Программа внеурочной деятельности «Путешествие в Мир Эмоций»
методическая разработка (1 класс)
Программа внеурочной деятельности по курсу «Путешествие в мир эмоций» для 1 класса является составной частью программы «Четыре путешествия» (психопрофилактические развивающие занятия в начальной школе), рассчитанной на 4 года обучения. Программа психопрофилактического курса «Четыре путешествия» является авторской, составлена О.В. Хухлаевой – доктор педагогических наук, профессор МГППУ, научный консультант НОУ «Ломоносовская школа», И.В.Дубровина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_mir_emotsiy.docx | 33.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности по курсу «Путешествие в мир эмоций» для 1 класса является составной частью программы «Четыре путешествия» (психопрофилактические развивающие занятия в начальной школе), рассчитанной на 4 года обучения. Программа психопрофилактического курса «Четыре путешествия» является авторской, составлена О.В. Хухлаевой – доктор педагогических наук, профессор МГППУ, научный консультант НОУ «Ломоносовская школа», И.В.Дубровина
Программа для 1 класса рассчитана на 33 учебных часа (из расчета 1 раз в неделю).
Основной целью программы психопрофилактических занятий «Четыре путешествия» является формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей, а также выполнение возрастных задач развития. Данная цель полностью соотносится с целями Федерального государственного стандарта начального общего образования (второго поколения).
- Формирование у учащихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
- Развитие личностной рефлексии детей: умение осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков;
- Формирование потребности в саморазвитии и самоизменения у ребенка.
- Развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя.
- Расширение пассивного и активного словаря детей.
Проведение системы развивающих занятий в условиях специально смоделированных коллективных упражнений включает три этапа: Ориентировочный, реконструктивный, закрепляющий. Каждый этап включает основные блоки:
- Сплочение группы, выработка поведения на занятиях.
- Развитие представлений о ценности другого человека себя самого, развитие коммуникативных стратегий взаимодействия.
- Приобретение навыка деятельности в конфликтной ситуации, усвоение способов разрешения собственных проблем, осознание мотивов межличностных отношений.
Помимо общих задач, формирующих всю программу в целом, можно выделить также специфические задачи для каждого конкретного класса и возраста. Таким образом, учитываются не только универсальные возрастные особенности младших школьников, но и те возрастные задачи и проблемы, которые по научным данным и нашим собственным наблюдениям характерны для учеников каждого класса начальной школы. Ниже в таблице представлены выделенные приоритеты в психопрофилактической групповой работе с учениками разных классов начальной школы.
групповой работы в разных классах начальной школы
по программе «Четыре путешествия»
(1 класс – «Путешествие в мир эмоций»)
«Путешествие в Мир Эмоций »
- Развитие позиции школьника.
- Развитие умения распознавать и владеть собственными эмоциями, обучение навыкам саморегуляции (способности эмоционального интеллекта).
- Снижение страха ошибки.
- Повышение самооценки детей.
- Развитие рефлексии.
- Развитие сплоченности детского коллектива.
« Путешествие в Мир Дружбы и Сотрудничества»
- Развитие толерантности и сотрудничества детей.
- Развитие умения принимать ситуацию и изменять ее.
- Работа с симпатиями и антипатиями в классе.
- Профилактика и разбор конфликтных ситуаций в классе.
- Коррекция страха отметки.
«Путешествие по Внутреннему Миру»
- Развитие самосознания детей через совершенствование рефлексии.
- Осознание детьми своего образа «Я» глазами Другого.
- Развитие положительного отношения, принятие себя и Другого.
- Развитие самостоятельности детей.
- Развитие сплоченности детского коллектива.
«Путешествие в Мир Будущего»
- Работа с психологическим временем личности; осознание прошлого, средств их достижения.
- Коррекция страха будущего.
- Развитие осознания сферы прав и обязанностей.
- Развитие самостоятельности детей.
Подчеркнем, что большинство приемов и упражнений, использованных в программе, представляет собой модификацию уже известных методик. Упражнения, составляющие программу, многофункциональны: с их помощью можно решать одновременно несколько задач.
Программа направлена также на развитие средств самопознания детей, на повышение представлений о собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействие. Это необходимо для того чтобы обеспечить ребенка средствами, позволяющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед нами каждодневные задачи. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для такой работы, т.к. мотивационно — смысловая система еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается в групповой психотерапии.
Хочется отметить, что любая программа не может быть универсальна, она нуждается в корректировке и адаптации к той конкретной категории детей, на которую направлена, а также к актуальным проблемам и ситуациям, возникающим в ежедневной школьной жизни детей.
Общая характеристика курса «Путешествие в мир эмоций»
Занятия проводятся по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Занятия по психологии в начальной школе проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 35-40 минут. Тренинговая группа состоит из 16 человек. Каждому ребенку обеспечивается возможность проявить себя, быть открытыми и не бояться ошибок. Проведение программы с детьми младшего школьного возраста не требуется специальных материалов, понадобятся только тетради для записей и рисования (на время перерыва между занятиями хранились у ведущего), наборы цветных карандашей, листки бумаги с булавками для именных табличек.
Занятия по курсу рекомендуется проводить в классной комнате, с подключением и использованием не только ее учебного (парт, доски), но и игрового пространства (ковра, дивана, зоны отдыха). Использование учебного пространства во время занятий по психологии важно, так как именно младшие школьники воспринимают как сигнал к началу урока и активной работе. С другой стороны, занятие по психологии – необычное занятие, и для достижения некоторых его целей необходима свободная, игровая и творческая деятельность детей, поэтому без «игровой» не обойтись.
Общая схема построения, структуры каждого занятия:
Любое занятие начинается и заканчивается особыми ритуалами приветствия и прощания. Это необходимо для того, чтобы настроить детей на работу и на выход из нее. После приветствия следует психологическая разминка – упражнение, вводящее учащихся в тему занятия, подготавливающее восприятие основного материала урока. Далее следует непосредственно основное содержание занятия, отражающее цель и задачи занятия. Заканчивается занятие ритуалом прощания. Стоит подчеркнуть, что ритуалы приветствия, прощания, а также психологическая разминка обычно проводятся на коврике.
Схема построения занятия по психологии:
- Ритуал приветствия.
- Разминка — средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную совместную деятельность.
- Основное содержание.
- Рефлексия прошедшего занятия – выяснение эмоционального состояния ребенка.
- Ритуал прощания.
Составление упражнений, игр к занятиям осуществлялась по следующим принципам:
- Соответствие содержания упражнений, игр этапам занятия.
- Создание условий для обязательного участия в занятии всех детей, как активных, так и более спокойных.
- Наличие ролевой игры.
- Разнообразие упражнений, игр как по содержанию, так по видам деятельности учеников.
К каждому занятию учитель заранее готовит необходимые материалы, реквизит. Для поведения занятий необходимо завести с детьми альбомы для рисования или тетради.
Несколько слов о правилах психопрофилактических занятий. На первых уроках учителю необходимо проговорить с детьми следующие правила:
- Конфиденциальность – то, что обсуждается на занятии, не должно выходить за пределы класса;
- Безоценочность – на занятиях психологии нет отметок и оценок, правильных и неправильных ответов, каждый имеет право выражать свое мнение;
- «Правило одного микрофона» — когда один человек говорит, другие слушают и не перебивают и др.
Место курса в учебном плане
Требования Федерального государственного образовательного стандарта к организации внеурочной деятельности учащихся реализуются через программы внеурочной деятельности, которые предусматривают проведение курса «Путешествие в мир эмоций» во второй половине дня. Время занятий, отведенное на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, финансируется за счет оплаты неаудиторной занятости учащихся и не включается в учебный план.
На освоение курса «Путешествие в мир эмоций» в 1 классе выделяется 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели).
Результаты изучения курса
1. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
3. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
2. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
3. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
4. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Тема I. Я – школьник!
Занятие 1. Знакомство. Я первоклассник!
Занятие 2. Правила школьной жизни. Правила и права.
Занятие 3. Моя школьная жизнь.
Занятие 4. Школа моей мечты.
Тема II. Мир Эмоций.
Занятие 5. Мимика и Жесты – Язык Мира Эмоций.
Занятие 6. Город Радости и Веселья.
Занятие 7. В Городе Радости только добрые слова!
Занятие 8. Остров Страха и его обитатели.
Занятие 9. Смешные жители Острова Страха.
Занятие 10. Все бывают на Острове Страха.
Занятие 11. Мы умеем побеждать страх!
Занятие 12. Пещера гнева.
Занятие 13. Откуда берется гнев?
Занятие 14. Может ли гнев быть полезным?
Занятие 15. Обиженная Деревня.
Занятие 16. Прощение растворяет обиды.
Занятие 17. Гора Стыда.
Занятие 18-20. Мы владеем разными эмоциями.
Тема III. Мир Качеств.
Занятие 21-22. Мешок хороших качеств.
Занятие 23-24. «Темные» и «светлые» качества.
Занятие 25. Умение видеть «светлые» качества.
Источник
Программа по внеурочной деятельности «Мир чувств и эмоций»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_mir_chuvstv_i_emotsiy.docx | 48.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ,
НАУКЕ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Принято на педагогическом совете Утверждено приказом директора
МБУДО Дорогобужский ДДТ МБУДО Дорогобужский ДДТ
от «__» ___ 20 __г. протокол № __ № _________ от ______ 20 __г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ДЕТСКИЙ МИР ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ»
Возраст обучающихся: 7 лет
Срок реализации: 1год
Скрипкарь Анна Андреевна
1. Пояснительная записка
3. Содержание учебного плана
4. Календарный учебный график
5. Методическое обеспечение программы
6. Список литературы
Направленность программы: социально-педагогическая.
В качестве основы взяты программы Т. Абдурасуловой, И. Вежновец, Т. Громовой, Н., Карпекиной, С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник, В.М. Минаевой, Н. Новиковой, О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушиной, О.Л. Князевой.
Актуальность. Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений, ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Дошкольное детство — период творчества. Ребёнок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.
Известно, что развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребёнка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Освоение коммуникативных умений обеспечивает ребёнку 5 лет полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.
Основная задача игр в общении – формирование эмоционального контакта, доверия детей к окружающим. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку. В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно ролевыми играми, которые, кроме того, обучают согласованности, готовности выручить сверстника, считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. Такие игры ободрят робкого, успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание, помогут расслабиться рассерженному ребенку.
Дети пятилетнего возраста испытывают потребности в общении со сверстниками. Они с интересом наблюдают друг за другом и при этом остаются совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться.
Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста характеризуется незрелостью, поэтому в различных ситуация у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием снижения самооценки, переживания чувств обиды, тревоги. Хотя чувства гнева и раздражения являются нормальными человеческими реакциями, детям трудно научиться выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Находясь, долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Уменьшить, снять негативное состояние детей можно через позитивное движение (толкалки, стучалки, построение и разрушение башен из кубиков, «рубка дров»), рисование, игры с песком и водой, психогимнастические этюды, обыгрывающие базовые эмоции, такие как радость, удивление, гнев, горе, грусть, страх.
Педагогическая целесообразность программы: современные учащиеся стали менее отзывчивы к чувствам других. Так как, никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими собственными эмоциями.
Новизна программы «Детский мир чувств и эмоций» определяется тем, что в ней реализуется подход целостного развития. Органичное вхождение в мир чувств и эмоций обеспечивается в программе взаимодействием учащихся между собой, с помощью разнообразных видов деятельности и способов их проявления.
Цель программы: осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с окружающим миром, тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.
— способствовать самопознанию ребёнка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
— помогать ребёнку прожить определённое эмоциональное состояние;
— развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
— учить ребёнка выражать свою любовь к близким;
— воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение;
— вырабатывать у ребёнка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Отличительной особенностью программы является следующее: в ходе изучения различных эмоций, дети учатся управлять ими, преодолевают барьеры в общении, начинают лучше понимать других и себя, освобождаются от психоэмоционального напряжения.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 6-7 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Форма занятий – групповая. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий.
Режим занятий — общее количество учебных часов программы – 36.
Программа «Детский мир чувств и эмоций» рассчитана на 1 год обучения в объёме 36 часов. Занятия проводятся один раз в неделю по 30 минут.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты: развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию, накапливанию положительного опыта добрых чувств, поступков и взаимоотношений.
Коммуникативные результаты : овладение средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками.
Регулятивные результаты: способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Познавательные результаты: овладевший начальными универсальными предпосылками учебной деятельности — умением работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, проблемы, адекватные возрасту.
— развитие самостоятельности, навыков взаимодействия друг с другом, речи, внимания, восприятия, воображения, общей и мелкой моторики, координации движений игровых навыков, произвольного поведения;
— знание основные чувства(настроения), кто такие близкие люди как к ним относится; понятие «дружба», что значит «дружить», кто такой «друг».
— умение распознавать эмоциональные проявления людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация и пр.);
— разделение эмоций на положительные и отрицательные;
В качестве входящей и исходящей диагностики для исследования эффективности проведенных занятий и психоэмоционального состояния учащихся можно использовать индивидуальные карты развития коммуникативных навыков ребенка (О.А. Сафонова), методику «Волшебная страна чувств» (Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева), наблюдения педагогов и родителей.
Способы проверки результатов: беседа, игра, выполнение тематических заданий.
Показатели результативности: рост интереса к другим детям, желание общаться, взаимодействовать, позитивные социальные проявления в контактах со сверстниками, снижение негативных эмоциональных реакций – тревоги, обиды, застенчивости, агрессии, а также адаптированность учащихся в группе, наличие в группе взаимных симпатий с другими детьми.
Структура и организация занятий.
I. Ритуал приветствия.
II. Разминка (активизация психических процессов, эмоционального и физического состояния детей).
III. Основное содержание занятий (развивающие упражнения и игры, направленных на решение задач данной программы):
- игры с правилами, словесные, ролевые, подвижные, развивающие;
- разыгрывание этюдов;
- тематическое рисование;
- релаксационные упражнения.
- IV. Рефлексия занятия (эмоциональная и смысловая оценка занятия).
- V. Ритуал прощания.
Содержание занятий построено таким образом, чтобы учащийся постепенно входил в мир человеческих эмоций и взаимоотношений через:
*понимание собственной индивидуальности;
* вхождение в мир других людей, приобретение навыков совместной деятельности; * познание спектра основных эмоций, приобретение навыков их положительного проявления, адекватного реагирования на эмоциональное состояние других людей;
Занятия проходят один раз в неделю, в течении года, длительность 30 минут, наполняемость группы 8-12 человек. Большое значение имеет размещение учащихся. Занятия проводятся в психологическом кабине, разделённом на три зоны: развивающая, игровая и релаксационная. В процессе занятия используются все три зоны. Учащихся лучше всего рассаживать «парашютиком», то есть полукругом-куполом, ведущий при этом находится на некотором расстоянии от купола. Это даёт возможность педагогу-психологу держать в поле своего внимания всю группу, учащимся хорошо его видеть.
Форма организации занятий игровая с включением бесед, чтением художественных произведений, этюдов и упражнений на моделирование эмоциональных состояний, рассматриванием рисунков, выполнение творческих заданий.
1. Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами;
2.Ролевые, психогимнастические, коммуникативные игры;
3. Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств;
4.Упражнения и задания направленные на развитие произвольности, воображения;
5. Релаксационные методы.
Программа состоит из трёх разделов .
1. Раздел «Радуга чувств». Раздел включает в себя эмоции радости, обиды, грусти, удивления, страха.
2. Раздел «Кто я?» Раздел направлен на осознание самого себя, отношения к маме, папе, друзьям, окружающим людям.
3. Раздел «Страна «Понимания и дружбы». Раздел включает в себя, упражнения, направленные на формирование навыков общения со сверстниками, культуры поведения, пониманию друг друга.
Источник