«Наши чувства, настроение, эмоции» (игровая технология)
план-конспект урока на тему
Цель урока: Ввести учащихся в сложный мир человеческих чувств, помочь осознать и пережить определенные эмоциональные состояния, способствовать пониманию взаимосвязи природы человека и настроения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_nashi_chuvstva_nastroenie_emotsii.docx | 32.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Быстрова Елена Ивановна,
игры и игротерапии
Конспект урока – игры на тему:
«Наши чувства, настроение, эмоции»
Целевая аудитория: учащиеся 5 класса
Цель : Ввести учащихся в сложный мир человеческих чувств, помочь осознать и пережить определенные эмоциональные состояния, способствовать пониманию взаимосвязи природы человека и настроения.
1. Сформировать представления о том, какое бывает настроение у человека, как его можно определить, что цвета (теплые и холодные тона) тоже влияют на настроение.
2. Закрепить умение распознавать свое и чужое эмоциональное состояние через его название, понимание и описание при помощи слов, мимики, жестов и позы.
1. Развивать умение рассматривать, сравнивать и соотносить рисунок эмоционального состояния с изображенной пиктограммой.
2 . Развивать психические процессы: речь, мышление, внимание; сенсорную сферу, эмоционально-волевую сферу (чувства, переживания); выразительность движений, творчество воображения.
3. Развивать способность наблюдать проявление эмоций в поведении и поступках человека, уверенность, что отрицательными эмоциями можно управлять.
1.Помочь учащимся понять многообразие чувств.
2.Воспитывать культуру внешнего выражения эмоций: доброжелательное отношение к сверстникам, умение играть в коллективе, сдержанность, самоконтроль.
Форма организации учебной деятельности:
Обобщающий урок – игра.
Методические приемы деятельности учителя:
- Активизация умственной деятельности учащихся;
- выявление многообразия точек зрения;
- обращение к личному опыту учеников;
- задания, предполагающие самостоятельную работу;
- задания, помогающие обогатить опыт учащихся;
- игры: дидактические, развивающие, словесные, игры-драматизации, подвижные, ситуативные;
- познавательные задания, вопросы;
- творческие задания.
- словесные (стихи, загадки, пословицы, поговорки, беседа)
- наглядные
- практические
- иллюстрации эмоциональных состояний;
- рисунки эмоций;
- загадки в картинках;
- демонстрационные картинки «Я и мое настроение»
- 3 стакана с водой: 1- с разноцветными блестками, 2 – с глиной ( мутная),
- 3- с чистой.
Использование на уроке ЭОР:
- Демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
- компьютер;
- интернет – ресурсы.
- пиктограммы;
- раздаточные картинки с изображением эмоциональных состояний;
- 7 цветных полосок бумаги;
- «волшебный фонарь»;
- деревянный ларец;
- зеркала на каждого ученика;
- гуашь;
- альбом;
- карточки с названиями эмоций;
- разноцветные полоски бумаги.
Основные понятия урока:
- эмоциональное состояние;
- настроение;
- уныние;
- огорчение;
- веселье;
- добродушие;
- гнев;
- угрюмость;
- тревожность.
- физическая культура;
- чтение;
- изобразительная деятельность.
1.Учащиеся углубят и расширят знания об эмоциональных состояниях.
2. Узнают, как влияет цвет на настроение человека.
3. Научатся наблюдать за проявлением эмоций в поведении и поступках человека.
4. Понимать чувства других людей.
Игра на внимание «Четыре стихии».
Здороваются с учителем.
земля – руки вниз, воздух – руки вверх, вода – руки вперед, огонь — руки вперед, раскачивая их вверх-вниз.
Повторение пройденного материала
Учитель напоминает ученикам, что за каждый правильный ответ, они будут получать жетоны. Упражнение «Тренируем эмоции». Учитель просит учащихся вспомнить эмоции, с которыми они познакомились на прошлых уроках, называет событие и просит отгадать изображение эмоции. Затем уточняет у учеников как проявляются эмоции, можно ли ими управлять?
Работа с зеркалом. Дает задание ученикам, посмотрев в зеркало, постараться выразить мимикой возникшие эмоции (предлагает несколько ситуаций из жизни):
— получил двойку – грусть
— не выучил урок – страх
— получил подарок – радость
Учащиеся находят на доске рисунки, пиктограммы с соответствующей эмоцией называют и получают жетоны.
Учащиеся выражают эмоции, обозначают их в зеркале и поднимают карточку с названием эмоции.
Активизация опорных знаний
Ситуативные игры «Покажи движение»: предлагает посмотреть на экран компьютера, где изображены различные эмоции, учащиеся должны определить какая эмоция соответствует названному сказочному герою.
— кот Леопольд на солнце
— Карабас-Барабас в гневе
— заяц-фокусник в цирке
— интересующийся любопытный Буратино
— ребенок потерялся в лесу
— три поросенка убегают от волка
Ученики выражают эмоции жестами, мимикой, движением тела и рук, либо позой (упражнения выполняются на ковре).
Учитель сообщает тему урока.
Мотивация учебной деятельности
Говорит, что очень важно научиться понимать и выражать эмоции, определять настроение свое и других людей.
Изучение нового материала
Учитель через мультимедийный проектор показывает иллюстрацию с лицами детей, читает стихотворение «Настроение у нас бывает разным». Спрашивает, по каким признакам можно определить настроение человека и говорит, что еще – по цвету. Перед детьми на столе выставляет 3 стакана с водой: 1 – с разноцветными блёстками, 2- с размешенной глиной (мутной), 3 – прозрачной. Просит учеников определить: какое настроение вызывает разная по цвету вода? Затем предлагает рассмотреть картинки, выполнить задания, ответить на вопросы, объяснить пословицы и поговорки, просит вспомнить, какие цвета у радуги.
Игра «Не раскрашенные слова»
Приносит ларец, в котором лежат не раскрашенные слова (картинки с предметами разного цвета), надо водящему вытащить картинку, посмотреть, назвать цвет и при помощи жестов и мимики описать предмет. После этого приглашает учащихся расположиться на ковре, зажигает фонарь и читает сказку «Волшебный фонарь», в котором живут 7 цветов радуги.
Учащиеся отвечают, что настроение можно определить по мимике, по жестам, по интонации голоса, по позе.
Дети называют, что разноцветная вода – это радость.
Мутная – грусть, прозрачная – спокойствие.
Ученики выполняют задания и практические упражнения, объясняют пословицы и поговорки.
Называют цвета радуги и выкладывают 7 цветных полосок на доске в правильной последовательности.
Ученики отгадывают предметы по цвету:
красный – флаг, сердце, огонь;
оранжевый – солнце, апельсин;
зеленый – дерево, трава; голубой – небо, вода.
За выполненные задания получают жетоны и
слушают сказку, потом ее комментируют.
Подвижная игра « Море волнуется» (изображение различных эмоций мимикой, жестами и позой)
Учащиеся делают различные фигуры под тихо звучащую музыку моря.
Самостоятельное применение умений и навыков
Учитель просит учащихся взять у себя на партах конверты с заданиями: необходимо по картинкам, по цвету определить эмоцию, найти соответствующую пиктограмму, затем анализирует выполнение, оценивает.
Ученики по рисунку с изображением эмоционального состояния (поступка) героев определяют эмоцию и, учитывая цвет картинки, находят соответствующую пиктограмму.
Проверка уровня усвоения знаний с целью выявить степень усвоения нового материала
Спрашивает: « На какие две группы можно разделить эмоции? Как они влияют на человека? Когда у вас бывают отрицательные эмоции? Всегда ли плохо они влияют на человека? Что нужно сделать, чтобы человек поменьше огорчался? »
Учитель просит учеников открыть альбом и поставить гуашью кляксу на листе бумаги. Эта клякса вас огорчит, если она в тетради по русскому языку. А, теперь внимательно посмотрев, постарайтесь понять, на кого или на что она похожа. Превратите кляксу в забавную фигуру.
Спрашивает у учащихся, что какое изображение им нравится больше.
Ученики отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, приводят примеры из личного опыта.
Делятся впечатлениями от выполненной работы и убеждаются в том, что отрицательные эмоции можно исправлять.
Учитель просит вспомнить учащихся, чем они занимались на уроке, какое задание понравилось больше всего и почему?
Учащиеся отвечают на вопросы, рассказывают о своем впечатлении от урока, подсчитывают жетоны.
Предлагает взять конверты с семью разноцветными лучиками из «фонаря», выбрать тот, который соответствует их настроению.
Ученики прикрепляют лучики на доску около фонаря и объясняют, почему выбрали именно его.
Выбрать лучик для мамы, подарить его и рассказать об уроке.
Ученики выбирают полоски из цветной бумаги соответствующего цвета по своему желанию.
Источник
Конспект внеклассного занятия «Наши чувства»
ВД «Я – гражданин»
Тема : « Наши чувства »
Составил : воспитатель Лукьянова Ю.В.
Цель : развивать коммуникативные навыки.
— познакомить детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость, страх)
— развивать умение передавать разные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства.
— закрепление умения узнавать эмоции по их внешним невербальным проявлениям;
— развитие способности понимать причины поведения людей, предвидеть социальные последствия тех или иных событий;
-развитие мимики, пантомимики, речи.
· Наглядные (показ, демонстрация, рассматривание);
· Словесные (беседа, вопрос-ответ, побуждающие к активной мыслительной деятельности, рассказ педагога);
· Практические (упражнения, продуктивная деятельность);
Оборудование: ИСА, мягкая игрушка солнышко, доска, смайлики с эмоциями , листы бумаги, цветные карандаши, картинки (фотографии) с изображением людей с разными чувствами.
Организация, эмоциональный настрой на занятие .
Воспитатель : Ребята, давайте встанем и улыбнёмся друг другу.
Посмотрите-ка в окно.
Как на улице светло.
Как на улице тепло.
Какая за окном погода?
Ответы детей: ( светит солнце, дует ветерок…)
Приветствие: «Я делюсь хорошим настроением»
Дети передают друг другу плюшевое солнышко со словами.
Ответы детей: Дети описывают эмоции, держа в руках солнышко: теплое, светлое, лучистое, золотое и т.д.».
Воспитатель : Все улыбаются, наверно у вас хорошее настроение. А давайте вспомним, когда еще у вас было хорошее настроение? И расскажем.
Игра «О хорошем расскажи».
При этом будем передавать солнышко , чтобы знать, кто должен говорить.
Основная часть: «Наши чувства».
Воспитатель: рассказывает про чувства.
-Мы сейчас рассказывали, вспоминали что-то приятное, улыбались, нам было приятно.
Воспитатель: (вешает на доску солнце и под ним смайлик радости)
Так вот это РАДОСТЬ!
-Выражение радости узнается легко: лицо расцветает улыбкой, уголки губ оттягиваются кверху, около глаз собираются морщинки.
-Но бывает, так, что мы не улыбаемся, у нас опущены уголки рта, мы задумчивы, никого не хотим видеть и слышать, как будто дождик у нас в душе – это ГРУСТЬ!
Воспитатель: ( вешает изображение тучки и смайлик с грустью на доску).
-А бывает, когда мы что-то ну очень сильно хотим, а нам не дают, и у нас сжимаются кулаки, нахмуриваются брови и даже лицо краснее, как помидор. Так вот это мы СЕРДИМСЯ! Про такого человека можно сказать: «Гром и молния!» Куда мы повесим наш смайлик: к ласковому солнышку или к нахмурившейся тучке?
Ответы детей: (к тучке…)
Воспитатель: ( показывает и крепит смайлик ).
-Может случиться, что вы сидите в комнате и тихонько играете или читаете сказку ,персонажем которой является Змей Горыныч, Баба-Яга или Кащей Бессмертный .Вдруг кто-то как крикнет неожиданно. Что тогда?
У вас глаза вот такие большие, брови идут вверх и рот раскрыт как буква «О» (воспитатель показывает). Значит, вы ИСПУГАЛИСЬ!
Воспитатель: (показывает и крепит смайлик под руководством детей к солнышку или тучке).
— А когда у вас День рождения и вы ждете подарок то, что вы всегда хотели. И вы говорите УХ, ты! Глазки у вас светятся, и вы УДИВЛЯЕТЕСЬ!
Вы приятно удивлены, у вас замечательное настроение. Куда мы поместим наш смайлик?
Воспитатель: (показывает и крепит смайлик под руководством детей к солнышку или тучке).
— А бывает так, что вам не грустно и не радостно, просто вы рисуете или собираете конструктор. У вас обычное выражение лица – это СПОКОЙНОЕ чувство.
Воспитатель: (на магнитной доске появляется облачко, показывает и крепит смайлик ).
-На небе появилось облачко — мягкое, пушистое. Вот сюда мы и прикрепим наш смайлик.
— Мы с вами познакомились с чувствами, каждый из нас испытывал те или иные чувства. Давайте их назовем :
радость-грусть, сердимся-пугаемся, удивляемся и спокойствие.
Игра «Чтение эмоций».
— А давайте попробуем угадать чувства людей. Я буду показывать вам картинки, а вы скажите какое чувство у этого человека.
Воспитатель: ( показывает и крепит на магнитную доску картинки или фотографии людей изображающие чувства : радость-грусть, сердимся-пугаемся, удивляемся и спокойствие.
Задание «Нарисуй чувство».
— Наши чувства в нас всегда есть, но не всегда мы их показываем. У каждого чувства свой цвет. Давайте нарисуем наши чувства.
(на столах у детей лежат картинки-смайлики для раскрашивания).
Как вы думаете желтый цвет, как солнышко, для какого чувства?
Ответы детей : ( рядом с солнышком тепло, светло — «радость»)
— Правильно для радости. Рисуем желтым цветом .
— А синий? (если дети затрудняются ответить, воспитатель подсказывает, указав на доску: солнышко, тучка, облачко).
— Для грусти. Когда идет дождик.
— А красный, как помидор? Для сердитого смайлика.
— Черный — это страх. Фиолетовый — для удивления. Спокойному смайлику мы нарисуем зеленый.
Завершающее упражнение «Волшебный мешок».
Перед началом игры воспитатель обсуждает с детьми, какое у них сейчас настроение, что они чувствуют. Затем предлагается сложить в волшебный мешок все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть и т.п. Этот мешок, со всем плохим, что там есть, выбрасывается. Можно предложить выбросить мешок кому-то из детей. Воспитатель тоже сложит в мешок свои отрицательные эмоции.
-О чем было сегодняшнее занятие?
Выберите одно из незаконченных предложений и обоснуйте мысль:
-над чем я задумался (лась)…
-чем я заинтересовался (лась)…
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник