все еще дорог тебе, а пока будешь выбирать для себя «действие» думать о прошлом, ты не избавишься от него. Пункт второй: нить внутреннего действия должна быть по возможности непрерывной, что, кстати, автоматически обеспечивает первый пункт.
Что касается сомнений, то они так же полезны, как скользкая дорога на твоем пути. А протест — это нежелание платить при попытке что-то приобрести. Ну а если можешь сделать нить импульсов внутреннего действия непрерывной, то все эти многословные советы или сравнения и просто ни к чему.
22-00. Пункт правила. Настоящий ПД это не его успех, а настоящее старание в исполнении ПД. Внутреннее действие не должно делаться ради чего-то другого — только ради него самого.
17.10.06. 8-30. Цель организует и дает внутренний ориентир, моя цель — освоить стойку на руках. Но утром появилась новая подсказка: главная задача на данный момент — добиться, чтобы в стойке чувствовать себя комфортно. Это хороший ориентир, потому что если я думаю о том, чтобы в стойке чувствовать себя комфортно, то невольно заставляю себя чувствовать комфортно и без нее. Ну а стойка, так чтобы без опоры ногами о стенку, как всегда не получилась.
Как это выглядит? Вот я воображаю эту стойку, совершаемую с ощущением комфорта. При этом представлении я непроизвольно (именно непроизвольно!) выпрямляюсь, застываю в этой позе, возникает специфическое напряжение мышц, может также замедляться дыхание и т.п. С другой стороны, это может быть похожим и на состояние ПБ, когда погружаешься в бесконечность и как бы ждешь, пока искомое решение задачи придет само собой.
Источник
Реферат Сценическое действие. Сценическое действие. Сценическое действие Действие в жизни, действие на сцене
Название | Сценическое действие Действие в жизни, действие на сцене |
Анкор | Реферат Сценическое действие |
Дата | 05.11.2019 |
Размер | 25.81 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | Сценическое действие.docx |
Тип | Документы #93458 |
Подборка по базе: 11, Носкова Полина,свод правил для успеха в жизни, 22.09.21.docx, Усиление партийного контроля в общественной жизни, направленное , Усиление партийного контроля в общественной жизни, направленное , Оценка рисков для здоровья в связи с действием физических фактор, Что такое бактерицидное действие антимикробных препаратов.docx, Об утверждении и введении в действие российской системы и плана , сложное волевое действие.docx, Невосприимчивость человека к инфекционным заболеваниям обусловле, ЭССЕ_Безопасность жизнедеятельности_Факторы опасности, оповещени, Усиление партийного контроля в общественной жизни, направленное План
Список использованной литературы………………………………………..24 Одним из основных выразительных средств в актёрском искусстве является сценическое действие. Сценический образ воплощается в действиях, совершаемых актёром (на спектакле, концерте, репетиции), раскрывающих цели, а следовательно, и внутренний мир персонажа. В сценическом действии объединяются в одно непрерывное целое мысль, чувство, воображение и физическое (телесное, внешнее) поведение актера-образа. Для действия характерны два признака:
Указанные два признака коренным образом отличают действие от чувства. Между тем и действия и чувства одинаково обозначаются при помощи слов, имеющих глагольную форму. Поэтому очень важно с самого начала научиться отличать глаголы, обозначающие действия, от глаголов, обозначающих чувства. Это тем более необходимо, что многие актеры очень часто путают одно с другим. На вопрос: «Что вы делаете в этой сцене?» — они нередко отвечают, жалею, мучаюсь, радуюсь, негодую и т. п. Между тем жалеть, мучиться, радоваться, негодовать и другие — это вовсе не действия, а чувства. Получив этот неправильный ответ, приходится разъяснять актеру: вас спрашивают не о том, что вы чувствуете, а о том, что вы делаете. И все же актер иной раз очень долго не может понять, чего от него хотят. Когда актер на сцене старается переживать, требует от себя чувства, принуждает себя к нему или, как говорят актеры, «накачивает» себя тем или иным чувством, зритель без труда разоблачает притворство такого актера и отказывается ему верить. И это совершенно естественно, так как актер в этом случае вступает в конфликт с законами самой природы, делает нечто прямо противоположное тому, чего требуют от него природа и школа К. С. Станиславского. Итак, не играть чувства, а действовать, не «накачивать» себя чувствами, а копить их, не стараться выявить их, а удерживать себя от выявления — таковы требования метода, основанного на подлинных законах человеческой природы.
Как уже говорилось, далеко не всегда потребности человека до конца осознаны, так же как неосознаны и многие действия — навыки, привычки, инстинкты, непроизвольные движения и прочее. Тем не менее, за всяким действием скрывается вполне определенная потребность или мотив. На основе жизненной потребности формируется цель действия. В связи с оценкой ситуации определяются средства, при помощи которых она достигается. Сценическое действие, как и жизненное, обладает большей или меньшей волевой напряженностью и так же, как жизненное, имеет определенные цели. В конечном счете всякая человеческая деятельность направлена на достижение определенной цели. Для того чтобы целесообразно и последовательно действовать на сцене, актер должен мотивы своего героя сделать собственными мотивами. Только эмоционально пережив их, исполнитель действует «от своего имени», отталкивается от собственных побудительных причин, меняя вслед за мотивами и направленность действия, т.е. его цели. А это происходит в том случае, когда актер легко переключается с одной цели на другую и с одного мотива на другой. Условием такого переключения является способность войти в предлагаемые обстоятельства роли, зажить в них и, отождествляя себя в воображении со своим героем, эмоционально пережить побудительные причины его поступков. Этому в большой степени способствует анализ ситуаций пьесы, который актер производит совместно с режиссером в репетиционный период. Но бывает так, что между жизненными ситуациями самого актера и сценическими ситуациями нет никакого сходства . Соответственно, не будет сходства и между мотивами действий актера и персонажами пьесы. Тогда по ходу работы над ролью подвергаются трансформации те мотивы, которые формируются на основе самых значительных жизненных потребностей актера. Из них важнейшими побудителями сценического действия, конечно, будут потребность творчества, стремление к самовыражению и общению, поиски смысла жизни, отношение к явлениям современности. Хотя всякое действие есть акт психофизический, т.е. имеет две стороны – физическую и психическую, — и хотя психическая и физическая стороны во всяком действии неразрывно друг с другом связаны и образуют целостное единство, тем не менее, нам кажется целесообразным условно, в чисто практических целях различать два основных вида человеческих действий: Физическими действиями мы называем такие действия, которые имеют целью внести то или иное изменение в окружающую среду, в тот или иной предмет и для осуществления которых требуется затрата преимущественно физической (мускульной) энергии. Исходя из этого определения, к данному виду действий следует отнести все разновидности физической работы (пилить, строгать, рубить, копать, носить и т.п.); действия, носящие спортивно-тренировочный характер (грести, плавать, отбивать мяч, делать гимнастические упражнения и т.п.); и, наконец, множество действий, совершаемых человеком по отношению к другому человеку, на сцене – по отношению к своему партнеру (отталкивать, обнимать, привлекать, усаживать, укладывать, выпроваживать, ласкать, догонять, бороться, прятаться, выслеживать и т.п.) Психическими действиями мы называем такие, которые имеют целью воздействие на психику (чувства, сознание, волю) человека. Объектом воздействия в этом случае может быть не только сознание другого человека, но и собственное сознание действующего. Психические действия — это наиболее важная для актера категория сценических действий. Именно при помощи главным, образом психических действий и осуществляется та борьба», которая составляет существенное содержание всякой роли и всякой пьесы. В жизни какого-нибудь человека выдастся хотя бы один такой день, когда ему не пришлось бы кого-либо о чем-нибудь попросить (ну хотя бы о каком-нибудь пустяке: дать спичку или подвинуться на скамье, чтобы сесть), что-либо кому-нибудь объяснить, попытаться в чем-либо кого-нибудь убедить, кого-то в чем-то упрекнуть, с кем-то пошутить, кого-то в чем-то утешить, кому-то отказать, чего-то потребовать, что-то обдумать (взвесить, оценить), в чем-то признаться, над кем-то подшутить, кого-то о чем-то предупредить, самого себя от чего-то удержать (что-то в себе подавить), одного похвалить, другого побранить (сделать выговор или даже распечь), за кем-то последитъ и т. п. Но просить, объяснять, убеждать, упрекать, шутить, скрывать, утешать, отказывать, требовать обдумывать (решать, взвешивать, оценивать), предупреждать, удерживать себя от, чего-либо (подавлять в себе какое-нибудь желание), хвалить, бранить (делать выговор, распекать), следить и т.д. и т. п. — все это как раз и есть не что иное, как самые обыкновенные психические действия. Именно из такого рода действий и складывается то, что мы называем актерской игрой или актерским искусством, подобно тому как из звуков складывается то, что мы называем музыкой. Рассмотрим различные варианты возможных взаимоотношений между теми процессами, которые мы назвали физическими и психическими действиями. Физические действия могут служить средством (или так обычно выражается К.С. Станиславский, «приспособлением») для выполнения какого-нибудь психического действия. Например, для того, чтобы утешить человека, переживающего горе, то есть выполнить психическое действие, нужно, может быть, войти в комнату, закрыть за собой дверь, взять стул, сесть, положить руку на плечо партнера (чтобы приласкать), поймать его взгляд и заглянуть ему в глаза (чтобы понять, в каком он душевном состоянии) и т.п. – словом, совершить целый ряд физических действий. Эти действия в подобных случаях носят подчиненный характер: для того чтобы их верно и правдиво выполнить, актер должен подчинить их выполнение своей психической задаче. Возьмем какое-нибудь самое простое физическое действие, например: войти в комнату и закрыть за собой дверь. Но войти в комнату можно для того, чтобы утешить; для того, чтобы призвать к ответу (сделать выговор); для того, чтобы попросить прощения; для того, чтобы объясниться в любви, и т. п. Очевидно, что во всех этих случаях человек войдет в комнату по-разному — психическое действие наложит свою печать на процесс выполнения физического действия, придав ему тот или иной характер, ту или иную окраску. Однако следует при этом отметить, что если психическое действие в подобных случаях определяет собою характер выполнения физической задачи, то и физическая задача влияет на процесс выполнения психического действия. Например, представим себе, что дверь, которую надо за собой закрыть, никак не закрывается: ее закроешь, а она откроется. Разговор же предстоит секретный, и дверь надо закрыть, во что бы то ни стало. Естественно, что у человека в процессе выполнения данного физического действия возникнет внутреннее раздражение, чувство досады, что, разумеется, не может потом не отразиться и на выполнении его основной психической задачи. Рассмотрим вариант взаимоотношений между физическим и психическим действиями. Очень часто случается, что оба они протекают параллельно и проходят друг на друга. Например, убирая комнату, то есть выполняя целый ряд физических действий, человек может одновременно доказать что-либо своему партнеру, просить его, упрекать и т.д. Допустим, что человек убирает комнату и спорит о чем-нибудь со своим партнером. Разве темперамент спора и возникающие в процессе этого спора различные чувства (раздражение, негодование, гнев) не отразятся на характере выполнения действий, связанных с уборкой комнаты? Конечно, отразятся. Физическое действие (уборка комнаты) может в какой-то момент даже совсем приостановиться, и человек в раздражении так хватит об пол тряпкой, которой он только, что вытирал пыль, что партнер испугается и поспешит прекратить спор. Но возможно также и обратное влияние. Допустим, что человеку, убирающему комнату, понадобилось снять со шкафа тяжелый чемодан. Очень может быть, что, снимая чемодан, он на время прекратит свой спор с партнером, и когда получит возможность снова к нему вернуться, то окажется, что пыл его в значительной степени уже остыл. Или допустим, что человек, споря, выполняет какую-нибудь очень тонкую, ювелирную работу. Едва ли в этом случае можно вести спор с той степенью горячности, которая имела бы место, если бы человек не был связан с этой кропотливой работой. Итак, физические действия могут осуществляться, во-первых, как средство выполнения психической задачи и, во-вторых, параллельно с психической задачей. Как в том, так и в другом случае налицо взаимодействие между физическим и психическим действиям; однако в первом случае ведущая роль в этом взаимодействии все время сохраняется за психическим действиями; однако в первом случае ведущая роль в этом взаимодействии все время сохраняется за психическим действием, как основным, так и главным, а во втором случае она может переходить от одного действия к другому (от психического к физическому и обратно), в зависимости от того, какая цель в данный момент является для человека более важной (например, убрать комнату или убедить партнера). В зависимости от средств, при помощи которых осуществляются психические действия, они могут быть: мимическими и словесными. Иногда, для того чтобы укорить человека в чем-нибудь, достаточно бывает посмотреть на него с укоризной и покачать головой – это и есть мимическое действие. Мимику действий, однако, необходимо решительным образом отличать от мимики чувств. Различие между ними заключается в волевом происхождении первой и непроизвольном характере второй. Необходимо, чтобы всякий актер это хорошо понял и усвоил на всю жизнь. Можно принять решение упрекнуть человека, не пользуясь словами, речью, — выразить упрек только с помощью глаз (то есть мимически) – и, приняв это решение, выполнить его. Мимика при этом может оказаться очень живой, искренней и убедительной. Это относится также и ко всякому другому действию: может захотеть мимически что-то приказать, о чем-то попросить, на что-то намекнуть и т.п. и осуществить эту задачу, — это будет вполне законно. Но нельзя захотеть мимически отчаиваться, мимически гневаться, мимически презирать и т.п. – это всегда будет выглядеть фальшиво. Искать мимическую форму для выражения действий актер имеет полное право, но искать мимическую форму для выражения чувств он, ни в коем случае не должен, иначе он рискует оказаться во власти жесточайших врагов истинного искусства – во власти актерского ремесла и штампа. Мимическая форма для выражения чувств должна родиться в процессе действования. Рассмотренные нами мимические действия играют весьма существенную роль в качестве одного из очень важных средств человеческого общения. Однако высшей формой этого общения являются не мимические действия, а словесные. Слово – выразитель мысли. Слово как средство воздействия на человека, как возбудитель человеческих чувств и поступков имеет величайшую силу и исключительную власть. По сравнению со всеми остальными видами человеческих (а, следовательно, и сценических) действий словесные действия имеют преимущественное значение. В зависимости от объекта воздействия психические действия можно разделить на: внешние и внутренние. Внешними действиями могут быть названы действия, направленные на внешний объект, то есть на сознание партнера (с целью его изменения). Внутренними действиями мы будем называть такие, которые имеют своей целью изменение собственного сознания действующего. Примерами внутренних психических действий могут служить такие действия, как обдумывать, решать, взвешивать, изучать, стараться понять, анализировать, оценивать, наблюдать, подавлять свои собственные чувства (желания, порывы) и т.п. Словом, всякое действие, в результате которого человек достигает определенного изменения в своем собственном сознании (в своей психике), может быть названо внутренним действием. Внутренние действия в человеческой жизни, а следовательно, и в актерском искусстве имеют огромнейшее значение. В реальной действительности почти ни одно внешнее действие не начинается без того, чтобы ему не предшествовало внутреннее действие. В самом деле, прежде чем начать осуществлять какое-нибудь внешнее действие (психическое или физическое), человек должен ориентироваться в обстановке и принять решение осуществить данное действие. Больше того, почти всякая реплика партнера – материал для оценки, для размышления, для обдумывания ответа. Устанавливая классификацию человеческих действий, необходимо указать на ее весьма условный характер. В действительности очень редко встречаются отдельные виды действий в их чистой форме. На практике преобладают сложные действия, носящие смешанный характер: физические действия сочетаются в них с психическими, словесные с мимическими, внутренние с внешними, сознательные с импульсивными. Кроме того, непрерывная линия сценических действий актера вызывает к жизни и включает в себя целый ряд других процессов: линию внимания, линию «хотений», линию воображения (непрерывную киноленту видений, проносящихся перед внутренним зрением человека) и, наконец, линию мысли, которая складывается из внутренних монологов и диалогов.
Выполняя цепь сценических задач и действуя, таким образом, по отношению к партнеру, актер неизбежно и сам подвергается воздействию со стороны партнера. В результате возникает взаимодействие, борьба . Актер должен уметь общаться. Это не так просто. Для этого он должен научиться не только действовать, но и воспринимать действия партнера, ставить себя в зависимость от партнера, быть чутким, податливым и отзывчивым по отношению ко всему, что исходит от партнера, подставлять себя под его воздействие и радоваться всякого рода неожиданностям, неизбежно возникающим при наличии настоящего общения. Процесс настоящего живого общения тесно связан со способностью актера к подлинному вниманию на сцене. Мало смотреть на партнера, нужно его видеть. Нужно, чтобы живой зрачок живого глаза отмечал малейшие оттенки в мимике партнера. Мало слушать партнера, надо его слышать. Надо, чтобы ухо улавливало малейшие нюансы в интонации партнера. В чем проявляется общение? Во взаимозависимости приспособлений. Сценическое общение налицо тогда, когда едва заметное изменение в интонации одного вызывает соответствующее изменение в интонации другого . При наличии общения реплики двух актеров музыкально между собой связаны: раз один сказал так, другой ответил непременно этак, и никак не иначе. То же самое относится и к мимике. Чуть заметное изменение в лице одного влечет за собой ответное изменение в лице другого. Искусственно, внешним путем, этой взаимозависимости сценических красок добиться невозможно. К этому можно прийти только изнутри, путем подлинного внимания и органического действия со стороны обоих. Если нарушена органика поведения хотя бы одним из партнеров, общения уже нет. Поэтому каждый из них заинтересован в хорошей игре другого. Подлинной ценностью — непосредственностью, яркостью, своеобразием, неожиданностью и обаянием — обладает только такая сценическая краска (интонация, движение, жест), которая найдена в процессе живого общения с партнером. Именно эти моменты и имел в виду К.С. Станиславский, когда говорил о работе «сверхсознания» актера. К созданию условий, способствующих зарождению этих моментов, и были, в сущности говоря, направлены гениальные усилия К.С. Станиславского, когда он создавал свою систему.
Отталкиваясь от собственной психологической природы, актер в процессе логически построенного, целесообразного, органичного сценического действия меняет некоторые существенные характеристики собственной личности. В этом случае у исполнителя: — складывается новая мотивация; — формируются установки, определяющие иной характер действий в предлагаемых обстоятельствах; — возникают особые психические состояния, характерные для личности персонажа; — на их основе перестраиваются психические процессы восприятия, памяти, воображения. Актер в роли чувствует и мыслит иначе, чем в жизни; — изменяются отношения актера ко всему, что его окружает на сцене: к партнерам по общению, к людям вообще, к деньгам, к труду, к миру вокруг, наконец, к самому себе; — меняются темпо-ритмические характеристики действий и переживаний, то есть меняется темперамент; — возникает иной рисунок пластики, мимики, речи и тем самым меняется стиль поведения. В него могут привноситься национальные, профессиональные, возрастные характеристики. Источник |