Влияние цвета эмоциональное состояние школьников

Влияние цвета на эмоциональное состояние школьников Исследовательская работа

Цвета есть раздражающие и успокаивающие,

кричащие, спорящие друг с другом и живущие

ласково один возле другого.

В их борьбе или согласии и есть воздействие

цвета на человека через чувство зрения.

Скачать:

Вложение Размер
issl.rabota_vliyanie_tsveta.docx 41.61 КБ

Предварительный просмотр:

«ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО»

Влияние цвета на эмоциональное состояние школьников

Авторы: Курбатова К.А., Мельникова В.В.

МБОУ СОШ№5, 7 класс.

Научный руководитель Учитель ИЗО и черчения

Микеладзе С.С. МБОУ СОШ№5

  1. Роль цвета в жизни человека. …………………..…. 3
  2. Воздействие цвета на органы чувств…………………. 4
  3. Влияние цвета на человека…………….………………. 5
  4. Исследование…………………………………………………………………8

Цвета есть раздражающие и успокаивающие,

кричащие, спорящие друг с другом и живущие

ласково один возле другого.

В их борьбе или согласии и есть воздействие

цвета на человека через чувство зрения.

Первым человеком, который увидел радугу, был Ной. После пугавших его грома и молний, появление разноцветной радуги послужило ему обещание того, что с этого момента больше не будет всемирного потопа. Бог создал эту гигантскую разноцветную арку, как обещание, что в будущем всё будет хорошо. Радуга это компас, который можно использовать при выборе цветового решения интерьера.

Человек живет в мире цветов и воспринимает его посредством цветов. В результате многолетних исследований ученых было выяснено, что цвет – один из основных факторов, воздействующих на настроение и самочувствие человека. Теплые цвета, как правило, вызывают бодрое настроение – их очень часто называют активными; холодные же, наоборот, успокаивают, их называют пассивными. Вот и мы решили изучить эту тему более подробно.

Данная тема представляет особую актуальность, так как настроение учащихся играет большую роль в образовательном процессе. Эмоциональное состояние школьников, желание идти в школу с хорошим настроением — залог эмоциональной стабильности.
Испытывая «подавленное» настроение ученик не сможет в полной мере погрузиться в учебную деятельность, не будет полностью усвоен урок, будет вести себя на уроке пассивно, неадекватно, процесс восприятия материала будет заторможенным. Учащимся с «хорошим» настроением получать учебные знания намного легче, легко усваивается материал на уроке, ученик активен, общителен, проявляет интерес к происходящим вокруг него событиям.

Целью данной работы является изучение влияния цветовой гаммы в оформлении кабинетов на настроение учащихся и выработка рекомендаций для администрации школы по оформлению учебных помещений.

Предмет исследования: цвет и его влияние на настроение учащихся.

Объект исследования: учащиеся 4 – 8 классов МБОУ СОШ № 5 города Братска.

Гипотеза: мы предполагаем, что цветовой дизайн кабинетов может оказать влияние на эмоциональное состояние школьников, их поведение, способность к восприятию учебного материала.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  • определение понятия и сущности цвета;
  • исследование, что означает каждый цвет спектра и как он влияет на самочувствие человека;
  • проведение тестов среди учащихся школы для определения особенности восприятия ими цвета;
  • выявление неблагоприятных цветовых гамм коридоров, классов и других рабочих помещений, окружающих учащихся в школе;
  • разработка рекомендации по использованию цветовой гаммы в оформлении кабинетов.

Поставленные нами цель и задачи исследования определили следующие проблемы:

  • почему и как человек реагирует на цвет;
  • как правильно использовать цветовое решение в учебных классах.

Для исследования влияния цветовой гаммы на настроения учащихся мы выбрали следующие методы:

  • анализ литературы по данному вопросу;
  • исследование цветовой гаммы в оформлении школьных кабинетов;
  • наблюдение за учащимися нашей школы;
  • анкетирование среди учащихся.
  • Изучение теоретических источников по проблеме влияния цвета на организм человека;
  • Разработка анкет для исследования эмоционального состояния, самочувствия, настроения школьника;
  • Анализ данных, полученных в ходе исследования.
  1. Основная часть.
  1. Роль цвета в жизни человека
  • Цвет – свойства света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Окружающий мир полон всевозможных красок. Одни радуют глаз, заставляют энергично действовать, другие раздражают, вызывают чувство усталости и беспокойства, третьи успокаивают. Восприятие цвета сильно зависит от освещения. Освещение – создание освещенности поверхности предметов, обеспечивающее возможность зрительного восприятия этих предметов или их регистрации светочувствительными веществами или устройствами. Японские ученые подсчитали, что для нормальной жизни человека в городе улицы должны быть раскрашены не менее чем в 20 цветов и оттенков. Каждая улица – как маленькая радуга. Особое значение цвету как резерву лечения предавал русский ученый и врач В. М. Бехтерев, он мечтал о постройке больницы, где бы цвет служил лекарством от нервных болезней. Но большинство из нас все — таки остается в глубоком неведении относительно того, какую пользу может принести сознательное использование цвета. А ведь цветом нужно пользоваться очень бережно и умело. Так как он воздействует на нас через органы чувств и психологические центры. Цвет влияет на физиологию человека, может возбуждать, отчего сердце будет биться чаще, может способствовать выделению пищеварительных соков, улучшать настроение и т. д. Все это необходимо знать и умело использовать для оформления пространства, в котором мы живем, чтобы оно было более гармоничным, более комфортным. Цвет помогает людям общаться друг с другом.

2. Воздействие цвета на органы чувств.

Из всех человеческих органов чувств — зрение выражено наиболее сильно. Целых 83% обрабатываемой мозгом информации выпадает на него. В сравнении: на слух выпадает 11%, в то время как на обоняние только 3,5%. Поэтому неудивительно, что свет и цвет так сильно действуют на наше самочувствие и настроение. И наоборот, изменение нашего состояния, уюта, меняет наш характер и восприятие.

Глаз работает как механическая камера, при этом зрительный нерв проводит объективную картину окружающего в форме электрических импульсов к зрительному центру; само же видение обыгрывается в мозге. Глаз работает как механическая камера, при этом зрительный нерв проводит объективную картину окружающего в форме электрических импульсов к зрительному центру; само же видение обыгрывается в мозге. Так, например, три вида светочувствительных клеток-колбочек сетчатки могут распознавать только три основных цвета: красный, зеленый и фиолетово-синий. Исходя из обстоятельств, различно смешанные импульсы поступают в мозг, и он делает их осознанными, то есть ощущение цвета, происходит, именно, там.

Цвет воздействует не только на орган зрения — глаза. Он влияет и на другие органы чувств — вкус, слух, осязание и обоняние. Цвет – это не только красота. И когда мы любуемся неповторимыми красками алых тонов, солнечными жёлтыми, голубыми оттенками неба или всей гаммой зелени, мы не задумываемся над тем, что цвет, воздействуя на наши органы чувств, на кожу, зрение, даёт тот или иной лечебный эффект. Цвет – один из факторов, определяющих состояние нашей психики. Психологи и психиатры на основании предпочтения или любви людей к конкретному цвету определяют характер человека, его склонности, склад его ума, психики и даже состояние здоровья. Дети любят яркие и чистые цвета — красный, синий, жёлтый. Любой другой цвет, немедленно вызывает повышенный интерес. Существует мнение, что с возрастом цветовая избирательность меняется и зависит от темперамента. Так, белый цвет предпочитает флегматик, чёрный — меланхолик, красный — сангвиник, а жёлтый — холерик.

3. Влияние цвета на человека.

Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий. Влияние цвета на человека очень велико, хотя в повседневной жизни мы не обращаем на это внимания. Мы живём в мире красок, и цвет далеко не безразличен для человека. Гете так писал о способности цвета создавать настроение: жёлтый — веселит и бодрит, зелёный –умиротворяет, синий- вызывает грусть. Цвет делает вещи «тяжелыми», «легкими», «холодными», «горячими». Он имеет огромную силу воздействия на человека, на работу его органов. Каждый цвет вызывает в мозгу человека особую реакцию. Например, если человек очень возбужден и даже настроен агрессивно, достаточно поместить его в комнату с ярко — розовыми обоями, как он очень быстро успокаивается и даже засыпает. Отмечается также, что у тех людей, на которых воздействовали ярко — розовым цветом даже очень короткое время, наступала слабость в мышцах. Однако достаточно было поменять цвет на голубой, как эта слабость исчезала. Значит, цвет влияет не только на настроение, но и в целом на организм человека. Такое удивительное свойство цвета теперь знают многие и подбирают такую цветовую гамму в своих квартирах, которая создает уют и не вызывает раздражения. Причем у разных людей реакция на тот или иной цвет может быть различной. Если эмоционально возбудимому человеку лучше окружает себя спокойными голубыми и зелеными тонами, то пассивному и расслабленному не помешает красный цвет.

Красный цвет вызывает ощущение тепла, он действует возбуждающе на психику, как бы «подхлестывает» эмоции, но, в конце — концов, утомляет. Издавна подмечено, что обилие красного цвета вызывает и отчетливую физиологическую реакцию: под его воздействием возрастает мускульное напряжение, повышается давление крови, ритм дыхания учащается. Он обладает стимулирующим действием. Красный цвет говорит о внутреннем здоровье, это цвет огня и жизни, знак воспроизводительной силы. Может быть, поэтому женщины, желая усилить свою привлекательность, пользуются румянами и помадой. А по данным французских исследователей, излучение красного цвета увеличивает яйценоскость кур. Это открытие используется с успехом в инкубаторах. Также рана на руке быстрее заживает под действием красного цвета. Также подмечено, что на красных простынях легче переносится скарлатина и оспа. Воздействие красного цвета улучшает кровообращение и сердечную деятельность, приводит в норму пониженное давление, повышает иммунитет. Это цвет активный, энергичный, его нужно строго дозировать, так как злоупотребление им может вызвать перевозбуждение нервной системы, головную боль, покраснение глаз. Он противопоказан тучным людям, а также раздражительным и легко возбудимым.

Оранжевый цвет — раскрепощающий, помогает более терпимому отношению к другим людям, укрепляет волю. Этот цвет омолаживающий, имеет способность восстанавливать нервную и мышечную ткань, часто используется как тонизирующее средство. Оранжевый цвет создает чувство веселья и благополучия. Этот цвет ассоциируется с бодростью, жизнедеятельностью, активностью. Это цвет радости и мудрости. Интересно, что этот цвет способствует улучшению пищеварения. Любимый цвет людей обладающих интуицией, страстных мечтателей. Оранжевый и красный цвета, возбуждая попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости шумов. Не лишено основания, что эти активные цвета часто называют «кричащими».

Желтый цвет не утомляет, стимулирует зрение и нервную систему. Желтый цвет оказывает очищающее действие на весь организм, лечит кожные заболевания, помогает при бессоннице, возбуждает аппетит. Желтый цвет создает хорошее, приподнятое настроение, стимулирует зрение и нервную систему. Это самый веселый цвет, он помогает в учебе и работе. Желтый цвет в сочетании со светло – зеленым уменьшает страх пациента на приеме у зубного врача. Желтый цвет – цвет середины спектра, он обладает уравновешенным действием.

Зеленый – цвет растений, цвет жизни. Очень эффективно действие зеленого цвета при головных болях, нарушении зрения. При отсутствии зеленого цвета возможны развитие повышенной возбудимости, нервозности, раздражительности. Передозировка зеленого может вызвать образование камней в желчном пузыре. Зеленый цвет действует освежающе и успокаивающе. Он полезен при бессоннице, переутомлении, под его влиянием понижается кровяное давление, а также снижается общий тонус организма. Зеленый цвет уравновешивает эмоциональное состояние человека, приводит его к гармонии. Этот цвет самый благоприятный для человека. Известный советский офтальмолог профессор В.Б. Рабкин называл его оптимальным цветом.

Голубой цвет противоречивый. Это цвет смелых и энергичных людей. Их он успокаивает, умиротворяет, нормализует давление и сердцебиение, делает дыхание глубоким и ровным. Но для робких и застенчивых голубой цвет — это цвет шока: страх окрашен в голубой цвет! Голубой и синий цвета — это символы веры. Так же этот цвет обладает лечебным действием. Синий обладает снотворным эффектом. Голубой снижает аппетит, это очень важно для тех, кто хочет похудеть. Совет: приобретите посуду голубого цвета и накройте стол голубой скатертью. Если голубого и синего слишком много, то у робких людей можно вызвать страх. Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е., как бы ослабляют, или компенсируют громкость шумов. Голубой цвет вызывает ощущение прохлады и действует на нервную систему успокаивающе, причем сильнее зеленого. От него еще в большей степени, чем от зеленого, снижается тонус мышц и кровяное давление. Также голубой цвет пассивен, способен затормаживать жизнедеятельность, снимать тревогу. Поэтому, например, распустившиеся цветы дольше сохраняются, если использовать голубую подсветку.

Фиолетовый цвет успокаивает нервную систему, его можно использовать при всех психических и нервных нарушениях. Фиолетовый цвет не столько успокаивает, сколько расслабляет психику, недаром этот цвет называют «цветом печали». А также он оживляет творческие способности и помогает сосредоточиться, но уменьшает физическую работоспособность, увеличивает выносливость сердца и сосудов.

Этот цвет дает лечебный эффект при воспалительных заболеваниях, нормализует сон. При занятиях творческим трудом, наоборот повышает работоспособность. Но длительное влияние фиолетового цвета может вызвать состояние тоски и депрессии. Поэтому одежду фиолетового цвета носить долго не следует.

Белый цвет — цвет добра, удачи, исцеления от недугов, цвет очищения и приумножения. Он дает силу и энергию. Выравнивает настроение. Белый цвет – цвет невинности, чистоты, доверия. Но это далеко не оптимальный цвет в цветотерапии. Он создает ощущение чистоты и свежести, но при длительном воздействии вызывает резко отрицательную реакцию психики. Яркий белый цвет в больничных палатах, белые простыни и халаты, стены операционной могут приводить к стрессу. Поэтому в медицинских учреждениях отказываются от белого цвета, заменяя его, на приглушенный зеленый или голубой. Создает праздничность и торжественность. Оказывает лечебное воздействие на центральную нервную систему, очищает организм от шлаков, снимает напряжение.

Серый цвет не возбуждает и не успокаивает, создает ощущение стабильности. Но в то же время не вызывает повышения настроения, скорее, наоборот. Серый цвет — «невидимка». Не несет практически никакой информации и не оказывает практически никакого влияния на психику.

Черный цвет способствует притяжению и впитыванию отрицательной энергии, вызывает депрессию.

Одним из первых начал исследовать физическое и психологическое воздействие цвета немецкий поэт Гете, считавший, что синий цвет вызывает чувство холода, красный действует устрашающе, а зеленый способен успокоить и глаза и душу.

В результате многолетних исследований ученых было выяснено, что цвет – один из основных факторов, воздействующих на настроение и самочувствие человека. Теплые цвета, как правило, вызывают бодрое настроение – их очень часто называют активными; холодные же, наоборот, успокаивают, их называют пассивными.

Большая интенсивность цвета, действующая на человека длительное время, утомляет зрение, яркая окраска надоедает и раздражает.

Кроме того, при синем освещении снижается острота зрения и скорость зрительного восприятия, которые повышаются при желтоватом и белом цвете.

Цвет окрашенных поверхностей влияет и на условия работы. Если человеку постоянно приходится иметь дело с желтыми предметами, а стены помещения окрашены в тот же цвет, это утомляет зрение. (Таблица №1).

Оригинальный дизайн школы предлагается Н.Герасименко.

  • Для стен в классах и библиотеке всего подходят оттенки жёлтого (бежевый, кремовый, светло — охримистый). Жёлтый цвет активизирует умственную деятельность и способствует концентрации внимания.
  • Спортзал — выглядит замечательно, если окрасить его в светлые оттенки оранжевого;

это самый тонизирующий, самый весёлый цвет.

  • В основе колорита школьной столовой должны лежать светло-жёлтые и бежевые оттенки: тёплые тона улучшают аппетит, стимулируют работу.
  • Для актового зала — приемлемы самые разные решения, но специалисты по цвету думают, что удачнее всего сочетание светло-зелёных и золотисто-жёлтых плоскостей.
  • Лестничные проёмы — должны быть зелёными. Зелёный стабилизирует дыхание и сердцебиение. На переменах, когда дети носятся по лестницам вверх-вниз, зелёный будет поддерживать в равновесии их дыхательную систему.
  1. Исследование.

Исследование проходило на базе МБОУ СОШ №5 города Братска. Были задействованы учащиеся 4- 8 классов в количестве 150 учащихся. Было исследовано 15 кабинетов; большой спортивный зал, столовая, холл первого, второго и третьего этажей, лестничные проемы. Первым этапом нашей работы было исследование цветовой гаммы в оформлении кабинетов.

Цель: определить сочетаемость цветов (цвет стен, цвет парт, штор на окнах) по трём категориям: гармоничное сочетание, характерное сочетание, нехарактерное сочетание. В своей работе мы также использовали метод наблюдения.

Цель: выявить какое настроение у учащихся преобладает на переменах, на уроках, в каждом конкретном кабинете, в зависимости от его цветового оформления.

Для более достоверных результатов было проведено анкетирование. Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что в кабинетах, где преобладает гармоничное сочетание цветов, учащиеся чувствуют себя более комфортно, более внимательны, лучше усваивают учебный материал. Поведение более спокойное.

В учебных помещениях с нехарактерным сочетанием цветов обстановка в классе более напряженная. Учащиеся раздражительны, невнимательны или пассивны. Учащаются жалобы на плохое самочувствие.

  • При правильном использовании цветовых оттенков и сочетаний можно создать более благоприятные условия для работы и повысить производительность труда. Цвет влияет на организм человека по разному.
  • Есть цвета активные, возбуждающие наше эмоциональное состояние, или успокаивающие;
  • Принятие или отвержение цвета зависят от возраста ребёнка;
  • Наиболее приемлемые тона для дизайна школы — жёлтый, оранжевый, зелёный, голубой.

В заключение работы нами были разработаны рекомендации для администрации школы по оформлению классов и других школьных помещений. Оформление должно быть эстетично и безопасно.

Красивый, приятный, ненавязчивый и уютный интерьер школы – немаловажный стимул и ключ к успешному обучению, ведь ребенок проводит в школе большую часть своего времени.

Человек всегда жил, живет, и будет жить в мире различных цветовых гамм и красок. Цвет является одним из внешних факторов, который не просто окружает нас, а как мы уже убедились, в ходе наших наблюдений, создавая при этом разные оттенки настроения, меняет психику, характер, темперамент и даже состояние здоровья. Учитывая все вышеперечисленное, сегодня каждому из нас остается помнить об этих особенностях цвета и стараться всячески применять их в повседневной жизни. Самому создавать нужный организму колорит. Подбирать оттенки нашей одежды и жилища. Помнить, что наше поведение и отношение к людям тоже ассоциируется с цветом. Постараться бывать среди самого природного цвета — цвета нашей планеты — зеленого. Главный труд школьника – это учеба. Чтобы учеба была радостнее и интересней в кабинете должны присутствовать все радостные цвета. Авторы учебников, наверное, знают эти особенности, потому, что для оформления учебников используются именно такие цвета. Оптимист на все смотрит сквозь розовые очки, а при печали весь мир видится в черном свете. Проведя исследования, мы пришли к выводу, что оказывается с помощью цвета можно поднять настроение и снять усталость — это и есть цветотерапия. В классе у нас есть зеленый уголок, любуясь, цветами мы помогаем отдохнуть нашим глазам. Главное — не навредить, так как если долго воспринимать один цвет он может действовать наоборот.

Все поставленные задачи мы решили: провели наблюдения за использованием цвета в одежде и при оформлении интерьера, изучили взаимосвязь между цветовыми предпочтениями и поведением школьников, исследовали основные цветовые предпочтения одноклассников и их цветовые ассоциации, составили рекомендации по использованию цвета для сохранения здоровья. Ваш организм непременно ответит вам хорошим настроением, крепким здоровьем и прекрасным состоянием души. Все это в совокупности дает человеку самое великое ощущение — гармонию с окружающим миром!

Источник

Читайте также:  Упражнения при работе с депрессией
Оцените статью