Влияние чувств другого человека

Содержание
  1. 10 странных черт подлинного эмпата
  2. 1. Вы проникаетесь чужой энергией
  3. 2. Сильная врожденная интуиция
  4. 3. Быстрая усталость от общения с людьми
  5. 4. Магнит для всех сломленных
  6. 5. Влияние толпы
  7. 6. Важность места жительства
  8. 7. Высокая чувствительность
  9. 8. Способность разглядеть ложь
  10. 9. Дар эмоционального исцеления
  11. 10. Игнорирования своих проблем
  12. Новое видео:
  13. Психологическая помощь онлайн
  14. Обозначьте то, что чувствует другой человек
  15. Ограничьте свое присутствие в социальных сетях
  16. Постройте вокруг себя стену из положительных эмоций
  17. Эмпатия и Сочувствие
  18. Управление эмоциями других и манипуляции
  19. Что такое манипуляция?
  20. Пример позитивной манипуляции
  21. Пример спорной позитивной манипуляции
  22. Манипуляция или игра?
  23. Принцип принятия эмоций других людей
  24. 1. Если другой человек ведет себя «неадекватно» (орет, кричит, плачет), это означает, что ему сейчас очень плохо.
  25. 2. Намерение и действие — разные вещи. Если человек причиняет вам боль своим поведением, это не значит, что он действительно этого хочет.
  26. Упражнение «Принятие эмоций других»
  27. 1. Недооценка значимости эмоции, попытка убедить, что проблема не стоит таких эмоций
  28. 2. Попытка заставить человека немедленно перестать испытывать эмоцию (как вариант, сразу же давать советы и предлагать решение проблемы).
  29. 3. Человеку, у которого что-то произошло, прежде всего важно выговориться и получить поддержку. После этого, возможно, он с вашей помощью осознает свои эмоции, использует какой-нибудь метод управления ими… ему станет лучше, и он найдет решение проблемы.
  30. Квадрант управления эмоциями других
  31. «Тушим пожар» — быстрые методы снижения чужого эмоционального напряжения
  32. Использование экспресс-методов управления эмоциями
  33. Техники управления чужими ситуативными эмоциями
  34. Управление гневом
  35. «Хочешь поговорить об этом?», или Техника «ЗМК».

10 странных черт подлинного эмпата

Если вы осознали, что являетесь эмпатом, не стоит волноваться, не все так плохо! Как только вы освоите приемы психологической защиты, вам станет гораздо проще жить в этом мире, не подвергаясь постоянным энергетическим атакам со стороны.

1. Вы проникаетесь чужой энергией

И вы не можете с этим бороться. Это ключевая особенность всех эмпатов. Вы ощущаете энергию и эмоции других людей, а затем начинаете чувствовать то же самое. Если человек рядом плачет, у вас по щекам текут слезы. Если кто-то злится, вы чувствуете, как эта злость буквально сжигает вашу ауру. У кого-то плохое настроение или человеку страшно? Вы идете ко дну вместе с ним, не в силах этому противостоять!

Звучит знакомо? Но есть и хорошие новости – как только вы осознаете, что это ненормально, то будете уже на полпути к решению проблемы. Кому захочется целый день чувствовать чужие эмоции? Это выматывает.

2. Сильная врожденная интуиция

У вас развита интуиция, но разве не у всех так? На самом деле нет. Будучи эмпатом, вы обладаете уникальными навыками, недоступными другим людям. Вас можно сравнить с ясновидящими, за исключением того, что они воспринимают вещи, не «улавливая» эмоций.

Эмпату, чтобы понять, что чувствует другой человек, достаточно посмотреть на него. А еще он понимает ход мыслей собеседника, словно они являются продолжением его собственных. Все просто. Эмпат знает то, что знает, а его интуиция работает в полную мощность.

3. Быстрая усталость от общения с людьми

А вот это может стать проблемой. Находясь в окружении других людей, вы настолько привыкли отдавать, что начали проникаться чужими эмоциями и проблемами и в результате постоянно чувствуете невероятную усталость. Если каждый день с готовностью делиться своей энергией с окружающими, для вас самих ее уже не останется.

Вы будете страдать от чувства опустошенности, злости и ощущения того, что вас использовали. Что-то отдавать нужно. Но тут важно не спешить и перестать так легко разбрасываться своей энергией. Давайте ее лишь тем, у кого есть на это право, вроде ваших близких.

Уделяйте больше внимания заботе о себе. И поставьте себя на первое место, хотя бы ненадолго.

4. Магнит для всех сломленных

Другие люди могут почувствовать вашу открытость и попытаться завязать дружбу. Они могут просто подойти к вам в людном месте или на работе, потому что своим видом вы посылаете сигнал вселенной о том, что готовы уделить время незнакомым людям, выслушать их и подарить некоторое облегчение.

Это же хорошо, разве нет? Наверное, но только до тех пор, пока у вас не закончатся время и энергия. Когда эмпат начинает игнорировать проблемы незнакомых людей, они тут же перестают к нему тянуться. Они больше не чувствуют, что вы открыты и готовы подставить им плечо. Вы пришли в этот мир не для того, чтобы заниматься исцелением всех, кто попадется у вас на пути (см. пункт 3).

5. Влияние толпы

Прозвучит странно, но только не для эмпата: переполненные людьми комнаты, события, улицы и вечеринки могут сбить все ваши органы чувств с толку одновременной бомбардировкой множеством самых разных посланий. Похоже на ночной кошмар, да? Но с правильной защитой эта энергия будет нейтрализована.

Вы можете чувствовать настроение и энергетику проходящих мимо людей. Агрессивный человек ощущается как удар током или пощечина, а добрая душа кажется по сравнению с ним тихой и спокойной.

6. Важность места жительства

Проклятием некоторых эмпатов является возможность чувствовать всю боль этого мира. Но есть и те, кто просто знают о силе энергии города или района, в котором они живут. Многие эмпаты обустраивают свой дом в небольших городах, где энергия местного населения не такая сильная.

Будучи эмпатом, разве вам не нравится прогуливаться в тихом месте, где можно восстановить свое внутреннее равновесие?

7. Высокая чувствительность

Это факт. Вы не можете спокойно смотреть на боль и страдания живых существ, потому что сразу начинаете страдать вместе с ним. Некоторые эмпаты могут даже почувствовать аналогичные физические симптомы.

Если по телевизору показывают чрезвычайно жестокие кадры, вы переключаете канал. Когда перед вами разыгрывается неприятная сцена, ссора или над кем-то издеваются, вы может просто встать и выйти из комнаты, если не можете помочь.

Вам не хочется ни видеть, ни чувствовать происходящее.

8. Способность разглядеть ложь

Вы просто знаете, что вам лгут. Не знаете, откуда, но сразу распознаете ложь. Разве люди не видят, что вы эмпат? Кого они, по их мнению, пытаются обмануть?

Вы миритесь с этим и не говорите вслух, потому что не всегда можете доказать ложь. Но вы знаете, кому можно верить, а кому нет. Все просто.

9. Дар эмоционального исцеления

Своим состраданием и временем, потраченным на то, чтобы понять проблемы других людей, вы тем самым исцеляете их. Да, это ваш дар. Дар, тесно связанный с пунктом 4. Вот почему к вам так тянутся люди, жаждущие исцеления. Вы действительно можете помочь своим близким, используя умение слушать, понимать и заботиться. А далеко не каждый на это способен. Используйте этот дар везде, где это оправдано.

Со временем вы поймете, кого нужно исцелить, а от кого уйти. Некоторые люди воспользуются вашим даром, а затем просто от вас откажутся. Прежде чем начать кого-то исцелять, сначала определите, кто ваши настоящие друзья. У вас есть, что предложить этому миру, осознайте же ценность своего дара, потому что он многого стоит.

Если вы эмпат, не стоит себя недооценивать. Просто будьте осторожны в выборе друзей и тех, кто жаждет воспользоваться вашим даром.

10. Игнорирования своих проблем

И последнее – вы настоящий эксперт в игнорировании своих проблем. Вы настолько заняты исцелением других, что никогда не озвучиваете собственные жизненные проблемы. Вы несете на себе груз как чужих, и своих проблем. Но когда вы, наконец, займетесь исцелением себя?

Вы осознаете свою силу и умение справляться с трудностями, но подавляете все свои проблемы в пользу помощи другим людям. И вы можете даже не осознавать этого. Но в какой-то момент вы поймете, что сломались. Все подавленные эмоции и проблемы должны рано или поздно стать объектом вашего пристального внимания.

Научитесь решать свои проблемы по мере их возникновения. Не стоит прятать их внутри себя ради возможности помочь окружающим. Уделите день или даже неделю на то, чтобы разобраться в себе. Так вы не взорветесь и не сломаетесь в будущем.

Новое видео:

Источник

Психологическая помощь онлайн

Центр Психологической Помощи Полины Гавердовской

Эмпатия – это прекрасное качество, но чрезмерное ее количество может переполнить вас негативными эмоциями другого человека. Как перестать впитывать то, что испытывают другие люди и не перестать быть человеком, способным к пониманию и сочувствию?

Эмпатия заложена в человеческой природе. В книге «Век эмпатии» приматолог Франс де Ваал объясняет, что эмпатия – это инстинктивное поведение, которое ученые наблюдают у социальных животных, от приматов до мышей. Скорее всего, в процессе эволюции эмпатия развилась у нас из материнского инстинкта: родители, будь то люди или мыши, должны чувствовать своего ребенка, устанавливать с ним связь, понимать, когда ему плохо (вот почему плач детей для нас так мучителен, а смех – заразителен). Эмпатия заставляет нас чихать или зевать вслед за кем-то другим и неосознанно повторять мимику, язык тела и выражение лица собеседника. Наш мозг настроен на эмпатию.

Но нам передается не только чужой зевок, но и чужое настроение. Отлично, когда счастье друзей передается вам, но переживание тревоги начальника, горя коллеги, стресса партнера или даже плохого настроения барристы из «Старбакса» может быть изматывающим. Пассивный стресс (second-hand stress) может быть таким же неявным и опасным, как и пассивное курение. Все большее количество исследований говорит о том, что негатиные эмоции, которыми мы «заражаемся» от других, могут влиять на результаты нашей работы и учебы. Чтобы сверх-чувствительный человек (такой, как я, например) смог оградиться от чужих негативных эмоций, ему/ей важно научиться их распознавать и четко выстроить собственные границы.

Обозначьте то, что чувствует другой человек

Мой муж много вздыхает. Он вздыхает, когда в раковине накапливается много посуды, он вздыхает, когда DVD-проигрыватель не показывает последние 5 минут фильма (гори в аду, DVD-проигрыватель!), иногда он вздыхает совсем без причины. Но каждый раз его вздох вызывает во мне чувство подавленности и фрустрации. Однажды я спросила его, почему он так много вздыхает, и он ответил, что не знает, он просто делает это автоматически. Так что теперь, когда он вздыхает, я говорю себе: «Он вздыхает, потому что он расстроен» или «Он вздыхает, потому что он устал» или «Он вздыхает, потому что это его странная привычка», потом я вздыхаю тоже и чувствую себя немного лучше.

Процесс называния эмоции помогает нам дистанцироваться от нее и дает нам время, чтобы на нее среагировать. Он полезен при работе с собственными негативными эмоциями и при общении с расстроенными детьми. Когда мы говорим: «Он или она испытывает Х», мы подтвержадаем, что кто-то другой испытывает эти чувства, не обязательно мы.

Ограничьте свое присутствие в социальных сетях

Сегодня мы сталкиваемся не только с переизбытком информации, но и с переизбытком эмоций. Мы знаем, когда наши друзья по Facebook грустят, хотят есть, злятся или испытывают еще более 30 эмоций, которыми социальные сети предлагают нам делиться с другими. Twitter тоже переполнен эмоциями, особенно когда случается трагедия, и каждый ответ от человека, знакомого или нет, который о ней высказывается, усиливает наши личные переживания. Мы связаны с большим количеством людей, чем когда-либо в истории человечества, и осознаем мы это или нет, но это влияет на нашу жизнь.

Поэтому избирательно относитесь к социальным сетям и будьте осторожны с тем, что вы пишете в них. Удаляйте из друзей тех, кто демонстрирует пассивную агрессию в своих записях или в комментариях к вашим записям. Точно так же, когда вы регулярно находитесь в компании людей, которые являются источником негативных эмоций и постоянных жалоб, вам нужно или научиться игнорировать их (кивать и не думать о том, что они говорят), или сократить/прекратить общение с ними. Это тяжело сделать, если вы работаете в токсичном окружении, испытываете стресс от общения с вашей семьей или вам приходится прекратить общение с другом, но вы не можете никому помочь (особенно себе), если ваши эмоции постоянно саботируются кем-то другим. Раньше я этого не понимала, но, когда я переехала и со временем перестала общаться с другом, который заражал меня cвоей повышенной тревожностью, я почувствовала себя гораздо спокойнее.

Читайте также:  Как себя чувствует диабет

Постройте вокруг себя стену из положительных эмоций

Возможно, у вас не получится заблокировать все негативные эмоции других людей, но вы можете подкреплять собственные положительные эмоции. Я знаю, что совет «развивать в себе благодарность и положительные чувства» звучит банально, но, если вы разовьете эту привычку, это сделает вас счастливее. Я стараюсь каждый день думать о том, как мне повезло, особенно когда я переживаю за кого-то другого (за незнакомых мне родителей, которые потеряли ребенка, или за жертв очередной массовой стрельбы). Это действительно помогает помнить и не забывать о том хорошем, что существует в мире, несмотря на шквал плохих известий, которые обрушиваются на нас.

Harvard Business Review в своей статье о пассивном стрессе называет этот прием «прививкой» и предлагает другие рекомендации, которые помогут повысить иммунитет к негативным эмоциям других людей и не забывать о собственном благополучии и самооценке:

Выработайте естественный иммунитет: Одно из самых эффективных средств против чужих негативных эмоций – это стабильная и высокая самооценка. Чем выше ваша самооценка, тем увереннее вы чувствуете себя в любой ситуации. Если вы вдруг поняли, что эмоции других людей влияют на вас, напомните себе о том, что все хорошо и вы справитесь. Физическая нагрузка – один из лучших способов повысить самооценку, потому что каждый раз во время тренировки за счет эндорфинов наш мозг получает сигнал о маленькой «победе».

«Прививка» от чужих эмоций: Настройтесь перед стрессовой ситуацией. Каждое утро думайте о трех вещах, за которые вы благодарны миру. Shawn Achor предлагает такой микс из дневниковых записей и физической нагрузки, который помогает отгородиться от чужих эмоций: 1) напишите письмо тому кто, вам нравится, и объясните, почему он/она вам нравится; 2) запишите три вещи, за которые вы благодарны судьбе; 3) вспомните, что хорошего случилось с вами сегодня и запишите; 4) кардио-нагрузка на 30 минут; 5) медитация.

Проводите больше времени с людьми, которые поддерживают вас. Разумеется, это не будет происходит в формате «все супер!», но присутствие этих людей рядом даст заряд вашим «анти-негативным» батарейкам. Например, когда у меня был ужасный день, обычно связанный с общением с людьми, я восстанавливаюсь, когда смотрю со своим ребенком дурацкий ролик на YouTube.

Эмпатия и Сочувствие

Наконец, ваша эмпатия должна стать сочувствием. Может показаться, что это одно и то же, но исследования показали, что это разные процессы: когда мы разделяем чью-то боль (эмпатия) и когда мы утешаем кого-то (сочувствие), задействуются разные участки мозга.

«Эмпатия – это не обязательно хорошо, — говорит нейропсихолог Танья Сингер. – Когда я испытываю эмпатию к страданиям других, я чувствую их боль и страдаю сама. Это переживание может стать очень болезненным и привести к эмоциональному выгоранию и нежеланию общаться. Но когда мы сочувствуем кому-то, мы не обязательно испытываем их боль, но мы любим их и заботимся о них, и это мотивирует нас помочь им».

Я думаю, что те, кто помогают людям в беде (Мать Тереза, например), скорее испытывают сочувствие, а не эмпатию, и это позволяет им оставаться эмоционально сильными и не сдаваться перед лицом такого количества страданий. Люди, которым плохо, не хотят, чтобы вы испытывали их боль, они хотят, чтобы вы просто были рядом. Вам не обязательно чувствовать то, что чувствуют другие люди, чтобы заботиться о них и понимать их.

«1 Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Aenean euismod bibendum laoreet. Proin gravida dolor sit amet lacus accumsan et viverra justo commodo. Proin sodales pulvinar tempor. Cum sociis natoque penatibus et magnis dis parturient montes, nascetur ridiculus mus. »

Источник

Управление эмоциями других и манипуляции

Влияя на эмоции, мы можем очень сильно влиять на другого человека. Более того, практически все виды влияния (как честного, так и не очень) построены на управлении эмоциями. Угрозы, или «психологическое давление» («Или вы идете на мои условия, или я буду работать с другой компанией») — это попытка вызвать страх у другого; вопрос: «Мужик ты или нет?» — направлен на то, чтобы вызвать раздражение; заманчивые предложения («Давай еще по одной?» или «Зайдешь на чашечку кофе?») — вызов радости и легкого волнения. Поскольку эмоции являются мотиваторами нашего поведения, чтобы вызвать определенное поведение, необходимо изменить эмоциональное состояние другого.

Делать это возможно совершенно разными способами. Можно шантажировать, заявлять ультиматумы, грозить штрафами и наказаниями, показывать автомат Калашникова, напоминать про свои связи во властных структурах и т. д. Подобные виды влияния причисляют к так называемым варварским, то есть нарушающим современные этические нормы и ценности общества. К варварским методам относятся те, которые в обществе считаются «нечестными» или «некрасивыми».

Мы рассматриваем те методы управления эмоциями других, которые относятся к «честным», или цивилизованным видам влияния. То есть учитывают не только мои цели, но и цели моего партнера по общению.

И здесь мы сразу же сталкиваемся с вопросом, который очень часто слышим на тренингах: управление эмоциями других — это манипуляция или нет? Можно ли «проманипулировать» другим через его эмоциональное состояние, чтобы добиться своих целей? И как это сделать?

Действительно, очень часто управление эмоциями других людей ассоциируется с манипуляциями. На различных тренингах можно часто услышать запрос: «Научите нас манипулировать». Действительно, манипуляция — это один из наиболее сильных способов управления эмоциями других. При этом, как ни странно, далеко не самый эффективный. Почему? Давайте вспомним: эффективность — это отношение результата к затратам, причем и результат, и затраты в данном случае могут иметь отношение к действиям и к эмоциям.

Что такое манипуляция?

Это вид скрытого психологического влияния, когда цель манипулятора неизвестна.

Таким образом, во-первых, манипуляция не гарантирует нужного результата. Несмотря на существующее представление о манипуляции как о великом способе добиться от кого угодно чего угодно, ничем при этом не заплатив, очень редкие люди умеют осознанно манипулировать так, чтобы добиться от человека нужного действия. Поскольку цель манипулятора скрыта и напрямую он ее не называет, тот человек, которым манипулируют, под воздействием манипуляции может сделать нечто совершенно не то, что от него ожидалось. Ведь картины мира у всех разные. Манипулятор строит манипуляцию, исходя из своей картины мира: «Я сделаю А — а он тогда сделает Б». А тот, кем манипулируют, действует, исходя из своей картины мира. И делает не Б и не В, а вовсе даже Z. Потому что в его картине мира это самое логичное, что можно сделать в данной ситуации. Нужно очень хорошо знать другого и ход его мыслей, чтобы планировать манипуляцию, и даже в этом случае результат не гарантирован.

Второй аспект — эмоциональный. Манипуляция осуществляется через изменение эмоционального состояния. Задача манипулятора — вызвать в вас неосознаваемую эмоцию, таким образом понизить ваш уровень логики и добиться от вас нужного действия, пока вы не очень хорошо соображаете. Однако даже если это ему удастся, через какое-то время эмоциональное состояние стабилизируется, вы снова станете логически мыслить и в этот самый момент начнете задаваться вопросом «А что это было?». Вроде ничего особенного не произошло, пообщался со взрослым умным человеком… а ощущение, что «что-то не так». Как в анекдоте, «ложечки нашлись — осадочек остался». Точно так же любая манипуляция оставляет после себя «осадочек». Люди, хорошо знакомые с понятием «манипуляция», могут сразу определить, что имело место быть подобное психологическое воздействие. Им в некотором смысле окажется проще, поскольку они хотя бы будут четко понимать для себя, что произошло. Люди, не знакомые с этим понятием, будут продолжать ходить с невнятным, но очень неприятным ощущением, что «произошло что-то не то, а что — непонятно». С каким человеком у них свяжется это неприятное ощущение? С тем, кто манипулировал и оставил после себя такой «след». Если это произошло однократно, скорее всего, цена ограничится тем, что манипулятор получит от своего объекта «сдачи» (чаще всего неосознанно). Помните, неосознанные эмоции всегда прорвутся на свой источник. Так же и в случае с манипуляциями. Манипулятор так или иначе заплатит за «осадочек»: например, услышит какую-то неожиданную гадость в свой адрес или станет объектом обидной шутки. Если же он манипулирует регулярно, то вскоре другие люди начнут постепенно избегать данного человека. У манипулятора очень мало людей, которые готовы поддерживать с ним близкие отношения: никому не хочется постоянно быть объектом манипуляций и ходить с неприятным ощущением, что «что-то с этим человеком не так».

Таким образом, манипуляция в большинстве случаев является неэффективным видом поведения, поскольку: а) не гарантирует результата; б) оставляет после себя неприятный «осадок» у объекта манипуляций и ведет к ухудшению отношений.
С этой точки зрения манипулировать другими людьми для достижения своих целей едва ли имеет смысл.

Однако в некоторых ситуациях манипуляции вполне могут использоваться. Во-первых, это те манипуляции, которые в некоторых источниках принято называть «позитивными» — то есть это вид психологического воздействия, когда цель манипулятора по-прежнему скрыта, но действует он не в своих интересах, а в интересах того, кем в данный момент манипулирует. Например, такие манипуляции могут использовать врачи, психотерапевты или друзья. Иногда, когда прямая и открытая коммуникация не помогает достичь необходимых целей в интересах другого человека, такое воздействие может использоваться. При этом — внимание! — уверены ли вы, что на самом деле действуете в интересах другого человека? Что то, что он сделает в результате вашего воздействия, действительно пойдет ему на пользу? Помните, «благими намерениями выложена дорога в ад…».

Пример позитивной манипуляции

В фильме «Вкус жизни»* ребенок, потерявший родителей, в течение долгого времени категорически отказывается есть, несмотря на все уговоры окружающих. В фильме есть эпизод, когда девочка сидит на кухне ресторана. Молодой повар, знающий о том, что она не ест, сначала некоторое время крутится вокруг нее, готовя себе спагетти и рассказывая все нюансы рецепта, а потом аппетитно ест их, сидя с ней рядом. В какой-то момент его просят выйти в зал к клиентам, и он как бы машинально сует тарелку со спагетти девочке в руки. Некоторое время поколебавшись, она начинает есть…

*«Вкус жизни» (англ.No Reservations) — романтическая комедия 2007 года. Режиссер фильма Скотт Хикс снял его по сценарию Кэрол Фучс, основанном на работе Сандры Нетлбек. Это ремейк немецкого фильма «Неотразимая Марта».В главных ролях американской версии Кэтрин Зета-Джонс и Аарон Экхарт,которые сыграли в этом фильме пару поваров.Прим. ред.

Пример спорной позитивной манипуляции

Вспомните фильм «Девчата»*, когда поссорившиеся Тося (Надежда Румянцева) и Илья (Николай Рыбников) долго не разговаривают друг с другом и уже практически пошли «на принцип». Друзья подстраивают ситуацию, когда во время строительства дома Тосе приходится тащить ящик с гвоздями на верхний этаж, где работает Илья, потому что их там «якобы» не хватает. В результате герои мирятся.

Почему эта манипуляция спорная? На самом деле примирение произошло не просто потому, что герои столкнулись в одном месте благодаря усилиям друзей. Если вы помните, то сначала Тося была очень сердита, когда, притащив наверх ящик, обнаружила там Илью… и еще целый ящик гвоздей. Она уже собиралась уйти, когда зацепилась за что-то одеждой и подумала, что это он держит ее. Несколько раз дернувшись и громко крикнув: «Пусти. » — она услышала его смех, поняла свою ошибку и тоже стала смеяться. В результате этого совместного веселья и произошло примирение. Что было бы, если бы Тося ни за что не зацепилась? Она могла бы просто уйти или, как знать, из-за этого ящика они только окончательно бы рассорились.

Читайте также:  Эстетические чувства воспитания дошкольников

*«Девчата» — комедийный художественный фильм 1961 года, снятый в СССР режиссером Юрием Чулюкиным по одноименной повести Б. Бедного. Прим. ред.

Манипуляция или игра?

Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны. Я — чертовски привлекателен. Чего зря время терять… (Из к/ф «Обыкновенное чудо»)

Помимо позитивных манипуляций существуют и такие манипуляции, когда обе стороны заинтересованы в продолжении «игры» и охотно участвуют в этом процессе. Практически все наши отношения пронизаны подобного рода манипуляциями, которые чаще всего являются неосознанными. К примеру, следуя идее, что «мужчина должен завоевать женщину», женщина может кокетничать и уклоняться от прямого согласия на свидание.

Пример подобной «игровой» коммуникации описан в фильме,«О чем говорят мужчины»*. Один из персонажей жалуется другому: «А вот этот вопрос “зачем”. Когда я ей говорю: “Поехали ко мне”, а она: “Зачем?” Что я должен сказать? Ведь у меня дома не боулинг! Не кинотеатр! Что я ей должен сказать? “Поехали ко мне, один или два раза займемся любовью, мне точно будет хорошо, тебе — может быть… а дальше ты, конечно, можешь остаться, но лучше, чтобы ты уехала”. Ведь если я так скажу, она же точно не поедет. Хотя прекрасно понимает, что мы именно для этого и едем. И я ей говорю: “Поехали ко мне, у меня дома прекрасная коллекция лютневой музыки XVI века”. И вот этот ответ ее полностью устраивает!»

На что получает совершенно справедливый вопрос другого персонажа: «Нет, ну а что, ты хотел бы, чтобы переспать с женщиной было так же просто, как… ну не знаю… стрельнуть сигарету. » — «Нет. Не хотел бы…»

Не во всех случаях открытое и спокойное поведение, включающее в себя честное заявление о своих целях, может быть максимально эффективным. Или во всяком случае быть приятным для обеих сторон коммуникации.

*«О чем говорят мужчины» — российская кинокомедия 2010 года, снятая в жанре роуд-муви комическим театром «Квартет И» по мотивам спектакля «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках». Прим. ред.

Руководство людьми тоже включает в себя огромное количество манипуляций. Во многом это связано с тем, что руководитель для своих подчиненных ассоциируется с папой или мамой, и включается масса детско-родительских аспектов взаимодействия, манипуляции в том числе. В основном эти процессы происходят на неосознанном уровне, и, пока они не препятствуют эффективности работы, можно продолжать взаимодействовать на том же уровне. Поэтому руководителю важно уметь противодействовать манипуляциям со стороны подчиненных. А вот учиться манипулировать не стоит. Мы все и так прекрасно умеем это делать, просто чаще всего это происходит неосознанно.

Поскольку, управляя эмоциями других, мы не всегда заявляем свою цель («Сейчас я буду тебя успокаивать»), в некотором смысле, конечно, можно сказать, что это манипуляция. Однако во многих ситуациях управления эмоциями других свою цель можно прямо раскрыть («Я здесь, чтобы снизить ваше беспокойство по поводу предстоящих перемен» или «Я хочу помочь тебе чувствовать себя лучше»); кроме того, ориентируясь на принцип цивилизованного влияния, мы действуем не только в своих интересах, но и в интересах другого. Об этом нам говорит и следующий принцип.

Принцип принятия эмоций других людей

Само признание права другого человека на эмоции дает возможность абстрагироваться от них и работать с тем, что стоит за эмоциями. Понимание того, что эмоция — это реакция на ТВОЕ действие или бездействие, дает возможность управления любой ситуацией, сохраняя конструктивный диалог.

Точно так же, как и в отношении своих эмоций, для того чтобы эффективно управлять эмоциями других людей, нам важно принимать эмоции другого человека. Согласитесь, будет достаточно трудно сохранять спокойствие и помогать успокоиться другому, когда он на вас орет, если вы твердо уверены, что «на меня нельзя орать никогда».

Для того чтобы вам было проще принять эмоциональное состояние другого человека, имеет смысл помнить две простые идеи:

1. Если другой человек ведет себя «неадекватно» (орет, кричит, плачет), это означает, что ему сейчас очень плохо.

Как вы думаете, как себя чувствует человек, который ведет себя «очень эмоционально»? Например, орет? Это тот редкий случай, когда мы спрашиваем не о конкретной эмоции, а о выборе из категорий «хорошо» или «плохо».

Скептический участник тренинга: Да отлично он себя чувствует!

Действительно, часто нам кажется, что в мире есть люди, которые получают удовольствие, когда орут (это, кстати, очень мешает нам конструктивно взаимодействовать с агрессивными личностями). Давайте задумаемся. Вспоминайте себя, те ситуации, когда вы взрывались, кричали на окружающих людей, говорили кому-либо обидные слова. Хорошо ли вам было?

Скорее всего, нет. Так почему же другому человеку должно быть хорошо?

И даже если допустить, что человек получает удовольствие от крика и унижения других — хорошо ли ему вообще, что называется, «по жизни»? Едва ли. Счастливые, совершенно довольные собой люди не срываются на других.
Тем более если он не кричит, а плачет. Тогда уж очевидно, что он чувствует себя не очень хорошо.

Ключевая идея, которая очень часто помогает взаимодействовать с человеком, который находится в сильном эмоциональном состоянии, — это осознать и принять тот факт, что ему плохо. Он бедненький. Ему трудно. Даже если внешне он выглядит устрашающе.

А раз ему трудно и тяжело — стоит ему посочувствовать. Если удастся искренне посочувствовать агрессору, то страх проходит. Трудно бояться бедного и несчастного человека.

2. Намерение и действие — разные вещи. Если человек причиняет вам боль своим поведением, это не значит, что он действительно этого хочет.

Мы уже подробно обсудили эту идею в главе про осознание эмоций других. И все же сейчас будет нелишним ее напомнить. Гораздо труднее воспринимать чужое эмоциональное состояние, если мы подозреваем другого человека в том, что он «нарочно» выводит меня из себя.

Упражнение «Принятие эмоций других»

Чтобы научиться принимать проявления эмоций других, поисследуйте, в проявлении каких эмоций вы отказываете другим людям. Для этого продолжите следующие предложения (имея в виду проявление эмоций другими людьми):

  • На людях никогда нельзя проявлять…
  • Нельзя позволять себе…
  • Это возмутительно, когда…
  • Неприлично…
  • Меня бесит, когда другие люди…

Посмотрите, что у вас получилось. Скорее всего, те эмоции, которые вы не позволяете проявлять другим, вы не очень позволяете и себе. Возможно, стоит поискать социально приемлемые способы проявления этих эмоций?

Например, если вас очень сильно раздражает, когда другой человек повышает голос, скорее всего, сами вы не позволяете себе воспользоваться этим способом влияния и много сил уделяете тому, чтобы даже при сильном эмоциональном напряжении разговаривать спокойно. Неудивительно, что вас раздражают люди, которые позволяют себе так действовать. Задумайтесь, может быть, найдутся ситуации, когда можно осознанно несколько повысить голос, «гаркнуть на них». Когда мы позволяем себе какое-либо поведение, обычно оно нас не раздражает и в других людях.

Скептический участник тренинга: То есть вы предлагаете мне теперь на всех орать и гоготать как идиоту над каждой шуткой?

Наше предложение поискать возможности для социально приемлемого проявления эмоций в некоторых ситуациях совсем не означает, что вам теперь нужно отбросить всякий контроль и начать вести себя не очень адекватно. Стоит поискать ситуации, в которых вы сможете поэкспериментировать в проявлении эмоций в достаточно безопасной обстановке.

В отношении других людей стоит переформулировать свои иррациональные установки, добавив в эти утверждения разрешения на проявление эмоций, и переписать их, например: «Мне не нравится, когда другие люди повышают на меня голос, и при этом я понимаю, что иногда другие люди могут потерять над собой контроль». Такие переформулировки помогут вам чувствовать себя более спокойно, когда человек рядом с вами достаточно бурно проявляет свои эмоции, а значит, вам будет проще управлять его состоянием.

Типичные ошибки при управлении эмоциями других

1. Недооценка значимости эмоции, попытка убедить, что проблема не стоит таких эмоций

Типичные фразы: «Да брось ты, чего расстраиваться, все это ерунда», «Через год ты об этом и не вспомнишь», «Да по сравнению с Машей у тебя вообще все в шоколаде, что ты ноешь?», «Перестань, он этого не стоит», «Мне бы твои проблемы» и т. д.

Какую реакцию вызывает такая оценка ситуации другим человеком? Раздражение и обиду, ощущение, что «меня не понимают» (очень часто такой ответ и звучит: «Да ты ничего не понимаешь!»). Способствует ли подобная аргументация снижению эмоционального напряжения партнера? Нет, нет и еще раз нет!

Когда человек испытывает сильные эмоции, никакая аргументация не работает (потому что логики у него в данный момент нет). Даже если, по вашему мнению, сложности вашего собеседника объективно не идут ни в какое сравнение с мучениями Маши, сейчас он не способен этого понять.

«Мне нет никакого дела ни до каких Маш. Потому что мне сейчас плохо! И никому в мире никогда не было так плохо, как мне сейчас! Поэтому любые попытки принизить значимость моей проблемы вызовут у меня сильнейшее сопротивление.
Может быть, позже, когда я приду в себя, я и соглашусь, что проблема-то была ерундовая… Но это будет позже, когда ко мне вернется способность здраво мыслить. Пока что ее у меня нет».

2. Попытка заставить человека немедленно перестать испытывать эмоцию (как вариант, сразу же давать советы и предлагать решение проблемы).

Типичные фразы: «Ну перестань киснуть!», «Давай пойдем развеемся?», «Сходила бы куда-нибудь, что ли!», «Чего тут бояться?», «Да брось ты нервничать, это тебе только помешает», «Что ты так кипятишься? Говори, пожалуйста, спокойно» и др.
Когда человек рядом с нами чувствует себя «плохо» (ему грустно или он сильно волнуется), какую эмоцию мы испытываем?

Мы можем расстраиваться и злиться, если близкого кто-то обидел, но самая первичная эмоция — страх. «Что с ним будет дальше? Надолго ли такое плохое настроение? Чем все это грозит мне? А может быть, я и сам виноват в его плохом настроении? Может быть, его отношение ко мне изменилось? Может быть, это ему во мне что-то не нравится?»

А если человек испытывает сильные эмоции? Например, очень громко кричит или плачет навзрыд. Что чувствует тот, кто оказался рядом с ним? Снова страх, иногда даже доходящий до панического ужаса. «Что мне с этим делать? Какой ужас! Надолго это с ним? Я не знаю, что делать в таких ситуациях. Я не могу контролировать эту ситуацию! А если дальше будет хуже. »

Не так важно, какова причина этого страха: большинство из нас боится проявления чужих эмоций. А от страха человек стремится побыстрее избавиться. Как избавиться от этого страха? Убрать источник страха, то есть те самые чужие эмоции. Каким образом это сделать?

Первое, что неосознанно приходит в голову, — «пусть он перестанет это делать, тогда я перестану бояться». И мы начинаем в той или иной форме призывать человека к тому, чтобы он «успокоился» и стал «радостным» или «спокойным». Что почему-то не помогает. Почему? Даже если другой человек и понимает, что ему действительно стоит сделать что-нибудь со своим эмоциональным состоянием (что бывает довольно редко), он не осознает своих эмоций и не может придумать, как ему ими управлять, так как у него отсутствует логика. Сейчас он больше всего нуждается, чтобы его приняли вместе со всеми его эмоциями. Если мы пытаемся побыстрее его успокоить, человек понимает, что он своим состоянием «напрягает» нас, и стремится его подавить. Если такое происходит часто, в будущем человек вообще предпочтет скрыть от нас любые свои «негативные» эмоции. А мы потом удивляемся: «А почему ты мне ничего не рассказываешь. »

Другая идея — немедленно решить его проблему, тогда он перестанет испытывать эмоцию, которая так мне мешает. У меня-то логика работает, сейчас я все ему решу! Только почему-то другой человек никак не хочет принимать мои рекомендации к сведению. Как минимум он не может осознать мои гениальные идеи все по той же причине — логика отсутствует. Он не может сейчас решать проблему. Самое важное для него сейчас — это его эмоциональное состояние.

Читайте также:  Рецепт сдерживания негативных эмоций

3. Человеку, у которого что-то произошло, прежде всего важно выговориться и получить поддержку. После этого, возможно, он с вашей помощью осознает свои эмоции, использует какой-нибудь метод управления ими… ему станет лучше, и он найдет решение проблемы.

Но это все потом. Сначала ему важно получить ваше понимание.

Квадрант управления эмоциями других

Можно выделить методы, работающие на снижение эмоции, которая неадекватна ситуации (условно-негативна), и методы, позволяющие вызвать или усилить желательное эмоциональное состояние (условно-позитивное). Часть из них можно применять прямо во время ситуации (онлайн-методы), а часть относится к стратегическим методам работы с фоном настроения и психологическим климатом (офлайн-методы).

Если при управлении своими эмоциями людей чаще интересует снижение негативных эмоций, то когда речь заходит об управлении эмоциями других, на первый план выходит необходимость вызова и усиления нужного эмоционального состояния — ведь именно через это осуществляется лидерство (неважно,на работе или в дружеском кругу).

Если вы посмотрите на правый столбец, то увидите в нем скорее возможные управленческие воздействия для влияния на эмоциональный климат в коллективе. Однако если хотите улучшить эмоциональный фон не на работе, а дома, мы думаем, вам не составит большого труда переложить метод с рабочих ситуаций на домашние. Например, формировать команду можно и из собственной семьи, а не только из сотрудников.

Онлайн-методы Офлайн-методы
Снижение интенсивности «негативной» эмоции «Тушим пожар».
Помощь другому осознать свое эмоциональное состояние
Использование экспресс-методов управления эмоциями
Техники управления чужими ситуативными эмоциями
«Создаем систему профилактики пожаров»
Формирование командного духа и управление конфликтами
Конструктивная обратная связь
Качественное внедрение изменений
Повышение интенсивности «позитивной» эмоции «Зажигаем искру»
Заражение эмоциями
Ритуалы самонастройки
Мотивирующая речь (Motivational Speech)
«Дежурство по драйву»
«Поддерживаем огонь в очаге»
Поддержание позитивного баланса на «эмоциональном счету»
Создание системы эмоциональной мотивации Вера в сотрудников Похвала
Внедрение эмоциональной компетентности в организации

«Тушим пожар» — быстрые методы снижения чужого эмоционального напряжения

Если мы сможем помочь другому осознать свое эмоциональное состояние, его уровень логики начнет возвращаться к норме, а уровень напряжения — снижаться. При этом важно не указывать другому на то, что он находится в сильном эмоциональном состоянии (это может быть воспринято как обвинение), а как бы напомнить ему, что эмоции есть. Для этого можно воспользоваться любыми вербальными методами понимания эмоций других из третьей главы. Вопросы типа «Как ты сейчас себя чувствуешь?» или эмпатические высказывания («Кажется, ты сейчас немного разозлен») могут быть использованы не только для осознания эмоций других, но и для управления ими.

Наше сочувствие и признание эмоций другого, выражающееся во фразах: «О-о-о, это, наверное, было очень обидно» или «Ты до сих пор злишься на него, верно?» — позволяют другому почувствовать себя лучше. Гораздо лучше, чем если мы даем «умные» советы. Такие высказывания создают у человека ощущение, что его понимают — а в ситуации сильных эмоций это, возможно, самое главное.

Особенно важно научиться признавать таким образом эмоции другого в деловой коммуникации. Если клиент или партнер жалуется нам на проблему, мы судорожно начинаем думать, как ее решить. Это, конечно же, тоже важно. Хотя вначале лучше сказать что-то вроде: «Это весьма неприятная ситуация», «Вы, наверное, очень обеспокоены тем, что произошло» или «Такое у кого угодно вызовет раздражение». Практически никогда и ни от кого расстроенный или напуганный клиент не услышит таких слов. А зря. Потому что подобные высказывания, помимо всего прочего, еще и дают возможность продемонстрировать клиенту, что он для нас — человек, а не кто-то безличный. Когда мы как клиенты требуем «человеческого отношения», мы хотим, чтобы наши эмоции признавали.

Использование экспресс-методов управления эмоциями

Если уровень доверия другого человека по отношению к вам достаточно высок и он находится в том состоянии, когда готов выслушивать ваши рекомендации, можно опробовать вместе с ним методы управления эмоциями. Это может сработать только в том случае, если причиной его эмоционального состояния являетесь не вы! Понятно, что, если он злится на вас, а вы предложите ему подышать, едва ли он последует вашей рекомендации. Однако если он разозлен на кого-то другого, а вам примчался рассказывать, как это было, можно задействовать знакомые вам приемы. Лучше выполнять их вместе, например вместе сделать глубокий вдох и медленный выдох. Таким образом мы задействуем зеркальные нейроны другого, и велика вероятность, что он сделает то, что мы ему показываем. Если просто сказать: «Дыши», человек чаще всего машинально ответит: «Ага» — и продолжит свой рассказ.

Если нет возможности сказать ему об этом (например, вы вместе ведете презентацию и видите, что ваш партнер начал от волнения очень быстро говорить), то сосредоточьтесь на собственном дыхании и начните дышать медленнее… еще медленнее… Неосознанно ваш партнер (если вы находитесь достаточно близко от него) начнет делать то же самое. Проверено. Зеркальные нейроны работают.

Техники управления чужими ситуативными эмоциями

Управление гневом

Если гонится за вами слишком много человек, Расспросите их подробно, чем они огорчены, Постарайтесь всех утешить, дайте каждому совет, Но снижать при этом скорость совершенно ни к чему. (Григорий Остер, «Вредные советы»)

Агрессия — очень энергоемкая эмоция, недаром после ее выплеска люди часто чувствуют себя опустошенными. Не получая внешней подпитки, агрессия очень быстро затухает, точно так же как и огонь не может гореть, если дрова кончились. Скажете, ничего подобного? Это потому, что люди, сами того не замечая, периодически подбрасывают дровишки в топку. Одна неаккуратная фраза, одно лишнее движение — и огонь радостно разгорается со свежими силами, получив новую пищу. Все наши действия в управлении чужой агрессией можно разделить на такие «полешки», разжигающие огонь эмоции, и «ковшички с водой», тушащие ее.

«Полешки»
(что людям часто хочется сделать, сталкиваясь с чужой агрессией, и что на самом деле повышает ее уровень)
«Ковшички»
(что имеет смысл делать, если вы действительно хотите снизить уровень чужой агрессии)
Перебить, остановить поток обвинений Дать выговориться
Сказать: «Успокойся», «Что ты себе позволяешь?», «Перестань разговаривать со мной в таком тоне», «Ведите себя прилично» и т. п. Использовать техники вербализации чувств
Повысить тон в ответ, использовать агрессивные или защищающиеся жесты Держать на контроле невербальную коммуникацию: разговаривать, сохраняя спокойную интонацию и жесты
Отрицать свою вину, возражать, объяснить, что партнер по взаимодействию не прав; говорить «нет» Найти, с чем можно согласиться, и сделать это; говорить «да»
Оправдаться или пообещать немедленно все исправить Спокойно согласиться с тем, что неприятная ситуация произошла, не вдаваясь в объяснение причин
Снизить значимость проблемы: «Да брось ты, ничего страшного не случилось», «Чего ты так занервничал-то?» и т. д. Признать значимость проблемы
Говорить подчеркнуто сухим официальным тоном Проявить сочувствие
Использовать ответную агрессию: «А ты-то сам?!», сарказм Еще раз проявить сочувствие

Обратите внимание, что такое «ковшички». Это приемы, которые работают в том случае, если вы действительно хотите снизить уровень чужой агрессии. Бывают ситуации, когда, сталкиваясь с чужой агрессией, люди хотят чего-то другого: уязвить партнера по взаимодействию, «отомстить за что-то»; проявить себя «сильным» (читай «агрессивным»); и наконец, просто поскандалить в свое удовольствие. Тогда, пожалуйста, вашему вниманию — список из левой колонки.

Одна наша знакомая переживала период неприятного увольнения из компании. В одном из последних разговоров с начальником отдела кадров она настойчиво напоминала ему, какими правами обладает по закону. Начальник отрезал: «Не умничай!» Через некоторое время на один из ее вопросов он ответил: «Не тупи!» Тогда с подчеркнуто вежливой интонацией и милой улыбкой она пропела ему в ответ: «Правильно ли я вас понимаю, вы предлагаете мне не умничать и не тупить одновременно. » От чего начальник впал в полное бешенство.

Здесь, как и в большинстве других случаев управления эмоциями, вступает в силу принцип целеполагания. Чего я хочу в этой ситуации? Какую цену я за это заплачу? Совсем не всегда нужно снижать интенсивность чужого гнева: каждый из нас, вероятно, сталкивался с ситуациями, когда на откровенную и неприкрытую агрессию существует только один верный способ реакции — проявить аналогичную агрессию в ответ.

В этом разделе мы имеем в виду те ситуации, когда вы заинтересованы в том, чтобы сохранить хорошие отношения с партнером по взаимодействию: это может быть близкий человек, клиент, партнер по бизнесу или руководитель. Тогда для вас важно перевести ваше взаимодействие на конструктивные рельсы. Этому и способствуют «ковшички», каждый из которых мы сейчас рассмотрим отдельно. «Полешки» мы подробно рассматривать не будем: полагаем, каждому из читателей понятно и знакомо, о чем идет речь.

«Хочешь поговорить об этом?», или Техника «ЗМК».

Главная, основная и самая великая техника управления чужими негативными эмоциями — это дать выговориться. Что значит «дать выговориться»? Это значит в тот момент, когда вы решили, что человек уже сказал вам все, что мог… он выговорился в лучшем случае на треть. Поэтому в ситуации, когда другой человек испытывает сильную эмоцию (не обязательно агрессию, это может быть и бурная радость), используйте технику ЗМК, что означает: «Заткнись — Молчи — Кивай».

Почему мы используем такую, достаточно резкую формулировку — «Заткнись»? Дело в том, что большинству людей и в обычной-то ситуации сложно молча выслушать все, что нам хотел сказать другой человек. Хотя бы просто выслушать — не то что услышать. А в ситуации, когда другой человек не просто высказывают свою мысль, а высказывает ее эмоционально (или очень эмоционально), спокойно его выслушать не удается практически никому. Люди обычно боятся бурного проявления эмоций со стороны других и всеми способами стремятся их успокоить или хотя бы частично сдержать проявление эмоций. И наиболее часто это проявляется в перебивании другого человека. В ситуации агрессии это усугубляется еще и тем, что человек, на которого направлено раздражение, испытывает достаточно сильный страх. Это нормально и естественно для любого, особенно если агрессия оказалась внезапной и неожиданной (партнер не постепенно закипал, а, допустим, сразу влетел в помещение уже разъяренный). Этот страх вынуждает защищаться, то есть немедленно начать оправдываться или объяснять, почему обвинитель не прав. Естественно, мы начинаем перебивать другого. Нам кажется, что сейчас я уже быстренько объясню, почему я не виноват, и он перестанет на меня орать.

При этом представьте себе человека, который очень сильно возбужден и которого в придачу еще и перебивают. Именно поэтому мы и используем слово «Заткнись»,то есть приложи усилия — иногда большие усилия, — но дай ему сказать все, что он хочет.

Скептический участник тренинга: Если я буду его слушать и молчать, так он тогда до утра орать будет!

Да, нам часто кажется, что, если замолчать и дать человеку говорить и говорить, этот процесс будет продолжаться бесконечно. Особенно если он сильно зол. При этом происходит обратное: долго орать человек не может физически (если кто-то извне не подпитывает его энергией для агрессии своими действиями). Если дать ему свободно говорить и еще при этом участливо слушать, то уже через несколько минут он выдохнется и начнет разговаривать спокойным тоном. Проверьте. Надо лишь немного помолчать.

Итак, самое главное в технике заложено в первом слове. Но важно и последнее — «Кивай» (есть еще вариант техники ЗМКУ, а именно: «Заткнись — Молчи — Кивай и “Угукай”»). От страха мы еще иногда замираем, как кролики перед удавом. Смотрим на агрессора немигающим взглядом и не шевелимся. Тогда он не понимает, мы вообще его слушаем или нет. Поэтому важно не просто молчать, а активно показывать, что мы еще и очень-очень внимательно слушаем.

© Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
© Публикуется с разрешения издательства

Источник

Оцените статью