Вкус орган чувств 4 класс

Урок окружающего мира по теме: » Как мы воспринимаем окружающий мир. Язык-орган вкуса»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Преподавание окружающего мира ведётся в 4-ом классе по УМК » Перспективная начальная школа».В соответствии с требованиями ФГОС сформулирована следующая цель: создать условия для уточнения представлений об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств самый главный. Задачи: формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека, формировать ЗОЖ, развивать интеллектуальные и практические умения детей, развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье, бережное отношение к своему здоровью, учить наблюдательности, развивать воображение и делать выводы, воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.

Скачать:

Вложение Размер
urok_yazyk.docx 23.66 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 25 им.Н.К.Крупской»

Урок окружающего мира

«Как мы воспринимаем окружающий мир. Язык- орган вкуса»

Учитель начальных классов

Мягченкова Светлана Николаевна

Ульяновск 2017 г.

1.Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;

2.Строить небольшие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых природоведческих отношениях.

1.Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

2.Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем;.

1.положительное отношение к изучению окружающего мира; уважение к мыслям и настроениям другого человека.

2.Первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

1.Принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;

2.Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.

— Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека; формировать ЗОЖ;

— Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье; бережное отношение к своему здоровью;

— Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы;

— Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.

Рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, логические рассуждения.

Материалы и оборудование : ПК, видео, тарелки, стаканчики, салфетки, корзина, толковые словари, конверты с заданиями, сахар, яблоко, колечки лука, напитки, шоколадка, зеркало, лупа, памятка (стоматит), 3 стакана с водой

Тип урока : комбинированный.

Вид урока : урок – исследование.

Основные понятия: органы чувств

Форма работы : фронтальная, индивидуальная, групповая.

— названия органов чувств;

— признаки органов чувств

— определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

— различать группы органов чувств;

— ставить опыты с помощью учителя;

— формулировать результат опыта;

— устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока

— Наш урок мне хочется начать с замечательного слова «Здравствуйте». Здравствуйте, уважаемые гости. Здравствуйте, дорогие ребята. Здравствуйте — какое слово чудесное, доброе, красивое, чуточку нежное. Здравствуйте скажем новому дню, здоровья желаем всем и всему!

— Сегодня мы собрались на четвёртое заседание клуба «Мы и окружающий мир», о котором было объявлено заранее. На прошлом уроке мы разделились на группы. Начинаем урок окружающего мира.

-А что вы ожидаете от урока?

-Тогда я желаю вам интересных открытий.

-Прежде, чем нам двигаться вперед , давайте вспомним тему, над которой мы начали работать.

-Зачем нам нужны знания о нашем организме?

-На какие вопросы мы можем дать уже научные ответы?

(как устроен организм человека, о клетках, из которых состоит человеческий организм )

2. Исследование органа вкуса.

А) Прежде, чем говорить далее, мы проведём опыт. На столе стоят 3 стакана с водой. Можете ли вы, сразу определить, в каком стакане сладкая, солёная и простая вода?

– А что для этого нужно сделать? (Нужно попробовать ).

– Какой орган вы подключите к выполнению задания ? (Язык)

(вызываются 3 ученика для проведения опыта)

– Какая вода находится в каждом из стаканов?

— Как вы считаете, от чего зависит такая разная реакция человека на еду или напитки? От вкуса того, что он ест или пьет.

— Какой орган помог определить вкус? (Язык)

-Дайте научное определение этому органу. (Орган вкуса)

3. Постановка учебной задачи

Поставьте цели на урок. Что нам нужно узнать?

– Как мы будем это делать? (Будем работать в группах)

– Для чего нам это нужно? ( дети отвечают, на доску –слова Что?, Как?, Для чего?)

На доске появляется тема : ОРГАН ВКУСА , рядом с картинкой — изображением рта с высунутым язычком.

Проблемный вопрос: — Имеет ли орган вкуса память?

— А чтобы ответить на многие вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. На земле миллиарды продуктов и у каждого свой вкус. Невероятно, но человек способен различать все оттенки этого разнообразия.

Для начала выясним, ДЛЯ ЧЕГО человеку дано ощущать вкус?

Когда вы были совсем-совсем маленькими, вы были настоящими исследователями. Всё, что привлекает внимание младенцев, незамедлительно попадает в рот

Б) Исследователь — человек, занимающийся научными исследованиями.

-Мы тоже можем назвать себя исследователями.

-Кто будет предметом нашего исследования? (Человек)

-Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы.

-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Повторим правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Будь внимательным.

5. Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.

6. Говори только по делу.

7. Работайте дружно, помогайте друг другу.

— Зачем ещё человеку нужен язык? Какие функции выполняет язык человека?

( значение слова ЯЗЫК) Составление ассоциаций.

Учащиеся с помощью учителя составляют ассоциации к слову «язык» и выявляют его многозначность.

1) у животных и человека — орган вкуса;

2) пламя — у костра;

3) средство общения;

4) национальный: казахский, русский, английский и т.д.

А)РАБОТА С ЛУПОЙ

– Возьмите зеркала в руки, рассмотрим наш язык.

-Рассмотрите язык в зеркало. Что вы заметили?( фрагмент видео) Б)Коллективная работа . Работа с толковым словарём. ( работа в интернете)

Новое слово «дегустатор». (Дегустатор – специалист, который определяет качество продукта на вкус)

– Давайте проведём простой опыт: представьте, что мама достала из холодильника лимон, ополоснула его горячей водой, взяла нож и начала разрезать на дольки, сок лимона стал брызгать во все стороны.

– Что происходит? (мы вспомнили вкус лимона, у нас начала даже выделяться слюна)

– Почему так произошло?

– У лимона очень выраженный кислый вкус, который прочно запомнил наш мозг.

Психологическая разминка: “Можно ли тренировать орган вкуса?”

— Какое еще значение имеет язык?

Чувство вкуса может нарушаться, если горло и нос поражены инфекцией. Поэтому, чтобы не болеть простудными заболеваниями чаще гуляйте на свежем воздухе, укрепляйте свой организм, избегайте сквозняков.

В) Работа в группах

(группа № 1) Лаборатория №1

Выполните опыты: Опыт №1. Потрем язык салфеткой и проведем быстро по нему кусочком сахара. Почувствовали ли вкус? Почему?

Вывод: Сухой язык вкуса не ощущает.

Опыт №2 .Подержим сахар во рту чуть дольше или положим его на влажный язык. Что происходит? (Сахар растворяется и ощущается сладкий вкус)

Вывод: Вкус пищи мы ощущаем, если она растворяется в жидкости.

– Растворителем служит слюна. Нерастворимые вещества кажутся безвкусными. Наш язык всегда влажный

Опыт №1. ( Группа №2)

Съешь кусочек яблока, держа под носом колечко лука.

Поделись своими впечатлениями. Сделай вывод, что помогает определить вкус?

Центр вкуса тесно связан с центром обоняния, который расположен в височных долях мозга, поэтому мы лучше воспринимаем вкус вместе с запахом, а если у человека насморк — пища кажется безвкусной.

(группа № 3) Лаборатории №2

Перед вами несколько различных пищевых продуктов и напитки. Необходимо попробовать каждый продукт.

В ходе проведения опыта вам необходимо ответить на вопросы:

1. Сколько разных вкусов вы почувствовали? ________

2. Запишите эти вкусы _________________________________________________________________________

Поставьте пред собой зеркало. Приготовьте ватные палочки и стаканчики с напитками. Смочите ватную палочку в растворе № 1, поочередно прикладывайте палочку к разным зонам (частям) языка. Постарайтесь запомнить ваши ощущения. Проделайте опыт с каждым из предложенных напитков. Для каждого раствора используется новая, чистая палочка.

В ходе проведения опыта необходимо ответить на вопросы:

1. Какие зоны языка лучше воспринимают различные вкусы: горький — _______________часть языка, сладкий — ___________часть языка, кислый — _______________части языка, соленый — _______________часть языка.

2. Обобщите полученную в ходе опытов информацию, сделайте и запишите вывод.

ЧЕЛОВЕК РАЗЛИЧАЕТ 4 ВКУСА: СЛАДКОЕ, ГОРЬКОЕ, КИСЛОЕ, СОЛЁНОЕ.

Сосочки отвечающие за разные вкусы расположены в разных частях языка:

За сладкий вкус отвечают сосочки на кончике языка

За кислый — боковые поверхности ближе к корню

За соленый — боковые поверхности ближе к кончику

За горький — сосочки у корня языка.

4 группа Лаборатория №4

-Возьмите кусочек шоколада, поднесите к носу, понюхайте его, а затем съешьте.

-А теперь, крепко зажав нос, попробуйте шоколад ещё раз.

— Опишите свои личные впечатления, полученные в результате эксперимента с кусочком шоколада, который вы пробовали, зажав ноздри.

ТАБЛИЦА ДЛЯ ГРУПП

1)Мы исследовали орган __________________________

2)Нам предлагалось (описать опыт, что делали)

3)В результате проделанного опыта мы определили:

Председатель заседания объявляет об окончании практической работы в группах и предоставляет слово для отчета (по порядку номеров групп с 1 по 4)

Физкультминутка для язычка.

Сейчас мы выполним несколько упражнений для язычка. Повторяйте за мной.

1. Чистим зубки язычком.

4. Надувание щечек.

Органом вкуса является язык. Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Различные части языка отвечают за разные вкусовые ощущения. Кончик языка распознает сладкое, корень – горькое, боковая часть – кислое, область между кончиком и боковой частью – соленое.

Почему язык называют « сторожем» организма?

— Язык – один из сторожей нашего организма. Если ненароком возьмешь в рот, что-нибудь противное или несвежее, язык тот час донесет об этом мозгу, тот пошлет приказ мышце рта, и ты не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

Ребята, давайте сделаем вывод:

-Какую роль выполняет орган вкуса – язык? Вкус — это один из видов ощущений человека, с помощью которого он познаёт окружающий мир. Так почему же мы стремимся съесть особенно вкусное?

Оказывается, сначала человек начинает принимать еду из — за чувства голода. Голод — это реакция организма, заставляющая нас искать «топливо», чтобы выжить.

Затем умный мозг во время приёма пищи начинает вырабатывать дофамин — вещество, отвечающее за удовольствие. Пока еда поступает в организм, мы испытываем удовольствие, блаженства. После этого, у нас всегда будет еда ассоциироваться с удовольствием. Таким образом, мозг обезопасил наш организм, и мы время от времени ищем «что бы перекусить».

Язык — зеркало здоровья

Старая поговорка утверждает, что язык никогда не врет, только необходимо научиться его понимать. По внешнему виду и цвету языка можно многое узнать о здоровье человека.

Я приглашаю следующего нашего гостя, врача- педиатра

Г) Выступление врача

Снаружи язык открыт бесчисленным множеством сосочков.

В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот.

Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое –боками, а горькое –корнем. Язык – это орган вкуса.

Наш рот выстилает слизистая оболочка. При ее воспалении появляется заболевание –стоматит. На слизистой рта появляются язвочки, начинает течь слюна , появляется боль при жевании и даже появляется температура.

Стоматит – это болезнь грязных рук. Поэтому необходимо соблюдать правила личной гигиены и забыть о таких вредных привычках, как кусание ручек, ногтей. Врач назначает больным кварц, мази, присыпки ,полоскание.

-А что нам посоветует при этом заболевании народная медицина?

НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА ( памятки)

Хорошо помогает при стоматите свежий куриный белок. Им надо аккуратно смазывать во рту. А еще надо взять 10 гр. цветков календулы (ноготки лекарственные)залить 1 стаканом кипятка, настоять 10-15 минут и полоскать рот утром и вечером, предварительно помассировав- Подумайте, какие должны быть правила ухода за полостью рта и языком?

Это интересно: – Как надо пить таблетку, чтобы не почувствовать ее горький вкус? (Надо поместить таблетку на середине языка.)

Мини-эксперимент (работа с конфетой “Шипучка” — постепенно включаются в работу все органы чувств: глаза – кожа – ухо – нос- язык. Т.е. дети сначала рассматривают конфету в упаковке, затем называют признаки, взяв её в руки, отмечают, какие звуки можно услышать, потом раскрывают упаковку, определяют запах, а после определяют вкус конфеты).

И все же ученые говорят : «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а

-Как же это понять?

-Оказывается, человек видит, слышит, чувствует запах и вкус только тогда,

когда сигналы от органов чувств поступают в головной мозг. А поступают они туда по нервам ,необыкновенно быстро. Мы дотрагиваемся пальцами,

например, до книги и сразу чувствуем ее. Но знайте, что за это мгновение сигнал от кожи пальцев успел «добежать» до головного мозга.

-Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг

друга. Все органы чувств имеют память. Каждый из нас ел яблоко и его вкус

не спутает со вкусам огурца. Каждый орган имеет свое представительство в головном мозге- это определенные центры, которые отвечают за тот или иной орган.

-Смогли ли мы ответить на наш главный вопрос?

6. Домашнее задание. Творческая работа.

1)Сообщение, презентация ( Язык животных)

2) Написать памятку “Как сберечь орган вкуса?”

Источник

Читайте также:  Как преодолеть депрессию после аборта
Оцените статью