Внеурочка что такое эмоция

Открытое занятие «Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?»
план-конспект занятия (1 класс)

Открытое занятие «Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?»

Цель: Развитие эмоциональной сферы младших школьников.

Задачи:

  • Способствовать осознанию детьми собственных эмоций;
  • Способствовать осознанию детьми эмоций других людей;
  • Формирование положительного эмоционального настроя, сплочение группы детей.

Материалы: изображения эмоций детей в презентации, музыкальные композиции, заготовки лиц с эмоциями.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Я очень рада вас приветствовать на нашем занятии и по традиции я вас приглашаю в круг, чтобы поприветствовать друг друга!

Упражнение «Переходящее пожелание».

Ведущий: Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече с ними? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Улыбка может согреть своим теплом, показать дружелюбие и улучшить настроение. Сейчас мы будем передавать по кругу игрушку и говорить друг другу комплименты или желать что-либо при этом у каждого из нас с лица не должна сходить улыбка.

Спасибо, прошу занять свои места, но не садится!

  1. Работа по теме.

Игра

Ведущий: Давайте посмотрим, что чувствуют, переживают персонажи.

На экране появляется задание: изобрази сказочных героев.

Психолог предлагает выполнять задание.

Поочередно появляются персонажи из сказок, дети по одному изображают героев, уделяя внимание мимике лица.

Обсуждение и определение чувств, эмоций сказочных персонажей.

Покажите: (если дети постарше, использовать дополнительные задания)

  • Испуганного зайчика, который в страхе прячется от волка (сидит в кустах и дрожит);
  • Как печалится и грустит козленочек-Иванушка из сказки про Алёнушку;
  • Как выглядит любопытный енот;
  • Как страдает гадкий утенок от придирок своих сородичей;
  • Как сердится лев – царь зверей;
  • Как радуется неунывающая мартышка из мультфильма «38 попугаев»;
  • Как испытывает удовольствие кот на солнцепеке.

Все это и есть эмоции.

  1. Беседа-объяснение по теме «Что такое эмоции?»

Ведущий: Тема нашего занятия – «Что такое эмоции? Какие бывают эмоции?».

Что такое эмоции мы с вами уже поняли благодаря предыдущему упражнению. Итак, эмоции – это то, что переживают и чувствуют как животные, так и люди.

Поочередно всплывают картинки с изображением мальчика в разных позах и с разными выражениями лица, дети озвучивают свои предположения.

А чтобы понять какие бывают эмоции, давайте для начала вспомним, когда в последний раз вы сильно удивились? (например, я недавно ехала в электричке и увидела лису)

Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы удивляемся.

А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы было изображено удивление!

Ведущий: А бывает ли, что вы обижаетесь? Что обычно вас обижает?

Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы обижаемся.

А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы была изображена обида человека!

Ведущий: Расскажите, какие события могут вас обрадовать. Как можно ваше настроение сделать радостным?

Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы радуемся.

А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы была изображена радость!

Ведущий: Если вы сердитесь, сильно злитесь, то в каких ситуациях это происходит?

Ведущий слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы сердимся.

А теперь посмотрите вокруг и найдите рисунки-подсказки, где бы была изображена злость, досада!

Ведущий: Скажите, пожалуйста, а благодаря чему окружающие нас люди понимают, что мы чувствуем и переживаем? Что в нас показывает наше настроение?

  • выражение лица — мимика
  • движения рук, поза тела – жесты
Читайте также:  Какие девы по темпераменту

Действительно, иногда стоит посмотреть на человека, чтобы понять, что он чувствует и понять его настроение.

Ведущий: Итак, не только животные – герои любимых сказок и мультфильмов – могут переживать различные эмоции, но и вы сами способны в разных ситуациях, после некоторых событий испытывать определенные эмоции.

Когда происходят приятные для нас события или исполняются наши желания, мы переживаем положительные эмоции – радость, счастье, удивление, удовольствие.

Неприятные события и неисполнение наших желаний вызывает у нас отрицательные эмоции – грусть, обиду, страх, злость.

4. Практический этап

Я предлагаю вам отправиться в путешествие

1 остановка «Радость» (слайд 4)

Появляется картинка с описанием мимики

Обсуждение ситуации и мимики лица

Психолог предлагает нарисовать рисунок,дети рисуют ассоциацию с данным чувством и презентуют его присутствующим

2 остановка «Грусть»(слайд 5)

Перед детьми макет с пустой улицей

-На этой остановке пусто, она заколдована, я вам предлагаю оживить ее и украсить .

Детям предлагается разместить маленькие фигурки людей, животных, разных предметов на улице

3 остановка «Злость»(слайд 6)

-На этой остановке все ругаются и дерутся, все игрушки сломаны и вещи разорваны. Из-за чего это могло произойти?

Дети озвучивают свои мысли.Беседа о злости и гневе.

Упражнение «Мешок гнева»

-Давайте избавимся от негативных эмоций, со всей силы скомкаем листики, разорвем на мелкие кусочки и выбросим мешок.

Каждый ребенок берет лист, комкает ,рвет и бросает в мешок

4 остановка «Удивление»(слайд 7)

Психолог предлагает детям задачу:

Мама вошла в комнату сына и у нее от удивления брови полезли вверх. Как ты считаешь, почему это могло произойти?

Дети по очереди высказывают свои предположения

6.Динамическая пауза

Гимнастика для глаз

5 остановка «Страх»(слайд 8)

Детям читается сказка.

— Я вам хочу рассказать одну историю про страх, а вы внимательно её послушайте и подумайте, как можно нарисовать свой страх.

“Жил-был Страх. Он был таким, каким все его представляли, он всегда был разным, тем, кто боялся темноты, он представлялся страшным чудовищем с огромными красными глазами, тем, кто боялся насекомых он представлялся в виде огромного мохнатого паука, каждый видел в нём то, чего сам боится. Страх очень хотел иметь друзей, он переживал из-за этой своей способности всех пугать, где бы он не появлялся, все убегали от него, но однажды он сам решил от всех убежать, чтобы не доставлять людям столько хлопот. Бежал он бежал и увидел большую тёмную пещеру и решил, что люди сюда никогда не придут, и он здесь никого не сможет испугать, а будет жить вдали, чтобы не причинять больше людям страдания.

— Ребята, а как выглядит ваш страх? Вы уже придумали, как можно его нарисовать? Я предлагаю нарисовать его в пещере, именно в той пещере, в которую и спрятался герой нашей истории – страх!

Дети рисуют свои страхи.

— Ребята, а вам интересно, чем закончилась эта история?

Однажды страху надоело прятаться в пещере, там было сыро и неуютно, страх решил, что если он украсит своё жилище, то ему станет веселее.

-Ребята, как вы думаете, чем закончилась история со страхом?

Как нам можно украсить страх?

Можно ли нам его сделать смешным?

Психолог ведёт детей к пониманию того, что если они разукрасят страх, сделают его красивым, смешным, то страх перестанет быть страшным и с ним все подружатся.

Дети украшают свой рисунок.

— Ребята, посмотрите, что произошло с вашими страхами? Какие они стали? Разве можно их теперь бояться?

Читайте также:  Витаминов нам нужно принимать чтобы чувствовать

Психолог подводит детей к пониманию того, что теперь, когда страхи смешные и весёлые их нечего бояться.

На этой остановке мы завершаем наше путешествие и возвращаемся назад.

  1. Задание «Угадай эмоцию». (для младших)

Детям раздаются карточки с лицами.

Рассмотрите моськи с разным настроением, покажите такую же эмоцию, и мы все вместе попробуем догадаться какая это эмоция.

По ходу упражнения каждому ребенку задается вопрос: «какая это эмоция: отрицательная или положительная?»

Ребята, скажите, пожалуйста, что вам запомнилось из сегодняшнего занятия больше всего?

5. Заключительное упражнение «Счастья, радости, добра…»

Участники встают в круг, берутся за руки. По очереди каждый игрок произносит: первый – счастья, второй – радости, третий – добра, четвертый – счастья, пятый – радости, шестой – добра и т.д. Когда все, стоящие в кругу, таким образом получили «свое слово», дети все вместе произносят «желаем вам друзья».

Рефлексивный этап(слайд 11,12)

На какие группы можно разделить эмоции?

-Кому понравилось занятие? Что особенно запомнилось?

Давайте поаплодируем друг другу за замечательное занятие и работу!

5. Заключительное упражнение «Счастья, радости, добра…» (для младших)

Участники встают в круг, берутся за руки. По очереди каждый игрок произносит: первый – счастья, второй – радости, третий – добра, четвертый – счастья, пятый – радости, шестой – добра и т.д. Когда все, стоящие в кругу, таким образом получили «свое слово», дети все вместе произносят «желаем вам друзья».

Дополнительные упражнения по теме.

  • Детям для прослушивания даются фрагменты различных музыкальных композиций (различного темпа и настроения). Ребята должны угадать какое настроение пытался передать композитор и объяснить, почему они так думают.
  • Упражнение «Передай эмоцию».
  • Дети встают друг за другом, «смотрят в затылок». Ведущий стучит первого учащегося по плечу и показывает ему какую-либо эмоцию, тот в свою очередь стучит по плечу своего соседа и пробует передать ему точно такую же эмоцию.
  • Задание «Этюды».
  • Детям раздаются тексты небольших сценок, где герои испытывают разные эмоции. Ребята по очереди показывают сценки, остальные «зрители» угадывают эти эмоции.

ЭТЮДЫ ДЛЯ РАЗЫГРЫВАНИЯ

Два друга-ежика шли по лесу и услышали – в траве что-то тикает. Сначала они испугались тиканья, а потом осторожно подошли ближе и с любопытством начали рассматривать незнакомый предмет. (Загаданы страх и любопытство)

Этюд «Медведь и еж»

Косолапый медведь случайно задел ежа и укол себе лапу. Медведь обижается на ежа, а тот чувствует себя виноватым. (Загаданы обида и вина)

Этюд «Волк и заяц»

Волк гонится за зайцем, но заяц быстро убежал и скрылся. Волк его не догнал, остался голодным и горюет, а заяц радуется. (Загаданы радость и страдание)

Этюд «Гадкий утенок на птичьем дворе»

Гусь с презрением, свысока относится к гадкому утенку, а он очень грустит из-за этого. Только цыпленок жалеет его. (Загаданы презрение, грусть, жалость)

Этюд «Лев и птичка»

Грозный Лев – царь зверей рассердился на птичку-невеличку. А она сильно испугалась его рычания. (Загаданы гнев/злость, испуг).

Этюд «Котенок и его мама»

Котенок-шалун нечаянно разбил новую вазу. Мама его ругает, а он чувствует себя виноватым. (Загаданы недовольство, вина)

Список использованных источников:

  1. К. Фопель «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.
  2. К. Фопель «Энергия паузы» Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2001.
  3. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.. «Психологическая азбука. Начальная школа. Первый год обучения». – М.: Ось 89., 2008г.
  4. Наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Эмоции и чувства людей». -. Игра «Забавы в картинках».
Читайте также:  С собой иметь прекрасное настроение

Источник

конспект внеурочного занятия по психологии «Эмоции и чувства» 2 класс

Содержимое публикации

Внеурочное занятие по психологии

Тема: «Эмоции и чувства»

Цель: получить общее представление об эмоциях и чувствах человека и систематизировать полученные знания.

— сформировать у учащихся общее представление об эмоциях и чувствах человека;

— создание условий для развития способности учащихся понимать эмоциональные состояния других людей и умения выразить свое состояние.

Оборудование : конспект, презентация, бланки с заданиями.

Здравствуйте ребята. Давайте немного поиграем.

Я буду называть ситуацию, а вы с помощью мимики, жестов покажете, как отреагируете.

какое настроение, когда вы получили «5», а «2»

вы получили шоколадку…

хотели шоколадку, а получили …селедку…

представьте, что навстречу вам идет тигр…, а друг.

— Сегодня мы поговорим о наших эмоциях и чувствах, об их пользе и вреде, научимся распознавать свои эмоции и управлять своим настроением.

2. Основная часть

— Ребята, я заметил, что сейчас каждый из вас по — разному передавал свои чувства.

Как вы думаете, почему? (ответ детей: все мы разные, по — разному воспринимаем окружающий мир, у каждого свои эмоции ).

— Что означает слово «эмоция»? Как вы думаете? (ответ детей).

Эмоции– переживания, отражающие приятные и неприятные ощущения, отношения человека к другим людям, явлениям, процессу и результату своей деятельности. Эмоции – более простое, непосредственное переживание в данный момент.

Эмоции дополняют нашу речь, раскрывая богатство нашего внутреннего мира. Все люди отличаются друг от друга в эмоциональном плане по силе эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости эмоциональных переживаний, преобладанию положительных или отрицательных эмоций, их глубине и содержанию.

Чувстваминазывают переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе.

Чувства и эмоции несколько отличаются друг от друга.

Чувства – сложное, постоянное проявление человеком своего отношения к чему-либо. Например, чувство любви, ответственности. Они присущи только человеку.

Эмоции – более простое, непосредственное переживание в данный момент. Например, радость, гнев, страх. Эмоции присущи также и животным.

-А как вы думаете, за чем нам нужны чувства и эмоции? (ответ детей).

— Значение эмоций и чувств в жизни человека очень велико, они позволяют глубже понять все, что окружает человека и что с ним происходит.

— Ребята, а вы хотите узнать какие эмоции положительные, а какие отрицательные? (ответ детей)

1.Положительные эмоциональные переживания: удовольствие, радость, блаженство, восторг, ликование, восхищение, гордость, самодовольство, удовлетворенность собой, уверенность, доверие, уважение, симпатия, нежность, любовь, умиление, благодарность, спокойная совесть, облегчение, состояние безопасности, предвкушение.

2.Отрицательные эмоциональные переживания: неудовольствие, горе (скорбь), тоска, печаль (грусть), уныние, скука, отчаяние, огорчение, тревога, боязнь, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, разочарование, досада, обида, гнев, ярость, презрение, возмущение (негодование), неприязнь, зависть, злоба, ненависть, злость, ревность, неуверенность (сомнение), недоверие, смущение, стыд, раскаяние, угрызение совести, нетерпение, горечь.

Ребята, скажите, в школе бывают у вас положительные эмоции? С чем это связано? (ответ детей: когда получаем «5», когда понимаем урок, когда хорошо отвечаем, когда не дерёмся, а дружим).

— Ребята, когда в школе вы испытывайте отрицательные эмоции? С чем это связано? (ответ детей: когда получаем «2», когда боимся контрольной, когда урок не понимаем, когда учебник забываем).

— А теперь давайте выполним задание.

Упражнение № 1. «Определите, где чувства, а где эмоции

Радость, восторг, счастье, любовь, гордость, смущение, зависть, обида, одиночество, страх, тревога, вина, благодарность, злость, спокойствие, печаль, грусть, удовлетворение, недовольство, усталость, беспокойство.

Источник

Оцените статью