Вкр развитие эмоциональной сферы

Выпускная аттестационная работа » Психологические особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника»
материал по психологии на тему

Выпускная работа, в которой изучаются психологические особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника, эта тема так же изучена с практической стороны. Для решения поставленных задач исследования нами были проведены тест Тулуз-Пьерона для установления уровня внимания и методика «Веселый или грустный» для определения тревожности школьников. Нами были выбраны 8 учеников 1-го класса В связи с этим, мы предложили рекомендации и игры, которые будут способствовать повышению уровня внимания, и снижению уровня тревожности младших школьников. Предполагалось, что использование на занятиях специальных психомоторных игр будет способствовать профилактике высокого уровня тревожности и повышения уровня развития внимания у младших школьников. Данные игры представлены в приложении 3. Педагогический эксперимент длился в течение двух месяцев.

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalnaya_sfera_mladshego_shkolnika.doc 284.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра начального образования

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: «Психологические особенности развития

эмоциональной сферы младшего школьника»

доктор психологических наук

ГЛАВА I. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы личности младшего школьника 6

1.2 Возрастные особенности эмоциональной сферы личности младшего школьника 10

2.1Методы и организация исследования …………………………………… 18

2.2 Анализ результатов диагностического обследования 21

2.3 Эффективность использования игр для повышения уровня развития внимания и снижения тревожности у учащихся младшего школьного возраста _ 23

2.4 Методические рекомендации для повышения уровня развития внимания у детей младшего школьного возраста ………………………………………. 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ _ 35

Эмоции играют важную роль в жизни каждого человека. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. В младшем возрасте эмоциональная сфера начинает постепенно развиваться и преобразовываться.

В младшем школьном возрасте эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций, таких как, радость, страх, он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.

Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности — учении. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов)[4].

Современное традиционное школьное образование во многом построено на актуализации и поддержании у учащихся определенного уровня тревожности. Учитель, оценочно экзаменационная система, неадекватные родительские ожидания в отношении успехов в учебе называются школьниками самыми распространенными факторами, способствующими возникновению у них беспокойства. Очень высокая тревожность является субъективным проявлением психологического неблагополучия. «Поведенческие ее проявления могут заключаться в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность» [2].
Между тем влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у младших школьников. У них наблюдается несовершенство функции коры больших полушарий, что проявляется у детей в особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы и эмоциональны.

Проблема исследования заключается в поиске путей развития эмоциональной сферы личности младшего школьника.

Проблема определяется противоречием:

с одной стороны, нужно развивать эмоциональную сферу личности младших школьников, с другой стороны, все дети разные, к каждому нужен индивидуальный подход.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды в области психологии таких исследователей, как Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Р.С.Немова и других.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что эмоциональная сфера может повлиять на уровень тревожности и как следствие появление низкого уровня внимания детей младшего школьного возраста.

Цель исследования : выявить, каким же образом, эмоциональная сфера влияет на уровень тревожности и внимание детей младшего школьного возраста.

Объект исследования : эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования процесс развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

— изучить литературу по проблеме развития эмоциональной сферы личности младшего школьника;

— изучить возрастные особенности эмоциональной сферы личности младшего школьника;

— разработать методики для изучения уровня тревожности и внимания детей младшего школьного возраста;

— выявить эффективность использования игр для повышения уровня развития внимания и снижения тревожности у детей младшего школьного возраста;

— разработать методические рекомендации для повышения уровня развития внимания у детей младшего школьного возраста;

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы :

  1. Анализ научной литературы по проблемам исследования;
  2. Психологическое тестирование;
  3. Обработка и интерпретация результатов эмпирического исследования;
  4. Педагогический эксперимент;

Практическая значимость: данная работа, результаты исследования, предложенные рекомендации предназначены для улучшения эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.

1-й класс МОУ СОШ № 8 х.Васильевского Кочубеевского района .

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, приложений.

  1. Во введении рассматриваются актуальность данной темы, цель и задачи работы.
  2. В первой главе речь идет о теоретических основах изучения эмоциональной сферы личности младшего школьника. Во второй главе проведено экспериментальное исследование по данной проблеме.
  3. В заключении приведены основные выводы и результаты работы.

ГЛАВА I. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы личности младшего школьника

1.1 Общая характеристика младшего школьного возраста

К 7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу — все это создает предпосылки того, чтобы систематически учиться.

С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняются его режим, отношения с окружающими людьми. Основным видом деятельности становится учение. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новое положение ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет добросовестное, ответственное отношение младших школьников к учению и школе. Не случайно они на первых порах воспринимают отметку как оценку своих стараний, прилежания, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Одобрение учителя побуждает юс еще больше «стараться»[3].

Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться читать, правильно и красиво писать, считать. Правда, их больше увлекает сам процесс учения, и младший школьник проявляет в этом отношении большую активность и старательность. Об интересе к школе и процессу учения свидетельствуют и игры младших школьников, в которых большое место отводится школе и учению[7].

У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть в застывшей позе, любят побегать на перемене. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях;

Первоклассника, как и дошкольника, в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности (например, атрибуты классного санитара — санитарная сумка, повязка с красным крестом и т. п.).

С первых дней обучения в школе у ребенка появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя и с выполненными заданиями, потребность в одобрении со стороны взрослых (особенно учителя), потребность выполнять определенную общественную роль (быть старостой, санитаром, командиром «звездочки» и т. д.)[ 6].

Обычно потребности младших школьников, особенно тех, кто не воспитывался в детском саду, носят первоначально личную направленность. Первоклассник, например, часто жалуется учителю на своих соседей, якобы мешающих ему слушать или писать, что свидетельствует о его озабоченности личным успехом в учении. Постепенно в результате систематической работы учителя по воспитанию у учащихся чувства товарищества и коллективизма их потребности приобретают общественную направленность. Дети хотят, чтобы класс был лучшим, чтобы все были хорошими учениками. Они начинают по собственной инициативе оказывать друг другу помощь. О развитии и укреплении коллективизма у младших школьников говорит растущая потребность завоевать уважение товарищей, нарастающая роль общественного мнения[24].

Для познавательной деятельности младшего школьника характерна прежде всего эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя — все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта; образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки.

Образность проявляется и в мыслительной деятельности детей. Они склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Например, на вопрос, как надо понимать слова: «Один в поле не воин», — многие отвечают: «А с кем ему воевать, если он один?» Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия. Учитывая образность мышления, учитель применяет большое количество наглядных пособий, раскрывает содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на ряде конкретных примеров. И запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново[19].

В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется, прежде всего, содержательная сторона переживаний. Если дошкольника радует то, что с ним играют, делятся игрушками и т. п., то младшего школьника волнует главным образом то, что связано с учением, школой, учителем. Его радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению.

Наряду с эмоцией радости немаловажное значение в развитии личности младшего школьника имеют эмоции страха. Нередко из-за боязни наказания малыш говорит неправду. Если это повторяется, то формируется трусость и лживость. Вообще, переживания младшего школьника проявляются подчас очень бурно.

В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся восторженно относятся к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, отражая свои переживания в играх, высказываниях[20].

Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым авторитетом.

Поэтому очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. В самый ранний период жизни у детей появляется масса эмоций. Они выражают радость и привязанность, гнев, печаль и стыд, страх и тревогу, доверие, удовлетворение и гордость. В течение дня взрослые испытывают на себе самые различные эмоции ребенка. Эмоции дают детям (и взрослым тоже) информацию об их состоянии. Положительные эмоции, такие как радость и доверие, дают детям ощущение безопасности и надежности. От других эмоций им плохо, так как они сигнализируют об опасности и неудовольствии. Гнев означает, что ребенок встретился с препятствием. Печаль приводит к снижению активности и дает детям время для того, чтобы адаптироваться к потере или разочарованию [ 4].

Школа способствует развитию высших чувств у детей: моральных, интеллектуальных и эстетических. Участие в жизни школьного коллектива формирует у младших школьников чувство коллективизма и общественной солидарности. Выполнение определенных обязанностей в школьном коллективе, совместная учебная и общественная деятельность, взаимная ответственность друг перед другом и перед классом в целом приводят к тому, что у учащихся накапливается необходимый практический опыт морального поведения в коллективе. На основе этого опыта у школьников формируется чувство долга и ответственности, умение подчинять свои чувства и личные интересы общим целям и интересам коллектива.[3,6].
Складывающиеся моральные нормы поведения в коллективе заметно влияют на формирование чувства товарищества и дружбы у младших школьников. Чувства честности, взаимопомощи и уважения друг друга, формирующиеся в школьном коллективе, переносятся и на личные дружеские и товарищеские отношения учащихся этого возраста. Показательны различия в характере дружбы у младших школьников разных классов. У учащихся 1 и 2 классов дружеские взаимоотношения еще

недостаточно устойчивы и мотивы дружбы слабо осознаются. Нередко дети этого возраста меняют своих друзей по случайным и субъективным мотивам. В основе дружбы младших школьников лежат общие интересы, преимущественно связанные с игровой деятельностью, с проведением свободного досуга, прогулками и т. п. [4, 8].

1.2 Возрастные особенности эмоциональной сферы личности младшего школьника

Эмоции – это особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций, например, радость, страх, удовольствие, явлений и событий в течение жизни. Эмоции являются одним из главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека [11].

Изучив литературу по теме нашей работы, мы выяснили, что эмоциональное развитие ребенка младшего школьного возраста является основным аспектом, который объясняет и выражает состояние его психического здоровья.

Особенностью эмоционального развития младшего школьника является то, что его чувства и эмоции всегда преобладают над различными видами деятельности ребенка.

Психологи заметили, что школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога — фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется от деятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что «проваливается» в других ситуациях. И все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой.

И.П. Брязгунов и Е.В. Касатикова в своих работах выделяют тенденцию к ярко выраженному снижению внимания, при высоком уровне тревожности, которая наблюдается в непривычных ситуациях, особенно когда необходимо действовать самостоятельно. Дети не проявляют упорства ни во время занятий, ни в играх, не могут досмотреть до конца любимую телепередачу. Переключение внимания при этом отсутствует, поэтому быстро сменяющие друг друга виды деятельности осуществляются редуцированно, некачественно и фрагментарно, однако, при указании на ошибки дети стараются их исправить. Н.Л. Кряжева выделяет, что нарушение внимания у девочек достигает максимальной выраженности к 6 годам и становится ведущим нарушением в этом возрастном периоде. Автор утверждает, что основные проявления гипервозбудимости наблюдаются в различных формах двигательной расторможенности, которая бесцельна, ничем не мотивирована, бесситуативна и обычно не управляема ни взрослыми, ни сверстниками [23].

А.О. Дробинская и Л.А. Ясюкова утверждают, что такая повышенная двигательная активность, переходящая в двигательную расторможенность, является одним из множества симптомов, сопровождающих нарушения развития ребёнка. Целенаправленное моторное поведение менее активно, чем у здоровых детей того же возраста. В области двигательных способностей обнаруживаются координаторные нарушения [15].

Ряд авторов Н.Н. Заваденко, О.В. Халецкая, В.Д. Трошин отмечают, что импульсивность проявляется в неряшливом выполнении заданий (несмотря на усилие все делать правильно), в несдержанности в словах, поступках и действиях, (например, выкрикивание с места во время занятия, неспособность дождаться своей очереди в играх или другой деятельности), в неумении проигрывать, излишней настойчивости в отстаивании своих интересов (невзирая на требования взрослого). С возрастом проявления импульсивности меняются: чем ребенок старше, тем импульсивность более выражена и заметнее для окружающих [16].

По мнению Г. Бардиера, И. Ромозана, Т. Чередникова, спокойная обстановка, указания взрослых приводят к тому, что деятельность гиперактивных детей становится успешной. Эмоции оказывают исключительно сильное влияние на деятельность этих детей. Эмоции средней интенсивности могут её активизировать, однако при дальнейшем повышении эмоционального фона деятельность может быть полностью дезорганизована, а всё только что усвоенное, разрушено [7].

Младшие школьники с гиперактивностью демонстрируют снижение произвольности собственной активности как одной из основных составляющих развития ребенка, обуславливающей снижение и незрелость формирования в развитии внимания, ориентации, слабости нервной системы.

Как отмечает Е.В. Мурашова, незнание того, что у ребенка есть функциональные отклонения в работе мозговых структур, и неумение создать ему соответствующий режим обучения и жизни в целом в младшем школьном возрасте порождают множество проблем в начальной школе [23].

Оптимальный и должный уровень развития ребенка младшего школьного возраста говорит о том, что ребенок имеет определенное количество знаний и умений, соответствующих данному возрасту, владеет определенными способами деятельности, а так же, имеет высокий уровень развития эмоциональной сферы и социальной позиции.

Благоприятные условия жизни, обучения и воспитания, игровой и продуктивной деятельности оказывают значимое влияние на эмоциональное развитие школьника. Возрасте 6-7 лет у ребенка складываются взаимоотношения с со взрослыми людьми, сверстниками, так же происходит формирование предпочтений и интересов ребенка.

В этом возрасте вышеперечисленные аспекты должны быть сформированы в должной мере, так как недостатки этого сложно исправить в будущем, это может нанести вред не только интеллектуальному развитию ребенка, но и эмоционально-волевому.

В младшем школьном возрасте ребенок учится понимать свои чувства, переживания, эмоции других людей. Ребенок начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику.

В данном возрасте эмоциональное развитие ребенка отличается непроизвольностью, непосредственностью, яркостью чувств. Эмоции и чувства ребенка очень быстро вспыхивают, а затем угасают так же быстро, их проявление бурное и яркое [9].

В младшем школьном возрасте ребенок часто испытывает чувство симпатии, привязанности, любви, сострадания, жалости, остро переживает и ласку, и похвалу, и наказание, и порицание, легко реагирует на конфликтные ситуации, быстро расстраивается от неудач, легко обижается и плачет, бурно выражает чувства к героям книг и фильмов. Но все это так же быстро угасает и забывается.

Развитие эмоций ребенка младшего школьного возраста связано с возникновением у него новых интересов, потребностей и мотивов.

Исходя из этого, интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в дошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии.

К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания [10].

Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка.

Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства.

У младшего школьника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки.

Исходя из этого, роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. В дошкольном возрасте ребенок радовался только тому, что получил то, что он хочет, а в младшем школьном возрасте он уже радуется тому, что имеет возможность когда-то получить желаемое. Это говорит о его эмоциональном развитии [6].

Например, ребенок уже может отказаться от интересной игры, для того, чтобы сделать какой-то подарок родителям на праздник. При этом зная и представляя, как обрадуются этому подарку родители, и как они похвалят его. Именно в этом возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, открыть их для себя.

Таким образом, изучив литературу по теме нашей работы, мы пришли к выводу, что у ребенка эмоции начинают развиваться с младшего возраста. Большое значение для эмоционального развития имеет круг общения ребенка – это семья, детский сад, школа и другое окружение [13].

В более младшем возрасте эмоции у ребенка проявляются на низком уровне, то есть самые простые реакции. Чем старше становится ребенок, тем эмоции становятся более четкими и выраженными. Для более эмоционального успешного развития следует целенаправленно работать с ребенком, развивать другие сферы и вовлекать его в активное общение как со взрослыми, так и со сверстниками.

Чем старше становится ребенок, тем выразительнее и ярче начинает проявлять свои чувства и эмоции, так же к этому возрасту, ребенок начинает учиться скрывать или гасить порывы эмоций. Это говорит о проявлении контроля над своими чувствами, а так же о развитии эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста [4].

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Дети младшего школьного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека. При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти.

Дети прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам). Таким образом, даже младшие школьники имеют недостаточные представления об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их проявлениях, что же говорить о более младших детях!

Опыт работы показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями надо с 1 класса (после завершения адаптационного периода): дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием «настроение». И конечно же, они с огромным удовольствием выполняют практические задания, играют.

Неблагополучие в эмоциональной жизни современных школьников побуждает психологов и педагогов искать формы и методы работы с чувствами детей в системе обучения. Обсуждение форм работы с детскими чувствами задает проблематику личностного контекста обучения.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим школьнику необходимы умения выстраивать эффективные отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога.

Целью образования сегодня становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться». Большую роль здесь играет эмоциональное состоянии младших школьников. Гиперактивным детям очень тяжело усваивать новый материал, работать в коллективе. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность.

Обучение в начальной школе должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Организовывать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Когда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Только в этом случае мы сможем выпустить из начальной школы ученика, портрет которого определен новым образовательным стандартом.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться [4].

В свете введения новых образовательных стандартов большое внимание педагогов и психологов уделяется эмоциональной жизни ребенка в школе и открывает несколько фундаментальных проблем:

— мотивация учения в ее эмоциональном аспекте (желание и нежелание учиться, учебные страхи и стрессы);

— система значимых отношений среди участников образовательного взаимодействия (родители-учителя-одноклассники);

— формы учебного общения на уроке, стимулирующие чувства детей (дискуссии, соревнования, игры, диспуты);

— модели обучения, развивающие эстетические, нравственные чувства школьников;

— развитие религиозного, философского, нравственного, эмоционально-ценностного отношения к людям и миру в обучении.

Источник

Читайте также:  При поцелуе чувствуешь как у него встает
Оцените статью